Фрина

редактировать
Куртизанка в Древней Греции от Генрика Семирадского, ок. 1889. Фрина показана обнаженной, готовящейся вступить в море.

Фрина (; Древнегреческий : Φρύνη) (род. Ок. 371 г. до н.э.) была древнегреческой куртизанкой (гетайра ), с четвертого века до нашей эры. Она наиболее известна своим судом за нечестие, где ее защищал оратор Hypereides.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Слава
    • 1.2 Испытание
  • 2 В современной культуре
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

Жизнь

Копия Афродита Книдосская. Считается, что Фрина является образцом оригинала.

Настоящее имя Фрины было Мнесарете (Μνησαρέτη, «память о добродетели»), но из-за ее желтоватого цвета лица ее называли Фрине ("жаба "). Это прозвище часто давали и другим куртизанкам и проституткам. Она родилась дочерью Эпикла в Феспии в Беотии, но жила в Афинах. Точные даты ее рождения и смерти неизвестны, но она родилась около 371 г. до н.э. В том же году Фивы разрушили Феспии вскоре после битвы при Левктре и изгнали ее жителей. Она могла пережить реконструкцию Фив в 315/316 году до нашей эры.

Слава

Афиней дает множество анекдотов о Фрине. Он восхваляет ее красоту и пишет, что по случаю праздников Элевсинии и Посейдонии она распустила волосы и вышла обнаженной в море. Это вдохновило художника Апеллеса на создание своей знаменитой картины Афродиты Анадиомены (Ἀφροδίτη Ἀναδυομένη, поднимающейся из моря, также иногда изображаемой как Венера Анадиомена ). Предположительно скульптор Пракситель, который был также ее любовником, использовал ее как модель для статуи Афродиты Книдской, первой обнаженной статуи женщины из Древней Греции.

Согласно Афинею, Пракситель изготовил для нее еще две статуи: статую Эроса, освященную в храме Феспии, и статую самой Фрины, сделанную из цельного золота и освящен в храме Дельфы. Он стоял между статуями Архидама III и Филиппа II. Когда Фивские Ящики увидел статую, он назвал ее «жертвой расточительства Греции». Павсаний сообщает, что две статуи Аполлона стояли рядом с ней статуя и что она была сделана из позолоченной бронзы. Павсаний почти наверняка прав в своем утверждении, что использовалась позолоченная бронза.

Афиней утверждает, что она была настолько богата, что предложила финансировать восстановление стен Фив, которые были разрушены Александром Великим в 336 г. до н.э., при условии, что на них будут начертаны слова «Уничтожен Александром, восстановлен куртизанкой Фриной». Диоген Лаэртий повествует о неудавшейся попытке Фрины на добродетель философа Ксенократ.

Хэвлок утверждает, что история о Фрине, плавающей обнаженной в море, вероятно, является сенсационной выдумкой. Поскольку Плутарх видел статуи в Феспиях, и сам Каваллини не сомневается в их существовании. Она действительно думает, что любовь Праксителя и Фрины была изобретением более поздних биографов. Фивы были восстановлены в 315 или 316 году до нашей эры, но сомнительно, предлагала ли Фрина когда-либо восстанавливать их стены. Диодор Сицилийский пишет, что афиняне перестроили большую часть стены и что Кассандр позже оказал дополнительную помощь. Он не упоминает о предполагаемом предложении Фрины.

Испытание

Фрины перед Ареопагом Жан-Леон Жером, ок. 1861 Фрина Хосе Фраппа. Фрина изображена обнажающей грудь перед присяжными.

Самым известным событием в жизни Фрины является ее суд. Афиней пишет, что она была привлечена к уголовной ответственности и защищена оратором Гипереидом, который был одним из ее любовников. Афиней не уточняет характер обвинения, но Псевдо-Плутарх пишет, что ее обвиняли в нечестии. Обвинительную речь написал Анаксимен из Лампсака, согласно Диодору Перигету. Когда казалось, что приговор будет неблагоприятным, Гипереид снял с Фрины мантию и обнажил ее груди перед судьями, чтобы вызвать их жалость. Ее красота внушала суеверный страх судьям, которые не могли заставить себя приговорить к смерти «пророчицу и жрицу Афродиты». Они решили оправдать ее из жалости.

Однако Афиней также дает другой отчет об испытании, приведенном в Эфесии Посидиппа Кассандрейского. Он просто описывает Фрину, как держащую руку каждого присяжного, со слезами умоляющую сохранить ее жизнь, без упоминания ее раздевания. Крэйг Купер утверждает, что рассказ о Посидиппе является достоверной версией и что Фрина ни разу не обнажила грудь перед судом во время судебного разбирательства.

Согласно Куперу, первое описание суда, данное Афинеем, и более короткое описание дела Псевдо-Плутарх в конечном итоге происходит от работы биографа Гермиппа Смирнского (около 200 г. до н.э.), который адаптировал историю из Идоменея из Лампсака (около 300 г. до н.э.). Рассказ о Посидиппе - самая ранняя известная версия. Если бы раздевание произошло, Посидипп, скорее всего, упомянул бы об этом, потому что он был комическим поэтом. Таким образом, вполне вероятно, что снятие одежды с Фрины было более поздним изобретением, датируемым некоторым временем после 290 г. до н.э., когда Посидипп был активным поэтом. Примерно в то время писал Идоменей.

Более того, Купер продолжает, что свидетельства предполагают, что Идоменей изобрел более непристойную версию истории, возможно, в своем желании пародировать и высмеивать афинские демагоги в зале суда. Учитывая его предпочтение приписывать этим демагогам сексуальные излишества, провокационный акт раздевания Фрины соответствует характеру, который Гиперид приобрел в творчестве Идоменея. Как это не редкость в биографической традиции, более поздние биографы не заметили, что более ранние биографы не давали точного представления о событиях. Более поздний биограф Гермипп включил рассказ об Идоменея в свою биографию. Отрывок из биографии Гермиппа сохранился в работе Афинея и Псевдо-Плутарха.

Есть также аргументы в пользу правдивости разоблачения. Слова «пророчица и жрица Афродиты» могли указывать на то, что Фрина участвовала в фестивале Афродизии на Эгине. Если бы это было правдой, это показало бы присяжным, что она пользуется благосклонностью богини и заслуживает жалости. Кроме того, в то время считалось, что женщины особенно способны вызывать симпатию судей. В этих целях матери и дети могут быть привлечены к суду. Открытие груди не было ограниченным или нетипичным для проституток или куртизанок, но также могло использоваться для пробуждения сострадания.

В современной культуре

Карикатура 1884 года в журнале Пак «Фрина перед трибуналом в Чикаго» высмеивает Джеймса Дж. Блейна. В основе мультфильма - «Фрина перед Ареопагом» Жерома.

Суд над Фриной вдохновил на создание различных произведений искусства, в том числе картину Фрина перед Ареопагом (Phryné devant l'Areopage) Жана -Леон Жером, из 1861 года, хотя ничто в источниках не указывает, что она предстала перед этим конкретным судом; 1867 Фрина Артуром Гроттгером, картина Фрины 1904 года; скульптура Фрина работы французского скульптора Александра Фальгьера ; и скульптура американского скульптора «Фрина перед судьями» 1948 года. Другие картины, вдохновленные жизнью Фрины, включают Дж. Фрина М. В. Тернера идет в общественные бани в роли Венеры - Демосфен насмехается над Эсхином.

Другие произведения искусства, вдохновленные жизнью Фрины, включают в себя стихи Шарля Бодлера «Лесбос» и «Красота» и «Фламинго» Райнера Марии Рильке ; опера Фрина Камиля Сен-Санса ; книги Димитриса Вароша и Витольда Яблоньского ; и фильм 1953 года, Frine, cortigiana d'Oriente.

См. также

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с Фрин на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-02 04:20:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте