Андоцид

редактировать

Андоцид (; Греческий : Ἀνδοκίδης, Andokides; c. 440 - ок. 390 г. до н.э.) был логографом (спичрайтером) в Древней Греции. Он был одним из десяти аттических ораторов, включенных в «Александрийский канон», составленный Аристофаном Византийским и Аристархом Самофракийским в III веке до нашей эры.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Ораторское искусство
  • 3 Список сохранившихся речей
  • 4 Примечания
  • 5 Внешние ссылки

Жизнь

Андоцид был сыном Леогораса, и родился в Афинах около 440 г. до н.э. Он принадлежал к древнему Евпатридскому роду Керикес, который прослеживает свою родословную до Одиссея и бога Гермеса.

в юности Андоцида., он, по всей видимости, несколько раз работал послом в Фессалии, Македонии, Молоссии, Феспротии, Италии и Сицилия. И хотя на него часто нападали за свои политические взгляды, он сохранял свою позицию до 415 года, когда он стал участником обвинения, выдвинутого против Алкивиада за осквернение тайн и изуродование Гермов Накануне отъезда против Сицилии. Представлялось особенно вероятным, что Андоцид был соучастником последнего из этих преступлений, что считалось предварительным шагом к свержению демократической конституции, поскольку Херм, стоявший рядом со своим домом в фил Эгейском море, был среди них. очень немногие из них не пострадали.

Андоцид был соответственно схвачен и брошен в тюрьму, но через некоторое время вернулся на свободу, пообещав, что он станет осведомителем и раскроет имена настоящих исполнителей преступления. ; и по предложению некоего Хармида или Тимея он упомянул четырех, все из которых были преданы смерти. Говорят, что он также осудил своего отца по обвинению в осквернении тайн, но снова спас его в час опасности - обвинение, которое он категорически отрицал. Но так как Андоцид не смог снять с себя обвинения, он был лишен своих прав гражданина и покинул Афины.

Андоцид путешествовал по разным частям Греции и в основном занимался торговлей и налаживание связей с влиятельными людьми. Средства, которые он использовал, чтобы завоевать дружбу с влиятельными людьми, были иногда самой дурной репутации; среди которых, в частности, упоминается услуга, которую он оказал принцу на Кипре.

В 411 году Андоцид вернулся в Афины после установления олигархического правительства страны. Четыреста, надеясь, что определенная услуга, которую он оказал афинским кораблям на Самосе, обеспечит ему радушный прием. Но как только олигархи были проинформированы о возвращении Андоцида, их лидер Пейсандр схватил его и обвинил в том, что он поддерживал оппозиционную им партию на Самосе. Во время судебного процесса Андоцид, заметив, что против него преобладает гнев, прыгнул к алтарю, стоявшему во дворе, и принял там позу просителя. Это спасло ему жизнь, но он был заключен в тюрьму. Однако вскоре после этого он был освобожден или сбежал из тюрьмы.

Затем Андоцид отправился на Кипр, где некоторое время пользовался дружбой Эвагора ; но по тем или иным обстоятельствам он рассердил своего друга и был отправлен в тюрьму. Здесь он снова сбежал, а после восстановления демократии в Афинах и отмены Четырехсот он рискнул еще раз вернуться в Афины; но поскольку он все еще страдал от приговора к лишению гражданских прав, он пытался с помощью взяток убедить prytaneis позволить ему присутствовать на собрании народа. Последний, однако, изгнал его из города. Именно по этому случаю, в 411 г., Андоцид произнес до сих пор сохранившуюся речь «По возвращении», в которой он просил разрешения на проживание в Афинах, но тщетно. В третьем изгнании Андоцид поселился в Элиде, и во время его отсутствия в родном городе его дом был занят Клеофоном, ведущим демагогом..

Андоцид оставался в изгнании до тех пор, пока после свержения тирании Тридцати Фрасибулом, когда провозглашенная тогда всеобщая амнистия дала ему надежду, что ее преимущества будут распространены и на него.. Сам он говорит, что вернулся в Афины с Кипра, где утверждал, что обладает большим влиянием и значительным имуществом. Из-за всеобщей амнистии ему было разрешено остаться в Афинах, в течение следующих трех лет он жил в мире и вскоре восстановил влиятельное положение. Согласно Лисию, всего через десять дней после его возвращения он выдвинул обвинение против Архиппа или Аристиппа, которое, однако, он отклонил, получив сумму денег. В этот период Андоцид стал членом boule, в котором он, по-видимому, имел большое влияние, а также в народном собрании. Он был гимназиархом, был послан на Истмийские игры и Олимпийские игры, и ему даже была поручена должность хранителя священной сокровищницы.

Но в 400 г. Каллий, поддержанный Агиррием, Мелетом, и призвал не допустить, чтобы Андоцид присутствовал на собрании, поскольку он никогда не был официально освобожден от гражданского лишения избирательных прав. Каллиас также обвинил его в нарушении законов о храме в Элевсине. Оратор отстаивал свою правоту в дошедшей до нас речи «О мистериях» (περὶ τῶν μυστηρίων), в которой он утверждал, что не участвовал в осквернении таинств или нанесении увечий гермзам, что он не нарушал законы храма в Элевсине, что в любом случае он получил свое гражданство обратно в результате амнистии, и что Каллий действительно был мотивирован частным спором с Андоцидом по поводу наследства. Он был оправдан. После этого он снова наслаждался миром, пока в 394 г. он не был отправлен послом в Спарту с уважением к миру, который должен быть заключен вследствие победы Конона у Книда. По возвращении он был обвинен в незаконном поведении во время пребывания в посольстве. Речь «О мире с лакедемонами» (περὶ τῆς πρὸς Λακεδαιμονίους εἰρήνης), которая сохранилась до сих пор, относится к этому делу. Он был доставлен в 393 году (хотя некоторые ученые относят его к 391 году). Андоцид был признан виновным и в четвертый раз отправлен в ссылку. Он больше не вернулся и, кажется, умер вскоре после этого удара.

Андоцид, по-видимому, не имел детей, так как он описан в возрасте 70 лет как бездетный, хотя схоласт в Аристофан упоминает Антифон как сын Андоцида. Большое состояние, которое он унаследовал от своего отца или приобрел в своих коммерческих начинаниях, значительно уменьшилось в последние годы его жизни.

Ораторское искусство

Как оратор, Андоцид, похоже, не любит пользовались очень большим уважением у древних, так как он редко упоминается, хотя, как говорят, он написал комментарий к своим речам. Мы не слышим о его обучении в какой-либо из софистических школ того времени, и он, вероятно, развил свои таланты в практической школе народного собрания. Следовательно, в его речах нет манерности, и они действительно, как говорит Плутарх, просты и свободны от всякой риторической пышности и орнамента.

Иногда, однако, его стиль расплывчат, становится утомительным и неясным. Лучшая из его речей - речь о мистериях; но для истории того времени все они имеют огромное значение.

Помимо трех уже упомянутых речей, которые, несомненно, являются подлинными, есть четвертая, направленная против Алкивиада (κατὰ Ἀλκιβιάδου), которая, как говорят, была произнесена Андоцидом во время остракизма 415 г.; но, вероятно, это ложь, хотя кажется, что она содержит подлинный исторический материал. Некоторые ученые приписывают его Феаксу, который, согласно Плутарху, участвовал в остракизме. Но более вероятно, что это риторическое упражнение начала четвертого века до нашей эры, поскольку официальные речи не произносились во время остракизма, а обвинение или защита Алкивиада были постоянной риторической темой. Помимо этих четырех речей, мы располагаем лишь несколькими фрагментами и некоторыми очень расплывчатыми намёками на другие речи.

Список сохранившихся речей

  1. О мистериях (Περὶ τῶν μυστηρίων «Де Мистериис»). Защита Андоцида от обвинения в нечестии в осквернении Элевсинских мистерий и нанесении увечий Герме
  2. По возвращении (Περὶ τῆς ἑαυτοῦ καθόδου «De Reditu»). Мольба Андоцида о его возвращении и снятии инвалидности.
  3. О мире со Спартой (Περὶ τῆς πρὸς Λακεδαιμονίους εἰρήνης «De Pace»). Аргумент в пользу мира со Спартой.
  4. Против Алкивиада (Κατὰ Ἀλκιβιάδου «Contra Alcibiadem »). Обычно считается ложным.

Примечания

Атрибуция

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-10 23:51:17
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте