Феноменализм - это точка зрения, согласно которой нельзя с полным основанием сказать, что физические объекты существуют сами по себе, а существуют только как перцептивные явления или сенсорные раздражители (например, покраснение, твердость, мягкость, сладость и т. Д.), Расположенные во времени и пространстве. В частности, некоторые формы феноменализма сводят разговоры о физических объектах внешнего мира к разговорам о связках чувственных данных.
Феноменализм - радикальный форма эмпиризма. Его корни как онтологического взгляда на природу существования можно проследить до Джорджа Беркли и его субъективного идеализма, на основании которых Дэвид Хьюм доработана. Джон Стюарт Милль имел теорию восприятия, которую обычно называют классическим феноменализмом. Это отличается от идеализма Беркли в том, что касается того, как объекты продолжают существовать, когда их никто не воспринимает (эта точка зрения также известна как «локальный реализм »). Беркли утверждал, что всеведущий Бог воспринимает все объекты и что это то, что поддерживает их существование, тогда как Милль утверждал, что постоянных возможностей опыта было достаточно для существования объекта. Эти постоянные возможности могут быть проанализированы в контрфактических условных выражениях, например, «если бы у меня были ощущения типа y, то у меня также были бы ощущения x-типа».
В качестве эпистемологической теории о возможности познания объектов внешнего мира, однако, вероятно, что наиболее легко понятную формулировку феноменализма можно найти в трансцендентальной эстетике Иммануил Кант. Согласно Канту, пространство и время, которые являются априорными формами и предпосылками всякого чувственного опыта, «относятся к объектам только в той мере, в какой они рассматриваются как явления, но не представляют вещи сами по себе». Хотя Кант настаивал на том, что знание ограничено феноменами, он никогда не отрицал и не исключал существования объектов, которые нельзя было познать посредством опыта, вещей-в-себе или ноуменов, хотя он никогда их не доказывал.
Кантовский «эпистемологический феноменализм», как его называли, весьма отличается от более ранней онтологической версии Беркли. С точки зрения Беркли, так называемые «вещи в себе» не существуют, кроме как субъективно воспринимаемых пучков ощущений, которым гарантируется последовательность и постоянство, поскольку они постоянно воспринимаются разумом Бога. Следовательно, в то время как Беркли считает, что объекты - это просто связки ощущений (см. теория пучков ), Кант считает (в отличие от других теоретиков связок), что объекты не перестают существовать, когда они больше не воспринимаются каким-то просто человеческим субъектом. или ум.
В конце 19 века Эрнст Мах сформулировал еще более крайнюю форму феноменализма, позже развитую и уточненную Расселом, Эйером и логическими позитивистами. Мах отрицал существование Бога, а также отрицал, что явления - это данные, переживаемые разумом или сознанием субъектов. Напротив, Мах считал чувственные явления «чистыми данными», существование которых следовало рассматривать до любого произвольного различия между ментальными и физическими категориями явлений. Таким образом, именно Мах сформулировал ключевой тезис феноменализма, который отделяет его от теории связок объектов: объекты - это логические конструкции из чувственных данных или идей; тогда как согласно теориям связок объекты состоят из наборов или связок актуальных идей или восприятий.
То есть, согласно теории связок, сказать, что груша передо мной существует, значит просто сказать, что определенные свойства (зелень, твердость и т. Д.) Воспринимаются в этот момент. Когда эти характеристики больше никем не воспринимаются и не переживаются, объект (в данном случае груша) больше не существует. Феноменализм, сформулированный Махом, напротив, представляет собой точку зрения, согласно которой объекты представляют собой логические конструкции, основанные на перцептивных свойствах. С этой точки зрения, сказать, что в другой комнате есть стол, когда в этой комнате нет никого, кто мог бы его воспринимать, означает сказать, что если бы в этой комнате был кто-то, то этот человек бы воспринимал стол. Учитывается не реальное восприятие, а условная возможность восприятия.
Логический позитивизм, движение, начавшееся как небольшой кружок, выросший вокруг философа Морица Шлика в Вене, вдохновлял многих философов в англоязычном мире с 1930-х по 1950-е годы. Важное влияние на их вид эмпиризма оказали Эрнст Мах, который возглавлял кафедру индуктивных наук в Венском университете, должность, которую позднее занял Шлик, и кембриджский философ Бертран Рассел. Идея некоторых логических позитивистов, таких как А.Дж. Айер и Рудольф Карнап должны были применить феноменализм в лингвистических терминах, давая возможность надежного дискурса физических объектов, таких как таблицы, в строгих терминах фактического или возможного сенсорного опыта.
Американский философ 20-го века Артур Данто утверждал, что «феноменалист считает, что все, что в конечном итоге имеет смысл, может быть выражено в терминах нашего собственного [чувственного] опыта». Он утверждал, что «феноменалист действительно привержен наиболее радикальному виду эмпиризма: для него ссылка на объекты всегда в конечном итоге является ссылкой на чувственный опыт...»
феноменалист, объекты любого рода должны быть связаны с опытом. «Джон Стюарт Милль когда-то говорил о физических объектах как о« постоянной возможности опыта », и это, в общем и целом, именно то, что использует феноменалист: все, что мы можем иметь в виду, говоря о физических объектах - или нефизических объектах. объекты, если они есть - вот какой опыт мы получили бы, имея дело с ними... ". Однако феноменализм основан на мысленных операциях. Сами по себе эти операции неизвестны из чувственного опыта. Такие неэмпирические, не чувственные операции - это «... неэмпирические вопросы пространства, времени и непрерывности, которые эмпиризм во всех его формах и несмотря на его структуру, похоже, требует...»
См. сравнение Сенсуализм, с которым тесно связан феноменализм.
Родерик Чизолм критиковал логико-позитивистскую версию феноменализма в 1948 году. C.I. Льюис ранее предполагал, что физическое утверждение «Передо мной дверная ручка» обязательно влечет за собой сенсорное условное выражение «Если мне кажется, что я вижу дверную ручку, и если я должен казаться себе начав захватывающее движение, то, по всей вероятности, должно последовать ощущение прикосновения к дверной ручке ".
Родерик Ферт сформулировал еще одно возражение в 1950 году, основанное на теории относительности восприятия: белые обои выглядят белыми при белом свете и красными при красном свете и т. д. Любой возможный опыт, возникающий в результате возможного образа действий, очевидно, не будет определять наше окружение: он определит, например, что есть либо белые обои под красным светом, либо красные обои под белым светом и т. д.