Клод Адриан Гельвециус

редактировать
Клод Адриан Гельвециус
Claude Adrien Helvétius.png
Родился(1715-01-26) 26 января 1715 года. Париж, Франция
Умер26 декабря 1771 (1771-12-26) (56 лет). Париж, Франция
Эра18 век философия
РегионЗападная философия
Школа Утилитаризм. Французский материализм
Основные интересыЭтика ·Политическая философия
Влияния
Под влиянием

Клод Адриан Гельвеций (; Француз: ; 26 января 1715 - 26 декабря 1771) был французским философом, масон и littérateur.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Философия
    • 2.1 De l'esprit и его восприятие
    • 2.2 Психологический эгоизм
    • 2.3 Естественное равенство интеллектов
    • 2.4 Всевластие образования
    • 2.5 Влияние
    • 2.6 Критика
  • 3 Поэзия
  • 4 Библиография
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Жизнь

Клод Адриан Гельвециус родился в Париже, Франция, и происходил из семьи врачей, первоначально называвшейся Швейцер (что означает «швейцарский » на немецком языке; Латинизировано как Гельвеций ). Его дед ввел употребление ипекакуаны ; его отец был первым врачом Марии Лещинской, королевы Франции. Клод Адриан был подготовлен к финансовой карьере, обучался у своего дяди по материнской линии в Кане, но свободное время он занимал поэзией. В возрасте двадцати трех лет, по просьбе королевы, он был назначен генерал-фермером на должность сбора налогов стоимостью 100 000 крон в год. Обеспечив это, он продолжал в полной мере наслаждаться жизнью с помощью своего богатства и щедрости, своих литературных и художественных вкусов - он посещал, например, прогрессивный Club de l'Entresol. Повзрослев, он начал искать более устойчивые различия, чему способствовал успех Пьера Луи Мопертюи как математика, из Вольтера как поэт и Монтескье как философ. Его жена Анна-Катрин де Лигнивиль, мадам Гельветиус, более пяти десятилетий содержала салон, в котором присутствовали ведущие деятели Просвещения.

В 1758 году Гельвеций опубликовал свой философский магнум опус, труд под названием De l'esprit (О разуме), в котором утверждалось, что все человеческие способности являются атрибутами простого физического ощущения и что единственный реальный мотив - личный интерес., следовательно, нет добра и зла, только соревновательные удовольствия. Его атеистическая, утилитарная и эгалитарная доктрины вызвали общественный резонанс, и Сорбонна публично сожгла его в 1759 году, вынудив Гельвеция выпустить несколько опровержения.

Château de Voré (Collines des Perches, Loir-et-Cher )

В 1764 году Гельвеций посетил Англию, а в следующем году по приглашению Фридриха II отправился в Берлин, где король уделял ему много внимания.

Спустя 10 лет, когда он счел свое состояние достаточным, он оставил пост генерал-фермера и удалился в загородное поместье во Франции, где он направил свое состояние на помощь бедным, поощрение сельского хозяйства и развитие промышленности. Этим он завоевал восхищение многих философов.

Гельвеций был одним из нескольких французских философов который провел время при дворе Фридриха Великого из Пруссии (изображен выше)

Семья Гельвеция жила попеременно на замке Воре (Collines des Perches, Loir-et-Cher ) и их парижский особняк на улице Сент-Анн.

Философия

De l'esprit и ее прием

Философские исследования Гельвеция закончились производством его знаменитая книга De l'esprit (О разуме). Впервые он был опубликован в 1758 году и должен был соперничать с Монтескьё Духом законов, где Гельвеций решительно возражал против теории Монтескье о том, что климат влияет на характер наций.

Работа сразу привлекла внимание и вызвала самую сильную оппозицию, особенно со стороны дофина Людовика, сына короля Людовика XV. Генеральный прокурор Жоли де Флери осудил ее в парламенте Парижа в январе 1759 года. Сорбонна осудила книгу, а священники убедили суд, что это полный самых опасных доктрин. Книга была объявлена ​​еретической - настолько атеистической, что была осуждена церковью и государством и сожжена. Гельвеций, напуганный штормом, который он поднял, написал три отдельных и унизительных опровержения. Несмотря на его протесты против ортодоксальности, книга была публично сожжена парижским палачом.

Это имело далеко идущие негативные последствия для остальных философов, в частности, Дени Дидро, и огромную работу, которую он проделывал над Энциклопедией. Религиозные авторитеты, особенно иезуиты и новый папа, начали опасаться распространения атеизма и хотели жестко и быстро подавить «современную мысль». Де л'еспри стал почти козлом отпущения за это.

Титульный лист английского перевода «Де л'Эспри» 1759 года

Эта громкая огласка привела к тому, что книга была переведена почти на все языки Европы. Вольтер сказал, что ему не хватало оригинальности. Руссо заявил, что сама доброжелательность автора опровергла его принципы. Гримм думал, что все идеи в книге были заимствованы у Дидро. Мадам дю Деффан чувствовала, что Гельвеций поднял такую ​​бурю, открыто высказав то, что все думали втайне. Мадам де Граффиньи утверждала, что все хорошее, что есть в книге, было куплено в ее собственном салоне.

Психологический эгоизм

Философия Гельвеция принадлежит эгоистической школе:

  1. Все способности человека могут быть сведены к физическим ощущениям, даже к памяти, сравнению, суждению. Наше единственное отличие от низших животных заключается в нашей внешней организации.
  2. Личный интерес, основанный на любви к удовольствиям и страхе боли, является единственным источником осуждения, действия и привязанности. Человеческие существа мотивированы исключительно стремлением к удовольствиям и избеганием боли. «Эти два, - говорит он, - являются и всегда будут единственными принципами действия в человеке». Самопожертвование вызвано тем фактом, что ощущение удовольствия перевешивает сопутствующую боль и, таким образом, является результатом сознательного расчета.
  3. У нас нет свободы выбора между добром и злом. Абсолютного права не существует - идеи справедливости и несправедливости меняются в соответствии с обычаями.

Этот взгляд на человека был в значительной степени гоббсовским - человек - это система, детерминированно управляемая подходящей комбинацией вознаграждения и наказания., а цель правительства - обеспечить максимальное удовольствие.

Естественное равенство разумов

«Все люди, - утверждал Гельвеций, - обладают одинаковым расположением к пониманию». Как один из многих Локковских учеников французского Просвещения, он рассматривал человеческий разум как чистый лист, но свободный не только от врожденных идей, но и от врожденных природных предрасположенностей и склонностей. Физиологическое строение было в лучшем случае второстепенным фактором характера или способностей мужчин. Любое очевидное неравенство не зависело от естественной организации и объяснялось неравным желанием учиться. Это желание проистекает из страстей, которым в одинаковой степени подвержены все хорошо организованные люди. Таким образом, мы всем обязаны образованию. Социальная инженерия, таким образом, является предприятием, не ограниченным естественными способностями мужчин.

Это естественное равенство распространялось на всех людей во всех нациях, и поэтому различия в национальных характеристиках были не результатом врожденных различий между людьми в них, а скорее побочным продуктом системы образования и управления. «Ни одна нация, - писал Гельвеций, - не имеет оснований считать себя выше других в силу своих врожденных способностей».

Этот радикально эгалитарный аспект философии Гельвеция заставил Дидро заметить, что если бы это было правдой, De l'esprit с таким же успехом мог бы быть написан собачником Гельвеция.

Всемогущество образования

Поскольку все люди обладают одинаковым природным потенциалом, утверждал Гельвеций, все они обладают одинаковыми способностями к обучению. Таким образом, образование - это метод реформирования общества, и есть несколько ограничений для радикальных социальных улучшений, которые могут быть вызваны надлежащим распределением образования. Хотя кажется, что люди обладают определенными качествами в большем количестве, чем их соседи, объяснение этому исходит «сверху» - это связано с образованием, законом и правительством. «Если мы обычно встречаемся в Лондоне со знающими людьми, которых гораздо труднее найти во Франции», то это потому, что это страна, где «каждый гражданин участвует в управлении делами в целом». «Искусство формировать людей, - заключает он, - во всех странах [...] строго связано с формой правления», и, таким образом, образование через государственное вмешательство является методом реформ.

суть его мысли заключалась в том, что общественная этика имеет утилитарную основу, и он решительно настаивал на важности культуры и образования в национальном развитии. Его мышление можно охарактеризовать как бессистемное.

Влияние

Исходные идеи в его системе - это идеи естественного равенства интеллектов и всемогущества образования, ни одна из которых не получила всеобщего признания, хотя обе занимали видное место в системе Джон Стюарт Милль. Чезаре Беккариа утверждает, что он был во многом вдохновлен Гельвецием в его попытке изменить уголовные законы. Гельвеций также оказал некоторое влияние на утилитаристов Джереми Бентама.

Материалистические аспекты Гельвеция, наряду с бароном д'Гольбахом, оказали влияние на Карла Маркса, теоретика исторического материализма и коммунизма, которые изучили идеи Гельвеция в Париже и позже назвали материализм Гельвеция и д'Гольбаха «социальной основой коммунизма».

Критика

Немецкий философ Иоганн Георг Хаманн решительно выступал против рационалистических доктрин Гельвеция.

Британский философ Исайя Берлин перечислил Гельвеция, вместе с Гегелем, Фихте, Руссо, Сен-Симоном и Местром в качестве одного из шести "врагов" свободы », составлявший идеологическую основу современного авторитаризма, в его книге« Свобода и предательство: шесть врагов человеческой свободы ».

Поэзия

Его поэтические амбиции привели к стихотворение Le Bonheur (опубликованный пост смиренно, рассказывая о жизни и творчестве Гельвеция Жан-Франсуа де Сен-Ламбер, 1773), в котором он развивает идею о том, что истинное счастье можно найти только в том, чтобы заинтересовать одного человека, который из всех.

Библиография

Работа под названием De l'homme, de ses facultés intellectuelles et de son éducation, найденная среди его рукописей, была опубликована после его смерти. Существует полное издание сочинений Гельвеция, опубликованных в Париже в 1818 году.

Для оценки его работы и его места среди философов 18 века см. Виктор Кузен. Philosophie sensualiste (1863); PL Lezaud, Философские резюме (1853); Ф. Д. Морис, в его «Современной философии» (1862), стр. 537 сл.; Дж. Морли, Дидро и энциклопедисты (Лондон, 1878 г.); Д. Г. Мостратос, Die Pädagogik des Helvétius (Берлин, 1891); "Салон мадам Гельвециус" (1894 г.); A Piazzi, Le idee filosofiche specialmente pedagogiche de C. A. Helvétius (Милан, 1889 г.); Георгий Плеханов, Beiträge zur Geschichte des Materialismus (Штутгарт, 1896 г.); L Limentani, Le teorie psicologiche de C. A. Helvétius (Верона, 1902); Кейм, Гельвеций, sa vie et son œuvre (1907); Исайя Берлин, «Гельвеций» в книге «Свобода и ее предательство: шесть врагов свободы», изд. Генри Харди (Оксфорд, 2002), стр. 11–26.

Ссылки

Внешние ссылки

Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные или о:. Клод Адриен Гельвециус
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Клод Адриен Гельвециус
Последняя правка сделана 2021-05-15 10:26:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте