Коллективизм - это ценность, характеризующаяся акцентом на сплоченность между людьми и приоритетом группы над собой. Отдельные лица или группы, которые придерживаются коллективистского мировоззрения, склонны находить общие ценности и цели особенно важными и демонстрировать большую ориентацию на внутри группы, чем на чужую. Считается, что термин «внутригруппа» более расплывчато определен для коллективистов, включая социальные единицы, от нуклеарной семьи до религиозной или расовой / этнической группы.
Немецкий социолог Фердинанд Тоннис описал раннюю модель коллективизма и индивидуализма, используя термины Gemeinschaft (сообщество) и Gesellschaft (общество). Считалось, что отношения Gemeinschaft, в которых коммунизм является приоритетом, характерны для небольших сельских деревенских общин. Антрополог Редфилд (1941) повторил это понятие в работе, противопоставляя народное общество городскому обществу.
Макс Вебер (1930) противопоставлял коллективизм и индивидуализм через призму религии, полагая, что протестанты были более индивидуалистичными и самостоятельными. по сравнению с католиками, которые одобряли иерархические, взаимозависимые отношения между людьми. Герт Хофстеде (1980) оказал большое влияние на начало эры межкультурных исследований, проводящих сравнения по измерениям коллективизма и индивидуализма. Хофстеде концептуализировал коллективизм и индивидуализм как часть единого континуума, где каждая культурная конструкция представляет собой противоположный полюс. Автор охарактеризовал людей, которые одобряли высокую степень коллективизма, как встроенных в их социальный контекст и ставящих общественные цели выше индивидуальных.
Коллективизм был важной частью Марксистско-ленинская идеология в Советском Союзе, где она сыграла ключевую роль в формировании Нового советского человека, добровольно жертвуя своей жизнью ради блага коллектива. Такие термины, как «коллектив» и «массы» часто использовались в официальном языке и восхвалялись в агитпроп литературе, например, Владимиром Маяковским (Кому нужна «1») и Бертольт Брехт (Решение, Человек равен человеку ).
Анархо-коллективизм имеет дело с коллективизмом в децентрализованном анархическом система, в которой люди получают оплату за свой прибавочный труд.
Конструкция коллективизма представлена в эмпирической литературе под несколькими разными именами. Чаще всего это термин взаимозависимый само- конструктивное. Другие фразы, используемые для описания концепции коллективизма-индивидуализма, включают аллоцентризм-идиоцентризм, коллективно-частное Я, а также подтипы коллективизма-индивидуализма (значение, вертикальные и горизонтальные подтипы). Считается, что непоследовательная терминология объясняет некоторые трудности эффективного обобщения эмпирической литературы по коллективизм.
В одной критической модели коллективизма Маркус и Китайма описывают взаимозависимое (то есть коллективистское) Я как фундаментально связанное с социальным контекстом. Таким образом, наше самоощущение зависит от окружающих и частично определяется ими и в первую очередь проявляется в публичном открытом поведении. Таким образом, организация себя руководствуется использованием других в качестве ориентира. То есть взаимозависимый человек использует невысказанные мысли, чувства и убеждения другого человека, с которым у него есть отношения, а также поведение другого человека, чтобы принимать решения относительно своих внутренних атрибутов и действий.
Маркус и Китайма также внесли свой вклад в литературу, оспаривая одномерную модель коллективизма-индивидуализма Хофстеде. Авторы концептуализировали эти две конструкции двумерно, так что и коллективизм, и индивидуализм могут поддерживаться независимо и потенциально в одинаковой степени. Это мнение было поддержано другими выдающимися теоретиками в этой области.
Некоторые исследователи расширили рамки коллективизма-индивидуализма, включив более всеобъемлющий взгляд. В частности, Триандис и его коллеги представили теоретическую модель, которая включает понятие реляционных контекстов. Авторы утверждают, что области коллективизма и индивидуализма можно далее описать с помощью горизонтальных и вертикальных отношений. Горизонтальные отношения считаются равными по статусу, тогда как вертикальные отношения характеризуются как иерархические и неравные по статусу. Таким образом, горизонтальный коллективизм проявляется как ориентация, при которой высоко ценится групповая гармония и считается, что члены группы имеют равное положение. Вертикальный коллективизм включает в себя приоритетность групповых целей над индивидуальными целями, подразумевая иерархическое позиционирование себя по отношению к всеобъемлющей внутригруппе. Горизонтально-вертикальная модель индивидуализма-коллективизма получила эмпирическую поддержку и использовалась для изучения моделей внутри культур. Последующая работа других исследователей предполагает, что для описания независимых и взаимозависимых моделей самости может потребоваться до семи измерений.
Созданные У. Б. Дюбуа, некоторые исследователи приняли историческую перспективу возникновения коллективизма среди некоторых культурные группы. Дюбуа и другие утверждали, что угнетенные группы меньшинств борются с внутренним разделением, что означает, что развитие самоидентификации индивидов из этих групп включает интеграцию собственных представлений об их группе, а также обычно негативных социальных взглядов на их группу. Считается, что это разделение влияет на формирование целей, так что люди из маргинализованных групп склонны ставить коллективистские ценности выше индивидуалистических.
Некоторые организационные исследования выявили различные варианты коллективизма. К ним относятся институциональный коллективизм и коллективизм внутри группы. Институциональный коллективизм - это идея о том, что рабочая среда создает ощущение коллективизма из-за схожих статусов и одинаковых вознаграждений, таких как получение одинаковой зарплаты. Коллективизм внутри группы - это идея, согласно которой группа людей, выбранная человеком, например семья или группа друзей, создает ощущение коллективистского характера. Внутригрупповой коллективизм можно назвать семейным коллективизмом.
Считается, что культурные взгляды находятся во взаимной взаимосвязи с процессами макроуровня, такими как экономика, социальные изменения и политика. Социальные изменения в Китайской Народной Республике хорошо иллюстрируют это. Начиная с начала 1980-х годов, в Китае произошло резкое расширение экономических и социальных структур, что привело к большему неравенству доходов между семьями, меньшему участию правительства в программах социального обеспечения и усилению конкуренции за рабочие места. Этим изменениям соответствовал сдвиг в идеологии китайских граждан, особенно среди тех, кто был моложе, от коллективизма (преобладающей культурной идеологии) к индивидуализму. В Китае этот сдвиг также отразился в образовательной политике, так что учителей поощряли к развитию индивидуальных мнений и самоэффективности своих учеников, что до вышеупомянутых экономических изменений не было подчеркнуто в китайской культуре.
Попытки изучить ассоциацию коллективизма и политических взглядов и моделей поведения в основном предпринимались на общенациональном уровне. Однако более изолированные политические движения также приняли коллективистские рамки. Например, коллективистский анархизм - это революционная анархистская доктрина, которая выступает за отмену государственной и частной собственности на средства производства. Вместо этого он предполагает, что средства производства находятся в коллективной собственности и контролируются и управляются самими производителями.