Марсилио Фичино | |
---|---|
Марсилио Фичино с фрески, написанной Доменико Гирландайо в капелле Торнабуони, Санта-Мария-Новелла, Флоренция | |
Родился | 19 октября 1433 года Фильине Вальдарно, Флорентийская Республика |
Умер | 1 октября 1499 г. (1499-10-01)(65 лет) Кареджи, Флорентийская республика |
Гражданство | Флорентийский |
Период | Итальянский ренессанс |
Жанр | неоплатонизм |
Известные работы | |
Родственники | Diotifeci d'Agnolo Алессандра ди Наноччио (родители) |
Часть серии по |
неоплатонизм |
---|
Реконструированный бюст, предположительно изображающий Плотина |
Концепции |
Работает |
Люди
|
похожие темы |
Философский портал |
|
Марсилио Фичино ( итальянский: [marˈsiːljo fiˈtʃiːno] ; латинское имя: Marsilius Ficinus ; 19 октября 1433 - 1 октября 1499) был итальянским ученым и католическим священником, который был одним из самых влиятельных философов- гуманистов раннего итальянского Возрождения. Он был астрологом, возродителем неоплатонизма в контакте с крупнейшими академиками своего времени и первым переводчиком всех дошедших до нас сочинений Платона на латынь. Его Флорентийская академия, попытка возродить Платоновскую академию, повлияла на направление и характер итальянского Возрождения и развитие европейской философии.
Фичино родился в Фильине Вальдарно. Его отец, Диотифечи д'Аньоло, был врачом под патронажем Козимо Медичи, который взял молодого человека в свой дом и стал пожизненным покровителем Марсилио, который стал наставником его внука Лоренцо Медичи. Джованни Пико делла Мирандола, итальянский философ-гуманист и ученый, был еще одним из его учеников.
Во время заседаний Ферраро-Флорентийского собора во Флоренции в 1438–1445 годах, во время неудачных попыток излечить раскол Восточной (Православной) и Западной (Католической) церквей, Козимо Медичи и его интеллектуальное окружение познакомились с философ-неоплатоник Джордж Гемистос Плетон, чьи рассуждения о Платоне и александрийских мистиках настолько очаровали гуманистов Флоренции, что они назвали его вторым Платоном. В 1459 году Иоанн Аргиропулос читал лекции по греческому языку и литературе во Флоренции, и Фичино стал его учеником.
Когда Козимо решил заново основать Академию Платона во Флоренции, он выбрал Фичино в качестве ее главы. В 1462 году Козимо снабдил Фичино греческими рукописями сочинений Платона, после чего Фичино начал перевод всего корпуса на латынь (черновой перевод диалогов закончен в 1468–1449 годах; опубликован в 1484 году). Фичино также подготовил перевод собрания эллинистических греческих документов, найденных Леонардо да Пистойя, позже названных Герметикой, и сочинений многих неоплатоников, включая Порфири, Ямвлиха и Плотина.
Среди его многочисленных учеников был Франческо Каттани да Дьякчето, которого Фичино считал своим преемником на посту главы Флорентийской платонической академии. Ученик Диакчето, Джованни ди Бардо Корси, в 1506 году написал краткую биографию Фичино.
Получив образование врача, Фичино стал священником в 1473 году.
Часть серии по |
Герметизм |
---|
Мифология |
Герметические искусства |
Герметические сочинения |
Связанные исторические личности (античные и средневековые) |
|
Связанные исторические личности (раннее Новое время) |
Современные ответвления |
|
В 1474 году Фичино завершил свой трактат о бессмертии души Theologia Platonica de immortalitate animae (Платоновское богословие). В порыве энтузиазма по поводу каждого нового открытия из античности, он проявлял большой интерес к искусству астрологии, что привело его к неприятностям с католической церковью. В 1489 году он был обвинен в ереси перед папой Иннокентием VIII и нуждался в сильной защите, чтобы уберечь его от осуждения.
В письме 1492 года Фичино провозгласил: «Этот век, как золотой век, возвратил на свет гуманитарные науки, которые почти исчезли: грамматика, поэзия, риторика, живопись, скульптура, архитектура, музыка... этот век, кажется, усовершенствовался. астрология ".
Письма Фичино за период с 1474 по 1494 год сохранились и были опубликованы. Он написал De amore (О любви) в 1484 году. De vita libri tres (Три книги о жизни) или De triplici vita (Книга жизни), опубликованная в 1489 году, содержит множество медицинских и астрологических советов по поддержанию здоровья и энергичность, а также приверженность неоплатоническим взглядам на одушевление мира и его интеграцию с человеческой душой:
Будут какие-то люди, суеверные и слепые, которые видят жизнь даже в самых низменных животных и самых подлых растениях, но не видят жизни на небесах или в мире... Теперь, если эти маленькие человечки дадут жизнь самым маленьким частицы мира, какое безумие! какая зависть! ни знать, что Целое, в котором «мы живем, движемся и существуем», живо само по себе, ни желать, чтобы это было так.
Одной из метафор этой интегрированной «живости» является астрология Фичино. В « Книге жизни» он подробно описывает взаимосвязь между поведением и последствиями. В нем говорится о списке вещей, которые влияют на судьбу человека.
Вероятно, из-за раннего влияния своего отца, Диотифечи, который был врачом Козимо Медичи, Фичино опубликовал латинские и итальянские трактаты на медицинские темы, такие как Consiglio contro la pestilenza (Рекомендации по лечению чумы) и De vita libri tres. (Три книги о жизни). Его медицинские работы оказали значительное влияние на врачей эпохи Возрождения, таких как Парацельс, с которым он разделял представление о единстве микро- и макрокосмоса и их взаимодействии через соматические и психологические проявления с целью исследования их сигнатур для лечения болезней. Эти работы, которые были очень популярны в то время, касались астрологических и алхимических концепций. Таким образом, Фичино попал под подозрение в ереси; особенно после публикации третьей книги в 1489 году, в которой содержались конкретные инструкции о здоровой жизни в мире демонов и других духов.
Примечательно, что Фичино ввел термин « платоническая любовь», который впервые появился в его письме к Аламанно Донати в 1476 году. В 1492 году Фичино опубликовал Epistulae (Послания), которые содержали платонические любовные письма, написанные на латыни, своему академическому коллеге и давнему другу., Джованни Кавальканти, о природе платонической любви. Важно отметить, что письма Фичино к Кавальканти привели к популяризации термина «платоническая любовь» в Западной Европе.
Фичино умер 1 октября 1499 года в Кареджи. В 1521 году его память почтили бюстом Андреа Ферруччи, который находится в южной части нефа собора Санта-Мария-дель-Фьоре.