Деизм

редактировать
Вера в Бога без откровения или авторитета

Деизм (или ; происходит от латинского «deus », что означает «бог ») - философская позиция, которая отвергает откровение как источник религиозных знаний и утверждает, что причина и наблюдение из естественного мира достаточно, чтобы установить существование Высшего Существа или создателя вселенной.

По крайней мере, еще Фома Аквинский, христианин Мысль признала два источника познания Бога: откровение и «естественный разум». Изучение истин, открываемых разумом, называется естественным богословием. В эпоху Просвещения, особенно в Британии и Франции, философы начали отвергать откровение как источник знания и апеллировать только к истинам, которые, по их мнению, могут быть установлены одним разумом. Таких философов называли «деистами», а философская позиция, которую они отстаивали, - «деизмом».

Деизм как отдельное интеллектуальное движение пришел в упадок к концу 18 века. Некоторые из его принципов продолжали жить в рамках других интеллектуальных движений, таких как унитаризм, и у него по-прежнему есть сторонники.

Содержание

  • 1 Деизм Просвещения
    • 1.1 Происхождение слова «деизм»
    • 1.2 Обзор деизма Просвещения
    • 1.3 Герберт Черберийский и ранний английский деизм
    • 1.4 Расцвет деизма, 1696 г. –1801
    • 1.5 Аспекты деизма Просвещения
      • 1.5.1 Истоки религии
      • 1.5.2 Бессмертие души
      • 1.5.3 Молитва и поклонение
      • 1.5.4 Чудеса и божественное провидение
      • 1.5.5 Свобода и необходимость
    • 1.6 Дэвид Хьюм
    • 1.7 Деизм в Соединенных Штатах
    • 1.8 Деизм во Франции и континентальной Европе
    • 1.9 Упадок деизма Просвещения
  • 2 Современный деизм
    • 2.1 Последние философские дискуссии о деизме
    • 2.2 Деизм в современной Америке
    • 2.3 Всемирный союз деистов
    • 2.4 Позитивный деизм
    • 2.5 Церковь деизма
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Библиография
    • 5.1 Истории
    • 5.2 Первоисточники
  • 6 Внешние ссылки

Деизм Просвещения

Происхождение слова «деизм»

Слова деизм и теизм образованы от слов, означающих g «бог»: латинское deus и греческое theos (θεός). Слово déiste впервые появляется на французском языке в 1564 году в работе швейцарского кальвиниста по имени Пьер Вирет, но было вообще неизвестно во Франции до 1690-х годов, когда Пьер Байль опубликовал его знаменитый Словарь, в котором была статья о Вирете.

В английском языке слова «деист» и «теист» изначально были синонимами, но к 17 веку эти термины начали расходиться по значению.. Термин деист в его нынешнем значении впервые появляется на английском языке в книге Роберта Бертона Анатомия меланхолии (1621).

Обзор деизма Просвещения

По крайней мере, со времен Фомы Аквинского христианская мысль признала два достоверных источника религиозного знания: божественное откровение и естественный разум («естественное богословие»). Во время Просвещения некоторые мыслители продолжали принимать разум, наряду с особенностями природного мира, как достоверный источник религиозных знаний, но они отвергли достоверность откровения. Эти мыслители были «деистами», и слово «деизм» относится к их коллективной атаке на идею божественного откровения.

По сути, авторы-деисты вели интеллектуальную войну против идеи откровения. Это была партизанская война в том смысле, что авторы-деисты действовали независимо, и каждый автор проводил свои атаки по-своему. Одни авторы-деисты нападали со спокойной логикой, другие яростно нападали с моральным негодованием; одни апеллировали к историческим фактам, другие - с острым юмором и сарказмом. Эти авторы высказали столь же широкий разброс мнений по вопросам естественного богословия. Некоторые верили в бессмертие души, посмертное наказание для нечестивых и посмертное вознаграждение для добродетельных; другие этого не сделали; некоторые не определились. После того, как Ньютон опубликовал свои открытия, некоторые считали Бога часовщиком; далекий Создатель и Первопроходец, который свернул вселенную, привел ее в движение, а затем отступил; бессмысленно молиться такому Богу, который уж точно не слушает. Другие чувствовали более тесную связь с Богом и верили, что Бог услышал их молитвы и ответил на них. Те, кто верил в Бога-часовщика, отвергали возможность чудес - после того, как Бог установил законы природы и привел в движение великий космос, Богу не нужно было продолжать возиться со своим творением. Другие допускали возможность чудес; В конце концов, Бог был всемогущ и мог делать все что угодно, включая временное нарушение своих естественных законов.

Деистов также вдохновляли самые разные мотивы (которые, по крайней мере, частично объясняют разнообразие их опасений и выводов). Это было время научной революции ; некоторые были воодушевлены вновь обретенным уважением к науке («натурфилософия»), сопровождаемым отвращением к суевериям, иррациональности и бессмыслице. Некоторых опечалили и оттолкнули жестокие религиозные войны, опустошавшие Европу на протяжении десятилетий; их целью было найти способ остановить боевые действия. Другие сопротивлялись сокрушительной политической власти, которой обладали организованные церкви в своих странах, церкви, которые запрещали им мыслить свободно, подвергали их цензуре, если они пытались опубликовать свои мысли, и (если их можно было поймать) наказывали их, когда им это удавалось. в издательском деле.

Подробности войны деистов с откровением можно найти в статье о деизме в Англии и Франции в 18 веке. Здесь мы рассмотрим только несколько типичных деистов, чтобы показать, как они иллюстрируют многие личные грани деизма.

Герберт Черберийский и ранний английский деизм

Эдвард Герберт, портрет Исаака Оливера (1560–1617)

Первое важное утверждение деизма на английском языке - Lord Книга Герберта Чербери De Veritate (1624 г.). Герберт, как и его современник Декарт, искал основы знания. Первые две трети его книги De Veritate (Об истине, отличной от Откровения, вероятного, возможного и ложного) посвящены изложению теории познания Герберта .. Герберт различал истины, полученные через опыт и рассуждения об опыте, от врожденных истин и от истин, открытых. Врожденные истины запечатлены в нашем сознании, и свидетельством того, что они запечатлены, является их всеобщее признание. Термин Герберт для общепринятых истин был notitiae communes - Общие понятия. Когда дело дошло до религии, Герберт считал, что существует пять общих понятий.

  • Есть один Верховный Бог.
  • Ему следует поклоняться.
  • Добродетель и благочестие - главные составляющие божественного поклонения.
  • Нам следует сожалеть о наши грехи и покаяться в них
  • Божественная доброта распределяет награды и наказания как в этой жизни, так и после нее.

У самого Герберта было относительно мало последователей, и только в 1680-х годах Герберт нашел настоящего преемника in Чарльз Блаунт (1654–1693).

Расцвет деизма, 1696–1801

Появление Очерка Джона Локка, касающегося Человеческое понимание (1690 г.) знаменует собой важный поворотный момент и новую фазу в истории английского деизма. Эпистемология Герберта была основана на идее «общих представлений», по сути, на врожденных идеях. Знаменитая атака Локка на врожденные идеи в «Эссе» фактически разрушила эту основу. После Локка деисты больше не могли апеллировать к врожденным идеям, как это делал Герберт. Вместо этого деисты были вынуждены обратиться к аргументам, основанным на опыте и природе. Под влиянием Ньютона они обратились к аргументу от дизайна как к главному аргументу в пользу существования Бога.

Питер Гей идентифицирует Джона Толанда. Христианство не таинственное (1696) и вызванный им «неистовый ответ» положили начало постлокковскому деизму. Среди выдающихся личностей Гей описывает Толанда и Мэтью Тиндала как наиболее известных, но Гей считал их скорее талантливыми публицистами, чем философами или учеными. Он считает, что Миддлтон и Энтони Коллинз вносят больший вклад в суть дебатов; в отличие от писателей-маргиналов, таких как Томас Чабб и Томас Вулстон.

. Другие британские деисты, известные в этот период, включают Уильяма Волластона, Чарльза Блаунта, Генри Сент-Джон, 1-й виконт Болингброк, а в последней части - Питер Аннет, Томас Чабб и Томас Морган. Энтони Эшли-Купер, третий граф Шефтсбери также имел большое влияние. Хотя он и не представлял себя деистом, он разделял многие ключевые взгляды деистов и теперь обычно считается деистом.

Особого внимания заслуживает «Христианство Мэтью Тиндала, старое как сотворение мира» (1730 г.), которое «стало, очень скоро после публикации, ставшая центром деистской полемики. Поскольку здесь можно найти почти все аргументы, цитаты и вопросы, поднимавшиеся на протяжении десятилетий, труд часто называют «Библией деистов» ». После успешной атаки Локка на врожденные идеи «Библия» Тиндала переопределила основы деистской эпистемологии как знания, основанные на опыте или человеческом разуме. Это эффективно увеличило разрыв между традиционными христианами и тем, что он называл «христианскими деистами», поскольку этот новый фундамент требовал, чтобы «открытая» истина подтверждалась человеческим разумом.

Аспекты деизма Просвещения

Деизм Просвещения состоял из двух философских утверждений: (а) разум, наряду с особенностями природного мира, является достоверным источником религиозных знаний, и (б) откровение не является достоверным источником религиозных знаний. Различные авторы деистов расширили эти два утверждения, чтобы создать то, что Лесли Стивен позже назвал «конструктивным» и «критическим» аспектами деизма. «Конструктивные» утверждения - утверждения, которые, по мнению авторов-деистов, были оправданы апелляциями к разуму и особенностям природного мира (или, возможно, были интуитивно очевидными), - включали:

  • Бог существует и создал вселенную.
  • Бог дал люди - способность рассуждать.

«Критических» утверждений - утверждений, вытекающих из отрицания откровения как достоверного источника религиозного знания - было гораздо больше. В их число входили:

  • Отказ от всех книг, включая Библию, которые, как утверждается, содержат божественное откровение.
  • Отказ от непонятного представления о Троице и других религиозных «тайн».
  • Отказ от сообщений о чудесах, пророчествах и т. Д.

Истоки религии

Центральная предпосылка деизма заключалась в том, что религии того времени были искажением исходной религии, которая была чистой, естественной, простой и рациональный. Человечество утратило эту изначальную религию, когда она была впоследствии развращена «священниками», которые манипулировали ею для личной выгоды и для классовых интересов духовенства и инкрустировали ее суевериями и «тайнами» - иррациональными теологическими доктринами. Деисты называли эту манипуляцию религиозной доктриной «священством», что весьма уничижительно. В глазах деистов это искажение естественной религии было предназначено для того, чтобы миряне сбивались с толку «тайнами» и зависели от духовенства в получении информации о требованиях для спасения - это дало священству огромную власть, над которой священство, естественно, работало. поддерживать и увеличивать. Деисты считали своей миссией избавиться от «священничества» и «тайн». Тиндал, возможно, самый выдающийся писатель-деист, утверждал, что в этом и заключалась надлежащая изначальная роль христианской церкви.

Одним из следствий этой предпосылки было то, что современные примитивные общества или общества, существовавшие в далеком прошлом, должны иметь религиозные верования, менее инкрустированные суевериями и более близкие к естественному богословию. Эта позиция становилась все менее правдоподобной, поскольку такие мыслители, как Дэвид Хьюм, начали изучать естественную историю религии и предположили, что истоки религии лежат не в разуме, а в эмоциях, таких как страх неизвестного.

Бессмертие души

У разных деистов были разные верования о бессмертии души, о существовании ада и проклятия для наказания нечестивых и о существовании Небес для вознаграждения добродетельных. Энтони Коллинз, Болингброк, Томас Чабб и Питер Аннет были материалистами и либо отрицали, либо сомневались в бессмертии души. Бенджамин Франклин верили в реинкарнацию или воскресение. Лорд Герберт Чербери и Уильям Волластон считали, что души существуют, переживают смерть и в загробной жизни награждаются или наказываются Богом за свое поведение в жизни. Томас Пейн верил в «вероятность» бессмертия души.

Молитва и поклонение

Под влиянием космологии Ньютона многие деисты считали Бога далеким Создателем, который ранил поднял вселенную, привел ее в движение и затем отступил. Эти деисты, естественно, считали бессмысленным молиться или поклоняться Богу, который уж точно не слушал. Другие, однако, чувствовали более тесную связь с Богом и верили, что Бог услышал их молитвы и ответил на них.

Чудеса и божественное провидение

Самой естественной позицией для деистов было отрицание всех форм сверхъестественного, в том числе рассказов о чудесах в Библии. Проблема заключалась в том, что отрицание чудес, казалось, также влекло за собой отказ от божественного провидения (Бог принимает участие в человеческих делах), что многие деисты были склонны принять. Те, кто верил в часовщика Бога, отвергали возможность чудес и божественного провидения. Они верили, что Бог, установив законы природы и приведя в движение космос, отступил. Ему не нужно было возиться со своим творением, и предложение, которое он сделал, было оскорбительным. Другие, однако, твердо верили в божественное провидение и поэтому неохотно были вынуждены принять хотя бы возможность чуда. В конце концов, Бог был всемогущим и мог делать все, что хотел, в том числе временно приостанавливать действие своих естественных законов.

Свобода и необходимость

Мыслители эпохи Просвещения под влиянием ньютоновской науки склонны рассматривать вселенную как огромную машину, созданную и приведенную в движение существом-создателем., который продолжает действовать согласно естественному закону без какого-либо божественного вмешательства. Эта точка зрения естественным образом привела к тому, что тогда называлось необходимостью (современный термин - детерминизм ): ​​точка зрения, согласно которой все во Вселенной, включая человеческое поведение, полностью причинно определяется предшествующими обстоятельствами и естественный закон. (См., Например, машина L'Homme Ламетри.) Как следствие, споры о свободе против «необходимости» были регулярной чертой Просвещение религиозно-философских дискуссий. Отражая интеллектуальный климат того времени, между деистами существовали разногласия по поводу свободы и детерминизма. Некоторые, такие как Энтони Коллинз, на самом деле были сторонниками необходимости.

Дэвид Хьюм

Дэвид Хьюм

Мнения расходятся относительно того, был ли Дэвид Хьюм деистом, или атеист или что-то еще. Как и деисты, у него не было тяги к откровениям, и его знаменитое эссе «О чудесах» явилось мощным аргументом против веры в чудеса. С другой стороны, его не волновала идея, что обращение к Разуму может служить оправданием религии. В «Естественной истории религии» (1757 г.) он утверждает, что политеизм, а не монотеизм, был «первой и самой древней религией человечества» и что психологической основой религии является не разум, а страх перед неизвестным. Понимание Юмом невежества и страха как мотивов примитивной религиозной веры нанесло серьезный удар по радужной картине деистов о прелапсарианском человечестве, купающемся в невиновности, свободной от священников. По словам Варинга

, явная разумность естественной религии исчезла до того, как полуисторический взгляд на то, что можно было узнать о нецивилизованном человеке, - «варварское, необходимое животное», как его называл Юм. Естественная религия, если под этим термином понимать настоящие религиозные верования и обычаи нецивилизованных народов, рассматривалась как ткань суеверий. Первобытный человек не был неиспорченным философом, ясно видящим истину единого Бога. И история религии не была ретроградной, как предполагали деисты; широко распространенное явление суеверий было вызвано не столько злобой священников, сколько неразумностью человека, когда он столкнулся со своим опытом.

Деизм в Соединенных Штатах

Томас Пейн

До 1776 года (ныне) Соединенные Штаты были колониями британцев. Империя и американцы как британские подданные находились под влиянием интеллектуальной жизни Англии и Великобритании и участвовали в ней. Английский деизм оказал большое влияние на мышление Томаса Джефферсона и принципы религиозной свободы, провозглашенные в Первой поправке к Конституции Соединенных Штатов. Другими «отцами-основателями», на которых в той или иной степени оказал влияние деизм, были Итан Аллен, Бенджамин Франклин, Корнелиус Харнетт, Губернатор Моррис, Хью Уильямсон, Джеймс Мэдисон и, возможно, Александр Гамильтон.

. В Соединенных Штатах существует много споров по поводу того, было ли основание Отцы были христианами, деистами или кем-то средним. Особенно остро ведутся дебаты по поводу убеждений Бенджамина Франклина, Томаса Джефферсона и Джорджа Вашингтона.

В своей «Автобиографии» Франклин писал, что в молодости «Некоторые книги против деизма попали в мои руки; быть сутью проповедей, читаемых на лекциях Бойля. Случилось так, что они произвели на меня впечатление, совершенно противоположное тому, что они намеревались сделать, так как аргументы деистов, которые были опровергнуты, показались мне намного сильнее, чем опровержения. Короче говоря, я вскоре стал настоящим деистом ». Как и некоторые другие деисты, Франклин считал, что «Божество иногда вмешивается своим особым провидением и откладывает События, которые в противном случае были бы произведены в ходе Природы или Свободного Агентства Человека», и заявил: Конституционная конвенция о том, что «чем дольше я живу, тем более убедительные доказательства я вижу в этой истине - о том, что Бог управляет делами людей».

Томас Джефферсон, возможно, является Отцом-основателем, который наиболее явно демонстрирует деистские тенденции, хотя он обычно называл себя унитарием, а не деистом. Его отрывки из библейских евангелий, например, теперь широко известные как Библия Джефферсона, удаляют все сверхъестественные и догматические ссылки из истории Христа. Как и Франклин, Джефферсон верил в постоянную деятельность Бога в человеческих делах.

Томас Пейн особенно примечателен как своим вкладом в дело американской революции, так и в дело деизма. Его Эпоха разума (части I и II в 1794 и 1795 годах) был коротким, читабельным и, вероятно, единственным деистским трактатом, который продолжают читать и оказывать влияние сегодня.

Последним участником американского деизма был Элиху Палмер (1764–1806), написавший «Библию американского деизма» Принципы природы в 1801 году. Палмер примечателен тем, что пытается привести некую организацию к деизму, основав «Деистическое общество Нью-Йорка» и другие деистические общества от штата Мэн до Джорджии.

Деизм во Франции и континентальной Европе

Вольтер в возрасте 24 лет. автор Николя де Ларжильер

Франция имела свои собственные традиции религиозного скептицизма и естественного богословия в трудах Монтеня, Байля и Монтескье. Самым известным из французских деистов был Вольтер, который познакомился с ньютоновской наукой и английским деизмом во время своего двухлетнего периода изгнания в Англии (1726-8). Вернувшись во Францию, он привез их с собой и представил французскую читающую публику (то есть аристократию) в ряде книг.

Французские деисты также включали Максимилиана Робеспьера и Руссо. Во время Французской революции деистический Культ Высшего Существа, прямое выражение богословских взглядов Робеспьера, на короткое время - чуть менее трех месяцев - стал новой государственной религией Франции, заменив свергнутую католическую церковь и ее соперника. атеистический Культ разума.

Деизм в Германии плохо документирован. Из его переписки с Вольтером мы знаем, что Фридрих Великий был деистом. Иммануил Кант Идентификация 'ы с деизмом является спорной.

Отклонить Просвещения деизма

Гей описывает просвещенческий деизм как ввод медленного снижения, как узнаваемое движение, в 1730. Было предложено несколько причин этого упадка.

Правильно сказать, что деизм отказался в том смысле, что употребление слова «деизм» уменьшилось. Но было бы неправильно или, по крайней мере, вводить в заблуждение, что деизм умер - деистские идеи и влияния продолжали жить. Одно из основных направлений деятельности деистов, библейская критика, превратилось в их собственную высокотехнологичную дисциплину. Деистское неприятие богооткровенной религии превратилось в либеральное британское богословие 19 века и способствовало возникновению унитаризма.

современного деизма

современного деизма, попытка интегрировать классический деизм. с современной философией и современным состоянием научных знаний. Эта попытка привела к появлению широкого разнообразия личных убеждений в рамках широкой классификации веры «деизм».

Существует ряд подкатегорий современного деизма, включая монодеизм (это стандартная концепция деизма по умолчанию), пандеизм, духовный деизм, христианский деизм, полидеизм и. Некоторые деисты видят замысел в природе, а цель во вселенной и в своей жизни. Другие видят Бога и вселенную в процессе сотворчества. Некоторые деисты рассматривают Бога в классических терминах и считают, что Бог наблюдает за человечеством, но не вмешивается напрямую в нашу жизнь, в то время как другие видят Бога как тонкий и убедительный дух, который создал мир, а затем отступил, чтобы наблюдать. Большинство современных деистов не верят в божественное вмешательство, но некоторые по-прежнему ценят молитву как форму медитации, самоочищения и духовного обновления.

Недавние философские дискуссии о деизме

В 1960-х теолог Чарльз Хартсхорн скрупулезно исследовал и отверг как деизм, так и пандеизм (а также пантеизм ) в пользу концепции Бога, характеристики которой включали «абсолютное совершенство в некоторых отношениях, относительное совершенство во всех других» или «AR», написав, что эта теория «способна последовательно охватить все положительное в любом деизм или пандеизм », заключив, что« панентеистическая доктрина содержит весь деизм и пандеизм, кроме их произвольного отрицания ».

Чарльз Тейлор в своей книге 2007 года Светский век показал историческую роль деизм, ведущий к тому, что он называет исключительным гуманизмом. Этот гуманизм призывает к моральному порядку, онтическая приверженность которого полностью внутричеловеческая, без ссылки на трансцендентность. Одно из особых достижений такого гуманизма, основанного на деизме, состоит в том, что он открывает новые, антропоцентрические моральные источники, с помощью которых люди мотивируются и уполномочены совершать действия, приносящие взаимную выгоду. Это область ограниченного, изолированного «я», которое является средоточием достоинства, свободы и дисциплины и наделено чувством человеческих способностей. По словам Тейлора, к началу 19 века этот исключительный гуманизм, опосредованный деизмом, развился как альтернатива христианской вере в личного Бога и орден чудес и тайн. Некоторые критики деизма обвиняют приверженцев в содействии подъему нигилизма.

деизма в современной Америке

Исследование American Religious Identification Survey (ARIS) 2001 г. показало, что между 1990 и В 2001 году количество самоидентифицирующих деистов выросло с 6000 до 49000, что составляло около 0,02% населения США в то время. Опрос, проведенный ARIS в 2008 году, показал, что на основе заявленных ими убеждений, а не их религиозной идентичности, 70% американцев верят в личного Бога, примерно 12% - атеисты или агностики, а 12% верят в «деистскую или языческую концепцию Божественного». как высшая сила, а не как личный Бог.

Термин «церемониальный деизм » был введен в 1962 году и использовался с 1984 года Верховным судом Соединенных Штатов для оценки исключений из пункта об учреждении Первой поправки к Конституции США, которые считаются выражением культурных традиций, а не искренним обращением к божеству. Было отмечено, что этот термин не описывает какую-либо школу мысли внутри самого деизма.

Всемирный союз деистов

В 1993 году Боб Джонсон основал Всемирный союз деистов (WUD), который предложил ежемесячное бумажное издание ДУМАЙ! и две деистские онлайн-публикации THINKonline! и деистическая мысль и действие! В 1996 году WUD запустил свой веб-сайт deism.com. В 1998 году филиал WUD в Вирджинии / Теннесси создал веб-сайт Sullivan-County.com для продвижения более традиционных деистских взглядов.

Позитивный деизм

Началось движение позитивного деизма в 2004 году. Исторически и по сей день деисты очень критически относятся к богооткровенным религиям, а также стараются быть конструктивными. Позитивные деисты сосредотачивают свои усилия исключительно на том, чтобы быть конструктивными и избегать критики других религий. В 2009 году один из ее приверженцев Чак Кленденен издал книгу под названием «Деист: вот что я такое!». Цель книги состояла в том, чтобы обучить тех, кто верил так же, но не знал слов «деизм» и «деист».

Церковь деизма

В 2010 году Церковь деизма (не присоединился к Всемирному Союзу деистов) был сформирован с целью расширить юридические права и привилегии более традиционных религий на деистов, сохраняя при этом отсутствие установленных догм и ритуалов.

См. также

Ссылки

Библиография

Искать деизм в Викисловаре, бесплатном словаре.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Деизмом

Истории

  • Беттс, К.Дж. Ранний деизм во Франции: из так называемого «Деисты» Лиона (1564 г.) до «Философских словечек» Вольтера (1734 г.) (Мартинус Нийхофф, 1984)
  • Крейг, Уильям Лейн. Исторический аргумент в пользу воскресения Иисуса во время деистской полемики (Эдвин Меллен, 1985)
  • Хазард, Пол. Европейская мысль восемнадцатого века от Монтескье до Лессинга (1954). стр. 393–434.
  • Херрик, Джеймс А. (1997). Радикальная риторика английских деистов: дискурс скептицизма, 1680–1750. U of South Carolina Press.
  • Хадсон, Уэйн. Просвещение и современность: английские деисты и реформы (Routledge, 2015).
  • Израиль, Джонатан I. Просвещение оспаривается: философия, современность и эмансипация человека 1670–1752 (Oxford UP, 2006).
  • Лемей, Дж. А. Лео, изд. Деизм, масонство и просвещение. Очерки в честь Альфреда Оуэна Олдриджа. (U of Delaware Press, 1987).
  • Луччи, Диего. Священное Писание и деизм: библейская критика британских деистов восемнадцатого века (Питер Лэнг, 2008).
  • Макки, Дэвид Райс. Саймон Тиссо де Пато и история критического деизма в семнадцатом веке (Johns Hopkins Press, 1941)
  • Орр, Джон. Английский деизм: его корни и плоды (1934)
  • Шлерет, Эрик Р. Эпоха неверных: политика религиозных противоречий в ранних Соединенных Штатах (U of Pennsylvania Press; 2013) 295 страниц; о конфликтах между деистами и их противниками.
  • Уилли, Бэзил. История восемнадцатого века: исследования идеи природы в мысли того времени (1940)
  • Йодер, Тимоти С. Хьюм о Боге: ирония, деизм и подлинный теизм (Bloomsbury, 2008).

Первоисточники

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-17 11:47:50
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте