Акосмизм, в отличие от пантеизма, отрицает реальность вселенная, считая ее в конечном счете иллюзорной (префикс «ἀ-» в греческом означает отрицание; как "un-" на английском языке), и только бесконечное непроявленное абсолютное как реальное. Концептуальные версии акосмизма встречаются в восточной и западной философии.
Концепция Майя в недвойственной Адвайта Веданта школа индуизма - это форма акосмизма. Майя означает «иллюзия, видимость». Вселенная считается майей, однако это не означает, что вселенная считается нереальной. Венди Донигер объясняет: «Сказать, что вселенная является иллюзией (майа), не значит сказать, что она нереальна; вместо этого сказать, что это не то, чем кажется, что это постоянно создается. Майя не только вводит людей в заблуждение относительно того, что, по их мнению, они знают, но и ограничивает их знания вещами, которые эпистемологически и онтологически второстепенны ».
В Веданте школа индуизма, воспринимаемый мир - это Майя, которая скрывает Абсолютную и Высшую Реальность (Брахман). Человеческий разум создает субъективный опыт, утверждает Веданта, что ведет к опасности неправильного понимания Майи, а также интерпретации Майи как единственной и окончательной реальности. Ведантисты утверждают, что «воспринимаемый мир, включая людей, не такой, каким они кажутся, это нечто большее, чем их воспринимаемые физические формы». Майя - это то, что проявляется, увековечивает чувство ложной двойственности (или разделенной множественности). Это проявление реально, но оно затемняет и ускользает от скрытых принципов и истинной природы реальности. Веданта считает, что освобождение - это неограниченная реализация и понимание этих невидимых принципов, прежде всего того, что индивидуальное Я (Душа) такое же, как Я в других и Я во всем (Брахман).
Школа Адвайта Веданты - это лучше всего описывается как монистический, абсолютный идеализм, а школа Двайта-веданты - как плюралистический идеализм. Оба имеют элементы онтологического акосмизма, в котором материальный аспект космоса рассматривается как «иллюзия, видимость, неполная реальность» по сравнению с тем, «что духовно, вечно, неизменно». В философии Адвайта Веданты есть две реальности: Вьявахарика (эмпирическая реальность) и Парамартика (абсолютная, духовная реальность). Майя - это факт, поскольку это явление явлений. Брахман (Абсолютная Реальность, Абсолют, Космическая Душа) рассматривается Адвайтинами как метафизическая истина. Воспринимаемый мир, Māyā истинен в эпистемологическом и эмпирическом смысле; однако майя не рассматривается ведантистами как метафизическая и духовная истина. Духовная истина остается истиной навсегда, тогда как то, что является эмпирической истиной, истинно только сейчас. Поскольку майя - это воспринимаемый материальный мир, она верна в контексте восприятия, но «неверна» в духовном контексте Брахмана. Истинная Реальность, с точки зрения исследователей Адвайты, включает в себя как Вьявахарику (эмпирическую), так и Парамархику (духовную), Майю и Брахмана. Цель духовного просветления, заявляют Адвайтины, - осознать свою душу как то же самое, что и Космическая Душа (Брахман), осознать вечное, бесстрашное, сияющее Единство.
индуизм Адвайты и буддизм имеют и то, и другое. назывались примерами акосмизма. Другие ученые утверждают, что буддизм нельзя точно классифицировать как философию, основанную на акосмизме, и что Адвайта-веданта также не является акосмизмом.
акосмизм был замечен в работах ряда ученых. западные философы, в том числе Парменид, Платон, Спиноза, Кант, Гегель, Шопенгауэр и британские и американские идеалисты, такие как FH Брэдли. Слово акосмизм часто восходит к Гегелю, который использовал его в своем обсуждении философии религии, в частности, в своем понимании пантеизма и в опровержении обвинения в том, что Спиноза был атеистом. Гегель объясняет, что для Спинозы реальна бесконечная «субстанция », в то время как конечный мир не существует. «Но обвинители спинозизма неспособны освободиться от конечного; поэтому они заявляют, что для спинозизма все является Богом, потому что именно совокупность конечностей (мир) там исчезла. Если использовать выражение« Все есть Одно » «и [заявляет] поэтому, что единство является истиной множественности, тогда« всего »просто больше нет. Множественность исчезает, поскольку она имеет свою истину в единстве». WT Стэйс считает, что весь философский акосмизм коренится в мистическом опыте, осознают ли авторы это или нет. Стэйс указывает, что большинство западных философов склонны к определенной форме акосмизма, когда мир менее реален, чем полностью иллюзорен. Он видит два мистических источника акосмизма изнутри вечного момента: во-первых, мистический момент содержит всю вечность и бесконечность, и, следовательно, нет ничего вне его, а во-вторых, потому что вечный момент переживается как высшая ценность.
| coauthors =
(help )