Климент Александрийский

редактировать
Христианский богослов

Климент Александрийский
Климент alexandrin.jpg Климент из Les vrais pourtraits et vies des hommes illustres grecz, latins et payens (1584) Андре Теве
РодилсяТит Флавий Клеменс. ок. 150 г. н.э.. Афины
Умерок. 215 г. н.э.. Иерусалим
Другие именаКлимент Александрин
Известный трудПротрептик. Педагог. Стромата
ЭраАнтичная философия. Патристический период
РегионЗападная философия.
Школа Средний платонизм. Александрийская школа
УчрежденияКатехетическая школа Александрии
Известные ученикиОриген и Александр
Основные интересыХристианское богословие
Известные идеи
Влияния
Оказал влияние
Святого Климента Александрийского
Климент Охридский, икона второй половины XIV века (2).jpg Икона Климента Александрийского
Отец Церкви, Богослов
Почитаемый вВосточном Православии. Восточном католицизме. Анг ликанское причастие.
канонизированное предконгрегационное
пир 4 декабря (восточный католицизм, англиканство ). 5 декабря (епископальная церковь, англиканство )
ПротиворечиеСчитается еретиком Фотий.
католический культ подавлен1586 Папа Сикст V

Тит Флавий Клеменс, также известный как Климент Александрийский (греческий : Κλήμης ὁ Ἀλεξανδρεύς; c. 150 г. н.э.– н.э. 215 г. н.э.), был христианским теологом и философом, преподававшим в Катехетической школе Александрии. Среди его учеников были Ориген и Александр Иерусалимский. Обратившись в христианство, он был образованным человеком, знакомым с классической греческой философией и литературой. Как показывают три его основных произведения, Климент находился под влиянием эллинистической философии в большей степени, чем любой другой христианский мыслитель своего времени, и в частности, Платон и стоики. Его секретные работы, которые существуют только в виде фрагментов, предполагают, что он был знаком с дохристианским еврейским эзотеризмом, а также гностицизмом. В одной из своих работ он утверждал, что греческая философия возникла среди не-греков, утверждая, что и Платон, и Пифагор учились у египетских ученых

. Климента обычно считают Отец Церкви. Его почитают как святого в восточном православии, коптском христианстве, восточном католицизме, эфиопском христианстве и Англиканство. Он почитался в западном католицизме до 1586 года, когда его имя было удалено из римского мартиролога Папой Сикстом V по совету Барония <365.>Содержание

Ни дата, ни место рождения Клемента неизвестны с какой-либо степенью достоверности. Предполагается, что он родился примерно в 150 году нашей эры. Согласно Епифанию Схоластику, он родился в Афинах, но существует также традиция александрийского рождения

<231.>Его родители были язычниками, а Климент принял христианство. В Протрептике он демонстрирует обширные познания в греческой мифологии и мистических религиях, которые могли возникнуть только в результате исповедания религии его семьи.

Отвергнув язычество как молодой человек из-за предполагаемого морального разложения, он путешествовал по Греции, Малой Азии, Палестине и Египту. Путешествие Климента было в первую очередь религиозным мероприятием. В Греции он встретил ионийского теолога, который был идентифицирован как Афинагор Афинский ; в то время как на востоке его учили ассирийцы, иногда отождествляемые с татианом, и евреем, возможно Феофилом Кесарийским.

Примерно в 180 году нашей эры Климент достиг Александрии, где он встретил Пантена, который преподавал в Катехетической школе Александрии. Евсевий предполагает, что Пантэн был главой школы, но существуют разногласия по поводу того, были ли институты школы оформлено таким образом до времен Оригена. Климент учился у Пантэна и был рукоположен в священники папой Юлианом до 189. В остальном практически ничего не известно о личной жизни Климента в Александрии. Возможно, он был женат, предположение подтверждается его писаниями.

Во время северянских преследований 202–203 годов Климент покинул Александрию. В 211 г. Александр Иерусалимский написал письмо, в котором рекомендовал его церкви Антиохии, что может означать, что Климент в то время жил в Каппадокии или Иерусалиме. Дата и место его смерти неизвестны.

Богословские труды
Klementos Alexandreos ta heuriskomen (1715)

Трилогия

Три основных произведения Климента дошли до наших дней полностью, и все вместе они называются трилогией:

Protrepticus

Орфические мистерии используются как пример ложных культов греческого язычества в Protrepticus.

Protrepticus, как следует из названия, является призывом к язычники Греции приняли христианство. В нем Климент демонстрирует свои обширные познания в языческой мифологии и теологии. Это главным образом важно из-за того, что Климент рассматривает религию как антропологический феномен. После короткого философского обсуждения он открывается семью этапами истории греческой религии. Климент предполагает, что сначала люди ошибочно считали Солнце, Луну и другие небесные тела божествами. Следующим этапом развития было поклонение продуктам земледелия, из которого, как он утверждает, возникли культы Деметры и Диониса. Затем люди с почтением относились к мести и обожествляли человеческие чувства любви и страха, среди прочего. На следующем этапе поэты Гесиод и Гомер пытаются перечислить божеств; Теогония Гесиода, дающая число двенадцать. Наконец, люди достигли стадии, когда они провозгласили других, таких как Асклепий и Геракл, божествами. Обсуждая идолопоклонство, Климент утверждает, что предметы примитивной религии были необработанными деревом и камнем, и идолы, таким образом, возникали, когда такие природные предметы были вырезаны. Следуя Платону, Климент критикует все формы визуального искусства, предполагая, что произведения искусства - всего лишь иллюзии и «смертельные игрушки».

Климент критикует греческое язычество в Протрептике на том основании, что его божества являются одновременно ложными и плохими моральными примерами. Он нападает на мистические религии за их ритуализм и мистицизм. В частности, прихожане Диониса высмеиваются им за их семейные ритуалы (например, использование детских игрушек в церемониях). В некоторых моментах он предполагает, что языческие божества основаны на людях, но в других случаях он предполагает, что они человеконенавистнические демоны, и цитирует несколько классических источников в поддержку этой второй гипотезы. Климент, как и многие доникейские отцы церкви, положительно пишет о Эвгемере и других философах-рационалистах на том основании, что они, по крайней мере, видели недостатки в язычестве. Однако его величайшая похвала принадлежит Платону, апофатические взгляды на Бога прообразом христианства.

Фигура Орфея видна в повествовании Протрептика, и Климент противопоставляет его песня Орфея, представляющая языческое суеверие, с божественным Логосом Христа. По словам Климента, только через обращение в христианство можно полностью участвовать в Логосе, который является универсальной истиной.

Педагог

Христос, воплощенный Логос, является Педагогом из названия произведения.

Это Название работы, переводимое как «наставник», относится к Христу как к учителю всех людей и представляет собой расширенную метафору христиан как детей. Это не просто инструкция: Климент намеревается показать, как христианин должен искренне реагировать на Любовь Бога. Следуя Платону (Republic 4: 441), он делит жизнь на три элемента: характер, действия и страсти. Первый, о котором говорится в «Протрептике», он посвящает «Педагогу» размышлениям о роли Христа в обучении людей нравственным поступкам и контролю над своими страстями. Несмотря на свою явно христианскую природу, работа Климента основана на стоической философии и языческой литературе ; Один только Гомер цитируется в работе более шестидесяти раз.

Хотя Христос, как человек, создан по образу Бога, он один разделяет подобие Бога-Отца.. Христос одновременно безгрешен и апатичен, и поэтому, стремясь подражать Христу, можно достичь спасения. Для Климента грех является непроизвольным и, следовательно, иррациональным [αλόγον], удаляемым только посредством мудрости Логоса. Таким образом, Божье руководство от греха является проявлением вселенской любви Бога к человечеству. Игра слов на λόγος и αλόγον характерна для письма Климента и может быть основана на эпикурейском убеждении, что отношения между словами глубоко отражают отношения между объектами, которые они обозначают.

Климент утверждает за равенство полов на том основании, что спасение распространяется на всех людей в равной степени. Необычно то, что он предполагает, что Христос не является ни женщиной, ни мужчиной, и что Бог Отец имеет как женский, так и мужской аспекты: евхаристия описывается как молоко из груди (Христа) Отца. Климент поддерживает женщин, играющих активную роль в руководстве церковью, и приводит список женщин, которых он считает вдохновляющими, в который входят как библейские, так и классические греческие деятели. Было высказано предположение, что прогрессивные взгляды Климента на гендер, изложенные в Педагоге, находились под влиянием гностицизма, однако позже в работе он возражает против гностиков, что вера, а не эзотерика. знание [γνῶσις] необходимо для спасения. Согласно Клименту, именно через веру во Христа человек просвещается и познает Бога.

Во второй книге Климент дает практические правила христианской жизни. Он выступает против чрезмерного увлечения едой и выступает за хорошие манеры за столом. Запрещая пьянство, он способствует умеренному употреблению алкоголя, следуя 1 Тимофею 5:23. Климент выступает за простой образ жизни в соответствии с врожденной простотой христианского монотеизма. Он осуждает сложную и дорогую мебель и одежду и выступает против чрезмерно страстной музыки и духов, но Климент не верит в отказ от мирских удовольствий и утверждает, что христианин должен иметь возможность выражать радость в творении Бога через веселье и вечеринки. Он выступает против ношения гирлянд, потому что сбор цветов в конечном итоге убивает прекрасное творение Бога, а гирлянда напоминает терновый венец. Клемент довольно подробно рассматривает секс. Он утверждает, что и распущенность, и половое воздержание неестественны, и что главная цель человеческой сексуальности - деторождение. Он утверждает, что прелюбодеяние, совокупление с беременными женщинами, сожительство, гомосексуализм и проституция - всего этого следует избегать, поскольку они не будут способствовать создание законного потомства.

В своей третьей книге Клемент продолжает в том же духе, осуждая косметику на том основании, что это душа, а не тело, нужно стремиться украсить. Клемент также выступает против окрашивания мужских волос и мужской депиляции как женоподобного. Он советует тщательно выбирать компанию, чтобы не быть испорченным аморальными людьми, и, утверждая, что материальное богатство не является грехом само по себе, слишком вероятно, чтобы отвлечь человека от бесконечно более важного духовного богатства, которое находится во Христе. Работа заканчивается избранными отрывками, поддерживающими аргумент Климента, и после молитвы лирика гимна.

Стромата

Клемент описывает Стромату как произведение на различные темы, которые возникают в тексте, как цветы в луг.

Содержание Строматы, как следует из названия, разное. Его место в трилогии оспаривается - Климент изначально намеревался написать Didasculus, произведение, которое дополнит практическое руководство Педагога более интеллектуальным образованием в области теологии. «Стромата» менее систематична и упорядочена, чем другие работы Клемента, и Андре Меха предположил, что она предназначена для ограниченного, эзотерического читателя. Хотя Евсевий написал из восьми книг сочинения, несомненно, сохранились только семь. Фотий, писавший в девятом веке, нашел различные тексты, добавленные к рукописям семи канонических книг, что привело Даниэля Хейнсиуса к предположению, что оригинальная восьмая книга потеряна, и он идентифицировал текст якобы взят из восьмой книги как фрагменты гипотез.

Первая книга начинается с темы греческой философии. В соответствии с другими его сочинениями, Климент утверждает, что философия имела пропедевтическую роль для греков, аналогичную функции закона для евреев. Затем он приступает к обсуждению происхождения греческой культуры и технологий, утверждая, что большинство важных фигур в греческом мире были иностранцами и (ошибочно) что еврейская культура оказала самое значительное влияние на Грецию. В попытке продемонстрировать примат Моисея, Климент приводит расширенную хронологию мира, в которой он датирует рождение Христа 25 апреля или мая 4-2 до н.э., а сотворение мира - датой 5592 г. до н.э. Книги заканчиваются дискуссией о происхождении языков и возможности еврейского влияния на Платона.

Вторая книга в основном посвящена соответствующим ролям веры и философской аргументации. Климент утверждает, что, хотя оба важны, страх перед Богом превыше всего, потому что через веру человек получает божественную мудрость. Для Климента писание - это врожденная истинная примитивная философия, которая дополняется человеческим разумом через Логос. Вера добровольна, и решение поверить - важный фундаментальный шаг на пути к приближению к Богу. Оно никогда не бывает иррациональным, поскольку основано на знании истины Логоса, но все знание исходит из веры, поскольку первые принципы недоказуемы вне систематической структуры.

Третья книга посвящена аскетизму.. Он обсуждает брак, о котором так же говорится в Педагоге. Климент отвергает гностическую оппозицию браку, утверждая, что только мужчины, не заинтересованные в женщинах, должны оставаться безбрачными, и что секс является положительным благом, если он осуществляется в браке с целью продолжения рода. Он утверждает, что так было не всегда: грехопадение произошло из-за того, что Адам и Ева уступили своему желанию друг друга и совокупились до отведенного времени. Он выступает против идеи о том, что христиане должны отвергать свою семью и вести аскетическую жизнь, которая проистекает из Луки 14: 25–27, утверждая, что Иисус не противоречил бы заповеди «Чести Отец твой и Мать твоя »(Исход 20:12 ), одна из Десяти заповедей. Климент заключает, что аскетизм будет вознагражден только в том случае, если его мотивация является христианской по своей природе, и поэтому аскетизм нехристиан, таких как гимнаософы, бессмыслен.

Климент начинает четвертую книгу с запоздалое объяснение неорганизованного характера работы и дает краткое описание его целей для оставшихся трех или четырех книг. Четвертая книга посвящена мученичеству. Хотя все хорошие христиане не должны бояться смерти, Климент осуждает тех, кто активно ищет мученическую смерть, утверждая, что они недостаточно уважают Божий дар жизни. Он неоднозначно относится к тому, могут ли верующие христиане стать мучениками в силу того, как они умерли, или же мученичество предназначено для тех, кто прожил исключительную жизнь. Маркиониты не могут стать мучениками, потому что они не верят в божественности Бога Отца, поэтому их страдания напрасны. Затем следует отступление к теме теологической эпистемологии. Согласно Клименту, невозможно эмпирически проверить существование Бога-Отца, потому что Логос имеет значение откровения, не поддающееся анализу, хотя Христос был объектом чувств. У Бога не было начала, и это всеобщий первый принцип.

Пятая книга возвращается к теме веры. Климент утверждает, что истину, справедливость и добро можно увидеть только разумом, а не глазами; вера - это способ доступа к невидимому. Он подчеркивает, что познание Бога может быть достигнуто только через веру, если нравственные ошибки человека исправлены. Это соответствует более раннему утверждению Климента о том, что мученичество может быть достигнуто только теми, кто практикует свою веру во Христа через добрые дела, а не теми, кто просто исповедует свою веру. Бог полностью превосходит материю, и поэтому материалист не может по-настоящему познать Бога. Хотя Христос был воплощением Бога, важно духовное, а не физическое понимание Его.

В начале шестой книги Климент намеревается продемонстрировать, что произведения греческих поэтов произошли от пророческие книги Библии. Чтобы укрепить свою позицию о том, что греки были склонны к плагиату, он цитирует многочисленные примеры такого неуместного присвоения классическими греческими писателями, о которых сообщалось из вторых рук из анонимного анонима III века до нашей эры «О плагиате». работу иногда приписывают Аретадесу. Затем Климент отвлекается от темы греха и ада, утверждая, что Адам не был совершенен, когда был сотворен, но имел возможность достичь совершенства. Он широко поддерживает универсалистскую доктрину, считая, что обещанное Христом спасение доступно всем, даже тем, кто приговорен к аду.

Последняя сохранившаяся книга начинается с описания природы Христа, и истинного христианина, стремящегося быть как можно более похожим на Отца и Сына. Затем Климент критикует упрощенный антропоморфизм большинства древних религий, цитируя Ксенофана 'знаменитое описание африканских, фракийских и египетских божеств. Он указывает, что греческие божества, возможно, также произошли от олицетворения материальных объектов: Арес представлял железо, а Дионис - вино. Затем обсуждаются молитва и связь между любовью и знанием. 1 Коринфянам 13: 8, кажется, противоречит характеристике истинного христианина как знающего; но для Климента знание исчезает только потому, что оно поглощается всеобщей любовью, выражаемой христианином в почтении к Творцу. Следуя Сократу, он утверждает, что порок возникает из состояния невежества, а не из намерения. Христианин - это «работник в винограднике Божьем», ответственный как за собственный путь к спасению, так и за путь своего ближнего. Работа заканчивается расширенным отрывком, направленным против современных разделений и ересей в церкви.

Другие произведения

Помимо великой трилогии, единственным другим дошедшим до нас сочинением Климента является трактат «Спасение для богатых», а также известный как Кто Богатый Спасенный? Начав с резкой критики разлагающего воздействия денег и ошибочного рабского отношения к богатым, Климент обсуждает значение Марка 10:25. Богатые либо не убеждены в обещании вечной жизни, либо не знают о конфликте между обладанием материальным и духовным богатством, и хороший христианин обязан направлять их к лучшей жизни через Евангелие. Слова Иисуса не следует понимать буквально - следует искать сверхнебесные [ὑπερουράνιος] значения, в которых раскрывается истинный путь к спасению. Сохранение материального богатства само по себе не является неправильным, если оно используется в благотворительных целях, но христиане должны быть осторожны, чтобы не позволить своему богатству преобладать над их духом. Отказ от греховных страстей важнее внешнего богатства. Если богатые хотят спастись, все, что они должны делать, - это следовать двум заповедям, и хотя материальное богатство не имеет ценности для Бога, его можно использовать для облегчения страданий соседей.

Другие известные произведения существуют только в виде фрагментов, включая четыре эсхатологических сочинения в тайной традиции: Hypotyposes, Excerpta ex Theodoto, Eclogae Propheticae и Adumbraetiones. Они охватывают небесную иерархию Климента, сложную схему, в которой вселенную возглавляет Лик Бога, под которым лежат семь протоктистов, за которыми следуют архангелы, ангелы и люди. Согласно Жану Даниэлу, эта схема унаследована от иудео-христианского эзотеризма, за которым последовали Апостолы, который был передан только устно тем христианам, которым можно было доверить такие тайны. Проктоцисты - первые существа, созданные Богом, и выступают в роли священников архангелов. Климент отождествляет их как с «Глазами Господа», так и с Престолами. Климент характеризует небесные формы как совершенно отличные от всего земного, хотя он утверждает, что представители каждого порядка кажутся бестелесными только представителям низшего порядка. Согласно Eclogae Propheticae, каждые тысячу лет каждый член каждого ордена поднимается на ступень, и, таким образом, люди могут стать ангелами. Даже протоктистов можно повысить, хотя их новое положение в иерархии четко не определено. Очевидное противоречие между тем фактом, что может быть только семь протоктистов, но также и огромное количество архангелов, которые должны быть повышены до их ордена, проблематично. Наиболее распространенное современное объяснение состоит в том, что число семь не следует понимать буквально, но имеет принципиальное нумерологическое значение.

Мы знаем названия нескольких утраченных работ из списка Евсевия. 'Церковная история, 6.13.1-3. В их число входят «Очерки» из восьми книг и «Против иудействующих». Другие известны только из упоминаний в собственных трудах Климента, включая «О браке» и «О пророчествах», хотя некоторые из них засвидетельствованы другими авторами, и трудно отделить работы, которые он намеревался написать, от тех, которые были завершены.

Письмо Мар Сабы было приписано Клементу Мортоном Смитом, но до сих пор остается много споров о том, подлинное ли это письмо Климента, древний псевдоэпиграф, или современная подделка. Если оно подлинное, то его основное значение будет заключаться в том, что апостол Марк прибыл в Александрию из Рима и там написал более духовное Евангелие, которое он передал церкви в Александрии после своей смерти; если оно подлинное, то письмо отодвигает назад традицию, рассказанную Евсевием, связывающую Марка с Александрией на столетие.

Наследие

Евсевий - первый писатель, представивший отчет о жизни и творчестве Климента. Церковная история, 5.11.1-5, 6.6.1 Евсевий предоставляет список работ Климента, биографические данные и расширенную цитату из Стромат.

Фотий I Константинопольский пишет против теологии Климента в Библиотеке, хотя он ценит образованность Климента и литературные достоинства его работы. В частности, он очень критически относится к «Гипотипам», библейскому толкованию, от которого сохранились лишь несколько фрагментов. Фотий сравнил трактат Климента, который, как и другие его работы, был в высшей степени синкретичным, в нем были представлены идеи эллинистического, иудейского и гностического происхождения, что отрицательно сказалось на преобладающей ортодоксии девятого века. Среди конкретных идей, которые Фотий считал еретиком, были:

как один из первых отцов церкви чье горе В настоящее время он является предметом значительного количества недавних академических работ, сосредоточенных, среди прочего, на его толковании Священного Писания, его логос-теологии и пневматологии, отношениях между его мыслями и нехристианской философией и его влиянии. на Ориген.

Поклонение

Вплоть до семнадцатого века Климент почитался как святой в Римско-католической церкви. Его имя должно было быть найдено в мартирологиях, и его праздник приходился на четвертое декабря, но когда Римский мартиролог был пересмотрен Папой Климентом VIII, его имя было исключено из 124>календарь по совету кардинала Барония. Бенедикт XIV поддержал это решение своего предшественника на том основании, что о жизни Климента мало что известно, что он никогда не имел публичного культа в Церкви, и что некоторые из его доктрин действовали, если не ошибочный, по крайней мере, подозреваемый.

Хотя Климент широко не почитается в восточном христианстве, в Охридском прологе он неоднократно упоминается как святой, как и различные Православные авторитеты, включая греческого митрополита Эдесского Каллиника.

Коптская традиция считает Климента святым. Коптская православная христианская академия святого Климента в Нэшвилле, штат Теннесси, названа в его честь.

Климент отмечен в англиканстве. Ему также посвящен собор независимой Всеобщей католической церкви в Далласе.

Работы

Издания

Переводы

См. Также
Примечания
Ссылки

Цитаты

Источники

Дополнительная литература
Внешние ссылки
Викицитатная цитата содержит цитаты, связанные с: Климент Александрийский
Wikisource исходный текст, относящийся к этой статье: Климент Александрийский
Последняя правка сделана 2021-05-15 11:02:12
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте