"Духовный, но не религиозный "(SBNR ), также известный как «Духовный, но не связанный » (SBNA ), - популярная фраза и инициализм, используемый для самоидентификации жизненной позиции духовности, который не согласен с организованной религией как единственным или наиболее ценным средством духовного роста. Исторически слова религиозный и духовный использовались как синонимы для описания всех различных аспектов концепции религии, но в современном обиходе духовность часто ассоциируется с внутренней жизнью человека, делая упор на благополучие из «разум-тело-дух», в то время как религия относится к организационным или общинным измерениям.
Исторически слова религиозный и духовный использовались как синонимы для описания всех различных аспектов концепции религии. Тем не менее, религия является очень спорным термином с такими учеными, как Рассел Маккатчеон, утверждающими, что термин «религия» используется как способ обозначить «внешне обособленную область разнообразных элементов человеческой деятельности и производства». Область религиоведения не может даже прийти к единому определению религии, а поскольку духовность во многом пересекается с ним, трудно достичь консенсуса и в отношении определения духовности.
конкретное выражение использовалось в нескольких научных работах, в том числе в антропологической статье 1960 года и в основополагающей статье Зиннбауэра и др. «Религиозность и духовность: разгадывая нечеткое». SBNR как движение в Америке было обозначено автором Свеном Эрландсоном в его книге 2000 года «Духовное, но не религиозное». Феномен, возможно, начал возникать в результате нового романтического движения, начавшегося в 1960-х годах, тогда как отношения между ними были отдаленно связаны с определением религиозного опыта Уильямом Джеймсом, которое он определяет как «чувства, действия и переживания отдельных людей в их одиночестве, поскольку они считают себя стоящими по отношению к тому, что они могут считать божественным». Романтические движения, как правило, отходят от традиционной религии и напоминают духовные, одобряя мистические, неортодоксальные и экзотические пути. Оуэн Томас также заявляет, что двусмысленность и отсутствие структуры, присутствующие в романтических движениях, также присутствуют в духовных движениях.
Согласно исследованию, проведенному Pew Research Center в 2012 году, количество американцев, которые не идентифицируют себя ни с одной религией, увеличилось с 15% в 2007 году до 20% в 2012 году, и это число продолжает расти. По сообщениям, пятая часть населения США и треть взрослых в возрасте до 30 лет не принадлежат ни к какой религии, но в некотором роде считают себя духовными. Из этих не связанных с религией американцев 37% относят себя к духовным, но не религиозным, в то время как 68% говорят, что действительно верят в Бога, и 58% чувствуют глубокую связь с Землей.
Повышенное внимание общественности и ученых к " духовность "такими учеными, как Паргамент, была связана с социокультурными тенденциями в направлении деинституционализации, индивидуализации и глобализации.
Смена поколений была понята как важный фактор роста религиозно неаффилированных людей. Значительные различия были обнаружены между процентом тех, кого считали более молодыми миллениалами (1990–1994 годов рождения) и поколением X (1965–1980 года рождения), при этом 34% и 21% сообщили быть религиозно независимым, соответственно.
Демографически исследование показало, что религиозно неаффилированное население моложе, преимущественно мужчины, и 35% составляют люди в возрасте от 18 до 29 лет. И наоборот, только 8% религиозно не связанных лиц являются 65 лет и старше. Среди тех, кто не принадлежит к организованной религии в целом, 56% - мужчины и 44% - женщины.
Другое возможное объяснение появления SBNR - лингвистическое. Оуэн Томас подчеркивает тот факт, что духовные движения имеют тенденцию быть локализованными в английской и североамериканской культурах. Значение термина «дух» в английском языке более узкое, чем в других языках, поскольку оно относится ко всем уникальным человеческим способностям и культурным функциям.
Тем не менее, согласно Шивон Чендлер, ценить «бога внутри» "не концепция двадцатого века, уходящая корнями в контркультуру 1960-х или нью-эйдж 1980-х, но духовность - это концепция, пронизывающая всю историю.
По словам Эбби Дэй, некоторые из тех, кто критикует религию, считают ее жесткой и напористой, что побуждает их использовать такие термины, как атеист, агностик, чтобы описать себя. Для многих людей SBNR - это не просто прямой отказ от религии, но и нежелание быть ограниченным ею.
По словам Линды Меркаданте, SBNR занимают решительную антидогматическую позицию против религиозных убеждений в целом. Они утверждают, что вера не только несущественна, но и потенциально вредна или, по крайней мере, препятствует духовности.
По словам Филипа Д. Кеннесона, многие из исследованных, идентифицирующих себя как SBNR, чувствуют напряжение между их личная духовность и членство в традиционной религиозной организации. Большинство из них ценят любознательность, интеллектуальную свободу и экспериментальный подход к религии. Многие заходят так далеко, что рассматривают организованную религию как главного врага подлинной духовности, утверждая, что духовность - это частное отражение и личный опыт, а не публичный ритуал. Быть «религиозным» имеет институциональный оттенок, обычно связанный с авраамическими традициями: посещать богослужения, читать мессу, зажигать ханукальные свечи. Быть «духовным», напротив, означает личную практику и личные полномочия, имеющие отношение к самым глубоким мотивам жизни. В результате в культурах, которые глубоко подозрительно относятся к институциональным структурам и придают большое значение индивидуальной свободе и автономии, духовность приобрела в основном положительные коннотации, в то время как религия была рассматривается более негативно.
Согласно Роберту Фуллеру, феномен SBNR можно охарактеризовать как смесь интеллектуального прогрессизма и мистического голода, нетерпеливого по отношению к набожности авторитетных церквей.
Согласно Роберту Вутноу, духовность - это гораздо больше, чем просто посещение церкви и согласие или несогласие с церковными доктринами. Духовность - это сокращенный термин, используемый в западном обществе для обозначения отношений человека с Богом. Для многих людей то, как они думают о религии и духовности, безусловно, определяется тем, что они видят и делают в своих общинах. На более глубоком уровне это связано с самоидентификацией человека - чувством любви Богом, и эти чувства могут усиливаться и уменьшаться.
Линда А. Меркаданте подразделяет SBNR на пять различных категорий:
SBNR связаны с феминистская духовная и религиозная мысль и экологическая духовность, а также неоязычество, Викка, шаманский, друидский, Гайан и практика церемониальной магии. Некоторые духовные практики Нью Эйдж включают астрологию, доски спиритических сеансов, карты Таро, И Цзин и научную фантастику. Распространенной практикой SBNR является, например, внимательность и.
Некоторые представители организованной религии критиковали практику духовности без религиозности. Лилиан Дэниел, либеральный протестантский священник, охарактеризовала мировоззрение SBNR как продукт светской американской потребительской культуры, далекой от общества и «попадает в безвкусное большинство людей, которые находят древние религии скучными, но находят себя исключительно интересными» Джеймс Мартин, священник-иезуит, назвал образ жизни SBNR «простой старой ленью», заявив, что «духовность без религии может превратиться в эгоцентричное самодовольство, оторванное от мудрости сообщества».
Другие критики утверждают, что в рамках «духовного, но не религиозного» мировоззрения самопознание и саморазвитие проблематично приравниваются к познанию Бога, направляя внимание человека внутрь себя. В результате политические, экономические и социальные силы, формирующие мир, игнорируются и остаются без внимания. Кроме того, некоторые ученые отметили относительную духовную поверхностность конкретных практик SBNR. Классический мистицизм в основных мировых религиях требует постоянной преданности, часто в форме длительного аскетизма, продолжительной преданности молитве и взращивания смирения. В отличие от них, SBNR в западном мире поощряются к занятиям духовными практиками таким образом, который часто бывает случайным и лишенным строгости или какой-либо реорганизации приоритетов. Социолог Роберт Вутноу предполагает, что эти формы мистицизма «поверхностны и недостоверны». Другие критики не согласны с интеллектуальной легитимностью стипендии SBNR. В отличие от профессионального или академического богословия, духовная философия может казаться неотшлифованной, несвязной или непоследовательной.
Вонг и Вински оспаривают дискурс SBNR, который постулирует религию как «институциональную и структурированную», в отличие от духовности как «всеобъемлющую и универсальную». "(1346). Они утверждают, что такое понимание делает невидимым историческую конструкцию «духовности», которая в настоящее время опирается на отказ от еврахристианства для своего собственного самоопределения. По их мнению, западные дискурсы «духовности» соответствуют местным духовным традициям и «этническим» традициям Востока, однако расовые этнические группы с большей вероятностью будут обозначены белыми практикующими SBNR «религиозными», чем «духовными». Вонг и Вински утверждают, что посредством этих процессов колониальное другое разыгрывается через дискурс SBNR.