Когнитивная наука о религии

редактировать

Когнитивная наука о религии изучает религиозное мышление и поведение с точки зрения когнитивной науки и часто вовлекает с эволюционной наукой, которая, как он полагает, является ее основой. В этой области используются методы и теории из широкого круга дисциплин, включая когнитивную психологию, эволюционную психологию, когнитивную антропологию, искусственный интеллект, психология развития и археология. Ученые в этой области стремятся объяснить, как человеческий разум приобретает, генерирует и передает религиозные мысли, практики и схемы с помощью обычных когнитивных способностей.

Содержание
  • 1 История
  • 2 Теоретические основы
  • 3 Основные концепции
    • 3.1 Когнитивный побочный продукт
    • 3.2 Минимально противоречащие интуиции концепции
    • 3.3 Устройство обнаружения гиперактивных агентов
    • 3.4 Просоциальная адаптация
    • 3.5 Дорогостоящая сигнализация
    • 3.6 Двойное наследование
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки
История

Хотя религия была предмет серьезного научного исследования, по крайней мере, с конца девятнадцатого века, изучение религии как когнитивного феномена появилось сравнительно недавно. Хотя оно часто опирается на более ранние исследования в рамках антропологии религии и социологии религии, когнитивная наука о религии рассматривает результаты этой работы в контексте эволюционных и когнитивных теорий. Таким образом, когнитивная наука о религии стала возможной только в результате когнитивной революции 1950-х годов и развития, начиная с 1970-х годов, социобиологии и других подходов, объясняющих поведение человека с точки зрения эволюции., особенно эволюционная психология.

Хотя Дэн Спербер предвосхитил когнитивную науку о религии в своей книге 1975 года «Переосмысление символизма», самое раннее исследование, подпадающее под эту дисциплину, было опубликовано в 1980-х годах. Среди этих работ, работа «« Когнитивная теория религии » была значимой для изучения значения антропоморфизма в религии, работа, которая в конечном итоге привела к разработке концепции устройства обнаружения гиперактивных агентов - ключевое понятие когнитивной науки о религии.

Настоящее начало когнитивной религии можно датировать 1990-ми годами. В течение этого десятилетия было опубликовано большое количество очень влиятельных книг и статей, которые помогли заложить основы когнитивной науки о религии. К ним относятся: «Переосмысление религии: соединение познания и культуры и доведение ритуала до ума: психологические основы культурных форм», автор Э. Томас Лоусон и «Естественность религиозных идей» Паскаль Бойер, «Внутри культа и аргументы и иконы» Харви Уайтхаус, а также развитие книги Гатри его более ранних теорий в Faces в облаках. В 1990-х годах эти и другие исследователи, которые работали независимо в различных дисциплинах, открыли для себя работы друг друга и нашли ценные параллели между своими подходами, в результате чего начало срастаться что-то вроде самосознательной исследовательской традиции. К 2000 г. эта область была достаточно четко определена для Джастина Л. Барретта, чтобы ввести термин «когнитивная наука о религии» в своей статье «Изучение естественных основ религии».

с 2000 г., когнитивная наука о религии выросла, как и другие подходы, применяющие эволюционное мышление к социологическим явлениям. С каждым годом все больше исследователей привлекаются к этой области, и теоретические и эмпирические разработки идут очень быстрыми темпами. Эта область остается несколько неопределенной, объединяя исследователей из самых разных традиций. Большая часть сплоченности в этой области проистекает не из общих подробных теоретических обязательств, а из общей готовности рассматривать религию с когнитивных и эволюционных позиций, а также из готовности участвовать в работе других, разрабатывающих эту область. Жизненно важную роль в объединении исследователей играет Международная ассоциация когнитивной науки о религии, созданная в 2006 году.

Теоретическая основа

Несмотря на отсутствие согласия относительно В теоретической основе для работы в когнитивном религиоведении можно обозначить некоторые тенденции. Наиболее важным из них является опора на теории, разработанные в рамках эволюционной психологии. Этот конкретный подход к эволюционным объяснениям человеческого поведения особенно подходит для объяснения когнитивных побочных продуктов религии, которое наиболее популярно среди когнитивистов-религиоведов. Это связано с тем, что эволюционная психология делает упор на объяснения побочных продуктов и наследственных черт. Особенно важным понятием, связанным с этим подходом, является модульность разума, используемая как основа для объяснения психических механизмов, которые считаются ответственными за религиозные убеждения. Важными примерами работ, подпадающих под эту рубрику, являются исследования, проведенные Паскалем Бойером и Джастином Л. Барреттом.

Однако эти теоретические обязательства не разделяются всеми учеными-когнитивистами религии. Продолжающиеся дебаты относительно сравнительных преимуществ различных эволюционных объяснений человеческого поведения находят отражение в когнитивной науке о религии с теорией двойного наследования, недавно получившей приверженцев среди исследователей в этой области, включая и. Воспринимаемое преимущество этой теоретической основы заключается в ее способности иметь дело с более сложными взаимодействиями между когнитивными и культурными явлениями, но это происходит за счет экспериментального дизайна, который должен учитывать более широкий диапазон возможностей.

Основные концепции

Когнитивный побочный продукт

Мнение о том, что религиозные верования и практики следует понимать как нефункциональные, но как производные человеческими когнитивными механизмами, которые функционируют вне контекста религии. Примерами этого являются гиперактивное устройство обнаружения агента и минимально противоречащие интуиции концепции или процесс инициации, объясняющие буддизм и даосизм. Когнитивное объяснение религии - это применение концепции spandrel (биология) и концепции exaptation, исследованной, в частности, Стивеном Джеем Гулдом.

Минимально противоречащие интуиции концепции

Концепции, которые в основном соответствуют человеческим предубеждениям, но расходятся с ними одним или двумя поразительными способами. Эти концепции легко запомнить (благодаря контринтуитивным элементам) и легко использовать (благодаря в значительной степени согласию с тем, что люди ожидают). Примеры включают говорящие деревья и нематериальные агенты. Паскаль Бойер утверждает, что многие религиозные организации подпадают под эту категорию. Апал назвал тот факт, что минимально противоречащие интуиции идеи лучше запоминаются, чем интуитивные и максимально противоречащие интуиции, как эффект минимальной контринтуитивности или эффект MCI.

Устройство обнаружения гиперактивных агентов

Ученый-когнитивист Джастин Л. Барретт постулирует, что этот ментальный механизм, функция которого заключается в идентификации активности агентов, может способствовать убеждению в присутствие сверхъестественного. Учитывая относительную стоимость неспособности обнаружить агента, этот механизм считается гиперактивным, вызывая большое количество ложноположительных ошибок. а другие утверждали, что эти ошибки могут объяснить появление сверхъестественных понятий.

Просоциальная адаптация

Согласно просоциальной адаптации религии, религиозные верования и практики следует понимать как имеющие функцию выявления адаптивного просоциального поведения и предотвращения проблемы безбилетника.. В когнитивной науке о религии этот подход в первую очередь используется. Дэвид Слоан Уилсон является еще одним крупным сторонником этого подхода и интерпретирует религию как адаптацию на групповом уровне, но его работа обычно рассматривается как выходящая за рамки когнитивной науки о религии.

Дорогостоящая сигнализация

Практики, на которые из-за присущих им затрат можно положиться для предоставления честного сигнала относительно намерений агента. высказал предположение, что религиозные обряды можно объяснить как дорогостоящие сигналы готовности к сотрудничеству. Похожая линия аргументации была проведена и. С другой стороны, Д. Джейсон Слоун утверждал, что религиозность может быть дорогостоящим сигналом, используемым в качестве стратегии спаривания, поскольку религиозность служит представителем «семейных ценностей».

Двойное наследование

В контексте когнитивной науки о религии теорию двойного наследования можно понимать как попытку объединить когнитивные побочные продукты и подсоциальную адаптацию с использованием теоретического подхода, разработанного Робертом. Бойд и Питер Ричерсон и другие. Основная точка зрения состоит в том, что, хотя вера в сверхъестественные существа является побочным продуктом познания, культурные традиции используют такие убеждения для мотивации просоциального поведения. Изощренное утверждение этого подхода можно найти в Скотт Атран и Джозеф Хенрих (2010).

См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Атран, С., Норензаян, А. (2004). «Эволюционный ландшафт религии: контринтуиция, приверженность, сострадание, общение». Поведенческие науки и исследования мозга 27, 713 -770.
  • Барретт, Дж. Л. «Когнитивная наука о религии: что это такое и почему?» Religion Compass 2007, том 1.
  • Барретт, Дж. Л. «Изучение естественных основ религии». "Trends in Cognitive Sciences 2000, vol. 4 pp 29–34
  • Барретт, Дж. Л. Почему кто-то верит в Бога? АльтаМира Пресс, 2004.
  • Барретт Дж. Л. и Джонатан А. Ланман. "The Scienc e of Religion of Religion. "Religion 38, 2008. 109-124
  • Barrett, Nathaniel F. К альтернативной эволюционной теории религии: взгляд в прошлое с помощью вычислительной эволюционной психологии на более широкое поле возможностей. Журнал Американской академии религии, сентябрь 2010 г., Vol. 78, No. 3, pp. 583–621.
  • Boyer, Pascal. Естественность религиозных идей University of California Press, 1994.
  • Boyer, Pascal. Разъяснение религии: эволюционные истоки религиозной мысли, основные книги, 2001
  • Бойер, Паскаль. «Религиозные мысли и поведение как побочные продукты функций мозга», Trends in Cognitive Sciences 7, pp. 119–24
  • Бойер, П. и Льенар, П. «Почему ритуализированное поведение? Системы предосторожности и анализ действий в процессе развития, патологические и культурные ритуалы. Поведенческие и мозговые науки 29: 595-650.
  • Коэн, Э. Одержимый разум. Познание одержимости духом в афро-бразильских религиозных традициях Oxford University Press.
  • Де Круз, Хелен и Де Смедт, Йохан (2015). «Естественная история естественного богословия. Когнитивная наука теологии и философия религии ». MIT Press, 2015.
  • Гирц, Армин В. (2004).« Когнитивные подходы к изучению религии », в П. Антеш, А.В. Гирц, Р.Р. Варн (ред.) Новые подходы к изучению религии, том 2: текстовый, сравнительный, социологический и когнитивный подходы. Берлин: Вальтер де Грюйтер, стр. 347–399.
  • Гирц, Армин В. (2008 г.) «От обезьян к дьяволам и ангелам: сравнение сценариев эволюции религии», в J. Bulbulia et al. (Eds.) The Evolution of Religion: Studies, Theories, Critiques Santa Margarita: Collins Foundation Press, стр. 43–49.
  • Гатри, С.Е. (1993). «Лица в облаках: новая теория религии, Нью-Йорк: Oxford University Press.
  • Knight, N., Sousa, P., Barrett, JL, Atran, S. (2004). «Приписывание верований детям людям и Богу». Cognitive Science 28 (1): 117-126.
  • Kress, O. (1993). «Новый подход к когнитивному развитию: онтогенез и процесс инициации». Evoluti on and Cognition 2 (4): 319-332.
  • Лоусон, Э. Т. «К когнитивной науке о религии». Numen 47 (3): 338-349 (12).
  • Лоусон, Э. Т. «Религиозная мысль». Энциклопедия когнитивной науки, том 3 (A607).
  • Лоусон, Э. Т. и Макколи, Р. Переосмысление религии: соединение познания и культуры Cambridge University Press, 1990.
  • Легар, К. и Гельман, С. «Колдовство, биология, или и то, и другое: сосуществование естественных и сверхъестественных объяснительных структур в процессе развития». Когнитивная наука 32 (4): 607-642.
  • Лайт, Т. и Уилсон, Б. (ред.). Религия как человеческий потенциал: сборник в честь Э. Томаса Лоусона Брилла, 2004.
  • McCauley, RN. «Естественность религии и неестественность науки». Объяснение и познание (ред. Кейла и Уилсона), стр. 61–85. MIT Press, 2000.
  • МакКоули, Р.Н. и Лоусон, Е.Т. Приведение в голову ритуала: Психологические основы культурных форм, Cambridge University Press, 2002.
  • Маккоркл-младший, Уильям У. Ритуализация избавления of the Dead: From Corpse to Concept Peter Lang, 2010.
  • Норензаян, А., Атран, С., Фолкнер, Дж., и Шаллер, М. (2006). «Память и тайна: культурный отбор минимально контринтуитивных рассказов». Cognitive Science 30, 531-553.
  • Nuckolls, C. «Boring Rituals», Journal of Ritual Studies, 2006.
  • Pyysiäinen, I. Как работает религия: к новой когнитивной науке о религии Brill, 2001.
  • Slone, DJ. Теологическая неверность: почему религиозные люди верят тому, чего не должны, Oxford University Press, 2004.
  • Слоун, ди-джей (ред.). Религия и познание: читатель Equinox Press, 2006.
  • Слоун, ди-джей, и Ван Слайк, Дж. Притяжение религии. Bloomsbury Academic Press. 2015.
  • Соренсен, Дж. «Когнитивная теория магии». AltaMira Press, 2006.
  • Спербер, Д. Переосмысление символизма, Cambridge University Press, 1975.
  • Спербер, Д. Объяснение культуры, Blackwell Publishers, 1996.
  • Talmont-Kaminski, К. (2013). Религия как магическая идеология: как сверхъестественное отражает рациональность Дарем: проницательность.
  • Тейвс, А. «Переосмысление религиозного опыта: основополагающий подход к изучению религии и других особых вещей» Princeton University Press, 2011.
  • Тремлин, Т. Умы и боги: когнитивные основы религии Oxford University Press, 2006.
  • Упал, Массачусетс (2005). «К когнитивной науке о новых религиозных движениях», Cognition and Culture, 5 (2), 214-239.
  • Упал, М.А., Гонсе, Л., Твини, Р., и Слоун, Дж. ( 2007). Контекстуализация контринтуитивности: как контекст влияет на понимание и запоминаемость контринтуитивных концепций, Когнитивная наука, 31 (3), 415-439.
  • Ван Эйген, Х., Пилс, Р., Ван ден Бринк, Г. (2018) «Новые достижения в когнитивной науке о религии: рациональность религиозных убеждений» Лондон: Спрингер.
  • Whitehouse, H. (1995). Внутри культа: религиозные нововведения и передача в Папуа-Новой Гвинее Oxford: Clarendon Press.
  • Whitehouse, H. (1996a). «Явления, речи и кольца: переживание духов» в Дадуле. Жаннетт Магео и Алан Ховард (редакторы). Духи в культуре, истории и разуме Нью-Йорк: Рутледж.
  • Whitehouse, H. (1996b). «Обряды террора: эмоции, метафоры и воспоминания в меланезийских культах посвящения» Журнал Королевского антропологического института 2, 703-715.
  • Whitehouse, H. (2000). Аргументы и символы: расходящиеся формы религиозности Oxford: Oxford University Press.
  • Whitehouse, H. (2004). Modes of Religiosity: когнитивная теория религиозной передачи Walnut Creek, CA: AltaMira Press.
  • Xygalatas, D and McCorkle Jr., W.W. (ред.). Ментальная культура: классическая социальная теория и когнитивная наука о религии Дарем: проницательность.
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 13:59:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте