Когнитивная наука о религии изучает религиозное мышление и поведение с точки зрения когнитивной науки и часто вовлекает с эволюционной наукой, которая, как он полагает, является ее основой. В этой области используются методы и теории из широкого круга дисциплин, включая когнитивную психологию, эволюционную психологию, когнитивную антропологию, искусственный интеллект, психология развития и археология. Ученые в этой области стремятся объяснить, как человеческий разум приобретает, генерирует и передает религиозные мысли, практики и схемы с помощью обычных когнитивных способностей.
Хотя религия была предмет серьезного научного исследования, по крайней мере, с конца девятнадцатого века, изучение религии как когнитивного феномена появилось сравнительно недавно. Хотя оно часто опирается на более ранние исследования в рамках антропологии религии и социологии религии, когнитивная наука о религии рассматривает результаты этой работы в контексте эволюционных и когнитивных теорий. Таким образом, когнитивная наука о религии стала возможной только в результате когнитивной революции 1950-х годов и развития, начиная с 1970-х годов, социобиологии и других подходов, объясняющих поведение человека с точки зрения эволюции., особенно эволюционная психология.
Хотя Дэн Спербер предвосхитил когнитивную науку о религии в своей книге 1975 года «Переосмысление символизма», самое раннее исследование, подпадающее под эту дисциплину, было опубликовано в 1980-х годах. Среди этих работ, работа «« Когнитивная теория религии » была значимой для изучения значения антропоморфизма в религии, работа, которая в конечном итоге привела к разработке концепции устройства обнаружения гиперактивных агентов - ключевое понятие когнитивной науки о религии.
Настоящее начало когнитивной религии можно датировать 1990-ми годами. В течение этого десятилетия было опубликовано большое количество очень влиятельных книг и статей, которые помогли заложить основы когнитивной науки о религии. К ним относятся: «Переосмысление религии: соединение познания и культуры и доведение ритуала до ума: психологические основы культурных форм», автор Э. Томас Лоусон и «Естественность религиозных идей» Паскаль Бойер, «Внутри культа и аргументы и иконы» Харви Уайтхаус, а также развитие книги Гатри его более ранних теорий в Faces в облаках. В 1990-х годах эти и другие исследователи, которые работали независимо в различных дисциплинах, открыли для себя работы друг друга и нашли ценные параллели между своими подходами, в результате чего начало срастаться что-то вроде самосознательной исследовательской традиции. К 2000 г. эта область была достаточно четко определена для Джастина Л. Барретта, чтобы ввести термин «когнитивная наука о религии» в своей статье «Изучение естественных основ религии».
с 2000 г., когнитивная наука о религии выросла, как и другие подходы, применяющие эволюционное мышление к социологическим явлениям. С каждым годом все больше исследователей привлекаются к этой области, и теоретические и эмпирические разработки идут очень быстрыми темпами. Эта область остается несколько неопределенной, объединяя исследователей из самых разных традиций. Большая часть сплоченности в этой области проистекает не из общих подробных теоретических обязательств, а из общей готовности рассматривать религию с когнитивных и эволюционных позиций, а также из готовности участвовать в работе других, разрабатывающих эту область. Жизненно важную роль в объединении исследователей играет Международная ассоциация когнитивной науки о религии, созданная в 2006 году.
Несмотря на отсутствие согласия относительно В теоретической основе для работы в когнитивном религиоведении можно обозначить некоторые тенденции. Наиболее важным из них является опора на теории, разработанные в рамках эволюционной психологии. Этот конкретный подход к эволюционным объяснениям человеческого поведения особенно подходит для объяснения когнитивных побочных продуктов религии, которое наиболее популярно среди когнитивистов-религиоведов. Это связано с тем, что эволюционная психология делает упор на объяснения побочных продуктов и наследственных черт. Особенно важным понятием, связанным с этим подходом, является модульность разума, используемая как основа для объяснения психических механизмов, которые считаются ответственными за религиозные убеждения. Важными примерами работ, подпадающих под эту рубрику, являются исследования, проведенные Паскалем Бойером и Джастином Л. Барреттом.
Однако эти теоретические обязательства не разделяются всеми учеными-когнитивистами религии. Продолжающиеся дебаты относительно сравнительных преимуществ различных эволюционных объяснений человеческого поведения находят отражение в когнитивной науке о религии с теорией двойного наследования, недавно получившей приверженцев среди исследователей в этой области, включая и. Воспринимаемое преимущество этой теоретической основы заключается в ее способности иметь дело с более сложными взаимодействиями между когнитивными и культурными явлениями, но это происходит за счет экспериментального дизайна, который должен учитывать более широкий диапазон возможностей.
Мнение о том, что религиозные верования и практики следует понимать как нефункциональные, но как производные человеческими когнитивными механизмами, которые функционируют вне контекста религии. Примерами этого являются гиперактивное устройство обнаружения агента и минимально противоречащие интуиции концепции или процесс инициации, объясняющие буддизм и даосизм. Когнитивное объяснение религии - это применение концепции spandrel (биология) и концепции exaptation, исследованной, в частности, Стивеном Джеем Гулдом.
Концепции, которые в основном соответствуют человеческим предубеждениям, но расходятся с ними одним или двумя поразительными способами. Эти концепции легко запомнить (благодаря контринтуитивным элементам) и легко использовать (благодаря в значительной степени согласию с тем, что люди ожидают). Примеры включают говорящие деревья и нематериальные агенты. Паскаль Бойер утверждает, что многие религиозные организации подпадают под эту категорию. Апал назвал тот факт, что минимально противоречащие интуиции идеи лучше запоминаются, чем интуитивные и максимально противоречащие интуиции, как эффект минимальной контринтуитивности или эффект MCI.
Ученый-когнитивист Джастин Л. Барретт постулирует, что этот ментальный механизм, функция которого заключается в идентификации активности агентов, может способствовать убеждению в присутствие сверхъестественного. Учитывая относительную стоимость неспособности обнаружить агента, этот механизм считается гиперактивным, вызывая большое количество ложноположительных ошибок. а другие утверждали, что эти ошибки могут объяснить появление сверхъестественных понятий.
Согласно просоциальной адаптации религии, религиозные верования и практики следует понимать как имеющие функцию выявления адаптивного просоциального поведения и предотвращения проблемы безбилетника.. В когнитивной науке о религии этот подход в первую очередь используется. Дэвид Слоан Уилсон является еще одним крупным сторонником этого подхода и интерпретирует религию как адаптацию на групповом уровне, но его работа обычно рассматривается как выходящая за рамки когнитивной науки о религии.
Практики, на которые из-за присущих им затрат можно положиться для предоставления честного сигнала относительно намерений агента. высказал предположение, что религиозные обряды можно объяснить как дорогостоящие сигналы готовности к сотрудничеству. Похожая линия аргументации была проведена и. С другой стороны, Д. Джейсон Слоун утверждал, что религиозность может быть дорогостоящим сигналом, используемым в качестве стратегии спаривания, поскольку религиозность служит представителем «семейных ценностей».
В контексте когнитивной науки о религии теорию двойного наследования можно понимать как попытку объединить когнитивные побочные продукты и подсоциальную адаптацию с использованием теоретического подхода, разработанного Робертом. Бойд и Питер Ричерсон и другие. Основная точка зрения состоит в том, что, хотя вера в сверхъестественные существа является побочным продуктом познания, культурные традиции используют такие убеждения для мотивации просоциального поведения. Изощренное утверждение этого подхода можно найти в Скотт Атран и Джозеф Хенрих (2010).