Религия в Древнем Риме

редактировать
Этническая религия предков города Рима

Обманутый Деа Рома держит Победу и в отношении алтаря с рогом изобилия и других подношений, копия рельефного панно с алтаря или основания статуи Август как Pontifex Maximus. (Via Labicana Август )

Религия в Древнем Риме включает исконную этническую религию города Рима, которую римляне использовали для определения себя как народа, а также религиозные обычаи народов, попавших под римское правление, поскольку они получили широкое распространение в Риме и Италии. Римляне считали себя очень религиозными и приписывали свой успех в качестве мировой державы своей коллективной набожности (pietas ) в поддержании хороших отношений с богами. Римляне известны огромным числом божеств, которых они почитали, и эта способность заслужила насмешки первых Христианские полемисты.

Присутствие греков на итальянском полуострове с начала исторического периода повлияло на римскую культуру, введя некоторые религиозные обычаи, которые стали такими же фундаментальными, как культ Аполлона. Римляне искали точки соприкосновения между своими главными богами и богами греков (interpatio graeca ), адаптируя греческие мифы и иконографию для латинской литературы и римского искусства, как это было у этрусков. Этрусская религия также оказала большое влияние, особенно на практику авгурия. Согласно легендам, большинство религиозных институтов Рима можно проследить до его основателей, особенно Нума Помпилия, Сабина второго король Рима, который вел переговоры напрямую с богами. Эта архаическая религия легла в основу mos maiorum, «пути предков» или просто «традиции», считающихся центральным элементом римскойидентичности.

Кибела на троне, лев, рог изобилия и настенная корона. Римский мрамор, c. 50 г. н.э. Музей Гетти

Римская религия была практической и договорной, основанной на принципе do ut des : «Я даю то, что вы можете дать». Религия зависела от знаний и правильной практики молитв, ритуалов и жертвоприношений, а не от веры или догм, хотя латинская литература сохраняет научные размышления о природе божественного и его отношении к человеческие дела. Даже самые скептически настроенные представители интеллектуальной элиты Рима, такие как Цицерон, который был авгуром, рассматривали религию как источник социального порядка. По мере расширения Римской империи мигранты в столицу принесли свои местные культы, многие из которых стали популярными среди итальянцев. Христианство было в конце концов самой успешной из них и в 380 году стало официальной государственной религией.

Для обычных римлянрелигия была частью повседневной жизни. В каждом доме была домашняя святыня, в которой совершались молитвы и возлияния домашним божествам семьи. Райские святыни и священные места, такие как источники и рощи, усеивали город. Римский календарь был построен вокруг религиозных обрядов. Женщины, рабы и дети участвовали в различных религиозных мероприятиях. Некоторые общественные ритуалы могли проводиться только женщинами, и женщины сформировали, пожалуй, самое известное духовенство Рима, поддерживаемых государством весталок, которые веками ухаживали за священным очагом Рима, пока не распались под властью Христианское господство.

Содержание

  • 1 Обзор
  • 2 Основополагающие мифы и божественная судьба
  • 3 Римские божества
  • 4 Греко-римские мистические культы
  • 5 Праздники и фестивали
  • 6 Храмы и святыни
  • 7 Религиозная практика
    • 7.1 Молитвы, клятвы и клятвы
    • 7.2 Жертвоприношение
      • 7.2.1 Приношениеживотных
      • 7.2.2 Человеческое жертвоприношение
    • 7.3 Домашний и частный культ
  • 8 Религия и государство
    • 8.1 Общественное духовенство и религиозный закон
      • 8.1.1 Весталы
    • 8.2 Августа
      • 8.2.1 Гарусписи
      • 8.2.2 Приметы и чудеса
  • 9 Похороны и загробная жизнь
  • 10 Религия и армия
  • 11 Женщины и религия
  • 12 Суеверия и магия
  • 13 История римской религии
    • 13.1 Религия и политика
    • 13.2 Ранняя республика
    • 13.3 Поздняя республика - принципат
    • 13.4 Римская империя
      • 13.4.1 Восточное влияние
      • 13.4.2 Поглощение культов
      • 13.4.3 Имперский культ
      • 13.4.4 Евреи и римская религия
      • 13.4.5 Христианство в Римской империи
      • 13.4.6 Император Константин и христианство
      • 13.4.7 Transitio n к христианской гегемонии
  • 14 См. также
  • 15 Ссылки
    • 15.1 Цитаты
    • 15.2 Источники
  • 16 Внешние ссылки

Обзор

Священниками государственной религии занимались члены элитных классов . Принципа, аналогичногоразделению церкви и государства, в Древнем Риме не существовало. Во время Римской республики (509–27 до н.э.) те же люди, которые были избранными государственными должностными лицами, также могли служить авгурами и понтификами. Священники женились, воспитывали семьи и вели политически активную жизнь. Юлий Цезарь стал верховным понтификом до того, как был избран консулом.

Авгуры читали волю богов и контролировали обозначение границ как отражение всеобщего порядка, таким образом санкционируя римский экспансионизм как вопрос божественной судьбы. Римский триумф был по своей сути религиозной процессией, в которой победивший полководец продемонстрировал свое благочестие и свою готовность служить общественному благу, посвятив часть своей добычи богам, особенно Юпитеру, олицетворяющие просто власть. В результате Пунических войн (264–146 до н.э.), когда Рим изо всех силпытался утвердиться в качестве доминирующей державы, многие новые храмы были построены магистратами в выполнении клятва божеству для обеспечения их военного успеха.

По мере того, как римляне расширяли свое господство по всему миру, их политика в целом заключалась в том, чтобы поглотить божества и культы других народов, а не пытаться искоренить их, поскольку они считали, что сохранение традиций способствует социальной стабильности. Один из способов, которым Рим объединил различные народы, заключался в поддержке их религиозного наследия, строительстве храмов местным божествам, которые помещали их богословие в иерархию римской религии. Надписи по всей Империи фиксируют поклонение местным и римским божествам бок о бок, в том числе посвящения, сделанные римлянами местным богам.

К расцвету Империи международные божества были культивировались в Риме и были доставлены даже в самые отдаленные провинции, среди них Кибела, Исида, Эпона и боги солнечный монизм, такой как Митра и Sol Invictus, найденные на севере до римской Британии. Иностранные религии все больше привлекали приверженцев из числа римлян, которые все чаще имели родословную из других мест Империи. Импортированные мистические религии, которые предлагали посвященным спасение в загробной жизни, были вопросом личного выбора для человека, практиковавшегося в дополнение к выполнению своих семейных обрядов и участию в общественной религии. Тайны, однако, включали исключительную клятву и секретность, условия, которые консервативные римляне рассматривали с подозрением как характерные черты «магии », конспиративной (coniuratio) или подрывной деятельности. Были предприняты единичные, а иногда и жестокие попытки подавить религиозных деятелей, которые, казалось, угрожали традиционной морали и единству, как, например, попытки сената ограничитьвакханалию в 186 г. до н.э. Поскольку римляне никогда не были обязаны культивировать только одного бога или один культ, религиозная терпимость не была проблемой в том смысле, что это проблема для монотеистических систем. Монотеистическая строгость иудаизма создавала трудности для римской политики, которые временами приводили к компромиссу и предоставлению особых исключений, но иногда и к неразрешимому конфликту. Например, религиозные споры помогли вызвать Первую иудейско-римскую войну и восстание Бар-Кохбы.

. После распада республики государственная религия приспособилась к поддержке новый режим императоров. Август, первый римский император, оправдал новизну единоначалия обширной программой религиозного возрождения и реформ. Общественные клятвы, прежде дававшиеся для безопасности республики, теперь были направлены на благополучие императора. Так называемое "поклонение императору" расширилотрадиционное римское почитание умерших предков и Гения, божественного опекуна каждого человека. Имперский культ стал одним из основных способов, которыми Рим рекламировал свое присутствие в провинциях и культивировал общую культурную идентичность и лояльность по всей Империи. Отказ от государственной религии был равносилен измене. Это был контекст конфликта Рима с христианством, которое римляне по-разному считали формой атеизма и романа superstitio. В конце концов, римскому политеизму пришел конец с принятием христианства в качестве официальной религии империи.

Основополагающие мифы и божественная судьба

Рельеф панель от алтаря Венеры и Марс, изображающие Ромула и Рема, кормящих грудью волчицу, и богов представляющие римскую топографию, такую ​​как Тибр и Палатинский холм

Римская мифологическая традиция особенно богата историческими мифами или легендами,касающимися основание и возвышение города. Эти повествования сосредоточены на человеческих актерах, с лишь случайным вмешательством божеств, но с всепроникающим чувством божественно упорядоченной судьбы. Для самого раннего периода Рима историю и миф трудно отличить.

Согласно мифологии, у Рима был полубожественный предок в Троян беженец Эней, сын Венеры, который, как говорят, заложил основу римской религии, когда принес Палладий, Ларес и Пенаты от Трои до Италии. В исторические времена считалось, что эти предметы оставались на хранении весталок, женского жреца Рима. Эней, согласно классическим авторам, получил убежище от короля Эвандера, греческого изгнанного из Аркадии, которому были приписаны другие религиозные основы: он основал Ara Maxima, «Величайший алтарь», Гераклу на месте, которое впоследствии станет Бычьим форумом, и, как гласит легенда, он был первым, кто отпраздновал Луперкалии., архаический фестиваль в феврале, который отмечался еще в V веке христианской эры.

Миф о троянском основании с греческим влиянием был согласован с помощью сложной генеалогии (лат. царей Альба Лонги ) с известной легендой об основании Рима Ромулом и Ремом. Наиболее распространенная версия истории близнецов отображает несколько аспектов мифа о герое. Их мать, Рея Сильвия, дядя король приказал оставаться девственницей, чтобы сохранить трон, который он узурпировал у ее отца. Благодаря божественному вмешательству законная линия была восстановлена, когда Рея Сильвия была оплодотворена богом Марсом. Она родила близнецов, которые были должным образом разоблачены по приказу царя, но спасены благодаря череде чудесных событий.

Ромул и Ремус вернули трон своего деда и намеревались построить новый город, посоветовавшись с богами через авгур,характерныйрелигиозный институт Рима, который изображается существующим с древнейших времен. Братья ссорятся при строительстве городских стен, и Ромул убивает Рема, что иногда считается жертвоприношением. Таким образом, братоубийство стало неотъемлемой частью мифа об основании Рима.

Ромулу приписывают несколько религиозных институтов. Он основал фестиваль Consualia, пригласив к участию соседние Sabines ; Последовавшее за этим изнасилование сабинянок людьми Ромула еще больше усилило насилие и культурную ассимиляцию в мифах о происхождении Рима. Предполагается, что как успешный полководец Ромул основал первый в Риме храм Юпитеру Феретриусу и предложил spolia opima, главную добычу, взятую на войне, в празднование первого Римский триумф. Избавившись от смерти смертного, Ромул был таинственным образом унесен духом и обожествлен.

Пенаты убеждали Энея продолжить его путь к основанию Рима (иллюстрация 4 века нашей эры)

Его преемник сабинец Нума был набожным и благочестивым миролюбив, и ему приписывают многочисленные политические и религиозные основы, включая первый римский календарь ; жрецы Салиев, фламинов и весталок; культы Юпитера, Марса и Квирина ; и Храм Януса, двери которого оставались открытыми во время войны, но во времена Нумы оставались закрытыми. После смерти Нумы двери храма Януса должны были оставаться открытыми до правления Августа.

Каждый из легендарных или полулегендарных царей Рима был связан с одним или несколькими религиозными учреждениями, до сих пор известными позже Республика. Тулл Гостилий и Анкус Марций учредили фетиальных священников. Первый «посторонний» этрусский царь, Луций Тарквиний Приск, основал Капитолийский храм триады Юпитер, Юнона и Минерва, которые служили как образец высшего официального культа во всемримском мире. Доброжелательный, рожденный от Бога Сервий Туллий основал Латинскую лигу, его Авентинский Храм Дианы и Compitalia Отметить его социальные реформы. Сервия Туллия убили, и ему наследовал высокомерный Тарквиний Супербус, изгнание которого ознаменовало начало создания Рима как республики с ежегодно избираемыми магистратами.

Римские историки считали основы республиканской религии как завершено к концу правления Нумы и подтверждено Сенатом и народом Рима как право и законное: священная топография города, его памятники и храмы, история Рима ведущие семьи, устные и ритуальные традиции. Согласно Цицерону, римляне считали себя наиболее религиозными из всех народов, и их приход к господству был доказательством того, что они получили взамен божественную милость.

Римские божества

Двенадцать главных божеств (Di Consentes ) соответствует тем, кого почитают на лектистернии 217 г. до н.э., изображенном на алтаре 1-го века из Габии, обрамленном зодиаком.

Рим не предлагает местный миф о сотворении и небольшая мифография для объяснения характера его божеств, их взаимоотношений или взаимодействия с человеческим миром, но римское богословие признавало, что бессмертные боги (бессмертные боги) правили все царства небес и земли. Между ними были боги верхних небес, боги подземного мира и множество меньших божеств. Некоторые явно отдавали предпочтение Риму, потому что Рим их уважал, но ни один из них не был по сути своей, безнадежно чуждым или чуждым.

Политическая, культурная и религиозная согласованность возникающего римского сверхдержавы требовала широкой, всеобъемлющей и гибкой сети законных культов. В разное время и в разных местах сфера влияния, характер и функции божественного существа могли расширяться, перекрываться с другими и определяться как римские. Изменения были встроенывсуществующие традиции.

Несколько версий полуофициального, структурированного пантеона были разработаны во время политической, социальной и религиозной нестабильности в эпоху поздней республиканской власти. Юпитер, самый могущественный из всех богов и «источник покровительства, на котором основывались отношения города с богами», неизменно олицетворял божественную власть высших должностей Рима, внутренней организации и внешних отношений. В архаические и ранние республиканские эпохи он разделял свой храм, некоторые аспекты культа и некоторые божественные характеристики с Марсом и Квирином, которые позже были заменены Юнона и Минерва.

Три богини на панно Августа Ара Пациса, освященного в 9 г. до н.э.; иконография открыта для множества интерпретаций

Концептуальная тенденция к триадам может быть обозначена более поздней сельскохозяйственной или плебейской триадой Церера, Liber и Либера, а также некоторые дополнительные тройственные божества-группировки Имперского культа. Другие главные и второстепенные божества могут быть одиночными, спаренными или связанными ретроспективно через мифы о божественном браке и сексуальных приключениях. Эти более поздние римские пантеистические иерархии являются частично литературными и мифографическими, частично философскими творениями и часто имеют греческое происхождение. эллинизация латинской литературы и культуры предоставила литературные и художественные модели для переосмысления римских божеств в свете греческих олимпийцев и способствовала развитию чувство, что у этих двух культур было общее наследие.

Впечатляющие, дорогостоящие и централизованные ритуалы для божеств римского государства значительно превосходили по количеству в повседневной жизни обычные религиозные обряды, относящиеся к домашним и личным божествам человека,божества-покровители различных районов и сообществ Рима, а также часто своеобразные смеси официальных, неофициальных, местных и личных культов, которые характеризовали законную римскую религию.

В этом духе провинциальный римский гражданин совершивший долгое путешествие из Бордо в Италию, чтобы проконсультироваться с Сивиллой в Тибуре, не пренебрег своей преданностью своей собственной богине из дома:

Я странствую, никогда не переставая проходить через весь мир, но я в первую очередь верный поклонник Онуавы. Я на краю земли, но расстояние не может соблазнить меня дать обет другой богине. Любовь к истине привела меня в Тибур, но благоприятные силы Онуавы пришли со мной. Таким образом, божественная мать, вдали от моей родины, изгнанная в Италию, я обращаю свои клятвы и молитвы к тебе не меньше.

Греко-римские мистические культы

На протяжении всей жизни Рима множество появились "мистические культы". Эти культы обычно основывались на легендах или священных историях, таких как сказка об Орфее. Некоторые из них были основаны на других культурах, таких как культ Исиды, египетской богини. Члены в целом знали, что эти истории были чистой легендой, но они послужили примером для своих последователей. Эти культы часто имели дорогостоящие, длительные или трудные процессы инициации, которые различались в зависимости от культа, но потенциальным членам обещали путь к лучшей атмосфере и атмосфере, способствующей социальным связям, известной как мистай. Эти связи возникли из-за того, что большинство из этих культов регулярно практиковали общие трапезы среди членов, танцы, церемонии и ритуалы, а также вышеупомянутые посвящения. Фокус культа, такой как сосредоточение внимания на Орфее среди орфических культов, не обязательно диктовало теологию его членов. Легендарные рассказы были предназначены для руководства членами, но вовлеченные божества, как правило, меньше внимания. Мистические культы присутствовали и былиобщепринятыми на большей частиРима и предоставили своим другим богословский опыт.

Праздники и фестивали

Римские календари показывают примерно сорок ежегодных религиозных фестивалей. Некоторые длились несколько дней, другие - один день или меньше: священные дни (умирает фасти ) превосходили численностью «несвященные» дни (умирает нефасти ). Сравнение сохранившихся римских религиозных календарей предполагает официальное или всесожжение, и не было общего банкета, поскольку «живые не могут разделить трапезу с мертвыми». Церера и другим богиням плодородия подземного мира иногда предлагали беременным самки животных; Теллус получил беременную корову на фестивале Фордицидия. Цвет имел общее символическое значение для жертвоприношений. Полубогам и героям, принадлежавшим к небесам и подземному миру, иногда давали черно-белые жертвы. Робиго (или Робигус ) получил красных собак и возлияния красного вина наРобигалии для защиты сельскохозяйственных культур от упадка и красной плесени.

Жертва могла быть принесена в благодарность или в качестве искупления святотатства или потенциального святотатства (piaculum ); piaculum также может быть предложен как своего рода предоплата; Братья Арвал, например, предлагали пиакулум перед входом в их священную рощу с железным орудием, что было запрещено, как и после. Свинья была обычной жертвой piaculum.

Те же самые божественные силы, которые причинили болезнь или вред, также имели власть предотвратить это, и поэтому их можно было умиротворить заранее. Чтобы избежать неудобных задержек в путешествии или столкновений с бандитизмом, пиратством и кораблекрушением, можно было бы попросить божественного внимания и выразить должную благодарность по прибытии или возвращении. Во время великого кризиса Сенат мог издавать коллективные общественные обряды, в которых граждане Рима, включаяженщин и детей, переходили процессией от одного храма к другому, моля богов.

Чрезвычайные обстоятельства требовали чрезвычайных жертв. : во время одного из многих кризисов Второй Пунической войны, Юпитеру Капитолийскому было обещано каждое животное, родившееся этой весной (см. ver sacrum ), которое будет оказано после еще пяти лет защиты от Ганнибал и его союзники. «Контракт» с Юпитером исключительно подробный. О животных нужно позаботиться. Если кто-то умирал или был украден до запланированного жертвоприношения, они считались уже принесенными в жертву, поскольку уже были освящены. Обычно, если боги не выполняли свою часть сделки, приносимая жертва не приносилась. В имперский период после смерти Траяна жертвоприношение не приносилось, потому что боги не обеспечивали безопасность Императора в течение установленного периода. В Помпеи Гению живого императора предложили быка: предположительно, стандартная практика в Имперском культе, хотя также делались незначительные подношения (ладан и вино).

exta были внутренности принесенного в жертву животного, включающие в перечислении Цицерона желчный пузырь (fel), печень (iecur), сердце (cor) и легкие (легкие). Exta были разоблачены для litatio (божественное одобрение) как часть римской литургии, но были «прочитаны» в контексте disciplina Etrusca. Как продукт римского жертвоприношения, экста и кровь зарезервированы для богов, в то время как мясо (внутренности) делится между людьми во время совместной трапезы. Жертвы крупного рогатого скота обычно тушились в горшочке (olla или aula), а жертвы из овец или свиней жарились на вертеле. Когда часть божества была приготовлена, ее сбрызгивали mola salsa (ритуально приготовленная соленая мука) и вином, а затем помещали в огонь на жертвеннике для приношения; технический глагол для этого действия был porricere.

Человеческое жертвоприношение

Человеческое жертвоприношение в Древнем Риме было редкостью, но задокументировано. После римлян при Каннах два галла и два грека были похоронены под Форумным Бычьем, в каменной камере, «которая в прошлом [228 г. Перед вторжением в Галлию, по-предположительным, был повторен в 113 г. до н., перед вторжением в Галлию, практика, наиболее отвратительная для римских чувств ".

На ранних этапах Первой Пунической войны (264 г. до н.э.) был проведен первый известный римский гладиаторский мунус., описанный как похоронный кровавый обряд гриву римского военного аристократа. Мунусдиатора никогда не признавался явным образом человеческим жертвношением, вероятно, потому, что смерть не была его неизбежным результатом или целью, несмотря на это, гладиаторы поклялись своей жизнью богам. Событие было неясным. Отдельные лица или коллегиальные ассоциации могли предлагать денежные средства и культы государственным божествам. Общественные весталки готовили ритуальные вещества для использование в общественных и частных культах, а также проведение финансируемой государством (а значит, общественной) церемонии открытия фестиваля Parentalia, который в остальном был частным ритуалом для предков домашнего хозяйства. Некоторые обряды домуса (домашнего хозяйства) проводились в общественных местах, но по закону были определены как частные частично или полностью. Все культы в конечном итоге подлежали утверждению и регулированию цензором и понтификами.

Общественное духовенство и религиозный закон

Фламины носили свои характерные остроконечные головные уборы (сгруппированы слева) на панели из Ара Пацис

В Риме не было отдельной касты или класса жрецов. Высший авторитет в сообществе обычно спонсировал его культы и жертвоприношения, исполнял обязанности жреца и продвигал своих помощников и помощников. Специалисты религиозных колледжей и профессионалы, такие как гаруспики и оракулы, были доступны дляконсультации. В домашнем культе отцы семейства выполняли функции священников, а члены его семей - помощников и помощников. Общественные культы требовали больших знаний и опыта. Самыми ранними публичными жрецами, вероятно, были фламины (в единственном числе - flamen), приписываемые царю Нуме: основные фламины, посвященные Юпитеру, Марсу и Квирину, традиционно происходили из патрицианских семей. Двенадцать меньших фламинов были посвящены одному божеству, архаичность которого указывается на относительную неизвестность некоторых. Фламины были ограничены требованиями ритуальной чистоты; В частности, фламен Юпитера практически не имел возможности одновременно заниматься политической или военной карьерой.

В царскую эпоху rex sacrorum (царь священных обрядов) руководил царскими и государственными обрядами одновременно. с королем (рексом) или в его отсутствие, и объявили публичные фестивали. У него было мало или совсем не было гражданской власти. С отменой монархии коллегиальная власть и влияние республиканских понтификов возросли. К концу республиканской эры фламины находились под контролем папских коллегий. Rex sacrorum превратился в относительно малоизвестное священство с полностью символическим названием: его религиозные обязанности по-прежнему включали ежедневное ритуальное объявление фестивалей и священнические обязанности в пределах двух или трех последних, но его самая важная священническая роль - надзор за Весталы и их обряды - достались более политически могущественным и влиятельным pontifex maximus.

Государственные священники назначались коллегиями. После избрания священник обладал постоянной религиозной властью от вечного божественного, что давало ему пожизненное влияние, привилегии и иммунитет. Таким образом, гражданское и религиозное право ограничивало количество и виды религиозных должностей, разрешенных человеку и его семье. Религиозное право было коллегиальным и традиционным; это определяло политическиерешения, могло отменить их и было трудно использовать для личной выгоды.

Священство было дорогой честью: в традиционной римской практике священник не получал жалованья. Пожертвования культам были собственностью божества, чей жрец должен обеспечивать культ, несмотря на нехватку государственного финансирования - это могло означать субсидирование служителей и все другие виды поддержки культов из личных средств. Для тех, кто достиг своей цели в Cursus honorum, постоянное священство лучше всего искать или предоставлять после пожизненной службы в военной или политической жизни, или, предпочтительно, в обоих случаях: это была особенно почетная и активная форма выхода на пенсию, которая выполнил важный общественный долг. Для вольноотпущенника или раба продвижение в качестве одного из Compitalia seviri обеспечило высокий местный статус и возможности в местной политике; и, следовательно, бизнес.

В имперскую эпоху священство имперского культа предлагало провинциальным элитам полное римское гражданство и общественное положение после их единственного года в религиозной должности; по сути, это был первый шаг в провинциальном cursus honorum. В Риме ту же роль в имперском культе выполняли Братья Арваль, некогда малоизвестное республиканское духовенство, посвященное нескольким божествам, а затем кооптированное Августом в рамках его религиозных реформ. Арвалы возносили молитвы и жертвоприношения богам римского государства в различных храмах для постоянного благополучия императорской семьи в дни их рождения, годовщины присоединения и отмечать экстраординарные события, такие как подавление заговора или восстания. Каждые 3 января они освящали ежегодные клятвы и приносили любые жертвы, обещанные в предыдущем году, при условии, что боги сохраняли безопасность императорской семьи в течение установленного срока.

Весталы

A Римская скульптура, изображающая Весталок

Весталок были общественным духовенством из шестиженщин, посвятивших себя выращиванию Весты, богини домашнего очага. Римское государство и его жизненное пламя. Девушка, избранная весталкой, достигла уникального религиозного неприятия, общественного статуса и привилегий, а также могла обладать значительным политическим влиянием. Войдя в свой кабинет, весталка была освобождена от власти своего отца. В архаическом римском обществе эти жрицы были единственными женщинами, которым не требовалось находиться под законной опекой мужчины, вместо этого они подчинялись непосредственно Великому Понтифику.

Одежда весталок представляла ее статус вне обычных категорий, которые определяли римские женщины, с элементами девственной невесты и дочери, римской матроны и жены. В отличие от священников-мужчин, весталки были освобождены от традиционных обязательств жениться и заводить детей и должны были дать клятву целомудрия, строго соблюдаемую: весталку, оскверненную потерей целомудрия во время пребывания в должности, хоронили заживо. Таким образом, исключительная честь, оказываемая весталке, была скорее религиозной, чем личной или общественной; ее привилегии требовали, чтобы она была полностью посвящена выполнению своих обязанностей, которые считались важными для безопасности Рима.

Весталки олицетворяют глубокую связь между домашним культом и религиозной жизнью общины. Любой домовладелец мог разжечь свой домашний огонь от пламени Весты. Весталы заботились о ларе и пенатах государства, которые были эквивалентами тех, что хранятся в каждом доме. Помимо своего собственного фестиваля Весталии, они непосредственно участвовали в обрядах Парилии, Паренталии и Фордицидии. Косвенно они играли роль в каждой официальной жертве; в их обязанности входило приготовление мола сальсы, соленой муки, которой посыпали каждую жертву как часть ее жертвоприношения.

Согласно одной мифологической традиции, Мать Ромула иРема была весталкой королевской крови. Рассказ о чудесном рождении также был связан с Сервием Туллием, шестым царем Рима, сыном девственницы-рабыни, оплодотворенной бесплотным фаллосом, таинственным образом возникшим в царском очаге; история была связана с фасцином, который был среди культовых объектов, находящихся под опекой весталок.

Религиозные реформы Августа повысили финансирование и общественный авторитет весталок. Им предоставили статусные места на играх и в театрах. Император Клавдий назначил их жрицами культа обожествленной Ливии, жены Августа. Похоже, они сохранили свои религиозные и социальные различия вплоть до 4 века, после того как политическая власть в Империи перешла к христианам. Когда христианский император Грациан отказался от должности верховного понтифика, он предпринял шаги в направлении роспуска ордена. Его преемник Феодосий I потушил священный огонь Весты и освободил ее храм.

Августа

Общественная религия имела место в священная территория, ритуально отмеченная авгуром. Изначально латинское слово templum означало это священное место, и лишь позднее оно было названо зданием. Сам по себе Рим был священным пространством; его древняя граница (pomerium ) была отмечена самим Ромулом с волами и плугом; то, что лежало внутри, было земным домом и протекторатом богов государства. В Риме центральными указателями для создания авгурального храма, по-видимому, были Via Sacra (Священный путь) и померий. Магистраты запрашивали божественное мнение о предполагаемых официальных действиях через авгура, который читал божественную волю через наблюдения, сделанные в храмовнике до, во время и после акта жертвоприношения.

Божественное неодобрение могло возникнуть из-за непригодных жертв, ошибочных обрядов () или неприемлемый план действий. Если подавался неблагоприятный знак, магистрат мог повторять жертвоприношение до техпор, пока не были замечены благоприятные знаки, проконсультироваться со своими коллегами по авгуратуре или отказаться от проекта. Магистраты могли использовать свое право на предсказание (ius augurum), чтобы отложить и отменить судебный процесс, но были обязаны основывать свое решение на наблюдениях и советах авгура. Для Цицерона, самого авгура, это сделало авгура самым могущественным авторитетом в Поздней республике. К его времени (середина I в. До н.э.) авгурием руководила коллегия понтификов, чьи полномочия все больше и больше вплетались в магистратуру cursus honorum.

Гаруспици

Бронзовый Печень Пьяченцы - этрусский артефакт, который, вероятно, служил учебной моделью для гаруспика.

Гаруспици также использовался в общественном культе под надзором авгура или председательствующего магистрата. Гаруспики угадывали волю богов, исследуя внутренности после жертвоприношения, особенно печень. Они также истолковывали знамения, чудеса и знамения и формулировали свое искупление. Большинство римских авторов описывают гаруспиций как древнюю, этнически этрусскую «чужую» религиозную профессию, отдельную от внутренней и в основном неоплачиваемой священнической иерархии Рима, существенную, но никогда не вполне респектабельную. В период средней и поздней республики реформист Гай Гракх, генерал-популист Гай Мариус и его антагонист Сулла, а также «печально известный Веррес "оправдывал свою совершенно иную политику божественно вдохновленными высказываниями частных прорицателей. Сенат и армии использовали публичные гаруспики: в какой-то момент во время поздней республики Сенат постановил, что римских мальчиков из благородных семей нужно послать в Этрурию для обучения гаруспиции и гаданию. Обладая независимыми средствами, они будут лучше мотивированы поддерживать чистую религиозную практику на благо общества. Официально подозревались мотивы частных гаруспиков - особенно женщин - и их клиентов: похоже,ничто из этого не беспокоило Мариуса, который нанял сирийскую пророчицу.

Приметы и чудеса

Предзнаменования, наблюдаемые внутри или от божественного предзнаменования, особенно полет птиц, были посланы богами в ответ на официальные запросы. Магистрат с ius augurium (право на предсказание) мог объявить о приостановке всех официальных дел на день (obnuntiato), если он счел предзнаменования неблагоприятными. И наоборот, очевидно отрицательное предзнаменование могло быть интерпретировано как положительное или намеренно скрыто от глаз.

Вундеркинды были нарушениями естественного, предсказуемого порядка космоса - знаками божественного гнева, которые предвещали конфликт и несчастье. Сенат решал, было ли заявленное вундеркиндом ложным или подлинным и отвечающим общественным интересам, и в этом случае оно было передано публичным священникам, авгурам и гаруспикам для ритуального искупления. В 207 году до нашей эры, во время одного из худших кризисов Пунических войн, Сенат имел дело с беспрецедентным числом подтвержденных одарений, искупление которых потребовало бы «не менее двадцати дней» посвященных обрядов.

Ливи представляет это как знаки широко распространенной неудачи в римской религии. Основные чудеса включали самовозгорание оружия, очевидное сокращение солнечного диска, две луны в дневном небе, космическую битву между солнцем и луной, дождь раскаленных камней, кровавый пот на статуях и кровь в фонтаны и початки кукурузы: все было искуплено жертвой «больших жертв». Незначительные вундеркинды были менее воинственными, но столь же неестественными; овцы становились козлами, курица становились петухом (и наоборот) - все это искупалось «меньшими жертвами». Обнаружение андрогинного четырехлетнего ребенка было искуплено его утоплением и священным шествием 27 девственниц к храму Юноны Регины, исполняющей гимн, чтобы предотвратить катастрофу: удар молнии во время репетиции гимна требуется дальнейшее искупление.Религиозная реституция доказана только победой Рима.

В более широком контексте греко-римской религиозной культуры самые ранние предзнаменования и чудеса Рима выделяются как нетипично ужасные. В то время как для римлян комета предвещала несчастье, для греков она могла в равной степени сигнализировать о божественном или исключительно удачном рождении. В поздней республике дневная комета на похоронах убитого Юлия Цезаря подтвердила его обожествление; заметное греческое влияние на римскую интерпретацию.

Похороны и загробная жизнь

Римские представления о загробной жизни были разнообразны и известны в основном образованной элите, которая выражала свои взгляды в терминах выбранной ими философии. Однако традиционная забота о мертвых и сохранение после смерти их статуса в жизни были частью наиболее архаичных практик римской религии. Древние вотивные отложения благородным умершим из Лациума и Рима предполагают сложные и дорогостоящие похоронные подношения и банкеты в компании умерших, ожидание загробной жизни и их связь с богами. По мере развития римского общества его республиканская знать стремилась меньше инвестировать в зрелищные похороны и экстравагантные похороны. жильё для своих умерших и многое другое о монументальных дарах общине, таких как дарение храма или общественного здания, чьим жертвователем была память его статуи и вписанного имени. Лица с низким или незначительным статусом могли получить простое погребение с таким инвентарем, которое могли себе позволить родственники.

Эта погребальная стела, одна из самых ранних христианских надписей (3 век), сочетает в себе традиционное сокращение DM, означающее Dis Manibus, с Manes, "с христианским девизом Ikhthus zōntōn (" живая рыба ") по-гречески; имя умершего на латыни.

Погребальные и поминальные обряды варьировались в зависимости от благосостояния, статуса и религиозного контекста. Во времена Цицерона состоятельные люди приносили в жертву свиноматкуна погребальном костре перед кремацией. Мертвые поглотили свою долю в огне костра, Церера - свою долю через пламя ее жертвенника, а семья - на месте кремации. Для менее обеспеченных было достаточно погребения с «возлиянием вина, благовоний, фруктов или урожая». Церера функционировала как посредник между царствами живых и мертвых: умершие еще не полностью перешли в мир мертвых и могли разделить последнюю трапезу с живыми. Прах (или тело) был погребен или захоронен. На восьмой день траура семья принесла новую жертву, на этот раз на земле; предполагалось, что тень умерших полностью перешла в преисподнюю. Они стали одними из ди Манес, которых коллективно чествовали и умиляли на Parentalia, многодневном фестивале памяти в феврале.

Стандартная римская надгробная надпись - Dis Manibus ( богам-манесам). Региональные варианты включают его греческий эквивалент, theoîs katachthoníois и банальное, но таинственное слово Lugdunum, «посвященное под шпатель» (sub ascia dedicare).

В более позднюю имперскую эпоху захоронение и памятное захоронение практики христиан и нехристиан совпадали. Гробницы были разделены между христианскими и нехристианскими членами семьи, а традиционные погребальные обряды и праздник novemdialis частично совпадали с христианской Constitutio Apostolica. Обычные предложения вина и еды мертвым продолжались; Святой Августин (вслед за святым Амвросием) опасался, что это вызовет «пьяные» обычаи Паренталии, но похвалил поминки как христианскую возможность подавать пищу бедным. Христиане посетили Parentalia и сопровождающие ее Feralia и Caristia в достаточном количестве, чтобы Совет Туров запретил их в 567 году нашей эры.. Традиционная римская практика отвергала труп как ритуальное осквернение; В надписях отмечен день рождения и продолжительность жизни. Христианская церковь поощряла почитание святых реликвий, а надписи отмечали день смерти как переход к «новой жизни».

Религия ивоенный

A гений легиона ( 2–3 века н. Э.)

Военный успех был достигнут благодаря сочетанию личной и коллективной добродетели (грубо говоря, «мужская добродетель») и божественной воли: отсутствие добродетели, гражданская или личная небрежность в религии и спровоцированный рост суеверий. божественный гнев и привел к военной катастрофе. Военный успех был пробным камнем особых отношений с богами, в частности с Юпитером Капитолийским; триумфальные генералы были одеты как Юпитер и возлагали лавры победителей к его ногам.

Римские полководцы приносили клятвы, которые должны быть выполнены после успеха в битве или осаде; и дальнейшие клятвы искупить свои неудачи. Камилл пообещал богине Вейи Юноне храм в Риме в качестве стимула для ее дезертирства (evocatio ), завоевал город во имя ее имени, привез ее культовую статую в Рим «с чудесной легкостью» и посвятил храм ей на Авентинском холме.

Римские лагеря следовали стандартному образцу защиты и религиозных ритуалов; по сути, они были Римом в миниатюре. В центре стоял командирский штаб; он принял ауспицию на возвышении перед ним. В небольшом здании позади него находились штандарты легионеров, божественные изображения, используемые в религиозных обрядах, а в имперскую эпоху - изображение правящего императора. В одном лагере эту святыню даже называют Капитолием. Самым важным подношением лагеря, по-видимому, была суоветаурилия, совершаемая перед крупным, установленным сражением. Овна, кабана и быка ритуально украшали гирляндами, проводили по внешнему периметру лагеря (lustratio excitus) и входили в ворота, а затем приносили в жертву: колонна Траяна показывает три таких события из его войн с даками. Процессия по периметру и жертвоприношение предполагают, что весь лагерь является божественным храмом; все внутри очищены и защищены.

Панель из Колонны Траяна, изображающая люстральную процессию суоветаурилии жертв по военным стандартам

В каждомлагере были свои собственный религиозный персонал; знаменосцы, священнослужители и их помощники, включая гаруспика, и хранители святынь и изображений. Его возглавлял старший магистрат-командир (иногда даже консул), им руководила его цепочка подчиненных, а жестокая система обучения и дисциплины обеспечивала, чтобы каждый гражданин-солдат знал свой долг. Как и в Риме, каким бы богам он ни служил в свое время, похоже, это его личное дело; легионерские форты и окрестности включали святилища домашних богов, личных божеств и божеств, ранее неизвестных.

С самой ранней имперской эры гражданские легионеры и провинциальные вспомогательные войска создавали культ императора и его семей при вступлении в империю, годовщинах и их обновлении. годовых обетов. Они заочно отмечали официальные фестивали Рима и имели официальные триады, соответствующие их функциям - в Империи, Юпитер, Виктория и Конкордия были типичными. К началу эры северана военные также предложили культ Имперским диви, нумену, гению и домусу нынешнего императора (или семье). ia), и особый культ Императрицы как «матери лагеря». Почти повсеместные святилища легионеров Митры поздней имперской эры не были частью официального культа до тех пор, пока Митра не был поглощен Солнечным и стоическим Монизмом как средоточием военных конкордия и верность Императору.

Вотивная статуя Юпитера Долихена, посвященная центурионом для благополучия императора (Карнунтум, 3 век)

Deviotio было самым экстремальным подношением, которое мог сделать римский полководец, обещавшим принести свою жизнь в битве вместе с врагом в жертву богам подземного мира. Ливий предлагает подробный отчет о посвящении, совершенном Децием Мусом ; Семейная традиция утверждала, что его сын и внук, носящие одно и то же имя, также посвятили себя. Перед битвой Дециусу дарован прозорливый сон, который раскрывает его судьбу.Когда он приносит жертву, печень жертвы кажется «поврежденной там, где это относится к его собственному состоянию». В противном случае, говорит ему гаруспекс, жертва вполне приемлема для богов. В молитве, записанной Ливием, Деций вверяет себя и врага в руки дии Манес и Теллус, в одиночку бросается на вражеские ряды и погибает. ; его действие очищает жертвенное приношение. Если бы он не умер, его жертвоприношение было бы испорченным и, следовательно, недействительным, что могло бы иметь катастрофические последствия. Акт преданности является связующим звеном между военной этикой и этикой римского гладиатора.

Попытки военачальников направить божественную волю были иногда менее успешными. В первые дни войны Рима против Карфагена полководец Публий Клавдий Пульхер (консул 249 г. до н.э.) начал морскую кампанию, «хотя священные куры не ели, когда он принимал покровительство». Вопреки предзнаменованию, он бросил их в море, «сказав, чтобы они выпили, так как они не будут есть. Он потерпел поражение, и, получив приказ сената назначить диктатора, он назначил своего посланника Глиция, как будто снова высмеивает опасность для своей страны ». Его нечестие не только проиграло битву, но и разрушило его карьеру.

Женщины и религия

Римские женщины присутствовали на большинстве фестивалей и культовых обрядов. Некоторые ритуалы специально требовали присутствия женщин, но их активное участие было ограниченным. Как правило, женщины не приносили в жертву животных - центральный обряд большинства крупных публичных церемоний. В дополнение к общественному священству весталок, некоторые культовые практики были предназначены только для женщин. Обряды Бона Деа полностью исключали мужчин. Поскольку женщины становятся достоянием общественности реже, чем мужчины, их религиозные обряды менее известны, и даже семейные культы возглавляются отцовскими семьями. Однако с материнством связано множество божеств. Юнона, Диана, Люцина и специальные божественные служители руководил опасным для жизни актом родов и опасностями ухода за младенцем в то время, когда уровень младенческой смертности достигал 40 процентов.

Литературные источники различаются по описанию женской религиозности: некоторые представляют женщин как образцы римской добродетели и преданности, но также склонны по темпераменту к потаканию своим религиозным энтузиазмам, новинкам и соблазнам суеверий.

Суеверность и магия

Мозаика из Помпеи, изображающая персонажей в масках в сцене из пьесы: две женщины советуются с ведьмой

Чрезмерная преданность и энтузиазм в соблюдении религиозных обрядов были суеверием, в смысле «делать или верить больше, чем было необходимо», к которому женщины и иностранцы считались особенно склонными. Граница между религией и суеверием четко не определена. Знаменитая тирада эпикурейского рационалиста Лукреция против того, что обычно переводится как «суеверие», на самом деле была направлена ​​на чрезмерную религиозность. Римская религия была основана на знании, а не на вере, но суеверие рассматривалось как «неуместное стремление к знанию»; по сути, злоупотребление религией.

В повседневном мире многие люди стремились предугадать будущее, повлиять на него с помощью магии или отомстить с помощью «частных» прорицателей. Санкционированное государством принятие покровительства было формой публичного гадания с намерением узнать волю богов, а не предсказывать будущее. Таким образом, подозрительными были тайные консультации между частными прорицателями и их клиентами. Так же были техники гадания, такие как астрология, когда они использовались в незаконных, подрывных или магических целях. Астрологи и маги были официально изгнаны из Рима в разное время, особенно в 139 г. до н.э. и 33 г. до н.э. В 16 г. до н.э. Тиберий изгнал их под суровым наказанием, потому что астролог предсказал его смерть. Особоеподозрение вызывали «египетские обряды»: Август запретил их использование в померии до сомнительного эффекта; Тиберий повторил и расширил запрет с помощью чрезвычайной силы в 19 году нашей эры. Несмотря на несколько имперских запретов, магия и астрология сохранялись среди всех социальных классов. В конце 1-го века эры Тацит заметил, что астрологи «всегда будут запрещены и всегда будут оставаться в Риме».

В греко-римском мире маги известны как маги (единственный маг), «иностранный» титул персидских жрецов. Апулей, защищаясь от обвинений в наложении магических заклинаний, определил мага как «в народной традиции (больше вульгари)... человека, который благодаря общению с бессмертными богами обладает невероятной силой. заклинаний (vi cantaminum) на все, что он пожелает ». Плиний Старший предлагает весьма скептическую «Историю магических искусств» от их предполагаемого персидского происхождения до огромных и бесполезных затрат Нерона на исследования магических практик в попытка контролировать богов. Филострат старается указать, что знаменитый Апол с изображением Геракла и Ахела из Греко - Римская мифология, I век н.э.

В правительстве, политике и религии Рима доминировала образованная военная аристократия мужского пола, владеющая землей. Примерно половина населения Рима были рабами или свободными негражданами. Большинство других были плебеями, низшим классом римских граждан. Право голоса имели менее четверти взрослых мужчин; гораздо меньшее количество людей могло их использовать. У женщин не было права голоса. Однако все официальные дела велись под божественным взором и покровительством от имени сената и народа Рима. «В самом реальном смысле сенат был хранителем взаимоотношений римлян с божественным, так же как он был ответственным за их отношения с другими людьми».

Связи между религиозной и политической жизнью были жизненно важны для Внутреннееуправление Рима, дипломат от цензуры Августа. Сам Август утверждал, что покровительствует Венере и Аполлону; но его поселение понравилось всем классам. Там, где лояльность подразумевалась, никакая божественная иерархия не нуждалась в политическом принуждении; Праздник Либера продолжается.

Поселение Августа построено на культурном сдвиге в римском обществе. В средне-республиканскую эпоху даже предварительные намеки Сципиона на то, что он может быть особым протеже Юпитера, не понравились его коллегам. Политики более поздней республики были менее двусмысленными; оба Сулла и Помпей утверждали особые отношения с Венерой. Юлий Цезарь пошел дальше; он утверждал, что она его предок и, таким образом, является сокровенным источником божественного вдохновения для его личного характера и политики. В 63 г. до н.э. его назначение на пост верховного понтифика «означало, что он стал крупным игроком в римской политике». Точно так же политические кандидаты могли спонсировать храмы, духовенство и чрезвычайно популярные, эффектные публичные луди и мунера, обеспечение которых становилось все более незаменимым для фракционной политики Поздней республики. Согласно принципату, такие возможности были ограничены законом; жреческая и политическая власть консолидировались в лице принцепса («первого гражданина»).

«Благодаря тебе мы живем, благодаря тебе мы можем путешествовать по морям, благодаря тебе мы наслаждаемся свободой и богатством». Благодарственная молитва, вознесенная в гавани Неаполя принцепсу Августу по его возвращении из Александрии в 14 году нашей эры, незадолго до своей смерти.

Ранняя Республика

Фреска с изображением Тесея из Геркуланум (Эрколано ), Италия, 45-79 гг.

К концу царского периода Рим превратился в город-государство с многочисленными плебеями, класс ремесленников исключен из старых патрициев родов и из государственного духовенства. У города были коммерческие и политические договоры со своими соседями; согласно традиции, Et русские связи основали храм Минервы на преимущественно плебейском Авентине ; она стала частью новой Капитолийской триады Юпитера, Юноны и Минервы, установленной в Капитолийском храме, построенном в этрусском стиле и посвященном новому сентябрьскому фестивалю Epulum Jovis. Предположительно, это первые римские божества, изображения которых украшали, словно знатные гости, на собственном инаугурационном банкете.

Дипломатическое соглашение Рима с его соседями Лацио подтвердило Латинскую лигу и принесло культ Дианы из Ариции в Авентин. и основан на Авентине в «коммуне Latinorum Dianae templum»: примерно в то же время храм Юпитера Латиариса был построен на горе Альбан, что стилистически напоминало новый Капитолийский храм, указывающий на всеобъемлющую гегемонию Рима. Близость Рима к латинянам позволила два латинских культа в пределах pomoerium : и культ Геркулеса в ara maxima в Forum Boarium была установлена ​​через коммерческие связи с Тибур. и тускуланский культ Кастора как покровителя кавалерии нашел дом недалеко от Форума Романум : Юнона Соспита и Юнона Регина была привезена из Италии, а Fortuna Primigenia - из Пренесте. В 217 г. Венера была привезена из Сицилии и установлена ​​в храме на Капитолийском холме.

Поздняя республика - принципату

Ливий приписал бедствия ранней части Рима. Вторая Пуническая война связана с ростом суеверных культов, ошибками в предсказаниях и пренебрежением к традиционным богам Рима, чей гнев выразился непосредственно в поражении Рима в Каннах (216 г. до н.э.). Посоветовались с книгами Sibilline. Они рекомендовали общий обет ver sacrum и в следующем году захоронение двух греков и двух галлов ; не первый ни последний в своем роде, по словам Ливи.

Появление новых или эквивалентных божеств совпало с наиболее значительными агрессивными и оборонительными военными набегами Рима. В 206 г. до н.э. сивиллинские книги одобрили введение культа в аниконический Magna Mater (Великая Мать) из Пессина, установленный на Палатине в 191 г. до н.э. Последовал мистический культ Вакха ; он был запрещен как подрывной и непослушный по указу Сената в 186 г. до н.э. Греческие божества были перенесены в священный померий: храмы были посвящены Ювентасу (Геба ) в 191 г. до н.э., Диане (Артемиде ) в 179 г. до н.э., Марс (Арес ) в 138 г. до н.э.) и Бона Деа, что эквивалентно Фауне, женскому аналогу сельский Фавн, дополненный греческой богиней. Дальнейшие греческие влияния на культовые образы и типы представили римские пенаты как формы греческого Диоскуров. Военно-политические авантюристы Поздней Республики представили фригийскую богиню Ма (отождествляемую с римской Беллоной, египетской богиней-мистерией Исидой и персидской Митрой.)

Римская Паллада мозаика из Tusculum, римская 3-го века, сейчас находится в Ватиканских музеях

Распространение греческой литературы, мифология и философия предложили римским поэтам и антиквам модель для интерпретации римских фестивалей и ритуалов и украшения его мифологии. Энний перевел труд греко-сицилийского Эвгемера, который объяснил происхождение богов апофеозом смертных. В прошлом веке Республики эпикурейские и особенно стоические интерпретации были предметом заботы грамотной элиты, большинство из которой занимали или занимали высокие посты и традиционные римские священники; в частности, Сцевола и эрудит Варрон. Для Варрона - хорошо разбирается в Эух теория Emerus - популярные религиозные обряды были основаны на необходимой фикции; то, во что верили люди, само по себе не было истиной, но их соблюдение привело их к более высокой истине, с которой могли справиться их ограниченные возможности. В то время как в народном веровании божества обладали властью над смертными жизнями, скептик мог сказать, что преданность смертных сделала смертных богами, и эти же самые боги поддерживались только преданностью и культом.

Так же, как сам Рим требовал благосклонности богов, так поступали и некоторые отдельные римляне. В середине и конце республиканской эпохи и, вероятно, намного раньше, многие ведущие кланы Рима признавали божественного или полубожественного предка и предъявляли личные претензии на их благосклонность и культ вместе с долей своей божественности. В частности, в самой поздней Республике Юлий объявил Венеру-Генетрикс своим предком; это было бы одним из многих основ имперского культа. Это утверждение получило дальнейшее развитие и обоснование в поэтическом, имперском видении прошлого Вергилия.

Полифем слышит о прибытии Галатеи ; Римская фреска, написанная в «Четвертом стиле» Помпеи (45-79 гг. Н.э.)

В поздней республике в результате реформ Мариана существующая собственность была разрушена запретили призыв на военную службу и повысили эффективность армий Рима, но сделали их доступными в качестве инструментов политических амбиций и фракционных конфликтов. Последовавшие за этим гражданские войны привели к изменениям на всех уровнях римского общества. Принципат Августа установил мир и тонко изменил религиозную жизнь Рима - или, в новой идеологии Империи, восстановил ее (см. ниже).

К концу республики религиозные и политические службы стали более тесно переплетаться; офис pontifex maximus стал де-факто прерогативой консульства. Август лично наделил необычайной широтой политических, военных и священнических полномочий; сначала временно, потом на всю жизнь. Он приобрел или получил беспрецедентное количество высших духовенства Рима, в том числе понтифика; поскольку он ничего не придумал, он мог требовать их как традиционные награды. Его реформы были представлены скорее как адаптивные, восстановительные и регулирующие, чем новаторские; прежде всего его возвышение (и принадлежность) к древнему Арвалесу, его своевременное продвижение плебейской Compitalia незадолго до своего избрания и его покровительство весталок как видимое восстановление римской морали. Август получил pax deorum, поддерживал его до конца своего правления и принял преемника, чтобы гарантировать его продолжение. Это оставалось основным религиозным и социальным долгом императоров.

Римская империя

Влияние Востока

Под властью Августа существовала целенаправленная кампания по восстановлению ранее существовавших систем верований среди римского населения. К этому времени эти некогда существовавшие идеалы были разрушены и встречены цинизмом. Императорский орден делал акцент на чествовании великих людей и событий, которые привели к концепции и практике божественного царствования. Императоры, сменившие Августа, впоследствии занимали должность Первосвященника (pontifex maxim us), объединяя под одним титулом как политическое, так и религиозное превосходство.

Еще одним результатом восточного влияния в Римской империи стало появление мистических культов с идеалами, берущими начало с востока, которые действовали через иерархию, состоящую из передачи знаний, добродетелей и сил тем, кто был инициирован посредством тайных обрядов перехода. Культ Митры был наиболее заметным среди них, особенно популярным среди солдат, в основе которого лежало зороастрийское божество Митра.

Распространенной темой среди восточных мистических религий, присутствовавших в Риме, стало разочарование с материальными благами, сосредоточением на смерти и озабоченностью загробной жизнью. Эти атрибуты позже привели к обращению к христианству, которое на ранних этапах часто рассматривалось как таинственная религия.

Поглощение культов

Митра в римской настенной росписи

Римская империя расширилась, включив в нее различные народы и культуры; в принципе, Рим проводил ту же инклюзивную политику, которая признала латинские, этрусские и другие итальянские народы, культы и божества римскими. Те, кто признал гегемонию Рима, сохранили свои собственные культовые и религиозные календари, независимые от римского религиозного права. Недавно муниципальный Сабрата построил Капитолий рядом с существующим храмом Liber Pater и Серапису. Автономия и согласие были официальной политикой, но новые основы римских граждан или их романизированных союзников, вероятно, следовали римским культовым моделям. Романизация давала явные политические и практические преимущества, особенно местным элитам. Все известные изображения с форума 2-го века нашей эры в Куикуле относятся к императорам или Конкордии. К середине I века нашей эры галльский Верто, похоже, отказался от своего местного культового жертвоприношения лошадей и собак в пользу недавно созданного романизированного культа поблизости: к концу того же века Сабратский под названием топет больше не использовался. Посвящение Римской Капитолийской триады колониальным, а затем и имперским провинциям было логичным выбором, а не централизованным юридическим требованием. Основные культовые центры «неримских» божеств продолжали процветать: примечательные примеры включают великолепный Александрийский Серапиум, храм Эскулапа в Пергаме и священный лес Аполлона в Антиохии.

Общая нехватка. наличие доказательств существования небольших или местных культов не всегда означает пренебрежение ими; Вотивные надписи непоследовательно разбросаны по географии и истории Рима. Надписанные посвящения были дорогостоящим публичным заявлением, которого можно было ожидать в рамках греко-римской культуры, но отнюдь не универсальным. Бесчисленные меньшие, личные или более секретные культы сохранились бы и не оставили бы никаких следов.

Военное поселение в пределах империи и на ее границах расширили контекст Romanitas. Граждане-солдаты Рима устанавливают алтари множеству божеств, в том числе своим традиционным богам, имперскому гению и местным божествам - иногда с полезным неограниченным посвящением diis deabusque omnibus (всем богам и богиням). Они также принесли с собой римских «домашних» божеств и культовых практик. По той же причине, более позднее предоставление гражданства провинциалам и их призыв в легионы принесли свои новые культы в римскую армию.

Торговцы, легионы и другие путешественники принесли домой культы, происходящие из Египта, Греции, Иберии, Индия и Персия. Культы Кибелы, Исиды, Митры и Sol Invictus были особенно важны. Некоторые из них были инициирующими религиями, имевшими огромное личное значение, в этом отношении схожими с христианством.

Имперский культ

Maison Carrée в Ниме, один из наиболее хорошо сохранившихся римских храмов. Это средний августовский провинциальный храм Имперского культа.

В раннюю имперскую эпоху принцепс (букв. «Первый» или «главный» среди граждан) был предложен культ гения как символическая отцовская семья Рима. Его культ имел другие прецеденты: популярный, неофициальный культ, предложенный могущественным благотворителям в Риме: царские богоподобные почести, дарованные римскому полководцу в день его триумфа ; и в божественных почестях, оказываемых римским магнатам на Востоке Греции, по крайней мере, с 195 г. до н. э.

Обожествление умерших императоров имело прецедент в римском домашнем культе dii parentes (обожествленные предки) и мифические апофеоз основателей Рима. Умерший император даровал апофеоз своим преемником, и Сенат стал официальным государственным божеством. Члены императорской семьи могли быть удостоены подобных почестей и культа; покойная жена, сестра или дочь Императора могла быть повышена до дивы (женского божества).

Первым и последним римлянином, известным как живой бог, был Юлий Цезарь, который, похоже, стремился к божественной монархии; вскоре его убили. Греческие союзники имели свои собственные традиционные культы для правителей как божественных благодетелей и предлагали аналогичный культ преемнику Цезаря Августу, который принял с осторожной оговоркой, что римские граждане-эмигранты воздерживаются от такого поклонения; это может оказаться фатальным. К концу своего правления Август присвоил политический аппарат Рима - и большинство его религиозных культов - в рамках своей «реформированной» и полностью интегрированной системы правления. Ближе к концу своей жизни он осторожно допустил культ своему количеству. К тому времени аппарат имперского культа был полностью развит сначала в восточных провинциях, затем на Западе. Провинциальные культовые центры предлагали удобства и возможности крупного римского города в местном контексте; бани, святыни и храмы римских и местных божеств, амфитеатры и фестивали. В ранний имперский период продвижение местной элиты к имперскому священству давало им римское гражданство.

В империи большого религиозного и культурного разнообразия имперский культ предлагал общую римскую идентичность и династическую стабильность. В Риме структура правительства была явно республиканской. В провинции это не имело бы значения; в Греции император был «не только наделен особыми сверхчеловеческими способностями, но... он действительно был видимым богом», и небольшой греческий город Акраифия мог предложить официальный культ «освобождению Зевса» Нерон на всю вечность ».

В Риме государственный культ живого императора признал его правление одобренным Богом и конституционным. Как принцепс (первый гражданин) он должен уважать традиционные республиканские нравы; имея фактически монархические полномочия, он должен их сдерживать. Он был не живым богом, а отцом своей страны (pater patriae), ее pontifex maximus (величайший священник) и, по крайней мере, теоретически, ее ведущим республиканцем. Когда он умер, его восхождение на небеса или его сошествие, чтобы присоединиться к diimanes, было решено голосованием в Сенате. Как бог, он мог получать те же почести, что и любое другое государственное божество - возлияния вином, гирляндами, благовониями, гимнами и жертвенными волами на играх и фестивалях. Что он сделал в обмен на эти милости, неизвестно, но литературные намеки и более позднее принятие divus в качестве титула христианских святых предполагают, что он является небесным заступником. В Риме официальный культ живого императора был направлен на его гения; небольшое число людей отказалось от этой чести, и нет никаких свидетельств того, что какой-либо император получал больше этой чести. Во время кризисов, приведших к доминированию, императорские титулы и почести множились, достигнув пика при Диоклетиане. Императоры до него пытались гарантировать традиционные культы как основу римской идентичности и благополучия; отказ от культа подрывал государство и был предательством.

Евреи и римская религия

Еврейские ритуальные предметы во II веке золотое стекло из Рима

По крайней мере за столетие до установление принципата Августа, евреев и иудаизм терпели в Риме дипломатическим соглашением с эллинизированной элитой Иудеи. Евреи диаспоры имели много общего с окружавшими их преимущественно эллинистическими или эллинизированными общинами. Ранние итальянские синагоги оставили мало следов; но один был освящен в Остии примерно в середине I века до нашей эры, а еще несколько засвидетельствованы в период Империи. Включение Иудеи в число клиентов царства в 63 г. до н.э. увеличило еврейскую диаспору; в Риме это привело к более тщательному официальному изучению их религии. Их синагоги были признаны Юлием Цезарем законными коллегиями. К эпохе Августа в Риме проживало несколько тысяч евреев. В некоторые периоды римского правления евреи были по закону освобождены от официальных жертвоприношений при определенных условиях. Иудаизм был для Цицерона суеверным, но Отец Церкви Тертуллиан описал его как Religio licita ( официально разрешенная религия) в отличие от христианства.

Христианство в Римской империи

Римские исследования раннего христианства обнаружили его нерелигиозную, новую, непослушную и даже атеистическую секцию иудаизма: это казалось, что он отрицал все формы религии и, следовательно, был суеверным. К концу имперской эры никейское христианство было разрешенным римским религиоведением; все другие культы были еретическими или языческими суевериями.

После Великого пожара в Риме в 64 году нашей эры император Нерон обвинил христиан как удобных козлов отпущения, которые позже стали преследовали и убивали. С этого момента официальная политика Рима в отношении христианства имела тенденцию к гонениям. Во время различных имперских кризисов 3-го века «современники были предрасположены к расшифровке любого кризиса в религиозных терминах», независимо от их приверженности конкретным практикам или системам верований. Христианство черпало свою традиционную основу поддержки у бессильных, которые, казалось, не имели религиозной заинтересованности в благосостоянии Римского государства и поэтому угрожали его существованию. Большинство римской элиты продолжало соблюдать различные формы инклюзивного эллинистического монизма; Неоплатонизм, в частности, приспособил чудотворное и аскетическое к традиционным греко-римским культовым рамкам. Христиане считали эти действия безбожными и первопричиной экономического и политического кризиса.

Вслед за религиозными беспорядками в Египте император Деций издал декрет, согласно которому все подданные Империи должны активно стремиться принести пользу государству посредством засвидетельствованных и подтвержденных жертвоприношений «богам предков» или страдать штраф: только евреи были освобождены. Указ Деция апеллировал ко всем, кто мог бы воссоединить политически и социально раздробленную Империю и ее множество культов; никакие боги предков не были указаны по имени. Выполнение жертвенных обязательств верными подданными определило бы их и их богов как римлян. Отступничество искали, а не смертной казни. Срок действия указа истек через год после истечения установленного срока.

Валериан выделил христианство как особенно корыстный и подрывной иностранный культ, объявил собрания вне закона и призвал христиан приносить жертвы традиционным богам Рима. В другом указе он описал христианство как угрозу Империи - еще не в ее основе, но близко к ней, среди римских всадников и сенаторов. Христианские апологеты истолковали его дальнейшую судьбу - позорный плен и смерть - как божественный суд. Следующие сорок лет были мирными; христианская церковь становилась сильнее, а ее литература и богословие приобрели более высокий социальный и интеллектуальный статус, отчасти благодаря ее собственным поискам политической терпимости и богословской согласованности. Ориген обсуждал богословские вопросы с традиционалистскими элитами в рамках общей неоплатонической системы взглядов - он писал предшественнику Деция Филиппу Арабу в аналогичном ключе - и Ипполит признал «языческую» основу в Христианские ереси. Христианские церкви были разобщены; Павел Самосатский, епископ Антиохии был свергнут синодом в составе 268 человек как за свои учения, так и за его недостойный, снисходительный, элитарный образ жизни. Тем временем Аврелиан (270-75) призвал к гармонии между своими солдатами (concordia militum), стабилизировал Империю и ее границы и успешно установил официальную эллинскую форму унитарного культа Пальмирены Sol Invictus на Марсовом поле.

Рима.

В 295 году Максимилиан Тебессский отказался от военной службы; в 298 Марцелл отказался от военной присяги. Оба были казнены за измену; оба были христианами. Примерно в 302 г. сообщение о зловещем гаруспици в домусе Диоклетиана и последующий (но не датированный) диктат о умиротворяющих жертвах со стороны всей армии вызвали серию указы против христианства. Первый (303 г.) «приказал разрушить церковные постройки. и христианские тексты, запрещали проведение богослужений, унижали должностных лиц, которые были христианами, повторно порабощали имперских вольноотпущенников, которые были христианами, и ограничивали законные права всех христиан... [физические] или смертные приговоры не применялись к ним », но вскоре после этого несколько христиан, подозреваемых в попытке поджога во дворце, были казнены. Второй указ грозил христианским священникам тюремным заключением, а третий предлагал им свободу в случае совершения жертвоприношения. Указ 304 предписывал приносить всеобщие жертвы традиционным богам в терминах, напоминающих децианы эдикт.

В некоторых случаях и в некоторых местах указы строго соблюдались: некоторые христиане сопротивлялись и были заключены в тюрьму или замучены. Другие подчинились. Некоторые местные общины были не только преимущественно христианскими, но и могущественными и влиятельными; и некоторые провинциальные власти были снисходительны, в частности Цезарь в Галлии Констанций Хлор, отец Константина I. Преемник Диоклетиана Галерий ma проводил антихристианскую политику до своего смертного одра в 311 г., когда он попросил христиан помолиться за него. «Это означало официальное признание их важности в религиозном мире Римской империи, хотя один из тетрархов, Максимин Дайя, все еще угнетал христиан в своей части империи до 313 года»

Император Константин и Христианство

Аула Палатина из Трира, Германия (тогда часть римской провинции в Галлии Бельгика ), построенный во время правления Константина I (годы 306-337 н.э.)

Обращение Константина I положило конец христианским гонениям. Константин успешно уравновешивал свою роль инструмента pax deorum с силой христианского духовенства в определении того, что было (в традиционных римских терминах) благоприятным - или, в христианских терминах, что было ортодоксально. Миланский указ (313 г.) переопределил имперскую идеологию как идеологию взаимной терпимости. Константин победил Под знаком (знаком) Христа: поэтому христианство было официально принято наряду с традиционными религиями, и из его новой восточной столицы можно было видеть, что Константин олицетворяет как христианские, так и эллинские религиозные интересы. Он издал законы, чтобы защитить христиан от преследований; он также финансировал строительство церквей, в том числе базилики Святого Петра. Он мог официально прекратить - или попытался положить конец - кровавым жертвоприношениям гению ныне живущих императоров, хотя его имперская иконография и придворные церемонии превзошли Диоклетиана в их сверхчеловеческом возвышении имперского иерарха. Христианская доктрина, чтобы христианство могло стать единой силой, а не разделяющей. Он созвал христианских епископов на собрание, позднее известное как Первый Никейский собор, на котором около 318 епископов (в основном жители Востока) обсуждали и решали, что является ортодоксальным, а что ересью. На встрече был достигнут консенсус по Никейскому символу веры. После смерти Константина он был удостоен чести как христианин и императорский "divus ". Позже Филосторгий будет критиковать тех христиан, которые приносили жертвы у статуй божественного Константина.

Переход к христианской гегемонии

Монограмма Христа (Chi Rho ) на мемориальной доске саркофага, 4 век н.э., мрамор, Musei Vaticani, экспонированный на временной выставке в Колизее в Риме, Италия

Христианство и традиционная римская религия оказались несовместимыми. Начиная со II века и далее, Отцы церкви осуждали различные нехристианские религии, исповедуемые по всей Империи, как «языческие». Некоторые ученые считают действия Константина причиной быстрого роста христианства, хотя ученые-ревизионисты с этим не согласны. Уникальная форма имперского православия Константина не пережила его. После его смерти в 337 г. двое из его сыновей, Констанций II и Констанс взял на себя руководство империей и переделал их имперское наследство. Констанций был арианцем, а его братья были никейскими христианами.

Племянник Константина Юлиан отверг «галилейское безумие» своего воспитания в пользу своеобразного синтеза неоплатонизма, стоического аскетизма и вселенского солнечного культа. Юлиан стал Августом в 361 году и активно, но способствовал религиозному и культурному плюрализму, пытаясь восстановить нехристианские обычаи и права. Он предложил восстановление Иерусалимского храма как имперский проект и выступил против «иррационального нечестия» христианской доктрины. Его попытка восстановить августовскую форму принципата с самим собой primus inter pares закончилась его смертью в 363 году в Персии, после чего его реформы были отменены или отменены. Империя снова попала под контроль христиан, на этот раз навсегда.

В 380 г., при Феодосии I, никейское христианство стало официальной государственной религией Римской империи. Христианские еретики, а также нехристиане подвергались исключению из общественной жизни или преследованиям, хотя изначальная религиозная иерархия Рима и многие аспекты его ритуала оказали влияние на христианские формы, и многие дохристианские верования и обычаи сохранились в христианской фестивали и местные традиции.

Западный император Грациан отказался от должности верховного понтифика и, вопреки протестам сената, удалил алтарь Победы из дома сената и начал ликвидацию весталок. Феодосий I на короткое время воссоединил Империю: в 391 году он официально принял никейское христианство в качестве имперской религии и прекратил официальную поддержку всех других верований и культов. Он не только отказался вернуть Победу палате сената, но и потушил Священный огонь весталок и освободил их храм: сенаторский протест был выражен в письме Квинт Аврелий Симмах нас западным и восточным императорам. Амвросий, влиятельный епископ Милана и будущий святой, писал, призывая отклонить просьбу Симмаха о терпимости. И все же Феодосий принял сравнение с Геркулесом и Юпитером как живое божество в панегирике Паката, и, несмотря на его активное разрушение традиционных культов и духовенства Рима, мог рекомендовать своих наследников его преимущественно эллинскому сенату в традиционных эллинских терминах. Он был последним императором Востока и Запада.

См. Также

Ссылки

Цитаты

Источники

Внешние ссылки

Wikisource h как текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Римская религия.
  • СМИ, связанные с Древнеримская религия на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-06-03 12:24:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте