Хрисипп

редактировать
Хрисипп Соли
Chrysippos BM 1846.jpg Римская копия эллинистического бюста. Хрисиппа (Британский музей )
Родилсяc.279 г. до н.э.. Соли, Киликия
Умерок. 206 г. до н.э. (73 года). Афины
Причина смертиСмерть от смеха
ЭраЭллинистическая философия
РегионЗападная философия
Школа Стоицизм
Основные интересы
Известные идеи
Влияния
Под влиянием

Хрисипп Соли (; греч. : Χρύσιππος ὁ Σολεύς, Chrysippos ho Soleus; ок. 279 - ок. 206 г. до н. э.) был греческим Стоическим философом. Он был уроженцем Соли, Киликия, но переехал в Афины как молодой человек, где он стал учеником Клеанта в школе стоиков. Когда Клеанф умер, примерно в 230 г. до н.э., Хрисипп стал третьим главой школы. Плодовитый писатель, Хрисипп расширил фундаментальные доктрины Зенона из Кития, основателя школы, что принесло ему титул Второго основателя стоицизма.

Хрисипп преуспел в логике., теория познания, этика и физика. Он создал оригинальную систему логики высказываний, чтобы лучше понять работу вселенной и роль человечества в ней. Он придерживался детерминированного взгляда на судьбу, но, тем не менее, искал роль личной свободы в мыслях и действиях. Этика, как он думал, зависит от понимания природы вселенной, и он учил терапии искоренения неуправляемых страстей, угнетающих и сокрушающих душу. Он положил начало успеху стоицизма как одного из самых влиятельных философских движений на протяжении веков в греческом и римском мире.

Из его письменных работ не сохранилось ни одного, кроме фрагментов. Недавно среди Herculaneum papyri.

Contents
  • 1 Life
  • 2 Philosophy
  • 3 Logic
    • 3.1 Propositions
    • 3.2 Условные предложения
    • недавно были обнаружены отрывки некоторых его работ. 3.3 Силлогистический
    • 3.4 Другая логическая работа
    • 3.5 Позднее восприятие
  • 4 Эпистемология
  • 5 Физика
    • 5.1 Судьба
    • 5.2 Гадание
    • 5.3 Бог
    • 5.4 Теодицея
  • 6 Математика
  • 7 Этика
    • 7.1 О страстях
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
Life

Chrysippus, сын Аполлония из Тарса, родился в Соли, Киликии. Он был небольшого роста и, как говорят, тренировался как бегун на длинные дистанции. Еще будучи молодым, он потерял свою значительную унаследованную собственность, когда она была конфискована в королевскую казну. Хрисипп переехал в Афины, где он стал учеником Клеанфа, который был тогда главой (схоларх ) школы стоиков. Считается, что он посещал курсы Аркесила и его преемника Ласида в Платонической академии.

. Хрисипп с энтузиазмом погрузился в изучение стоической системы. Его репутация ученого среди современников была значительной. Он отличался интеллектуальной смелостью и уверенностью в себе, и его уверенность в своих силах была показана, среди прочего, в просьбе, которую он, как предполагается, обратился к Клеанфу: «Дайте мне принципы, и я сам найду доказательства. " Он сменил Клеанфа на посту главы школы стоиков, когда Клеант умер примерно в 230 г. до н.э.

Хрисипп был плодовитым писателем. Говорят, что он редко обходился без написания 500 строк в день, и он написал более 705 произведений. Его желание быть исчерпывающим означало, что он будет принимать обе стороны в споре, а его оппоненты обвиняли его в том, что он заполнял свои книги цитатами других. Он считался рассеянным и неясным в своих высказываниях и небрежным в своем стиле, но его способности высоко ценились, и он стал рассматриваться как выдающийся авторитет в школе.

Заключительные моменты в жизни Хрисиппа. Гравюра 1606 года.

Он умер во время 143-й Олимпиады (208–204 гг. До н.э.) в возрасте 73 лет. Диоген Лаэртий приводит два разных рассказа о своей смерти. В первом рассказе Хрисиппа охватило головокружение, когда он выпил неразбавленное вино на пиру, и вскоре умер. Во втором рассказе он наблюдал, как осел ест инжир, и кричал: «А теперь дайте ослу напиться чистого вина, чтобы запить инжир», после чего он умер в припадке смех. Его племянник Аристокреон воздвиг статую в его честь в Керамейкосе. Хрисиппа сменил на посту главы школы стоиков его ученик Зенон Тарсский.

Из его письменных работ не сохранилось ни одного, за исключением фрагментов, цитируемых в работах более поздних авторов, таких как Цицерон, Сенека, Гален, Плутарх и другие. Недавно среди Herculaneum papyri были обнаружены отрывки из «Логических вопросов» и «О провидении». Третья работа Хрисиппа также может быть среди них.

Философия

Хрисипп имел долгую и успешную карьеру в сопротивлении атакам Академии и надеялся не просто защищать Стоицизм против нападений прошлого, но также и против всех возможных атак в будущем. Он взял доктрины Зенона и Клеанфа и кристаллизовал их в то, что стало окончательной системой стоицизма. Он разработал физические доктрины стоиков и их теорию познания и создал большую часть их формальной логики. Короче говоря, Хрисипп сделал стоическую систему такой, какой она была. Было сказано, что «без Хрисиппа не было бы Стоа».

Логика

Хрисипп много писал о логике и создал систему логики высказываний. Термин логика Аристотеля был связан с взаимосвязью терминов, таких как «Сократ» или «человек» («все люди смертны, Сократ - человек, значит, Сократ смертен »). С другой стороны, стоическая логика занималась взаимосвязью утверждений, таких как «это день» («если сегодня день, то свет; но это день: значит, свет»). Хотя более ранние мегарские диалектики - Диодор Крон и Филон - работали в этой области, а также ученики Аристотеля - Теофраста и Евдем - исследовали гипотетические силлогизмы, именно Хрисипп развил эти принципы в связную систему логики высказываний.

Утверждения

Хрисипп определил суждение как «то, что можно отрицать или подтвердить, как оно есть само по себе» и привел примеры таких суждений, как «сегодня день» и «Дион идет». Он различал простые и непростые предложения, которые в современной терминологии известны как атомарные и молекулярные пропозиции. Простое предложение - это элементарное утверждение, например «сегодня день». Простые предложения соединяются вместе, образуя непростые предложения, с помощью логических связок. Хрисипп перечислил пять видов молекулярных суждений в соответствии с использованной связкой:

Логические связки
ТипПример
ififэто день, это свет
иэто день и свет
либо... либолибо день, либо ночь
потому чтопотому что это день, это свет
более / менее вероятно... чемболее вероятно это день, чем это ночь

Таким образом, несколько типов молекулярных суждений, знакомые современной логике, были перечислены Хрисиппом, включая соединение, дизъюнкцию и условное, и Хрисипп изучил их критерии истины близко.

Условные суждения

Первыми логиками, которые обсуждали условные утверждения, были Диодор Кронос и его ученик Филон. Написанный пятьсот лет спустя, Секст Эмпирик ссылается на спор между Диодором и Филоном. Филон считал истинными все условные выражения, за исключением тех, которые с правильным антецедентом имели неправильный консеквент, и это означало, что предложение типа «если сейчас день, то я говорю» является правда, если сейчас не день и я не замолчу. Но Диодор утверждал, что истинное условное условие - это такое, в котором предшествующее предложение никогда не может привести к ложному заключению - таким образом, поскольку утверждение «если сегодня день, то я говорю» может быть ложным, оно недействительно. Однако парадоксальные утверждения все еще были возможны, например, «если атомарные элементы вещей не существуют, атомные элементы существуют». Хрисипп придерживался гораздо более строгого взгляда на условные суждения, что делало такие парадоксы невозможными: для него условное утверждение истинно, если отрицание следствия логически несовместимо с антецедентом. Это соответствует современной строгой условной.

силлогистике

Хрисипп разработал силлогистику или систему дедукции, в которой он использовал пять типов основных аргументов или формы аргументов называемые недоказуемыми силлогизмами, которые играли роль аксиом, и четыре правила вывода, называемые данными, с помощью которых сложные силлогизмы могут быть сведены к этим аксиомам. Формы пяти недоказуемых были:

ИмяОписаниеПример
Modus ponens Если A, то BA Следовательно, B.Если это день, это светло. Настал день. Поэтому он легкий.
Modus tollens Если А, то Б. Не Б. Следовательно, не А.Если сегодня день, значит светло. Это не свет. Поэтому сейчас не день.
Modus ponendo tollens iНе одновременно и A, и B. A. Следовательно, не B.Это не день и ночь. Настал день. Следовательно, это не ночь.
iiЛибо A, либо B. A. Следовательно, не B.Сейчас либо день, либо ночь. Настал день. Следовательно, это не ночь.
Modus tollendo ponens Либо А, либо Б. Не А. Следовательно, Б.Сейчас либо день, либо ночь. Сейчас не день. Следовательно, сейчас ночь.

Из четырех правил вывода выжили только два. Первая, так называемая первая тема, была правилом антилогизма. Другая, третья тема, была правилом сокращения, с помощью которого цепные силлогизмы могли быть сведены к простым силлогизмам. Целью стоической силлогистики было не просто создание формальной системы. Это также понималось как изучение действий разума, божественного разума (logos ), который управляет вселенной, частью которой являются люди. Цель заключалась в том, чтобы найти действительные правила вывода и формы доказательства, которые помогут людям найти свой путь в жизни.

Другая логическая работа

Хрисипп проанализировал речь и обращение с именами и терминами. Он также приложил много усилий для опровержения заблуждений и парадоксов. Согласно Диогену Лаэртиусу, Хрисипп написал двенадцать работ в 23 книгах о парадоксе лжецов ; семь работ в 17 книгах по амфиболии ; и еще девять работ в 26 книгах по другим загадкам. Всего загадкам или парадоксам было передано 28 работ или 66 книг. Хрисипп - первый стоик, для которого засвидетельствована третья из четырех стоических категорий, т. Е. Категория, так или иначе расположенная. В сохранившихся свидетельствах Хрисипп часто использует категории субстанции и качества, но мало использует две другие стоические категории (как-то расположенные и как-то расположенные по отношению к чему-то). Неясно, имели ли категории какое-либо особое значение для Хрисиппа, и ясное учение о категориях может быть работой более поздних стоиков.

Позднее восприятие

Хрисипп стал известен как один из передовые логики Древней Греции. Когда Климент Александрийский хотел упомянуть того, кто был мастером среди логиков, поскольку Гомер был господином среди поэтов, он выбрал Хрисиппа, а не Аристотеля. Диоген Лаэртий писал: «Если бы боги использовали диалектику, они использовали бы не что иное, как диалектику Хрисиппа». Логическая работа Хрисиппа была заброшена и забыта. Логика Аристотеля преобладала, отчасти потому, что она считалась более практичной, а отчасти потому, что ее подхватили неоплатоники. Еще в XIX веке к стоической логике относились с презрением, это была бесплодная формульная система, которая просто облекала логику Аристотеля новой терминологией. Только в 20 веке, с развитием логики и современного исчисления высказываний, стало ясно, что стоическая логика представляет собой значительное достижение.

Эпистемология

Для стоиков истина отличается от заблуждения мудрецом, обладающим правильным разумом. Теория познания Хрисиппа была эмпирической. Чувства передают сообщения из внешнего мира, и их отчеты контролируются не путем отнесения их к врожденным идеям, а путем сравнения их с предыдущими отчетами, хранящимися в уме. Зенон определил впечатления чувств как «отпечаток в душе», и это было буквально истолковано Клеанфом, который сравнил отпечаток на душе с отпечатком печати на воске. Хрисипп предпочитал рассматривать это как изменение или изменение в душе; то есть душа получает модификацию от каждого внешнего объекта, который воздействует на нее, точно так же, как воздух получает бесчисленные удары, когда многие люди говорят одновременно.

При получении впечатления душа чисто пассивна и впечатление обнаруживает не только свое собственное существование, но и существование своей причины - точно так же, как свет проявляет себя и элементы, которые в нем. Сила называть объект находится в понимании. Сначала должно произойти впечатление, а понимание, обладающее способностью высказывать, выражает в речи то чувство, которое оно получает от объекта. Истинные представления отличаются от ложных с помощью памяти, классификации и сравнения. Если орган чувств и разум здоровы - и при условии, что внешний объект действительно можно увидеть или услышать - представление, благодаря своей ясности и отчетливости, может вырвать согласие что всегда в нашей власти, отдавать или отказывать. В контексте, в котором люди считаются разумными существами, разум развивается из этих понятий.

Физика
Частичный мраморный бюст Хрисиппа, который является римской копией эллинистического оригинала (Лувр ).

Хрисипп настаивал на органическом единстве вселенной, а также на корреляции и взаимозависимость всех его частей. Он сказал, что вселенная - это «душа и руководство самой себя». Вслед за Зеноном Хрисипп определил огненное дыхание или эфир как примитивную субстанцию ​​вселенной. Объекты - это состоящий из инертной бесформенной материи и информирующей души, «пневма », придает форму недифференцированной материи. Пневма пронизывает всю субстанцию ​​и поддерживает единство вселенной и составляет душа человека.

классические элементы переходят друг в друга в процессе уплотнения и разрежения Огонь сначала затвердевает в воздухе ; затем воздух в воду ; и, наконец, вода в землю. Процесс растворения происходит в обратном порядке: земля разрежается на воду, вода - на воздух, а воздух - на огонь.

Человеческая душа была разделена Хрисиппом на восемь способностей: пять чувств, сила воспроизведение, сила речи и «правящая часть», которая расположена в груди, а не в голове. Индивидуальные души бренны; но, по мнению Хрисиппа, души мудрых людей живут дольше после смерти. Однако ни одна индивидуальная душа не может выжить после периодических пожаров, когда вселенная обновляется.

Судьба

Для Хрисиппа все происходит по судьбе : то, что кажется случайным, всегда имеет скрытую причину. Единство мира состоит в цепной зависимости причины от причины. Ничто не может происходить без веской причины. Согласно Хрисиппу, каждое предложение истинно или ложно, и это должно относиться также и к будущим событиям:

Если какое-либо движение существует без причины, то не каждое предложение будет истинным или ложным. Ибо то, что не имеет действенных причин, не является ни истинным, ни ложным. Но каждое утверждение либо истинно, либо ложно. Следовательно, нет движения без причины. И если это так, то все следствия обязаны своим существованием предшествующим причинам. А если это так, то все происходит по воле судьбы. Отсюда следует, что все, что происходит, происходит по воле судьбы.

Стоический взгляд на судьбу полностью основан на взгляде на вселенную в целом. Отдельные вещи и люди рассматриваются только как зависимые части этого целого. Все во всех отношениях определяется этим отношением и, следовательно, подчиняется общему порядку в мире.

Если его оппоненты возражали, что, если все определяется судьбой, нет никакой индивидуальной ответственности, поскольку то, что когда-то было предначертано, должно случиться, что бы ни случилось, Хрисипп ответил, что нужно проводить различие между простым и сложным предопределением. Заболевание может быть обречено, что бы ни случилось, но если выздоровление человека связано с консультацией врача, тогда консультация врача обречена на выздоровление этого человека, и это становится сложным фактом. Все человеческие действия - по сути, наша судьба - определяются нашим отношением к вещам, или, как выразился Хрисипп, события «связаны», чтобы происходить:

Неразрушение своего пальто, по его словам, не является суждено просто, но связано с тем, что о нем заботятся, и чье-то спасение от врагов совпадает с его бегством от этих врагов; а наличие детей связано с желанием лечь с женщиной.... Ибо многие вещи не могут произойти без нашего желания и самого активного рвения и рвения для этих вещей, поскольку, по его словам, этим вещам суждено было произойти в сочетании с этим личным усилием.... Но это будет в нашей власти, говорит он, и все, что в наших силах, будет включено в судьбу.

Таким образом, наши действия предопределены и причинно связаны с всеобъемлющей сетью судьбы, но, тем не менее, с моральной ответственностью То, как мы реагируем на впечатления, остается нашим собственным. Единая всеопределяющая сила действует повсюду, работая в каждом отдельном существе в соответствии с его природой, будь то разумные или иррациональные существа или неорганические объекты. Каждое действие вызывается взаимодействием причин, зависящих от природы вещей и характера агента. Наши действия были бы непроизвольными, только если бы они были вызваны только внешними причинами, без какого-либо сотрудничества со стороны нашей воли, с внешними причинами. Добродетель и порок рассматриваются как вещи, находящиеся в нашей власти, за что, следовательно, мы несем ответственность. Моральная ответственность зависит только от свободы воли, и то, что исходит из нашей воли, является нашим собственным, независимо от того, можем ли мы действовать иначе или нет. Эта довольно тонкая позиция, которая пытается примирить детерминизм с ответственностью человека, известна в Древней Греции как «мягкий детерминизм» или компатибилизм.

гадание

клеромантия. Хрисипп принимал гадание как часть причинной цепи судьбы.

. Хрисипп также приводил доводы в пользу существования судьбы, основываясь на гадании, которое, по его мнению, были веские доказательства. Гадатели не смогли бы предсказать будущее, если бы само будущее было случайным. Он считал, что предзнаменования и знамения являются естественными симптомами определенных явлений. Должно быть бесчисленное множество указаний на ход провидения, по большей части незамеченных, значение лишь немногих из них стало известно человечеству. Тем, кто утверждал, что гадание было излишним, поскольку все события предопределены, он ответил, что и гадание, и наше поведение в соответствии с предупреждениями, которые оно дает, включены в цепь причинно-следственной связи.

Бог

Стоики верили, что вселенная - это Бог, а Хрисипп утверждал, что «сама вселенная есть Бог и всеобщее излияние ее души». Это руководящий принцип вселенной, «действующий в уме и разуме вместе с общей природой вещей и тотальностью, охватывающей все сущее». Основываясь на этих убеждениях, физик и философ Макс Бернхард Вайнштейн идентифицировал Хрисиппа как пандеиста.

. Хрисипп стремился доказать существование Бога, используя телеологический аргумент :

Если есть что-то, что человечество не может произвести, то существо, производящее это, лучше, чем человечество. Но человечество не может производить вещи, которые есть во вселенной - небесные тела и т. Д. Следовательно, существо, производящее их, превосходит человечество. Но кто же выше человечества, кроме Бога? Следовательно, Бог существует.

Хрисипп говорил о Боге и богах как о синонимах. Он интерпретировал богов традиционной греческой религии, рассматривая их как разные аспекты единой реальности. Цицерон сообщает нам, что «он далее утверждал, что эфир - это то, что люди называют Зевс, и что воздух, пронизывающий моря, - Посейдон, и что земля это то, что известно под именем Деметра, и он обращался в том же стиле с именами других богов ». Вдобавок вселенная существует для блага универсального бога:

В случае красивого жилища мы должны сделать вывод, что оно было построено для его владельцев, а не для мышей ; поэтому мы должны таким же образом рассматривать вселенную как место обитания богов.

Теодицея

В ответ на вопрос, как зло могло существовать в добрая вселенная, ответил Хрисипп, «зло нельзя удалить, и нехорошо, чтобы его удалили». Во-первых, он утверждал, следуя Платону, что добро невозможно без зла, потому что справедливость не может быть познана без несправедливости, мужество без трусости, умеренность без невоздержания или мудрость без глупости. Во-вторых, очевидные пороки существуют как следствие добродетели природы, поэтому человеческий череп должен был быть сделан из мелких и тонких костей по соображениям полезности, но эта превосходная полезность означала, что череп уязвим для ударов. В-третьих, зло распределяется в соответствии с рациональной волей Зевса либо для наказания нечестивых, либо потому, что оно важно для мирового порядка в целом. Таким образом, зло - это замаскированное добро и, в конечном счете, способствует лучшему. Хрисипп сравнил зло с грубой шуткой в ​​комедии ; ибо, как шутка, хотя и оскорбительная сама по себе, улучшает пьесу в целом, «так и вы можете критиковать зло, рассматриваемое само по себе, но допускать, чтобы оно, взятое вместе со всем остальным, имело свою пользу».>Математика

Загадка Демокрита. Если конус разрезан по горизонтали, образуются ли поверхности равными или неравными?

Хризипп считается телами, поверхностями, линиями, местами, void и time, поскольку все они бесконечно делимы. Он определил одну из основных характеристик бесконечного множества : поскольку человек и палец имеют бесконечное число частей, как и вселенная и человек, нельзя сказать, что у человека больше частей, чем у его пальца, ни то, что у вселенной больше частей, чем у человека.

Хрисипп также ответил на проблему, впервые поставленную Демокритом. Если конус разделен плоскостью , параллельной его основанию, поверхности сегментов равны или неравны? Если они равны, то конус становится цилиндром ; если они не равны, то поверхность конуса должна быть ступенчатой ​​. Хрисипп ответил, что поверхности одинаковы и неравны. Хрисипп, по сути, отрицал закон исключенного среднего по отношению к равному и неравному, и, таким образом, он, возможно, предвосхитил важный принцип современного исчисления бесконечно малых, а именно, limit и процесс схождения к пределу.

Chrysippus примечательна тем, что утверждал, что «one » является числом. Древние греки не всегда считали число числом, поскольку они считали его тем, которым измеряются вещи. Аристотель в своей Метафизике писал: «... мера - это не то, что измеряется, но мера или Единое - начало числа». Хрисипп утверждал, что у одного была «величина один» (греч. : πλῆθος ἕν), хотя это не было общепринятым греками, а Ямвлих писал, что «величина один» противоречит

Этика
Греческая амфора, изображающая Еврипид 'Медею. Хрисипп считал Медею ярким примером того, как плохие суждения могут вызвать иррациональные страсти.

Хрисипп учил, что этика зависит от физики. В своих «Физических тезисах» он заявил: «Ибо нет другого или более подходящего способа подойти к теме добра и зла в отношении добродетелей или счастья, кроме как исходя из природы всех вещей и управления вселенной». Цель жизни, сказал Хрисипп, - жить в соответствии с собственным опытом реального течения природы. Индивидуальная природа человека является частью природы всей вселенной, и поэтому жизнь должна вестись в соответствии с его собственной человеческой природой, а также с природой вселенной. Человеческая природа этична, и человечество сродни Божественному, исходящему из первичного огня или эфира, который, хотя и является материальным, является воплощением разума; и люди должны вести себя соответственно. У людей есть свобода, и эта свобода состоит в освобождении от иррациональных желаний (похоть, богатство, положение в жизни, господство и т. Д.) И в подчинении воли разуму. Хрисипп уделял большое внимание достоинству и достоинству человека, а также силе воли.

Стоики разделяли добро и зло третьим классом вещей - безразличными (adiaphora ). Из того, что безразлично к морали, к лучшему относятся здоровье, богатство и честь, а к худшему - болезни и бедность. Хрисипп согласился с тем, что в обычном обиходе было нормально называть предпочтительные безразличные вещи «добрыми», но мудрый человек, сказал Хрисипп, использует такие вещи, не требуя их. Практика и привычка необходимы для совершенствования добродетели в человеке - другими словами, существует такая вещь, как нравственный прогресс, и необходимо укреплять характер.

О страстях

Стоики стремились освободиться от непокорных эмоций, которые они считали противоречащими природе. Страсти или эмоции (pathe) мешают правильному суждению. Хрисипп написал целую книгу «О страстях» (греч. : Περὶ παθῶν), касающуюся терапии эмоций. Страсти подобны болезням, угнетающим и сокрушающим душу, поэтому он стремился искоренить их (apatheia ). Неправильные суждения превращаются в страсти, когда они получают собственный импульс, так же как, когда человек начал бежать, его трудно остановить. Нельзя надеяться на искоренение эмоций, когда человек находится в пылу любви или гнева: это можно сделать только тогда, когда он спокоен. Поэтому следует заранее подготовиться и работать с эмоциями в уме, как если бы они были присутствующими. Применяя разум к таким эмоциям, как жадность, гордость или похоть, можно понять вред, который они причиняют.

См. Также
Примечания
Ссылки
Further reading
External links
Wikiquote has quotations related to: Chrysippus
Wikimedia Commons has media related to Chrysippus of Soli.
Preceded by. Cleanthes Leader of the Stoic school. 230–206 BCSucceeded by. Zeno of Tarsus

Последняя правка сделана 2021-05-15 06:17:57
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте