A схоларх (древнегреческий : σχολάρχης, scholarchēs) был главой школы в Древней Греции. Этот термин особенно запомнился тем, что он использовался для обозначения глав философских школ, таких как Платоновская академия в древних Афинах. Его первым ученым был сам Платон, основатель и владелец. Он занимал этот пост сорок лет, назначив своим преемником своего племянника Спевсиппа. Члены Академии избирали более поздних ученых.
Греческое слово является производным от слов scholē (σχολή), «школа», и archē (ἀρχή), «правитель». Римляне не латинизировали это слово, возможно, потому, что у них не было соответствующего архонта. Вместо этого они использовали латинское слово scholasticus (савант), которое всегда использовалось для директоров школ.
Английский язык не использует ни одно из этих двух слов для названия древней должности, но предпочитает слово схолиарх, которое обычно не приводится в словарь, потому что это считается ошибкой. Если бы это было произведенное слово; то есть значение, составленное из слов с известным значением, тогда оно должно означать «магистр схолии », что иногда выдвигается надуманной этимологией. Схолиарх не был известен на классической, вульгарной или средневековой латыни. Он действительно появляется в Новой латыни монашеских школ эпохи Возрождения в Европе со ссылкой на школьного учителя. Thesaurus linguae Latinae 1573 года, написанный Робертусом Стефаном, парижанином, известным английским авторам как Роберт Стивенс, использует его для определения схоластика: vel Scholiarchus recte dicitur, qui in collegiis sacerdotum barbare vocatur, имея в виду «колледжи священники ". Что он имел в виду под варваром, не очень ясно, но если речь идет об иезуитских школах (которые обучали священников), то, похоже, у него сложилось впечатление, что схолиарх был первоначальной службой. Стивенс был обращенным протестантом из католицизма. Поскольку он был печатником, использование им слова «ученый» закрепило это слово в английской учености. Он использовался почти исключительно в XIX и XX веках нашей эры.
Одновременно с нововведением слова «схолиарх» в светской литературе произошло восстановление древнего термина в Новой латыни для описания директоров соборных школ. В христианском обществе средневековья соборы отвечали за содержание гимназий в своих окрестностях. Эти учреждения были культурными потомками древних гимназий, существовавших во времена Римской империи.
Эта основная образовательная необходимость не исчезла с приходом протестантизма; Напротив, в Британии соборы и их школы были унаследованы англиканской церковью, которая продолжала пытаться сохранить новую латынь как язык церкви. В этой системе директора обозначались множеством латинских терминов: guarddes, magistri scholarum и scholarum praefecti. Эпоха Возрождения и последующие неоклассические периоды ознаменовали возрождение интереса к древнегреческой культуре, что привело к новому наложению эллинских терминов на средневековую латынь, сохранившуюся со времен империи, известную сегодня как смешанные греческие и латинские слова научной терминологии. В языковой среде соборных школ появляется новый термин: схоларх, директор.
Социальный статус, обязанности и юридические полномочия директора зависели от общества, в котором он руководил своей школой. В маленькой школе он мог быть единственным или главным учителем. В школе размером с университет он будет директором школы, ее музея и библиотеки. Платон как схолиарх владел своей школой, землей и остальной собственностью. Он должен был спонсировать постоянно проживающих иностранцев, представляя их в суде. При основании лицея Аристотелю, как постоянно проживающему в стране иностранцу, не разрешалось владеть недвижимостью в Афинах. Он арендовал здания и организовал из студентов администрацию. Сократ был добровольным консультантом, проводившим обсуждения в разное время и в разных местах, некоторые из которых были публичными, а другие - при содействии заинтересованных лиц. Александрийские схолиархи были королевскими офицерами, нанятыми королем.
Список схолархов пяти основных философских школ в эллинистический период с примерными датами, когда они возглавляли школы, выглядит следующим образом:
Академия | Лицей | Стоа | Сад | Пирронисты |
---|---|---|---|---|
388-348 Платон. 348-339 Спевсипп. 339- 314 Ксенократ. 314-270 Полемон. 270-265 Ящики Афин. 265-241 Аркесилай. 241-225 Лацид. 225-167 Телекл и Евандер. 167-165 Гегесин. 165 -137 Карнеад. 137-131. 131-127. 127-110 Клитомах. 110-84 Филон Ларисский | 335 -322 Аристотель. 322-287 Теофраст. 287-269 Страто. 269-225 Лико. 225 - ??? Аристо. ок. 155 Критолай. ??? - 110 Диодор Тирский | 300-262 Зенон Китиевый. 262-230 Клеанф. 230-205 Хрисипп. 205 - ??? Зенон Тарсский. ??? - 145 Диоген. 145-129 Антипатр. 129-110 Панетий | 307-271 Эпикур. 271-250 Гермарх. 250-215 Полистрат. 215-201 Дионисий. 201 - ??? Василид. ок. 175. ??? - 100 Аполлодор. 100-75 Зенон Сидонский. 75-70 Федр | 326-270 Пиррон. 270-235 Тимон Флийский. ??? - ??? Евфранор Селевкийский. ??? - ??? Евбул Александрийский. ??? - ??? Птолемей из Кирены. ок. 100 Гераклид Тарентский. ок. 50 Aenesidemus. ??? - ??? Зевксипп. ??? - ??? Зевксис. ??? - ??? Антиох Лаодикийский на Лике. c 100 Менодот Никомидийский. c. 120 Геродот Тарсский. ок. 160 Секст Эмпирик. ок. 200 Сатурнин. |