Apatheia

редактировать

Апатейя (греч. : ἀπάθεια; от а- «без» и пафос «страдание» или «страсть») в стоицизме относится к состоянию души, в котором страсти не беспокоят. Лучше всего его переводить словом невозмутимость, чем безразличие. Значение слова apatheia сильно отличается от значения современного английского apathy, которое имеет отчетливо негативный оттенок. Согласно стоикам, апафея была качеством, которое характеризовало мудреца.

, тогда как Аристотель утверждал, что добродетель должна быть найдена в золотой середине между избытком и недостатком эмоций () стоики искали свободы от всех страстей (апатей). Это означало искоренение тенденции эмоционально или эгоистично реагировать на внешние события, вещи, которые нельзя контролировать. Для стоиков это была оптимальная рациональная реакция на мир, поскольку вещи нельзя контролировать, если они вызваны волей других или природой; только свою волю можно контролировать. Это не означало потери чувств или полного отрыва от мира. Стоик, который совершает правильные (добродетельные) суждения и действия как часть мирового порядка, испытывает удовлетворение (eudaimonia ) и добрые чувства ().

Боль легка, если мнение ничего не добавило к ней;... думая, что она легкая, вы сделаете ее легкой. Все зависит от мнения; честолюбие, роскошь, жадность - вернитесь к мнению. Мы страдаем согласно мнению... Итак, давайте также выиграем путь к победе во всех наших битвах, ибо награда - это... добродетель, стойкость души и мир, завоеванный на все времена.

Сенека, Wikisource-logo.svg Послания, lxxviii. 13–16

Позднее этот термин был принят Плотином в его развитии неоплатонизма, в котором апатея означала свободу души от эмоций, достигаемую, когда она достигает своего очищенного состояния.

Этот термин перешел в раннехристианское учение, в котором апатея означала свободу от непослушных побуждений или принуждений. В этом смысле оно до сих пор используется в православной христианской духовности, и особенно в монашеской практике.

Апафея противопоставляется атараксии, родственной концепции в эпикурействе и пирронизм, хотя некоторые латинские авторы-стоики, такие как Сенека Младший, используют этот термин как синоним апатеи. В эпикурействе атараксия происходит от свободы от боли и страха. В пирронизме это происходит из искоренения беспокоящих чувств, которые зависят от убеждений о неочевидных вещах (т.е. догма ).

См. Также
поищите apatheia в Wiktionary, бесплатном словаре.
Примечания
Ссылки
  • Ричард Сорабджи, (2002), Эмоции и душевный покой: от стоической агитации до христианского искушения, Oxford University Press
Последняя правка сделана 2021-06-11 20:16:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте