Ямблих

редактировать

Ямблих
Iamblichus.jpg
Родилсяc. 245 г. н.э.. Халкида и Белум
Умерок. 325 г. н.э. (возраст около 80 лет)
Другие имена«Ямвлих Халкидский», «Ямвлих Халкидский», «Ямвлих Апамейский»
Известная работаСписок Западная философия
Школа Неоплатонизм
Основные интересыМетафизика, философская космология
Влияния
Под влиянием

Ямблих (; Греческий : Ἰάμβλιχος; Safaitic : 𐩺𐩣𐩴𐩫 «[божество] царствует»; ок. 245 - ок. 325) был сирийцем неоплатоником философом арабского происхождения. Он определил направление, в котором впоследствии будет развиваться неоплатоническая философия. Он также был биографом греческого мистика, философа и математика Пифагора.

Помимо собственного философского вклада Ямвлиха, его Протрептик важен для изучения софистов благодаря своей сохранности. примерно на десяти страницах неизвестного в остальном софиста, известного как Аноним Ямблихи .

Содержание

  • 1 Жизнь Ямвлиха
  • 2 Космология Ямвлиха
  • 3 Список изданий и переводов
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Источники
  • 7 Внешние ссылки

Жизнь Ямвлиха

Ямвлих был главным представителем сирийского неоплатонизма, хотя его влияние распространилось на большую часть древнего мира. События его жизни и его религиозные верования не совсем известны, но основные принципы его верований могут быть выведены из его сохранившихся трудов. Согласно Суда и его биографу Евнапию, он родился в Халкиде (современный Киннасрин ) в Сирии. Он был сыном богатой и прославленной семьи, и, как говорят, он был потомком нескольких царей-жрецов из арабских королевской семьи Эмеса. Первоначально он учился у Анатолия Лаодикийского, а затем продолжил обучение у Порфирия, ученика Плотина, основателя неоплатонизма. Он не согласен с Порфирием по поводу практики теургии ; Ямвлих отвечает на критику Порфирия теургии в приписываемой ему книге De Mysteriis Aegyptiorum (О египетских мистериях).

Около 304 г. он вернулся в Сирию и основал свою школу в Апамее (около Антиохии ), городе, известном своими философами-неоплатониками. Здесь он разработал учебную программу для изучения Платона и Аристотеля и написал комментарии к ним, которые сохранились лишь фрагментарно. И все же для Ямвлиха Пифагор был высшим авторитетом. Известно, что он написал Сборник доктрин Пифагора, который в десяти книгах включал отрывки из нескольких древних философов. Сохранились только первые четыре книги и фрагменты пятой.

Ученые отмечают, что наставление Ямвлиха к философии было составлено в Апамее в начале 4-го в.

Считается, что Ямвлих был человеком большой культуры и образования. Он также был известен своей благотворительностью и самоотречением. Вокруг него собралось много учеников, и он жил с ними в доброй дружбе. Согласно Фабрициусу, он умер во время правления Константина, незадолго до 333.

Сохранилась лишь часть книг Ямвлиха. Своим знанием его системы мы частично обязаны фрагментам писаний, сохранившихся Стобеем и другими. Записи его преемников, особенно Прокла, а также его пять дошедших до нас книг и разделы его великой работы по пифагорейской философии также раскрывают многое из системы Ямвлиха. Помимо этого, Прокл, кажется, приписал ему авторство знаменитого трактата «Теургия», или «О египетских мистериях». Однако различия между этой книгой и другими работами Ямвлиха по стилю и некоторым доктринам заставили некоторых усомниться в том, был ли Ямвлих настоящим автором. Тем не менее, трактат определенно берет свое начало из его школы, и в своей систематической попытке дать умозрительное обоснование политеистических культовых практик того времени он знаменует собой поворотный момент в истории мысли, на которой стоял Ямблих.

Как спекулятивная теория, неоплатонизм получил свое высшее развитие от Плотина. Модификации, внесенные lamblichus, заключались в детальной проработке его формальных подразделений, более систематическом применении пифагорейского числового символизма и, под влиянием восточных систем, в полностью мифической интерпретации того, что неоплатонизм раньше считал концептуальным. В отличие от Плотина, который порвал с платонической традицией и утверждал, что душа не спустилась, Ямвлих вновь подтвердил воплощение души в материи, полагая, что материя столь же божественна, как и остальной космос. Скорее всего, именно поэтому и почитали ламблихусов.

Ямвлих был высоко оценен теми, кто следовал его мысли. Своими современниками Ямвлих был наделен чудесными силами. Римский император Юлиан, не довольствуясь более скромным восхвалением Евнапия, что он уступает Порфирию только по стилю, считал Ямвлиха вторым после Платона и утверждал, что отдаст все золото Лидия за одно послание Ямвлиха. Во время возрождения интереса к его философии в 15 и 16 веках имя Ямвлиха почти не упоминалось без эпитета «божественный» или «самый божественный».

Космология Ямвлиха

Во главе своей системы Ямвлих поместил трансцендентную несвязную «Единую», монаду, первым принципом которой является интеллект, nous. Сразу после Абсолютного Единого, lamblichus представил второго сверхсуществующего «Единого», чтобы стоять между ним и «множеством» как создателем интеллекта, или души, психики. Это начальная диада. Первое и высшее Единое (nous), которое Плотин представлял в рамках трех стадий (объективного) бытия, (субъективной) жизни и (реализованного) интеллекта, Ямблих разделяет на сферы постижимого и интеллектуального, причем последняя сфера является областью мысли, бывший из объектов мысли. Эти три сущности, психика и разум, разделенные на постижимое и интеллектуальное, образуют триаду.

Между двумя мирами, одновременно разделяющими и объединяющими их, некоторые ученые считают, что там была вставлена ​​Лямблихом, как и впоследствии Прокл, третья сфера, имеющая природу обоих. Но это предположение зависит от чисто предположительной поправки к тексту. Однако мы читаем, что в интеллектуальной триаде он присвоил третий ранг Демиургу. Демиург, платонический бог-создатель, таким образом отождествляется с усовершенствованным nous, интеллектуальная триада увеличивается до hebdomad. Отождествление nous с Демиургом является важным моментом в неоплатонической традиции и ее принятии и развитии в христианской традиции. Св. Августин следует за Плотином, отождествляя nous, несущий логос, с творческим принципом. В то время как эллины называют этот принцип Демиургом, Августин определяет активность и содержание этого принципа как принадлежащие одному из трех аспектов Божественной Троицы - Сыну, который есть Слово (логос). Ямвлих и Плотин обычно утверждают, что nous произвел природу через посредство интеллекта, поэтому здесь за разумными богами следует триада психических богов.

Первый из этих «психических богов» непередаваемен и сверхъестественен, в то время как два других кажутся приземленными, хотя и рациональными. В третьем классе, или мирских богах, есть еще большее количество божеств, занимающих различное местное положение, функции и ранги. Ямвлих писал о богах, ангелах, демонах и героях, о двенадцати небесных богах, число которых увеличено до тридцати шести или трехсот шестидесяти, и о семидесяти двух других богах, происходящих от них, с двадцатью одним вождем и сорока двумя природными сущностями. -боги, помимо божеств-хранителей, отдельных людей и народов. Царство божеств простиралось от Первоначального до самой материальной природы, где душа фактически спустилась в материю и стала «воплощенной» в виде людей. По сути, Ямвлих значительно умножил ряды существ и божественных сущностей во вселенной, число на каждом уровне относилось к различным математическим пропорциям. Таким образом, мир населен толпой сверхчеловеческих существ, влияющих на природные явления, обладающих и передающих знания о будущем, и все они доступны для молитв и подношений.

Вся комплексная теория Ямвлиха управляется математическим формализмом триады, хебдомады и т. Д., В то время как первый принцип отождествляется с монадой, диадой и триадой; символические значения также присваиваются другим числам. Он говорит, что математические теоремы применимы абсолютно ко всем вещам, от божественных до изначальной материи. Но хотя он все подчиняет числам, в другом месте он считает, что числа являются независимыми существованиями и занимают среднее место между ограниченным и неограниченным.

Еще одна сложность системы - это учет природы. Говорят, что он скован неразрывными цепями необходимости, называемыми судьбой, и отличается от божественных вещей, неподвластных судьбе. Тем не менее, будучи самим результатом превращения высших сил в телесные, от них к нему течет непрерывный поток возвышающего влияния, нарушая его необходимые законы и обращаясь к добру, и заканчивается несовершенное и зло. Нет удовлетворительного отчета о зле; говорят, что он возник случайно в конфликте между конечным и бесконечным.

Список изданий и переводов

  • О тайнах (De mysteryiis), изд. Густав Партей, Тойбнер, 1857 г. онлайн ; изд. Эдуард де Плас, Коллекция Буде, 1989
  • Жизнь Пифагора. версия классики Томаса Тейлора, 1918 онлайн,
  • О пифагорейском образе жизни (De vita pythagorica), изд. Теофил Кислинг, Лейпциг, 1816 г. онлайн ; изд. Август Наук, Санкт-Петербург, 1884 г.; изд. Людвиг Дойбнер, Teubner, 1937 (пересмотренный Ulrich Klein, 1975)
  • По общей математике (Περὶ τῆς κοινῆς μαθηματικῆς ἐπιστήμης, De communi mathematica scientia), под ред. Никола Феста, Teubner, 1891 (перепечатка 1975 г.) онлайн
  • Protrepticus, ed. Эрменегильдо Пистелли, Teubner, 1888 (репр. 1975 г.) онлайн ; изд. des Places, Budé, 1989
    • Английский перевод: Томас Мур Джонсон, призыв Ямблиха к изучению философии, Osceola, Mo., 1907 (репр. 1988, ISBN 0-933999-63-1 )
  • В Nicomachi arithmeticam Introductionem, Teubner, ed. Pistelli, Teubner, 1894 онлайн (rev. Klein, 1975)
  • Письма: Джон М. Диллон и Вольфганг Поллейхтнер, Ямвлих Халкидский: Письма, 2009, ISBN 1-58983-161-6
  • Фрагментарные комментарии к Платону и Аристотелю
    • Бент Дальсгаард Ларсен, Jamblique de Chalcis: exégète et philosophe (том 2, приложение: Testimonia et fragmenta exegetica), Universitetsforlaget i Aarhus, 1972 (только греческие тексты)
    • Джон М. Диллон (изд. и пер.), Iamblichi Chalcidensis in Platonis dialogos commentariorum fragmenta, Лейден: Brill, 1973
    • Джон Финамор и Джон М. Диллон, Ямблихус Де Анима: текст, перевод и комментарий, Лейден: Brill, 2002, ISBN 1-58983-468-2
  • Богословский пр. основы арифметики (Theologumena arithmeticae, анонимный труд, который иногда приписывают Ямвлиху), изд. Фридрих Аст, Лейпциг, 1817 г. онлайн ; изд. Витторио де Фалько, Teubner, 1922
    • Английский перевод: Робин Уотерфилд, Псевдо-Ямвлих: Богословие арифметики, перевод, введение, примечания; предисловие К. Кричлоу, Phanes Press, 1988, ISBN 0-933999-72-0

См. также

Ссылки

Источники

  • Фауден, Гарт. Египетский Гермес: исторический подход к позднему языческому уму. Princeton, Princeton University Press, 1986 (содержит отличный раздел об отношении Ямвлиха и неоплатоников к работам, приписываемым Гермесу Трисмегисту )
  • Шоу, Грегори. Теургия и душа: Неоплатонизм Ямблихус. Пенсильвания, Пенсильвания, Университет штата Пенсильвания, 1995

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Ямблихус
Викиисточник содержит оригинальные работы, написанные. Ямблихусом
Последняя правка сделана 2021-05-23 09:34:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте