Чудо

редактировать
Событие, не объяснимое законами природы или науки Чудо раба, картина 1548 года Тинторетто из Галереи Академии в Венеции. На нем изображен эпизод из жизни Святого Марка, покровителя Венеции, взятый из Якопо да Варацце Золотая легенда. Сцена показывает, как святой вмешивается, чтобы сделать раба, который вот-вот будет замучен, неуязвимым.

A чудо - событие, не объяснимое естественными или научными законами. Такое событие может быть приписано сверхъестественному существу (особенно божеству ), магии, чудотворцу, святой, или религиозный лидер.

Неформально слово чудо часто используется для характеристики любого благоприятного события, которое статистически маловероятно, но не противоречит законам природы, например, пережить стихийное бедствие, или просто «чудесное» происшествие, независимо от вероятности. Некоторые совпадения могут рассматриваться как чудеса.

Истинное чудо по определению является неестественным явлением, что заставляет многих авторов отвергать их как физически невозможные (то есть требующие нарушения установленных законов физики в пределах их области действия) или невозможно подтвердить по их природе (потому что все возможные физические механизмы никогда не могут быть исключены). Первая позиция выражена, например, Томасом Джефферсоном, а вторая - Дэвидом Хьюмом. Богословы обычно говорят, что с божественным провидением Бог регулярно действует через природу, но, как творец, волен действовать без, сверху или против нее.

Содержание

  • 1 Определения
  • 2 Натуралистические объяснения
    • 2.1 Закон истинно больших чисел
  • 3 Сверхъестественные объяснения
    • 3.1 Философские объяснения
      • 3.1.1 Аристотелевские и неоаристотелевские
      • 3.1.2 Барух Спиноза
      • 3.1.3 Дэвид Хьюм
      • 3.1.4 Фридрих Шлейермахер
      • 3.1.5 Сорен Кьеркегор
      • 3.1.6 Джеймс Келлер
  • 4 Религиозные взгляды
    • 4.1 Буддизм
    • 4.2 Христианство
      • 4.2.1 Католическая церковь
      • 4.2.2 Евангелизм
    • 4.3 Индуизм
    • 4.4 Ислам
    • 4.5 Иудаизм
  • 5 Критика
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания и ссылки
    • 7.1 Общие ссылки и книги
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки

Определения

Слово чудо обычно используется для описания любого благотворного события, которое физически невозможно или невозможно подтвердить по своей природе. Уэйн Грудем определяет чудо как «менее распространенный вид деятельности Бога, в которой он вызывает у людей трепет и удивление и свидетельствует о себе». Деистическая перспектива отношения Бога к миру определяет чудо как прямое вмешательство Бога в мир.

Натуралистические объяснения

Чудо может быть просто фальшивой информацией или просто выдумкой, а не чем-то, что произошло на самом деле. Чудо может быть вызвано когнитивными ошибками или психологическими ошибками свидетелей. Подобный эффект может вызвать применение некоторых лекарств.

Закон действительно больших чисел

Статистически «невозможные» события часто называют чудесами. Например, когда трое одноклассников случайно встречаются в другой стране спустя десятилетия после окончания школы, они могут считать это «чудом». Однако в каждый момент на Земле происходит колоссальное количество событий; таким образом крайне маловероятные совпадения также случаются каждый момент. Следовательно, события, которые считаются «невозможными», вовсе не невозможны - они просто становятся все более редкими и зависят от количества отдельных событий. Британский математик Дж. Э. Литтлвуд предположил, что люди должны статистически ожидать, что с ними произойдет одно из миллиона событий («чудес»), примерно одно в месяц. По определению Литтлвуда, кажущиеся чудесными события на самом деле обычное дело.

Сверхъестественные объяснения

Чудо - это явление, не объясняемое известными законами природы. Критерии классификации события как чуда различаются. Часто в религиозном тексте , таком как Библия или Коран, говорится, что произошло чудо, и верующие могут принять это как факт.

Философские объяснения

Аристотелевский и неоаристотелевский

Аристотелевский взгляд на Бога рассматривает Бога как чистую реальность и рассматривает его как первопричину, делающую только Подумайте, что может сделать совершенное существо. Еврейские нео- аристотелевские философы, которые до сих пор имеют влияние, включая Маймонид, Самуил бен Иуда ибн Тиббон ​​ и Герсонид. Прямо или косвенно их взгляды все еще преобладают в большей части религиозной еврейской общины.

Барух Спиноза

В своем Теологико-политическом трактате Спиноза утверждает, что чудеса - это просто закономерные события, причины которых мы не знаем. Мы не должны относиться к ним как к беспричинным или имеющим немедленную доступную причину. Скорее чудо предназначено для борьбы с невежеством, которое оно влечет за собой, как политический проект.

Дэвид Хьюм

Согласно философу Дэвиду Хьюму, чудо - это «нарушение закон природы по особой воле Божества или путем вмешательства какого-то невидимого агента ". Суть его аргумента заключается в следующем: «Никакого свидетельства недостаточно для установления чуда, если только свидетельство не такого рода, что его ложь была бы более чудесной, чем факт, который он пытается установить». Юм определяет чудеса как «нарушение законов природы» или, более полно, «нарушение закона природы по определенной воле Божества или вмешательством какого-то невидимого агента». Согласно этому определению, чудо идет вразрез с нашим обычным пониманием того, как устроена Вселенная. Поскольку чудеса - это единичные события, свидетельства в их пользу всегда ограничены, и мы редко их переживаем. Исходя из опыта и свидетельств, вероятность того, что чудо произошло, всегда меньше, чем вероятность того, что его не было. Поскольку рационально полагать, что более вероятно, у нас не должно быть серьезных оснований полагать, что чудо произошло. [1]

Фридрих Шлейермахер

Согласно христианскому теологу Фридриху Шлейермахеру «каждое событие, даже самое естественное и обычное, становится чудом. как только религиозный взгляд на это станет доминирующим ».

Сорен Кьеркегор

Философ Сорен Кьеркегор, вслед за Юмом и Иоганном Георгом Хаманном, ученый-юмист, согласен с определением чуда Юмом как нарушение закона природы, но Кьеркегор, пишущий под своим псевдонимом Иоганн Климакус, считает любые исторические сообщения менее чем достоверными, включая исторические сообщения о чудесах, как все исторические знания всегда сомнительны и открыты для приближения.

Джеймс Келлер

Джеймс Келлер утверждает, что «Утверждение, что Бог сотворил чудо, подразумевает, что Бог выделил определенных людей для получения некоторой выгоды, которую многие другие не понимают, что Бог несправедлив ".

Религиозные взгляды

Согласно опросу 2011 года b По данным Pew Research Center, более 90 процентов христиан-евангелистов верят, что чудеса все еще происходят. В то время как христиане видят, что Бог иногда вмешивается в человеческую деятельность, мусульмане видят в Аллахе прямую причину всех событий. «Непреодолимая близость Бога позволяет мусульманам легко признать чудеса в мире».

Буддизм

Корейский «Хэдонг Косунг-джон» (Биографии верховных монахов) записывает, что король Беопхын из Силла хотел провозгласить буддизм государственной религией. Однако чиновники в его суде выступили против него. На четырнадцатом году своего правления «Великий секретарь» Беопхена, Ичадон, разработал стратегию преодоления придворного противостояния. Ичадон вступил в интригу с королем, убедив его сделать провозглашение о предоставлении буддизма официальной государственной санкции с использованием королевской печати. Ихадон сказал королю отрицать, что сделал такое заявление, когда противостоящие чиновники получили его и потребовали объяснений. Вместо этого Ичадон сознался и принял наказание в виде казни за то, что быстро было сочтено подделкой. Икадон пророчествовал королю, что во время его казни чудесное чудо убедит противостоящую придворную фракцию в силе буддизма. План Ичадона пошел по плану, и противники клюнули на приманку. Когда Ихадон был казнен в 15-й день 9-го месяца 527 г., его пророчество исполнилось; земля дрожала, солнце потемнело, с неба сыпались прекрасные цветы, его отрубленная голова полетела к священным горам Кымган, а молоко вместо крови брызнуло в воздух на 100 футов из его обезглавленного трупа. Примета была принята противостоящими судебными чиновниками как проявление одобрения небес, и буддизм стал государственной религией в 527 году н. Э.

Honch Hokke Reigenki (ок. 1040) Японии содержит сборник буддийских рассказов о чудесах.

Чудеса играют важную роль в почитании буддийских реликвий в Южной Азии. Таким образом, ступа Сомаватие на Шри-Ланке становится все более популярным местом паломничества и туристического назначения благодаря многочисленным сообщениям о чудесных лучах света, явлениях и современных легендах, которые часто фиксируются на фотографиях и в фильмах.

Христианство

Евангелия описывают три вида чудес, совершенных Иисусом: изгнание нечистой силы, исцеления и чудеса природы. В Евангелии от Иоанна чудеса называются «знамениями», и акцент делается на том, что Бог замечательно демонстрирует лежащую в основе его нормальную деятельность. В Новом Завете величайшее чудо - это воскресение Иисуса, событие, центральное для христианской веры.

Иисус объясняет в Новом Завете, что чудеса совершаются верой в Бога. «Если у вас вера такая маленькая, как горчичное зерно, вы можете сказать этой горе:« Двигайся отсюда туда », и она сдвинется». (Евангелие от Матфея 17:20). После того, как Иисус вернулся на небеса, в Книге Деяний записаны ученики Иисуса, молящие Бога даровать совершать чудеса от его имени, чтобы убедить окружающих в том, что он жив. (Деяния 4: 29–31).

В других отрывках упоминаются лжепророки, которые будут способны творить чудеса, чтобы обмануть, «если возможно, даже избранных Христовых» (Матфея 24:24). 2 Фессалоникийцам 2: 9 говорит: «И тогда откроется нечестивый, которого Господь истребит духом уст Своих и истребит яростью пришествия Своего: и того, чье пришествие по сатане с всякую силу, знамения и ложные чудеса, и всякую обманчивость неправды в погибающих, потому что они не приняли любви Истины, чтобы спастись ». В Откровении 13: 13,14 говорится: «И творит великие чудеса, так что он низводит огонь с неба на землю перед людьми и обманывает живущих на земле посредством тех чудес, которые он совершил. власть действовать в глазах зверя, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверю, который был ранен мечом и оставался живым ". В Откровении 16:14 говорится: «Ибо они духи бесовские, творящие чудеса, которые выходят к царям земли и всего мира, чтобы собрать их на битву в тот великий день Всемогущего Бога». В Откровении 19:20 говорится: «И был взят зверь и с ним лжепророк, творивший перед ним чудеса, которыми он обманул принявших начертание зверя и поклонявшихся его образу. Оба они были брошены в жертву. живым в озеро огненное, горящее серой ». Эти отрывки указывают на то, что знамения, чудеса и чудеса не обязательно совершаются Богом. Эти чудеса, совершенные не Богом, называются ложными (псевдо) чудесами, хотя это может означать, что они обманчивы по своей природе и не то же самое, что истинные чудеса, совершенные Богом.

В раннем христианстве чудеса были наиболее часто подтвержденной мотивацией обращения язычников ; римляне-язычники считали существование чудес само собой разумеющимся; Христианские тексты, сообщающие о них, предлагают чудеса как божественное доказательство уникального притязания христианского Бога на власть, низводя всех остальных богов до уровня даймонов : «из всех богослужений лучшие христиане и особенно рекламируют свои чудеса посредством изгнание духов и наложение рук ". Евангелие от Иоанна построено вокруг чудесных «знамений»: успех апостолов, согласно церковному историку Евсевию Кесарийскому, заключался в их чудесах: «хотя миряне на их языке», он утверждал, что «они черпали мужество в божественных чудесных силах». Обращение Константина чудесным знамением на небесах является ярким примером четвертого века.

Начиная с эпохи Просвещения, чудеса часто нуждались в рационализации: К.С. Льюис, Норман Гейслер, Уильям Лейн Крейг и другие христиане 20-го века утверждали, что чудеса разумны и правдоподобны. Например, Льюис сказал, что чудо - это что-то совершенно неожиданное. Если на протяжении тысячелетий женщина могла забеременеть только в результате полового акта с мужчиной, то, если бы она забеременела без мужчины, это было бы чудом.

Люди неоднократно заявляли о чудесах. большинства христианских конфессий, включая, помимо прочего, исцеления верой и изгнание бесов. Сообщения о чудесах особенно распространены в католицизме и пятидесятнической или харизматической церквях.

Католическая церковь

Католическая церковь считает, что чудеса - это дела Бога, либо непосредственно, либо через молитвы и ходатайства конкретного святого или святых. Обычно с чудом связана определенная цель, например обращение человека или людей в католическую веру или строительство церкви, желаемой Богом. Церковь говорит, что она старается быть очень осторожной, чтобы утверждать истинность предполагаемых чудес. Католическая церковь заявляет, что предъявляет особые строгие требования к подтверждению подлинности чуда. За процессом наблюдает Конгрегация по делам святых.

Католическая церковь перечислила несколько событий как чудеса, некоторые из них происходят в наше время. Прежде чем человек может быть принят в качестве святого, он должен быть посмертно подтвержден в совершении двух чудес. В рамках процедуры беатификации Папы Иоанна Павла II, умершего в 2005 году, Ватикан 14 января 2011 года объявил, что Папа Бенедикт XVI подтвердил, что выздоровление сестры Мари Симон-Пьер от болезнь Паркинсона была чудом.

Среди наиболее известных чудес, одобренных Церковью, есть несколько евхаристических чудес, в которых причастный хлеб и вино преобразованы в плоть и кровь Христа, такие как Чудо Ланчано и исцеляют в Лурдесе.

Согласно документам 17 века, нога молодого испанца было чудесным образом возвращено ему в 1640 году после ампутации двумя с половиной годами ранее.

Еще одно чудо, одобренное Церковью, - это Чудо Солнца, которое, как говорят, произошли около Фатимы, Португалия 13 октября 1917 года. Согласно легенде, от 70 000 до 100 000 человек, собравшихся в бухте около Фатимы, стали свидетелями солнечный свет тускнеет и меняет цвета, а Солнце вращается, танцует в небе и, кажется, падает на землю, излучая при этом огромное тепло. После десятиминутного события земля и одежда людей, пропитанная предыдущим ливнем, были сухими.

Веланканни (Мария) восходит к середине XVI века и приписывается трем чудесам: явление Марии и Христа Младенца дремлющему пастырю мальчик, исцеление хромого продавца пахты и спасение португальских моряков от сильного морского шторма.

В дополнение к этому католическая церковь приписывает чудеса многим другим необъяснимым явлениям в индивидуальном порядке. Только после того, как все другие возможные объяснения будут признаны неадекватными, Церковь примет на себя божественное вмешательство и объявит чудо достойным почитания их последователями. Однако Церковь не запрещает верить в какое-либо внебиблейское чудо как Символ веры или как необходимый для спасения.

Св. Фома Аквинский, выдающийся Доктор Церкви, разделил чудеса на три типа в своем Summa contra Gentiles :

Эти дела, которые совершаются Богом вне обычного порядка, установленного для вещей, являются обычно называть чудесами: потому что мы удивляемся (адмирамур) чему-то, когда видим следствие, не зная причины. И поскольку иногда одна и та же причина известна одним и неизвестна другим, бывает, что из нескольких, видящих следствие, некоторые удивляются, а некоторые нет: таким образом, астроном не удивляется, когда видит солнечное затмение. потому что он знает причину; тогда как тому, кто не знаком с этой наукой, нужно удивляться, так как он не знает причины. А потому это чудесно для последних, но не для первых. Соответственно, вещь прекрасна просто, когда ее причина просто скрыта: и это то, что мы подразумеваем под чудом: что-то, а именно, что-то прекрасное само по себе, а не только в отношении того или иного человека. Бог - это причина, которая просто сокрыта для каждого человека: ибо выше мы доказали, что в этом состоянии жизни ни один человек не может постичь Его своим интеллектом. Поэтому, собственно говоря, чудеса - это дела, совершаемые Богом вне обычного порядка вещей.

Эти чудеса бывают разных степеней и порядков. Наивысшая степень чудес включает в себя те дела, в которых что-то делается Богом, чего природа никогда не может сделать: например, что два тела занимают одно и то же место, что солнце отступает или стоит на месте, что море разделяется и уступает дорогу прохожим от. Среди них существует определенный порядок: чем больше работа, сделанная Богом, и чем дальше она удаляется от возможностей природы, тем больше чудо: таким образом, большее чудо, что солнце отступает, чем то, что воды становятся разделены.

Вторая степень чудес принадлежит тем, посредством которых Бог делает то, что может делать природа, но не в том же порядке: таким образом, это работа природы, когда животное живет, видит и ходит, но что животное жить после смерти, видеть после того, как ослеп, ходить после хромоты, эта природа не может этого сделать, но Бог иногда совершает это чудом. Среди этих чудес также есть степени, в зависимости от того, насколько совершенное действие все дальше удаляется от способности природы.

Третья степень чудес - это когда Бог совершает то, что обычно делается под действием природы, но без действия естественных принципов: например, когда силой Божьей человек исцеляется от лихорадка, которую способна излечить природа; или когда идет дождь без действия принципов природы.

Евангелизм

Для большинства евангелических христиан библицизм гарантирует, что чудеса, описанные в Библия по-прежнему актуальна и может присутствовать в жизни верующего. Исцеления, академические или профессиональные успехи, рождение ребенка после нескольких попыток, прекращение зависимости и т. Д. Будут наглядными примерами вмешательства Бога с верой и молитва, Святым Духом. В 1980-х годах неохаризматическое движение вновь сделало акцент на чудесах и исцелении верой. Таким образом, в некоторых церквях особое место отведено для исцелений верой с возложением рук во время богослужений или для кампаний евангелизации. Исцеление верой или божественное исцеление считается наследством Иисуса, приобретенным его смертью и воскресением.

Индуизм

В индуизме чудеса сосредоточены на эпизодах освобождения духа. Ключевым примером является откровение Кришны Арджуне, в котором Кришна убеждает Арджуну присоединиться к битве против своих кузенов, ненадолго и чудесным образом дав Арджуне силу увидеть истинный масштаб Вселенной., и его поддержка в Кришне, что требует божественного видения. Это типичная ситуация в индуистской мифологии, когда «чудеса совершаются с целью принести духовное освобождение тем, кто видит или читает о них».

Индуистские мудрецы критиковали и ожидания, и надежду на чудеса, как обман, ситуации, когда люди стремились заработать пособие, не выполняя работы, необходимой для его получения. В практике индуизма продолжают время от времени сообщаться о чудесах. Примером чуда, о котором в настоящее время сообщается в индуизме, является индуистское молочное чудо сентября 1995 года, с дополнительными случаями в 2006 и 2010 годах, когда статуи некоторых индуистов были замечены божества, пьющие предложенное им молоко. Научное объяснение инцидента, подтвержденное индийскими учеными, заключалось в том, что материал был испорчен из чаш для подношений капиллярным действием.

Ислам

Коран, чудо можно определить как сверхъестественное вмешательство в жизнь людей. Согласно этому определению, чудеса присутствуют «в тройном смысле: в священной истории, в связи с самим Мухаммедом и в отношении откровения ». В Коране не используется техническое арабское слово, обозначающее чудо (Muʿd̲jiza), буквально означающее «то, посредством чего [Пророк] сбивает с толку, подавляет своих противников». Он скорее использует термин «Аях» (буквально означает знак). Термин аят используется в Коране в вышеупомянутом тройном смысле: он относится к «аятам» Корана (который считается божественной речью на человеческом языке ; представлен Мухаммедом как его главное чудо); а также его чудесам и знамениям (в частности, творения).

Чтобы защитить возможность чудес и всемогущества Бога от вторжения независимых вторичных причин, некоторые средневековые мусульманские богословы такие как Аль-Газали отвергали идею причины и следствия по сути, но принимали ее как нечто, что облегчает человечество исследование и понимание природных процессов. Они утверждали, что природа состоит из однородных атомов, которые каждое мгновение «воссоздаются заново» Богом. Таким образом, если бы земля упала, Богу пришлось бы создавать и воссоздавать несчастный случай тяжести на время, пока земля будет падать. Для мусульманских богословов законы природы были всего лишь обычной последовательностью очевидных причин: обычаев Бога.

Суфий биографическая литература записывает утверждения о чудесных рассказах мужчин и женщин. Чудесное мастерство суфийских святых включает фирасу (ясновидение ), способность исчезать из поля зрения, становиться полностью невидимым и практиковать буруз (экстериоризация ). Сообщается, что святые люди приручают диких зверей и преодолевают большие расстояния за очень короткий промежуток времени. Они также могли производить пищу и дождь в периоды засухи, исцелять больных и помогать бесплодным женщинам зачать ребенка.

Иудаизм

Описание чудес (на иврите Ness, נס) появляется в Танахе. Примеры включают пророков, таких как Илия, которые творили чудеса, такие как воскрешение мертвого сына вдовы (3 Царств 17: 17–24) и Елисей, чьи чудеса включают умножение кувшина с маслом бедной вдовы (4 Царств 4: 1–7) и возвращение к жизни сына женщины Сунемской (4 Царств 4: 18–37). Тора описывает множество чудес, связанных с Моисеем во время его пророка и Исходом израильтян. Разделение Красного моря и содействие Египетским бедствиям - одни из самых известных.

В течение первого века до нашей эры среди евреев Иудеи возникло множество религиозных движений и отколовшихся групп. Некоторые люди утверждали, что они чудотворцы в традициях Моисея, Илии и Елисея, еврейских пророков. Талмуд дает несколько примеров таких еврейских чудотворцев, одним из которых является Хони ХаМагель, который прославился своей способностью успешно молиться о дожде.

Есть люди, которые скрывают все чудеса, объясняя их с точки зрения законов природы. Когда эти еретики, которые не верят в чудеса, исчезнут и вера возрастет в мире, тогда придет Машиах. Ибо сущность Искупления в первую очередь зависит от этого - то есть от веры

Ребе Нахман из Бреслова

Большинство хасидских сообществ изобилуют рассказами о чудесах, которые следуют за ехидутом, духовной аудиторией с a цадик : бесплодные женщины беременеют, раковые опухоли уменьшаются, своенравные дети становятся набожными. Многие хасиды утверждают, что чудеса могут происходить за счет принятия шираим (остатков еды ребе ), таких как чудесное исцеление или благословения богатства или благочестия.

Критика

Томас Пейн, один из отцов-основателей американской революции, писал: «Все сказки о чудесах, которыми наполнены Ветхий и Новый Завет, подходят только самозванцам. проповедуют, а глупцы - верить ».

Томас Джефферсон, главный автор Декларации независимости Соединенных Штатов, отредактировал версию Библии, в которой он удалил разделы Нового Завета, содержащие сверхъестественные аспекты, а также предполагаемые неверные толкования, которые, по его мнению, были добавлены четырьмя евангелистами. Джефферсон писал: «Утверждение невинного и подлинного характера этого доброжелательного моралиста и его спасение от обвинения в обмане, которое возникло в результате искусственных систем [сноска: например, непорочное зачатие Иисуса, его обожествление, создание мир им, его чудесные силы, его воскресение и видимое вознесение, его телесное присутствие в Евхаристии, Троице; первородный грех, искупление, возрождение, избрание, иерархические порядки и т. д. - Т.J.], изобретенные ультрахристианскими сектами, не санкционировано ни одним словом, когда-либо произнесенным им, является наиболее желанным объектом, которому Пристли успешно посвятил свои труды и обучение ».

Война за независимость в Америке патриот и герой Итан Аллен писал: «В тех частях мира, где преобладали обучение и наука, чудеса прекратились; но в тех частях мира, которые являются варварскими и невежественными, чудеса все еще в моде».

Роберт Ингерсолл писал: «Не 20 человек были убеждены сообщениями о чудесах Христа, и все же людей девятнадцатого века хладнокровно просили убедить на слух чудеса, которые те, кто якобы видели их, отказывались верить ".

Эльберт Хаббард, американец писатель, издатель, художник и философ писал: «Чудо - это событие, описанное теми, кому оно было рассказано людьми, которые его не видели».

Биолог Ричард Докинз раскритиковал вера в чудеса как подрыв бритвы Оккама.

Математик Чарльз Эрмит в своем рассуждении о мире математических истин и физическом мире заявил, что «обнаружен синтез двух частично в чудесном соответствии между абстрактной математикой, с одной стороны, и всеми разделами физики, с другой ».

Баден Пауэлл, английский математик и священник англиканской церкви, заявил, что если Бог - законодатель, то «чудо» нарушит законные указы, изданные при Сотворении мира. Следовательно, вера в чудеса была бы полностью атеистической.

См. Также

Примечания и ссылки

Дополнительная литература

  • Стивен Броган «Королевское прикосновение в ранней современной Англии: политика», Медицина и грех, Королевское историческое общество, 2015
  • Х. А. Дрейк Столетие чудес: христиане, язычники, евреи и сверхъестественное, 312-410, Oxford University Press, 2017
  • Гудини, Гарри Торговцы чудесами и их методы: полное разоблачение Книги Прометея ; Репринтное издание (март 1993 г.), первоначально опубликованное в 1920 г. ISBN 0-87975-817-1.
  • Роберт Кнапп. Рассвет христианства: люди и боги во времена волшебства и чудес, Профильные книги, Великобритания, 2017

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Чудесам
Викискладе есть материалы, связанные с Чудесами.
Поищите чудо в Wiktionary, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-05-30 14:19:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте