Елисей

редактировать
Елисей
ElishaRaisingShunammitesSon.jpg Елисей воскрешает сына Сунаммитян, иллюстрация библейской карты начала 1900-х годов
УмерлаСамария

Елисей (; Иврит : אֱלִישָׁע, Современный : ʼElišaʻ, тиберийский : lîšāʻ, «Мой Бог есть спасение», греческое : Ἐλισ [σ] αῖος, Elis [s] aîos или λισαιέ, Elisaié) был, согласно еврейская Библия, пророк и чудотворец. Также упоминается в Новом Завете и Коране, Елисей почитается как пророк в иудаизме, христианстве и исламе. Среди новых религиозных движений в трудах веры бахаи он упоминается по имени. Его имя обычно транслитерируется на английский как Елисей через иврит, Элисей через греческий и латинский. или Alyasa через арабский и Elyesa через турецкий. Говорят, что он был учеником и протеже Илии, и после того, как Илия попал в огненную колесницу, он дал Елисею двойную часть своей власти, и он был принят в качестве лидера сыновей пророков. Затем Елисей совершил в два раза больше чудес, чем Илия.

Содержание

  • 1 Библейские рассказы
    • 1.1 Патриот
    • 1.2 Чудотворец
    • 1.3 Последние дни Елисея
  • 2 Почитание
  • 3 В исламе
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
    • 6.1 Исламское воззрение
  • 7 Внешние ссылки

Библейские рассказы

Русская икона Елисея (18 век, Кижи Монастырь, Россия).

История Елисея описана в Книге царей (Второй свиток, главы 2-14) в Еврейской Библии (в иудаизме, часть Невиим ). Согласно этой истории, он был пророком и чудотворцем Северного царства Израиля, который действовал во время правления Иорама, Ииуя, Иоахаз и Иоас (Иоас). Елисей был сыном Шафата, богатого землевладельца Авель-Мехола ; он стал помощником и учеником Илии.

Его имя впервые встречается в 3 Царств (глава 19) в повелении, данном Илии помазать его своим преемником. Узнав в пещере на горе Хорив, что Елисей, сын Шафата, был избран Яхве своим преемником в пророческой должности, Илия установил чтобы найти его. На пути от горы Хорив в Дамаск Илия нашел Елисея, «одного из тех, которые пахали на двенадцати ярмах волов ». Елисей медлил ровно настолько, чтобы убить ярмо волов, мясо которых он варил дровами своего плуга. Илия подошел к нему, накинул свою мантию на плечи Елисея и сразу усыновил его как сына, возложив на него пророческое служение. Елисей принял этот призыв примерно за четыре года до смерти царя Израиля Ахава. В течение следующих семи или восьми лет Елисей стал ближайшим помощником Илии, пока Илия не был вознесен на небеса. Все эти годы мы ничего не слышим о Елисее, кроме как в связи с заключительными сценами жизни Илии.

После того, как он разделил эту прощальную трапезу со своим отцом, матерью и друзьями, новоизбранный пророк «пошел за Илией и служил ему». Он пошел со своим господином из Галгала в Вефиль, в Иерихон, а оттуда к восточной стороне Иордана, водам который, коснувшись мантии, разделился, чтобы позволить обоим пройти по сухой земле. Затем Елисей был отделен от Илии огненной колесницей, а Илия был унесен вихрем на Небеса.

«Источник Елисея» (Айн эс-Султан ) в Иерихоне (2012). Предполагается, что источник является водой, которую исцелил Елисей, о чем говорится в 4 Царств 2 : 19–22.

Перед тем, как Илия попал в вихрь, Елисей попросил «унаследовать двойную долю. "духа Илии. Некоторые ученые считают это показателем обычаев наследования собственности того времени, когда старший сын получал вдвое больше наследства отца, чем каждый из младших сыновей. В этой интерпретации Елисей просит, чтобы его можно было рассматривать как «законного наследника» и преемника Илии. Критики этой точки зрения указывают на то, что Елисей уже был назначен преемником Илии ранее в повествовании и что Елисей совершил в два раза больше чудес, чем Илия. В этой интерпретации «двойная часть» не просто намек на первенство в последовательности, но вместо этого является просьбой о большей пророческой силе даже, чем Илия.

Посредством мантии пусть упадет с Илии, Елисей чудесным образом пересек Иордан, и Елисей вернулся в Иерихон, где снискал благодарность народа, очистив нездоровые воды их источника и сделав их пригодными для питья.

Патриот

Медведи, истребляющие молодых людей по приказу Елисея Илия несется в летающей колеснице (французский манускрипт 1453 г.).

Прежде чем он поселился в Самарии, Елисей провел некоторое время на горе Кармель. Когда армии Иудеи, Израиля и Едома, которые тогда объединились против Меши, моавитского царя, были замучены засухой в Идумейской пустыне, Елисей согласился вмешиваться. Его двойное предсказание относительно облегчения от засухи и победы над моавитянами сбылось на следующее утро. Когда группа мальчиков (или молодых людей) из Вефиля насмехалась над пророком за его облысение, Елисей проклял их именем Яхве, и две медведицы вышли из леса и растерзали сорок два мальчика.

Он стал известен в Израиле и в течение шести десятилетий (892–832 гг. До н.э.) занимал должность «пророка в Израиле». Его называют патриотом за его помощь солдатам и царям.

Чудотворец

Елисей очистил зараженные воды Иерихона, которые считались причиной выкидышей и смертей. Чтобы облегчить вдову пророка, настаивающую на жестоком кредиторе, Елисей так умножил немного масла, чтобы дать ей возможность не только выплатить долг, но и обеспечить нужды своей семьи. Существует еврейская традиция или легенда, что мужем женщины был Авадия, слуга царя Ахава, который спрятал 100 пророков в двух пещерах. Чтобы вознаградить богатую даму Шунема за ее гостеприимство, он добился для нее от Яхве сначала рождения сына, а затем воскрешения ее ребенка, который умер. Чтобы накормить сыновей пророков, измученных голодом, Елисей превратил похлебку, сделанную из ядовитых тыкв, на полезную пищу. Он накормил сотню человек двадцатью хлебами нового ячменя, оставив немного остатков, в истории, которая сопоставима с чудесами Иисуса в Новом Завете. Кембриджская Библия для школ и колледжей отмечает, что основное внимание в этом повествовании не уделяется «чудо умножению хлеба, и нам остается принять результат, который был либо достигнут таким образом», либо или аппетитами людей, которые удовлетворились небольшим количеством ».

Елисей отказался от даров Неемана, Питер де Греббер 1630

Елисей вылечил сирийских военных командир Нееман проказой, но наказал своего слугу Гиезий, который взял деньги у Неемана. Нееман, поначалу неохотно, послушался Елисея и семь раз омылся в реке Иордан. Обнаружив, что его плоть «восстановлена, как плоть маленького ребенка», генерал был настолько впечатлен этим доказательством силы Бога и бескорыстием Его Пророка, что выразил свое глубокое убеждение в том, что «во всем мире нет другого Бога. земля, но только в Израиле ". Елисей позволил Нееману продолжить службу сирийскому царю и, следовательно, присутствовать при поклонении Риммону в сирийском храме. В христианской традиции Иисус сослался на исцеление Неемана, когда сказал: «И было много прокаженных в Израиле во времена пророка Елисея; и никто из них не был очищен, кроме Неемана.

Голод в Самарии (иллюстрация Гюстава Доре из Библии La Sainte 1866 г.)

Общественно-политические действия Елисея включали в себя неоднократное спасение царя Иорама Израильского от засады, запланированные Бенхададом, приказавшим старейшинам закрыть дверь перед вестником неблагодарного царя Израиля, сбить с толку воинов сирийского царя странной слепотой, заставив плавать железо, чтобы избавить сына от смущения. пророк, уверенно предсказывающий внезапное бегство врага и последующее прекращение голода, и разоблачающий предательство Азаила.

. Другие чудеса, которые совершает Елисей, включают в себя возвращение топора, упавшего в воды Иордана. Он совершил чудо в Дофане, на полпути между Самарией и Изреелем. Во время осады Самарии царем Сирии Елисей пророчествовал об ужасных страданиях народа Самарии и их конечном облегчении.

Затем Елисей отправился в Дамаск и предсказал, что Азаил будет царем Сирии. Помня об указании, данном Илии, он приказывает одному из сыновей пророков помазать Ииуя, сына Иосафата, как царя Израиля, и поручает ему истребить дом Ахава. Смерть Иорама, пронзенного стрелой из лука Ииуя, позорный конец Иезавели, убийство семидесяти сыновей Ахава, доказала, насколько верно было исполнено Божественное повеление. После предсказания Иоасу его победы над сирийцами при Афеке, а также трех других последующих побед, всегда смелых перед царями, всегда добрых по отношению к скромным, «Елисей умер, и они похоронили его»

.

Последние дни Елисея

Чудо на могиле Елисея. (Ян Нагель, 1596)

Пока Елисей лежал на смертном одре в своем собственном доме, Иоас Израильский, внук Ииуя, пришел оплакивать его приближающийся уход., и произнес те же слова, что и Елисей, когда Илия был взят в плен, указывая на то, что ему дорого: «Отец мой, отец мой! колесница Израиля и ее всадники». Иоас помогает Елисею пустить стрелу на восток из окна его комнаты, предсказывая, как она приземлится:

стрела избавления Господа и стрела избавления из Сирии; ибо вы должны ударить сирийцев по Афеку, пока не уничтожите их.

Елисей предсказывает три успешных сражения с арамеями, но не абсолютной победы. 2 Царств 13:25 записывает три победы Иоаса, в результате чего города, проигранные арамеями, вероятно, на западном берегу Иордана, были восстановлены.

Прикосновение его трупа позже послужило воскрешению мертвого человека. Через год после смерти и погребения Елисея (или следующей весной) в его могилу положили тело. Как только тело коснулось останков Елисея, мужчина «ожил и встал на ноги».

Почитание

Елисей воскрешает сына сунамитянки, гравюра на дереве Юлиуса фон Каролсфельда (1794–1872)

Он почитается как святой в ряде христианских церквей. Его праздник приходится на 14 июня восточно-православных и восточно-католических литургических календарей (для тех церквей, которые используют традиционные по юлианскому календарю, 14 июня приходится на 27 июня по современному григорианскому календарю ). Иоанн Дамаскин составил канон в честь Елисея, и в Константинополе в его честь была построена церковь.

В западном христианстве он отмечен в календаре святых кармелитов, католического религиозного ордена, согласно указу кармелитов Общая глава 1399 года. Он также отмечен как пророк в Календаре Святых Лютеранской церкви - Синода Миссури. Оба календаря также отмечают его 14 июня. И православные, и католики верят, что он не был женат и хранил целомудрие.

Юлиан Отступник (361–363) приказал сжечь мощи пророки Елисей, Авдия и Иоанн Креститель, которые были похоронены рядом друг с другом в Себастии, но они были спасены христианами, и часть из них были переведены в Александрию. Сегодня мощи Елисея считаются одними из владений коптского православного монастыря Святого Макария Великого в скетах, Египте.

В исламе

имя аль-Ясы в арабской каллиграфии

Елисей (арабский : اليسع, Аль-Ясах) почитается как пророк во всем Ислам, а также мусульман почитается как пророческий преемник Илии (арабский: Ilyās = греческий: Elias). Елисей дважды упоминается в Коране как пророк и оба раза упоминается вместе с другими пророками. Согласно Корану, Елисей возвышен «над остальным творением» (арабский : فَضَّلْنَا عَلَى ٱلْعَالَمِين faḍḍalnā alā l-ālamīna) и является «одним из лучших» (Арабский : مِنَ ٱلْأَخْيَار mina 'l-akhyāri). Хотя Коран не дает никаких подробностей о жизни Елисея, более поздняя мусульманская традиция конкретизировала повествование Елисея, обратившись к еврейской Библии. Источники, которые отождествляют Елисея с ал-Хидром, ссылаются на прочные отношения между аль-Хидром и Илией в исламской традиции.

Некоторые мусульмане считают, что гробница Елисея находится в Аль-Авджаме в восточном регионе Саудовской Аравии. Храм был удален правительством Саудовской Аравии, потому что такое почитание не соответствует ваххабитскому или салафитскому движению за реформы, преобладающему в Саудовской Аравии. Он был важной достопримечательностью на протяжении многих веков во время и до суннитского османского правления на Ближнем Востоке и был очень популярным местом паломничества мусульман всех сект на всем протяжении до -современный период.

Могила Елисея находится в Эгил районе провинции Диярбакыр, Турция. Первоначальный храм находился недалеко от русла реки, которое должно было быть затоплено в 1994 году. Тайный совет из девяти ученых был сформирован городским советом в сотрудничестве с Управлением по делам религий, чтобы избежать гнева общественности. эксгумация. До того, как этот район был затоплен, могила была вырыта ночью, а сохранившееся тело пророка, свидетелями которого стали девять ученых и официальных работников, было эксгумировано для захоронения на холме с видом на затопленную равнину. Однако многие горожане видели пророка во сне той ночью и вышли перед восходом солнца, чтобы понаблюдать за его перезахоронением на новом месте.

См. Также

Ссылки

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Герберманн, Чарльз, изд. (1913). «Елисей ». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона.

Дополнительная литература

Исламское воззрение

  • Амина Адиль, Габен де Лихтс. Die wundersamen Geschichten der Gesandten Gottes (Kandern im Schwarzwald 1999), 563–73
  • al-Farrāʿ, Maʿānī al-Qurān, ed. Ахмад Юсуф Наджати и Мухаммад Али ан-Наджар (Каир, 1955–71), 2: 407–8
  • Йозеф Горовиц, Koranische Untersuchungen (Берлин и Лейпциг, 1926), 99, 101
  • al- Хушаби, Arāʾis al-Qurān wa-nafāʾis al-furqān wa-farādīs al-jinān, ed. Саид Абд аль-Фаттах (Бейрут, 2007 г.), 167–9
  • аль-Кисани, Кинам аль-анбийах, изд. Исаак Айзенберг (Лейден, 1922–3), 199–205, пер. Уилер М. Такстон-младший, Сказки о пророках аль-Кисали (Бостон, 1978), 269
  • аль-Маджлиси, Бидар аль-Анвар (Бейрут, 1983), 13: 396–403
  • аль-Макдиси, аль-Мухаххар б. Шахир, аль-Бадх ва-ль-тахрих, изд. Клеман Юарт (Париж, 1903 г.), 3: 100
  • аль-Рабгузи, Истории пророков, изд. Hendrik E. Boeschoten, M. Vandamme и Semih Tezcan (Leiden 1995), 2: 460
  • Sibṭ b. аль-Джаузи, Мирнат аль-заман фи тахрих аль-анйан, изд. Исан Аббас (Бейрут 1985), 1: 460, 466
  • аль-Табари, Тахрих аль-Русул ва-ль-мулюк, изд. M. J. de Goeje et al. (Лейден 1879–1901), 1: 542–4, пер. Уильям М. Бриннер, История аль-Табари, т. 4, Дети Израиля (Олбани, 1991), 124–5
  • аль-Thalabī, Qia al-anbiyāʾ (Каир, 1954), 259–61, пер. Уильям М. Бриннер, raʾis al-Majālis fī Qia al-Anbiyāʾ или Жизни пророков, как рассказывает Абу Исхак Ахмад ибн Мухаммад ибн Ибрахим аль-Тахлаби (Лейден, 2002), 432–35.

Внешние ссылки. Викискладе есть медиафайлы, связанные с Элисеем.
Викиисточником есть текст статьи 1905 Новой международной энциклопедии «Элис ".
Wikisource содержит текст 1897 года Библейский словарь Истона статья Елисей.

Последняя правка сделана 2021-05-19 06:55:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте