Покровительство святых - это доктрина, которой придерживаются православные, восточные православные и римско-католические Церкви. Обычай молиться через святых можно найти в христианских писаниях, начиная с III века. Апостольский символ веры 4-го века утверждает веру в общение святых, которое некоторые христианские церкви интерпретируют как поддержку заступничества святых. Как и в христианстве, эта практика является спорным в Иудаизм и Ислам.
На основании ходатайства за верующих Христа, Который присутствует одесную Бога (Римлянам 8:34 ; Евреям 7:25 ), в более широком смысле утверждается, что другие люди, которые умерли, но живы во Христе, могли иметь возможность ходатайствовать от имени просителя (Иоанна 11: 21-25 ; Римлянам 8: 38–39 ).
Аквинский цитирует Откровение 8: 4: «И дым фимиама молитв святых вознесся пред Богом из руки ангела».
И те, кто за, и против ходатайство святых цитата Иов 5: 1.
Притча Иисуса о богаче и Лазаре в Луки 16: 19–31 указывает на способность мертвых молиться для жизни. Ходатайство мертвых за живых показано во 2 Маккавейской 15: 14–17; ходатайство от имени Израиля покойного первосвященника Ониаса III плюс ходатайство Иеремии, пророка, умершего почти 400 лет назад. «И сказал Ониас, говоря:« Это человек, который любит братьев и много молится за народ и святой город, Иеремию, пророк Божий »».
Согласно Посланию к Римлянам, живые могут ходатайствовать за живых:
«Теперь я (Павел ) умоляю вас, братья, ради Господа Иисуса Христа и ради любви Духа, чтобы вы со мной подвизались в молитвах за меня к Богу »(Римлянам 15:30 ).
Мария ходатайствует на свадьбе в Кане и вызывает первое чудо Иисуса. «На третий день свадьба состоялась в Кане в Галилее. Там была мать Иисуса, и Иисус и его ученики также были приглашены на свадьбу. Когда вино кончилось, мать Иисуса сказала ему:« У них нет еще вина ». «Женщина, зачем ты меня привлекаешь?» Иисус ответил: «Мой час еще не настал». Его мать сказала слугам: «Делайте, что он скажет вам» »(Иоанна 2: 1-5).
Когда Бог был недоволен четырьмя мужчинами, которые пытались дать совет патриарху Иову, он сказал им: «Мой слуга Иов будет молиться за вас, и я приму его молитву и не поступлю с вами по вашей глупости» (Иов 42: 8).
Моисей говорит Богу: «Прости грех этих людей, как ты простил их с того времени, как они покинули Египет, и до сих пор ». Господь ответил: «Я простил их, как ты просил» »(Числа 14: 19-20).
Старейшины церкви могут ходатайствовать за больных.« Есть ли среди вас кто-нибудь больной? Пусть они призовут старейшин церкви помолиться над ними и помажут их елеем во имя Господа. И молитва, вознесенная с верой, исцелит больного; Господь поднимет их. Если они согрешили, им будет прощено "(Иакова 5: 14-15).
Ходатайство живых за мертвых якобы замечено в 2 Тимофею 1: 16–18. «Да помилует Господь дом Онисифора ; ибо он часто подкреплял меня и не стеснялся моей цепи: но, когда он был в Риме, он очень старательно искал меня и нашел меня. Господь дарует ему, чтобы он мог обрести милость Господа в тот день: и ты хорошо знаешь, сколько вещей он служил мне в Ефесе ".
Второканоническая книга 2-я Маккавейская 12: 43-46 прямо говорит о молитве живых за мертвых: «И, собираясь, он послал двенадцать тысяч драхм серебра в Иерусалим для принесения жертвы за грехи живущих. (Ибо, если бы он не надеялся, что убитые воскреснут, было бы излишним и тщетным молиться за мертвых), и потому что он считал, что уснувшие с благочестием приготовил для них великую благодать. Поэтому святая и полезная мысль - молиться за мертвых, чтобы они были освобождены от грехов ».
Roman Доктрина католической церкви поддерживает заступническую молитву святым. Ходатайственная молитва святым также играет важную роль в Восточной Православной и Восточной Православной церквях. Кроме того, некоторые англо-католики верят в заступничество святых. Эта практика является применением католической доктрины Причастия святых. Одним из первых оснований для этого была вера в то, что мученики сразу переходили в присутствие Бога и могли получить милости и благословения для других. Дальнейшее подкрепление произошел от культа ангелов, который, хотя и был дохристианским по своему происхождению, горячо поддерживался верующими субапостольский период.
Григорий Назианзин сказал о своем умершем отце: «Я уверен, что его заступничество сейчас более эффективно, чем его наставления в прежние дни, поскольку он стал ближе к Богу, теперь, когда он сбросил свои телесные оковы и освободил свой разум от глины, скрывавшей его "; и Иероним писал: «Если Апостолы и мученики, еще находясь в теле, могут молиться за других в то время, когда они все еще должны беспокоиться о себе, тем более после их венцов, побед и победы одержаны! »
Католическая доктрина ходатайства и призывания была изложена на Тридентском соборе, который учит, что«... святые, правящие вместе со Христом, возносят свои собственные молитвы Богу за людей.. Хорошо и полезно призывать их и прибегать к их молитвам, помощи и помощи для получения благ от Бога через Его Сына Иисуса Христа, нашего Господа, Который единственный является нашим Искупителем и Спасителем ".
Ходатайственная молитва святым, еще не канонизированным, также практикуется, и свидетельства чудес, производимых в результате такой молитвы, очень часто получают во время формального процесса беатификации и канонизации.
Согласно Катехизису Католической Церкви:
956 Покровительство святого с. «Будучи более тесно соединенными со Христом, живущие на небесах более твердо утверждают всю Церковь в святости... Они не перестают ходатайствовать перед Отцом за нас, предлагая заслуги, которые они приобрели на земле через единого. посредник между Богом и людьми, Христос Иисус... Так что их братская забота очень помогает нашей слабости ».
Некоторые католические ученые переосмыслили призыв и заступничество святых с критическим взглядом на средневековые тенденции воображения святых на небесах, раздающих милости, кому они пожелают, и вместо этого видение в должной преданности святым средств ответа на действия Бога в нас посредством этих творческих моделей подобия Христу.
В экуменических беседах была достигнута договоренность о том, что «просьба святых заступиться за нас выражает солидарность церкви, в которой все призваны оказывать взаимную поддержку друг другу. Подобно тому, что делается среди живых людей, просьба направлена к святому, чтобы молиться за нас, является точным выражением солидарности в Иисусе Христе на протяжении веков и в различных формах человеческого существования ».
За исключением нескольких ранних Протестантские церкви, большинство современных протестантских церквей решительно отвергают ходатайство мертвых за живых, но согласно Посланию к Римлянам 15:30, они поддерживают ходатайство живых за живых.
Первые англиканские символы веры, Десять статей (1536 г.), защищали практику молитв святым, в то время как Королевская книга, официальное заявление о религии, выпущенное в 1543 году, посвящает целый раздел важности молитвы Ave Maria («Радуйся, Мария»). Тем не менее, Тридцать девять статей (1563 г.) осуждают «призыв к святым» как «излюбленное дело, тщетно изобретенное и основанное на отсутствии гарантий Писания, но скорее противоречащее Слову Божьему» (статья XXII).
Богословы в рамках англиканской общины проводят четкое различие между «римской» доктриной, касающейся призыва святых, и тем, что они считают «святоотеческой» доктриной заступничества святых., разрешая последнее, но запрещая первое. Епископ Уильям Форбс называл англиканскую практику пропагандой святых, что означает «просить святых молиться с ними и от их имени, а не молиться им».
лютеранские конфессии одобряют почитание святых, благодарив Бога за примеры Его милосердия, используя святых в качестве примеров для укрепления веры верующих и подражая их вера и другие добродетели. Однако исповедь категорически отвергает обращение к святым с просьбой о помощи. Аугсбургское исповедание подчеркивает, что Христос - единственный посредник между Богом и человеком, и что он тот, кому христиане должны молиться.
Подобно лютеранам, строгие кальвинисты и другие христиане-реформаторы понимают, что "общение святых", упомянутое в Апостольском Символе веры, состоит из всех верующих, включая тех, кто умер, но призыв к усопшим святым рассматривается как нарушение первой заповеди.
статьи XIV методистских религиозных статей 1784 года, повторяя англиканские Тридцать девять статей, отвергает призыв к святым, объявляя доктрину «любимой вещью, напрасно изобретенной и не основанной ни на каком подтверждении Писания, но скорее противоречащей Слову Божьему».
Есть некоторые свидетельства еврейской веры в ходатайство, оба в форме передаваемых отцовских благословений от Авраама его детям и 2 Маккавея, где Иуда Маккавей видит мертвых Ониас и Иеремия давая благословение еврейской армии. В древнем иудаизме было также популярно молиться о заступничестве со стороны Михаила, несмотря на запрет раввинов апеллировать к ангелам как посредникам между Богом и его народом. Были написаны две молитвы, умоляющие его как князя милосердия заступиться за Израиль: одна была написана Элиэзером ха-Калиром, а другая - Иудой бен Самуилом хе-Хасидом. Те, кто выступает против этой практики, считают, что только Богу можно возносить молитвы.
В наше время один из самых больших разделов в еврейском богословии (hashkafa ) связан с вопросом о том, можно ли молить помощь цадика - человека в высшей степени праведного. Главный конфликт связан с практикой умолять уже умершего цадика заступиться перед Всевышним. Эта практика распространена в основном среди хасидских евреев, но также встречается в разной степени среди других обычно хареидских общин. Наиболее сильное противодействие наблюдается в основном среди секторов современного ортодоксального иудаизма, Дор Дайм и Талмида ха Рамбам, а также среди аспектов литвиша Сообщество хареидов. Те, кто выступает против этой практики, обычно делают это из-за проблемы идолопоклонства, поскольку еврейский закон строго запрещает использование посредника (мелиц) или агента (сарсур) между собой и Всевышним.
Перспективы тех еврейских групп, которые выступают против использования заступников, обычно мягче в том, что касается мольбы только к Всевышнему только в «заслугах» (цехут) цадика.
Те евреи, которые поддерживают использование ходатаев, заявляют, что их мольбы к цадику не являются молитвой или поклонением. Конфликт между группами по существу связан с тем, что составляет молитву, поклонение, посредника (мелиц) и агента (сарсур).
Тавассул - это практика использования кого-либо в качестве средства или посредника в мольбе, направленной к Богу. Примером этого может быть такой: «О мой Господь, помоги мне [такой-то и такой-то] из-за моей любви к Твоему Пророку».
Некоторые шииты практикуют заступничество у святых, в частности у зятя Мухаммада, Али и сына Али, Хусейн. Известный персидский шиитский гимн гласит: «З бандеги-йе Али на-аджаб башар бе-хода расад» («Неудивительно, что человек через служение Али достигнет Бога»).
В религии народа Серер из Сенегала, Гамбии и Мавритании, некоторые из их древних мертвецов канонизированы как Святые Святые, называемые Пангул на языке Серер. Эти древние предки выступают посредниками между живым миром и их верховным божеством Руг.