Ричард Докинз

редактировать
Это последняя принятая редакция, обзор на 19 октября 2021 года.

Ричард Докинз ФРС ФРСЛ
Ричард Докинз Купер Union Shankbone.jpg Докинз в 2010 году
Родился Клинтон Ричард Докинз ( 1941-03-26)26 марта 1941 г. (80 лет) Найроби, колония и протекторат Кении
Гражданство Объединенное Королевство
Образование Oundle School, дневная
Альма-матер Оксфордский университет (MA, DPhil)
Известен
Супруг (а) Мэриан Штамп ​ ​( М. 1 967 ; Див.,  1984) Ева Бархам ( м. 1984; див. 19 ??) Лалла Уорд ( м. 1992; сентябрь 2016)
Дети 1
Награды
Научная карьера
Учреждения Калифорнийский университет, Новый колледж Беркли, Новый гуманитарный колледж Оксфордского университета Оксфордского университета
Тезис Избирательный клев у домашней цыпочки   (1967)
Докторант Николаас Тинберген
Докторанты
Влияния Чарльз Дарвин, WD Гамильтон, Николаас Тинберген
Под влиянием Эндрю Ф. Рид, Хелена Кронин, Джон Кребс, Барон Кребс, Дэвид Хейг, Дэниел Деннет, Дэвид Дойч, Стивен Пинкер, Мартин Дейли, Марго Уилсон, Рэндольф М. Нессе, Ким Стерелни, Майкл Шермер, Ричард Харрис, барон Харрис из Пентрегарта, AC Grayling, Марек Кон, Дэвид П. Бараш, Мэтт Ридли, Филип Пуллман
Веб-сайт richarddawkins.net
Подпись
Ричард Докинз signature.svg

Ричард Докинз FRS FRSL (родился 26 марта 1941 г.) - британский биолог-эволюционист и автор. Он является почетным парень из Нью - Колледж, Оксфорд и был профессором в области общественного понимания науки в Оксфордском университете с 1995 по 2008 An атеист, он хорошо известен своей критикой креационизма и разумного замысла.

Докинз впервые получил известность благодаря своей книге 1976 года «Эгоистичный ген», в которой популяризовался геноцентричный взгляд на эволюцию и введен термин мем. В своей книге «Расширенный фенотип» (1982) он ввел в эволюционную биологию влиятельную концепцию, согласно которой фенотипические эффекты гена не обязательно ограничиваются телом организма, но могут распространяться далеко в окружающую среду. В 2006 году он основал Фонд разума и науки Ричарда Докинза.

В книге «Слепой часовщик» (1986) Докинз выступает против аналогии с часовщиком, аргумента в пользу существования сверхъестественного творца, основанного на сложности живых организмов. Вместо этого он описывает эволюционные процессы как аналогичные слепому часовщику, в котором воспроизведение, мутации и отбор не контролируются ни одним дизайнером. В «Боге иллюзий» (2006) Докинз утверждает, что сверхъестественного творца почти наверняка не существует и что религиозная вера - это заблуждение. Атеистические позиции Докинза иногда вызывали споры.

Докинз был удостоен академических и писательских наград, и он появляется на телевидении, радио и в Интернете, в основном обсуждая свои книги, атеизм, а также свои идеи и мнения как публичный интеллектуал.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Справочная информация
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Образование
    • 1.3 Обучение
  • 2 Работа
    • 2.1 Эволюционная биология
    • 2.2 Создание мема
    • 2.3 Фундамент
    • 2.4 Критика религии
    • 2.5 Критика креационизма
    • 2.6 Политические взгляды
    • 2.7 Взгляды на постмодернизм
    • 2.8 Другие поля
  • 3 Награды и признание
  • 4 Личная жизнь
  • 5 СМИ
    • 5.1 Избранные публикации
    • 5.2 Документальные фильмы
    • 5.3 Другие выступления
  • 6 Примечания
  • 7 ссылки
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Фон

Ранние годы

Клинтон Ричард Докинз родился в Найроби, тогдашней столице колонии и протектората Кении, 26 марта 1941 года. Позже Докинз исключил Клинтона из своего имени в ходе опроса. Он сын Джин Мэри Вивьян ( урожденная Ладнер; 1916–2019) и Клинтон Джон Докинз (1915–2010), сельскохозяйственный государственный служащий британской колониальной службы в Ньясаленде (современная Малави ) из дворянской семьи из Оксфордшира.. Его отец был призван в Королевскую африканскую винтовку во время Второй мировой войны и вернулся в Англию в 1949 году, когда Докинзу было восемь лет. Его отец унаследовал загородное поместье Over Norton Park в Оксфордшире, которое он обрабатывал на коммерческой основе. Докинз живет в Оксфорде, Англия. У него есть младшая сестра Сара.

Его родители интересовались естественными науками, и они отвечали на вопросы Докинза с научной точки зрения. Докинз описывает свое детство как «нормальное англиканское воспитание». Он принимал христианство до середины своего подросткового возраста, после чего пришел к выводу, что теория эволюции сама по себе является лучшим объяснением сложности жизни, и перестал верить в бога. Докинз утверждает: «Основная остаточная причина, по которой я был религиозен, заключалась в том, что я был настолько впечатлен сложностью жизни и чувствовал, что для нее нужен дизайнер, и я думаю, что это произошло тогда, когда я понял, что дарвинизм был гораздо более совершенным объяснением, которое потянуло за собой ковер из-под аргумента дизайна. И это не оставило меня ни с чем ".

Образование

Большой зал, школа Аундл

По возвращении в Англию из Ньясаленда в 1949 году, в возрасте восьми лет Докинз поступил в школу Чафин Гроув в Уилтшире, а после этого с 1954 по 1959 год посещал школу Оундл в Нортгемптоншире, английскую государственную школу с духом англиканской церкви, где он был в прачечной. Находясь в Оундле, Докинз впервые прочитал книгу Бертрана Рассела « Почему я не христианин». Он изучал зоологию в Баллиол-колледже в Оксфорде, который окончил в 1962 году; там его обучал этолог, лауреат Нобелевской премии Николаас Тинберген. Закончил с отличием второй степени.

Он продолжал учиться под руководством Тинбергена, получив к 1966 году степень доктора философии, и еще год оставался научным сотрудником. Тинберген был пионером в изучении поведения животных, особенно в области инстинктов, обучения и выбора; Исследования Докинза в этот период касались моделей принятия решений на животных. В 1989 году он получил докторскую степень в Оксфорде.

Обучение

С 1967 по 1969 год Докинз был доцентом зоологии Калифорнийского университета в Беркли. В этот период студенты и преподаватели Калифорнийского университета в Беркли были в значительной степени против продолжающейся войны во Вьетнаме, и Докинз стал участвовать в антивоенных демонстрациях и мероприятиях. Он вернулся в Оксфордский университет в 1970 году в качестве лектора. В 1990 году он стал читателем по зоологии. В 1995 году он был назначен Симони профессором общественного понимания науки в Оксфорде. Эта должность была предоставлена Чарльзом Симони с явным намерением, что его обладатель «внесет важный вклад в общественное понимание некоторой научной области». и что его первым обладателем должен стать Ричард Докинз. Он занимал эту должность профессора с 1995 по 2008 год.

С 1970 года он был парень из Нью - Колледж, Оксфорд, и он теперь почетный сотрудник. Он прочитал множество лекций, в том числе лекцию в память Генри Сиджвика (1989 г.), первую лекцию в память Эразма Дарвина (1990 г.), лекцию Майкла Фарадея (1991 г.), лекцию в память Т. Хаксли (1992 г.), лекцию в память о Ирвине (1997 г.), лекция Тинбергена (2004 г.) и лекции Таннера (2003 г.). В 1991 году он читал в Королевском институте рождественские лекции для детей о взрослении во Вселенной. Он также был редактором нескольких журналов и был советником редактора Энциклопедии Энциклопедии и Энциклопедии эволюции. Он указан в качестве главного редактора и обозревателем Совета по светскому гуманизму «s Free Дознание журнала, и был членом редколлегии Скептик журнала с момента его основания.

Докинз сидел на судейство панели для наград, как разнообразны, как Royal Society «s Фарадея премии и Британской академии телевизионных наград, и является президентом секции биологических наук Британской ассоциации содействия развитию науки. В 2004 году Баллиол-колледж в Оксфорде учредил Премию Докинза, присуждаемую за «выдающиеся исследования экологии и поведения животных, благополучие и выживание которых может быть поставлено под угрозу в результате деятельности человека». В сентябре 2008 года он ушел с должности профессора, объявив о планах «написать книгу, предназначенную для молодежи, в которой он будет предупреждать их от веры в« антинаучные »сказки».

В 2011 году Докинз стал профессором Нового гуманитарного колледжа, частного университета в Лондоне, основанного AC Grayling и открывшегося в сентябре 2012 года.

Работа

Эволюционная биология

Дополнительная информация: Геноцентричный взгляд на эволюцию В Техасском университете в Остине, март 2008 г.

Докинз наиболее известен своей популяризацией гена как основной единицы отбора в эволюции ; эта точка зрения наиболее четко изложена в его книгах:

  • «Эгоистичный ген» (1976), в котором он отмечает, что «вся жизнь развивается за счет дифференцированного выживания воспроизводящихся сущностей».
  • Расширенный фенотип (1982), в котором он описывает естественный отбор как «процесс, посредством которого репликаторы размножаются друг у друга». Он представляет широкой аудитории влиятельную концепцию, которую он представил в 1977 году, о том, что фенотипические эффекты гена не обязательно ограничиваются телом организма, но могут распространяться далеко в окружающую среду, включая тела других организмов. Докинз считал расширенный фенотип своим самым важным вкладом в эволюционную биологию и считал конструирование ниш частным случаем расширенного фенотипа. Концепция расширенного фенотипа помогает объяснить эволюцию, но не помогает предсказать конкретные результаты.

Докинз постоянно скептически относился к неадаптивным процессам в эволюции (например, спандрелы, описанные Гулдом и Левонтином ) и к отбору на уровнях «выше», чем у гена. Он особенно скептически относится к практической возможности или важности группового отбора как основы для понимания альтруизма. Такое поведение на первый взгляд кажется эволюционным парадоксом, поскольку помощь другим требует драгоценных ресурсов и снижает собственную физическую форму. Раньше многие интерпретировали это как аспект группового отбора: особи делают то, что лучше всего для выживания популяции или вида в целом. Британский биолог-эволюционист У. Д. Гамильтон использовал частотный анализ генов в своей теории инклюзивной приспособленности, чтобы показать, как наследственные альтруистические черты могут развиваться при наличии достаточного генетического сходства между участниками и реципиентами такого альтруизма (включая близких родственников). Инклюзивная приспособленность Гамильтона с тех пор успешно применяется к широкому кругу организмов, включая человека. Точно так же Роберт Триверс, рассуждая в терминах геноцентрированной модели, разработал теорию реципрокного альтруизма, согласно которой один организм приносит пользу другому в ожидании взаимной реакции в будущем. Докинз популяризировал эти идеи в «Эгоистичном гене» и развил их в своей собственной работе. В июне 2012 года Докинз резко критиковал книгу своего коллеги-биолога Э. О. Уилсона « Социальное завоевание Земли» в 2012 году как неверное понимание теории родственного отбора Гамильтона. Докинз также резко критиковал гипотезу Гайи независимого ученого Джеймса Лавлока.

Критики биологического подхода Докинза предполагают, что использование гена в качестве единицы отбора (единичное событие, в котором особь либо преуспевает, либо не может воспроизводиться) вводит в заблуждение. По их словам, ген можно было бы лучше описать как единицу эволюции (долгосрочные изменения частот аллелей в популяции). В «Эгоистичном гене» Докинз объясняет, что он использует определение гена Джорджа К. Уильямса как «то, что разделяет и рекомбинирует с заметной частотой». Другое распространенное возражение состоит в том, что ген не может выжить в одиночку, но должен сотрудничать с другими генами для построения индивидуума, и поэтому ген не может быть независимой «единицей». В «Расширенном фенотипе» Докинз предполагает, что с точки зрения отдельного гена все остальные гены являются частью среды, к которой он адаптирован.

Сторонники более высоких уровней отбора (такие как Ричард Левонтин, Дэвид Слоан Уилсон и Эллиот Собер ) предполагают, что существует множество явлений (включая альтруизм), которые генный отбор не может удовлетворительно объяснить. Философ Мэри Миджли, с которой Докинз столкнулся в печати по поводу «Эгоистичного гена», критиковала отбор генов, меметику и социобиологию как чрезмерно редукционистские ; она предположила, что популярность работ Докинза обусловлена ​​факторами духа времени, такими как возросший индивидуализм десятилетий Тэтчер / Рейган. Кроме того, существуют и другие, более свежие взгляды и анализ его научно-популярных работ.

В серии разногласий по поводу механизмов и интерпретации эволюции (так называемых «войн Дарвина») одну фракцию часто называют в честь Докинза, в то время как другую фракцию называют в честь американского палеонтолога Стивена Джея Гулда, что отражает предвзятое мнение. известность каждого как популяризатора соответствующих идей. В частности, Докинз и Гулд были видными комментаторами в полемике по поводу социобиологии и эволюционной психологии, причем Докинз в целом одобрял, а Гулд в целом критиковал. Типичным примером позиции Докинза является его резкий обзор книги Стивена Роуза, Леона Дж. Камина и Ричарда С. Левонтина « Не в наших генах ». Двумя другими мыслителями, которых часто считают союзниками Докинза в этом вопросе, являются Стивен Пинкер и Дэниел Деннетт ; Деннетт продвигал геноцентричный взгляд на эволюцию и защищал редукционизм в биологии. Несмотря на их академические разногласия, у Докинза и Гулда не было враждебных личных отношений, и Докинз посмертно посвятил большую часть своей книги 2003 года «Капеллан дьявола» Гулду, который умер в предыдущем году.

На вопрос, влияет ли дарвинизм на его повседневные представления о жизни, Докинз отвечает: «В каком-то смысле. Мои глаза постоянно широко открыты, чтобы увидеть необычный факт существования. Не только человеческое существование, но и существование жизни и то, как этот потрясающе мощный процесс, который является естественным отбором, сумел взять очень простые факты физики и химии и преобразовать их в секвойи и людей. Это чувство изумления никогда не уходит от моих мыслей. С другой стороны, я определенно не допускаю дарвинизма чтобы повлиять на мои чувства по поводу человеческой социальной жизни ", подразумевая, что он чувствует, что отдельные люди могут отказаться от машины выживания дарвинизма, поскольку они освобождены сознанием себя.

Отцовство мема

Основная статья: Мем

В своей книге «Эгоистичный ген» Докинз ввел слово « мем» (поведенческий эквивалент гена) как способ побудить читателей задуматься о том, как дарвиновские принципы могут быть распространены за пределы области генов. Это было задумано как продолжение его аргумента о «репликаторах», но оно обрело собственную жизнь в руках других авторов, таких как Дэниел Деннет и Сьюзен Блэкмор. Эта популяризация затем привела к появлению меметики - области, от которой Докинз дистанцировался.

Мем Докинза относится к любому культурному объекту, который наблюдатель мог бы считать репликатором определенной идеи или набора идей. Он выдвинул гипотезу, что люди могут рассматривать многие культурные объекты как способные к такому воспроизведению, как правило, через общение и контакт с людьми, которые эволюционировали как эффективные (хотя и не совершенные) копировщики информации и поведения. Поскольку мемы не всегда копируются идеально, они могут быть усовершенствованы, объединены или иным образом изменены с другими идеями; это приводит к появлению новых мемов, которые сами могут оказаться более или менее эффективными репликаторами, чем их предшественники, тем самым обеспечивая основу для гипотезы культурной эволюции, основанной на мемах, концепции, аналогичной теории биологической эволюции, основанной на генах.

Хотя Докинз изобрел термин мем, он не утверждал, что идея была полностью новой, и в прошлом были другие выражения для подобных идей. Например, Джон Лоран предположил, что этот термин, возможно, произошел из работы малоизвестного немецкого биолога Ричарда Семона. Семон рассматривал «мнему» как коллективный набор следов нейронной памяти (сознательной или подсознательной), которые передавались по наследству, хотя современные биологи сочли бы такую ​​точку зрения ламаркистской. Лоран также нашел применение термина Mneme в Мориса Метерлинка «s Жизнь Белого Муравья (1926), и сам Метерлинк заявил, что он получил эту фразу от работы Семон в. В своей собственной работе Метерлинк пытался объяснить память термитов и муравьев, утверждая, что следы нейронной памяти были добавлены «на индивидуальную мнему». Тем не менее, Джеймс Глейк описывает концепцию мема Докинза как «его самое известное памятное изобретение, гораздо более влиятельное, чем его эгоистичные гены или его более поздние прозелитические действия против религиозности».

Фонд

Основная статья: Фонд Ричарда Докинза разума и науки

В 2006 году Докинз основал некоммерческую организацию Ричард Докинз «Фонд разума и науки» ( RDFRS). RDFRS финансировал исследования в области психологии веры и религии, финансировал программы и материалы научного образования, а также пропагандировал и поддерживал благотворительные организации, которые носят светский характер. В январе 2016 года было объявлено, что фонд объединяется с Исследовательским центром, и Докинз становится членом совета директоров новой организации.

Критика религии

Чтение лекций по его книге «Бог как иллюзия», 24 июня 2006 г.

Докинз был принят в англиканскую церковь в возрасте 13 лет, но начал скептически относиться к этим убеждениям. Он сказал, что его понимание науки и эволюционных процессов заставило его задаться вопросом, как взрослые, занимающие руководящие должности в цивилизованном мире, могут все еще быть настолько необразованными в области биологии, и озадачен тем, как вера в Бога может сохраняться среди людей, обладающих развитыми научными знаниями. Докинз отмечает, что некоторые физики используют слово «Бог» в качестве метафоры для общих внушающих трепет тайн Вселенной, что вызывает путаницу и непонимание среди людей, которые ошибочно думают, что говорят о мистическом существе, которое прощает грехи, претворяет в жизнь вино или заставляет людей жить после смерти. Он не согласен с принципом Стивена Джея Гулда о непересекающихся магистриях (NOMA) и предлагает рассматривать существование Бога как научную гипотезу, как и любую другую. Докинз стал видным критиком религии и заявил, что его оппозиция религии двоякая: религия является одновременно источником конфликта и оправданием веры без доказательств. Он считает веру - веру, не основанную на доказательствах, - «одним из величайших зол мира».

В своем спектре теистической вероятности, который имеет семь уровней от 1 (100% уверенность в том, что Бог или боги существуют) до 7 (100% уверенность в том, что бог или боги не существуют), Докинз сказал, что он имеет 6,9, что представляет «де-факто атеист», который думает: «Я не могу знать наверняка, но я думаю, что Бог очень маловероятен, и я живу в предположении, что его нет». Когда его спрашивают о его небольшой неуверенности, Докинз шутит: «Я агностик в той степени, в которой я агностик в отношении фей на дне сада». В мае 2014 года на фестивале сена в Уэльсе Докинз объяснил, что, хотя он не верит в сверхъестественные элементы христианской веры, он все еще испытывает ностальгию по церемониальной стороне религии. Помимо веры в божества, Докинз критиковал религиозные убеждения как иррациональные, например, что Иисус превратил воду в вино, что эмбрион начинается как капля, что волшебное белье защитит вас, что Иисус воскрес, что сперма исходит из позвоночника, что Иисус ходил по воде, что солнце садится в болоте, что Эдемский сад существовал в Адам-онда-Ахмане, штат Миссури, что мать Иисуса была девственницей, что Мухаммед разделил луну, и что Лазарь воскрес из мертвые.

Докинз стал известен в публичных дебатах о науке и религии после публикации в 2006 году своей самой популярной книги «Бог-иллюзия», ставшей международным бестселлером. По состоянию на 2015 год было продано более трех миллионов экземпляров, и книга переведена более чем на 30 языков. Его успех был расценен многими как показатель изменения современного культурного духа времени, а также был отождествлен с подъемом нового атеизма. В книге Докинз утверждает, что сверхъестественного творца почти наверняка не существует и что религиозная вера - это заблуждение - «устоявшееся ложное убеждение». В своем выступлении на TED в феврале 2002 года под названием «Воинствующий атеизм» Докинз призвал всех атеистов открыто заявить о своей позиции и бороться с вторжением церкви в политику и науку. 30 сентября 2007 года Докинз, Кристофер Хитченс, Сэм Харрис и Дэниел Деннет встретились в резиденции Хитченса для частной, немодерируемой беседы, которая длилась два часа. Мероприятие было снято на видео и озаглавлено «Четыре всадника».

Докинз рассматривает образование и повышение осведомленности как основные инструменты противодействия тому, что он считает религиозной догмой и идеологической обработкой. Эти инструменты включают борьбу с определенными стереотипами, и он принял термин « яркий» как способ связать позитивные общественные коннотации с теми, кто обладает натуралистическим мировоззрением. Он поддержал идею школы свободного мышления, которая не будет «воспитывать детей», а вместо этого учит детей запрашивать доказательства и быть скептичными, критичными и непредубежденными. Такая школа, говорит Докинз, должна «преподавать сравнительную религию и преподавать ее должным образом без какого-либо предубеждения по отношению к конкретным религиям, включая исторически важные, но мертвые религии, такие как религии Древней Греции и скандинавских богов, хотя бы потому, что они, как Священные Писания Авраама важны для понимания английской литературы и европейской истории. Вдохновленный успехами феминисток в повышении сознательности, вызвавшими широко распространенное смущение при рутинном использовании «он» вместо «она», Докинз также предлагает такие фразы, как «католический ребенок "и" мусульманский ребенок "следует рассматривать как социально абсурдный, например," марксистский ребенок ", поскольку он считает, что дети не должны классифицироваться на основе идеологических или религиозных убеждений их родителей.

В то время как некоторые критики, такие как писатель Кристофер Хитченс, психолог Стивен Пинкер и лауреаты Нобелевской премии сэр Гарольд Крото, Джеймс Д. Уотсон и Стивен Вайнберг защищал позицию Доукинса религии и похвалил его работы, другие, в том числе Нобелевской премии выигрывающая теоретический физик Питер Хиггс, астрофизик Мартин Рис, философ науки Майкл Руз, литературный критик Иглтон, философ Роджер Скратон, академический и социальная критик Camille Paglia, атеист философа Даниила пришел и богослов Алистер МакГрат, критиковал Докинза по различным признакам, в том числе утверждения, что его работа просто служит атеистическим аналогом религиозного фундаментализма, а не продуктивной критикой его, и что он в корне неверно истолковал основы теологических позиций, которые, как он утверждает, опровергает. В частности, Рис и Хиггс отвергли конфронтационную позицию Докинза по отношению к религии как узкую и «смущающую», при этом Хиггс зашел так далеко, что приравнял Докинза к религиозным фундаменталистам, которых он критикует. Философ-атеист Джон Грей назвал Докинза «антирелигиозным миссионером», чьи утверждения «ни в каком смысле не новы или оригинальны», предполагая, что «потрясенный работой своего собственного ума, Докинз упускает многое из того, что имеет важное значение в жизни. люди." Грей также подверг критике предполагаемую преданность Докинза Дарвину, заявив, что если «наука для Дарвина была методом исследования, который позволял ему осторожно и смиренно продвигаться к истине, для Докинза наука - это неоспоримый взгляд на мир». В ответ на своих критиков Докинз утверждает, что теологи не лучше ученых в решении глубоких космологических вопросов и что он не фундаменталист, поскольку он готов изменить свое мнение перед лицом новых доказательств.

Докинз столкнулся с негативной реакцией на некоторые из своих публичных комментариев об исламе. В 2013 году Докинз написал в Твиттере: «Все мусульмане мира имеют меньше Нобелевских премий, чем Тринити-колледж в Кембридже. Однако они сделали великие дела в средние века». В 2016 году приглашение Докинза выступить на Северо-восточной конференции по науке и скептицизму было отозвано из-за того, что он поделился «крайне оскорбительным» видео, высмеивающим феминисток и исламистов ».

Критика креационизма

Докинз является выдающимся критиком креационизма, религиозного убеждения, что человечество, жизнь и вселенная были созданы божеством без обращения к эволюции. Он описал точку зрения креационистов « Молодой Земли» о том, что Земле всего несколько тысяч лет, как «нелепую, умопомрачительную ложь». Его книга 1986 года «Слепой часовщик» содержит стойкую критику аргументации замысла - важного аргумента креационистов. В книге Докинз возражает против аналогии с часовщиком, ставшей известной английским теологом восемнадцатого века Уильямом Пейли в своей книге Natural Theology, в которой Пейли утверждает, что часы слишком сложны и слишком функциональны, чтобы возникать случайно. так же и все живые существа - с их гораздо большей сложностью - должны быть спроектированы целенаправленно. Докинз разделяет мнение ученых, согласно которому естественный отбор достаточен для объяснения очевидной функциональности и неслучайной сложности биологического мира, и можно сказать, что он играет роль часовщика в природе, хотя и автоматически, без руководства любого дизайнера., неразумный, слепой часовщик.

В красной булавке на лацкане на 34-й ежегодной конференции американских атеистов (2008 г.)

В 1986 году Докинз и биолог Джон Мейнард Смит участвовали в дебатах Оксфордского союза против А. Э. Уайлдера-Смита (креациониста молодой Земли) и Эдгара Эндрюса (президента Общества библейского творения ). В целом, однако, Докинз последовал совету своего покойного коллеги Стивена Джея Гулда и отказался участвовать в официальных дебатах с креационистами, потому что «то, что они ищут, - это кислород респектабельности», и это «даст им этот кислород простым акт взаимодействия с ними вообще ". Он предполагает, что креационисты «не возражают против того, чтобы их проиграли в споре. Важно то, что мы даем им признание, пытаясь спорить с ними публично». В декабре 2004 года в интервью американскому журналисту Биллу Мойерсу Докинз сказал, что «среди вещей, которые знает наука, эволюция так же бесспорна, как и все, что мы знаем». Когда Мойерс спросил его об использовании слова « теория», Докинз заявил, что «эволюция наблюдалась. Просто ее не наблюдали, пока она происходит». Он добавил, что «это скорее похоже на то, как детектив прибегает к убийству после места происшествия... детектив, конечно, на самом деле не видел, чтобы убийство имело место. Но то, что вы видите, является серьезной уликой... Огромное количество косвенные улики. С таким же успехом это можно было бы изложить словами по-английски ".

Докинз выступил против включения разумного замысла в естественнонаучное образование, назвав его «аргументом не научным, а религиозным». В средствах массовой информации он упоминается как « Ротвейлер Дарвина », отсылка к английскому биологу Т.Х. Хаксли, который был известен как « Бульдог Дарвина » за его защиту эволюционных идей Чарльза Дарвина. Он был резким критиком британской организации « Истина в науке», которая продвигает преподавание креационизма в государственных школах, и чью работу Докинз охарактеризовал как «образовательный скандал». Он планирует субсидировать школы через Фонд разума и науки Ричарда Докинза за счет доставки книг, DVD-дисков и брошюр, которые противоречат их работе.

Политические взгляды

Смотрите также: Политические взгляды Ричарда Докинза С Ариан Шерин на презентации автобусной кампании Atheist Bus в Лондоне.

Докинз - откровенный атеист и сторонник различных атеистических, светских и гуманистических организаций, включая Humanists UK и движение Brights. Докинз предлагает атеистам гордиться, а не извиняться, подчеркивая, что атеизм является свидетельством здорового и независимого ума. Он надеется, что чем больше атеистов идентифицируют себя, тем больше общественность узнает, сколько людей являются неверующими, тем самым уменьшив негативное мнение об атеизме среди религиозного большинства. Вдохновленный движением за права геев, он поддержал кампанию Out, чтобы побудить атеистов всего мира публично заявить о своей позиции. В 2008 году он поддержал британскую атеистическую рекламную кампанию Atheist Bus Campaign, целью которой был сбор средств для размещения атеистической рекламы на автобусах в районе Лондона.

Выступление в Kepler's Books, Менло-Парк, Калифорния, 29 октября 2006 г. Файл: Ричард Докинз о свободе слова и исламе (изм).webm Воспроизвести медиа Докинз обсуждает свободу слова и ислам (изм) на Конференции 2017 года по свободе слова и совести

Докинз выразил озабоченность ростом населения и перенаселенностью. В «Эгоистичном гене» он кратко упоминает рост населения, приводя пример Латинской Америки, население которой на момент написания книги удваивалось каждые 40 лет. Он критически относится к римско-католическому отношению к планированию семьи и контролю над населением, заявляя, что лидеры, которые запрещают контрацепцию и «отдают предпочтение« естественным »методам ограничения численности населения», получат именно такой метод в виде голодания.

Как сторонник проекта « Великая обезьяна» - движения за распространение определенных моральных и юридических прав на всех человекообразных обезьян - Доукинс опубликовал статью «Бреши в разуме» в книге « Проект великих обезьян» под редакцией Паолы Кавальери и Питера Сингера. В этом эссе он критикует моральные установки современного общества как основанные на «прерывистом, спесишистском императиве».

Докинз также регулярно комментирует в газетах и блогах современные политические вопросы и часто публикует научный и культурный онлайн-дайджест 3 Quarks Daily. Его мнения включают противодействие вторжению в Ирак в 2003 году, британскому ядерному сдерживанию, действиям тогдашнего президента США Джорджа Буша и этике дизайнерских младенцев. Несколько таких статей были включены в сборник произведений о науке, религии и политике « Дьявольский капеллан». Он также является сторонником кампании Республики по замене британской монархии демократически избранным президентом. Докинз называл себя лейбористским избирателем 1970-х годов и избирателем либеральных демократов с момента создания партии. В 2009 году он выступал на партийной конференции против законов о богохульстве, альтернативной медицины и религиозных школ. На всеобщих выборах в Великобритании в 2010 году Докинз официально поддержал либерал-демократов в поддержку их кампании за избирательную реформу и за их «отказ потворствовать« вере » ». В преддверии всеобщих выборов 2017 года Докинз еще раз поддержал либерал-демократов и призвал избирателей присоединиться к партии.

В апреле 2021 года Докинз сказал в Твиттере: «Некоторые мужчины предпочитают идентифицировать себя как женщин, а некоторые женщины предпочитают идентифицировать себя как мужчины. Вы будете подвергнуты критике, если вы будете отрицать, что они буквально являются тем, кем они себя идентифицируют. Обсудите». Получив критику за этот твит, Докинз ответил, что «я не намерен унижать транс людей. Я вижу, что мой академический вопрос« Обсудить »был неправильно истолкован как таковой, и я сожалею об этом. Это также не было моим намерением быть союзником в в любом случае, когда республиканские фанатики в США теперь используют эту проблему ».

Докинз выразил поддержку кампании за создание Парламентской ассамблеи Организации Объединенных Наций, организации, выступающей за демократические реформы в Организации Объединенных Наций и создание более подотчетной международной политической системы.

Докинз считает себя феминисткой. Он сказал, что феминизм «чрезвычайно важен» и «политическое движение, которое заслуживает поддержки».

Взгляды на постмодернизм

В 1998 году в обзоре книги, опубликованной в Nature, Докинз выразил признательность за двух книг, связанных с делом Сокаль, Высшее Суеверие: Академический левый и ее Ссоры с наукой по Пол Р. Гросс и Норман Левитт и интеллектуальной Impostures по Сокале и Жан Брикмонт. Эти книги известны своей критикой постмодернизма в университетах США (а именно на факультетах литературоведения, антропологии и других культурных исследований).

Вторя многим критикам, Докинз считает, что постмодернизм использует обскурантистский язык, чтобы скрыть отсутствие значимого содержания. В качестве примера он цитирует психоаналитика Феликса Гваттари :

«Мы можем ясно видеть, что не существует двузначного соответствия между линейными означающими связями или архи-письмом, в зависимости от автора, и этим многореферентным, многомерным машинным катализом».

Это объясняется, утверждает Докинз, академическими амбициями некоторых интеллектуалов. Такие фигуры, как Гваттари или Лакан, по словам Докинза, не могут ничего сказать, но хотят пожинать плоды репутации и славы, вытекающие из успешной академической карьеры:

«Предположим, вы - интеллектуальный самозванец, которому нечего сказать, но с сильными амбициями добиться успеха в академической жизни, собрать кружок благоговейных учеников и попросить студентов со всего мира помазать ваши страницы почтительным желтым маркером. Какой литературный стиль вы бы развили ? Не ясный, конечно, для ясности обнажил бы ваш недостаток содержания ".

Прочие поля

В своей роли профессора общественного понимания науки Докинз критиковал лженауку и альтернативную медицину. Его книга 1998 года « Расплетая радугу» рассматривает обвинение Джона Китса в том, что, объясняя радугу, Исаак Ньютон приуменьшил ее красоту; Докинз приводит противоположный вывод. Он предполагает, что глубокий космос, миллиарды лет эволюции жизни и микроскопические механизмы биологии и наследственности содержат больше красоты и чудес, чем «мифы» и «лженаука». К посмертно опубликованной книге Джона Даймонда « Змеиное масло», посвященной развенчанию альтернативной медицины, Докинз написал предисловие, в котором утверждает, что альтернативная медицина вредна хотя бы потому, что она отвлекает пациентов от более эффективных традиционных методов лечения и вселяет в людей ложные надежды. Докинз заявляет, что «нет альтернативной медицины. Есть только лекарства, которые работают, и лекарства, которые не работают». В своем телевизионном фильме «Враги разума» на канале 4 2007 года Докинз пришел к выводу, что Великобритания охвачена «эпидемией суеверного мышления».

Продолжая давнее сотрудничество с Channel 4, Докинз участвовал в пятисерийном телесериале Genius of Britain вместе с коллегами-учеными Стивеном Хокингом, Джеймсом Дайсоном, Полом Нерсом и Джимом Аль-Халили. Сериал был впервые показан в июне 2010 года и посвящен важнейшим научным достижениям Великобритании на протяжении всей истории.

В 2014 году он присоединился к всемирному информационному движению « День астероидов» как «100-кратный участник».

Награды и признание

Получение премии Дешнера во Франкфурте, 12 октября 2007 г., от Карлхайнца Дешнера

Он имеет почетные докторские степени в области естественных наук Университета Хаддерсфилда, Вестминстерского университета, Даремского университета, Университета Халла, Университета Антверпена, Университета Осло, Университета Абердина, Открытого университета, Брюссельского университета Вриже и Университета Валенсии. Он также имеет почетные докторские степени писем Университета Сент-Эндрюс и Австралийского национального университета (HonLittD, 1996) и был избран членом Королевского общества литературы в 1997 году и членом Королевского общества (FRS) в 2001 году. Он является одним из покровителей Научного общества Оксфордского университета.

В 1987 году Докинз получил премию Королевского литературного общества и литературную премию Los Angeles Times за свою книгу «Слепой часовщик». В том же году он получил ученую степень. Технология Приз за лучший телевизионный документальный фильм научной программы Года для его работы на Би - би- Horizon эпизоде Слепой часовщик.

В 1996 году Американская ассоциация гуманистов вручила ему награду «Гуманист года». В 2021 году они проголосовали за его снятие, заявив, что он «унизил [] маргинализированные группы», включая трансгендеров, используя «вид научного дискурса».

Среди других наград - Серебряная медаль Лондонского зоологического общества (1989 г.), Премия Финлея за инновации (1990 г.), Премия Майкла Фарадея (1990 г.), Премия Накаямы (1994 г.), пятая Международная премия Космоса (1997 г.), Премия Кистлера. Премия (2001 г.), Медаль Президента Итальянской Республики (2001 г.), Премия «Император без одежды» в 2001 и 2012 гг. От Фонда свободы от религии, двухсотлетняя медаль Кельвина Королевского философского общества Глазго (2002 г.), Премия «Золотая пластина» Американской академии достижений (2006 г.) и премия Ниренберга за науку в интересах общества (2009 г.). Он был удостоен премии Дешнера, названной в честь немецкого антиклерикального писателя Карлхайнца Дешнера. Комитет по Скептический расследованию (CSICOP) наградил Докинз их высшую награду Хвала Разума (1992).

Докинз принимает награду за заслуги перед гуманизмом на ежегодной конференции Британской гуманистической ассоциации в 2012 году.

Докинз возглавил список 100 лучших публичных британских интеллектуалов 2004 года, составленный журналом Prospect, по мнению читателей, получив вдвое больше голосов, чем занявший второе место. Он был включен в окончательный список кандидатов в последующем опросе 2008 года. В опросе, проведенном Prospect в 2013 году, Докинз был признан лучшим мыслителем мира на основе 65 имен, выбранных группой экспертов из США и Великобритании.

В 2005 году Гамбург -На Альфред Топфер Фонд присвоил ему свою Shakespeare премию в знак признания его «краткой и доступной презентации научных знаний». Он получил премию Льюиса Томаса за статьи о науке в 2006 году, а также премию «Автор года» на премию Galaxy British Book Awards в 2007 году. В том же году журнал Time включил его в список 100 самых влиятельных людей. в мире в 2007 году и занял 20-е место в списке 100 величайших ныне живущих гениев, составленном The Daily Telegraph за 2007 год.

С 2003 года Международный альянс атеистов на своей ежегодной конференции присуждает награду выдающемуся атеисту, чья работа в течение этого года больше всего способствовала повышению осведомленности общественности об атеизме; она известна как Премия Ричарда Докинза в честь собственных усилий Докинза. В феврале 2010 года Докинз был включен в почетный совет выдающихся деятелей Фонда свободы от религии.

В 2012 году ихтиологи в Шри - Ланке честь Докинз путем создания Dawkinsia в качестве нового рода имени (члены этого рода ранее были членами рода Puntius ).

Личная жизнь

Докинз был трижды женат, имеет дочь. 19 августа 1967 года Докинз женился на этологе Мэриан Стэмп в протестантской церкви в Аннестауне, графство Уотерфорд, Ирландия; они развелись в 1984 году. 1 июня 1984 года он женился на Еве Бархам (1951–1999) в Оксфорде. У них родилась дочь Джульетта Эмма Докинз (род. 1984, Оксфорд). Докинз и Бархэм развелись. В 1992 году он женился на актрисе Лалле Уорд в Кенсингтоне и Челси, Лондон. Докинз познакомился с ней через их общего друга Дугласа Адамса, который работал с ней над « Доктором Кто» BBC. Докинз и Уорд расстались в 2016 году, и позже они описали расставание как «полностью дружеское».

6 февраля 2016 года Докинз перенес небольшой геморрагический инсульт, находясь дома. Позже в том же году Докинз сообщил, что почти полностью выздоровел.

СМИ

Избранные публикации

Основная статья: библиография Ричарда Докинза

Документальные фильмы

Другие выступления

Докинз много раз появлялся на телевидении в новостных программах, выражая свои политические взгляды и особенно взгляды атеиста. У него брали интервью по радио, часто в рамках его книжных туров. Он спорил со многими религиозными деятелями. Он много выступал в университетах, опять же часто в связи с его книжными турами. По состоянию на 2016 год у него более 60 кредитов в базе данных Internet Movie Database, где он появился в роли самого себя.

Примечания

а. ^ У. Д. Гамильтон оказал влияние на Докинза, и это влияние можно увидеть в книге Докинза « Эгоистичный ген». Они подружились в Оксфорде, и после смерти Гамильтона в 2000 году Докинз написал некролог и организовал светскую поминальную службу.

б. Дебаты закончились тем, что предложение «Доктрина творения более действенно, чем теория эволюции» было отклонено 198 голосами против 115.

использованная литература

Библиография

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-05 11:35:18
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте