В авраамических религиях, Святой Дух является аспектом или агентом Бога, посредством которого Бог общается с людьми или действует на них.
Слово дух (от латинского spiritus, означающего «дыхание») встречается либо отдельно, либо с другими словами в Еврейской Библии (Ветхий Завет ) и Новом Завете. Комбинации включают такие выражения, как «Святой Дух», «Дух Бога », а в христианстве «Дух Христа ".
. Слово дух переводится как רוּחַ (ruach) на иврите - языковые части Ветхого Завета. В арамейских частях используется термин rûacḥ. Греческий перевод Ветхого Завета, Септуагинта, переводится как πνεῦμα (pneuma - «дыхание»). Это то же самое слово, которое используется в Новом Завете, первоначально написанное на греческом языке.
Английский термин «дух» происходит от его латинского происхождения, spiritus, так Вульгата переводит как ветхозаветные, так и новозаветные концепции. Альтернативный термин, «Святой Дух», происходит от древнеанглийских переводов Spiritus.
Еврейская Библия содержит термин «дух Бога » (ruach hakodesh) в смысле могущества единого Бога. Это значение отличается от христианского понятие «Святой Дух » как единое целое личность Бога в Троице.
Христианская концепция имеет тенденцию подчеркивать моральный аспект Святого Духа больше, чем иудаизм, очевидный в Эпитет Святой Дух, который появился в еврейских религиозных писаниях относительно поздно, но был обычным выражением в христианском Новом Завете. Основанная на Ветхом Завете, книга Деяний подчеркивает силу духовного аспекта Святого Духа.
Согласно теологу Рудольфу Бультманну, есть два способа подумайте о Святом Духе: «анимистический» и «динамический». В анимистическом мышлении это «независимый агент, личная сила, которая, подобно демону, может обрушиться на человека и овладеть им, позволяя ему или заставляя его проявлять силу», в то время как в динамистическом мышлении она «проявляется как безличное. сила, наполняющая человека, как жидкость ». Оба типа мысли появляются в еврейских и христианских писаниях, но анимистические более типичны для Ветхого Завета, тогда как динамистические более распространены в Новом Завете. Это различие совпадает со Святым Духом как временным или постоянным даром. В Ветхом Завете и иудейской мысли это в первую очередь временное явление, связанное с определенной ситуацией или задачей, тогда как в христианской концепции дар постоянно пребывает в людях.
На первый взгляд кажется, что Святой Дух имеет эквивалент в неавраамических эллинистических мистических религиях. Эти религии включали различие между духом и душой, что также видно в посланиях Павла. По мнению сторонников школы истории религий, христианская концепция Святого Духа не может быть объяснена только на основе еврейских идей без ссылки на эллинистические религии. И, по словам теолога Эрика Консмо, взгляды «настолько различны, что единственная законная связь, которую можно установить, - это греческий термин πνεῦμα [пневма, Дух] самим собой».
Другая связь с самим собой. Древнегреческая мысль - это стоическая идея духа как anima mundi, или мировая душа, объединяющая всех людей. Некоторые считают, что это можно увидеть в формулировке Павлом концепции Святого Духа, который объединяет христиан в Иисусе Христе и любовь друг к другу, но опять же Консмо считает, что эту позицию трудно поддерживать. В своем введении к книге 1964 года англиканский священник Максвелл Стэнифорт писал:
Еще одна стоическая концепция, которая вдохновляла Церковь, была концепция «божественного духа». Клеанф, желая придать более явное значение «творческому огню» Зенона, был первым, кто использовал термин пневма, или «дух», чтобы описать его. Подобно огню, этот разумный «дух» представлялся тонкой субстанцией, похожей на поток воздуха или дыхания, но по существу обладающей качеством тепла; он был имманентен вселенной как Бог и человеку как душа и животворный принцип. Ясно, что от этого не так уж и далеко до «Святого Духа» христианского богословия, «Господа и Подателя жизни», явно проявляющегося как языки огня в Пятидесятницу и с тех пор ассоциированных - как в христианском, так и в стоическом сознании - с идеями жизненного огня и благотворного тепла.
фраза на иврите руах ха-кодеш (иврит : רוח הקודש, «святой» дух "также транслитерируемый как руач ха-кодеш) - это термин, используемый в еврейской Библии и еврейских писаниях для обозначения духа ЯХВЕ (רוח יהוה). Также встречаются еврейские термины ruacḥ qodshəka, «твой святой дух» (רוּחַ קָדְשְׁךָ), и ruac qodshō, «его святой дух» (רוּחַ קָדְשׁוֹ) (когда добавляется притяжательный суффикс, определенный артикль ха упал).
Святой Дух в иудаизме обычно относится к божественному аспекту пророчества и мудрости. Это также относится к божественной силе, качеству и влиянию Всевышнего Бога над вселенной или над его созданиями в данном контексте.
Для подавляющего большинства Христиане, Святой Дух (или Святой Дух, от древнеанглийского gast, «дух») является третьим лицом Троицы : «Триединый Бог» проявляется как Отец, Сын и Святой Дух; каждая Личность - Бог. Два символа из канона Нового Завета связаны со Святым Духом в христианской иконографии : крылатый голубь и языки огня. Каждое изображение Святого Духа возникло из разных исторических повествований в Евангелии ; первое существо во время крещения Иисуса в реке Иордан, где, как было сказано, Святой Дух сошёл в виде голубя, когда голос Бога-Отца говорил, как описано в Матфей, Марк и Лука ; второе существо со дня Пятидесятницы, через пятьдесят дней после Пасхи, когда сошествие Святого Духа сошло на Апостолов и других последователей Иисуса Христос, как языки огня, как описано в Деяниях Апостолов 2: 1–31, как обещал Иисус в его прощальной речи, Иоанна 14- 16. Называемый «явным богоявлением Бога », Святой Дух - это Тот, кто наделяет последователей Иисуса духовными дарами и силой, которая делает возможным провозглашение Иисуса Христа, и силой, приносящей обличение веры.
Изображение христианского Святого Духа в виде голубя, Джан Лоренцо Бернини, в апсиде Базилики Святого Петра
Изображение Святой Троицы, состоящей из Бога Духа Святого вместе с Богом Отцом и Богом Сыном
Икона Пятидесятницы, изображающая сошествие Святого Духа на Апостолов и Марию в виде языков пламени над их главы
Святой Дух (арабский : روح القدس Ruh al-Qudus, «святой дух») упоминается четыре раза в Коран, где он действует как агент божественного действия или общения. Мусульманское толкование Святого Духа в целом согласуется с другими толкованиями, основанными на Ветхом и Новом Завете. На основании повествований в некоторых хадисах некоторые мусульмане отождествляют его с ангелом Гавриилом (арабский Джибраил). Дух (الروح al-Ruh, без прилагательных «святой» или «возвышенный») описывается, среди прочего, как творческий дух от Бога, которым Бог оживил Адама и вдохновил различными способами Божьи посланники и пророки, включая Иисуса и Авраама. Вера в «Святую Троицу», согласно Корану, запрещена и считается богохульством. Тот же запрет применяется к любой идее двойственности Бога (Аллах ).
Вера бахаи имеет понятие Величайшего Духа, рассматриваемого как щедрость Бога. Обычно оно используется для описания сошествия Духа Божьего на посланников / пророков Бога, среди которых есть, среди прочего, Иисус, Мухаммад и Бахаулла.
В вере бахаи Святой Дух является проводником, через который мудрость Бога становится напрямую связанной с его посланником, и это имеет были по-разному описаны в разных религиях, таких как горящий куст Моисею, священный огонь Зороастру, голубь Иисусу, ангелу Гавриилу Мухаммеду и Дева Неба Бахаулле (основателю Веры Бахаи). Точка зрения бахаи отвергает идею о том, что Святой Дух является партнером Бога в Божестве, а скорее является чистой сущностью Атрибуты Бога.
Хин ду концепция Адвайты связана с Троицей и была кратко объяснена Раймоном Паниккаром. Он заявляет, что Святой Дух, как одно из Трех Лиц Троицы «отца, Логоса и Святого Духа», является мостом между христианством и индуизмом. Он объясняет, что: «Встреча спиритуалистов может происходить в Духе. Никакая новая« система »не должна в первую очередь возникнуть из этой встречи, но должен появиться новый и все же старый дух». Атман Ведическая терминология, разработанная в индуистских писаниях, таких как Упанишады и Веданта, обозначает Высшую Реальность и Абсолют.
В зороастризме Святой Дух, также известный как Спента Майнью, является ипостасью из Ахура Мазды, верховный Бог-Творец зороастризма; Святой Дух рассматривается как источник всего добра во вселенной, искра всей жизни в человечестве и окончательный проводник человечества к праведности и общению с Богом. Святой Дух находится в прямой оппозиции к своему вечному двойному двойнику, Ангра Майнью, который является источником всего зла и сбивает человечество с пути.