Евангелие от Луки (Греческий : Εὐαγγέλιον κατὰ Λουκᾶν, романизированный : Euangélion katà Loukân), также называемый Евангелием от Луки, или просто Лукой, рассказывает о происхождение, рождение, служение, смерть, воскресение и вознесение Иисуса Христа. Вместе с Деяниями Апостолов он составляет двухтомный труд, который ученые называют Луки – Деяния ; вместе они составляют 27,5% от Нового Завета. Эта комбинированная работа делит историю христианства первого века на три этапа, первые два из которых составляют Евангелие - появление среди людей Иисуса Мессии с момента его рождения. к началу его земной миссии во встрече с Иоанном Крестителем, за которым последовало его земное служение, Страсти, смерть и воскресение (завершение евангельской истории по se).
Большинство современных ученых согласны с тем, что основными источниками, использованными для Луки, были Евангелие от Марка, сборник гипотетических высказываний, названный источником Q, и материалы, которых нет ни в каких других Евангелия, часто упоминаемые как L (от Луки) источник. Автор анонимен; Традиционная точка зрения, что это был Евангелист Лука, сподвижник Павла, все еще время от времени выдвигается, но консенсус ученых подчеркивает многочисленные противоречия между Деяниями и подлинными посланиями Павла. Наиболее вероятная дата его создания - около 80–110 гг. Нашей эры, и есть свидетельства того, что он все еще пересматривался во II веке.
Автографы (оригинальные копии) Луки и других Евангелий не имеют сохранились; сохранившиеся тексты являются копиями в третьем поколении, и нет двух полностью идентичных. Самые ранние свидетели (технический термин для письменных рукописей) Евангелия от Луки делятся на две «семьи» со значительными различиями между ними, западные и александрийские, и преобладает мнение, что западный текст представляет собой процесс преднамеренного пересмотра, поскольку вариации, кажется, образуют определенные закономерности. Фрагмент часто упоминается как самый старый свидетель. Он был датирован концом 2 века, хотя это датирование оспаривается. Папирус 75 (= Папирус Бодмера XIV-XV) - еще один очень ранний манускрипт (конец II - начало III века), в котором Евангелие приписывается Луке. Самые старые полные тексты - это 4 век Синайский кодекс и Ватикан, оба из александрийской семьи; Кодекс Безаэ, рукопись западного текстового типа 5-го или 6-го века, содержащая Луку в греческой и латинской версиях на лицевых страницах, по всей видимости, произошел от ответвления основной рукописной традиции, во многих отношениях отходя от более привычных прочтений. Кодекс Безаэ всесторонне показывает различия между версиями, которые не имеют основного богословского значения.
Евангелие от Луки и Деяния Апостолов составляют двухтомный труд, который ученые называют Луки – Деяния. Вместе они составляют 27,5% Нового Завета, что является крупнейшим вкладом одного автора, обеспечивая основу как для церковного литургического календаря, так и для исторического плана, в который последующие поколения вписали свое представление об истории Иисус.
Автор не назван ни в одном из томов. Согласно церковной традиции, впервые засвидетельствованной Иринеем (ок. 130 - ок. 202 г. н.э.), он был Лукой, названным сподвижником Павла в три послания Павла, но «критический консенсус подчеркивает бесчисленные противоречия между описанием в Деяниях и подлинными посланиями Павла». Пример можно увидеть, сравнив рассказы Деяний об обращении Павла (Деяния 9: 1–31, 22: 6–21 и 26: 9–23) с собственным заявлением Павла о том, что он оставался неизвестным христианам в Иудее после этого события ( Галатам 1: 17–24). Лука восхищался Павлом, но его богословие значительно отличалось от его богословия по ключевым моментам, и он (в Деяниях) неточно отражает взгляды Павла. Он был образованным, состоятельным человеком, вероятно, городским, и человеком, уважавшим физический труд, хотя сам он не был рабочим; это важно, потому что более авторитетные писатели того времени свысока смотрели на ремесленников и представителей малого бизнеса, которые составляли раннюю церковь Павла и, предположительно, были его аудиторией.
Затмение традиционного приписывания к Лука, товарищ Павла, имел в виду, что ранняя дата Евангелия сейчас редко назначается. Большинство ученых датируют состав объединенного труда примерно 80–90 гг. Нашей эры, хотя некоторые другие предполагают 90–110 гг., И есть текстовые свидетельства (конфликты между западными и александрийскими семействами рукописей), что Лука-Деяния все еще существенно пересматривались в 2 век.
Лука – Деяния - это религиозно-политическая история Основателя церкви и его преемников в и дела, и слова. Автор описывает свою книгу как «повествование» (диегезис), а не как евангелие, и безоговорочно критикует своих предшественников за то, что они не давали своим читателям речи Иисуса и Апостолов, поскольку такие речи были знаком «полного» отчета., средство, с помощью которого древние историки передавали смысл своих повествований. Похоже, он взял за образец труды двух уважаемых классических авторов, Дионисия Галикарнасского, написавшего историю Рима, и еврейского историка Иосифа, автора История евреев. Все три автора закрепляют истории своих народов, датируя рождение основателей (Ромула, Моисея и Иисуса), и рассказывают истории о рождении основателей от Бога, так что они являются сыновьями Бога. Каждый основатель авторитетно учил, являлся свидетелям после смерти и вознесся на небеса. Важнейшие аспекты учения всех троих касались отношений между богатыми и бедными и вопроса о том, должны ли «иностранцы» приниматься в народе.
Марк, написанный около 70 г. н.э., предоставил схему повествования Луки, но Марк содержит сравнительно немного учений Иисуса, и для них Лука, вероятно, обратился к набору высказываний под названием Q, которые в основном, хотя и не исключительно, состояли из «высказываний». Марк и Q составляют около 64% Люка; оставшийся материал, известный как L источник, имеет неизвестное происхождение и дату. Большая часть материалов Q- и L-источников сгруппирована в две группы, от Луки 6: 17–8: 3 и 9: 51–18: 14, а материал L-источника составляет первые два раздела Евангелия (предисловие и младенчество и детство).
Лука был написан для чтения вслух группе последователей Иисуса, собравшихся в доме, чтобы разделить вечерю Господню. Автор предполагает образованную грекоязычную аудиторию, но обращает свое внимание на специфически христианские проблемы, а не на греко-римский мир в целом. Он начинает свое евангелие с предисловия к «Феофилу» (Луки 1: 3 ; ср. Деяния 1: 1 ): это имя означает «Любящий Бога» и может означать любой христианин, хотя большинство толкователей считают, что это ссылка на новообращенного христианина и литературного покровителя Луки. Здесь он сообщает Феофилу о своем намерении, которое состоит в том, чтобы привести своего читателя к определенности посредством упорядоченного описания «событий, которые произошли среди нас». Однако он не намеревался предоставить Феофилу историческое оправдание христианской веры - «это случилось?» - но для ободрения веры - «что случилось и что все это значит?»
После предисловия автора, адресованного его покровителю, и двух повествований о рождении (Иоанна Крестителя и Иисуса), Евангелие открывается в Галилея и постепенно приближается к своей кульминации в Иерусалиме:
Структура Деяния параллельна структуре Евангелия, демонстрируя универсальность божественного плана и переход власти от Иерусалима к Риму:
Евангелие - деяния Иисуса:
Деяния апостолов
Богословие Луки выражается главным образом через его всеобъемлющий сюжет, то, как сцены, темы и персонажи сочетаются построить свое особое мировоззрение. Его «история спасения» простирается от Сотворения мира до настоящего времени его читателей, в трех периодах: во-первых, время «Закона и Пророков», период, начинающийся с Книги Бытия и заканчивающийся появлением Иоанна Крестителя (Луки 1: 5–3: 1); во-вторых, эпоха Иисуса, в которой проповедовалось Царство Божье (Луки 3: 2–24: 51); и, наконец, период Церкви, который начался, когда воскресший Христос был взят на Небеса, и закончился его вторым пришествием.
пониманием Иисуса Лукой - его христологией - центральное место в его теологии. Один из подходов к этому - через титулы, которые Лука дает Иисусу: к ним относятся, помимо прочего, Христос (Мессия ), Господь, Сын Божий и Сын. Человека. Другой - это чтение Луки в контексте подобных греко-римских божественных фигур спасителей (например, римские императоры), ссылки, которые ясно дали бы понять читателям Луки, что Иисус был величайшим из всех спасителей. Третий - обратиться к Луке через использование Ветхого Завета, тех отрывков из еврейских писаний, которые он цитирует, чтобы установить, что Иисус - обещанный Мессия. Хотя многое из этого известно, многое также отсутствует: например, Лука не делает четких ссылок на предсуществование Христа или на союз христианина со Христом и относительно мало упоминает о концепции искупления: возможно, он не чувствовал необходимости в упоминал эти идеи, или не соглашался с ними, или, возможно, он просто не знал о них.
Даже то, что Лука говорит о Христе, двусмысленно или даже противоречиво. Например, согласно Луки 2:11 Иисус был Христом при его рождении, но в Деяниях 10: 37–38 он становится Христом при воскресении, тогда как в Деяниях 3:20 кажется, что его мессианство действует только в parousia, «втором пришествии »; аналогично, в Луки 2:11 он Спаситель от рождения, но в Деяниях 5: 31 он стал Спасителем при воскресении; и он родился Сыном Божьим в Луки 1: 32–35, но становится Сыном Божьим при воскресении согласно по Деяния 13:33. Многие о Если эти различия могут быть следствием ошибки переписчика, то другие были преднамеренными изменениями в доктринально неприемлемых отрывках или введением писцами «доказательств» своих любимых богословских догматов. Важный пример таких преднамеренных изменений находится в рассказе Луки о крещении Иисуса, где практически все самые ранние свидетели говорят, что Бог говорит: «В этот день Я родил тебя». (Лука взял слова Бога из Псалма 2, древней формулы царского усыновления, в которой царь Израиля был признан избранным Богом). Это чтение является теологически трудным, поскольку оно подразумевает, что Бог теперь наделяет Иисуса статусом, которого он раньше не придерживался. Поэтому маловероятно, что более распространенное прочтение Луки 3:22 (Бог говорит Иисусу: «Ты сын мой возлюбленный, я доволен тобой») является оригинальным.
Святой Дух играет более важную роль в Евангелиях от Луки – Деяния, чем в других Евангелиях. Некоторые ученые утверждали, что участие Духа в карьере Иисуса является парадигмой универсального христианского опыта, другие - что Лука намеревался подчеркнуть уникальность Иисуса как Пророка последней эпохи. Однако ясно, что Лука понимает вселяющую силу Духа, выраженную через недискриминационное общение («Все, кто верил, были вместе и имели все общее»), как основу христианского сообщества. Это сообщество также можно понимать как Царство Божье, хотя окончательное завершение царства не будет видно, пока Сын Человеческий не придет «на облаке» в последнее время.
Луке нужно было определить позицию христиан по отношению к двум политическим и социальным образованиям, Римской империи и иудаизму. Относительно Империи Лука ясно дает понять, что, хотя христиане не представляют угрозы для установленного порядка, правители этого мира держат свою власть от сатаны, и основная преданность последователей Христа - Богу, и этот мир будет Царством Божьим, правил Христос Царь. Что касается евреев, Лука подчеркивает тот факт, что Иисус и все его ранние последователи были евреями, хотя к его времени большинство последователей Христа были язычниками ; тем не менее, евреи отвергли и убили Мессию, и христианская миссия теперь лежала на язычниках.
Евангелия от Матфея, Марка и Луки имеют столько общего, что их называют Synoptics, поскольку они часто освещают одни и те же события схожим, а иногда и идентичным языком. Большинство ученых считает, что Марк был самым ранним из трех (около 70 г. н.э.) и что Матфей и Лука оба использовали эту работу и «евангелие изречений», известное как Q, в качестве своих основных источников. Лука расширил Марка и усовершенствовал его грамматику и синтаксис, поскольку греческое письмо Марка менее элегантно. Некоторые отрывки из Марка он полностью исключил, особенно большую часть глав 6 и 7, которые, по его мнению, плохо отражаются на учениках и слишком сильно изображают Иисуса как фокусника. Несмотря на это, он следует повествованию Марка более точно, чем Матфей.
Несмотря на то, что Евангелие от Луки сгруппировано с Матфеем и Марком, оно имеет ряд параллелей с Евангелием. Иоанна, которые не разделяются другими синоптиками :
Есть также несколько другие параллели, выявленные учеными. предположил, что автор Евангелия от Иоанна, возможно, специально отредактировал Евангелие от Луки и ответил на него, чтобы объяснить эти параллели.
Некоторое время во 2 веке Христианский мыслитель Маркион Синопский начал использовать евангелие, которое было очень похоже на каноническое Луки, но короче его. Маркион был хорошо известен своей проповедью о том, что бог, пославший Иисуса в мир, был другим, более высоким божеством, чем бог-создатель иудаизма.
Хотя рукописных копий Евангелия Маркиона не сохранилось, реконструкции его текста опубликовали Адольф фон Гарнак и Дитер Т. Рот, основанные на цитатах из анти- маркионитских трактатов ортодоксальных христианских апологетов, таких как как Ириней, Тертуллиан и Епифаний. Эти ранние апологеты обвиняли Маркиона в том, что он «искалечил» канонического Луки, удалив материал, противоречащий его неортодоксальным теологическим взглядам. Согласно Тертуллиану, Маркион также обвинил своих ортодоксальных оппонентов в «фальсификации» канонического Луки.
Как и Евангелие от Марка, в Евангелии Маркиона не было никакой истории о рождении, а в рассказе Луки о крещении Иисуса не было. В Евангелии от Маркиона также опущены притчи Луки о добром самарянине и блудном сыне.
![]() | Викиисточник содержит исходный текст, относящийся к этой статье: Люк |
![]() | Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Евангелие от Луки |
![]() | На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Евангелием от Луки. |
Евангелие от Луки Синопсис Евангелие | ||
Предшествующий. Евангелие of. Марка | Новый Завет. Книги Библии | На смену. Евангелие of. Иоанн |