Амеша Спента

редактировать
Класс божественных сущностей в зороастризме

В зороастризме Амеша Спента (авестийский : Амуша Спота, буквально «Бессмертный (который является) святым / щедрым / продвигающим») - это класс семи божественных сущностей, исходящих из Ахура Мазды, высшее божество религии. Более поздние среднеперсидские вариации этого термина включают сокращение «Амешаспанд», а также специфически зороастрийские «Махраспанд» и «Амахраспанд».

Содержание
  • 1 Как божественные сущности
  • 2 В неспецифическом использовании
  • 3 Доктрина
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
Как божественные сущности

Значительно более распространенным, чем неспецифическое значение Амеша Спента (см. ниже), является ограничительное использование этого термина для обозначения семи великих божественных сущностей, исходящих от Ахура Мазды. В зороастрийской традиции это первые семь эманаций несотворенного творца, через которых было совершено все последующее творение. Эта фундаментальная доктрина упоминается только в Авесте, но систематически описывается в более поздних текстах на среднеперсидском языке, в частности в Бундахишн, труде XI или XII века, в котором рассказывается Зороастрийская космология.

Выражение Амеша Спента не встречается в Гатах, но «оно, вероятно, было придумано самим Зороастром. Спента - характерное слово его откровения, означающее продвижение, укрепляющий, щедрый, святой ". Самым старым засвидетельствованным использованием этого термина является часть Ясна Хаптангхайти, в которой два элемента имени встречаются в обратном порядке, то есть как Спента Амеша. Как и все другие стихи Ясна Хаптангаити, Ясна 39.3 также находится в Гатическом авестийском и примерно столько же лет, сколько гимны, приписываемые самому Зороастру.

Амеша Спента в Гатах
Гатическое имяПримерное значение
Сприта МайньюСвятой / Творческий Дух / Ментальность
[Воху] Манах [Хорошо ] Цель
Аша [Вахишта] [Лучшая] Истина / Праведность
Xšaθra [Вайрья] [Желаемое] Доминион
[Spənta] Armaiti [Святое] Преданность
Haurvatāt Целостность
Amərətāt Бессмертие

Атрибуты vohu «хороший», vahišta «лучший», vairya «желаемый» и spreada «святой» не всегда присутствуют в древнейших текстах. Если они вообще появляются, они не обязательно появляются непосредственно рядом с существительным. Но в более поздней традиции эти прилагательные являются неотъемлемой частью самих имен.

В то время как Воху Манах, Аша Вахишта и Xšaθra Vairya постоянно относятся к среднему роду в авестийской грамматике; по традиции они считаются мужскими. Армаити, Хаурватат и Амурритат неизменно женственны.

В Гатах каждая Амеша Спента представляет собой хорошее моральное качество, к которому смертные должны стремиться. Таким образом, доктрина большой семерки состоит в том, что с помощью хороших мыслей, слов и поступков каждый человек должен стремиться ассимилировать качества Амеша Спенты в себя.

У каждого из семи есть противоположный аналог, и пяти из семи уже назначен один в Гатах: аша / арта- (истина) противоположна друдж- (обман, ложь), спрта-майнью для angra-mainyu, vohu-manah противопоставляется aka-manah-, xšaθra- dušae-xšaθra-, а armaiti- - taraemaiti-. Неочевидные в Гатах и ​​впервые появляющиеся в Младшей Авесте, противопоставления haurvatāt- (целостности) taršna- (жажды) и amərətāt- (жизни) šud- (голода). Эти последние назначения отражают отождествление Хаурватат с водой и отождествление Амеретат с растениями.

В Гатах аша / арта является наиболее очевидным из семи, а также наиболее часто ассоциируется с мудростью (мазда-). В 238 стихах этих гимнов аша / арта встречается 157 раз. Из других понятий только vohumanah- встречается почти так же часто (136 случаев). Для сравнения, остальные четыре большого секстета появляются всего 121 раз: xšaθra-: 56 раз; армаити-: 40; amərətāt-: 14; haurvatāt-: 11 раз.

В контексте зороастрийской космологии группа Амеша Спента расширена за счет включения Ахура Мазды, представленного (или вместе с) Спента Майнью, который является инструмент или «активный принцип» акта творения. Именно через эту «Щедрую Силу», «Творческую Эманацию» или «Святой Дух» Ахура Мазда имманентен человечеству и как Творец взаимодействует с миром.

Доктрина также имеет физическое измерение. в том, что каждая из гептад связана с одним из семи творений, которые в древней философии были основой вселенной. Систематическая ассоциация присутствует только в более поздних среднеперсидских текстах, где каждый из семи перечислен со своей «особой областью»:

Систематические ассоциации в более поздних персидских текстах
гатическое имяСреднеперсидскоеНовоперсидскийСистематическое объединение
Спота Майньюлюдей и хранитель всего
Воху МанахВахман Бахманкрупного рогатого скота ( и все животные)
Аша ВахиштаАрдвахишт Урдибихиштогня (и все другие светила)
Хшагара ВайрияШахревариз металлов (и минералы)
Спринта АрмаитиСпандармадземли
ХаурвататХордад Ксурдадводы
АмрритатАмурдад Мурдадрастений

В Гатах Xšaθra [Vairya] не имеет связи с конкретным творением, и только в более поздних текстах этот Amesha Spenta считается хранителем металлов. Современная наука объясняет эту аномалию тем, что в космогонии каменного века небо считалось первым из творений (и считалось каменным), но металлу не место среди них. творения (бронзовый и железный век были еще впереди). Это также отражено в откровении Зороастра, где небо «из самого твердого камня». Позже, с появлением бронзовых, а затем и железных инструментов, это небо превратилось в кристалл, который считался одновременно каменным и металлическим. Со временем ассоциация Xšaθra с каменным небом затмилась ассоциацией с металлическим небом, а затем и с металлами в целом.

В неспецифическом употреблении

В неспецифическом использовании термин Амеша спента обозначает всех божеств, которые способствовали или укрепляли творение, а также все щедрые и святые. Он не только включает ахурас (термин, который в гатах также используется во множественном числе, но включает только Ахура Мазда по имени), но и все другие божества, которые упоминаются в этих текстах. В этом неспецифическом смысле термина Амеша Спента тогда эквивалентен термину язата.

Неспецифическое использование значительно реже, чем использование этого термина для конкретного обозначения великих божественных сущностей (см. выше). Неспецифическое использование особенно очевидно в текстах зороастрийской традиции IX-XIV веков, но есть также примеры в самой Авесте, где оно используется таким образом. В Ясне 1.2, например, язата Атар объявлен «самым активным из спентов Амеша». Даже в современном зороастризме этот термин часто используется для обозначения тридцати трех божеств, у которых есть посвящение имени дня в зороастрийском календаре или у которых есть Яшт, посвященный им (или обоим).

Это общее, неконкретное значение термина Амеша Спента также имеет эквивалент в ведическом санскрите Вишве Амритас, который является собирательным термином для всех сверхъестественных существа (букв: «все бессмертные»).

Доктрина

Доктрина Амеша Спента, через их связь с творением, объединяет эфирные и духовные концепции с материальными и проявленными объектами "уникальным зороастрийским" способом: не только как абстрактные аспекты. «Ахура Мазды, но также достойны почитания и олицетворяются или представлены во всех материальных вещах.

Отношения между Ахура Маздой и Амеша Спента довольно тонкие. В Ясне 31.11 Гат говорится, что Ахура Мазда создал вселенную своей «мыслью». В других отрывках, таких как Ясна 45.4, он описывается как метафорический «отец» индивидуума Амеша Спента, что, хотя и фигурально, предполагает семейную близость. В частности, отношения между Ахура Маздой и Спентой Майнью многогранны и сложны, и «их так же сложно определить, как отношения Яхве и Святого Духа в иудаизме и христианстве»

.

Почитание Амеша Спента в живом мире все еще присутствует в современной зороастрийской традиции и проявляется в каждой религиозной церемонии, когда каждый из Амеша Спента явно представлен объектами, хранителями которых они являются. Кроме того, первые семь дней месяца зороастрийского календаря посвящены великой гептаде и творению, признавая превосходство Амеша спенты и тем самым обеспечивая внедрение их доктрины.

Этический и онтологический дуализм в одной и той же сущности «объясняет трудности, которые некоторые аспекты доктрины представляют для западных ученых». Почитание Амеша Спента и Язата часто подвергалось нападкам со стороны незаороастрийских источников из-за его политеистического характера не только в наше время, но и в эпоху Сасанидов. В то время как «поклонение стихиям» неоднократно обвиняли в IV и V веках, христианские миссионеры (такие как Джон Уилсон ) в Индии XIX века специально нацеливали имманентность Amesha Spenta как указание на ( с их точки зрения) зороастрийская политеистическая традиция, достойная нападения.

Частой мишенью для критики было зороастрийское кредо, приверженец которого заявляет: «Я исповедую себя поклонником Мазды, последователем учения Зороастра,... тот, кто восхваляет и почитает Амеша Спенту »(Фраваранех, Ясна 12.1). Некоторые современные зороастрийские богословы, особенно те, кто отождествляет себя с реформистской школой мысли, считают, что эфирный дух и физическое проявление неотделимы ни в каком смысле и что почитание любого из творений Ахура Мазды в конечном итоге является поклонением Создателю.

Во второй половине XIX века Мартин Хауг предположил, что сам Зороастр рассматривал Amesha Spenta как просто философские абстракции и что олицетворение гептады на самом деле было более поздним искажением. Парсы Бомбея с благодарностью приняли предпосылку Хауга в качестве защиты от христианских миссионеров и впоследствии распространили эту идею как интерпретацию парсов, которая подтвердила теорию Хауга. Принцип «продолжающегося монотеизма» в конечном итоге стал настолько популярен, что теперь он почти повсеместно признан в качестве доктрины.

Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Бойс, Мэри (1975)), История зороастризма, т. I, Лейден: Брилл, ISBN 90-04-10474-7
  • Бойс, Мэри (1982), История зороастризма, т. II, Под ахаменцами, Лейден: Брилл, ISBN 90-04-06506-7
  • Кольпе, Карстен (1975), «Размышления об истории концепции Амеша-Спента», Материалы XXIX Международного конгресса востоковедов, Париж.
  • Corbin, Henry (1977). Духовное тело и небесная земля: от маздеанского Ирана до шиитского Ирана. Princeton University Press.
  • Kotwal, Firoze (1969), Дополнительные тексты к «Shayest ne-Shayest», Бомбей: KR Cama Oriental Institute
Последняя правка сделана 2021-06-10 18:47:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте