Библия на иврите | |
---|---|
Полный набор свитков, составляющих Танах | |
Информация | |
Религия | Иудаизм, Христианство |
Язык | Библейский иврит, Библейский арамейский |
Период | VIII – VII вв. До н.э. - II– 1 век до н. Э. |
Еврейская Библия, которую также называют Танах (; תָּנָ״ךְ, произносится или ; также Тенах, Тенак, Танах), или иногда Микра (מִקְרָא), канонический сборник еврейских писаний, в том числе Тора. Эти тексты почти полностью написаны на библейском иврите, с несколькими отрывками на библейском арамейском (в книгах Даниила и Ездры, стих Иеремия 10:11 и несколько отдельных слов). Форма этого текста, которая является авторитетной для раввинистического иудаизма, известна как Масоретский текст (MT) и состоит из 24 книг, в то время как протестантские Библии по существу разделяют того же материала в 39 книг. Католические Библии и Восточные / Греческие православные Библии содержат дополнительные материалы в их Ветхом Завете, заимствованные из Септуагинты (тексты, переведенные на Койне греческий ) и другие источники.
В дополнение к масоретскому тексту современные ученые, стремящиеся понять историю еврейской Библии, используют ряд источников. К ним относятся Септуагинта, сирийский язык перевод Пешитты, Самаритянское Пятикнижие, собрание Свитков Мертвого моря и цитаты из раввинских рукописей. В некоторых случаях эти источники могут быть старше Масоретского текста и часто отличаются от него. Эти различия породили теорию о том, что когда-то существовал еще один текст, Уртекст Еврейской Библии, и он является источником версий, существующих сегодня. Однако такой Уртекст так и не был найден, и обсуждается, какая из трех общеизвестных версий (Септуагинта, Масоретский текст, Самаритянское Пятикнижие) ближе всего к Уртексту.
Танах является аббревиатурой первого Еврейская буква каждого из трех традиционных разделов масоретского текста: Тора («Учение», также известное как Пять Книг Моисея), Невиим ( «Пророки») и Кетувим («Писания») - отсюда ТаНаХ. (Об «а» этого слова см. абджад.) Центральное место в иудаизме занимает то, что книги Танаха передаются из поколения в поколение, l'dor v'dor на иврите. Согласно раввинской традиции, они сопровождались устной традицией, называемой Устная Тора.
. Разделение на три части, отраженное в аббревиатуре «Танах», хорошо засвидетельствовано в литературе раввинского периода. Однако в тот период «Танах» не использовался. Вместо этого правильным названием было Mikra (или Miqra, מקרא, что означает «чтение» или «то, что читают»), потому что библейские тексты читались публично. Аббревиатура «Танах» впервые упоминается в средневековье. Микра продолжает использоваться в иврите до сих пор, наряду с Танахом, для обозначения еврейских писаний. В современном устном иврите они взаимозаменяемы.
Многие библейские исследования ученые выступают за использование термина «еврейская Библия» (или Еврейские Писания) в качестве замены менее нейтральных терминов с еврейским или христианским подтекстом (например, Танах или Ветхий Завет ). Справочник стиля Общества библейской литературы, который является стандартом для крупных академических журналов, таких как Harvard Theological Review и консервативных протестантских журналов, таких как Bibliotheca Sacra и Вестминстерский теологический журнал, предлагает авторам «осознавать коннотации альтернативных выражений, таких как... еврейская Библия [и] Ветхий Завет», не предписывая использование того и другого. Алистер МакГрат указывает на то, что хотя этот термин подчеркивает, что он в основном написан на иврите и «священен для еврейского народа», он «не соответствует тому пути, в котором христианство видит существенную преемственность между Ветхим и Новым Заветами», утверждая, что не существует «общепринятой альтернативы традиционному термину« Ветхий Завет »». Однако он соглашается с тем, что нет причин, по которым нехристиане должны чувствовать себя обязанными называть эти книги Ветхим Заветом, «кроме обычая использовать "
Христианство издавна отстаивает Это была тесная связь между Еврейской Библией и Новым Заветом, хотя иногда существовали такие движения, как маркионизм (который ранняя церковь считала еретическим), которые боролись с этим. Современные христианские формулировки этого противоречия включают суперсессионизм, теологию завета, теологию нового завета, диспенсационализм и теологию двойного завета. Все эти формулировки, за исключением некоторых форм теологии двойного завета, противоречат господствующему течению иудаизма и многим еврейским ученым и писателям, для которых существует один вечный завет между Богом и израильтянами, и поэтому они отвергают термин «Ветхий Завет» как форму антиномианизма.
Христианское использование «Ветхого Завета» не относится к универсально согласованному набору книг, а, скорее, варьируется в зависимости от номинала. Лютеранство и протестантские деноминации, следующие за Вестминстерским исповеданием веры, принимают весь еврейский канон как Ветхий Завет без дополнений, хотя в переводе они иногда отдают предпочтение Септуагинте (LXX), а не масоретский текст; например, см. Исаия 7:14.
«Иврит» относится к оригинальному языку книг, но также может относиться к евреям эпохи Второго Храма и их потомки, сохранившие передачу масоретского текста до наших дней. Еврейская Библия включает небольшие отрывки на арамейском (в основном в книгах Даниила и Ездры ), написанные и напечатанные арамейским квадратным шрифтом, который был принят как еврейский алфавит после вавилонского изгнания.
. Ученые не пришли к единому мнению относительно того, когда был зафиксирован еврейский библейский канон: некоторые ученые утверждают, что это было зафиксировано династией Хасмонеев, в то время как другие утверждают, что это не было зафиксировано до II века н.э. или даже позже.
Согласно Луи Гинзбергу Легенды евреев, двадцать четыре Книжный канон еврейской Библии был зафиксирован Ездрой и книжниками в период Второго Храма.
Согласно Талмуду, большая часть Танаха была составлена людьми Великого Собрания (Аншеи К'нессет Ха-Гедола), задача, выполненная в 450 г. до н.э., и с тех пор она остается неизменной.
Канон из 24 книг упоминается в Мидраш Кохелет 12:12: Тот, кто собрал в своем доме более двадцати четырех книг, вносит путаницу.
Первоначальная система письма из текст на иврите был абджад : consona nts, написанные с использованием некоторых применяемых гласных букв ("matres lectionis "). В период раннего средневековья ученые, известные как масореты, создали единую формализованную систему вокализации. В основном это было сделано Аароном бен Моисеем бен Ашером в тивериадской школе, основанной на устной традиции чтения Танаха, отсюда и название тиберийская вокализация. Он также включал в себя некоторые нововведения Бен Нафтали и вавилонских изгнанников. Несмотря на сравнительно поздний процесс кодификации, некоторые традиционные источники и некоторые ортодоксальные евреи придерживаются произношения и кантилляции, происходящих от откровения на Синае, так как невозможно прочитать исходный текст без произношения и паузы при кантилляции. Комбинация текста (מקרא mikra), произношения (ניקוד niqqud) и кантилляции (טעמים teʻamim) позволяет читателю понять как простой смысл, так и нюансы в потоке предложений в тексте.
Количество отдельных слов в еврейской Библии составляет 8679, из которых 1480 - hapax legomen. Число отдельных корней, на которых основаны многие из этих библейских слов, составляет примерно 2000.
Танах состоит из двадцати четырех книг: он считается одной книгой. каждый Самуил, Царств, Хроники и Ездра – Неемия и считает Двенадцать малых пророков (תרי עשר) как одну книгу. На иврите книги часто называются выдающимся первым словом (ями).
Тора (תּוֹרָה, буквально «учение»), также известная как Пятикнижие, или как «Пять книг Моисея». Печатные версии (а не свитки) Торы часто называют «Чамиша Чумшей Тора» (חמישה חומשי תורה «Пять пятых разделов Торы») и неофициально «Чумаш».
Невиим (נְבִיאִים Nəḇî'îm, «Пророки») - это второе основное подразделение Танаха, между Торой и Кетувим. Оно состоит из трех подгрупп. Раздел включает книги, охватывающие время от входа израильтян в Землю Израиля до вавилонского плена Иудеи («период пророчеств»).
Их распределение не хронологическое, а предметное.
Бывшая опора hets (נביאים ראשונים Nevi'im Rishonim)
Последние Пророки (נביאים אחרונים Невиим Ахароним)
Двенадцать малых пророков (תרי עשר, Трей Асар, «Двенадцать»), которые считаются одной книгой
Кетувим (כְּתוּבִים, «Писания») состоит из одиннадцати книг, описано ниже. Они также делятся на три подгруппы в зависимости от особенностей Сифрей Эмет и Хамеш Мегиллот.
Три поэтические книги (Sifrei Emet)
Пять Мегиллот (Чамеш Мегиллот). Эти книги читаются вслух в синагоге в определенных случаях, которые перечислены ниже в скобках.
Другие книги
Еврейская текстовая традиция никогда не определяла порядок расположения книг в Кетувиме. Вавилонский Талмуд (Бава Батра 14б - 15а) дает их порядок как Руфь, Псалмы, Иов, Притчи, Экклезиаст, Песнь Соломона, Плач Иеремии, Даниил, Свиток Эсфирь., Эзра, Хроники.
В тиберийских масоретских кодексах, включая Алеппский кодекс и Ленинградский кодекс, и часто в старых испанских рукописях как ну чт Порядок: Хроники, Псалмы, Иов, Притчи, Руфь, Песнь Соломона, Экклезиаст, Плач Иеремии, Есфирь, Даниил, Ездра.
В масоретских рукописях (и некоторые напечатаны) изданий), Псалмы, Притчи и Иов представлены в специальной форме из двух столбцов, подчеркивая параллельные стихи в стихах, которые являются функцией их поэзии. В совокупности эти три книги известны как Сифрей Эмет (аббревиатура названий на иврите, איוב, משלי, תהלים дает Эмет אמ"ת, что также на иврите означает «истина »).
Эти три книги также единственные в Танахе со специальной системой кантилля нот, которые предназначены для выделения параллельных стежков в стихах. Однако начало и конец книги Иова находятся в нормальная прозаическая система.
Пять относительно коротких книг Песни Песней, Книги Руфи, Книга Плача, Экклезиаст и Книга Эстер вместе известны как Хамеш Мегиллот (Пять Мегиллот ). последние книги, собранные и обозначенные как «авторитетные» в еврейском каноне, причем самые последние части датируются II веком до нашей эры. Эти свитки традиционно читаются в течение года во многих еврейских общинах.
Помимо трех поэтических книг и пяти свитков, в Кетувиме остались книги Даниил, Ездра – Неемия и Хроники. Хотя в еврейской традиции нет формальной группировки этих книг, они, тем не менее, имеют ряд отличительных характеристик.
Нах, также англизированный нах, относится к невиимской и кетувимской частям Танаха. Нах часто называют отдельным предметом, отдельным от Торы.
. Он является основным предметом в учебной программе православных средних школ для девочек и в семинариях, которые они впоследствии посещают, и часто преподается другими учителями. те, кто учат чумашу. Учебная программа православных средних школ для мальчиков включает только некоторые части Наха, такие как Книга Иисуса Навина, Книга Судей и Пяти Мегиллот.
Основным комментарием, используемым для Хумаша, является Раши комментарий. Комментарий Раши и Мецудот комментарий являются основными комментариями к Наху.
Есть два основных подхода к изучению и комментариям к Танаху. В еврейской общине классический подход - это религиозное изучение Библии, где предполагается, что Библия вдохновлена Богом. Другой подход - изучать Библию как творение человека. При таком подходе библейские исследования можно рассматривать как отдельную область религиоведения. Последняя практика, применительно к Торе, считается ересью ортодоксальной еврейской общиной. Таким образом, многие современные библейские комментарии, написанные неправославными авторами, считаются запрещенными раввинами, преподающими в ортодоксальных ешивах. Некоторые классические раввинские комментаторы, такие как Авраам ибн Эзра, Герсонид и Маймонид, использовали многие элементы современной библейской критики, включая свои знания в области истории, науки и филологии. Их использование исторического и научного анализа Библии считалось приемлемым в историческом иудаизме из-за веры автора в идею о том, что Бог открыл Тору Моисею на горе Синай.
Сообщество современных ортодоксальных евреев позволяет использовать более широкий спектр библейской критики в отношении библейских книг за пределами Торы, и несколько ортодоксальных комментариев теперь включают многие методы, ранее использовавшиеся в академический мир, например серия Даат Микра. Неортодоксальные евреи, в том числе сторонники консервативного иудаизма и реформистского иудаизма, принимают как традиционный, так и светский подходы к изучению Библии. «Еврейские комментарии к Библии », обсуждают еврейские комментарии Танаха от Таргумов к классической раввинской литературе, литературе мидраша, классической средневековые комментаторы и современные комментарии.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Библии на иврите. |
Викиисточник имеет исходный текст, относящийся к этой статье: Танах |
Иврит Wikisource содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Танах (источник на иврите) |