Мандеизм

редактировать
Мандеизм
ࡌࡀࡍࡃࡀࡉࡉࡀ
نزا ربا.jpg Гинза Рабба ; самый длинный из многих священных писаний мандеизма
Классификация Гностик
Священное писание Гиндза Рабба, Колуста и мандейская книга Иоанна
Богословие Монотеистический
Модератор Саттар Джаббар Хило аз-Захрони
Область Ирак и Иран
Язык Мандийский язык
Источник Первые три века н. Э. Юго-Западная Месопотамия или Левант
Члены c.60 000 - 70 000
Другие имена) Сабианство

Mandaeism или Mandaeanism ( Классическая Мандайский : ࡌࡀࡍࡃࡀࡉࡉࡀ, латинизируется: mandaiia ; Arabic : مندائية, Mandā'īya или مندعية, Manda'īya), также известная как Sabianism ( арабский язык : صابئية, Ṣābi'īyah), является гностическим, монотеистической и этнорелигией. Его приверженцы, мандеи, почитают Адама, Авеля, Сифа, Еноса, Ноя, Сима, Арама и особенно Иоанна Крестителя. Мандеи говорят на восточно-арамейском языке, известном как мандайский. Название «мандеан» происходит от арамейского слова « манда», означающего «знание». В Среднем Востоке, но и за пределами своей общины, мандеи более широко известный как арабский : صبة Subba ( в единственном числе: Субби) или Sabians. Термин ubba происходит от арамейского корня, относящегося к крещению, неомандейский - abi. В Коране сабиане ( араб. الصَّابِئُون, aṣ -ābiʾūn) упоминаются трижды, наряду с евреями и христианами. Иногда мандеев называют «христианами святого Иоанна».

По мнению большинства ученых, мандеизм зародился где-то в первых трех веках нашей эры либо в юго-западной Месопотамии, либо в сиро-палестинской области. Однако некоторые ученые считают, что мандеизм старше и восходит к дохристианским временам. Мандеи утверждают, что их религия предшествовала иудаизму, христианству и исламу как монотеистической вере. Мандеи верят, что они происходят непосредственно от Сима, сына Ноя, а также от первоначальных учеников Иоанна Крестителя.

Религия исповедуется в основном в низовьях Каруна, Евфрата и Тигра, а также в реках, окружающих водный путь Шатт-эль-Араб в южной части Ирака и провинции Хузестан в Иране. Считается, что во всем мире насчитывается от 60 000 до 70 000 мандеев. До войны в Ираке почти все они жили в Ираке. Многие иракцы-мандеи с тех пор покинули свою страну из-за беспорядков, вызванных вторжением в Ирак в 2003 году и последующей оккупацией вооруженными силами США, а также связанным с этим ростом межрелигиозного насилия со стороны экстремистов. К 2007 году численность мандеев в Ираке упала примерно до 5000 человек.

Мандеи остались обособленными и очень приватными. Сообщения о них и об их религии поступали в основном от посторонних: в частности, от востоковеда Юлиуса Генриха Петерманна, а также от сирийского христианина Николя Сьюффи, который был французским вице-консулом в Мосуле в 1887 году, и британского культурного антрополога леди Э.С. Дроуэр.. Существует ранний, но весьма предвзятый отчет французского путешественника Жана-Батиста Тавернье из 1650-х годов.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Этимология
  • 2 История
  • 3 верования
    • 3.1 Основные принципы
    • 3.2 Космология
    • 3.3 Главные пророки
    • 3.4 Священные Писания
  • 4 Поклонение
  • 5 Организация
  • 6 Стипендия
  • 7 Другие имена
    • 7.1 Сабиане
    • 7.2 Насорцы
  • 8 Отношения с другими группами
    • 8.1 Гемеробаптисты
    • 8.2 Элкесайтес
    • 8.3 Манихеи
    • 8.4 Досифеи
  • 9 Демография
  • 10 См. Также
  • 11 Источники
  • 12 Библиография
  • 13 Внешние ссылки
    • 13.1 Мандейские писания
    • 13.2 Книги о мандеизме доступны в Интернете

Этимология

Термин «мандайский» или «мандаический мандеизм» происходит от классического мандаикского мандея и появляется в неомандейском языке как « мандеяна». На основе когнатов в других арамейских диалектах, Semiticists, такие как Марк Лидзбарского и Рудольф Макуч перевел термин Манду, из которого Mandaiia черпает, как «знание» (см арамейски : מַנְדַּע manda' в Дан 2:21, 4.: 31, 33, 5:12; ср иврит : מַדַּע madda', с характерным усвоением / п / к следующему согласному, медиальный -nd-, следовательно, становится -dd-). Эта этимология предполагает, что мандеи вполне могут быть единственной сектой, уцелевшей от поздней античности, которая явно идентифицирует себя как гностики.

Другие ученые выводят термин мандайа ( классический мандаик: ࡌࡀࡍࡃࡀࡉࡉࡀ) от Mandā d-Heyyi ( классический мандаик: ࡌࡀࡍࡃࡀ ࡖࡄࡉࡉࡀ) «Знание жизни» по отношению к главному божеству Хайи Рабби ( классический мандаик: ࡄࡉࡉࡀ ࡓࡁࡉࡀ). Великая жизнь »или« Великий Живой Бог », или от слова Бет Манда, что означает культовую хижину, в которой проводятся многие мандейские церемонии (например, крещение, которое является центральным таинством религиозной жизни мандеев).

История

18-го века Свиток Abathur в Бодлеанской библиотеке, Оксфорд.

Согласно мандеанскому тексту Харан Гаваита, зарегистрированная история мандеев началась, когда группа под названием насорцы покинула Иудею / Палестину и мигрировала в Мидию в I веке нашей эры. Причиной этого были гонения в Иерусалиме. Эмигранты сначала отправились в Харран (вероятно, Харран в современной Турции) или Хауран, а затем на холмы Мидии в Иране, прежде чем окончательно обосноваться в южных провинциях Месопотамии (современный Ирак ).

В начале мусульманского завоевания Месопотамии, лидер мандеев Ануш Бар-Danqa предстал перед мусульманскими властями, показывая им копию Ginza Рабба, мандейской священной книги, и провозгласив главным мандейских пророком быть Иоанн Креститель, который также упоминается в Коране как Яхья бин Закария. Это отождествляло мандеев с сабийцами, которые упоминаются в Коране как относящиеся к Ахль аль-Китаб ( Люди Книги ). Это обеспечило мандеянам статус законной религии меньшинства в мусульманской империи. Отныне мандеи были связаны с сабианами и еврейской христианской группой элькесайцев из-за расположения всех троих в Месопотамии в первые века нашей эры и сходства в их верованиях. Особо отмечается важность крещения в ритуалах всех трех. Как и мандеи, сабианцы также считались гностиками и потомками Ноя. Мандеев продолжают отождествлять с сабианцами и по сей день.

Около 1290 года доминиканский католик из Тосканы, Рикольдо да Монтекроче или Рикольдо Пеннини, был в Месопотамии, где он встретил мандеев. Он описал их следующим образом:

Очень странный и необычный по своим ритуалам народ живет в пустыне недалеко от Багдада; их называют сабейцами. Многие из них приходили ко мне и настойчиво умоляли пойти к ним в гости. Они очень простые люди и утверждают, что обладают тайным законом Бога, который хранят в красивых книгах. Их письмо - это что-то среднее между сирийским и арабским языком. Они ненавидят Авраама из-за обрезания и превыше всего почитают Иоанна Крестителя. Они живут только у нескольких рек в пустыне. Они моются днем ​​и ночью, чтобы не быть осужденным Богом...

Согласно предварительным отчетам, члены миссии босых кармелитов в Басре в 16 веке называли мандеев «христианами святого Иоанна». Некоторые португальские иезуиты также встречали некоторых «христиан святого Иоанна» у Ормузского пролива в 1559 году, когда португальский флот сражался с османской турецкой армией в Бахрейне. Казалось, что эти мандеи были готовы подчиняться католической церкви. Они выучили и использовали семь католических таинств и связанных с ними церемоний.

Верования

Мандеизм, как религия народа мандеев, основан на наборе религиозных верований и доктрин. Корпус мандеской литературы довольно велик и охватывает такие темы, как эсхатология, познание Бога и загробная жизнь.

Основные принципы

Согласно Е.С. Дроуэру, мандейский гнозис характеризуется девятью чертами, которые проявляются в различных формах в других гностических сектах:

  1. Высшая бесформенная Сущность, выражением которой во времени и пространстве является создание духовных, эфирных и материальных миров и существ. Производство их делегируется создателем или создателями, которые это создали. Космос создан Архетипическим Человеком, который производит его по подобию своей собственной формы.
  2. Дуализм: космические Мать и Отец, Свет и Тьма, Левое и Правое, сизигия в космической и микрокосмической форме.
  3. Как особенность этого дуализма, контртипы, мир идей.
  4. Душа изображается изгнанницей, пленницей; его дом и происхождение - высшая Сущность, в которую он в конце концов возвращается.
  5. Планеты и звезды влияют на судьбу и людей, а также являются местами заключения после смерти.
  6. Дух-спаситель или духи-спасители, которые помогают душе в ее путешествии по жизни и после нее в «миры света».
  7. Культовый язык символов и метафор. Идеи и качества олицетворяются.
  8. «Тайны», то есть таинства, помогающие и очищающие душу, обеспечивающие ее возрождение в духовное тело и восхождение из мира материи. Часто это адаптации существующих сезонных и традиционных обрядов, к которым прилагается эзотерическая интерпретация. В случае Naoraeans это толкование основано на истории Сотворения (см. 1 и 2), особенно на Божественном Человеке, Адаме, как коронованный и помазанный Царь-священник.
  9. Посвященным предписывается большая секретность; полное объяснение пунктов 1, 2 и 8 зарезервировано для тех, кто считается способным понять и сохранить гнозис.

Космология

Основная статья: Мандейская космология Изображение Абатура из Диван Абатур

Как отмечалось выше, богословие мандеев не носит систематический характер. Нет единого авторитетного отчета о сотворении космоса, это скорее серия из нескольких отчетов. Некоторые ученые, такие как Эдмондо Лупиери, утверждают, что сравнение этих различных отчетов может выявить различные религиозные влияния, на которые опирались мандеи, и пути, которыми мандеевская религия развивалась с течением времени.

В отличие от религиозных текстов западных гностических сект, ранее обнаруженных в Сирии и Египте, ранние мандейские религиозные тексты предполагают более строго дуалистическое богословие, типичное для других иранских религий, таких как зороастризм, зурванизм, манихейство и учение Маздака. В этих текстах вместо большой плеромы есть дискретное разделение на свет и тьму.

Наиболее распространенное имя Бога в мандеизме - Хайи Рабби («Великая Жизнь» или «Великий Живой Бог»). Другие использованные имена : Маре д'Рабута («Владыка величия»), Мана Рабба («Великий разум»), Мелка д'Нхура («Царь света») и Хайи Кадмайи («Первая жизнь»).

Птахил ( классический мандайский: ࡐࡕࡀࡄࡉࡋ), «Четвертая Жизнь» или эманация, сам по себе не составляет Демиурга, но выполняет эту роль лишь постольку, поскольку он является создателем материального мира. Скорее, Птахил является низшим из трех эманаций, два других - это Юшамин ( классический мандайский: ࡉࡅࡔࡀࡌࡉࡍ ; «Вторая жизнь» или эманация, также известная как Джошамин) и Абатур ( классический мандиикский: ࡀࡁࡀࡕࡅࡓ), «Третья жизнь» или эманация. Демиургическая роль Абатура состоит в том, что он судит души смертных. Роль Юшамина, первой эманации, более неясна; желая создать свой собственный мир, он был сурово наказан за противостояние Королю Света («Первая Жизнь»). Название может происходить от Iao haš-šammayim (на иврите: Яхве «небес»).

Хотя мандеи согласны с другими гностическими сектами в том, что мир - это тюрьма, управляемая планетарными архонтами, они не считают его жестоким и негостеприимным.

Главные пророки

Мандеи признают нескольких пророков. Яхья-Йоханна, известный в христианстве как Иоанн Креститель, имеет особый статус, более высокий, чем его роль в христианстве и исламе. Мандеи не считают Джона основателем своей религии, но почитают его как одного из своих величайших учителей, прослеживая свои убеждения до Адама.

Мандеи не верят в святость Авраама, Моисея или Иисуса, но признают других пророческих фигур из авраамических религий, таких как Адам, его сыновья Хибил ( Авель ) и Шитил ( Сет ), а также его внук Ануш ( Энос ). как Нух ( Ной ), Сам ( Сим ) и Рам ( Арам ), которых они считают своими прямыми предками.

Мандеи также не признают Святого Духа в Талмуде и Библии, который также известен на манде как Руха, Руха д-Кудша или Руха Машанита. Вместо того, чтобы положительно воспринимать ее как святой дух, она рассматривается отрицательно как олицетворение низших, эмоциональных и женских элементов человеческой психики.

Священные Писания

Основная статья: Список мандейских священных писаний Изображение Абатура на весах из Диван Абатур

У мандеев есть большой свод религиозных писаний, наиболее важным из которых является Гиндза Рабба или Гиндза, собрание истории, теологии и молитв. Ginza Рабба делится на две половины-на Genzā Smālā или «Левый Ginza», и Genzā Yeminā или «Right Гинза». Посмотрев на колофоны в «Левой Гиндзе», Йорунн Дж. Бакли определил непрерывную цепочку переписчиков конца второго или начала третьего века. Колофоны свидетельствуют о существовании мандеев или их предшественников, самое позднее во времена поздней Парфянской империи.

Самые старые тексты - это свинцовые амулеты примерно третьего века нашей эры, за ними следуют чаши для заклинаний примерно 600 года нашей эры. Важные религиозные тексты сохранились в рукописях не старше шестнадцатого века, большинство из которых датируется восемнадцатым и девятнадцатым веками.

Хотя Гиндза продолжала развиваться под властью Сасанидской Империи и исламских халифатов, немногие текстовые традиции могут претендовать на такую ​​обширную преемственность.

Другой важный текст - Харан Гавайта, повествующий об истории мандеев. Согласно этому тексту, группа насорцев (жрецов Мандеи ) покинула Иудею до разрушения Иерусалима в первом веке нашей эры и поселилась в пределах Парфянской империи.

Среди других важных книг - « Колуста», канонический молитвенник мандеев, переведенный Э. С. Дроуэром. Одним из главных произведений мандейского священного писания, доступного как для мирян, так и для посвященных, является мандейская книга Иоанна, которая включает диалог между Иоанном и Иисусом. В дополнение к Гиндзе, Колусте и Драше существует Диван, который содержит описание «регионов», через которые поднимается душа, и Книга Зодиака ( Асфар Малваше). Наконец, есть некоторые домусульманские артефакты, содержащие мандейские письменности и надписи, такие как арамейские чаши для заклинаний.

Комментарии мандеев к ритуалам (эзотерическая экзегетическая литература), которые обычно пишутся свитками, а не кодексами, включают:

Язык, на котором изначально была составлена ​​религиозная литература мандеев, известен как мандайский, входящий в группу арамейских диалектов. Он написан мандеским письмом, курсивным вариантом письма Парфянской канцелярии. Многие миряне-мандеи не говорят на этом языке, хотя некоторые члены общины мандеев, проживающие в Иране и Ираке, продолжают говорить на неомандейском, современной версии этого языка.

Поклонение

Мандейский Дарфаш, символ веры мандеев

Двумя наиболее важными церемониями поклонения мандеев являются крещение ( масбута ) и «восхождение» ( масикта - месса для мертвых или церемония восхождения души). В отличие от христианства, крещение не является разовым мероприятием, а совершается каждое воскресенье, святой день мандеев, как ритуал очищения. Крещение обычно подразумевает полное погружение в проточную воду, и все реки, которые считаются пригодными для крещения, называются Ярдена (в честь реки Иордан ). Выйдя из воды, молящийся помазывается святым кунжутным маслом и участвует в причастии хлеба и воды. Церемония восхождения души, называемая масикта, может принимать различные формы, но обычно включает ритуальную трапезу в память о мертвых. Считается, что церемония помогает душам усопших в их путешествии через чистилище в Мир Света. Другие ритуалы очищения включают Ришама и Тамаша, которые, в отличие от Масбута, могут выполняться без священника. Мандеи должны смотреть на север во время молитв, которые совершаются три раза в день. Молитва в мандеизме называется браха  [ фа ].

Члены мандеского духовенства включают Ганзибра (казначей) и Тармида (ученик). Патриархом мандеизма является Его Святейшество Ганзибра Саттар Джаббар Хило аз-Захрони.

Манди (араб مندى) ( Бет Manda) или Mashkhanna является местом поклонения для последователей Mandaeism. Манди должен быть построен на берегу реки, чтобы выполнить Maṣbuta (крещение), потому что вода является одним из важнейших элементов в мандейской веры. Вместо этого современные манди иногда принимают ванну внутри здания. Каждый Манди украшен Дарфашем, который представляет собой крест из оливкового дерева, наполовину покрытый куском белой чистой шелковой ткани и семью ветвями мирта. Крест не отождествляется с христианским крестом. Вместо этого четыре руки креста символизируют четыре угла вселенной, в то время как чистая шелковая ткань представляет Свет Бога. Семь ветвей мирта символизируют семь дней творения.

Мандеи верят в брак и деторождение, а также в важность этического и морального образа жизни в этом мире. Они пацифисты и эгалитаристы, причем самой ранней засвидетельствованной писцом мандеев была женщина, Шлама Бет Кидра, которая скопировала левую гинзу где-то во 2 веке нашей эры. Есть свидетельства того, что женщины-священники, особенно в доисламскую эпоху. Они также уделяют большое внимание семейной жизни. Мандеи не практикуют аскетизм и ненавидят обрезание. Однако мандеи воздерживаются от крепких напитков и красного мяса. Мясо, потребляемое мандеянами, также должно быть забито в соответствии с надлежащими ритуалами. В некоторые дни нельзя есть мясо.

Организация

Между мирянами-мандеями и священниками существует строгое разделение. Согласно Е.С. Дроуэру ( Тайный Адам, стр. Ix):

В общине, владеющих секретными знаниями, [T] хоссов называют Naurai - Naoreans (или, если выразительное ‹› написано как ‹z›, Назорены). В то же время невежественные или полу-невежественные миряне называются « мандеянами », мандайи - « гностиками». Когда человек становится священником, он оставляет «мандеанство» и переходит в тармидута, «священство». Даже тогда он не достиг истинного просветления, потому что это, называемое «натирута», предназначено для очень немногих. Те, кто обладает его секретами, могут называть себя натореанцами, и сегодня «наторианец» означает не только того, кто строго соблюдает все правила ритуальной чистоты, но и того, кто понимает тайную доктрину.

В мандеизме есть три степени жречества: тармидия ( классический мандаис: ࡕࡀࡓࡌࡉࡃࡉࡀ), «ученики» ( неомандейский tarmidānā), ганзибрия ( классический мандаис: ࡂࡀࡍࡆࡉࡁࡓࡉࡀ), «казначеи» (от древнеперсидского ganza-bara "id., « Неомандайский ганзэḇрана») и ришамма ( классический мандаик: ࡓࡉࡔࡀࡌࡀ) «лидер народа». Ganzeḇrā, титул, который впервые появляется в религиозном контексте в арамейских ритуальных текстах Персеполя (ок. III в. До н. Э.) И который может быть связан с камнаскирами (эламитский lt;qa-ap-nu-iš-ki-ragt; kapnuskir «казначей»), титул правителей Элимаиса (современный Хузестан ) в эллинистическую эпоху. Традиционно любой ганзешра, крестивший семь или более ганзешранов, может претендовать на должность ришаммы. Нынешняя ришамма мандеанской общины - Саттар Джаббар Хило аз-Захрони.

Современное духовенство восходит к первой половине XIX века. В 1831 году вспышка холеры в Шуштаре, Иран, опустошила этот регион и уничтожила большинство, если не все, религиозные авторитеты мандеев. Двое из выживших прислужников ( šgandia), Яхья Бихрам и Рам Зихрун, восстановили священство в Шуштаре на основе своего собственного обучения и текстов, которые были им доступны.

По данным Associated Press, в 2009 году в мире насчитывалось два десятка священников-мандеев. Однако, по данным Общества мандеев в Америке, в последние годы число священников растет.

Стипендия

По словам Эдмондо Лупиери в своей статье в Encyclopædia Iranica : «Возможная историческая связь с Иоанном Крестителем, как видно из недавно переведенных мандейских текстов, убедила многих (особенно Р. Бультмана ) в том, что это возможно благодаря мандеским традициям., чтобы пролить новый свет на историю Иоанна и на происхождение христианства. Это привело к возрождению почти полностью отвергнутой идеи об их палестинском происхождении. Поскольку археологическое открытие мандейских чаш для заклинаний и свинцовых амулетов оказалось пред- Присутствие исламских мандеев в южной Месопотамии, ученые были вынуждены выдвинуть гипотезу о преследованиях со стороны евреев или христиан, о которых иначе не было известно, чтобы объяснить причину ухода мандеев из Палестины ». В дополнение к археологическим свидетельствам того, что мандеизм глубоко укоренился в Месопотамии, Лупиери подчеркивает наличие лингвистических свидетельств мандаика, который классифицируется как восточно-месопотамский арамейский язык, поскольку Лупиери подтверждает, что мандеи, скорее всего, являются гностическим сообществом южной Месопотамии, хотя хронологическое происхождение мандеизма оспаривается. Помимо Эдмондо Лупиери, Эдвин Ямаути, Криста Мюллер-Кесслер и Кевин Ван Блейдел выступают против теории палестинского происхождения мандеев, утверждая, что мандеи происходят из Вавилонии.

Ученые, специализирующиеся на мандеизме, такие как Курт Рудольф, Марк Лидзбарски, Рудольф Макуч, Этель С. Дроуэр, Джеймс Ф. МакГрат, Йорун Якобсен Бакли и Хинаси Гюндюз, выступают за палестинское происхождение. Большинство этих ученых полагают, что мандеи, вероятно, имеют историческую связь с внутренним кругом учеников Иоанна Крестителя. Лингвисты, специализирующиеся на мандаисском языке, такие как Чарльз Г. Хэберл, находят влияние палестинских и самаритянских арамейских на мандайский язык и признают, что мандеи имеют «общую палестинскую историю с евреями».

Другие имена

Сабиане

Основная статья: Сабиане

В Коране есть несколько ссылок на сабийцев, которые отождествляются с мандеянами. Сабианцы относятся к Ахль аль-Китаб ( Люди Книги ), и некоторые хадисы содержат их. В арабских источниках ранних коранических времен (7 век) также есть ссылки на сабийцев. Говорят, что слово сабиан происходит от арамейского корня, связанного с крещением, а родственное слово в неомандейском языке - шаби «крестить». На Ближнем Востоке они более известны как шабиун, то есть «сабиане», или, в просторечии, как шабба. Сабианцы верили, что они «принадлежат пророку Ною»; Точно так же мандеи заявляют о своем прямом происхождении от Ноя.

Сирийский христианский писатель Николас Сьюффи писал в 1880 году, что настоящие «сабийцы» или субба жили в болотах нижнего Ирака. Ассирийский писатель Теодор Бар КонайСхолионе, 792 г.) описал «секту» «сабийцев», которая располагалась в южной Месопотамии.

Аль-Бируни (писавший в начале XI века) сказал, что «настоящие сабиане» были «остатками еврейских племен, которые остались в Вавилонии, когда другие племена ушли из нее в Иерусалим во времена Кира и Артаксеркса. племена... приняли систему смешения Магизма и Иудаизма ".

Насорцы

Основная статья: Назарянин (секта)

Харан Gawaita использует имя Nasoraeans для мандеев прибывающих из Иерусалима. Такие ученые, как Курт Рудольф, Рудольф Макух, Этель С. Дроуэр, Йорун Дж. Бакли и Чинаси Гюндюз, связывают мандеев с насарейцами, описанными Епифанием, группой в составе ессеев. Епифаний говорит (29: 6), что они существовали до Христа. Некоторые ставят это под сомнение, но другие принимают дохристианское происхождение насариев.

Насараи - они были евреями по национальности - родом из Гилеадитиса, Башанитиса и Трансиордании... Они признали Моисея и поверили, что он получил законы - но не этот, а какой-то другой. Итак, они были евреями, которые соблюдали все иудейские обряды, но они не хотели приносить жертвы и есть мясо. Они считали незаконным есть мясо или приносить с ним жертвы. Они утверждают, что эти Книги - выдумка, и что ни один из этих обычаев не был установлен отцами. В этом заключалась разница между насарайцами и другими.

-  Панарион Епифания 1:18

Отношения с другими группами

Гемеробаптисты

Гемеробаптисты были древней религиозной сектой, практиковавшей ежедневное крещение. Скорее всего, они были частью ессеев. В « Проповедях Клементины» (II, 23) Иоанн Креститель упоминается как гемеробаптист. Мандеи были связаны с гемеробаптистами из-за того, что оба практиковали частое крещение.

Elkesaites

Основная статья: Элькесайтес

Элькесайты были иудео-христианской сектой крещения, которая, по-видимому, была связана с мандеянами и, возможно, их предками (см. Сабийцы). Члены этой секты, как и мандеи, носили белое и совершали крещения. Они жили в восточной Иудее и Ассирии, откуда мандеи утверждают, что мигрировали в южную Месопотамию, согласно Харрану Гавайи. В « Фихристе» («Книге народов») арабского ученого Аль-Надима (ок. 987 г.) Могтасила (« Мухтасила», «самоубийцы») причислены к последователям Эль-Хасаи или Элькесайта. Таким образом, Могтасила, возможно, был термином ан-Надима для мандеев, поскольку некоторые детали ритуалов и привычек похожи на мандеевские. Элькесайты, кажется, какое-то время процветали, но в конце концов распались. Возможно, они возникли в результате раскола, когда они отказались от Торы, в то время как основные сампсейцы придерживались ее (как последователи Эльхасая) - если так, то это должно было произойти примерно в середине-конце 1-го тысячелетия нашей эры. Однако неясно, о какой именно группе он имел в виду, поскольку к тому времени секты элкесайтов, возможно, были самыми разнообразными. Некоторые исчезли впоследствии; например, сампсейцы недостаточно хорошо засвидетельствованы в более поздних источниках. Ginza Раба, один из главных священных писаний мандеев, по- видимому, происходит вокруг времени Elchasai или несколько после этого.

Манихеи

Основная статья: Манихейство

Согласно фихристу ибн ан-Надима, месопотамский пророк Мани, основатель манихейства, был воспитан в секте Элкесаитов ( Элькесаитов или Эльхасаитов), что недавно было подтверждено Кельнским Кодексом Мани. Ни одно из манихейских писаний не сохранилось полностью, и кажется, что оставшиеся фрагменты не сравнивались с Гиндза Рабба. Позже Мани покинул Элькасайтов, чтобы основать свою религию. В сравнительном анализе египтолог Сэв-Содерберг указал, что Псалмы Фомы Мани были тесно связаны с мандескими текстами. Это означало бы, что Мани имел доступ к мандеской религиозной литературе или что обе были получены из одного и того же источника.

Досифеи

Они связаны с самарянкой группа, Dositheans, по Теодор Бар Кони в его Scholion.

Демография

Основная статья: мандеи Мандиан Бет Манда (Машханна) в Насирии, южный Ирак, 2016 г.

По оценкам, во всем мире насчитывается от 60 000 до 100 000 мандеев. Их доля на родных землях резко сократилась из-за войны в Ираке, и большая часть населения переехала в соседний Иран, Сирию и Иорданию. В Иордании проживает около 2500 мандеев.

В 2011 году Аль-Арабия оценила количество скрытых и пропавших без вести иранских мандеев в Иране до 60 тысяч. Согласно статье 2009 года в The Holland Sentinel, община мандеев в Иране также сокращается, насчитывая от 5 000 до максимум 10 000 человек.

Большинство мандеев живут на Ближнем Востоке. Многие мандеи сформировали диаспоры за пределами Ближнего Востока в Швеции, Нидерландах, Германии, США, Канаде, Новой Зеландии, Великобритании и особенно Австралии, где сейчас проживает около 10 000 человек, в основном вокруг Сиднея, что составляет 15% от общей численности мандеев в мире.

Около 1000 иранских мандеев эмигрировали в Соединенные Штаты с тех пор, как Государственный департамент США в 2002 году предоставил им защитный статус беженцев, который позже был предоставлен иракским мандеянам в 2007 году. В Вустере, штат Массачусетс, проживает община, насчитывающая около 2500 человек. поселился в 2008 году. Большинство эмигрировало из Ирака.

Мандеизм не допускает обращения, а религиозный статус мандеев, вступающих в брак вне веры, и их детей оспаривается.

Смотрите также

использованная литература

Библиография

  • Хэберл, Чарльз Г. (2009), неомандайский диалект Хорремшахра, Отто Харрасовиц Верлаг, ISBN   978-3-447-05874-2
  • Бакли, Йорун Якобсен. 2002. Мандеи: древние тексты и современные люди. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
  • Бакли. JJ "Mandaeans" в Encyclopdia Iranica
  • Дроуэр, Этель Стефана. 2002. Мандеи Ирака и Ирана: их культы, обычаи, волшебные легенды и фольклор (перепечатка). Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press.
  • Лупьери, Эдмондо. (Чарльз Хиндли, перевод) 2002. Мандеи: Последние гностики. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс.
  • «Краткая записка о мандеях: их история, религия и мифология», Мандеанское общество в Америке.
  • Ньюмаркер, Крис, статья Associated Press «Вера под огнем: война в Ираке угрожает исчезновению древней религиозной группы» (заголовок в The Advocate of Stamford, Коннектикут, страница A12, 10 февраля 2007 г.)
  • Петерманн, Дж. Генрих. 2007 Великое сокровище мандеев (переиздание Thesaurus s. Liber Magni). Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press.
  • Сегельберг, Эрик, 1958, Машбута. Исследования ритуала крещения мандана. Упсала
  • Сегельберг, Эрик, 1970, «Посвящение тармиды Мандей и его связь с иудейскими и раннехристианскими обрядами рукоположения», в Studia patristica 10.
  • Эрик Сегельберг, Trāşa d-Tāga d-iślām Rabba. Изучение обряда под названием Коронация Шишлама Раббы. я: Zur Sprache und Literatur der Mandäer (Studia Mandaica 1.) Берлин и Нью-Йорк, 1976.
  • Сегельберг, Эрик, 1977, « Зидка Брика и проблема Манджана. В материалах Международного коллоквиума по гностицизму. Ред. Гео Виденгрен и Дэвид Хеллхольм. Стокгольм.
  • Сегельберг, Эрик, 1978, « Молитвы пихта и мамбуха. К вопросу о литургическом развитии среди мандейцев» в Гнозисе. Festschrift für Hans Jonas. Гёттинген.
  • Сегельберг, Эрик, 1990, «Манджан - иудей - христианин. Как традиция мандата соотносится с еврейской и христианской традициями?» В: Сегельберг, Gnostica Madaica Liturgica. (Acta Universitatis Upsaliensis. Historia Religionum 11.) Uppsala 1990.
  • Ямаути, Эдвин. 2004. Гностическая этика и происхождение мандеев (перепечатка). Пискатауэй, Нью-Джерси: Gorgias Press.

внешние ссылки

Священные Писания мандеев

Книги о мандеизме доступны в Интернете

Последняя правка сделана 2024-01-01 05:23:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте