Феноменология (из Греческое phainómenon "то, что появляется" и lógos "изучение") - это философское исследование структур опыта и сознания. Как философское движение оно было основано в первые годы 20 века Эдмундом Гуссерлем, а позже было расширено кругом его последователей в университетах Геттингена и Мюнхен в Германии. Затем он распространился на Францию , Соединенные Штаты и другие места, часто в контексте, далеком от ранних работ Гуссерля.
Феноменология не является единым движением; скорее, разные авторы имеют общее семейное сходство, но также имеют много существенных различий. Габриэлла Фарина заявляет:
Уникальное и окончательное определение феноменологии опасно и, возможно, даже парадоксально, поскольку ему не хватает тематической направленности. Фактически, это не доктрина и не философская школа, а скорее стиль мышления, метод, открытый и постоянно возобновляемый опыт, дающий разные результаты, и это может дезориентировать любого, кто хочет определить значение феноменологии.
Феноменология в концепции Гуссерля в первую очередь связана с систематическим размышлением и изучением структур сознания и явлений, которые проявляются в актах сознания. Феноменологию можно четко отличить от картезианского метода анализа, который рассматривает мир как объекты, наборы объектов и объекты, действующие и реагирующие друг на друга.
Концепция феноменологии Гуссерля подвергалась критике и развивалась не только им самим, но и студентами и коллегами, такими как Эдит Штейн, Макс Шелер, Роман Ингарден и Дитрих фон Гильдебранд, от экзистенциалистов, таких как Николай Хартманн, Габриэль Марсель, Морис Мерло-Понти и Жан-Поль Сартр, философы-герменевтики, такие как Мартин Хайдеггер, Ганс-Георг Гадамер и Поль Рикер, более поздние французские философы, такие как Жан-Люк Марион, Мишель Анри, Эммануэль Левинас и Жак Деррида и социологами, такими как Альфред Шютц и Эрик Фогелин.
В своей основной форме феноменология пытается создать условия для объективного исследования тем, которые обычно рассматриваются как субъективные : сознание и содержание сознательного опыта, такие как суждения, восприятия и эмоции. Хотя феноменология стремится быть научной, она не пытается изучать сознание с точки зрения клинической психологии или неврологии. Вместо этого она пытается посредством систематической рефлексии определить основные свойства и структуры опыта.
За феноменологией стоит несколько допущений, которые помогают объяснить ее основы:
Гуссерль извлек многие важные концепции, имеющие значение для феноменологии, из работ и лекций своих учителей, философов и психологов Франц Брентано и Карл Штумпф. Важный элемент феноменологии, который Гуссерль заимствовал у Брентано, - это интенциональность (часто описываемая как «предметность»), представление о том, что сознание всегда есть сознание чего-либо. Объект сознания называется интенциональным объектом, и этот объект конституируется для сознания множеством различных способов, например, посредством восприятия, памяти, удержания и сохранения, сигнификация и т. Д. На протяжении этих различных интенциональностей, хотя они имеют разные структуры и разные способы бытия «относительно» объекта, объект все же конституируется как идентичный объект; сознание направлено на тот же интенциональный объект при прямом восприятии, как и при последующем удержании этого объекта и последующем его запоминании.
Хотя многие из феноменологических методов включают в себя различные редукции, феноменология, по сути, анти- редукционистская ; редукции - это просто инструменты для лучшего понимания и описания работы сознания, а не для сведения какого-либо явления к этим описаниям. Другими словами, когда делается ссылка на сущность или идею вещи, или когда структура идентичной связной вещи определяется описанием того, что человек «на самом деле» видит как только эти стороны и аспекты, эти поверхности, это не означает что вещь - это только и исключительно то, что здесь описано: конечная цель этих редукций состоит в том, чтобы понять, как эти различные аспекты конституируются в действительную вещь, как это переживает человек, переживающий это. Феноменология является прямой реакцией на психологизм и физикализм времен Гуссерля.
Хотя ранее его использовал Георг Вильгельм Фридрих Гегель в его Феноменология духа, принятие этого термина Гуссерлем (около 1900 г.) привело к тому, что он стал обозначением философской школы. С философской точки зрения феноменология является ее методом, хотя конкретное значение этого термина варьируется в зависимости от того, как он понимается данным философом. По мнению Гуссерля, феноменология - это метод философского исследования, который отвергает рационалистический уклон, доминировавший в западной мысли со времен Платона, в пользу метода рефлексивной внимательности, раскрывающего «жизненный опыт» человека. Слабо укоренившийся в эпистемологическом приеме, имеющий скептические корни, называемый epoché, метод Гуссерля влечет за собой приостановку суждений, опираясь на интуитивное понимание знания, свободное от предположений и интеллектуализации. Феноменологический метод, который иногда называют «наукой об опыте», уходит корнями в интенциональность, то есть в теорию сознания Гуссерля (развитую у Брентано). Интенциональность представляет собой альтернативу репрезентативной теории сознания, которая утверждает, что реальность нельзя постичь напрямую, потому что она доступна только через восприятия реальности, которые являются ее представлениями в уме. Гуссерль возражал, что сознание не находится «в уме»; скорее, сознание осознает нечто иное, нежели само себя (интенциональный объект), независимо от того, является ли объект субстанцией или плодом воображения (то есть реальными процессами, связанными с плодом и лежащими в их основе). Следовательно, феноменологический метод опирается на описание явлений в том виде, в каком они даны сознанию, в их непосредственности.
Согласно Морису Натансону (1973, с. 63), «Радикальность феноменологического метода одновременно и непрерывна, и прерывается с общей попыткой философии подвергнуть опыт фундаментальному критическому анализу: ничего не принимать как должное и показать гарантию того, что мы заявляем о знании». На практике это влечет за собой необычное сочетание дисциплины и непривязанности к скобкам теоретическим объяснениям и информации из вторых рук при определении своего «наивного» опыта в этом вопросе. («Заключить в скобки» в этом смысле означает временно приостановить или отложить некоторую идею как способ облегчить исследование, сосредоточив внимание только на его наиболее значимых компонентах.) Феноменологический метод служит для того, чтобы на мгновение стереть мир спекуляций, возвращая субъекта в его или ее изначальное переживание материи, независимо от того, является ли объект исследования чувством, идеей или восприятием. Согласно Гуссерлю, приостановка веры в то, что мы обычно принимаем как должное или предполагаем на основе предположений, уменьшает силу того, что мы обычно принимаем как объективную реальность. Согласно Рюдигеру Сафрански (1998, 72), «великая амбиция [Гуссерля и его последователей] заключалась в том, чтобы игнорировать все, что до того момента думали или говорили о сознании или мире [пока] в поисках новый способ позволить вещам [они исследовали] приблизиться к ним, не прикрывая их тем, что они уже знали ».
Мартин Хайдеггер модифицировал концепцию феноменологии Гуссерля из-за того, что Хайдеггер воспринимал как субъективистские тенденции Гуссерля. В то время как Гуссерль рассматривал людей как состоящих из состояний сознания, Хайдеггер возражал, что сознание является второстепенным по отношению к первичности чьего-либо существования (т. Е. Способ существования Dasein ), который не может быть сведен к сознанию Это. С этой точки зрения состояние ума является скорее «следствием», чем определяющим фактором существования, включая те аспекты существования, о которых человек не осознает. Перенеся центр тяжести с сознания (психологии) на существование (онтология), Хайдеггер изменил последующее направление феноменологии. Как одно из последствий модификации концепции Гуссерля Хайдеггером, феноменология стала все более актуальной для психоанализа. В то время как Гуссерль отдавал приоритет изображению сознания, которое было принципиально чуждым психоаналитической концепции бессознательного, Хайдеггер предложил способ концептуализации опыта, который мог бы приспособиться к тем аспектам своего существования, которые лежат на периферии чувственного осознания.
Феноменология имеет по крайней мере три основных значения в философской истории: одно в трудах Г. В.Ф. Гегель, еще один в трудах Эдмунда Гуссерля в 1920 году и, в-третьих, последовавший за работой Гуссерля, в трудах его бывшего научного сотрудника Мартина Хайдеггера в 1927 году.
Хотя термин «феноменология» иногда использовался в истории философии до ore Гуссерль, современное использование более явно связывает это с его особым методом. Ниже приводится список важных мыслителей в грубом хронологическом порядке, которые использовали термин «феноменология» по-разному, с краткими комментариями об их вкладе:
Более позднее использование в основном основано или (критически) связано с введением и использованием этого термина Гуссерлем. Этот раздел философии отличается от других тем, что он имеет тенденцию быть более «описательным», чем «предписывающий ».
Энциклопедия феноменологии (Kluwer Academic Publishers, 1997) содержит отдельные статьи по следующим семи типам феноменологии:
Контраст между« конститутивной феноменологией »(немецкий : конститутивная феноменология; также статическая феноменология (statische Phänomenologie) или описательная феноменология (beschreibende Phänomenologie) и «генетическая феноменология» (genetische Phänomenologie; также феноменология генезиса (Phänomenologie der Genesis)) принадлежит Гуссерлю.
Современная наука также признает существование следующих разновидностей: поздняя трансцендентальная герменевтическая феноменология Хайдеггера (см. трансцендентальная философия и a priori ), Мориса Мерло-Понти воплощенная феноменология (см. embo умершее познание ), материальная феноменология Мишеля Генри (также основанная на воплощенном познании), аналитическая феноменология Альвы Ноэ (см. аналитическая философия ), J. лингвистическая феноменология Л. Остина (см. философия обычного языка ) и постаналитическая феноменология Пола Кроутера (см. постаналитическая философия ).
Намерение относится к понятию, что сознание всегда является сознанием чего-то. Само слово не следует путать с «обычным» использованием слова «намеренный», а скорее следует воспринимать как игру на этимологических корнях этого слова. Первоначально намерение относилось к «вытягиванию» («в напряжении» от латинского intendere), и в этом контексте оно относится к сознанию, «протягивающемуся» к своему объекту. Однако с этим образом следует быть осторожным: сначала не существует какого-то сознания, которое затем простирается к своему объекту; скорее, сознание возникает как одновременность сознательного акта и его объекта.
Намерение часто обозначается как «предметность». Является ли то, что связано с сознанием, в прямом восприятии или в фантазии, не имеет значения для самой концепции интенциональности; на что бы ни было направлено сознание, это сознание осознает. Это означает, что объект сознания не обязательно должен быть физическим объектом, воспринимаемым в восприятии : он может быть просто фантазией или воспоминанием. Следовательно, эти «структуры» сознания, то есть восприятие, память, фантазия и т. Д., Называются интенциональностями.
Термин «интенциональность» возник в схоластах средневековья и был возрожден Брентано, который, в свою очередь, повлиял на концепцию феноменологии Гуссерля, который уточнил этот термин и сделал его краеугольным камнем своей теории. теория сознания. Значение этого термина сложное и полностью зависит от того, как он понимается данным философом. Этот термин не следует путать с «намерением» или психоаналитической концепцией бессознательного «мотива» или «выгоды».
Интуиция в феноменологии относится к случаям, когда интенциональный объект непосредственно присутствует в действующей интенциональности; если намерение «наполнено» прямым восприятием объекта, у вас есть интуитивный объект. Например, выпить чашку кофе перед собой, увидеть ее, почувствовать или даже представить - все это наполненные намерения, и затем объект интуитивно ощущается. То же самое и с пониманием математических формул или чисел. Если у вас нет объекта, на который имеется прямая ссылка, объект не интуитивно понятен, но все еще предназначен, но затем пуст. Примерами пустых намерений могут быть знаковые намерения - намерения, которые только подразумевают или относятся к их объектам.
В повседневном языке мы используем слово свидетельство для обозначения особого рода отношения между положением дел и предложением: состояние A является свидетельством утверждения «A истинно». В феноменологии, однако, понятие свидетельства предназначено для обозначения «субъективного достижения истины». Это не попытка свести объективный вид свидетельства к субъективному «мнению», а скорее попытка описать структуру наличия чего-то в интуиции с добавлением того, чтобы это было понятным: «Доказательства - это успешное представление чего-то понятный объект, успешное представление чего-то, чья истина проявляется в самом очевидном ».
В феноменологии Гуссерля, которая является довольно распространенной, эта пара терминов происходит от Греческое nous (разум) обозначает, соответственно, реальное содержание, noesis, и идеальное содержание, noema, намеренного акта (акта сознания). Ноэзис - это часть действия, которая придает ему особый смысл или характер (например, в осуждении или восприятии чего-либо, любви или ненависти, принятии или отклонении и т. Д.). Это реально в том смысле, что это действительно часть того, что происходит в сознании (или психике) субъекта действия. Ноэзис всегда соотносится с ноэмой; для Гуссерля полная ноэма - это сложная идеальная структура, включающая, по крайней мере, ноематическое чувство и ноэматическое ядро. Правильная интерпретация того, что Гуссерль имел в виду под ноэмой, долгое время вызывала споры, но ноэматический смысл обычно понимается как идеальное значение действия, а ноэматическое ядро как референт или объект акта, как он подразумевается в действии. Один из элементов разногласий заключается в том, является ли этот номатический объект тем же самым фактическим объектом действия (при условии, что он существует) или является неким идеальным объектом.
В феноменологии, сочувствие относится к переживанию собственного тела как другого. Хотя мы часто отождествляем других с их физическими телами, этот тип феноменологии требует, чтобы мы сосредоточились на субъективности другого, а также на нашем интерсубъективном взаимодействии с ними. Согласно первоначальному описанию Гуссерля, это было сделано с помощью своего рода апперцепции, построенной на опыте вашего собственного живого тела. Живое тело - это ваше собственное тело, испытанное вами самим, как и вы сами. Ваше собственное тело проявляется для вас в основном как ваши возможности действовать в мире. Это то, что позволяет вам, например, протянуть руку и что-то схватить, но также, что более важно, дает возможность изменить вашу точку зрения. Это помогает вам отличать одну вещь от другой по опыту перемещения вокруг нее, видения ее новых аспектов (часто называемых превращением отсутствующего в настоящее и настоящего в отсутствие), при этом сохраняя представление о том, что это то же самое, что вы видели. другие аспекты всего мгновение назад (это идентично). Ваше тело также переживается как двойственность, как объект (вы можете прикоснуться к своей руке), так и как ваша собственная субъективность (вы ощущаете прикосновение).
Опыт вашего собственного тела как вашей собственной субъективности затем применяется к опыту другого тела, которое через апперцепцию конституируется как другая субъективность. Таким образом, вы можете распознать намерения, эмоции и т. Д. Другого. Этот опыт эмпатии важен в феноменологическом описании интерсубъективности. В феноменологии интерсубъективность конституирует объективность (т. Е. То, что вы воспринимаете как объективное, переживается как интерсубъективно доступное - доступное для всех других субъектов. Это не означает, что объективность сводится к субъективности, и не подразумевает релятивистскую позицию, см., Например, интерсубъективная проверяемость ).
В опыте интерсубъективности человек также переживает себя как субъект среди других субъектов, и он ощущает себя существующим объективно для этих Других ; человек воспринимает себя как ноэму чужих носов или как субъект эмпатического опыта другого. Таким образом, человек воспринимает себя как объективно существующую субъективность. Интерсубъективность также является частью жизненного мира человека, особенно его «родного мира».
Мир жизни (нем. Lebenswelt) - это «мир», в котором живет каждый из нас. Его можно было бы назвать «фоном» или «горизонтом» всего опыта, и это то, на чем каждый объект выделяется сам по себе (как отличный) и имеет значение, которое он может иметь только для нас. Жизненный мир является одновременно личным и интерсубъективным (тогда он называется «родным миром»), и, как таковой, он не заключает каждого из нас в solus ipse.
В первом издании Logical Investigations, все еще находясь под влиянием Брентано, Гуссерль описывает свою позицию как «описательная психология ». Гуссерль анализирует интенциональные структуры умственных действий и то, как они направлены как на реальные, так и на идеальные объекты. Первый том «Логических исследований», «Пролегомены к чистой логике», начинается с разрушительной критики психологизма, т. Е. Попытки подвести априорную действительность законов логики под психологию. Гуссерль создает отдельное поле для исследований в области логики, философии и феноменологии, независимо от эмпирических наук.
"Дорефлексивное самосознание "- это Шон Галлахер и Дэн Захави термин, обозначающий идею Гуссерля (1900/1901) о том, что самосознание всегда включает в себя самовосприятие или самопроявление (немецкий : Für-sich-selbst-erscheinens) до саморефлексии, и его идеи о том, что тот факт, что «соответствующая последовательность ощущений или образов переживается и в этом смысле является сознательной, не означает и не может означать, что это объект действия. сознания, в том смысле, что на него направлено восприятие, представление или суждение »(см. также исходное понимание Фихте ).
В 1913 году, через несколько лет после публикации «Логических исследований», Гуссерль опубликовал работу, в которой были внесены некоторые ключевые уточнения, которые привели его к различию между актом c сознание (noesis ) и явления, на которые оно направлено (noemata ).
То, что мы наблюдаем, - это не объект, как он есть сам по себе, а то, как и насколько он дан в намеренных действиях. Знание сущностей возможно только путем «заключения в скобки» всех предположений о существовании внешнего мира и несущественных (субъективных) аспектов того, как объект конкретно дан нам. Эту процедуру Гуссерль назвал эпохой.
Гуссерль больше сосредоточился на идеальных, существенных структурах сознания. Поскольку он хотел исключить любую гипотезу о существовании внешних объектов, он ввел метод феноменологической редукции для их устранения. Осталось чистое трансцендентальное эго в противоположность конкретному эмпирическому эго.
Трансцендентальная феноменология - это изучение основных структур, оставшихся в чистом сознании: на практике это равносильно изучению ноэм и отношений между ними.
Среди трансцендентальных феноменологов Оскар Беккер, Арон Гурвич и Альфред Шютц.
Философ Теодор Адорно критиковал концепцию Гуссерля феноменологическая эпистемология в его метакритике против эпистемологии, которая антифундационалистическая по своей позиции
После публикации идей Гуссерля в 1913 году многие феноменологи заняли критическую позицию. к его новым теориям. В особенности члены мюнхенской группы дистанцировались от его новой трансцендентальной феноменологии и предпочли более раннюю реалистическую феноменологию первого издания «Логических исследований».
феноменологи-реалисты: Адольф Райнах, Александр Пфендер, [de ], Макс Шелер, Роман Ингарден, Николай Хартманн и Дитрих фон Хильдебранд.
Экзистенциальная феноменология отличается от трансцендентальной феноменологии своим отказом от трансцендентального эго. Мерло-Понти возражает против трансценденции мира эго, которая, по мнению Гуссерля, оставляет мир разложенным и полностью прозрачным перед сознанием. Хайдеггер думает о сознательном существе как о уже существующем в мире. Трансцендентность поддерживается в экзистенциальной феноменологии в той мере, в какой метод феноменологии должен принимать беспрепятственную отправную точку - выходить за пределы утверждений о мире, возникающих, например, из естественных или научных взглядов или теорий онтологической природы мира. Мир.
В то время как Гуссерль думал о философии как о научной дисциплине, которая должна была быть основана на феноменологии, понимаемой как эпистемология, Мартин Хайдеггер радикально придерживался другой взгляд. Сам Хайдеггер заявляет об их различиях следующим образом:
Для Гуссерля феноменологическая редукция - это метод уведения феноменологического видения от естественной установки человеческого существа, чья жизнь связана с миром вещей и людей, обратно к трансцендентальной жизни сознания. и его ноэтико-ноематический опыт, в котором объекты конституируются как корреляты сознания. Для нас феноменологическая редукция означает возвращение феноменологического видения от постижения существа, каким бы ни был характер этого постижения, к пониманию Сущности этого существа (проецирования на то, как оно открыто).
Согласно Хайдеггера, философия была вовсе не научной дисциплиной, а более фундаментальной, чем сама наука. По его словам, наука - это только один способ познания мира без особого доступа к истине. Более того, само научное мышление построено на гораздо более «изначальном» основании практических, повседневных знаний. Гуссерль скептически относился к этому подходу, который он считал квазимистическим, и он способствовал расхождению в их взглядах.
Вместо того, чтобы рассматривать феноменологию как прима-философию или основополагающую дисциплину, Хайдеггер воспринял ее как метафизическую онтологию: «бытие - надлежащая и единственная тема философии... это означает, что философия - это не наука о существах, а быть." Однако путать феноменологию и онтологию - явная ошибка. Феномены не являются основанием или Основой Бытия. Они также не являются видимостью, поскольку, как утверждает Хайдеггер в Бытие и время, видимость - это «то, что проявляется в чем-то другом», тогда как феномен - это «то, что проявляется в себе».
Если для Гуссерля в эпоху бытие появлялось только как коррелят сознания, то для Хайдеггера бытие является отправной точкой. В то время как для Гуссерля мы должны были бы абстрагироваться от всех конкретных определений нашего эмпирического эго, чтобы иметь возможность обратиться к области чистого сознания, Хайдеггер утверждает, что «возможности и судьбы философии связаны с существованием человека и, следовательно, с темпоральностью. и с историчностью ».
Однако онтологическое бытие и экзистенциальное бытие - разные категории, поэтому хайдеггеровское соединение этих категорий, согласно взгляду Гуссерля, является корнем ошибки Хайдеггера. Гуссерль поручил Хайдеггеру поднять вопрос об онтологии, но не смог на него ответить, вместо этого переключив тему на Dasein, единственное существо, для которого Бытие является проблемой. Согласно Гуссерлю, это не онтология и не феноменология, а просто абстрактная антропология. Чтобы прояснить, возможно, с помощью абстрактной антропологии, как не-экзистенциалистского поиска сущностей, Гуссерль отверг экзистенциализм, заключенный в различении Хайдеггера между существами как существующими как вещами в реальности и их Бытием, как это раскрывается в собственных размышлениях Dasein о своем бытии-в-
К экзистенциальным феноменологам относятся: Мартин Хайдеггер (1889–1976), Ханна Арендт ( 1906–1975), Карл Ясперс (1883–1969), Эммануэль Левинас (1906–1995), Габриэль Марсель (1889–1973), Жан-Поль Сартр (1905–1980), Поль Рикер (1913–2005) и Морис Мерло-Понти (1908–1961).
Некоторые исследователи феноменологии (в частности, в отношении наследия Хайдеггера) видят возможности установления диалога с традициями мысли вне так называемой западной философии, особенно в отношении восточноазиатского мышления, и несмотря на воспринимаемые различия между «восточным» и «западным». Более того, было заявлено, что ряд элементов феноменологии (в основном мысли Хайдеггера) имеют некоторый резонанс с восточными философскими идеями, особенно с дзен-буддизмом и даосизмом. Согласно Томонобу Имамичи, концепция Dasein была вдохновлена - хотя Хайдеггер умалчивает об этом - концепцией Окакура Какудзо das-in-der-Welt-sein (пребывание в мир), выраженный в Книге чая для описания философии Чжуанцзы, которую учитель Имамичи предложил Хайдеггеру в 1919 году после того, как учился у него годом ранее.
Есть также недавние признаки восприятия феноменологии (и мысли Хайдеггера в частности) в научных кругах, сосредоточенных на изучении импульса метафизики в истории идей в Ислам и ранняя исламская философия, например, в трудах ливанского философа Надера эль-Бизри ; возможно, это косвенно связано с косвенным влиянием традиций французского востоковеда и феноменолога Анри Корбена, а затем акцентировано в диалогах Эль-Бизри с польским феноменологом Анной-Терезой Тименецкой.
В Кроме того, работы в области сравнительной философии объединили концепцию «трансцендентального эго» в феноменологии Гуссерля с концепцией примата самосознания в работах Шанкарачарьи. В ходе этой работы Радди открыл совершенно новую эйдетическую феноменологическую науку, которую он назвал «конвергентной феноменологией». Эта новая феноменология берет свое начало там, где остановился Гуссерль, и занимается конституированием подобной отношениям, а не просто вещной или «интенциональной» объективности.
Джеймс Мур утверждал, что компьютеры обнаруживают политический вакуум, который требует нового мышления и создания новых политик. Другие утверждали, что ресурсов, предоставляемых классической этической теорией, такой как утилитаризм, консеквенциализм и деонтологическая этика, более чем достаточно для решения всех этических проблем, возникающих в результате нашей разработки и использования информационные технологии.
Для феноменолога «ударный взгляд» на технологию, а также конструктивистский взгляд на отношения технология / общество действителен, но не достаточен (Heidegger 1977, Borgmann 1985, Winograd and Flores 1987, Ihde 1990, Dreyfus 1992, 2001). Они утверждают, что эти отчеты о технологиях и отношениях технология / общество, постулируют технологию и общество, как если бы разговор об одном не сразу и не опирается на другой за его постоянный смысл или значение. Для феноменолога общество и технология составляют друг друга; они являются постоянным состоянием друг друга или возможностью быть тем, чем они являются. Для них технология - это не просто артефакт. Скорее, артефакт уже возникает из предшествующего «технологического» отношения к миру (Heidegger 1977).
Для Хайдеггера сущность технологий - это способ бытия современных людей - способ вести себя по отношению к миру - который видит мир как нечто, что нужно упорядочить и сформировать в соответствии с проектами, намерениями и желаниями - «волей к власти», которая проявляется как «воля к технологиям». Хайдеггер утверждает, что в истории человечества были и другие времена, предшествующие современности, когда люди не ориентировались на мир технологически - просто как ресурсы для наших целей.
Однако, согласно Хайдеггеру, это «Дотехнологическая» эпоха (или настроение) - это эпоха, когда отношения людей с миром и артефактами, их способ расположения были поэтическими и эстетическими, а не технологическими (обрамление). Многие не согласны с трактовкой Хайдеггером современной технологической установки как «обрамления» мира. Например, Эндрю Финберг утверждает, что представление Хайдеггером о современных технологиях не подтверждается повседневными встречами с технологиями. Кристиан Фукс писал об антисемитизме. коренится в взглядах Хайдеггера на технологии.
Критикуя программу искусственного интеллекта (ИИ), Хьюберт Дрейфус (1992) утверждает, что развитие навыков стало понял, в прошлом было неправильно. Он утверждает, что это модель, которую некритически приняло раннее сообщество искусственного интеллекта. В противовес этой точке зрения, он вместе с Хайдеггером утверждает, что то, что мы наблюдаем, когда изучаем новый навык в повседневной практике, на самом деле является противоположным. Чаще всего мы начинаем с явных правил или заранее сформулированных подходов, а затем переходим к множеству конкретных случаев, когда становимся экспертами. Его аргумент напрямую основан на описании Хайдеггера в «Бытии и времени» людей как существ, которые всегда уже находятся в мире. Как люди «в мире», мы уже являемся экспертами в повседневной жизни, в решении тонкостей каждой конкретной ситуации; вот почему повседневная жизнь кажется такой очевидной. Таким образом, сложный опыт повседневной деятельности забывается и принимается ИИ как должное в качестве исходной точки. В своей критике ИИ Дрейфус подчеркнул тот факт, что технологии (алгоритмы ИИ) не имеют смысла сами по себе. Это предполагаемый и забытый горизонт повседневной практики, благодаря которому технологические устройства и решения кажутся значимыми. Если мы хотим понять технологию, нам нужно «вернуться» к горизонту смысла, который заставил ее проявиться как артефакты, которые нам нужны, желаем и желаем. Нам нужно подумать, как эти технологии раскрывают (или раскрывают) нас.
Искать феноменология (философия) в Викисловаре, свободном ictionary. |
В Викицитаторе есть цитаты, относящиеся к: Феноменология (философия) |