Джованни Пико делла Мирандола

редактировать

Пико делла Мирандола
Pico1.jpg Портрет из галереи Уффици, в Флоренции
Родился(1463-02-24) 24 февраля 1463. Мирандола, Герцогство Мирандола
Умер17 ноября 1494 (1494-11- 17) (31 год). Флоренция, Республика Флоренция
ЭпохаФилософия Возрождения
РегионЗападная философия
Школа Философия Возрождения. Христианский гуманизм. Неоплатонизм
Основные интересыПолитика, история, религия, магия
Влияния
Под влиянием

Джованни Пико della Mirandola (US :, итальянский: ; Латинский : Иоганнес Пикус де Мирандула; 24 февраля 1463 - 17 ноября 1494) был дворянином итальянского Возрождения и философом. Он прославился событиями 1486 года, когда в возрасте 23 лет он предложил от всех желающих защитить 900 диссертаций по религии, философии, натурфилософии и магии, ибо который он написал Речь о достоинстве человека, которая была названа «Манифестом Возрождения», и ключевой текст гуманизма эпохи Возрождения и того, что было названо " Герметическая Реформация ». Он был основателем традиции христианской каббалы, ключевого постулата раннего современного западного эзотеризма. «900 тезисов» были первой печатной книгой, повсеместно запрещенной церковью.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Семья
    • 1.2 Образование
    • 1.3 900 тезисов
    • 1.4 Смерть
  • 2 Произведения
  • 3 Культурные ссылки
  • 4 См. Также
  • 5 Ссылки
    • 5.1 Сноски
  • 6 Источники и дополнительная литература
  • 7 Внешние ссылки

Биография

Семья

Замок Мирандола в 1976 г.

Джованни родился в Мирандола, недалеко от Модены, младший сын Джанфранческо I Пико, Лорд Мирандола и граф Конкордия от его жены Джулии, дочери Фельтрино Боярдо, графа Скандиано. Семья долгое время жила в замке Мирандола (герцогство Модена), который стал независимым в четырнадцатом веке и получил в 1414 году от императора Священной Римской империи Сигизмунда вотчину Конкордия. Мирандола была небольшим автономным округом (позже герцогством) в Эмилии, недалеко от Феррары. Пико делла Мирандола были тесно связаны с династиями Сфорца, Гонзага и Эсте, а братья и сестры Джованни женились на потомках потомственных правителей Корсики, Феррара, Болонья и Форли.

Джованни, родившийся на 23-м году жизни в браке родителей, имел двух гораздо более старших братьев, оба из которых пережили его: граф Галеотто I продолжил династии, а Антонио стал генералом в Имперской армии. Семья Пико правила как герцоги до тех пор, пока Мирандола, союзник Людовика XIV Франции, не был завоеван его соперником, Иосифом I, императором Священной Римской империи, в 1708 году и присоединен к Модене. Герцог Ринальдо д'Эсте, изгнанная мужская линия вымерла в 1747 году.

Семья Джованни по материнской линии была особенно известна в искусстве и науке итальянцев. Возрождение. Его двоюродным братом и современником был поэт Маттео Мария Боярдо, выросший под влиянием своего дяди, флорентийского покровителя искусств и ученого-поэта Тито Веспасиано Строцци.

Джованни имел парадоксальные отношения со своим племянником Джанфранческо Пико делла Мирандола, который был большим поклонником своего дяди, тем не менее опубликовал Examen vanitatis doctrinae gentium (1520) в противовес «рассказу о древней мудрости», поддерживаемому Джованни и описанному историком Чарльз Б. Шмитт как попытка «разрушить то, что построил его дядя».

Образование

Детство Пико делла Мирандола, Ипполит Деларош, 1842, Musée d «Arts de Nantes»

Не по годам развитый ребенок с исключительной памятью, Джованни в очень раннем возрасте обучался латинскому и, возможно, греческому языкам. Предназначенный для церкви его матерью, он был назначен папским протонотарием (вероятно, почетным) в возрасте десяти лет, а в 1477 году он отправился в Болонью, чтобы изучать каноническое право.

При внезапной смерти Три года спустя Пико отказался от канонического права и начал изучать философию в университете Феррары. Во время короткой поездки во Флоренцию он встретил Анджело Полициано, придворного поэта Джироламо Бенивени и, вероятно, молодого доминиканского монаха Джироламо Савонарола. На всю оставшуюся жизнь он оставался очень близким другом со всеми тремя. Возможно, он также был любовником Полициано. С 1480 по 1482 год он продолжал обучение в Падуанском университете, главном центре аристотелизма в Италии. Уже хорошо владея латинским и греческим языками, он изучал иврит и арабский язык в Падуе с Элиа дель Медиго, еврейским аверроистом, и вместе с ним читал арамейские рукописи. Дель Медиго также перевел иудейские рукописи с иврита на латынь для Пико, как он и делал в течение ряда лет. Пико также написал сонеты на латинском и итальянском языках, которые из-за влияния Савонаролы он уничтожил в конце своей жизни.

Следующие четыре года он провел либо дома, либо в гуманистических центрах в других частях Италии. В 1485 году он посетил Парижский университет, самый важный центр в Европе схоластической философии и теологии, а также рассадник светского аверроизма. Вероятно, именно в Париже Джованни начал свои 900 тезисов и задумал защитить их в публичных дебатах.

900 тезисов

ВЫВОДЫ не будут оспариваться до Богоявления. Тем временем они будут опубликованы во всех итальянских университетах. И если какой-либо философ или богослов, даже из разных концов Италии, пожелает приехать в Рим ради дискуссии, его господин диспут обещает оплатить дорожные расходы из своих собственных средств.

— Объявление в конце 900-х гг. Тезисы Лоренцо Медичи по Джорджо Вазари, ок. 1533-1534

За это время произошли два судьбоносных события. Во-первых, он вернулся на какое-то время в Флоренцию в ноябре 1484 года и встретил Лоренцо Медичи и Марсилио Фичино. Это был астрологически благоприятный день, когда Фичино под восторженным покровительством Лоренцо выбрал для публикации своих переводов произведений Платона с греческого на латинский язык. Пико, кажется, очаровал обоих мужчин, и, несмотря на философские разногласия Фичино, он был убежден в их сатурнианском родстве и божественном провидении своего прибытия. Лоренцо поддерживал и защищал Пико до его смерти в 1492 году.

Вскоре после этого пребывания во Флоренции Пико отправился в Рим, где намеревался опубликовать свои 900 тезисов и подготовить конгресс ученых со всего мира. над Европой, чтобы обсудить их. Остановившись в Ареццо, он был втянут в любовную связь с женой одного из двоюродных братьев Лоренцо Медичи, которая едва не стоила ему жизни. Джованни попытался сбежать с женщиной, но был пойман, ранен и брошен в тюрьму ее мужем. Он был освобожден только после вмешательства самого Лоренцо. Этот инцидент свидетельствует о часто дерзком темпераменте Пико, а также о лояльности и привязанности, которые он, тем не менее, мог вызвать.

Пико провел несколько месяцев в Перудже и близлежащей Фратте, оправляясь от травм. Именно там, как он писал Фичино, «божественное провидение... заставило некоторые книги попасть в мои руки. Это халдейские книги... Ездры, Зороастр и Мельхиор, оракулы магов, которые содержат краткую и сухую интерпретацию халдейской философии, но полны тайн ". Также в Перудже Пико познакомился с мистической ивритом каббалой, которая его очаровала, как и поздние классические герметические писатели, такие как Гермес Трисмегист. Каббала и герметика во времена Пико считались такими же древними, как Ветхий Завет. «Учителем» Пико по каббале был раввин Иоганнан Алеманно (1435/8-ок. 1510), который утверждал, что изучение магии и овладение ею следует рассматривать как заключительный этап интеллектуального и духовного образования. Этот контакт, начатый в результате христианского интереса к исследованию древней мудрости, обнаруженной в еврейских мистических источниках, привел к беспрецедентному взаимному влиянию между еврейской и христианской мыслью эпохи Возрождения. Самый оригинальный из 900 тезисов Пико касался каббалы. В результате он стал основателем традиции, известной как христианская каббала, которая впоследствии стала центральной частью раннего современного западного эзотеризма. Подход Пико к различным философиям был крайним синкретизмом, который, как утверждалось, помещал их параллельно, вместо того, чтобы пытаться описать историю развития.

Пико основывал свои идеи главным образом на Платоне, как и его учитель Марсилио Фичино, но сохранил глубокое уважение к Аристотелю. Хотя он был продуктом studia humanitatis, Пико по своей природе был эклектиком, и в некоторых отношениях он представлял реакцию против преувеличений чистого гуманизма, защищая то, что он считал лучшим из средневековые и исламские комментаторы, такие как Аверроэс и Авиценна, в знаменитом длинном письме к Эрмолао Барбаро в 1485 году. Это всегда было целью Пико. чтобы примирить школы Платона и Аристотеля, поскольку он считал, что они использовали разные слова для выражения одних и тех же концепций. Возможно, по этой причине друзья называли его «Принцепс Конкордия» или «Принц Гармонии» (каламбур на «Принце Конкордии», одном из владений его семьи). Точно так же Пико считал, что образованный человек должен также изучать иврит, талмудические источники и герметики, потому что он думал, что они представляют ту же концепцию Бога, что и в Ветхом Завете, но другими словами.

Он закончил свою «Речь о достоинстве человека», чтобы сопровождать свои 900 тезисов, и отправился в Рим, чтобы продолжить свой план по их защите. Он опубликовал их вместе в декабре 1486 года как «Conclusiones Философские, Кабаластические и теологические» и предложил оплатить расходы всех ученых, которые приезжали в Рим, чтобы обсудить их публично. Он хотел, чтобы дебаты начались 6 января, что, как заметил историк Стивен Фармер, было праздником Богоявления и «символической датой подчинения языческих родов Христу в лицах волхвов». Оказавшись победителем в кульминации дебатов, Пико планировал не только символическое согласие языческих мудрецов, но и обращение евреев, поскольку они поняли, что Иисус был истинным секретом их традиций. По словам Фармера, Пико, возможно, буквально ожидал, что «его дебаты в Ватикане завершатся тем, что Четыре всадника Апокалипсиса рухнут в римское небо».

Иннокентий VIII, 15 век

В феврале 1487 года Папа Иннокентий VIII остановил предложенные дебаты и учредил комиссию для проверки ортодоксальности 900 тезисов. Хотя Пико ответил на выдвинутые против них обвинения, тринадцать тезисов были осуждены. Пико письменно согласился отозвать их, но не изменил своего мнения относительно их действительности. В итоге все 900 диссертаций были отклонены. Он приступил к написанию апологии, защищающей их, Apologia J. Pici Mirandolani, Concordiae comitis, опубликованной в 1489 году, которую он посвятил своему покровителю Лоренцо. Когда папа был проинформирован о распространении этой рукописи, он учредил инквизиционный трибунал, вынудив Пико отказаться от апологии в дополнение к его осужденным тезисам, на что он согласился. Папа осудил 900 тезисов как:

Отчасти еретический, отчасти цветок ереси; некоторые из них скандальны и оскорбительны для набожных людей; большинство из них ничего не делает, кроме как воспроизводит ошибки языческих философов... другие способны разжечь дерзость евреев; некоторые из них, наконец, под предлогом «натурфилософии» отдают предпочтение искусствам [т. е. магии ], которые являются врагами католической веры и человеческого рода.

Это было впервые. что печатная книга была запрещена церковью, и почти все экземпляры были сожжены. Пико бежал во Францию ​​в 1488 году, где был арестован Филиппом II, герцогом Савойским по требованию папских нунций, и заключен в тюрьму в Винсеннес. Благодаря заступничеству нескольких итальянских принцев - всех по инициативе Лоренцо Медичи - король Карл VIII освободил его, и папу убедили позволить Пико переехать во Флоренцию и жить под защитой Лоренцо. Но он не был освобожден от папских порицаний и ограничений до 1493 года, после присоединения к папству Александра VI (Родриго Борджиа).

Это переживание глубоко потрясло Пико. Он помирился с Савонаролой, который остался очень близким другом. По уговорам Пико Лоренцо пригласил Савонаролу во Флоренцию. Но Пико никогда не отказывался от своих синкретических убеждений. Он поселился на вилле около Фьезоле, подготовленной для него Лоренцо, где он написал и опубликовал оперу Heptaplus id est de Dei creatoris (1489) и De Ente et Uno (О бытии и единстве, 1491). Именно здесь он написал свою другую наиболее известную работу, Disputationes adversus astrologiam divinicatrium (Трактат против предсказательной астрологии), которая не была опубликована до его смерти. В нем Пико язвительно осуждал детерминистские практики астрологов своего времени.

После смерти Лоренцо Медичи в 1492 году Пико переехал в Феррару, хотя продолжал посещать Флоренцию. Во Флоренции политическая нестабильность привела к усилению влияния Савонаролы, чья реакционная оппозиция экспансии и стилю эпохи Возрождения уже вызвала конфликт с семьей Медичи (они в конечном итоге были изгнаны из Флоренции) и приведет к полному уничтожению книг и картин.. Тем не менее Пико стал последователем Савонаролы. Решив стать монахом, он отказался от прежнего интереса к египетским и халдейским текстам, разрушил собственную поэзию и раздал свое состояние.

Смерть

Ангел, являющийся Захарии (фрагмент), Доменико Гирландайо, c.1486–90, показывая (слева направо) Марсилио Фичино, Кристофоро Ландино, Анджело Полициано и Деметриос Халкондайлс

In 1494 г., в возрасте 31 года, Пико умер при загадочных обстоятельствах вместе со своим другом Анджело Полициано. Ходили слухи, что его собственный секретарь отравил его, потому что Пико слишком сблизился с Савонаролой. Он был похоронен вместе с Джироламо Бенивени в Сан-Марко, и Савонарола произнес похоронную речь. Фичино писал:

Наш дорогой Пико покинул нас в тот же день, когда Карл VIII входил во Флоренцию, и слезы литераторов компенсировали радость народа. Без света, принесенного королем Франции, Флоренция, возможно, никогда не увидела бы более мрачного дня, чем тот, который погасил свет Мирандолы.

В 2007 году тела Полициано и Пико были эксгумированы из церкви Сан-Марко. во Флоренции, чтобы установить причины их смерти. Судебно-медицинские исследования показали, что и Полициано, и Пико, вероятно, умерли от отравления мышьяком, возможно, по приказу преемника Лоренцо, Пьеро Медичи.

Писания

В Oratio de hominis dignitate (Oration on the Dignity of Man, 1486), Пико обосновал важность человеческих поисков знаний в рамках неоплатоники.

Речь также послужила введением к 900 тезисам Пико, которые, как он полагал, обеспечивали полную и достаточную основу для открытия всего знания и, следовательно, модель восхождения человечества по цепочке бытия. 900 тезисов являются хорошим примером гуманистического синкретизма, потому что Пико объединил платонизм, неоплатонизм, аристотелизм, герметизм и каббалу. Они также включали 72 тезиса, описывающие то, что Пико считал законченной системой физики.

De animae immortalitate Пико (Париж, 1541) и другие работы развили доктрину, согласно которой обладание человеком бессмертной душой освобождает его от иерархического застоя. Пико верил в всеобщее примирение, поскольку одним из его 900 тезисов было: «Смертный грех конечной продолжительности не заслуживает вечного, а только временного наказания»; он был среди тезисов, провозглашенных еретическими Папой Иннокентием VIII в его булле от 4 августа 1487 года. В Орации он пишет, что «человеческое призвание - это мистическое призвание, которое должно быть реализовано трехступенчатым путем, который неизбежно включает моральное преобразование, интеллектуальное преобразование. исследование и окончательное совершенствование тождества с абсолютной реальностью. Эта парадигма универсальна, потому что ее можно проследить в любой традиции ».

Часть его Disputationes adversus astrologiam divinatricem была опубликована в Болонье после его смерти. В этой книге Пико представляет аргументы против практики астрологии, которые имели огромный резонанс на протяжении веков, вплоть до нашего времени. Disputationes находится под влиянием аргументов против астрологии, выдвинутых одним из его интеллектуальных героев, Августином Гиппопотамом, а также средневековой философской сказкой Чайй ибн Яктан ибн Туфаил, который продвигал автодидактизм как философскую программу.

Антагонизм Пико к астрологии, кажется, проистекает в основном из конфликта астрологии с христианскими представлениями о свободе воли. Но аргументы Пико превзошли возражения Фичино, который сам был астрологом. Рукопись была отредактирована для публикации после смерти Пико его племянником Джованни Франческо Пико делла Мирандола, ярым последователем Савонаролы, и, возможно, в нее были внесены более решительные критические поправки. Возможно, это объясняет тот факт, что Фичино поддержал рукопись и с энтузиазмом поддержал ее перед публикацией.

В начале своей карьеры Пико написал Commento sopra una canzone d'amore di Girolamo Benivieni, в котором он раскрыл свой план написать книгу под названием Poetica Theologia:

Это было мнение древних теологов что божественные предметы и тайные тайны не должны опрометчиво разглашаться... египтяне вылепляли сфинксов во всех своих храмах только для того, чтобы указать, что божественные предметы, даже когда они посвящены письму, должны быть покрыты загадочными вуалами и поэтическое притворство... Как это было сделано... латинскими и греческими поэтами, мы объясним в книге нашего Поэтического богословия.

— Комментарий, Libro Terzo, Cap. xi, Станца Нона

Гептапл Пико, мистико-аллегорическое описание творения в соответствии с семью библейскими смыслами, развивает его идею о том, что разные религии и традиции описывают одного и того же Бога. Книга написана в его характерном апологетическом и полемическом стиле:

Если они согласятся с нами в чем-либо, мы прикажем евреям придерживаться древних традиций своих отцов; если где-то они не согласятся, то мы, собравшись в католические легионы, нападем на них. Короче говоря, все, что мы обнаружим чуждым истине Евангелий, мы будем опровергать в меру наших возможностей, в то время как все, что мы сочтем святым и истинным, мы перенесем из синагоги, как от незаконного владельца, к себе, законным израильтянам.

— Гептапл, Прим. К 3-й экспозиции

О Бытии и Едином (лат. : De ente et uno), имеет объяснения нескольких отрывков из Моисея, Платона и Аристотеля.. Это попытка примирения между платоновскими и аристотелевскими писаниями об относительных местах бытия и «единого » и опровержение противоположных аргументов.

Он написал по-итальянски имитацию Платоновского Симпозиума. Его письма (Aureae ad familiares epistolae, Paris, 1499) важны для истории современной мысли. Многочисленные издания всех его произведений в шестнадцатом веке достаточно доказывают его влияние.

Еще один печально известный текст Джованни Пико делла Мирандола - De omnibus rebus et de quibusdam aliis, «Из всего существующего и немного больше», который упоминается в некоторых записях в книге Томаса Мора Утопия и высмеивает титул Лукреция De rerum natura.

Культурные ссылки

Рисунок из Рафаэля Афинская школа, возможно, Пико делла Мирандола.
  • Безбородым молодым человеком из Рафаэля фрески Афинской школы (1509–15011 гг.) Считается Пико делла Мирандола (или, может быть, Франческо делла Ровере ). Кристиан Йуст-Гогье описала Пико делла Мирандола как «главного философского вдохновителя программы фрески, особенно в том смысле, что он был самым откровенным сторонником гармонии Платона и Аристотеля."
  • В Джеймс Джойс Улисс, не по годам развитый Стивен Дедал с пренебрежением вспоминает свои детские амбиции и, очевидно, связывает их с карьерой Мирандолы: «Помните свои прозрения, написанные на зеленом овальные листья, очень глубокие... копии, которые будут отправлены, если вы умрете, во все великие библиотеки мира... как у Пико делла Мирандола. "
  • Незначительный интерес представляет мимолетная ссылка на Мирандолу, сделанная Г.П. Лавкрафт, в рассказе Дело Чарльза Декстера Уорда (1927). Мирандола приводится как источник устрашающего заклинания, используемого неизвестными злыми сущностями как своего рода призыв. «заклинание» было впервые изображено (как ключ к довольно простой форме гадания, а не великому и ужасному призыву), и по всей вероятности, создан Генрихом Корнелиусом Агриппой фон Неттесхайм в его Трех книгах оккультной философии. Это было написано через несколько десятилетий после смерти Мирандолы и было первым письменным примером этого «заклинания», поэтому для Мирандолы почти невозможно быть источником этих «волшебных слов».
  • Психоаналитик Отто Ранг, мятежный ученик Зигмунда Фрейда, выбрал значительный отрывок из Речи Мирандолы о достоинстве человека в качестве девиза своей книги «Искусство и художник: творческое стремление и развитие личности», включая: «...Я сотворил тебя как существо ни небесное, ни земное... чтобы ты сам был свободным формовщиком и победителем... ".
  • В романе Умберто Эко Маятник Фуко главный герой Казобон утверждает, что идея о том, что евреи были причастны к загадке тамплиеров, была «ошибкой Пико Делла Мирандола», вызванной орфографической ошибкой, которую он допустил между «израильтянами» и «исмаилитами».
  • В романе Ирвинга Стоуна о Микеланджело, Агония и экстаз, книга 3, часть 3 содержит абзацное описание Мирандолы как части ученого круга, окружавшего Лоренцо ди Медичи во Флоренции. Мирандола был описан как человек, говорящий на 22 языках, глубоко разбирающийся в философии и человек, который не нажил себе врагов.
  • Философ социальных наук Рене Жирар мимоходом упоминает Мирандолу в своей книге Des choses cachées depuis la fondation du monde (Вещи, скрытые с момента основания мира ), Жирар пренебрежительно пишет: «Люди будут обвинять нас в том, что мы играем в Пико делла Мирандола - человека эпохи Возрождения - безусловно, искушение. нам нужно сопротивляться сегодня, если мы хотим, чтобы нас видели в благоприятном свете ". (стр. 141, 1987)
  • В романе Роберто Боланьо «2666» профессор философии Оскар Амальфитано начинает свой трехколоночный список философов с Пико делла Мирандола. Рядом с Мирандолой Амальфитано пишет Гоббс, а под ним пишет Husserl (стр. 207, 2008).
  • В романе L'Oracle della Luna ( 2006), философия Пико делла Мирандола составляет одно из основных учений, полученных главным героем Джованни от его главного духовного Учителя. Год 1530. Основные упоминания:
    • в конце 21 главы мудрец - вымышленный персонаж - говорит, что лично встречался с Пико делла Мирандола и обсуждает разногласия Мирандолы с Папой по поводу 900 тезисов (с Ленуар, утверждающий, что только 7 из них не были приняты) и дальнейшая судьба философа. По словам мудреца, главная цель Фичино и Пико делла Мирандола состояла в том, чтобы получить универсальные знания, свободные от предрассудков, языковых и религиозных барьеров;
    • в конце главы 24, обсудив Концепция свободы воли Лютера, мудрец хочет познакомить Джованни с идеями Мирандолы по этому вопросу и позволяет ему прочитать «De hominis dignitate»; Джованни с большим интересом просматривает книгу в главе 25;
    • в начале главы 26, когда Джованни прочитал Речь о достоинстве человека, мудрец обсуждает с ним два вопроса из книги. Один из них - это попытка Пико делла Мирандола сформировать единую универсальную философию и ее трудности. Другой - концепция свободы воли Мирандолы. Джованни выучил один отрывок из книги наизусть, о том, как Бог обращается к человеку и говорит ему, что Он не сделал его ни небесным, ни земным созданием, и что человек - фальсификатор своей судьбы. Этот отрывок цитируется в романе.
  • Английский композитор Гэвин Брайарс использует тексты Пико делла Мирандола в своей музыкальной постановке; особенно в таких пьесах, как "Glorious Hill" для вокального квартета / смешанного хора, "Pico's Flight" для сопрано и оркестра и "Incipit Vita Nova" для альта и струнного трио.
  • Пико делла Мирандола выступает как исполнитель. персонаж Икароса в романах Джо Уолтон Справедливый город и Короли философов. Также он является одним из главных героев ее романа Великий пост.
  • В книге «Умирать за идеи; Опасная жизнь философов» (2015) румынского философа Костика Брадатан жизнь и деятельность Мирандолы рассматриваются как ранний или даже первый пример восприятия человеческой жизни как проект «самовыражения», связывающий это с еретической идеей Мирандолы о человеке, являющемся частью творения с «неопределенной природой».

См. также

Ссылки

Сноски

Источники и дополнительная литература

Внешние ссылки

В Викицитаторе есть цитаты, связанные с: Джованни Пико делла Мирандола

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). «Джованни Пико делла Мирандола ». Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Роберт Эпплтон Компани.

Последняя правка сделана 2021-05-21 09:12:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте