De re aedificatoria (О строительном искусстве ) - классический архитектурный трактат, написанный Леоном Баттистой Альберти между 1443 и 1452 годами. Хотя в значительной степени он зависел от книги De Architectura Витрувия, это была первая теоретическая книга по этому вопросу, написанная в итальянском Возрождении, а в 1485 году она стала первой печатной книгой по архитектуре. За ним в 1486 году последовало первое печатное издание Витрувия.
Десять книг Альберти сознательно перекликаются с произведениями Витрувия, но Альберти также критически относится к своему предшественнику. В своем обсуждении Альберти включает широкий спектр литературных источников, в том числе Платона и Аристотеля, представляющих краткую версию социологии архитектуры. De re aedificatoria подразделяется на десять книг и включает:
В своем обзоре желательных планов этажей священных зданий - «храмов» по его фразе - Альберти начинает с идеальной формы круга, что выражается в многочисленных примерах Природы. Для церквей рекомендуются девять идеальных геометрических форм с центральной планировкой; помимо круга он перечисляет квадрат, шестиугольник, восьмиугольник, десятиугольник и двенадцатигранник, все производные от круга, и, производные от квадрата, прямоугольники, образующие квадрат с половиной, квадратом, третьим и двойным квадратом, все из которых есть энгармонические параллели в музыке. Часовни добавляют небольшие геометрические фигуры к основным кругам и многоугольникам, чтобы получить большое разнообразие планов этажей, в которых каждая геометрическая фигура сохраняет свое четкое единство и простые соотношения, которые связывают все элементы планов и фасадов в гармоничное единство.
De re aedificatoria оставалась классическим трактатом по архитектуре с 16 по 18 век.
В Девятой книге Альберти представляет свои комментарии об эстетической теории и красоте, которые Борси резюмирует на странице 234 своей книги Альберти, заявляя: «Короче говоря, какие элементы составляют красоту? ? (Или какие элементы проистекают из каждого конкретного вида красоты?) Вопрос сложный ". Цитируя Альберти, Борси представляет Альберти следующим образом:
«Каким бы ни было это свойство, которое выбирается из всего числа и характера нескольких частей или приписывается каждой из них в точной и равной мере, или которое должно быть таким, чтобы образовывать единое целое организма из нескольких частей, связывая их вместе справедливым, стабильным и гармоничным образом... он, безусловно, должен содержать в себе ценность, я бы почти сказал сущность всех вышеупомянутых частей с с чем он связан или с чем он сопоставляется. В противном случае они столкнутся, и красота целого будет потеряна. Само по себе это исследование и выбор далеко не легкие или очевидные. Но это особенно опасно и сложно в той области, которую мы выбрали для исследования в, поскольку архитектура состоит из множества различных частей, и каждая из этих частей требует множества различных украшений, как мы уже видели ».
Что касается Борси, Альберти выводит свою точку зрения из« Эннеадов »Плотина.