Софокл

редактировать
древнеафинский трагический драматург
Софокл
Софокл pushkin.jpg
Родился497/496 г. до н.э.. Колон, Аттика
Умер406/405 г. до н.э. (в возрасте 90–92 лет). Афины
Род занятийТрагедист
ЖанрТрагедия
Известные произведения

Софокл (; Греческий : Σοφοκλῆς Sophoklês, произносится ; c.497/6 - зима 406/5 г. до н.э.) является одним из трех древних Греческие трагики, пьесы которых сохранились. Его первые пьесы были написаны позже или одновременно с пьесами Эсхила ; и раньше или современники Еврипида. Софокл написал более 120 пьес, но только семь из них дошли до наших дней в полном виде: Аякс, Антигона, Женщины Трахиды, Царь Эдип, Электра, Филоктет и Эдип в Колоне. В течение почти пятидесяти лет Софокл был самым знаменитым драматургом в драматических состязаниях города-государства Афин, которые проходили во время религиозных праздников Ленеи и Дионисия. Он участвовал в тридцати соревнованиях, выиграл двадцать четыре и ни разу не был оценен ниже второго места. Эсхил выиграл тринадцать соревнований и иногда терпел поражение от Софокла; Еврипид выиграл четыре.

Самые известные трагедии Софокла включают Эдипа и Антигоны : они обычно известны как фиванские пьесы, хотя каждая был частью другой тетралогии (другие члены которой теперь потеряны). Софокл повлиял на развитие драмы, в первую очередь, добавив третьего актера (приписываемого Софоклу Аристотелем; Эсхилу Фемистием), тем самым уменьшив важность хора в представлении сюжета . Он также развил своих персонажей в большей степени, чем предыдущие драматурги.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Сексуальность
  • 2 Работы и наследие
    • 2.1 Фиванские пьесы
      • 2.1.1 Субъекты
      • 2.1.2 Состав и несоответствия
    • 2.2 Другие пьесы
    • 2.3 Отрывочные пьесы
    • 2.4 Взгляд Софокла на его собственную работу
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки
Жизнь
Мраморный рельеф с изображением поэта, возможно, Софокла

Софокл, сын Софилла, был богатым членом сельского дема (небольшая община) из Гиппея Колона в Аттике, который должен был стать местом действия одной из его пьес; и он, вероятно, родился там, за несколько лет до Марафонской битвы в 490 г. до н.э.: точный год неясен, но наиболее вероятен 497/6. Он родился в богатой семье (его отец был производителем доспехов) и был высокообразованным. Его первый художественный триумф пришелся на 468 г. до н.э., когда он занял первый приз в Дионисии, победив правящего мастера афинской драмы Эсхила. Согласно Плутарху, победа пришла при необычных обстоятельствах: вместо того, чтобы следовать обычному обычаю выбирать судей по жребию, архонт спросил Кимона, а другой стратеги присутствуют, чтобы определить победителя конкурса. Плутарх далее утверждает, что после этой потери Эсхил вскоре уехал на Сицилию. Хотя Плутарх говорит, что это была первая постановка Софокла, сейчас считается, что его первая постановка была, вероятно, в 470 году до нашей эры. Триптолем, вероятно, был одной из пьес, которые Софокл представил на этом фестивале.

В 480 г. до н.э. Софокл был избран руководителем пеана (хорового песнопения богу), празднующего победу греков над персы в битве при Саламине. В начале своей карьеры политик Кимон мог быть одним из его покровителей; но, если он был таковым, то не было бы недоброжелательства со стороны Перикла, соперника Кимона, когда Кимон подвергся остракизму в 461 г. до н. э. В 443/2 Софокл служил одним из Hellenotamiai, или казначеев Афины, помогая управлять финансами города во время политического господства Перикла. В 441 г. до н.э., согласно Vita Sophoclis, он был избран одним из десяти генералов, должностных лиц в Афинах, как младший коллега Перикла; и он участвовал в афинской кампании против Самоса. Предполагалось, что он был избран на эту должность в результате создания им Антигоны, но это «крайне маловероятно».

В 420 г. до н.э. он был избран, чтобы получить изображение Асклепия в его собственном доме, когда культ был введен в Афинах, и ему не хватало надлежащего места (τέμενος). За это афиняне дали ему посмертный эпитет Дексион (приемник). Но «в этой истории есть некоторые сомнения». Он также был избран в 411 г. до н.э. одним из уполномоченных (probouloi ), который отреагировал на катастрофические разрушения афинских экспедиционных сил в Сицилии во время Пелопоннесской войны.

Софокл умер в возрасте девяноста или девяноста одного года зимой 406/5 г. до н.э., увидев за свою жизнь как греческий триумф в персидских войнах, так и кровопролитие Пелопоннесской войны.. Как и в случае со многими известными людьми классической античности, его смерть вдохновила на создание ряда апокрифических историй. Самым известным является предположение, что он умер от напряжения, пытаясь процитировать длинное предложение своей Антигоны, не останавливаясь, чтобы перевести дух. Согласно другому сообщению, он подавился, когда ел виноград на фестивале Anthesteria в Афинах. Третий считает, что он умер от счастья, одержав свою последнюю победу в Городе Дионисии. Несколько месяцев спустя комический поэт в пьесе «Музы» написал такую ​​хвалебную речь: «Блажен Софокл, который прожил долгую жизнь, был счастливым и талантливым человеком, автором многих хороших трагедий; и он закончил его жизнь хорошо, без каких-либо несчастий ". По некоторым данным, однако, его собственные сыновья пытались объявить его недееспособным ближе к концу его жизни; и что он опроверг их обвинение в суде, прочитав из своего нового Эдипа в Колоне. Один из его сыновей, Иофон, и внук, по имени Софокл, также стали драматургами.

Сексуальность

Древний источник, Афиней. работа Софисты за обедом, содержит ссылки на сексуальность Софокла. В этой работе персонаж по имени Миртил утверждает, что Софокл «неравнодушен к мальчикам, точно так же, как Еврипид был неравнодушен к женщинам» («φιλομεῖραξ δὲ ἦν ὁ Σοφοκλῆς, ὡς ριπίδης φιλογύνης»); и касается анекдота, приписываемого Иону Хиосскому, о Софокле, флиртующем с прислугой на симпозиуме :

βούλει με ἡδέως πίνειν; [...] βραδέως τοίνυν καὶ πρόσφερέ μοι καὶ ἀπόφερε τὴν κύλικα.. Вы хотите, чтобы я наслаждался своим напитком? [...] Тогда протяни мне чашу аккуратно и медленно, и верни ее тоже красиво и медленно.

Он также говорит, что Иероним Родосский в своих Исторических записках утверждает, что когда-то Софокл руководил мальчик вне городских стен для секса; и что мальчик схватил плащ Софокла (χλανίς, khlanis), оставив свою мантию размером с ребенка («παιδικὸν ἱμάτιον ») для Софокла. Более того, когда Еврипид услышал об этом (это много обсуждалось), он высмеял пренебрежительное обращение, заявив, что сам занимался сексом с мальчиком, «но не дал ему ничего, кроме его обычного гонорара» («ἀλλὰ μηδὲν προσθεῖναι»), или, «но ничего не было снято» («ἀλλὰ μηδὲν προεθῆναι»). В ответ Софокл составил эту элегию:

Ἥλιος ἦν, οὐ παῖς, Εὐριπίδη, ὅς με χλιαίνων. γυμνὸν ἐποίησεν · σοὶ δὶ φιλοῦντιρ † ροη † ἑρο. σὺ δ᾿ οὐ σοφός, ὃς τὸν Ἔρωτα,. ἀλλοτρίαν σπείρων, λωποδύτην ἀπάγεις.. Солнце, Еврипид, а не мальчик, меня раздели. голый. Но Северный Ветер был с тобой., когда ты целовал † куртизанку †. Ты не так уж умен, если арестуешь. Эроса за кражу одежды, пока засеиваешь чужое поле.

Работы и наследие
Портрет Грека актера Евяон в «Андромеде» Софокла, ок. 430 г. до н. Э.

Софокл известен нововведениями в драматической структуре ; более глубокое развитие персонажей, чем у более ранних драматургов; и, если это не был Эсхил, добавление третьего актера, что еще больше уменьшило роль хора и увеличило возможности для развития и конфликтов. Эсхил, доминировавший в афинском драматургии в начале карьеры Софокла, принял третьего актера в свою работу. Помимо третьего актера, Аристотель приписывает Софоклу введение скенографии, или пейзажной живописи; но это тоже где-то приписывается кому-то другому (Витрувием, Агафарху Самосскому). После смерти Эсхила в 456 г. до н. Э. Софокл стал выдающимся драматургом в Афинах, выиграв состязания на восемнадцати Дионисийских и шести Ленайских фестивалях. Его репутация была такой, что иностранные правители приглашали его посетить свои дворы; но, в отличие от Эсхила, который умер в Сицилии, или Еврипида, который провел время в Македонии, Софокл никогда не принимал ни одного из этих приглашений Аристотель в своем Поэтика (ок. 335 г. до н.э.), использовала Царь Эдип Софокла как пример высочайшего достижения в трагедии.

Только две из семи сохранившихся пьес могут быть надежно датированы : Филоктет, 409 г. до н. Э.; Эдип в Колоне, 401 г. до н.э. (поставлен его внуком после его смерти). Что касается других, Электра демонстрирует стилистическое сходство с этими двумя, предполагая, что это, вероятно, было написано в более позднюю часть его карьеры; Ajax, Antigone и Trachiniae обычно задумываются рано, опять же на основе стилистических элементов; и Царь Эдип помещен в среднюю точку. Большинство пьес Софокла демонстрируют скрытую подоплеку раннего фатализма и истоки сократовской логики как основы давней традиции греческой трагедии.

фиванские пьесы

Фиванские пьесы включают три пьесы: Царь Эдип (также называемый Эдипом Тираном или Эдипом Царем), Эдип в Колоне и Антигона. Все три касаются судьбы Фив во время и после правления царя Эдипа. Часто они публиковались под одной обложкой; но Софокл написал их для отдельных фестивальных конкурсов с разницей в много лет. Фиванские пьесы - это не настоящая трилогия (т. Е. Три пьесы, представленные как непрерывное повествование), ни преднамеренная серия; они содержат несоответствия. Софокл также написал другие пьесы, относящиеся к Фивам, такие как Эпигоны, но сохранились только фрагменты.

Сюжеты

Три пьесы связаны с историей Эдипа., который убил своего отца и женился на его матери, не зная, что они были его родителями. Его семья проклята на три поколения.

В Царь Эдип Эдип - главный герой . Его детоубийство запланировано его родителями, Лаем и Иокастой, чтобы помешать ему исполнить пророчество; но слуга, которому поручено детоубийство, передает младенца через ряд посредников бездетной паре, которая усыновляет его, не зная его истории. В конце концов Эдип узнает о пророчестве Дельфийского оракула о нем, что он убьет своего отца и женится на его матери; он пытается сбежать от своей судьбы, не причиняя вреда тем, кого он знает как своих родителей (на данный момент он не знает, что его усыновили). Эдип встречает на перекрестке человека в сопровождении слуг; Эдип и человек сражаются, и Эдип убивает человека (который был его отцом, Лаем, хотя никто не знал в то время). Он становится правителем Фив после решения загадки Сфинкса и в процессе женится на овдовевшей царице, своей матери Иокасте. Таким образом, все готово для ужаса. Когда правда выходит из другого истинного, но сбивающего с толку пророчества из Дельф, Иокаста совершает самоубийство, Эдип ослепляет себя и покидает Фивы. По окончании спектакля порядок восстанавливается. Это восстановление видно, когда Креонт, брат Иокасты, становится царем, а также когда Эдип, прежде чем отправиться в изгнание, просит Креонта позаботиться о его детях. Дети Эдипа всегда будут нести бремя стыда и унижения из-за действий своего отца.

В Эдип в Колоне изгнанный Эдип и его дочь Антигона прибывают в город Колон. где они встречают Тесея, царя Афин. Эдип умирает, и между его сыновьями Полиник и Этеокл.

начинается раздор. В Антигоне главным героем становится дочь Эдипа, Антигона. Она сталкивается с выбором: позволить телу ее брата Полиника остаться незахороненным, за городскими стенами, подвергнуться разрушительным действиям диких животных, или похоронить его и встретить смерть. Царь страны Креонт запретил погребение Полиника, поскольку он был предателем города. Антигона решает похоронить его тело и столкнуться с последствиями своих действий. Креонт приговаривает ее к смерти. В конце концов, Креонт убеждается освободить Антигону от ее наказания, но его решение приходит слишком поздно, и Антигона совершает самоубийство. Ее самоубийство вызывает самоубийство двух других близких к королю Креонта: его сына Хемона, который должен был жениться на Антигоне, и его жены Эвридики, которая покончила жизнь самоубийством после потери своего единственного выжившего сына.

Композиция и несоответствия

Эдип в Колоне Жан-Антуан-Теодор Жиру (1788), Художественный музей Далласа

Пьесы были написаны в тридцати шести лет карьеры Софокла и не были составлены в хронологическом порядке, а были написаны в порядке Антигона, Царь Эдип и Эдип в Колоне. Они также не были составлены как трилогия - группа пьес, которые будут исполняться вместе, но являются оставшимися частями трех разных групп пьес. В результате возникают некоторые несоответствия: в частности, Креонт является бесспорным царем в конце «Царя Эдипа» и, посоветовавшись с Аполлоном, единолично принимает решение изгнать Эдипа из Фив. Креонту также велено заботиться о дочерях Эдипа Антигона и Исмена в конце книги «Царь Эдип». Напротив, в других пьесах есть некоторая борьба с сыновьями Эдипа Этеоклом и Полиникесом в отношении преемственности. В «Эдипе в Колоне» Софокл пытается объединить эти несоответствия в единое целое: Исмена объясняет, что в свете их испорченного семейного происхождения ее братья поначалу были готовы уступить трон Креонту. Тем не менее, в конце концов они решили взять на себя ответственность за монархию, и каждый брат оспаривал право другого на успех. Помимо того, что они находятся в явно более влиятельном положении в Эдипе в Колоне, Этеокл и Полиник также виновны: они соглашаются (l. 429, Theodoridis, tr.) На изгнание своего отца, что является одним из его самых жестоких обвинений против них..

Другие пьесы

Помимо трех фиванских пьес, сохранились четыре пьесы Софокла: Аякс, Женщины Трахиды, Электра и Филоктет, последний из которых выиграл первый приз в 409 г. до н.э., в котором участвовал.

Аякс фокусируется на гордом герое Троянской войны, Теламониан Аякс, которого довели до предательства и, в конце концов, до самоубийства. Аякс сильно расстраивается, когда Ахилл ’доспехи преподносятся Одиссею вместо него самого. Несмотря на их враждебность к нему, Одиссей убеждает королей Менелая и Агамемнона предоставить Аяксу надлежащие погребения.

Женщины Трахиды (названные в честь трахинских женщин, составляющих хор) драматизируют Дейанейру, случайно убившую Геракла после того, как он завершил свои знаменитые двенадцать подвигов. Обманутый во мнении, что это любовный амулет, Дейанейра применяет яд к предмету одежды Геракла; эта отравленная одежда заставляет Геракла умереть мучительной смертью. Узнав правду, Деянира совершает самоубийство.

Электра примерно соответствует сюжету «Несущих возлияния» Эсхила . В нем подробно рассказывается, как Электра и Орест мстят за своего отца Агамемнона за убийство Клитемнестрой и Эгистом.

Филоктет пересказывает История Филоктета, лучника, которого бросили на Лемнос остальная часть греческого флота, когда он направлялся в Трою. Узнав, что они не могут выиграть Троянскую войну без лука Филоктета, греки посылают Одиссея и Неоптолема, чтобы вернуть его; Однако из-за предательства греков Филоктет отказывается присоединиться к армии. Только появление Геракла deus ex machina убеждает Филоктета отправиться в Трою.

Фрагментарные пьесы

Хотя список из более чем 120 названий пьес, связанных с Софоклом, известен и представлен ниже, мало что известно о точной датировке большинства из них. Филоктет, как известно, был написан в 409 году до нашей эры, а Эдип в Колоне, как известно, был исполнен только в 401 году до нашей эры, посмертно, при посвящении внука Софокла. Условием написания пьес для греческих праздников было представление их в тетралогиях трех трагедий вместе с одной пьесой сатиров. Наряду с неизвестной датировкой подавляющего большинства из более чем 120 названий пьес, также в значительной степени неизвестно, как были сгруппированы пьесы. Однако известно, что три пьесы, которые в современную эпоху называются «фиванскими пьесами», никогда не исполнялись вместе при жизни Софокла, и поэтому не являются трилогией (которую иногда ошибочно называют).

Фрагменты Ichneutae (Следящие сатиры) были обнаружены в Египте в 1907 году. Они составляют примерно половину пьесы, что делает его наиболее хорошо сохранившимся сатиром. сыграйте после Cyclops Еврипида, который сохранился полностью. Фрагменты Эпигони были обнаружены в апреле 2005 года классиками Оксфордского университета с помощью инфракрасной технологии, ранее использовавшейся для спутниковой съемки. Трагедия повествует о второй осаде Фив. Ряд других сочинений Софоклина сохранились только во фрагментах, в том числе:

  • Айас Локрос (Аякс Локрийский)
  • Айас Мастигофор (Аякс Хранитель кнута)
  • Эгей (Эгей)
  • Aigisthos (Aegisthus)
  • Aikhmalôtides (Пленные женщины)
  • Aithiopes (эфиопы), или Memnon
  • Akhaiôn Syllogos (собирание ахейцев)
  • Ахиллеос Эрастай ([мужчина] Любители Ахилла)
  • Акрисиос
  • Алеады (Сыны Алеуса)
  • Алетес
  • Александрос (Александр)
  • Алкмен
  • Амфиараус
  • Амфитрион
  • Амикос
  • Андромаха
  • Андромеда
  • Антеноридай (Сыны Антенора)
  • Athamas (выпущено две версии)
  • Atreus, или Mykenaiai
  • Camicoi
  • Cassandra
  • Cedaliôn
  • Cerberus
  • Хрисида
  • Клитемнестра
  • Колхид
  • Кофей (немые)
  • Креуса
  • Кризис (Правосудие)
  • Дедал
  • Даная
  • Дионисий
  • Долоп
  • Эпигони (Потомство)
  • Эрифил
  • Эрида
  • Эвмел
  • Эвриал
  • Эврипил
  • Еврисак
  • Helenes Apaitesis (Требование Елены)
  • Хеленес Гамос (Брак Хелен)
  • Геракл Эпи Тайнаро (Геркулес в Таенаруме)
  • Гермиона
  • Гиппонус
  • Гибрис
  • Hydrophoroi (Водоносцы)
  • Инахос
  • Иобатс
  • Иокл
  • Иоан
  • Ифигения
  • Иксион
  • Lacaenae (Lacaenian Women)
  • Laocoôn
  • Larisaioi
  • Lemniai (Lemnian Women)
  • Мантеис (Пророки) или Полиид
  • Мелеагрос
  • Минос
  • Момус
  • Мусай (Музы)
  • Мисой (Мисы)
  • Науплиос Катаплеон (Прибытие Науплия)
  • Науплиос Пиркей (Огни Науплия)
  • Навсикая, или Плинтриай
  • Ниоба
  • Одиссей Акантоплекс (Одиссей Бич терновником)
  • Одиссей Майноменос (Одиссей сошел с ума)
  • Оней
  • Эномай
  • Паламед
  • Пандора, или Сфирокопои ( Молотобойцы)
  • Пелий
  • Пелей
  • Фаяк
  • Федра
  • Филоктет в Трое
  • Финеус (две версии)
  • Феникс
  • Phrixus
  • Фригес (фригийцы)
  • Фтиотид
  • Поимен (пастыри)
  • Поликсен
  • Приам
  • Procris
  • Rhizotomoi (Корнерезатели)
  • Салмоней
  • Синон
  • Сизиф
  • Скирии (скирии)
  • Скайтай (скифы)
  • Синдейпны (Закусочные, или Банкетеры)
  • Тантал
  • Телефон
  • Терей
  • Теукрос (Тевсер)
  • Фамирас
  • Тесей
  • Фиест
  • Троил
  • Триптолемос
  • Тимпанистай (барабанщики)
  • Тиндареос
  • Тайро Кейромене (Тайро Шорн)
  • Тайро Анагноризомен (Тиро вновь открыт).
  • Ксоанефори (Носители изображений)

Взгляд Софокла на свою работу

Есть отрывок из трактата Плутарха De Profectibus в Virtute 7, в котором Софокл обсуждает свой рост как писателя. Вероятным источником этого материала для Плутарха была «Эпидемия Иона Хиосского», книга, в которой записано множество разговоров Софокла; но эллинистический диалог о трагедии, в котором Софокл появился как персонаж, также правдоподобен. Первый является вероятным кандидатом на то, чтобы содержать рассуждения Софокла о его собственном развитии, потому что Ион ​​был другом Софокла, а книга, как известно, использовалась Плутархом. Хотя некоторые интерпретации слов Плутарха предполагают, что Софокл говорит, что он подражал Эсхилу, перевод не соответствует грамматически, равно как и интерпретация Софокла, что он высмеивал работы Эсхила. С. М. Боура приводит доводы в пользу следующего перевода строки: «Практиковав в полной мере величие Эсхила, затем болезненную изобретательность моего собственного изобретения, теперь, на третьем этапе, я перехожу на тот вид дикции, который является наиболее выразительный характер и лучший ».

Здесь Софокл говорит, что он завершил этап работы Эсхила, имея в виду, что он прошел фазу подражания стилю Эсхила, но на этом закончил. Мнение Софокла об Эсхиле было неоднозначным. Он определенно уважал его достаточно, чтобы подражать его работе в начале своей карьеры, но у него были сомнения по поводу стиля Эсхила, и поэтому он не поддерживал его подражание. Первый этап Софокла, на котором он подражал Эсхилу, отмечен «эсхиловой пышностью языка». Второй этап Софокла был полностью его собственным. Он представил новые способы пробудить чувства у публики, например, в его «Аяксе», когда Афина издевается над Аяксом, сцена опустошается, и он может покончить жизнь самоубийством. Софокл упоминает третью стадию, отличную от двух других, в своем обсуждении своего развития. На третьем этапе больше внимания уделяется дикции. Его персонажи говорили более естественным для них образом и более выражали их индивидуальные чувства.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Пиво, Джош (2004). Софокл и трагедия афинской демократии. Издательство "Гринвуд". ISBN 0-313-28946-8
  • Боура, К.М. (1940). «Софокл о собственном развитии». Американский филологический журнал. 61 (4): 385–401. DOI : 10.2307 / 291377. JSTOR 291377.
  • Финкель, Рафаэль. «Номер Адлера: сигма, 815». Suda on Line: Византийская лексикография. Проверено 14 марта 2007 г.
  • Фриман, Чарльз. (1999). Греческое достижение: основание западного мира. Нью-Йорк: Viking Press. ISBN 0-670-88515-0
  • Хаббард, Томас К. (2003). Гомосексуализм в Греции и Риме: Справочник основных документов.
  • Джонсон, Маргарита и Терри Райан (2005). Сексуальность в греческом и римском обществе и литературе: Справочник. Рутледж. ISBN 0-415-17331-0, 978-0-415-17331-5
  • Ллойд-Джонс, Хью и Уилсон, Найджел Гай ( ред.) (1990). Софоклис: Fabulae. Oxford Classical Texts.
  • Ллойд-Джонс, Хью (ред.) (1994). Софокл: Аякс. Электра. Эдип Тиранн. Отредактировано и переведено Хью Ллойд-Джонсом, Классическая библиотека Леба No. 20.
  • Ллойд-Джонс, Хью (ред.) (1994). Софокл: Антигона. Женщины Трахиды. Филоктет. Эдип в Колоне. Отредактировано и переведено Хью Ллойд-Джонсом, Классическая библиотека Леба No. 21.
  • Ллойд-Джонс, Хью (ред.) (1996). Софокл: Фрагменты. Отредактировано и переведено Хью Ллойд-Джонсом, Классическая библиотека Леба No. 483.
  • Лукас, Дональд Уильям (1964). Греческие трагические поэты. W.W. Нортон и Ко.
  • Платон. Платон в двенадцати томах, тт. 5 и 6 переведены Полом Шори. Кембридж, Массачусетс, издательство Гарвардского университета; Лондон, William Heinemann Ltd. 1969.
  • Шульц, Фердинанд (1835). De vita Sophoclis Poetae commentatio. Фил. Diss., Берлин.
  • Скаллион, Скотт (2002). Трагические даты, Classical Quarterly, new sequence 52, pp. 81–101.
  • Сифорд, Ричард А. С. (2003). «Сатирическая драма». В Саймоне Хорнблауэре и Энтони Спофорте (ред.). Оксфордский классический словарь (пересмотренное 3-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 1361. ISBN 978-0-19-860641-3.
  • Смит, Филип (1867). "Софокл". В Уильям Смит (ред.). Словарь греческой и римской биографии и мифологии. 3. Бостон: Литтл, Браун и компания. С. 865–73. Архивировано из оригинального 2 февраля 2007 г. Получено 19 февраля 2007 г.
  • Sommerstein, Alan Herbert (2002). Греческие драмы и драматурги. Рутледж. ISBN 0-415-26027-2
  • Соммерштейн, Алан Герберт (2007). «Общее введение», стр. Xi – xxix в Sommerstein, A.H., Fitzpatrick, D. и Tallboy, T. Sophocles: Selected Fragmentary Plays: Volume 1. Aris and Phillips. ISBN 0-85668-766-9
  • Софокл. Софокл I: Царь Эдип, Эдип в Колоне, Антигона. 2-е изд. Грен, Дэвид и Латтимор, Ричард, ред. Чикаго: Чикагский университет, 1991.
  • Encyclopædia Britannica, Inc. «Глубокие знания макропедии». The New Encyclopdia Britannica Volume 20. Чикаго: Encyclopdia Britannica, Inc., 2005. 344–46.
Внешние ссылки
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Софоклом
Викиисточником оригинальные работы, написанные. Софоклом
На Викискладе есть материалы, относящиеся к Софоклу.

Последняя правка сделана 2021-06-08 10:27:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте