Ахилл

редактировать
Греческий мифологический герой

Древнегреческий полихроматический гончарный рисунок (датируется ок.300 г. до н.э.) Ахилла во время Троянской войны

В греческой мифологии, Ахилл(/əˈkɪliːz/ ə-KIL-eez ) или Ахилл(древнегреческий : Ἀχιλλεύς, [a.kʰilˈleu̯s] ) был героем Троянской войны, величайшим из всех греческих воинов, и является центральным персонажем Гомера Илиады. Он был сыном Нереида Фетиды и Пелея, царя Ффии.

. Самым известным подвигом Ахилла во время Троянской войны было убийство троянского князя Гектора за воротами Трои. Хотя смерть Ахилла не описана в «Илиаде», другие источники сходятся во мнении, что он был убит в конце Троянской войны Пэрис, который выстрелил ему в пятку из стрелы. Более поздние легенды (начиная с Стация, незаконченного эпоса Ахиллеида, написанного в I веке нашей эры) утверждают, что Ахиллес был неуязвим всем телом, кроме пятки, потому что, когда его мать Фетида окунула его в реку Стикс в младенчестве, она держала его за одну из его пяток. Ссылаясь на эти легенды, термин «ахиллесова пята » стал обозначать точку слабости, особенно у кого-то или чего-то с сильным телосложением. Ахиллово сухожилие также названо в его честь из-за этих легенд.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Рождение и ранние годы
    • 2.1 Другие имена
    • 2.2 Скрытые на Скиросе
  • 3 Во время Троянской войны
    • 3.1 Telephus
    • 3.2 Troilus
    • 3.3 В Илиаде
    • 3.4 Более поздние эпические рассказы: битва Пентесилеи и Мемнона
    • 3.5 Ахилл и Патрокл
    • 3.6 Смерть
    • 3.7 Судьба доспехов Ахилла
    • 3.8 Ахилл, Аякс и игра в петлейю
  • 4 Поклонение и героический культ
  • 5 Восприятие в древности
    • 5.1 В греческой трагедии
    • 5.2 В греческой философии
    • 5.3 Ахилл в римской и средневековой литературе
  • 6 В современной литературе и искусстве
    • 6.1 Литература
    • 6.2 Изобразительное искусство
    • 6.3 Музыка
    • 6.4 Кино и телевидение
    • 6.5 Архитектура
  • 7 Тезки
  • 8 Галерея
  • 9 Ссылки
  • 10 Дополнительная литература
  • 11 Внешние ссылки
Этимология

линейное письмо B таблички подтверждают личное имя Ахиллеус в формах a-ki-re-u и a-ki-re-we, последнее является дательным падежом бывшего. Это имя стало более популярным и даже стало обычным вскоре после седьмого века до нашей эры, а также превратилось в женскую форму Ἀχιλλεία (Ахиллея), засвидетельствованную в Аттике в четвертом веке до нашей эры (IG II² 1617) и в форме Ахиллии на стеле в Галикарнасе как имя женщины-гладиатора, сражающейся с «амазонкой».

Имя Ахиллеса можно проанализировать как комбинацию ἄχος (áchos) «бедствие, боль, печаль, горе» и λαός (laós) «люди, солдаты, нация», в результате чего возникла протоформа * Akhí -lāu̯os «тот, кто огорчает людей» или «тот, чьи люди страдают». Горе или горе людей - тема, неоднократно поднимавшаяся в «Илиаде» (и часто самим Ахиллом). Роль Ахилла как героя горя или бедствия образует ироническое противопоставление общепринятому представлению о нем как о герое κλέος kléos («слава», обычно на войне). Более того, laós было истолковано Грегори Надем, вслед за Леонардом Палмером, как означающее «корпус солдат», сбор. Благодаря этому происхождению имя приобретает в стихотворении двоякое значение: когда герой действует правильно, его люди приносят бедствие врагу, но когда он ошибается, его люди получают горе войны. Стихотворение отчасти повествует о том, как руководство гнева не направляет гнев.

Воспитание Ахилла, Эжен Делакруа, бумага, пастель, ок. 1862 г. (Центр Гетти, Лос-Анджелес)

Другая этимология связывает название с протоиндоевропейским составным * h₂eḱ-pṓds «острая нога» который сначала дал иллирийский * ākpediós, который со временем превратился в * ākhpdeós, а затем * akhiddeús. Переход от -dd- к -ll- затем приписывается передаче имени на греческий язык через догреческий источник. Первая часть корня * h₂eḱ- «острый, заостренный» также дает греческое ἀκή (акή «точка, тишина, исцеление»), ἀκμή (акм «точка, край, зенит») и ὀξύς (oxús «острый, заостренный, острый, быстрый. , умный "), тогда как ἄχος происходит от корня * h₂egʰ-" расстраиваться, бояться ". Все это выражение можно сравнить с латинским acupedius «быстроногий». Сравните также латинское семейство слов aciēs «острый край или острие, линия битвы, битва, сражение», acus «игла, булавка, bodkin» и acuō «делать острие, точить, точить; упражнять; возбуждать» (откуда острый). Некоторые тематические эпитеты Ахилла в «Илиаде» указывают на эту «быстроногость», а именно ποδάρκης δῖος Ἀχιλλεὺς (podárkēs dĩos Achilleús «быстроногий, часто даже божественный»). , πόδας ὠκὺς Ἀχιλλεύς (pódas ōkús Achilleús «быстроногий Ахиллес»).

Некоторые исследователи считают это имя заимствованным словом, возможно, из догреческого языка. Происхождение Ахилла от Нереида Фетида и сходство его имени с именами речных божеств, таких как Ахерон и Ахелос привели к предположениям о том, что он был старым водным божеством (см. Ниже Поклонение ). Роберт С.П. Бикс предположил догреческого происхождение названия, основанное, среди прочего, на сосуществовании -λλ- и -λ- в эпическом языке, что может составлять палатализированную фонему / l / в языке оригинала.

Рождение и ранние годы

Ахиллес был сыном Нереида Фетиды и Пелея, царя мирмидонов. Зевс и Посейдон были соперниками за руку Фетиды до тех пор, пока Прометей, предшественник, не предупредил Зевса о пророчестве (первоначально произнесенном Фемидой, богиня божественного закона), что Фетида родит сына более великого, чем его отец. По этой причине два бога прекратили свое преследование, и она вышла замуж за Пелея.

Фетида, погружающая младенца Ахилла в реку Стикс Питер Пауль Рубенс (ок. 1625; Музей Бойманса Ван Бенинген, Роттердам)

Существует легенда, предлагающая альтернативную версию этих событий: В Argonautica (4.760) сестра и жена Зевса Гера ссылается на Фетиду. целомудренное сопротивление наступлениям Зевса, указывая на то, что Фетида была настолько верна брачным узам Геры, что хладнокровно отвергла отца богов. Фетида, хотя и была дочерью морского бога Нерея, также была воспитана Герой, что еще раз объясняет ее сопротивление наступлению Зевса. Зевс был в ярости и постановил, что она никогда не выйдет замуж за бессмертного.

Хирон учит Ахилла игре на лире, римская фреска из Геркуланума, 1 век нашей эры «Воспитание Ахилла» (ок. 1772), Джеймс Барри (Йельский центр британского искусства )

Согласно Ахиллеид, написано от Статия в 1 веке нашей эры и до не сохранившихся предыдущих источников, когда родился Ахилл, Фетида пыталась сделать его бессмертным, окунув его в реку Стикс ; однако он остался уязвимым в той части тела, за которую она держала его: его левая пятка (см. ахиллесова пята, ахиллово сухожилие ). если эта версия событий была известна ранее. В другой версии этой истории Фетида помазала мальчика в амброзии и положила его на костер, чтобы сжечь смертельные части его тела. прервана Пелеем и в ярости бросила отца и сына.

N в одном из источников до Стация упоминается эта общая неуязвимость. Напротив, в «Илиаде» Гомер упоминает раненого Ахилла: в Книге 21 пеонийский герой Астеропей, сын Пелагона, бросил вызов Ахиллу на реке Скамандер. Он бросил сразу два копья, одно задела Ахилла локоть, «пролив кровь».

Также, в отрывочных стихах Эпического цикла, в которых можно найти описание смерти героя (т.е. Киприя, Маленькая Илиада от Лешей из Пирры, Aithiopis и Iliou persis от Арктина Милетского ), нет никаких следов упоминания о его общая неуязвимость или его знаменитая слабость в пятке; на более поздних картинах ваз, изображающих смерть Ахилла, стрела (или, во многих случаях, стрелы) попала в его торс.

Пелей поручил вырастить Ахилла Хирона, Кентавра на горе Пелион. Фетида предсказала, что судьба ее сына - либо обрести славу и умереть молодым, либо прожить долгую, но спокойную жизнь в безвестности. Ахиллес выбрал первое и решил принять участие в Троянской войне. Согласно Гомеру, Ахиллес вырос во Фтии вместе со своим товарищем Патроклом.

Согласно Фотию, в шестой книге Новой истории Птолемея Гефестиона сообщается, что Фетида сгорела в тайном месте ее дети от Пелея; но когда у нее был Ахилл, заметил Пелей, вырвал его из пламени только обожженной ногой и доверил его кентавру Хирону. Позже Хирон эксгумировал тело Дамиса, который был самым быстрым из всех гигантов, удалил лодыжку и вставил ее в обожженную ногу Ахилла.

Другие имена

Среди наименований, под которыми обычно известен Ахиллес, можно выделить следующие:

  • Пиризов, «спасенный от огня», его имя, которое, кажется, поддерживает традицию, в которой его смертные части были сожжены его матерью Фетидой.
  • Эакид, от своего деда Эак
  • Эмоний, из Эмонии, страны, которая впоследствии получила название Фессалия
  • Аспет, «неподражаемый» или «обширный» , его имя в Эпире
  • Лариссей, из Лариса (также называемого Кремастом), города Фессалии, который до сих пор носит то же имя
  • Лигирон, его оригинальное имя
  • Нерей, от его матери Фетиды, одной из Нереид
  • Пелид, от его отца, Пелей
  • Фтиус, с места его рождения, Фтия
  • Подаркс, «быстроногий», потому что крылья Арке были атта

Спрятано на Скиросе

Некоторые постгомеровские источники утверждают, что, чтобы уберечь Ахилла от войны, Фетида (или, в некоторых версиях, Пелей) спрятала молодого человека в суд Ликомеда, короля Скироса. Там Ахиллес замаскирован под девочку и живет среди дочерей Ликомеда, возможно, под именем «Пирра» (рыжеволосая девушка). Вместе с дочерью Ликомеда Дейдамией, которую, по словам Статия, он изнасиловал, у Ахилла родился сын Неоптолем (также называемый Пирром, по возможному псевдониму его отца). Согласно этой истории, Одиссей узнает от пророка Кальхаса, что ахейцы не смогли бы захватить Трою без помощи Ахилла. Одиссей отправляется на Скирос в образе разносчика, торгующего женской одеждой и драгоценностями, и кладет среди своих товаров щит и копье. Когда Ахилл мгновенно берет копье, Одиссей видит его маскировку и убеждает его присоединиться к греческой кампании. В другой версии истории Одиссей подстраивает трубный сигнал, чтобы прозвучать, пока он был с женщинами Ликомеда; в то время как женщины в панике бегут, Ахилл готовится защищать суд, тем самым выдавая свою личность.

Во время Троянской войны
Ахилл и Агамемнон, из мозаики из Помпеи, 1 век нашей эры

Илиада, Ахилл прибыл в Трою с 50 кораблями, на каждом из которых находилось 50 мирмидонцев. Он назначил пять лидеров (каждый из которых командовал 500 мирмидонами): Менестия, Евдора, Пейсандра, Феникса и Альцимедона.

Telephus

Когда греки отправившись на Троянскую войну, они случайно остановились в Мизии, управляемой королем Телефусом. В результате битвы Ахиллес нанес Телефусу неизлечимую рану; Telephus посоветовался с оракулом, который сказал, что «раненый исцелит». Руководствуясь оракулом, он прибыл в Аргос, где Ахиллес исцелил его, чтобы он мог стать их проводником в путешествии в Трою.

Согласно другим сообщениям в Еврипид 'проиграл пьесу о Телефусе, он пошел к Аулису, притворившись нищим, и попросил Ахиллеса залечить его рану. Ахилл отказался, заявив, что не имеет медицинских знаний. В качестве альтернативы Телефус держал Ореста в качестве выкупа, причем выкуп - это помощь Ахилла в залечивании раны. Одиссей рассудил, что рану нанесло копье; следовательно, копье должно уметь лечить его. Осколки копья соскребли с раны, и Телефон был исцелен.

Троил

Ахилл, убивший Троила, краснофигурный киликс, подписанный Евфронием

Согласно Киприей (часть эпического цикла, повествующая о событиях Троянской войны перед гневом Ахилла), когда ахейцы пожелали вернуться домой, их остановил Ахилл, который впоследствии напали на скот Энея, разграбили соседние города (например, Педас и Лирнесс, где греки захватили царицу Брисеиду ) и убили Тенес, сын Аполлона, а также сын Приама Троил в святилище Аполлона Тимбрайос ; однако роман между Троилом и Хрисей описан в Джеффри Чосере Троил и Кризейд и в Уильяме Шекспире Троил и Крессида - средневековое изобретение.

В Смеется Фригиус «Рассказ о разрушении Трои», латинское резюме, через которое история Ахилла была передана в средневековую Европу, как и как и в более старых источниках, Троил был молодым троянским принцем, младшим из пяти законных сыновей царя Приама и Гекубы (или, согласно другим источникам, еще одного сына Аполлона). Несмотря на свою молодость, он был одним из главных лидеров Троянской войны, по словам Гомера, «конным бойцом» или «колесничим». Пророчества связывали судьбу Троила с судьбой Трои, и поэтому он попал в засаду, пытаясь схватить его. И все же Ахилл, пораженный красотой Троила и его сестры Поликсена, и охваченный похотью, направил свои сексуальные интересы на юношу, который, не желая уступить, вместо этого обнаружил себя обезглавленным на алтаре-омфалосе. Аполлон Тимбрайос. Более поздние версии рассказа предполагали, что Троил был случайно убит Ахиллом в чрезмерно пылких объятиях любовников. В этой версии мифа смерть Ахилла была наказанием за это кощунство. Древние писатели рассматривали Троила как воплощение мертвого ребенка, которого оплакивали его родители. Первый мифограф Ватикана утверждал, что если бы Троил дожил до совершеннолетия, Троя была бы непобедима; однако мотив более древний и встречается уже в Плавте 'Вакхид.

В Илиаде

Ахилл уступает Брисеиду Агамемнону, от Дом трагического поэта в Помпеи, фреска, I век нашей эры (Национальный археологический музей Неаполя )

Гомеровская «Илиада» - самое известное повествование о деяниях Ахилла в Троянская война. Гнев Ахилла (μῆνις Ἀχιλλέως, mênis Achilléōs) - центральная тема стихотворения. Первые две строчки «Илиады» гласят:

Μῆνιν ἄειδε θεὰ ΠηληιἈδευυη ἄλγε 'ἔθηκε, [...]

Пой, Богиня, гнева Ахилла, сына Пелея,.

проклятой ярости, принесшей великие страдания ахейцам, [...]

Гомеровский эпос охватывает лишь несколько недель десятилетней войны и не повествует о смерти Ахилла. Он начинается с ухода Ахилла из битвы после того, как его опозорил Агамемнон, командующий Ахейские войска. Агамемнон взял женщина по имени Хрисейс как его рабыня. Ее отец Хрис, жрец Аполлона, умоляет Агамемнона вернуть ее ему. Агамемнон отказывается, и Аполлон насылает чуму на греков. Пророк Калхас правильно определяет источник неприятностей, но не будет говорить, если Ахиллес не поклянется защищать его. Ахилл делает это, и Калхас заявляет, что Хрисеиду нужно вернуть ее отцу. Агамемнон соглашается, но затем приказывает, чтобы боевой приз Ахилла Брисеида, дочь Брисея, был доставлен ему, чтобы заменить Хрисейду. Разгневанный позором из-за того, что у него отняли добычу и славу (и, как он говорит позже, потому что он любит Брисеиду), по настоянию своей матери Фетиды, Ахилл отказывается сражаться или вести свои войска вместе с другими греческими силами. В то же время, пылая яростью из-за кражи Агамемнона, Ахилл молится Фетиде, чтобы убедить Зевса помочь троянцам укрепиться в войне, чтобы он мог вернуть себе свою честь.

Поскольку битва поворачивается против греков, благодаря влиянию Зевса, Нестор заявляет, что троянцы побеждают, потому что Агамемнон разозлил Ахилла, и призывает царя умилостивить воина. Агамемнон соглашается и отправляет Одиссея и двух других вождей, Аякса и Феникса, к Ахиллу с предложением вернуть Брисеиду и другие дары. Ахилл отвергает все, что предлагает ему Агамемнон, и просто убеждает греков отплыть домой, как он планировал.

Ярость Ахилла, фреска Джованни Баттиста Тьеполо (1757, Вилла Вальмарана ай Нани, Виченца)

Троянцы во главе с Гектором впоследствии вытесняют греческую армию обратно к пляжам и атаковать греческие корабли. Когда греческие войска находятся на грани полного уничтожения, Патрокл ведет в битву мирмидонов, одетых в доспехи Ахилла, хотя Ахиллес остается в своем лагере. Патроклу удается оттеснить троянцев с пляжей, но Гектор убивает его, прежде чем он успевает провести надлежащую атаку на город Трою.

Получив известие о смерти Патрокла от Антилоха, сына Нестора, Ахиллес скорбит о смерти своего возлюбленного товарища. Его мать Фетида приходит утешить обезумевшего Ахилла. Она убеждает Гефеста сделать для него новые доспехи взамен доспехов, которые носил Патрокл, которые были взяты Гектором. Новый доспех включает Щит Ахилла, подробно описанный в стихотворении.

Разъяренный смертью Патрокла, Ахиллес прекращает свой отказ сражаться и выходит на поле боя, убивая много людей в своей ярости, но всегда ища Гектора. Ахиллес даже вступает в битву с речным богом Скамандром, который рассердился, что Ахиллес душит его воды со всеми людьми, которых он убил. Бог пытается утопить Ахилла, но его останавливают Гера и Гефест. Сам Зевс обращает внимание на ярость Ахилла и посылает богов, чтобы сдержать его, чтобы он не продолжил разграблять саму Трою до времени, отведенного для ее разрушения, как бы показывая, что беспрепятственная ярость Ахилла может бросить вызов самой судьбе. Наконец Ахилл находит свою добычу. Ахиллес преследует Гектора вокруг стены Трои три раза, прежде чем Афина в образе любимого и самого дорогого брата Гектора, Деифоба, убеждает Гектора прекратить бежать и сразиться с Ахиллом лицом к лицу. После того, как Гектор осознает трюк, он знает, что битва неизбежна. Желая сражаться, он атакует Ахилла своим единственным оружием, мечом, но промахивается. Принимая свою судьбу, Гектор умоляет Ахилла не щадить его жизнь, а с уважением относиться к его телу после его убийства. Ахиллес говорит Гектору, что этого от него ожидать безнадежно, заявляя, что «моя ярость, моя ярость заставят меня сейчас отрубить твою плоть и съесть тебя сырым - такие мучения ты причинил мне». Затем Ахилл убивает Гектора и тащит его труп за пятки за свою колесницу. После сна, где Патрокл умоляет Ахилла провести его похороны, Ахиллес устраивает серию похоронных игр в его честь.

В начале своей дуэли с Гектором Ахиллеса называют самой яркой звездой в небе. , который появляется осенью, собака Ориона (Сириус ); знак зла. Во время кремации Патрокла его сравнивают с Геспером, вечерней / западной звездой (Венерой ), в то время как сожжение погребального костра продолжается до Phosphorus, утренняя / восточная звезда (также Венера) зашла (спустилась).

С помощью бога Гермеса (Аргейфонтеса) отец Гектора Приам идет в шатер Ахилла, чтобы умолять Ахилла вернуть тело Гектора, чтобы он можно похоронить. Ахиллес уступает и обещает перемирие на время похорон, продолжительностью 9 дней с похоронами 10-го числа (в традициях потомства Ниобы ). Поэма заканчивается описанием похорон Гектора, судьба Трои и самого Ахилла еще впереди.

Более поздние эпические рассказы: битва Пентесилеи и Мемнона

Бой Ахилла и Мемнона между Фетидой и Эосом, Чернофигурная амфора на чердаке, ок. 510 г. до н.э., из Вулци

Эфиоп (7 век до н.э.) и произведение под названием Posthomerica, составленное Квинтом Смирнским в четвертом веке нашей эры, рассказать о дальнейших событиях из Троянской войны. Когда Пентесилея, королева амазонок и дочь Ареса, прибывает в Трою, Приам надеется, что она победит Ахилла. После временного перемирия с Приамом Ахиллес сражается и убивает королеву воинов, но позже оплакивает ее смерть. Сначала он был настолько отвлечен ее красотой, что не дрался так сильно, как обычно. Как только он понял, что его отвлечение подвергает опасности его жизнь, он перефокусировал внимание и убил ее.

После смерти Патрокла сын Нестора Антилох становится ближайшим товарищем Ахилла. Когда Мемнон, сын Богини Рассвета Эос и царь Эфиопии, убивает Антилоха, Ахиллес снова мстит на поле битвы, убивая Мемнона. Следовательно, Эос не позволит восходу солнца, пока Зевс ее не уговорит. Битва между Ахиллом и Мемноном из-за Антилоха перекликается с битвой Ахилла и Гектора из-за Патрокла, за исключением того, что Мемнон (в отличие от Гектора) также был сыном богини.

Многие исследователи Гомера утверждали, что этот эпизод вдохновил множество деталей на описание смерти Патрокла и Ахиллеса в описании Илиады. Затем этот эпизод лег в основу циклического эпоса Эфиоп, который был составлен после Илиады, возможно, в 7 веке до нашей эры. Эфиопис в настоящее время утерян, за исключением разрозненных фрагментов, цитируемых более поздними авторами.

Ахилл и Патрокл

Ахилл, ухаживающий за Патроклом, раненым стрелой, аттический краснофигурный киликс, ок. 500 г. до н.э. (Старый музей, Берлин)

Точная природа отношений Ахилла и Патрокла была предметом споров как в классический период, так и в наше время. В «Илиаде» он представляется образцом глубокой и верной дружбы. Гомер не предполагает, что Ахиллес и его близкий друг Патрокл были любовниками. Хотя в тексте «Илиады» нет прямых доказательств того, что Ахилл и Патрокл были любовниками, эта теория была высказана некоторыми более поздними авторами. Комментаторы от античности до наших дней часто интерпретировали отношения через призму своей собственной культуры. В Афинах V в. До н. Э. Тесная связь часто рассматривалась в свете греческого обычая paiderasteia. В «Симпозиуме» Платона участники диалога о любви предполагают, что Ахиллес и Патрокл были парой; Федр утверждает, что Ахиллес был младше и красивее, поэтому он был возлюбленным, а Патрокл был возлюбленным. Но в древнегреческом не было слов, чтобы различить гетеросексуал и гомосексуалист, и предполагалось, что мужчина может и желать красивых молодых мужчин, и заниматься сексом с женщинами. Многие пары мужчин на протяжении всей истории сравнивали с Ахиллом и Патроклом, подразумевая гомосексуальные отношения.

Смерть

Смерть Ахилла, даже если рассматривать ее исключительно так, как она произошла в самых старых источниках, сложна и имеет множество различных версий. В самой древней из них, Илиаде, и, как предсказал Гектор с его последним вздохом, смерть героя была вызвана Пэрис стрелой (в пятку согласно Статию). В некоторых версиях бог Аполлон руководил стрелой Парижа. В некоторых пересказах также говорится, что Ахиллес взбирался на ворота Трои и был поражен отравленной стрелой. Все эти версии отрицают у Париса какую-либо доблесть из-за распространенного мнения, что Пэрис был трусом, а не человеком, которым был его брат Гектор, и Ахиллес остался непобежденным на поле битвы. Его кости были смешаны с костями Патрокла, и были проведены похоронные игры. В Aethiopis он был изображен живущим после своей смерти на острове Леук в устье реки Дунай.

Умирающий Ахилл (Achilleas thniskon) в садах Ахиллиона

Другая версия смерти Ахилла состоит в том, что он сильно влюбился в одну из троянских принцесс, Поликсену. Ахиллес просит у Приама руки Поликсены. Приам готов, потому что это будет означать конец войны и союз с величайшим воином мира. Но пока Приам наблюдает за частным браком Поликсены и Ахилла, Пэрис, которому пришлось бы отказаться от Елены, если бы Ахиллес женился на его сестре, прячется в кустах и ​​стреляет в Ахилла божественной стрелой, убивая его.

В «Одиссее» Агамемнон сообщает Ахиллу о его пышном захоронении и возведении его кургана в Геллеспонте, пока они принимают мертвых женихов в Аиде. Он утверждает, что они построили массивный курган на пляже Илион, который мог увидеть любой, кто приближался с океана. Ахиллес был кремирован, а его прах захоронен в той же урне, что и прах Патрокла. Позже Пэрис был убит Филоктетом с помощью огромного лука Геракла.

. В 11-й книге Гомера Одиссея Одиссей плывет в подземный мир и беседует с тенями. Один из них - Ахиллес, который, когда его приветствуют как «благословенный в жизни, благословленный смертью», отвечает, что он скорее будет рабом худшего из господ, чем королем всех мертвых. Но Ахилл затем спрашивает Одиссея о подвигах своего сына в Троянской войне, и когда Одиссей рассказывает о героических действиях Неоптолема, Ахиллес испытывает удовлетворение. Это оставляет у читателя неоднозначное понимание того, как Ахилл относился к героической жизни.

Согласно некоторым источникам, он был женат на Медее при жизни, так что после обеих смертей они объединились в Елисейских полях из Аида - как Гера обещала Фетиде в Аполлонии 'Аргонавтике (3 век до н.э.).

Судьба доспехов Ахилла

Аякс уносит тело Ахилла, Аттик чернофигур лекитос из Сицилии (ок. 510 г. до н.э. - Staatliche Antikensammlungen, Мюнхен)

Доспехи Ахилла были предметом вражды между Одиссеем и теламонианским Аяксом (Аяксом больший). Они соревновались за это, произнося речи о том, почему они были самыми храбрыми после Ахилла, перед своими троянскими пленниками, которые после рассмотрения выступлений обоих мужчин решили, что Одиссей более заслуживает доспехов. В ярости Аякс проклял Одиссея, чем вызвал гнев Афины, которая на время свела Аякса с ума от горя и горя, что он начал убивать овец, считая их своими товарищами. Через некоторое время, когда Афина прекратила его безумие и Аякс понял, что он действительно убивал овец, ему стало так стыдно, что он покончил жизнь самоубийством. Одиссей в конце концов отдал доспехи Неоптолему, сыну Ахилла. Когда Одиссей встречает тень Аякса намного позже в Доме Аида (Одиссея 11.543–566), Аякс все еще так зол на исход соревнования, что отказывается разговаривать с Одиссеем.

Реликвия, названная копьем Ахилла с бронзовой головкой, веками хранилась в храме Афины на акрополе Фазелис, Ликии, порта в Памфилийском заливе. Город посетил в 333 г. до н. Э. Александр Великий, который вообразил себя новым Ахиллом и унес с собой Илиаду, но его придворные биографы не упоминают копье; однако он был показан во времена Павсания во 2 веке нашей эры.

Ахилл, Аякс и игра в петтейю

Многочисленные рисунки на керамике наводят на мысль не упоминается в литературных традициях. В какой-то момент войны Ахилл и Аякс играли в настольную игру (петтейя). Они были поглощены игрой и не обращали внимания на окружающую битву. Троянцы атаковали и достигли героев, которые были спасены только вмешательством Афины.

Поклонение и героический культ
Жертвоприношение Поликсены и могила Ахилла в форме кургана со штативом спереди, на саркофаге Поликсены, около 500 г. до н.э. Римская статуя мужчины с мертвым телом мальчика, идентифицированного как Ахиллес и Троил, II век нашей эры (Неапольский национальный археологический Музей ) Ахилла на Скиросе, где - согласно Ахиллеиду - Одиссей обнаруживает его одетым как женщина и скрывающимся среди принцесс королевского двора, позднего римлянина мозаика из Ла Ольмеда, Испания, IV – V вв. Н.э. Деталь Ахилла

Гробница Ахилла, сохранившаяся на протяжении всей древности в Троаде, была почитается фессалийцами, но также персидскими экспедиционными войсками, а также Александром Великим и римским императором Каракаллой. Ахиллес. культ можно было найти и в других места, эл. г. на острове Астипалея в Спорадах, в Спарте, где было святилище, в Элиде и на родине Ахилла Фессалия, а также в Magna Graecia городах Тарент, Локри и Кротон, составляющих почти панэллинский культ герою.

Культ Ахилла проиллюстрирован в 500 г. до н.э. саркофаг Поликсены, где изображено жертвоприношение Поликсены возле холма Ахилла. Страбон (13.1.32) также предположил, что такой культ Ахилла существовал в Троаде:

Рядом с Сигейумом находится храм и памятник Ахилла, а также памятники Патроклу и Антлохусу. Илиенцы проводят священные церемонии в честь их всех и даже Аякса. Но они не поклоняются Гераклу, утверждая в качестве причины, что он опустошил их страну.

Страбон (13.1.32).

Распространение и интенсивность почитания героя среди Греки, которые поселились на северном побережье Понта Эвксинского, нынешнего Черного моря, по-видимому, примечательны. Архаичный культ засвидетельствован для милетской колонии Ольвии, а также для острова в центре Черного моря, который сегодня отождествляется с Змеиным островом (Украинский Зміїний, Зминий, близ Килия, Украина ). Ранние дарственные надписи из греческих колоний на Черном море (граффити и глиняные диски с надписями, возможно, вотивные подношения из Ольвии , территория острова Березань и Херсонес Таврический ) свидетельствуют о существовании героического культа Ахилла с шестого века до нашей эры. Культ все еще процветал в III веке нашей эры, когда посвященные стелы из Ольвии относились к Ахиллу Понтарчесу (Ποντάρχης, грубо говоря, «владыке моря» или «Понта Евксинского ). "), которого призывали как защитника города Ольвии, почитали наравне с олимпийскими богами, такими как местные Аполлон Простаты, Гермес Агорай, или Посейдон.

Плиний Старший (23–79 гг. Н. Э.) В своей Естественной истории упоминает «порт Ачхи» и «остров Ахиллеса», знаменитый могилой тот «человек» (portus Achaeorum, insula Achillis, tumulo eius viri clara), расположенный несколько недалеко от Ольвии и Днепро-Бугского лимана ; кроме того, в 125 римских милях от этого острова он помещает полуостров, «который простирается в форме меча» наискось, называемый Дромос Ахиллеос (Ἀχιλλέως δρόμος, Achilléōs drómos »Ипподром Ахилла ") и считался местом упражнений героя или игр, установленных им. Этой последней особенностью рассказа Плиния считается культовая коса, называемая сегодня Тендра (или Коса Тендра и Коса Джарилгач), расположенная между устьем Днепра и Каркинитом. Залив, но который, как утверждает Плиний, находится на расстоянии 125 римских миль (около 185 км) от Днепро-Бугского лимана. (Для «Ипподрома» он указывает длину 80 миль, около 120 км, тогда как коса измеряет сегодня около 70 км.)

В следующей главе своей книги Плиний ссылается на тот же остров, что и Ахиллея, и вводит для него еще два названия: Левс или Макарон (от греч. [νῆσος] μακαρῶν «остров блаженных»). «Сегодняшние» меры, которые он дает здесь, похоже, объясняют отождествление Ахиллеи или Левка с сегодняшним Змеиным островом. Современник Плиния Помпоний Мела (ок. 43 г. н.э.) рассказывает, что Ахилл был похоронен на острове Ахиллея, расположенном между Борисфеном и Истером, что дополняет географическая неразбериха. Руины квадратного храма со стороной 30 метров, возможно, посвященного Ахиллу, были обнаружены капитаном Крицикли в 1823 году на Змеином острове. Второе исследование в 1840 году показало, что строительство маяка уничтожило все следы этого храма. В пятом веке до нашей эры черная глазированная лекитос надпись, найденная на острове в 1840 году, гласит: «Глаукос, сын Посейдона, посвятил меня Ахиллу, владыке Левка». В другой надписи пятого или четвертого века до нашей эры статуя посвящена Ахиллу, владыке Леука, гражданином Ольвии, в то время как в дальнейшем посвящении город Ольвия подтверждает свое постоянное поддержание культа острова, снова предполагая его

Героический культ, посвященный Ахиллу на Левсе, кажется, восходит к рассказу из утраченного эпоса Эфиопис, согласно которому после его Безвременная смерть, Фетида похитила своего сына из погребального костра и переместила его в мифический Λεύκη σος (Leúkē Nêsos «Белый остров»). Уже в пятом веке до нашей эры Пиндар упоминал культ Ахилла на «ярком острове» (φαεννά νᾶσος, phaenná nâsos) Черного моря, а в другом своем произведении Пиндар перескажет историю об увековеченном Ахилле, живущем на географически неопределенном Острове Блаженных вместе с другими героями, такими как его отец Пелей и Кадм. Хорошо известна связь этих мифологических Островов Удачи (μακαρῶν νῆσοι, makárôn nêsoi) или гомеровского Элизиума с потоком Океан, который, согласно греческой мифологии, окружает обитаемый мир, что должно было объяснить отождествление с ним северных берегов Эвксина. Гай Хедрин нашел дополнительные доказательства этой связи Ахилла с северной окраиной обитаемого мира в стихотворении Алкея, где говорится об «Ахиллесе, владыке Скифии» и о противостоянии Севера и Юга, о котором упоминает Битва Ахилла против эфиопского принца Мемнона, который, в свою очередь, будет отправлен на родину своей матерью Эос после его смерти.

Перипл Эвксинского моря (ок. 130 г. н.э.) дает следующие подробности:

Говорят, что богиня Фетида подняла этот остров из моря для своего сына Ахилла , кто там живет. Вот его храм и его статуя, архаичное произведение. Этот остров необитаем, и на нем пасутся козы, немногочисленные, которых люди, случайно прибывающие сюда со своими кораблями, приносят в жертву Ахиллу. В этом храме также хранится множество святых даров, кратеров, колец и драгоценных камней, подаренных Ахиллу в знак благодарности. Еще можно прочитать надписи на греческом и латинском языках, в которых восхваляют и прославляют Ахилла. Некоторые из них написаны в честь Патрокла, потому что те, кто желает, чтобы Ахиллес благоволил, почитают Патрокла в то же время. На этом острове также обитает бесчисленное количество морских птиц, которые охраняют храм Ахилла. Каждое утро они вылетают в море, мочат свои крылья водой, быстро возвращаются в храм и окропляют его. Закончив окропление, они своими крыльями очищают очаг в храме. Другие говорят еще больше, что некоторые из мужчин, которые достигают этого острова, приходят сюда намеренно. Они привозят на своих кораблях животных, которым суждено принести в жертву. Некоторых из этих животных они убивают, других отпускают на острове в честь Ахилла. Но есть и другие, которые вынуждены приходить на этот остров из-за морских штормов. Поскольку у них нет жертвенных животных, но они хотят получить их от самого бога острова, они обращаются к оракулу Ахилла. Они просят разрешения заколоть жертв, выбранных из животных, свободно пасущихся на острове, и внести взамен цену, которую они считают справедливой. Но в случае, если оракул отказывает им в разрешении, потому что здесь есть оракул, они добавляют что-то к предложенной цене, и если оракул снова отказывается, они добавляют что-то еще, пока, наконец, оракул не соглашается, что цена достаточна. И тогда жертва больше не убегает, а охотно ждет, чтобы ее поймали. Так что там много серебра, посвященного герою в качестве платы за жертвоприношения. Некоторым из людей, прибывающих на этот остров, Ахилл является во сне, другим он явился бы даже во время их плавания, если бы они были не слишком далеко, и проинструктировал бы их, в какой части острова им лучше бросить якорь.

Греческий географ Дионисий Перигет, живший, вероятно, в первом веке нашей эры, писал, что остров был назван Левк, «потому что дикие животные, которые там обитают, белые. Говорят, что там, на острове Леус обитают души Ахилла и других героев, и что они блуждают по необитаемым долинам этого острова; так Юпитер наградил людей, отличившихся своими добродетелями, за то, что добродетелью они приобрели вечную честь ". Точно так же другие связывают название острова с его белыми скалами, обитающими на нем змеями или птицами. Павсанию было сказано, что остров «покрыт лесами и полон животных, некоторые дикие, некоторые ручные. На этом острове есть также храм Ахилла и его статуя ». Левс также имел репутацию места исцеления. Павсаний сообщает, что дельфий Пифия послала лорда Кротона вылечить рану на груди. Аммиан Марцеллин приписывает исцеление воде (aquae) на острове.

Несколько важных торговых портовых городов в греческих водах были посвящены Ахиллу. Геродот, Плиний Старший и Страбон сообщили о существовании города Ахиллион (Ἀχίλλειον), построенного поселенцами из Митилини в шестой век до нашей эры, недалеко от предполагаемого кургана героя в Троаде. Более поздние свидетельства указывают на Ахиллион в Мессении (согласно Стефан Византин ) и Ахиллиос (Ἀχίλλειος) в Лаконии. Николай Денсусиану признан связь с Ахиллом в названиях Аквилеи и северного рукава дельты Дуная, называемого Килией (предположительно, от более древнего Ахилея), хотя его вывод о том, что Левс имел суверенные права над Черным морем напоминает скорее современное, чем архаическое морское право.

Цари Эпира утверждали, что произошли от Ахилла через его сына, Неоптолема. Александр Великий, сын принцессы Эпирот Олимпиады, следовательно, мог также претендовать на это происхождение и во многих отношениях стремился быть похожим на своего великого предка. Говорят, что он посетил гробницу Ахилла в Ахиллионе, проезжая Трою. В 216 году нашей эры римский император Каракалла, направляясь на войну против Парфии, подражал Александру, проводя игры вокруг холма Ахилла.

Прием во времена античности

В греческой трагедии

Греческий трагед Эсхил написал трилогию пьес об Ахилле, получившую от современных ученых название Ахиллеида. Трагедии рассказывают о деяниях Ахилла во время Троянской войны, включая его поражение Гектора и возможную смерть, когда стрела, выпущенная Пэрис под руководством Аполлона, пронзила его пятка. Сохранившиеся фрагменты ахиллеев и других эсхиловых фрагментов были собраны для создания работоспособной современной пьесы. Первая часть трилогии о Ахиллеях, «Мирмидоны», была сосредоточена на отношениях между Ахиллом и хором, которые представляют ахейскую армию и пытаются убедить Ахилла прекратить ссору с Агамемноном; сегодня сохранилось лишь несколько строк. В «Симпозиуме» Платона Федр указывает, что Эсхил изобразил Ахилла любящим, а Патрокла - возлюбленным; Федр утверждает, что это неверно, потому что Ахиллес, будучи более молодым и красивым из двоих, был возлюбленным, который так любил своего возлюбленного, что решил умереть, чтобы отомстить ему.

Трагед Софокл. также написал пьесу «Любители Ахилла» с Ахиллесом в роли главного героя. Сохранилось лишь несколько фрагментов.

К концу V века до нашей эры в греческой драме появляется более негативное представление об Ахилле; Еврипид относится к Ахиллу горьким или ироническим тоном в Гекубе, Электре и Ифигении в Авлиде.

В греческой философии

Философ Зенон Элейский сосредоточил один из своих парадоксов на воображаемой гонке между «быстроногим » Ахиллесом и черепахой, с помощью которого он попытался показать, что Ахиллес не может догнать черепаху с форой, и поэтому это движение и изменение были невозможны. Будучи учеником мониста Парменида и членом элейской школы, Зенон считал время и движение иллюзиями.

Ахилл в римской и средневековой литературе

Римляне, которые традиционно ведут свою родословную от Трои, крайне негативно относились к Ахиллу. Вергилий называет Ахилла дикарем и беспощадный мясник мужчин, в то время как Гораций изображает Ахилла, безжалостно убивающего женщин и детей. Другие писатели, такие как Катулл, Проперций и Овидий, представляют собой вторую линию пренебрежения с упором на эротическую карьеру Ахилла. Эта цепочка продолжается в латинских отчетах о Троянской войне таких авторов, как Диктис Кретенс и Дарис Фригиус, а также в Римской книге Бенуа де Сент-Мор . Де Трой и Гвидо делле Колонн Historia destroyis Troiae, который оставался наиболее читаемой и пересказываемой версией Материи Трои до 17-го века. век.

Византийский летописец Лев Дьякон описал Ахилла не как эллинский, а как скифский, в то время как согласно византийскому автору Иоанн Малалас, его армия состояла из племени, ранее известного как мирмидоны, а затем как булгары.

В современной литературе и искусстве
Брисеида и Ахиллес, гравюра Венцеслава Холлара (1607–1677) Гнев Ахилла (ок. 1630–1635), картина Питера Пауля Рубенса Смерть Гектора, незаконченная картина маслом Питера Пауля Рубенса Ахилл и Агамемнон, Готтлиб Шик (1801) Гнев Ахилла, Франсуа-Леон Бенувиль (1847; Музей Фабра )

Литература

Изобразительное искусство

Музыка

Ахиллес часто становился героем опер, балетов и родственных им жанров.

Кино и телевидение

В фильмах Ахиллес изображался в следующие фильмы и телесериалы:

Архитектура

В 1890 г. Елизавета Баварская, императрица Австрии, построила летний дворец на Корфу. Здание названо Ахиллион в честь Ахилла. Его картины и скульптуры изображают сцены из Троянской войны, с особым акцентом на Ахилла.

Тезки
  • Имя Ахиллес использовалось как минимум на девяти военных кораблях Королевского флота с 1744 года - как HMS Achilles, так и с французским написанием HMS Achille. 60-пушечный корабль с таким названием участвовал в битве при Беллейле в 1761 году, а 74-пушечный корабль участвовал в Трафальгарской битве. Другие боевые награды включают Walcheren 1809. Броненосный крейсер с таким названием служил в Королевском флоте во время Первой мировой войны.
  • HMNZS Achilles был крейсером типа Leander, который служил с Королевский флот Новой Зеландии во время Второй мировой войны. Он прославился своим участием в битве у реки Плейт, наряду с HMS Ajax и HMS Exeter. Помимо получения боевой награды «Ривер Плейт», HMNZS Achilles также служил на Гуадалканале в 1942–1943 годах и на Окинаве в 1945 году. После возвращения в Королевский флот корабль был продан ВМС Индии в 1948 году. но когда она была списана, части корабля были спасены и сохранены в Новой Зеландии.
  • Вид ящерицы, Anolis achilles, с расширенными пяточными пластинами, назван в честь Ахилла.
Галерея
Ссылки
Дополнительная литература
  • Илеана Чирасси Коломбо (1977), «Герои Ахиллеус - Теос Аполлон». В Il Mito Greco, edd. Бруно Джентили и Джузеппе Пайоне. Рим: Edizione dell'Ateneo e Bizzarri.
  • Энтони Эдвардс (1985a), «Ахиллес в подземном мире: Илиада, Одиссея и Эфиопис». Греческие, римские и византийские исследования. 26: стр. 215–227.
  • Энтони Эдвардс (1985b), «Ахилл в Одиссее: идеологии героизма в гомеровском эпосе». Beiträge zur klassischen Philologie. 171.
  • Эдвардс, Энтони Т. (1988). «ΚΛΕΟΣ ΑΦΘΙΤΟΝ и устная теория». The Classical Quarterly. 38: 25–30. doi : 10.1017 / S0009838800031220.
  • Якоб Эшер-Бюркли: Ахиллеус 1. В: Realencyclopädie der classischen Altertumswissenschaft (RE). Vol. I, 1, Штутгарт 1893, полковник 221–245.
  • Гай Хедрин (1991). «Культ Ахилла в Эвксинском». Гесперия. Американская школа классических исследований в Афинах. 60(3): 313–330. DOI : 10.2307 / 148068. JSTOR 148068.
  • Карл Керени (1959). Герои греков. Нью-Йорк / Лондон: Темза и Гудзон.
  • Иоахим Латач (2010). «Ахилл». В Энтони Графтон ; Гленн Мост ; Сальваторе Сеттис (ред.). Классическая традиция. Кембридж, Массачусетс: Harvard University Press. С. 3–5. ISBN 978-0-674-03572-0.
  • Элен Монсакре (1984), Les larmes d'Achille. Le héros, la femme et la souffrance dans la poésie d'Homère, Париж: Альбин Мишель.
  • Грегори Надь (1984), Имя Ахилла: Вопросы этимологии и народной этимологии, Классические исследования Иллинойса. 19.
  • Грегори Надь (1999), Лучшее из ахейцев: концепции героя в архаической греческой поэзии. Johns Hopkins University Press (исправленное издание, онлайн ).
  • Доротея Сигель; Энн Лей; Бруно Блекманн. «Ахиллес». У Хуберта Канчика; и др. (Ред.). Ахиллес. Новая Поли Брилла. Справочник Брилла в Интернете. doi : 10.1163 / 1574-9347_bnp_e102220.
  • Дейл С. Синос (1991), «Вхождение Ахилла в греческий эпос», докторская диссертация, Университет Джона Хопкинса. Анн-Арбор, Мичиган: Международный университет микрофильмов.
  • Джонатан С. Берджесс (2009), Смерть и загробная жизнь Ахилла. Балтимор: Johns Hopkins University Press.
  • Абрантес, MC (2016), Темы троянского цикла: Вклад в изучение греческой мифологической традиции (Коимбра). ISBN 978-1530337118
Внешние ссылки
Wikisource содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статья Ахилл .
Викискладе есть материалы, связанные с Ахиллесом .
Найдите Ахиллиан в Wiktionary, бесплатном словарь.
Последняя правка сделана 2021-06-08 21:18:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте