Кодекс

редактировать
Кодекс Гигас, 13 век, Богемия.

Кодекс (множественное число кодексы () были историческими предками современной книги. Вместо того, чтобы состоять из листов бумаги, она обычно состоит из листов пергамента, папируса или других материалов. В настоящее время этот термин часто используется для описания древних рукописных книг с рукописным содержанием. Кодекс очень похож на современная книга переплетена путем складывания страниц и закрепления одного набора краев в форме, аналогичной современной переплетному делу, с помощью множества методов на протяжении веков. Современные книги делятся на мягкую обложку или мягкая обложка и те, которые связаны жесткими досками, называемые твердые обложки. Сложные исторические привязки называются сокровищницами.

По крайней мере, в западном мире основной альтернативой постраничному формату кодекса для длинных документов является непрерывная прокрутка, w он был доминирующей формой документа в Древнем мире. Некоторые кодексы непрерывно сложены, как гармошка, в частности, кодексы майя и кодексы ацтеков, которые на самом деле представляют собой длинные листы бумаги или кожи животных, сложенные в страницы. Они на самом деле не соответствуют большинству современных определений формы «кодекса», за исключением того, что они сложены, чтобы быть плоскими, но так называются по соглашению.

Древние римляне разработали форму из восковые таблетки. Постепенная замена свитка кодексом была названа самым важным достижением в книжном деле до изобретения печатного станка . Кодекс изменил форму самой книги и предложил форму, которая сохранилась до сих пор и продолжает использоваться вместе с электронной бумагой. Распространение кодекса часто связывают с подъемом христианства, которое вначале приняло формат Библии. Впервые описанный римским поэтом I века н.э. Марциалом, который хвалил его удобное использование, кодекс достиг численного равенства со свитком около 300 г. н.э. и полностью заменил его на протяжении всего того, что к тому времени было христианизированным Греко-римский мир к VI веку.

Содержание

  • 1 Этимология и происхождение
  • 2 История
  • 3 От свитков до кодекса
  • 4 Подготовка
    • 4.1 Подготовка страниц для запись
    • 4.2 Формирование quire
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Библиография
  • 8 Внешние ссылки

Этимология и происхождение

Кодексы в значительной степени заменили свитки, подобные этой.

слово codex происходит от латинского слова caudex, означающего «ствол дерева», «кусок дерева» или «книга»). Кодекс начал заменять свиток почти сразу после его изобретения. В Египте, к пятому веку, кодекс превосходил свиток числом в десять раз, если судить по сохранившимся примерам. К шестому веку свиток почти исчез как носитель литературы. Переход от рулонов к кодексам примерно совпадает с переходом от папируса к пергаменту в качестве предпочтительного письменного материала, но эти два развития не связаны. Фактически, любая комбинация кодексов и свитков с папирусом и пергаментом технически возможна и обычна в исторических записях.

Технически, даже современные книги в мягкой обложке являются кодексами, но издатели и ученые оставляют за собой термин для рукописных (рукописных) книг, созданных с поздней античности до средневековья. Научное изучение этих рукописей с точки зрения переплетного ремесла называется кодикологией. Изучение древних документов в целом называется палеографией.

Кодекс обеспечивал значительные преимущества перед другими форматами книг, в первую очередь его компактность, прочность, экономичность использования материалов за счет использования обеих сторон (лицевая и оборотная стороны ) и простота обращения (кодекс поддерживает произвольный доступ, в отличие от прокрутки, в которой используется последовательный доступ.)

История

Воспроизведенная в римском стиле восковая табличка, из которого произошел кодекс.

Римляне использовали прекурсоры, сделанные из многоразовых покрытых воском деревянных табличек для заметок и других неофициальных записей. Два древних полиптиха, пентаптих и октоптих, раскопанные в Геркулануме, использовали уникальную соединительную систему, которая предвещает позднее пришивание ремешков или шнуров. Юлий Цезарь, возможно, был первым римлянином, сократившим свитки переплетать страницы в виде записной книжки, возможно, даже в виде кодекса папируса. На рубеже I века нашей эры вид сложенного пергамента не Электронная книга, называемая на латыни pugillares мембраны, стала широко использоваться для письма в Римской империи. Теодор Кресси Скит предположил, что эта форма записной книжки была изобретена в Риме, а затем быстро распространилась на Ближний Восток.

Кодексы описаны в некоторых произведениях поэта классической латыни, Martial. Он написал серию из пяти двустиший, призванных сопровождать литературные дары, которыми римляне обменивались во время праздника Сатурналий. Три из этих книг конкретно описаны Марсьялом как написанные в форме кодекса; поэт хвалит сборность формы (в отличие от свитка), а также удобство, с которым такую ​​книгу можно читать в путешествии. В другом стихотворении Мартиала поэт рекламирует новое издание своих произведений, особо отмечая, что оно создано в виде кодекса, занимает меньше места, чем свиток, и его удобнее держать в одной руке. Согласно Теодору Кресси Скиту, это может быть первый зарегистрированный известный случай публикации всего издания литературного произведения (а не только одного экземпляра) в виде кодекса, хотя это, вероятно, был единичный случай и был это не обычная практика до гораздо более позднего времени.

В своем обсуждении одного из самых ранних пергаментных кодексов, сохранившихся от Оксиринха в Египте, Эрик Тернер, кажется, оспаривает идею Скита, заявляя: " само ее существование свидетельствует о том, что эта книжная форма имела предысторию »и что« ранние эксперименты с этой книжной формой вполне могли проводиться за пределами Египта ». Ранние рукописи пергамент или папирус, по-видимому, широко использовались в качестве личных записных книжек, например, для записи копий отправленных писем (Cicero Fam. 9.26.1). Страницы пергаментной тетради были «более прочными, их можно было сгибать и сшивать с другими листами». Пергаменты, в письмах которых больше не было необходимости, обычно мыли или соскребали для повторного использования, создавая палимпсест ; стертый текст, который часто можно восстановить, старше и обычно интереснее, чем новый текст, который его заменил. Следовательно, записи в кодексе часто считались неформальными и непостоянными. Пергамент (шкура животного) был дорогим, поэтому его использовали в основном богатые и влиятельные люди, которые также могли платить за текстовый дизайн и цвет. «Официальные документы и роскошные рукописи [в позднем средневековье ] были написаны золотыми и серебряными чернилами на пергаменте... окрашены или раскрашены дорогими пурпурными красками как выражение имперской мощи и богатства»

Еще в начале 2 века есть свидетельства того, что кодекс - обычно папирус - был предпочтительным форматом среди христиан. В библиотеке Виллы Папирусов, Геркуланум (похоронен в 79 г. н.э.) все тексты (греческой литературы) представляют собой свитки (см. Herculaneum papyri ). Однако в библиотеке Наг Хаммади, скрытой около 390 г. н.э., все тексты (гностические христианские) являются кодексами. Несмотря на это сравнение, фрагмент нехристианского пергаментного кодекса Демосфена 'De Falsa Legatione из Oxyrhynchus в Египте демонстрирует, что сохранившихся свидетельств недостаточно, чтобы сделать вывод о том, играли ли христиане главную или центральную роль в разработке ранних кодексов - или если они просто приняли формат, чтобы отличить себя от евреев.

Самые ранние сохранившиеся фрагменты кодексов происходят из Египта и датируются по-разному (всегда ориентировочно) к концу 1 век или в первой половине 2 в. В эту группу входит Папирус Риландской библиотеки P52, содержащий часть Евангелия от Иоанна и, возможно, датируемый периодом между 125 и 160 годами.

Книжный шкаф раннего средневековья, содержащий около десяти кодексов, изображенных в Codex Amiatinus (c.700).

В западной культуре кодекс постепенно заменил свиток. Между 4-м веком, когда кодекс получил широкое признание, и Каролингским ренессансом в 8-м веке, многие произведения, которые не были преобразованы из свитка в кодекс, были утеряны. Кодекс улучшил свиток несколькими способами. Его можно было открыть плоско на любой странице для облегчения чтения, страницы можно было писать как на лицевой, так и на оборотной сторонах (лицевую сторону и оборотную сторону ), а защита прочных обложек делала ее более компактной и удобной для транспортировки.

Древние хранили кодексы шипами внутрь, а не всегда вертикально. Позвоночник можно было использовать для incipit, до того, как в средневековье возникла концепция собственного титула. Хотя большинство ранних кодексов были сделаны из папируса, папирус был хрупким и поставлялся из Египта, единственное место, где папирус рос и превращался в бумагу, стало скудным. Более прочные пергамент и пергамент получили признание, несмотря на свою стоимость.

Ацтекский кодекс начала XVI в., Кодекс Мендоза, показывающий дани определенных городов коренных народов.

Кодексы доколумбовой Мезоамерики (Мексика и Центральная Америка) имели похожий вид, когда были закрыты для европейского кодекса, но вместо этого были сделаны с длинными сложенными полосками коры инжира (аматль ) или растительных волокон, часто со слоем белил, нанесенным перед написанием. Кодексы Нового Света были написаны еще в 16 веке (см. Кодексы майя и Ацтекские кодексы ). Те, что были написаны до испанских завоеваний, кажутся отдельными длинными листами, сложенными в стиле гармошкой, иногда написанными на обеих сторонах местной аматль бумаги. В колониальную эпоху были созданы значительные кодексы с графическими и алфавитными текстами на испанском или на местном языке, например науатль.

В Восточной Азии свиток оставался стандартным гораздо дольше, чем в Мир. Были и промежуточные стадии, такие как свитки, сложенные в стиле гармошки и склеенные сзади, и книги, которые печатались только на одной стороне бумаги. Это заменило традиционные китайские письменные принадлежности, такие как бамбук и деревянные накладки, а также шелк и бумажные свитки. Эволюция кодекса в Китае началась со складчатых брошюр в IX веке, в конце династии Тан (618-907), усовершенствованной "бабочки" переплетения династии Сун (960-1279), завернутый переплет времен династии Юань (1271-1368), прошитый переплет Мин (1368-1644) и Цин династии (1644-1912), и, наконец, принятие переплетного дела в западном стиле в 20 веке. Начальная фаза этой эволюции, сложенная гармошкой книга в виде пальмовых листьев, скорее всего, пришла из Индии и была представлена ​​Китаю через буддийских миссионеров и священные писания.

иудаизм до сих пор сохраняет свиток Торы, по крайней мере, для церемониального использования.

От свитков к кодексу

Обложка каролингской книги евангелий, Codex Aureus of St. Emmeram, выпущенная ок. 870 г. н.э. во дворце Аахена, во время правления Карла Лысого.. Bayerische Staatsbibliothek, Мюнхен.

Среди экспериментов более ранних веков свитки иногда разворачивали горизонтально, как последовательность столбцов. (Свитки Мертвого моря - известный пример этого формата.) Это позволило сложить свиток как гармошку. Следующим этапом эволюции было разрезание листов, сшивание и склейка их по центру, что упростило использование папируса или vellum лицевых сторон. оборотная сторона, как в современной книге.

Традиционные переплетчики называют один из этих собранных, обрезанных и переплетенных фолио (то есть «страницы» книги в целом, включая лицевую часть и содержание) кодексом в отличие от обложки или футляра., создавая формат книги, ныне известной как книга в твердом переплете. В процессе переплета книги в твердом переплете процедура связывания кодекса сильно отличается от процедуры изготовления и прикрепления футляра.

Подготовка

Первым этапом создания кодекса является подготовка шкуры животного. Кожу промывают водой с известью, но не вместе. Кожа пропитывается лаймом на пару дней. Волосы удаляются, а кожа сушится, прикрепляя их к каркасу, называемому herse. Изготовитель пергамента прикрепляет кожу в точках по окружности. Кожа прикрепляется к ней шнурами. Чтобы его не порвать, производитель оборачивает участок кожи, прикрепленный к шнуру, вокруг камешка, называемого пиппином. После этого мастер использует нож в форме полумесяца, который называется лунариум или лунеллум, чтобы удалить оставшиеся волоски. Как только кожа полностью высохнет, производитель тщательно очищает ее и превращает в листы. Количество листов из куска кожи зависит от размера кожи и размеров конечного продукта. Например, из средней телячьей кожи можно получить три с половиной средних листа письменного материала, которые можно сложить вдвое, если сложить их в два соединенных листа, также известных как двулистный лист. Историки нашли свидетельства наличия рукописей, в которых писец записывал средневековые инструкции, которым теперь следуют современные производители мембран. В мембране часто можно обнаружить дефекты, независимо от того, исходят ли они от исходного животного, из-за человеческой ошибки во время периода подготовки или после того, как животное было убито. Дефекты также могут появиться в процессе написания. Если рукопись не поддерживается в идеальном состоянии, дефекты могут проявиться и позже.

Подготовка страниц для написания

Рукопись, Codex Manesse. Большинство рукописей было разлиновано горизонтальными линиями, служившими базой для ввода текста.

Во-первых, необходимо подготовить мембрану. Первый шаг - настроить запросы. Quire представляет собой группу из нескольких листов, собранных вместе. Раймонд Клеменс и Тимоти Грэм в «Введение в изучение рукописей» отмечают, что «квайр был основной письменной единицей писца в средние века»:

«Прокалывание - это процесс проделывания отверстий в листе пергамента (или мембрану) в процессе подготовки его линейки. Затем линии делались линовкой между отметками укола... Процесс ввода линейчатых линий на страницу, служащих ориентиром для ввода текста. Большинство рукописей были разделены горизонтальными линиями, которые служили в качестве базовых линий, на которых был введен текст, и с вертикальными ограничивающими линиями, которые отмечали границы столбцов ".

Формирование quire

С периода Каролингов до конца средневековья, различные стили складывания возникла quire. Например, в континентальной Европе в средние века квайр был помещен в систему, в которой каждая сторона складывалась в одном стиле. Сторона с волосами соединялась со стороной волос, а сторона тела - со стороной плоти. Это был не тот стиль, который использовался на Британских островах, где мембрана была сложена так, что получилась восьмилепестковая ткань с одиночными листьями на третьей и шестой позициях. Следующим этапом стала прихватка квира. Прихватка - это когда писец скрепляет листы нитками вместе. После этого переписчик вшивал пергамент на «корешок» рукописи, чтобы защитить закрепку.

См. Также

Ссылки

Библиография

  • Дэвид Диринджер, Книга перед печатью: древние, средневековые и восточные, Courier Dover Publications, Нью-Йорк 1982, ISBN 0-486-24243-9
  • Л. У. Уртадо, Древнейшие христианские артефакты: рукописи и христианское происхождение, Кембридж, 2006.
  • Робертс, Колин Х.; Скит, TC (1983), Рождение Кодекса, Лондон: Oxford University Press, ISBN 0-19-726024-1

Внешние ссылки

Посмотрите кодекс в Викисловаре, бесплатный словарь.

.

Последняя правка сделана 2021-05-15 13:43:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте