Кодексы майя

редактировать
Страница 9 Дрезденского кодекса (из издания Förstemann 1880 г.) пластины 10 и 11 Дрезденского кодекса майя. Рисунок Лакамбалама, 2001 г.

Кодексы майя (сингулярный Codex ) складывают книги, написанные доколумбовой цивилизация майя в Maya иероглифического письма на Мезоамерики коры бумаге. Складные книги являются продуктом профессиональных писцов, работающих под покровительством таких божеств, как Бог Тонизированной кукурузы и Боги обезьян- ревунов. Большинство кодексов было уничтожено конкистадорами и католическими священниками в 16 веке. Кодексы были названы в честь городов, в которых они в конечном итоге поселились. Дрезден Codex, как правило, считается самым важным из немногих, которые выживают.

Майя изготавливали бумагу из внутренней коры некоего дикого фигового дерева, Ficus cotinifolia. Этот вид бумаги был широко известен под словом huun в языках майя ( ацтеки далеко на севере использовали слово āmatl [ˈAːmat͡ɬ] для бумаги). Майя разработали свою бумагу хуун примерно в 5 веке, примерно в то же время, когда в римском мире кодекс стал преобладающим над свитком. Бумага майя была более прочной и лучше подходила для письма, чем папирус.

Наши знания о мысли древних майя должны составлять лишь крошечную часть всей картины, поскольку из тысяч книг, в которых была описана полная информация об их обучении и ритуалах, только четыре сохранились до наших дней (как будто все это потомство знало о нас самих должны были быть основаны на трех молитвенниках и « Путешествии странника» ).

-  Майкл Д. Коу

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Справочная информация
  • 2 Дрезденский кодекс
  • 3 Мадридский кодекс
  • 4 Парижский кодекс
  • 5 Кодекс Гролье
  • 6 Другие кодексы майя
  • 7 подделок
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Ссылки
  • 11 Внешние ссылки

Задний план

Во время испанского завоевания Юкатана в 16 веке существовало много книг ; большинство из них были уничтожены католическими священниками. Многие жители Юкатана были уничтожены епископом Диего де Ланда в июле 1562 года. Де Ланда писал:

Мы нашли у этих персонажей большое количество книг, и, поскольку в них не было ничего, что нельзя было бы рассматривать как суеверие и ложь дьявола, мы сожгли их все, о чем они очень сожалели и что причинило им много страданий..

Такие кодексы были первичными письменными документами цивилизации майя, вместе с множеством сохранившихся надписей на каменных памятниках и стелах. Их круг тем, по всей вероятности, охватывал больше тем, чем те, что записаны на камне и зданиях, и больше походил на то, что можно найти на расписной керамике (так называемый «керамический кодекс»). Алонсо де Зорита писал, что в 1540 году он увидел множество таких книг в гватемальском нагорье, в которых «записана их история более восьмисот лет назад, и которые были интерпретированы для меня очень древними индейцами».

Доминиканский монах Бартоломе де лас Касас посетовал, когда узнал, что такие книги были уничтожены: «Эти книги видели наше духовенство, и даже я видел часть тех, которые были сожжены монахами, очевидно потому, что они думали, что [они] могут нанести вред обществу. Индейцы в вопросах религии, так как в то время они находились в начале своего обращения ». Последними были уничтожены кодексы Нойпетена, Гватемала, в 1697 году, последнего завоеванного города в Северной и Южной Америке. С их разрушением доступ к истории майя и возможность проникновения в суть некоторых ключевых областей жизни майя значительно уменьшились.

Сохранились три полностью майянских кодекса. Эти:

  • Дрезденский кодекс также известный как Кодекс Dresdensis (74 страниц, 3.56 метров [11.7 футов]);
  • Мадрид Кодекс, также известный как Тро-Cortesianus Кодекса (112 страниц, 6,82 метров [22.4 футов]);
  • Париж Codex, также известный как Peresianus Кодекса (22 страниц, 1.45 м [4,8 фута]).

Четвертый кодекс, в котором отсутствуют иероглифы, - это майя-тольтек, а не майя. Это оставалось спорным до 2015 года, когда обширные исследования наконец подтвердили его:

Дрезденский кодекс

Основная статья: Дрезденский кодекс

Дрезденский кодекс ( Codex Dresdensis) хранится в Sächsische Landesbibliothek (SLUB), государственной библиотеке в Дрездене, Германия. Это самый сложный из кодексов, а также очень важный образец искусства майя. Многие разделы носят ритуальный характер (в том числе так называемые «альманахи»), другие - астрологического характера ( затмения, циклы Венеры ). Кодекс написан на длинном листе бумаги, который «сложен трафаретом», чтобы получилась книга из 39 листов, написанных на обеих сторонах. Вероятно, он был написан между двенадцатым и четырнадцатым веками. Какой - то образом он сделал свой путь в Европу и был куплен королевской библиотекой суда Саксонии в Дрездене в 1739 году лишь точная копия, включая Huun, сделанную немецким художником отображаются в Museo Nacional де Arqueologia в Гватемала - Сити, с октября 2007 г.

Как именно Дрезденский кодекс оказался в Европе, неясно. Он появился где-то в конце 18  века, возможно, от первого или второго поколения испанских конкистадоров. Несмотря на то, что последняя датированная запись в книге относится к нескольким столетиям до ее перемещения, книга, вероятно, использовалась и добавлялась до того момента, пока ее не взяли завоеватели.

Около 65 процентов страниц Дрезденского кодекса содержат богато иллюстрированные астрономические таблицы. Эти таблицы сосредоточены на затмениях, равноденствиях и солнцестояниях, звездном цикле Марса и синодических циклах Марса и Венеры. Эти наблюдения позволили майя спланировать календарный год, земледелие и религиозные церемонии вокруг звезд. В тексте Марс представлен длинноносым оленем, а Венера - звездой.

Страницы 51–58 - таблицы затмений. Эти таблицы точно предсказали солнечные затмения на 33  года в 8  веке, хотя предсказания лунных затмений были гораздо менее успешными. Иконы со змеями, пожирающими солнце, символизируют затмения на протяжении всей книги. Глифы появляются в тексте примерно 40 раз, что делает затмения основным направлением Дрезденского кодекса.

Первые 52 страницы Дрезденского кодекса посвящены гаданию. Астрономы майя использовали кодекс для дневного наблюдения, а также для определения причин болезней и других несчастий.

Хотя в Дрезденском кодексе фигурирует множество богов и богинь, богиня Луны - единственная нейтральная фигура. На первых 23 страницах книги она упоминается гораздо чаще, чем любой другой бог.

Между 1880 и 1900, Дрезден библиотекарь Эрнст Форстманн удалось расшифровывать цифры майя и календарь майя и понял, что Codex является эфемерид. Последующие исследования расшифровали эти астрономические альманахи, которые включают записи циклов Солнца и Луны, в том числе таблицы затмений, и всех планет, видимых невооруженным глазом. «Serpent Series», стр. 61–69, представляет собой эфемериду этих явлений, в которой используется базовая дата 1.18.1.8.0.16 в предыдущую эпоху (5 482 096 дней).

Мадридский кодекс

Основная статья: Мадридский кодекс (майя) Змеи, приносящие дождь, Мадридский кодекс

Мадридский кодекс был открыт в Испании в 1860-х годах; он был разделен на две части разного размера, которые были найдены в разных местах. Кодекс получил свое альтернативное название Кодекс Тро-Кортезиана после двух частей, которые были обнаружены по отдельности. Право собственности на Кодекс Троано перешло к Museo Arqueológico Nacional («Национальный археологический музей») в 1888 году. Museo Arqueológico Nacional приобрел Кодекс Cortesianus у коллекционера в 1872 году, который утверждал, что недавно приобрел кодекс в Эстремадуре. Эстремадура - провинция, из которой прибыли Франсиско де Монтехо и многие из его конкистадоров, а также Эрнан Кортес, завоеватель Мексики. Поэтому возможно, что один из этих конкистадоров привез кодекс обратно в Испанию; Директор Национального археологического музея назвал Кодекс Кортесиана в честь Эрнана Кортеса, предполагая, что он сам принес кодекс обратно.

Мадридский кодекс - самый длинный из сохранившихся кодексов майя. Содержание Мадридского кодекса в основном состоит из альманахов и гороскопов, которые использовались для помощи жрецам майя в выполнении их церемоний и гадательных ритуалов. Кодекс также содержит астрономические таблицы, хотя и меньше, чем два других общепринятых сохранившихся кодекса майя. Тщательный анализ глифических элементов позволяет предположить, что в его создании участвовало несколько писцов, возможно, восемь или девять, которые создали последовательные разделы рукописи; писцы, вероятно, были членами священства.

Некоторые ученые, такие как Майкл Коу и Джастин Керр, предположили, что Мадридский кодекс датируется периодом после испанского завоевания, но данные в подавляющем большинстве свидетельствуют в пользу того, что этот документ был датирован до завоевания. Вероятно, кодекс был создан на Юкатане. Дж. Эрик Томпсон считал, что Мадридский кодекс пришел из западного Юкатана и датирован 1250–1450 гг. Нашей эры. Другие ученые выразили иное мнение, отметив, что кодекс похож по стилю на фрески, найденные в Чичен-Ице, Майяпане и таких местах на восточном побережье, как Санта-Рита, Танках и Тулум. Два бумажных фрагмента, включенные в первую и последнюю страницы кодекса, содержат испанскую письменность, что побудило Томпсона предположить, что испанский священник приобрел этот документ в Тайасале в Петене.

Парижский кодекс

Основная статья: Парижский кодекс Парижский кодекс

Парижский Кодекс (также или ранее Кодекс Пересиана) содержит пророчества для тунцов и катунов (см. Календарь майя ), а также зодиака майя, и, таким образом, в обоих отношениях сродни Книгам Чилама Балама. Кодекс впервые появился в 1832 году как приобретение французской Bibliothèque Impériale (позже Bibliothèque Nationale, или Национальной библиотеки) в Париже. Три года спустя его первый репродукционный рисунок был подготовлен для лорда Кингсборо его ломбардийским художником Агостино Аглио. Оригинальный рисунок теперь потерян, но копия сохраняется среди некоторых неопубликованных Kingsborough в доказательстве листов, проведенных в коллекции в Ньюберри библиотеке, Чикаго.

Хотя время от времени упоминается в течение следующей четверти века, его постоянное повторное открытие приписывается французскому востоковеду Леону де Росни, который в 1859 году извлек кодекс из корзины старых бумаг, спрятанных в углу камина в Национальной библиотеке, где он хранился. и, видимо, забыли. В результате он находится в очень плохом состоянии. Он был найден завернутым в бумагу с написанным на нем словом Pérez, возможно, отсылкой к Хосе Пересу, который опубликовал два кратких описания тогда еще анонимного кодекса в 1859 году. Де Росни первоначально дал ему название Codex Peresianus («Кодекс Переса» ") после его идентифицирующей обертки, но со временем кодекс станет более известным как Парижский кодекс. Де Росни опубликовал факсимильное издание кодекса в 1864 году. Он остается во владении Национальной библиотеки.

Кодекс Гролье

Основная статья: Кодекс Гролье Страница 6 Кодекса Гролье, изображающая бога смерти с пленником

В то время как три приведенных выше кодекса были известны ученым с XIX века, Кодекс Гролье появился только в 1970-х годах. Кодекс, найденный в пещере и купленный у мексиканского коллекционера, который подарил его правительству Мексики в 1971 году, на самом деле представляет собой фрагмент из 10 страниц. По состоянию на 2016 год он находится в Национальном музее антропологии Мехико и не выставляется на обозрение. На каждой странице изображен герой или бог, обращенный влево. Вверху каждой страницы указан номер, а внизу слева от каждой страницы находится список дат. Страницы намного менее подробны, чем в других кодексах, и вряд ли содержат какую-либо информацию, которой еще нет в Дрезденском кодексе. Хотя его подлинность первоначально оспаривалась, различные тесты, проведенные в начале 21 века, подтвердили его подлинность, и Национальный институт антропологии и истории Мексики признал его подлинным доколумбовым кодексом в 2018 году. Он был датирован периодом между 1021 и 1154 годами нашей эры.

Другие кодексы майя

Учитывая редкость и важность этих книг, слухи о нахождении новых часто вызывают интерес. Археологические раскопки на стоянках майя обнаружили ряд прямоугольных кусков штукатурки и чешуек краски, чаще всего в элитных гробницах. Эти комки - остатки кодексов, где весь органический материал сгнил. Некоторые из наиболее целостных из этих комков были сохранены с небольшой надеждой на то, что какая-то техника, которая будет разработана будущими поколениями археологов, сможет восстановить некоторую информацию из этих остатков древних страниц. Самые старые Кодексы майя известны были найдены археологами в качестве погребальных предложений с погребениями в раскопках в Uaxactun, Guaytán в Сан - Агустин Acasaguastlán и Небахе в Эль - Киче, Гватемала, на Алтунской Ha в Белизе и на Копан в Гондурасе. Шесть примеров книг майя, обнаруженных при раскопках, относятся к раннему классическому (Уахактун и Алтун Ха), позднему классическому (Небадж, Копан) и раннему постклассическому (Гуайтан) периодам. К сожалению, все они превратились в нераскрытые массы или собрания очень маленьких отрывков и фрагментов оригинальных текстов. Таким образом, возможно, их никогда не удастся прочитать.

Подделки

С начала 20 века производились подделки разного качества. Два тщательно продуманных подделанных кодекса начала 20 века находились в коллекции Уильяма Рэндольфа Херста. Хотя поддельные кодексы редко обманывают серьезных ученых, Кодекс Гролье может быть исключением. Его бумага кажется древней, и влиятельный майянист Майкл Д. Коу считал артефакт подлинным, за ним следовали Стивен Хьюстон и Карл Таубе (все три ученых из Йельского университета), но другие выдающиеся майянисты, такие как Дж. Э. Томпсон, Клод Бодес и Сьюзан Милбрат пришли к выводу, что его изображения и символы являются фальсификацией. Они указали на длинный ряд несоответствий и ошибок в предполагаемом кодексе и обратили внимание на его художественно-историческую неправдоподобность и бесполезность для астрологических и гадательных целей. Хотя их аргументы никогда не были эффективно опровергнуты, научного единства достигнуто не было. В сентябре 2016 года Коу и другие исследователи опубликовали результаты, подтверждающие его подлинность, но в обширном ответе (август 2017 года) Брюс Лав пришел к выводу, что подлинность артефакта не была установлена.

Смотрите также

Примечания

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2024-01-02 03:11:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте