Phronesis (древнегреческий : φρόνησῐς, романизированный : phrónēsis) - древнегреческое слово, обозначающее тип мудрости или интеллекта. Более конкретно, это вид мудрости, относящийся к практическим действиям, подразумевающий как здравый смысл, так и превосходство характера и привычек, иногда называемый «практической добродетелью». Фронезис был распространенной темой обсуждения в древнегреческой философии.
Это слово использовалось в греческой философии, и такие дискуссии до сих пор имеют большое значение. В этике Аристотеля, например в Никомаховой этике, она отличается от других слов мудростью и интеллектуальными добродетелями - такими как эпистема и techne. Из-за своего практического характера, когда он не переводится просто словами, означающими мудрость или интеллект, он часто переводится как «практическая мудрость », а иногда (более традиционно) как «благоразумие ", от латинского prudentia. Томас Макэвилли предложил лучший перевод: «осознанность ".
В некоторых диалогах Платона, Сократ предполагает, что мышление с помощью phronēsis представляет собой добродетель. Этот взгляд приравнивает phronēsis к добродетели, превращая всякую добродетель в форму phronēsis. Быть хорошим - значит быть умным или разумным человеком с разумными и разумными мыслями. Phronēsis позволяет человеку иметь моральную или этическую силу.
В платоновском Meno Сократ объясняет, как phronēsis качество, синоним морального понимания, является наиболее важным атрибутом, которому нужно научиться, хотя ему нельзя научить, и вместо этого он приобретается через развитие понимания человека.
В 6-й книге своей Никомаховой этики ученик и друг Платона Аристотель классно различал двух интеллектуалов добродетелей : софия (мудрость) и фонезис, а также описаны отношения между ними и другими интеллектуальными добродетелями. София - это сочетание nous, способности различать реальность, и epistēmē, типа знания, которое логически построено и обучаемо, и которое иногда приравнивается к науке. Это включает рассуждения относительно универсальных истин. Phronesis включает в себя не только способность решать, как достичь определенной цели, но также способность размышлять и определять хорошие цели, соответствующие цели хорошей жизни в целом.
указывает Аристотель. что хотя софия выше и серьезнее фонезиса, высшее стремление к мудрости и счастью требует и того, и другого, потому что фонезис способствует софии. Он также связывает фонезис с политическими способностями.
Согласно теории риторики Аристотеля, фонезис является одним из трех типов обращения к характеру (этос ). Два других, соответственно, апеллируют к arete (добродетель ) и eunoia (доброжелательность ).
. По словам Аристотеля, для достижения фонезиса требуется опыт. :
... хотя молодые могут быть экспертами в геометрии и математике и подобных отраслях знаний [sophoi], мы не считаем, что у молодого человека может быть Prudent [ phronimos]. Причина в том, что Благоразумие [phronesis] включает в себя знание определенных фактов, и это происходит из опыта, которым молодой человек не обладает, ибо опыт - плод лет.
Phronesis занимается частностями, потому что он связан с тем, как действовать в определенных ситуациях. Можно изучить принципы действия, но для их применения в реальном мире, в ситуациях, которые нельзя было предвидеть, требуется опыт мира. Например, если кто-то знает этот должен быть честным, в определенных ситуациях можно действовать таким образом, чтобы причинить боль и оскорбить; умение применять честность в согласование с другими соображениями и в конкретных контекстах требует опыта.
Аристотель считает, что наличие фонезиса необходимо и достаточно для того, чтобы быть добродетельным; поскольку фонезис практичен, невозможно быть одновременно фонетическим и акратичным ; то есть благоразумные люди не могут действовать вопреки своему «здравому смыслу».
Пирронизм отрицает, что существование и ценность фонезиса были продемонстрированы. Философ-пирронист Секст Эмпирик объяснил проблему фонезиса следующим образом:
Таким образом, в той мере, в какой это зависит от его фонезиса, мудрый человек не обретает самоконтроль, а если он это делает, то он самый неудачный из всех, так что искусство жить не принесло ему никакой пользы, кроме величайшего возмущения. И ранее мы показали, что человек, предполагающий, что он обладает искусством жизни и что с его помощью он может распознать, какие вещи хороши по своей природе, а какие плохие, очень обеспокоен как в том случае, когда у него есть добро, так и в случае зла. Таким образом, следует сказать, что если существование хороших, плохих и безразличных вещей не согласовано, и, возможно, не существует и искусства жизни, и что даже если ему временно разрешить существование, оно будет не принесет пользы тем, кто ею обладает, а, напротив, вызовет у них очень большие потрясения. Догматики, казалось бы, праздно претенциозны в том, что называется «этической» частью их так называемой «философии».
В свете своей фундаментальной онтологии, Мартин Хайдеггер интерпретирует Аристотеля таким образом, что фонезис (и практическая философия как таковая) исходная форма знания и, следовательно, первичная для софии (и теоретической философии).
Хайдеггер интерпретирует Никомахову этику как онтологию человеческого существования. Практическая философия Аристотеля является путеводной нитью в его Анализе существования, согласно которому «фактичность» называет наш уникальный способ бытия-в-мире. Посредством своей «экзистенциальной аналитики» Хайдеггер признает, что «аристотелевская феноменология » предполагает три основных движения жизни, включая póiesis, praxis, theoría, и что они имеют три соответствующих диспозиции: téchne, phrónesis и sophía. Хайдеггер рассматривает их как модальности Бытия, присущие структуре Dasein как бытия-в-мире, находящегося в контексте заботы и заботы. Согласно Хайдеггеру, хронезис в творчестве Аристотеля раскрывает правильный и правильный путь к Dasein. Хайдеггер рассматривает фонезис как способ поведения в мире и по отношению к нему, способ ориентироваться и, таким образом, заботиться-видеть-знать и обеспечивать особый способ быть заинтересованным.
В то время как techne - это способ заниматься вещами и принципами производства, а теория - способ интересоваться вечными принципами, phronesis - это способ заботиться о своей жизни (как действие) и с жизнями других людей и всеми конкретными обстоятельствами как сферой праксиса. Фронезис - это предрасположенность или привычка, раскрывающая сущность действия, в то время как обдумывание - это способ вызвать открытое присвоение этого действия. Другими словами, обдумывание - это способ проявления фонетической природы проницательности Dasein.
Phronesis - это форма осмотрительности, связанная с совестью и решимостью, соответственно, находящаяся в действии человеческого существования (Dasein) как практика. Как таковая, она раскрывает конкретные возможности пребывания в ситуации, как отправную точку осмысленного действия, обрабатываемого с решимостью, при столкновении с непредвиденными обстоятельствами жизни. Однако онтологизация Хайдеггера подвергалась критике как замыкающая практика в пределах горизонта солипсистского решения, которое деформирует его политический смысл, который является его практико-политической конфигурацией (Volpi, 2007).
В После Добродетели Аласдер Макинтайр призвал к фонетической социальной науке. Он указывает, что на каждое предсказание, сделанное теорией социальных наук, обычно есть контрпримеры. Следовательно, непредсказуемость человека и человеческой жизни требует сосредоточения внимания на практическом опыте.
Психолог Хайнер Риндерманн использует в своей книге «Когнитивный капитализм» термин «хронезис» для описания рационального подхода к мышлению и действию: «осмотрительный и продуманный образ жизни в рациональной манере» (стр. 188). Интеллект поддерживает такой «бюргерский» образ жизни.