Эпистема

редактировать
Персонификация Эпистемы в Библиотека Цельса в Эфесе, Турция.

Episteme (Древнегреческий : ἐπιστήμη, epistēmē, 'наука 'или' знание '; французский: épistémè) - философский термин, обозначающий принципиальную систему понимания ; научные знания. Термин происходит от древнегреческого глагола epístamai (ἐπῐ́στᾰμαι), означающего «знать, понимать, быть знакомым». Термин эпистемология происходит от эпистемы.

Платон противопоставляет эпистему докса : общепринятое убеждение или мнение. Термин эпистема также отличается от techne : ремесло или прикладная практика.

Содержание
  • 1 Западная философия
    • 1.1 Фуко (épistémè)
      • 1.1.1 Связь с парадигмой Куна
    • 1.2 Джудит Батлер
  • 2 См. Также
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
Западная философия

Фуко (épistémè)

Французский философ Мишель Фуко в своем Порядке вещей использует термин épistémè в особом смысле, означающий историческое, вневременное, априорное знание, которое обосновывает истину и дискурсы., таким образом представляя условие их возможности в пределах конкретной эпохи. В книге Фуко описывает эпистему:

В любой данной культуре и в любой данный момент всегда есть только одна эпистема, которая определяет условия возможности всякого знания, выраженного в теории или безмолвно вложенного в практику. 125>В последующих работах он поясняет, что несколько épistémè могут сосуществовать и взаимодействовать одновременно, являясь частями различных систем знания. Однако он не отбрасывает концепцию

. Я бы определил эпистему ретроспективно как стратегический аппарат, который позволяет выделить среди всех возможных утверждений те, которые будут приемлемы внутри, я не буду говорить, что это научная теория. но область науки, и которую можно сказать истинны или ложны. Эпистема - это «аппарат», который делает возможным отделение не истинного от ложного, а того, что может быть охарактеризовано как научное.

Связь с парадигмой Куна

Использование Фуко понятия épistémè утверждалось как сходное с понятием Томаса Куна о парадигме, как, например, Жаном Пиаже. Однако есть решающие отличия.

В то время как парадигма Куна представляет собой всеобъемлющую совокупность убеждений и предположений, которые приводят к организации научных мировоззрений и практик, эпистема Фуко не ограничивается наукой - она ​​обеспечивает основу для широкого диапазона дискурсов (все самой науки подпадало бы под эпистему эпохи). Можно сказать, что парадигма входит в состав эпистемы.

Сдвиг парадигмы Куна является следствием серии сознательных решений, принятых учеными, чтобы преследовать набор забытых вопросов. Эпистема Фуко - это что-то вроде «эпистемологического бессознательного» эпохи; Результирующая конфигурация знания конкретной эпистемы, по мнению Фуко, основана на наборе первичных, фундаментальных допущений, которые настолько важны для эпистемы, что они экспериментально «невидимы» для составляющих (таких как люди, организации или системы).), действующие в эпистеме.

Более того, концепция Куна соответствует тому, что Фуко называет темой или теорией науки, хотя Фуко анализировал, как противоположные теории и темы могут сосуществовать в рамках науки. Кун не ищет условий возможности противостояния дискурсов внутри науки, а просто ищет инвариантную доминирующую парадигму, управляющую научными исследованиями (предполагая, что одна парадигма всегда проникает, за исключением парадигматического перехода).

Фуко пытается продемонстрировать конститутивные пределы дискурса и, в частности, правила, обеспечивающие их продуктивность; однако Фуко утверждает, что, хотя идеология может проникать в науку и формировать ее, в этом нет необходимости: необходимо продемонстрировать, как идеология фактически формирует данную науку; противоречия и необъективность не являются показателем идеологии.

«Истина - вещь от мира сего: она создается только благодаря множеству форм принуждения. И она вызывает регулярные эффекты власти. В каждом обществе есть свои режим истины, его «общая политика» истины: то есть типы дискурса, которые он принимает и заставляет функционировать как истинные; механизмы и примеры, которые позволяют различать истинные и ложные утверждения, средства, с помощью которых каждое наказывается; методы и процедуры, которым придается значение для обретения истины; статус тех, кому поручено говорить то, что считается правдой ".

На представления Куна и Фуко, возможно, повлияло представление французского философа науки Гастона Башлара о" эпистемологическом разрыве ". "Как и в самом деле Луи Альтюссер.

Джудит Батлер

В 1997 году Джудит Батлер использовала концепцию эпистемы в своей книге Возбужденная речь, исследуя использование теории речевого акта в политических целях.

См. также
  • Философский портал
Примечания
Ссылки
  • Фуко, Мишель (1980) [1969], L'Archéologie du savoir [Археология знания] (на французском языке), Париж: Gallimard.
  • Фуко, Мишель (1994) [1966], Les Mots et Les Choses [Порядок вещей] (на французском языке), Нью-Йорк: Vintage.
Последняя правка сделана 2021-05-19 12:26:39
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте