Казуистика

редактировать
Рассуждение путем экстраполяции

Казуистика () - это процесс рассуждения, который стремится разрешить моральные проблемы путем извлечения или расширения теоретических правил из конкретный случай и повторное применение этих правил к новым экземплярам. Этот метод встречается в прикладной этике и юриспруденции. Этот термин также часто используется как уничижительный, чтобы критиковать использование умных, но необоснованных рассуждений, особенно в отношении моральных вопросов (как в софистике ). Слово казуистика происходит от латинского существительного casus («случай» или «возникновение»).

В Оксфордском словаре английского языка говорится, цитируя виконта Болингброка, виконта (1749 г.), что слово «[o] ften (и, возможно, первоначально) относилось к придиркам или уклончивому способу решения трудные дела по долгу службы ". Его текстовые ссылки, за исключением некоторых технических случаев, являются постоянно уничижительными (например, «Казуистика разрушает посредством различий и исключений всю мораль и стирает существенное различие между правильным и неправильным»).

Содержание

  • 1 Определение
  • 2 История
  • 3 Раннее Новое время
  • 4 Новое время
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Определение

Казуистика это "[s] исследование случаев совести и метод решения коллизии обязательств путем применения общих принципов этики, религии и морального богословия к частным и конкретным случаям человеческого поведения. Это часто требует обширных знаний естественного права и справедливость, гражданское право, церковные заповеди и исключительное умение толковать эти различные нормы поведения ». Он остается обычным инструментом прикладной этики.

История

Казуистика датируется Аристотелем (384–322 гг. До н.э.), однако расцвет казуистики пришелся на 1550–1650 гг. когда Общество Иисуса использовало аргументацию на основе прецедентов, в частности, при проведении Таинства Покаяния (или «исповеди»). Термин казуистика или иезуитизм быстро стал уничижительным из-за нападок Блеза Паскаля на злоупотребление казуистикой. Некоторые иезуитские богословы, продвигая личную ответственность и уважая свободу совести, подчеркивали важность индивидуального подхода к личным моральным решениям и в конечном итоге разработали и приняли казуистику (изучение случаях совести), где во время принятия решения индивидуальные наклонности были важнее самого морального закона.

В Provincial Letters (1656–1676) французский математик, религиозный философ и янсенист сочувствующий, Блез Паскаль Яростно атаковал моральную распущенность таких иезуитов, ругал иезуитов за использование казуистических рассуждений в исповеди для умиротворения богатых церковных жертвователей и наказания бедных кающихся. Паскаль утверждал, что кающиеся аристократы могут однажды исповедаться в своих грехах, повторно совершить грех на следующий день, щедро пожертвовать на следующий день, а затем вернуться, чтобы вновь исповедаться в своих грехах, и получить только самое легкое наказание; Критика Паскаля омрачила репутацию казуистики.

Британская энциклопедия 1900 года утверждала, что это «в народе рассматривалось как попытка достичь святых целей нечестивыми средствами».

Так было только после публикации книги «Злоупотребление казуистикой: история «Моральное рассуждение» (1988) Альберта Йонсена и Стивена Тулмина, что произошло возрождение казуистики. Они утверждают, что проблема заключается в злоупотреблении казуистикой, а не в казуистике как таковой (которая сама по себе является примером казуистических рассуждений). При правильном использовании казуистика является мощным аргументом. Йонсен и Тулмин предлагают казуистику в устранении противоречивых принципов морального абсолютизма и распространенного светского морального релятивизма : «форма рассуждения, составляющая классическую казуистику, - риторическое рассуждение ". Более того, этические философии утилитаризма (особенно утилитаризма предпочтений ) и прагматизма обычно определяются как широко использующие казуистические рассуждения.

Раннее Новое время

Казуистический метод был популярен среди католических мыслителей в период раннего Нового времени, а не только среди иезуитов, поскольку он обычно думают. Среди известных авторов-казуистов Антонио Эскобар-и-Мендоза, чья Summula casuum Sovientiae (1627) пользовалась большим успехом, Томас Санчес, Винченцо Филлиуччи (Иезуит и пенитенциарная в Св. Петра ), Антонино Диана, Пол Лейманн (Theologia Moralis, 1625), Джон Азор ( Institutiones Morales, 1600), Этьен Бауни, Луи Целло, Валериус Реджинальдус, Герман Бузембаум (ум. 1668) и т. Д. Одним из основных тезисов казуистов была необходимость приспособить строгую мораль ранних отцов христианства к современной морали, что привело в некоторых крайних случаях к оправданию того, что Иннокентий XI позже назывался «слабой моралью» (т.е. оправдание ростовщичества, убийства, цареубийства, лжи посредством «умственного оговорка ", супружеская измена и потеря девственности до брака и т. д. - все надлежащие случаи, зарегистрированные Паскалем в Провинциальном Письма ).

Развитие казуистики было прервано к середине 17 века из-за разногласий, возникших в отношении доктрины вероятности, которая предусматривала, что можно выбрать «вероятное мнение», т. Е., поддержанный тем или иным теологом, даже если это противоречит более вероятному мнению или цитате одного из Отцов Церкви. Полемика разделила католических богословов на два лагеря: ригористов и лаксистов.

Некоторые виды казуистики подвергались критике со стороны первых протестантских теологов, потому что они использовались для оправдания многих злоупотреблений, которые они пытались исправить. Он подвергся критике католиком и янсенистом философом Паскалем во время формулярного спора против иезуитов в его Провинциальных письмах как использование риторики для оправдания нравственной распущенности, которая в обществе отождествлялась с иезуитизмом ; отсюда и повседневное использование этого термина для обозначения сложных и софистических рассуждений, оправдывающих моральную распущенность. К середине 18 века «казуистика» стала синонимом ложных моральных рассуждений. Однако пуритане были известны своим собственным развитием казуистики.

В 1679 Папа Иннокентий XI публично осудил шестьдесят пять из наиболее радикальных утверждений (stricti mentalis), взяты в основном из сочинений Эскобара, Суареса и других казуистов как propositiones laxorum moralistarum и запрещают кому-либо обучать их под страхом отлучения. Несмотря на это папское осуждение, и католицизм, и протестантизм допускают использование двусмысленных и двусмысленных заявлений в определенных обстоятельствах.

Новое время

G. Э. Мур имел дело с казуистикой в ​​главе 1.4 своего Principia Ethica, в котором он утверждает, что «недостатки казуистики не являются принципиальными недостатками; нельзя возражать против ее цели и объекта. Он потерпел неудачу только потому, что это слишком сложный предмет для адекватного рассмотрения при нашем нынешнем уровне знаний ". Кроме того, он утверждал, что «казуистика - это цель этического исследования. Ее нельзя безопасно предпринимать в начале наших исследований, а только в конце».

С 1960-х годов прикладная этика возродил идеи казуистики в применении этической аргументации к конкретным случаям в праве, биоэтике и деловой этике, так что репутация казуистики несколько реабилитирована.

Папа Франциск, иезуит, подверг критике использование казуистики «практики установления общих законов на основе исключительных случаев» в тех случаях, когда более уместен более целостный подход.

См. Также

  • Философский портал
  • Психологический портал

Ссылки

Далее чтение

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Казуистикой
Викиисточник содержит текст статьи Британской энциклопедии 1911 года Казуистика.
Викиисточник содержит текст Католической энциклопедии 1913 года статьи Казуистика.
Поищите казуистика в Викисловаре, бесплатном словаре.
Последняя правка сделана 2021-05-14 11:47:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте