Провинциальные письма (Провинциальные буквы ) представляют собой серию из восемнадцати букв, написанных Французский философ и теолог Блез Паскаль под псевдонимом Луи де Монтальт. Написанные среди формулярных споров между янсенистами и иезуитами, они представляют собой защиту янсенистов Антуана Арно от Порт-Рояль-де-Шам, друг Паскаля, который в 1656 году был осужден Теологическим факультетом Сорбонны в Париже за взгляды, которые считались еретическими. первая буква датируется 23 января 1656 г., а восемнадцатое 24 марта 1657 г. фрагментарная девятнадцатая буква часто включается с другими восемнадцатью.
В этих письмах Паскаль с юмором атаковал казуистику, риторический метод, часто используемый иезуитскими теологами, и обвинил иезуитов в нравственной распущенности. Быстро загнанный в подполье во время написания «Провинциальных писем», Паскаль притворился, что это доклады парижанина другу из провинции по моральным и теологическим вопросам, которые волновали интеллектуальные и религиозные круги столицы. В письмах тон Паскаля сочетает в себе пыл новообращенного с остроумием и лоском светского человека. Их стиль означал, что, помимо религиозного влияния, провинциальные письма были популярны как литературное произведение. Этой популярности способствовало использование Паскалем юмора, насмешек и сатиры в своих аргументах. Письма также повлияли на прозу более поздних французских писателей, таких как Вольтер и Жан-Жак Руссо. Блестяще написанные Паскалем «Провинциальные письма» были бы невозможны без работы богословов из Порт-Рояля; действительно, большинство аргументов, использованных Паскалем, уже можно было найти в «Теологии морального духа христианства» Арно, что побудило иезуита Николя Коссена ответить на предполагаемую клевету Паскаля. Основным источником Паскаля по иезуитской казуистике была книга Антонио Эскобара Summula casuum Sovientiae (1627), некоторые предложения которой впоследствии были осуждены Папой Иннокентием XI.
Парадоксально, но провинциальные письма были и успех и поражение: поражение на политическом и теологическом уровне и успех на моральном уровне. Последнее письмо Паскаля в 1657 году бросило вызов самому Папе, спровоцировав Александра VII осудить эти письма. Но это не помешало большей части образованной Франции их читать. Более того, даже папа Александр, открыто выступая против них, тем не менее был убежден аргументами Паскаля. Всего несколько лет спустя (1665–66, а затем 1679) Александр осудил «распущенность» в церкви и приказал пересмотреть казуистические тексты.
Структурно первые три буквы высмеивают спор между томистами и иезуитами о природе спасения, скорее утверждая янсенистское понимание спасения. Ссылаясь на Congregatio de Auxiliis, спор касался соответствующей роли благодати и свободы воли, молинистов (т.е. иезуитов), утверждающих что «действенная благодать » не была необходима для спасения человека, а только «достаточная благодать», дарованная Богом всем людям, в то время как томисты утверждали, что «достаточная благодать», данная всем людям, должна была получить помощь «действенной благодати», дарованной только избранным (в соответствии также с августинизмом ). Таким образом, Паскаль подчеркнул в втором письме, что неотомисты и иезуиты использовали один и тот же термин «достаточная благодать» в двух разных смыслах по политическим причинам.
Четвертое письмо касается вопроса «действительной благодати », иезуиты утверждают, что грех может быть совершен только в том случае, если люди знал о зле, присущем запланированному действию. Священник-иезуит, с которым разговаривал Паскаль, процитировал Ле Мойна, профессора Сорбонны с 1642 по 1654 годы. Определение Ле Мойна уже использовалось Арно в Апологии для святых Пер:
1. С одной стороны, Бог проливает на душу некоторую долю любви, которая придает ей склонность к тому, что велено; а с другой стороны, мятежное похоть требует обратного. 2. Бог вдохновляет душу познанием собственной слабости. 3. Бог открывает знание врача, который может его исцелить. 4. Бог вдохновляет его желанием исцелиться. 5. Бог вдохновляет желание молиться и просить Его о помощи.
«И если все это не происходит и не проходит через душу, - добавил иезуит, - действие не является собственно грехом и не может быть вменено, как М.. le Moine показывает там же и далее ».
Паскаль ответил, что это означает, что все те, чьи« пороки взяли верх над своим разумом »и кто предаются« вечному круговороту всего виды удовольствий », пока они не осознают безнравственность своих действий, были оправданы этой доктриной. Хотя он утверждал, цитируя Библию, что те, кто верили в Бога, но были лишены знания о своих злых действиях (и таким образом, на мгновение лишенные «истинной благодати» иезуитов) все еще были грешниками.
Кроме того, Паскаль высмеивал попытку Этьена Бауни, автора Somme des péchés qui se commettent en tous états (Париж, 1634 г.), чтобы использовать Аристотель для оправдания этой доктрины греха (которая, по мнению Бауни, могла быть только эффективной д, если человек обладал знанием действия). Таким образом, Бауни процитировал Никомахову этику, III, 1, утверждая, что добровольное действие требует знания того, что в нем есть добро или зло. Паскаль ответил, также цитируя Аристотеля (он, по-видимому, был единственным, кто использовал этот аргумент в этой дискуссии), что Аристотель говорил только о знании фактических обстоятельств действия, но вовсе не о способности различать добро и зло - поскольку Аристотель утверждал, что тот, кто лишен этой способности, вообще не оправдывается, а скорее считается порочным человеком.
Остальные письма в основном представляют собой атаку на иезуит казуистику. Пятое письмо, опубликованное в спешке после полицейского обыска в дружественных янсенистам издательствах, особенно посвящено критике доктрины морали вероятности иезуитов, согласно которой можно было принять «вероятное мнение», то есть мнение, которое стало правдоподобным благодаря авторитету теолога, даже если оно было менее вероятным, чем другое мнение - особенно в отношении того, какое поведение следует соблюдать, характера грехов и т. д. Паскаль в значительной степени полагался на остроумную атаку, составленную из цитат из различных книг, написанных казуистами-иезуитами, в частности, из книги Антонио Эскобара-и-Мендосы Summula casuum Sovientiae (1627), которая имела большой успех. а также Томас Санчес, Винченцо Филлиуччи (иезуит и пенитенциарное учреждение в Св. Петра ), Антонино Диана, Пол Лейманн, Этьен Бауни, Луи Селло, Валериус Регинальдус, Бернард Лами (цензура 8 октября в 1649 г. за его защиту об убийстве) и т. д.
В пятом письме он мимоходом упомянул споры о китайских обрядах, которые закончились осуждением иезуитов и Решение Congregatio de Propaganda Fide запретить идолопоклонство под любыми предлогами. Он также сослался на проблему отношений между христианскими добродетелями и природными добродетелями, которая обсуждалась, в частности, в первой половине 17 века, после того, как Жан-Пьер Камю и Арно, Паскаль напали на иезуита, который практически не имел признал тождество между природными добродетелями и христианскими добродетелями.
Начиная с Письма VI от 10 апреля 1656 года, Паскаль приводит ряд примеров иезуитской казуистики и ее «расслабленной морали», цитируя многочисленные источники (многие из которых пришли из Эскобара). Он иллюстрировал казуистику, цитируя в основном иезуитские тексты, позволяющие оправдать воздержание от поста (цитируя Винченцо Филлиуччи Moralium quaestionum de christianis officiis et casibus Sovientiae... tomus, Лион, 1622; цитируется Эскобаром); из раздачи бедным (косвенная ссылка на Габриэля Васкеса от Дианы; для монаха, временно лишившегося сана, чтобы пойти в публичный дом (цитируется точная цитата Санчеса из Эскобар, уклоняющийся от папских бул Пия IV и Пия V, последние были направлены против содомитского духовенства )); в седьмом письме - предложения, разрешающие убийства (даже духовенства) и дуэли, если намерение не направлено на месть; другие допускают коррупцию судей, если это не рассматривается как коррупция; другие разрешают ростовщичество или контракты Мохатры ; казуистические суждения, допускающие грабеж и кражу у хозяина; другие, позволяющие лгать с помощью риторического «мысленное резервирование » (Restriction mentalis; например: громко произнесение «Клянусь, что...», тихо «Я сказал, что...», и снова громко объект залога) и разночтения. Некоторые из этих скандальных предположений были позже осуждены Папой Иннокентием XI.
В Девятом письме иезуит объясняет рассказчику простые способы попасть в Небеса, цитируя книга под названием «Рай, открытый Филаджио, в Сотне Посланий Богородице, легко практикуется». Десятое письмо посвящено казуистическим процедурам для облегчения ритуала исповеди и дискуссии между соответствующими ролями истощения и раскаяния ; персонаж-иезуит утверждает, что просто истощение в сочетании с таинством покаяния достаточно для спасения человека, в то время как рассказчик настаивает на необходимости раскаяния и любви к Богу, цитируя отрывки из Библия, которую часто цитируют янсенисты, аббат Сен-Сиран и Янсениус.
. Тринадцатое и Четырнадцатое письмо критикуют легитимацию иезуитов убийства. В последнем Паскаль воздерживается от обсуждения самых скандальных предложений иезуитов, узаконивающих тираноубийство и аборты. Он цитирует, среди прочего, политику Церкви покаяния грешников, виновных в умышленном убийстве, официально принятую во время Анкирского Синода (341).
В семнадцатом письме Паскаль снова поднял проблему действенной благодати и дебатов «де-факто против де-юриспруденции» относительно включения, или нет, из 5 предложений, осужденных Папой в Cum Occasione папской булле, в работе Янсения (подробности см. в Формулярном противоречии ). Порт-Рояль и Паскаль утверждали, что, хотя Папа осудил эти 5 предложений как еретические, у Янсения их не было. Более того, они утверждали, что Папа имел власть только в вопросах веры, а не в технических вопросах де-факто. Таким образом, опираясь на аргументацию иезуитов, Паскаль утверждал здесь, что нельзя считать еретическим вера в то, что работа Янсения не включала эти 5 предложений, и что папское осуждение ограничивалось только самой ересью, а не вопросом об их включении в работу Янсениуса. Таким образом, он напомнил предложения иезуита кардинала Беллармина относительно авторитета религиозных советов в отношении вопросов догмы по сравнению с проблемами де-факто; он также напомнил споры между святым Афанасием и святым Василием относительно толкования, которого Василий обвинил в арианстве и поэтому созвал перед папой Дионисий в 262 г.; или различные противоречивые папские толкования, данные скифским монахам ; а также другие дебаты, касающиеся Папы Гонория I, который был впоследствии предан анафеме Третьим Константинопольским Собором, хотя кардинал Беллармин защищал ортодоксальность Гонория, утверждая, что осужденные предложения не были можно найти в Гонории.
Реакция на Lettres provinciales была существенной. Остроумие, юмор и насмешки Паскаля в нападках на существующие институты сделали его работы чрезвычайно популярными. Однако его публикация была в основном через подпольную прессу, а в 1660 году Людовик XIV запретил книгу и приказал измельчить и сжечь. Самому Паскалю пришлось уйти в подполье, живя в дешевых общежитиях. Тем не менее, письма сохранились и повлияли на прозу более поздних французских писателей, таких как Вольтер и Жан-Жак Руссо. Отрывок из седьмого письма о «направлении намерения» оказал влияние на Мольера Тартюф (Акт IV, сцена V, 1489–1493).
Сначала они были переведены на латынь Антуаном Арно, а затем на многие другие языки, включая английский в 1657 году (Les Provinciales, или Тайна Иезуитизма, обнаруженная в некоторых письмах, написанных при случае о нынешних различиях в Сорбонне между янсенистами и молинистами, Лондон, Ройстон, 1657) англиканским теологом Генри Хаммондом, а в 1684 году - многоязычным переводом (на французском, латинском, На испанском и итальянском языках) был опубликован.