Томизм

редактировать
Философская школа на основе работ Фомы Аквинского

Фомы Аквинского (c.1225–1274)

Томизм философская школа, которая возникла как наследие работы и мысли Фомы Аквинского (1225–1274), философа, теолога и Доктора <Церкви. В философии Аквинский 'спорные вопросы и комментарии к Аристотелю, пожалуй, самые известные его работы.

В богословии его Summa Theologica является одним из самых влиятельных документов в средневековой теологии и продолжает оставаться центральной точкой отсчета для философии и теологии Католическая церковь. В энциклике 1914 года Докторрис Анджеличи Папа Пий X предупредил, что учение Церкви не может быть понято без основных философских основ основных тезисов Аквинского:

Главные тезисы в философии Святого Фомы - это не попадать в категории мнений, которые можно так или иначе обсудить, но должны основываться как основывается вся наука о естественных и божественных вещах; Изучающие священные науки в конечном итоге или каким-либо образом нарушены, изучающие священные науки.

Второй Ватиканский собор описал систему Аквинского как «вечную философию».

Содержание

  • 1 томистическая философия
    • 1.1 Обзор
    • 1.2 24 томистических тезиса
      • 1.2.1 Онтология
      • 1.2.2 Космология
      • 1.2.3 Психология
      • 1.2.4 Бог
  • 2 Метафизика
    • 2.1 Предикация
    • 2.2 Бытие
    • 2.3 Причинность
    • 2.4 Доброта
    • 2.5 Существование Бога
    • 2.6 Взгляд на Бога
  • 3 Антропология
    • 3.1 Душа
    • 3.2 Этика
    • 3.3 Закон
    • 3.4 Свобода воли
  • 4 Эпистемология
  • 5 Воздействие
    • 5.1 Влияние на еврейскую мысль
  • 6 Связь с еврейской мыслью
  • 7 Научные перспективы
    • 7.1 Отдельные мыслители
      • 7.1.1 Рене Декарт
      • 7.1.2 Г.К. Честертон
  • 8 История
    • 8.1 Первое томистическое шо ol
    • 8,2 1325 до Трентского Собора
    • 8.3 Трентский Собор до Аэтерни Патрис
    • 8.4 Аэтерний Патрис до Ватикана II
  • 9 Современные школы и интерпретации
    • 9.1 Нео-схоластический томизм
    • 9.2 Томизм Краковского круга
    • 9.3 Экзистенциальный томизм
    • 9.4 Томизм речного леса
    • 9.5 Трансцендентальный томизм
    • 9.6 Люблинский томизм
    • 9.7 Анали томтический томизм
  • 10 Критика
  • 11 См. Также
  • 12 Ссылки
  • 13 Внешние ссылки

Томистическая философия

Обзор

Фома Аквинский придерживался и практиковал принцип, согласно которому истина должна приниматься независимо от того, где она находится. Его доктрины исходили из греческих, римских, исламских и еврейских философов. В частности, он был реалистом (т.е. в отличие от скептиков, он считал, что мир можно познать таким, какой он есть). Он часто подтверждал взгляды Аристотеля независимыми аргументами и в основном следовал аристотелевской терминологии и метафизике. Он написал подробные комментарии к Аристотелю и уважительно называл его просто «Философом».

Он также придерживается некоторых неоплатонических принципов, например, что «это Абсолютно верно, что существует прежде всего нечто, что является сущностно бытием и сущностно хорошим, что мы называем Богом,... [ и что] все может быть названо добром и бытием, поскольку оно участвует в этой томной ассимиляции... "

24-х тезисов

Указом Postquam sanctissimus от 27 июля 1914 г. Папа Пий X заявил, что 24 тезиса сформулированы "учителя из различных институтов... содержат принципы и более важные мысли» Фомы Аквинского. Основными официальными заявлениями Церкви о «24 тезисах» являются томизм доминиканский философ и богослов Эдуард Гюгон из Папского университета Святого Фомы Аквинского, Ангеликум и иезуит философ-теолог Гвидо Маттиусси из Папского григорианского университета.

Онтология

  1. Власть и действие разделяются таким образом, что все, что есть, является либо чистым действием, или, по необходимости, он состоит из силы и как действует первичный и внутренние принципы.
  2. действие само по себе есть совершенство, которое не ограничивается, кроме как через силу, которая сама по себе является способностью к совершенству. Следовательно, в любом порядке, в котором существует уникальное и неограниченное действие, оно будет существовать только в этом как уникальное и неограниченное действие. Но он входит в истинную композицию с силой.
  3. Следовательно, единственный Бог, уникальный и простой, только существует в абсолютном бытии. Все другие вещи, которые участвуют в бытии, имеют природу, ограничивающую их бытие; они состоят из сущности и бытия, как действительно различных принципов.
  4. Вещь называется бытием из-за «esse». Бог и создание не называются существами однозначно или полностью двусмысленно, но по аналогии, по аналогии как атрибуции, так и соразмерности.
  5. В каждом творении есть реальная композиция существующего и дополнительных вторичных форм, т.е. случайные формы. Такую композицию нельзя понять, если бытие действительно не воспринимается в сущности, отличной от нее.
  6. Помимо абсолютных случайностей, существует еще и относительная случайность, отношение. Хотя в своем собственном характере отношение не означает, унаследованного от другого, тем не менее, оно имеет причину в силу и, следовательно, реальную сущность, отличную от сущности.
  7. A духовное существо совершенно простое по своей сути. Тем не менее, в духовном создании все еще существует двоякая композиция, а именно: сущность с бытием и композиция субстанции с акциденциями.
  8. Однако телесное существо состоит из действия и потенции даже в самой своей сущности. Эти действие и сила в порядке сущности обозначаются именами форма и материя соответственно.

Космология

  1. Ни материя, ни форма не существуют сами по себе, не производятся или не искажаются сами по себе, и не включаются в любой категории, кроме редуктивной, как субстанциальные принципы.
  2. Хотя расширение в количественных частях следует за телесной природой, тем не менее, это не одно и то же, чтобы не было количественно измерено. Ибо сама по себе субстанция неделима, не потому, что неделима точка, но как неделимо то, что выходит за рамки порядка измерений. Но количество, которое дает расширение субстанции, на самом деле отличается от субстанции на самом деле является случайностью.
  3. Принцип индивидуации, т.е. по количеству. Таким образом, в чистых духах не может быть более одного человека с одной и той же специфической природой.
  4. В силу самого количества тела определенно находится в определенном месте, независимо от того, какая сила
  5. Тела делятся на две группы; ибо одни живы, а другие лишены жизни. В существующем существующем существе для того, чтобы существующая существующая движущаяся часть, обозначается имя души, требует органического расположения, то есть разнородных частей.

Психология

  1. Души вегетативного и автономного типов не могут существовать сами по себе и не созданы сами собой. Скорее, они не более чем принципы, посредством которых существует живое существо и живет; и поскольку они полностью зависят от материи, они случайно испорчены из-за искажения совокупности.
  2. С другой стороны, человеческая душа существует сама по себе. Когда его можно влить в достаточно расположенный предмет, он создан Богом. По самой своей природе оно нетленное и бессмертное.
  3. Эта разумная душа соединена телом таким образом, что является единственной формой тела. В силу своей души человек - это человек, животное, живое существо, тело, субстанция и существо. Следовательно, душа дает человеку все существенные степени совершенства; более того, он дает телу долю в акте бытия, посредством чего оно само существует.
  4. Вернуться Из души естественно исходят силы, относящиеся к двум категориям: органическому и неорганическому. Органические силы, среди которых есть чувства, имеют своим предметом композицию. Неорганические силы подчиняются только душе. Следовательно, интеллект - это сила, внутренне независимая от какого-либо органа тела.
  5. Интеллектуальность обязательно следует за нематериальностью, и, чем дальше от материи, тем выше степень интеллектуальности. Любое существо является вообще адекватным объектом понимания. В нынешнем состоянии души и тела, абстрагированные от материальных условий индивидуальности, являются собственно объектом человеческого интеллекта.
  6. Следовательно, мы получаем знание из чувственных вещей. Как чувственные вещи на самом деле непостижимы, в дополнение к интеллекту, который формально понимает, в душе должна быть признана активная сила, которая абстрагирует постижимое подобие или виды чувственных образов в воображении.
  7. Через эти умопостигаемые подобия или виды мы непосредственно познаем универсалиям, то есть природа вещей. Мы достигаем единичных вещей нашими чувствами, а также нашим интеллектом, когда он видит чувственные образы. Но мы поднимаемся к познанию духовных вещей по аналогии.
  8. Воля не предшествует разуму, но следует за ним. Воля обязательно желает того, что преподносится ей как благо, во всех отношениях удовлетворяющее аппетит. Он выбирает среди множества товаров, которые представлены желательными в соответствии с изменчивым суждением или оценкой. Следовательно, выбор следует за окончательным практическим суждением. Воля является последней причиной.

Бог

  1. Мы не воспринимаем непосредственной интуицией, что Бог существует, и не доказываем это априори. Но мы доказываем это a posteriori, т. Е. Из вещей, которые были созданы, следуя аргумент от следствия к причине, а именно, из вещей, которые движутся и не могут быть адекватным образом своего движения., первому неподвижному двигателю; от создания вещей в этом мире подчиненными друг другу причинами к беспричинной причине; от тленных вещей, которые в равной степени могут быть или не быть, к необходимому существующему; от вещей, которые более или менее существуют, живут и понимают, в зависимости от степени бытия, жизни и понимания, к тому, что является максимально понимающим, максимально живым и максимально существующим; наконец, от порядка всех вещей к отделенному интеллекту, который упорядочивает и организовывает вещи и направляет их к их цели.
  2. Метафизическое движение Божественной Сущности правильно выражено, что оно отождествляется с осуществляемой действительностью своего собственного существа или является оно существующим существом. И в этом причина его бесконечного и безграничного совершенства.
  3. Самой чистотой Своего существа Бог отличается от всех конечных существ. Отсюда, во-первых, следует, что мир мог быть только от Бога через творение; во-второй, которая сама по себе обеспечивает самого бытия любого существа; И, наконец, он не был создан каким-либо образом первой Причиной.

Метафизика

Аквинский говорит, что фундаментальные аксиомы онтологии - это принцип непротиворечивости и принцип причинности. Следовательно, любое существо, которое не противоречит этим законам, теоретически могло бы существовать, даже если существующее существующее бестелесным.

Предикация

Фома Аквинский обозначил формульного языка, когда предсказание : однозначный, аналогичный и двусмысленный.

  • Однозначный - это использование дескриптора в одном и том же применительно к двум объектам группам или объектм. Например, когда слово «молоко» применяют как к молоку, производимому коровами, так и любыми другими самками млекопитающих.
  • Аналогия возникает, когда дескриптор частично меняет свое значение, но не полностью. Например, слово «здоровый» имеет аналогию в том смысле, что оно имеет как к здоровому человеку или животному (те, которые обладают хорошим здоровьем), так и к некоторой пище или питью (если это полезно для здоровья).
  • 37>- это полное изменение значений дескриптора и неформальная ошибка. Например, когда слово «банк» использует к берегам рек и финансовых берегов, современные говорят о двусмысленности.

Кроме того, использование « », которое дает Аквинский, - это род существа плюс различие, которое отличает его от самого рода. Например, аристотелевское определение «человека»: «разумное животное »; его род - животное, и что отличает человека от других животных, так это его рациональность.

Бытие

[E] существование двояко: первое - это сущностное существование или субстанциональное существование вещей, например, существует человек, и это есть симплицитер существования. Другой - случайное существование, например, человек белый, и это существование secundum quid.

De Principiis Naturæ, 1.

В томистской философии определения понятия сущность - это «то, что есть», которое из двух частей: «который» относится к его quiddity («Что-то-то»), а «есть» относится к его сущности (латинский инфинитив глагол «быть»). «Качество» является синонимом сущности, формы и природы ; тогда как «esse» относится к принципу существования существования. Другими словами, существо - это «сущность, которая существует».

Бытие делится двумя способами: то, что есть в себе (субстанции ), и то, что находится в другом (аварии ). Вещества - это вещи, которые существуют сами по себе или сами по себе. Несчастные случаи - это качества, которые применимы к другим вещам, как форма или цвет: «[А] происшествия в свое определение, не относящийся к их роду». Они существуют только в других вещах, Фома Аквинский считает, что метафизика - это в первую очередь изучение субстанций, поскольку они используются способами существования.

Католическая энциклопедия точно указывает определение сущности Аквинским как «то, что выражается в его определении». Качество или форма вещи - это то, что делает объект тем, чем он: «[T] Через форму, которая является действительной материи, материя становится чем-то актуальным и чем- то индивидуальным. Таким образом, она состоит из двух частей: «первичная материя» (материя без формы) и субстанциальная форма, которая заставляет заставлять субстанцию ​​иметь свои характеристики. можно назвать существом, материей которого является его тело, а душа - его субстанциальной формой.

Все реальные вещи обладают трансцендентными свойствами бытия : единством, истиной, добродетелью (то есть все вещи имеют конечная и, следовательно, цель ) и т.д.

Причинность

Аристотель разделилность на четыре подмножества в Метафизике, который является неотъемлемой частью томизма:

«В одном смысле термин означает (а) то, из чего, как нечто внутреннее, возникает вещь, как бронза статуи и серебро кубок и другом их роды. выражение сущности и ее родов (например, соотношение 2: 1 и число в целом являются причиной октавного аккорда) и части, которые включены в понятное выражение. Опять же, (c) то, из чего происходит первое начало изменения или покоя, причиной болезни; например, причина болезни является причиной болезни, причиной болезни является причина болезни. Далее, вещь является причиной (г) постольку, поскольку это цель, то есть то, ради чего что-то делается; например, здоровье - причина ходьбы. Ведь если нас спрашивают, зачем кто-то гулял, мы отвечаем «для того, чтобы быть здоровыми»; Мы думаем, что дали причину. И все, что происходит на пути к концу под чего-то другого, тоже причиной. Например, восстановление, очистка, лекарства и инструменты - причины здоровья; потому что все они существуют ради цели, хотя они отличаются друг от друга, поскольку они являются инструментами, а другие - процессами ».

Метафизика 1013a, перевод Джона П. Роуэна, Чикаго, 1961
  • (а) относится к материальной причине, из чего состоит материя (если применимо).
  • (b) относится к формальной причине, в чем заключается сущность существа.
  • (c) относится к действующей причине, которая вызывает начало или изменение существа.
  • (d) относится к конечная причина, какова цель существа.

В отличие от многих древних греков, которые думали, что бесконечный регресс причин возможен (и, таким образом, считали, что вселенная цепь беспричинно), Фома Аквинский утверждает, что бесконечная никогда не достигает своей цели и, следовательно, невозможна. Следовательно, первая причина доступна для существования чего-либо, чтобы быть доступным. Кроме того, Первопричина должна постоянно находиться в действии (аналогично, как всегда должна быть первая цепочка в звене цепи ), иначе последовательность рухнет:

Философ говорит (Метаф. II, 2 ), что «предполагать что-то неопределенное - значит отрицать, что это хорошо». Но добро - это то, что имеет характер конца. Следовательно, бесконечное продолжение действия противоречит природе цели. Следовательно, необходимо исправить один последний конец.

Сумма, II-I, Q.1, статья 4.

Таким образом, и Аристотель, и Фома Аквинский пришли к выводу, что должен быть беспричинный первичный двигатель, потому что бесконечный регресс невозможно.

Однако Первопричина не обязательно должна быть временной первой. Таким образом, вопрос о том, можно ли представить вселенную вечную, яростно обсуждался в Средневековье. Осуждение Парижского университета в 1270 г. осудило веру в вечность мира. Интеллектуальный соперник Фомы Аквинского, Бонавентура, считал, что темпоральность вселенной доказывается разумом. Позиция Фомы Аквинского заключалась в том, что временность мира - это предмет веры, и его нельзя доказать с помощью разума; хотя можно было разумно заключить, что вселенная временна или вечна.

Доброта

Согласно Никомаховой этике из Аристотеля, Аквинский определяет: «добро » как то, к чему все стремятся Таким образом, режущий нож считается хорошим, если он эффективно выполняет свою функцию - резку. Так все вещи работают функция / конечную причину, все реальные вещи хороши. Следовательно, зло есть не что одним из элементов., как privatio boni, или «недостаток добра», как его определил Августин Гиппо.

Дионисий говорит (Div. Nom. IV): «Зло не есть ни Я отвечаю, что одна противоположность познается через свет. Следовательно, также следует знать, что такое зло, из природы добра, что мы сказали, что добро - это все, что можно аппетитно; и, таким образом, поскольку каждая природа желает своего собственного существа и своего собственного совершенства, необходимо также сказать, что бытие и совершенство любой природы - это хорошо. зло не может означать бытие, любую форму или природу. Следовательно, должно быть, именем зла означается отсутствие добра. Вот что имеется в виду, когда говорится, что «зло не есть ни существо, ни добро». Быть как таковое - это хорошо, отсутствие одного подразумевает отсутствие другого.

Сумма, I, Вопрос 48, статья 1.

Комментируя вышеупомянутое, Фома Аквинский говорит, что «нет проблем в том, что некоторые люди желают зла. Ибо они желают зла ​​только в аспекте добра, то есть постольку, поскольку они считают его добром. Следовательно, их намерение в первую очередь направлено на добро и лишь случайно касается зла ». 371>

Бог является конечной целью всех вещей, Бог по сути является добродетелью. Более того, поскольку любовь - это «желать добра другому», настоящая любовь в томизме означает вести другого к Богу. Поэтому Иоанн Богослов говорит: «Кто без любви не знает Бога, потому что Бог есть любовь».

Существование Бога

Фома Аквинский считает, что существование Бога может быть предположено разумом, точкой зрения, которой учит католическая церковь. Quinque viae (лат. пять способов ), найденный в Summa Theologica (I, Q.2, art.3 ), представляет собой пять способов демонстрации наличия Бога, которые сегодня классифицируются как:

1. Аргумент ex motu, или аргумент неподвижного движителя ;
2. Argumentum ex ratione causae effectiveis, или аргумент первой причины ;
3. Аргумент ex contingentia, или аргумент из случайности ;
4. Аргумент от степени, или аргумент степени ; и
5. Argumentum ex штраф, или телеологический аргумент.

, несмотря на это, Фома Аквинский также считал, что священные тайны, такие как Троица, могут быть получены только через откровение ; хотя эти истины не могут противоречить разуму:

Существование Бога и другие истины о Боге, которые могут быть познаны естественным разумом, не являются догматами веры, а являются преамбулами к статьям; Вера предполагает естественное знание, так же как благодать предполагает природу, а совершенство предполагает, что может быть усовершенствовано. Что могло бы быть помешать человеку, которое могло бы помешать человеку.

Сумма, I, Q.2, ст. 2.

Фома Аквинский отвечает на проблему зла, говоря, что Бог допускает существование зла, чтобы добро могло происходить из него (поскольку добро, сделанное по свободному воле, превосходит добро, допускаемое по биологическому императиву) сам лично не причиняет зла.

См. Реальность также: синтез томистической мысли: Глава 7: Доказательства существования от Реджинальд Гарригу-Лагранж.

Мнение Бога

Фома Аквинский как философ и богослов сформулировал и защищал ортодоксальный христи взгляд на Бога. Бог - единственное существо, существование которого совпадает с его сущностью : «то, что существует в Боге, есть Его существование». (Следовательно, почему Бог называет себя «Я есть то, что Я » в Исход 3:14.) Следовательно, Бог не может быть телом (то есть, Он не может состоять из материя ), у него не может быть несчастных случаев, и Он должен быть простым (то есть есть не разделенными на части; Троица едина вещество в трех лицах). Далее, Он само добро, енный совершенный, бесконечный, всемогущий, всеведущий, само счастье, само знание, любовь само, вездесущий, неизменный и вечный. Суммируя эти, Фома Аквинский предлагает термин actus purus (лат. «Чистая свойства актуальность»).

Фома Аквинский считал, что Бог не только знает обо всем, но и что Бог обладает «самым совершенным знанием», и что также верно сказать, что Бог «есть» Его разум..

Фома Аквинский также понимает Бога как трансцендентную причину вселенной, «Первопричину всех вещей, превосходящую все вещи, вызванные Им», источник всего тварного существа и причину всех остальных причин. Следовательно, причины Бога не похожи на причины каких-либо других причин (все другие причины являются «вторичными причинами»), потому что Он является трансцендентным всего сущего, вызывающим и поддерживающим все другие другие вещи в каждый момент. Следовательно, причинность Бога никогда не конкурирует с причинностью созданий; скорее, Бог вызывает некоторые вещи через причинность созданий.

Фома Аквинский был сторонником «аналогического пути», который говорит, что, поскольку Бог бесконечен, люди могут говорить о Боге только по аналогии, для некоторых из них аспекты божественной природы скрыты (Deus absconditus), а другие открыты ( Deus revelatus) ограниченному человеческому разуму. Философия томизма утверждает, что мы можем узнать о Боге через Его творение (общее откровение), но только аналогичным образом. Например, мы можем говорить о благости, только что благость Бога применительно к людям подобнаости Бога, но не тождественна ей. Далее он утверждает, что Священное Писание использует образный язык : «Теперь для человека естественно постигать интеллектуальные истины через чувственные объекты, потому что все наши знания получены из чувств. Следовательно, в Священном Писании Написано, что духовные истины должным образом преподаются под подобием материальных вещей ».

Чтобы иметь творческую силу Бога, Аквинский говорит: «Это случайное свойство должно быть передано ему посредством причин, которая обладает им по существу. Таким образом, железо раскалено под действием огня. Итак, Бог - это Его собственная сила, которая существует сама по себе. Существо, которое существует само по себе, обязательно одно »<. 371>

Антропология

Summa Theologiæ, Pars secunda, prima pars. (копия Петера Шеффера, 1471 г.)

Согласие с аристотелевским определением человека как «разумного животного », Фома Аквинский также придерживался различных верований о сущность человека. Например, поскольку сущность (природа ) всех людей одинакова, определение бытия - это «сущность, которая существует», люди, которые реальны, поэтому различаются только своими особые качества. В более общем смысле, все существа одного рода имеют одну и ту же сущность, и пока они существуют, отличаются только случайностями и субстанциальной формой.

Душой

Томисты определяют как субстанциальную форму живых существ. Таким образом, у растений есть «растительные души», у животных - «чувствительные души», в то время как только у людей есть «интеллектуальные» - разумные и бессмертные - души.

Для Аристотеля душа едина, но наделена пятью способностями (dunámeis): (1) «вегетативная» способность (treptikón), связанная с поддержанием и развитием органической жизни; (2) аппетит (oretikón) или стремление к чему-либо хорошему; (3) способность чувственного восприятия (aisthetikón); (4) «локомотивная» способность (кинетикон), которая руководит различными телесными движениями; и (5) причина (дианоэтикон). Схоласты обычно следуют классификации Аристотеля. Для них тело и душа объединены в одну целостную субстанцию. Душа - это форма существа, жизненный принцип, источник всей деятельности. Следовательно, их наука о душе имеет дело с функциями, которые в настоящее время относится к области биологии и физиологии. [...] Природа разума и его отношения к организму - это вопросы, которые относятся к философии или метафизике.

Дубрей, К. (1909). Факультеты души. В Католической энциклопедии. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. Получено 29 мая 2010 г. из журнала «Новое пришествие».

Аппетит человека состоит из двух частей: рационального и иррационального. Рациональная часть называется волей, а иррациональная часть - страстью.

Этика

Фома Аквинский подтверждает определение счастья, данным Аристотелем, как «действие в соответствии с совершенной добродетелью », и что «счастье называется высшим благимом человека, потому что это достижение или наслаждение высшим благом ". Фома Аквинский определяет добродетель как хорошую привычку, то есть хорошее качество человека, демонстрируемое его действиями и реакциями в течение значительного периода времени. Он пишет:

Как мы сказали выше (статья 1), добродетель подразумевает совершенство силы: поэтому добродетель показывает предел ее силы (De Coelo i). Теперь предел этой власти должен быть хорошим: всякое подразумевает; поэтому Дионисий говорит (Div. Hom. II), что всякое зло является слабостью. к добру. Следовательно, человеческая добродетель, которая является действующей привычкой, является производящей добрые дела.

мма, I-II, Q.55, статья 3

Фома Аквинский установил основные добродетели быть благоразумием, умеренностью, справедливостью и силой духа. Основные добродетели естественны и раскрыты в природе, и они обязательны для всех. Однако есть три богословских добродетели : вера, надежда и милосердие (которое взаимозаменяемо с любовью в смысле агапэ ). Это сверхъестественное, и они отличаются от других добродетелей по своему объекту, а именно, Богу.

В соответствии с римско-католической теологией, Фома Аквинский утверждает, что люди не могут ни желать, ни твори добро без божественной благодати. Однако «делать добро» здесь означает делать добро как таковое: человек может творить, движимый Богом даже тогда, но «только» в том смысле, в котором даже его природа зависит от Божьего движения, то, что в некотором отношении оказывается добром, и не грешны, хотя, если у него нет благодати, это будет без заслуг, и он не будет преуспевать в этом все время. Следовательно, счастье достигается благодаря стойкости добродетели, данной Милостью Бога, которая не достигается полностью на земле; только в блаженном видении. Примечательно, что человек не может достичь истинного счастья без Бога.

Что касается эмоции (используется как синоним слова «страсть» в этом контексте), которое, следуя Иоанну Дамаскину, Фома Аквинский определяет как «движение чувствительного аппетита, когда мы представляем добро или зло », томизм отвергает как эпикурейский взгляд на то, что счастье включает в удовольствие (чувственные переживания, вызывающие положительные эмоции), и стоическое мнение, что эмоции по своей природе являются пороками. Фома Аквинский умеренно относится к эмоциям, цитируя Августина: «Они злы, если наша любовь зла; хороши, если наша любовь добра ». Хотя большинство эмоций морально нейтральны, некоторые из них по своей природе добродетельны (например, жалость), а некоторые - порочны (например, зависть).

Этика томистов считает, что необходимо соблюдать как обстоятельства, так и намерение определить моральную ценность действия, и поэтому нельзя строго сказать, что Фома Аквинский был ни деонтологом, ни консеквенциалистом. Скорее, он сказал бы, что действие является морально хорошим, если оно действует волюю.

Следует отметить принцип двойного действия, сформулированный в Summa, II-II, Q.64, статья 7, которая является оправданием убийства в рамках самообороны. Ранее испытывая трудности в мире христианской философии, доктрина Справедливой войны была изложена Аквинским с этим принципом. Он говорит:

Для того, чтобы война была справедливой, необходимы три вещи. Во-первых, власть суверена, по чьему приказу должна вестись война... Во-вторых, требуется уважительная причина, а именно, чтобы те, на кого напали, должны подвергаться нападению, потому что они этого заслуживают из -за какая-то ошибка... В-третьих, необходимо, чтобы у воюющих сторон было законное намерение, чтобы они намеревались продвигать добро или избежать зла...

Summa, II-II, Q.40, статья.1.

Закон

Томизм признает различных видов закона, которые он определяет как «постановление разума для общего, созданное тем, кто заботится о сообществе и провозгласит»:

  1. Вечный закон, который является «прообразом Божественной Мудрости, направляя все действия и движения; "
  2. Естественный закон, посредством которого каждый знает и осознает, что есть добро, а что зло", что является участием разумного существа в вечном закон;
  3. Человеческий или светской закон, законы, созданные людьми по необходимости; и
  4. Божественный закон, которые являются моральными императивами, определенно данными через откровение.

Развитие естественного закона - одна из самых влиятельных частей философии томизма. Фома Аквинский говорит, что «[закон природы] есть не что иное, как свет интеллекта, посаженный в нас Богом, с помощью которого мы знаем, что следует делать и чего следует избегать. Бог дал этот свет и этот закон в творении.... Ибо никто не знает, что то, что он не хотел бы делать с собой, он не должен делать с другими, и аналогичные нормы ». Это отражает аргумент Апостола Павла в Римлянам 2:15 о том, что «дело закона [написано] в сердцах [язычников], их совесть свидетельствует о их."

Фома Аквинский утверждает, что завет с Моисеем был божественным, хотя по праву был дан евреям только до Христа ; тогда как Новый Завет заменяет Ветхий Завет и предназначен для всех людей.

Свобода воли

Фома Аквинский утверждает, что нет противоречие между провидением Бога и свободной волей человека :

... так же, как, двигая естественные причины, [Бог] не мешает их действиям быть естественными, так же, двигая добровольные причины, Он делает не лишать их действия добровольности: а, скорее, Он является причиной именно этого в них; ибо Он действует в каждой вещи в соответствии с ее собственной природой.

Summa, I., Q.83, art.1.

Фома Аквинский утверждает, что Бог предлагает человеку как предварительную благодать, чтобы он мог совершать сверхъестественные добрые дела, и совместная благодать в тем же. Отношение предупредительной благодати к добровольности было предметом дальнейших споров; позиция, известная здесь как «томист», была основана Доминго Баньесом и говорит, что Бог дает дополнительную благодать («действенную благодать») предопределенным, что заставляет их принять, в то время как Луис де Молина считал, что Бог распределяет благодать согласно среднему знанию, и человек может принять ее без другого благодати. Молинизм - это школа, которая является частью томизма в общем смысле (она возникла в комментариях к Фомы Аквинскому), но следует помнить, что здесь томизм и молинизм противостоят друг другу. (Вопрос был объявлен нерешенным Святейшим Престолом.)

Эпистемология

«Все, что находится в нашем интеллект должен был ранее быть в смыслах."

Фома Аквинский, перипатетическая аксиома.

Аквинский предшествовал существованию дисциплины эпистемологии, которая зародилась среди современных мыслителей, последовавших за Декартом, в корне противоположны аквинскому, не менее, Аквинского более размеренна. Мысль Фомы Аквинского является примером теории истины, которая утверждает, что что-то <322, чем толпа, требующая эпистемологии.>, «Когда оно соответствует внешней реальности». Следовательно, любое существо, истинное существует, может считаться истинным постольку, поскольку оно действует в мире.

Аристотелевская аним а (О душе) разделяет разум на три части: ощущение, воображение и интеллект. Когда человек воспринимает объект, его разум составляет чувственный образ. Когда он вспоминает объект, который он ранее ощущал, он представляет его форму (образ воображения часто переводится как «фантазм»). Когда он извлекает информацию из этого фантазма, он использует свой интеллект. Следовательно, все человеческие знания, касающиеся универсалий (например, видов и свойств ), происходит из фантазма («полученное находится в получателе в соответствии с режимом приемник») Относительно вопроса «Может ли интеллект на самом деле понять через разумные виды, он обладает, не обращаясь к фантазиям?» в Summa Theologica Аквинский цитирует Аристотеля в sed contra: «душа ничего не понимает без фантазма». Отсюда перипатетическая аксиома. (Другая теорема, которую следует извлечь из этого, заключается в том, что ошибка является результатом ложных выводов, основанных на наших ощущениях.)

Эпистемологическая теория Фомы Аквинского была позже классифицирована как эмпиризм, за то, что ощущения являются необходимым шагом в обретении знаний, и что выводы не могут быть сделаны из чистого разума.

Воздействие

Аквинский сдвинул схоластику от неоплатонизма в сторону Аристотеля. Последующая школа мысли, благодаря влиянию на католицизм и этику католической школы, является одной из самых влиятельных философий всех времен, также значимой из-за количества людей, живущих по ее учениям.

Триумф св., Беноццо Гоццоли, 1471 г. Лувр, Париж

Перед смертью Аквинско го Стефан Темпье, епископ Парижа запретил край положения, связанные с Фомой Аквинского (особенно отрицание универсального гиломорфизма и множество субстанциальных форм в едином материале), которые будут преподаваться на факультете искусств в Париже. Под соответствием богословов-августинцев некоторые тезисы Аквинского были осуждены в 1277 церковными властями Парижа и Оксфорда (важнейшие теологические школы Средневековья ). Орден францисканцев выступил против идей доминиканца Фомы Аквинского, в то время как доминиканцы институционально взяли на себя защиту его работы (1286 г.), и приняли ее как официальную философию ордена, чтобы учиться в их студиях. Ранние противники Аквинского включают Вильгельма де ла Мара, Генри Гентского, Джайлза Римского и Джона Дунса Скота.

Ранние и заслуживающие внимания защитники Аквинского были его бывший учитель Альберт Магнус, злополучный Ричард Кнапвелл, Уильям Макклсфельд, Джайлс Лессинский, Джон Квидортский, Бернар Оверньский и Томас Саттонский. канонизация Аквинского в 1323 году привела к отмене осуждения 1277 года. Позже Аквинский и его школа найдут грозного приближенного на Via Moderna, особенно в Вильгельме Оккамовском и его приверженцы.

Томизм оставался доктриной, которой придерживались в основном доминиканские теологи, такие как Джованни Капреоло (1380–1444) или Томмазо де Вио (1468–1534). В конце концов, в 16 веке томизм нашел оплот на Пиренейском полуострове, например, благодаря доминиканцам Франсиско де Витория (особенно примечателен его работа в области теории естественного), Доминго де Сото (известен своими работами по экономической теории), Иоанн Сент-Томасский и Доминго Баньес ; кармелиты Саламанки (т. е. Салмантикенсы ); и даже, в некотором смысле, новообразованные иезуиты, особенно Франсиско Суарес и Луис де Молина.

. Современный период принес большие трудности для томизма. К 19 веку богословская доктрина Аквинского часто представлялась в семинарии через его иезуитских толкователей-мануалистов, которые восприняли его богословие эклектическим образом, в то время как его философией часто пренебрегали в пользу современных философов. Многие думают, что мануалистский подход больше с Дунсом Скотом, чем с Фомой Аквинским, поэтому его более правильно назвать нео-схоластикой. И во всем этом Доминиканский Орден испытывал демографические трудности.

Папа Лев XIII предпринял попытку томистского возрождения, особенно с его энцикликой 1879 года Аэтерни Патрис и созданная им Комиссия Леонина, созданная для выпуска критических изданий оперы Фомы Аквинского. Эта энцикликала послужила толчком к развитию неотомизма, который сделал акцент на этических частях томизма, а также на части его взглядов на жизнь, людей и теологию, которые используются в различных неотомизмах. Неотомизм господствовал в качестве доминирующей философии Римско-католической церкви до Второго Ватиканского Собора, который, казалось, подтвердил значение богословия Ресурсы. Томизм остается школой философии сегодня и оказывает влияние на католицизм, хотя «Церковь не имеет собственной философии и канонизирует-либо одну философию в предпочтении другим».

В последние годы когнитивный нейробиолог Уолтер Фриман предполагает, что томизм - это философская система, объясняющая познание, которая наиболее совместима с нейродинамикой, в статье 2008 года в журнале Mind and Matter под названием «Нелинейная динамика мозга и намерение согласно Аквинскому».. "

Влияние на еврейское мышление

Доктрины Фомы Аквинского, из-за их тесной связи с доктринами еврейской философии, нашли среди евреев большую поддержку. Иуда Романо (род. 1286) перевел идеи Аквинского с латыни на иврит под названием Маамар ха-Мамшалим вместе с другими небольшими трактатами, извлеченными из «Contra Gentiles» («Негед ха-Умот»).

Эли Хабилло (1470) перевел без еврейского заголовка "Qu Disstiones Disputatæ", "Quæstio de Anima", его "De Animæ Facultatibus" под названием "Ma'amar бе-Котот ха- Нефеш "(под редакцией Еллинека); его «Универсалибус» как «Бе-Инян ха-Колель»; «Шаалот Маамар бе Нимха ве-биМехут».

Авраам Неемия бен Иосиф (1490 г.) перевел «Комментарии Аквинского в метафизике». Согласно Моисею Альмоснино, Исаак Абраванель хотел перевести «Quæstio de Spiritualibus Creaturis». Абраванель действительно, кажется, был хорошо знаком с философией Аквинского, о котором он упоминает в своей работе «Миф'алот Элохим» (vi. 3). Врач Якоб Захалон (ум. 1693) перевел некоторые выдержки из Summa contra Gentiles.

Связь с еврейской мыслью

Фома Аквинский не гнушался использовать еврейские философские источники. Его основная работа, Summa Theologica, показывает глубокое знание не только сочинений Авицеброна (Ибн Габироль), имя которого он упоминает, но и существовавших в то время еврейских философских работ..

Фома Аквинский энергично выступает против гипотезы вечности мира, соглашаясь с христианским, так и с еврейским богословием. Но поскольку эту теорию приписывают Аристотелю, он считает, что последний не высказывался категорически по поводу. «Аргумент, - сказал он, - который приводит Аристотель в поддержке этого тезиса, является лишь ответом на теорию древних, которые полагаются, что этот мир имеет начало и которые приводят только невозможные доказательства. здесь Аквинский перефразирует Маймонида 'Руководство для недоумевших, где приведены эти причины.

Научные перспективы

Отдельные мыслители

Рене Декарт

Популярность томизма начала снижаться в современный период, который был открыт Рене Декарт ' работает Рассуждения о методе в 1637 и 1641 годах. Декартовы доктрины дуализма раз и тела и ошибочность чувств неявно противоречила Аристотелю и Фомы Аквинскому :

Но, тем временем, я очень удивляюсь, когда наблюдаю [слабость мой разум и] его склонность к ошибкам. в собственном уме, слова, тем не менее, иногда препятствуют моему прогрессу, и термины обычного языка почти вводят меня в заблуждение. е воск, когда он находится перед, а не что мы считаем его таким же, потому что он должен немедленно сделать вывод, что воск, когда он находится перед нами, а не только интуицией разума. аналогичный случай, когда люди проходили по улице внизу, наблюдаемые из окна. В этом случае я не могу не сказать, что я вижу людей, точно так же, как я говорю, что вижу воск; и все же что я вижу из окна за шляпами и плащами, которые могут прикрывать искусственные машины, движение которых может определяться пружинами? Я сужу, что есть люди, по этим явлениям, и, таким образом, на основании одной способности суждения, находящейся в уме, я постигаю то, что, как мне казалось, я видел своими глазами.

Г. К. Честертон

Описывая томизм как философию здравого смысла, Г. К. Честертон писал:

Современный мир в шестнадцатом веке, ничья система философии действительно не соответствовала всеобщему чувству реальности; к тому, что, если бы это было предоставлено самим себе, простые люди назвали бы здравым смыслом. Каждый начинался с парадокса; своеобразная точка зрения, требуемая принесения в жертву того, что они назвали бы разумной точкой зрения. Это единственное общее для Гоббса и Гегеля, Канта и Бергсона, Беркли и Уильям Джеймс. Мужчина должен был поверить в то, во что не поверил бы ни один нормальный человек, если бы это было внезапно выдвинуто на основе его простоты; поскольку мы их думаем, или все относительно реальности, которой нет. Современный философ утверждает, как своего рода доверчивый человек, что, если мы дадим ему это, остальное будет легко; Он исправит мир, если ему позволят сделать этот поворот в уме...

На фоне всего этого философия святого Фомы на всеобщем распространенном вирусе, что яйца есть яйца. Гегельян может сказать, что яйцо на самом деле курица, потому что это часть бесконечного процесса Становления; Беркелианцы могут считать, что яйца-пашот существуют только как сон, поскольку сон так же легко назвать причиной яиц, как яйца причиной сна; прагматик может полагать, что мы получаем от яичницы-болтуньи, забывая, что это когда-либо были яйца. Но ни одному ученику святого Фомы не нужно трепать свои мозги, чтобы адекватно растрепать яйца; наклонять голову под любым особым, глядя на яйца, или прищурившись на яйца, или подмигивая другим глазом, чтобы увидеть новое упрощение яиц. Томист стоит среди бела дня братства людей, в их общем сознании, что яйца - это не куры, не сны или просто практические предположения; но вещи, подтвержденные властью чувств, исходящей от Бога.

— Честертон, Святой Фома Аквинский, стр. 147.

История

Дж. А. Вайшейпль подчеркивает, что в Доминиканском Ордене история томизма продолжается со времен Аквинского:

Томизм всегда был жив в Доминиканском Ордене, каким бы малым он ни был после разрушительных действий Реформации., Французская революция и наполеоновская оккупация. Неоднократные смерти Общих глав, начиная с момента Св. Фомы, а также Конституции Ордена требовали от всех доминиканцев преподавать доктрину Св. Фомы как в философии, так и в богословии.

давняя историческая преемственность доминиканского томизма может быть получена из списка людей, связанных с Папским университетом св. Фомы Аквинского.

вне доминиканского ордена Томизм имел разные состояния, что заставило его периодизировать исторически или тематически. Вейшейпль отличает «широкий» подход, который включает тех, кто утверждает, что следует из основных взглядов Аквинского и демонстрирует очевидную зависимость от его текстов, от «эклектического» томизма, включает тех, кто готов допустить влияние других философских и теологических систем, чтобы релятивизировать принципы и выводы традиционного томизма. Джон Холдейн дает историческое разделение томизма, включая 1) период Аквинского и его первых последователей с 13 по 15 века, второй томизм с 16 по 18 века и неотомизм с 19 века. до 20-го века.

Можно с полным основанием определить другие исторические подразделения на основе сдвигов во взглядах на работу Фомы Аквинского, включая период сразу после канонизации Фомы Аквинского в 1325 году, период после Тридентского собора, и период после Второго Ватиканского Собора. Романус Сессарио считает, что лучше не определять интервалы времени или периоды в более широкой истории томизма, потому что томисты обращались к такому широкому кругу вопросов и в слишком большом количестве географических областей, чтобы допускать такие разделения.

Первая томистическая школа

Первый период томизма простирается от учительской деятельности Аквинского, начавшейся в 1256 году в Париже, до Кельна, Орвието, Витербо, Рима и Неаполя до его канонизации в 1325 году. В этот период его доктрины «подверглись нападкам и защите» например, после его смерти (1274 г.) осуждениям 1277, 1284 и 1286 гг. противодействовали главные капитулы доминиканского ордена и другие ученики, которые встали на защиту Фомы Аквинского.

1325 на Тридентский собор

После канонизации Фомы Аквинского количество комментариев на Фомы Аквинского увеличилось, особенно в Кельне, который ранее был оплотом мысли Альберта Великого. Генрих Горкумский (1386-1431) написал то, что вполне может быть самым ранним комментарием к Summa Theologiae, за данное в должное время последовал его ученик Денис Картезианец

Трентский собор перед Этерни Патрис

Ответ господствовавшему в эпоху Просвещения философского рационализму Сальваторе Роселли, профессор богословия в Колледже Св. Фомы, будущий Папский университет Святого Фомы Аквинского, Ангеликум в Риме, опубликовал шеститомную «Сумму философии» (1777 г.) Аристотелевская интерпретация Аквинского, подтверждающая чувства как источник знаний. Считается, что во время обучения в колледже Роселли заложил основы неотомизма девятнадцатого века. По мнению историка Я.А. Weisheipl в конце 18 и начале 19 веков «каждый, кто имел какое-либо отношение к возрождению томизма в Италии, Испании и Франции, находился под непосредственным обращением монументальных работ Роселли.

Aeterni Patris до II Ватикана

Возрождение томизма, начавшееся в середине 19 века, иногда называемое «нео-схоластикой» или «неотомизмом», можно отнести к таким фигурам, как Ангеликум профессор Томмазо Мария Зиглиара, иезуиты Йозеф Клейтген и Джованни Мария Корнольди, и светский священник Гаэтано Сансеверино. Это движение получило импульс от энциклики Папы Льва XIII Этерни Патрис 1879 года. Обычно возрождение принимает интерпретационную традицию великих комментаторов Фомы Аквинского, таких как Капреол, Каэтан и Иоанн Сент-Томасский. Тем не менее, он менее экзегетичен и больше связан с выполнением программы развертывания разработанных Система томистской метафизики в полной критике современной философии. Среди других выдающихся фигур начала века - Мартин Грабманн (1875-1949) и Амато Масново (1880-1955). Основные философские принципы движения изложены в «Двадцати четырех томистических тезисах » утвержденных Папой Пием X.

В первой половине двадцатого века Ангеликумом профессорами Эдуард Хьюгон, Реджинальд Гарригу-Лагранж среди других продолжили призыв Лео к возрождению томизма. Их подход отражен во многих руководствах и учебниках, которые широко использовались в римско-католических колледжах и семинариях до Второго Ватикана.

В то время как Второй Ватиканский собор проходил в 1962-1965 гг. Корнелио Фабро уже мог написать в 1949 году, что век возрождения с его неотложной необходимостью обеспечить синтетическую систематизацию и защиту мысли Аквинского подходит к концу. Фабро надеялся на более конструктивный период, когда будет исследован первоначальный контекст мысли Аквинского.

Недавние школы и интерпретации

Краткое изложение некоторых недавних и текущих школ и интерпретаций томизма может можно найти, среди прочего, в La Metafisica di san Tommaso d'Aquino ei suoi Интерпрети (2002), Баттиста Монден, Бытие и некоторые томисты 20-го века (2003), Джона Ф. К. Кнасаса, а также в сочинении Эдварда Фезера.

нео-схоластический томизм

нео-схоластический томизм отождествляется с философской и теологической традицией, уходящей корнями во времена святого Фомы. В девятнадцатом веке такие авторы, как Томмазо Мария Зильяра, сосредоточились не только на толковании исторических фактов Фомы Аквинского, но и на формулировании строгой системы ортодоксального томизма, которая будет использоваться в качестве инструмента критики современной мысли.

Из-за подозрений в попытках согласования Аквинского с нетомистскими категориями и допущениями, нео-схоластический томизм иногда называют «томизмом строгого соблюдения ». Обсуждение недавнего и нынешнего нео-схоластического томизма можно найти в La Metafisica di san Tommaso d'Aquino ei suoi interptiti (2002) Баттисты Мондина, которая включает такие фигуры, как Мартин Грабманн, Реджинальд Гарригу-Лагранж, София Ванни Ровиги (1908–1990), Корнелио Фабро (1911–1995), Карло Джакон (1900–1984), Томаш Тын (1950–1990)), Абелардо Лобато (1925–2012), Лео Элдерс (род. 1926) и Джованни Вентимилья (род. 1964) и др. Фабро, в частности, подчеркивает оригинальность Аквинского, особенно в отношении actus essendi или акта существования конечных существ посредством участия в самом бытии. Другие ученые, такие как те, кто участвовал в "Progetto Tommaso", стремятся установить объективное и универсальное прочтение текстов Фомы Аквинского.

Томизм Краковского кружка

Томизм Краковского кружка (назван в честь Кракова ) был назван «наиболее значительным выражением католической мысли между двумя мировыми войнами». Круг был основан группой философов и теологов, которые в отличие от более традиционного нео-схоластического томизма приняли современную формальную логику как аналитический инструмент для традиционной томистской философии и теологии.

Вдохновленный логической ясностью Аквинского, члены Круга считали, что и философия, и теология содержат «предложения с истинностными ценностями… структурированный корпус предложений, связанных по значению и предмету, и связанных логическими отношениями совместимости и несовместимости, следствия и т. д. » «Краковский кружок приступил к исследованию и, по возможности, улучшению этой логической структуры с помощью самых передовых логических инструментов, доступных в то время, а именно инструментов современной математической логики, которые тогда назывались« логистическими »». Возможно, самым известным представителем Краковского круга является Юзеф Мария Бохенский, автор «Истории формальной логики» (1961) и один из выдающихся историков логики двадцатого века. Бохенский получил степень доктора богословия в Папском университете св. Фомы Аквинского, Ангеликум в 1934 году, где он преподавал логику до 1940 года. Среди других участников были Ян Саламуча и Ян Ф. Древновски.

Экзистенциальный томизм

Этьен Гилсон (1884–1978), ключевой сторонник экзистенциального томизма, имел тенденцию подчеркивать важность исторической экзегезы, но также не подчеркивал преемственность Аквинского и аристотелевской традиции и, как Корнелио Фабро нео-схоластической школы, чтобы подчеркнуть оригинальность учения Аквинского о бытии как существовании. Он также критиковал внимание нео-схоластов к традиции комментаторов и, учитывая то, что он считал недостаточным акцентом на бытие или существование, обвинил их в «эссенциализме » (чтобы сослаться на другую половину о различении Аквинского между бытием и сущностью). Толкование Гилсоном Фомы Аквинского как выдвигающего отчетливо «христианскую философию» имело тенденцию, по крайней мере, с точки зрения его критиков, размывать различие Аквинского между философией и теологией. Жак Маритен (1882–1973) ввел в томистскую метафизику представление о том, что философская рефлексия начинается с «интуиции бытия», и в этике и социальной философии стремились гармонизировать томизм с персонализмом и плюралистической демократией. Хотя «экзистенциальный томизм» иногда преподносился как контрапункт к современному экзистенциализму, основной причиной этого ярлыка является акцент, который этот подход придает учению о существовании Аквинского. Среди современных сторонников - Джозеф Оуэнс и Джон FX Knasas.

Томизм Ривер Форест

Согласно Томизму Ривер Форест (названному в честь Ривер Форест, Иллинойс ), естественные науки эпистемологически предшествуют метафизике, предпочтительно называемой метанаукой. Этот подход подчеркивает аристотелевские основы философии Аквинского и, в частности, идею о том, что построению здоровой метафизики должно предшествовать здравое понимание естествознания, интерпретируемое в свете аристотелевской философии природы. Соответственно, он стремится показать, что современной физической науке можно и нужно дать такую ​​интерпретацию. Чарльз Де Конинк (1906–1965), Раймонд Джуд Ногар (1915–1966), Джеймс А. Вайшейпль (1923–1984), Уильям А. Уоллес и Бенедикт Эшли - это среди его представителей. Его иногда называют «томизмом Лаваля » в честь Университета Лаваля в Квебеке, где Де Конинк был профессором. Альтернативное название «Речной лес томизм» происходит от пригорода Чикаго, где расположен лицей естественных наук имени Альберта Великого, члены которого были связаны с этим подходом. Его также иногда называют «аристотелевским томизмом » (чтобы подчеркнуть его контраст с брендом экзистенциального томизма Гилсона), хотя, поскольку нео-схоластический томизм также подчеркивает преемственность Фомы Аквинского с Аристотелем, этот ярлык кажется слишком частным. (Есть писатели, такие как современный томист Ральф Макинерни, которые проявили как нео-схоластическое влияние, так и влияние Лаваля / Ривер-Фореста, и подходы не обязательно несовместимы.)

Трансцендентальный томизм

В отличие от первых трех школ, упомянутых выше, трансцендентальный томизм, связанный с Джозефом Марешалом (1878–1944), Карлом Ранером (1904–84) и Бернард Лонерган (1904–84) не выступает против современной философии в целом, но стремится примирить томизм с картезианским субъектно-центрированным подходом к знанию в целом, и Кантианская трансцендентальная философия в частности. Кажется справедливым сказать, что большинство томистов, в остальном терпимых к различным подходам к мысли Аквинского, склонны рассматривать трансцендентальный томизм как слишком много уступившего современной философии, чтобы действительно считаться разновидностью томизма, строго говоря, и эта школа мысли в любом случае был гораздо более влиятельным среди богословов, чем среди философов.

Люблинский томизм

Люблинский томизм, получивший свое название от Люблинского католического университета в Польше, где он находится, также иногда называют «феноменологический томизм ». Подобно трансцендентальному томизму, он стремится объединить томизм с некоторыми элементами современной философии. В частности, он пытается использовать феноменологический метод философского анализа, связанный с Эдмундом Гуссерлем и этическим персонализмом таких писателей, как Макс Шелер в формулировании томистской концепции человеческой личности. Наиболее известным его сторонником является Кароль Войтыла (1920–2005), впоследствии ставший Папой Иоанном Павлом II.

Однако, в отличие от трансцендентального томизма, метафизика люблинского томизма отдает приоритет существование (в противоположность сущности), что делает его экзистенциальным томизмом, демонстрирующим соответствие томизму Этьена Жильсона. Феноменологические проблемы люблинской школы не носят метафизического характера, поскольку это составляло бы идеализм. Скорее, это соображения, которые связаны с центральными позициями школы, например, когда речь идет о современной науке, ее эпистемологической ценности и ее отношении к метафизике.

Аналитический томизм

Аналитический томизм описанный Джоном Холдейном, его ключевым сторонником, как «широкий философский подход, который вносит во взаимные отношения стили и увлечения недавней англоязычной философии, а также концепции и проблемы, разделяемые Аквинским и его последователями» ( из статьи об «аналитическом томизме» в The Oxford Companion to Philosophy под редакцией Теда Хондериха). Под «современной англоязычной философией» Холдейн имеет в виду аналитическую традицию, основанную такими мыслителями, как Готтлоб Фреге, Бертран Рассел, Дж. Э. Мур и Людвиг Витгенштейн, которые имеют тенденцию доминировать в академической философии в англоязычном мире. Элизабет Анскомб (1919–2001) и ее муж Питер Гич иногда считаются первыми «аналитическими томистами», хотя (как и большинство писателей, к которым применяется этот ярлык), они не описывают себя в этих терминах, и, как указывает несколько расплывчатое выражение Холдейна «взаимные отношения», похоже, не существует какого-либо набора доктрин, разделяемых всеми аналитическими томистами. Похоже, что их объединяет то, что они философы, воспитанные в аналитической традиции, которые каким-то образом интересовались Аквинским; и характер их «аналитического томизма» определяется тем, имеет ли он тенденцию подчеркивать «аналитическую» сторону аналитического томизма или сторону «томизма» или, альтернативно, пытается в равной степени подчеркнуть обе стороны.

Критика

В своей книге Против Генри, короля Англии, Лютер критиковал использование доказательства посредством утверждения и опоры на стиль вместо содержания в Томистская форма диспута, в которой он утверждал: «Мне так кажется. Я так думаю. Я верю в это». Лютер также утверждал, что томистский метод привел к поверхностности богословских дебатов в Англии в то время.

В 1967 году томизм подвергся критике со стороны Бертрана Рассела. Кроме того, нео-схоластика в целом, включая томизм, подвергается критике со стороны некоторых католиков.

См. Также

  • значок Портал католицизма
  • Философский портал

Ссылки

Внешние ссылки

Книги
Последняя правка сделана 2021-06-11 10:29:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте