Янсенизм

редактировать
Христианское богословское движение Янсенизм: Корнелиус Янсен (1585–1638), профессор и великий ректор Старый университет Лувена

янсенизм был теологическим движением в рамках католицизма, в основном активным во Франции, которое подчеркивало оригинал грех, человеческая разврат, необходимость божественной благодати и предопределения. Движение возникло из посмертно опубликованной работы голландского теолога Корнелиуса Янсена, умершего в 1638 году. Впервые его популяризировал друг Янсена Аббот Жан дю Верже де Оранн, из аббатства Сен-Сиран-ан-Бренн, а смерти после дю Верже в 1643 году его Странал Антуан Арно. На XVII и XVIII веков янсенизм отличался от католической церкви. Теологическим центром движения был монастырь аббатства Порт-Рояль-де-Шамп, который был пристанищем для писателей, включая дю Вержье, Арно, Пьера Николь, Блэза. Паскаль и Жан Расин.

Янсенизму противостояли многие в католической иерархии, особенно иезуиты. Хотя янсенисты идентифицировали себя как строгие последователи учения Августина Гиппо, иезуиты придумали термин янсенизм, чтобы идентифицировать их как имеющие кальвинистское сходство. апостольская конституция Cum случаe, провозглашенная папой Иннокентием X в 1653 году, осудила пять основных доктрин янсенизма как ересь - особенно между свободной волей и действенной благодатью, причем учение Августина, представленное янсенистами, противоречило учениям школы иезуитов. Лидеры янсенистов стремились приспособиться к заявлению Папы, сохраняя при этом свою уникальность, и в конце 17 века при Папе Климента IX наслаждались определенным миром. Дальнейшие споры приводят к апостольской конституции Unigenitus Dei Filius, провозглашенной Папой Климентом XI в 1713 году.

Содержание
  • 1 Происхождение
  • 2 Янсенистское богословие
  • 3 Противоречие и папское осуждение: 1640–1653
  • 4 Формульное противоречие
    • 4.1 Предпосылки: 1654–1664
    • 4.2 Формуляр: 1664
    • 4.3 Формульное противоречие: 1664–1669
  • 5 Случай совести и последствия: 1701–1709
  • 6 Дело Кенеля
  • 7 Фракционализм
  • 8 В Испанских Нидерландах и Голландской стране
  • 9 Наследие
  • 10 См. также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
  • 13 Дополнительная литература
  • 14 Внешние ссылки
Происхождение
Аббат де Сен-Сиран - Жан Дювержье де Оранн, аббат аббатства Сен -Сиран в Бренне (1581–1643), один из интеллектуальных отцов янсенизма.

Истоки встретились янсенизма лежат в дружбе Янсена и Дюверже, которые начали в начале 17 века, когда оба учились теология в Левенском университете. Дюверже был покровителем Янсена в течение нескольких лет, и он получил работу учителя в Париже в 1606 году. Два года спустя он получил Янсена должность преподавателя в епископском колледже в Родной город Дюверже Байонн. Эти двое вместе изучали Отцов Церкви, уделяя особое внимание Августина Гиппопотамского, пока оба не покинули Байонну в 1617 году.

Дюверже стал аббат аббатства Сен-Сиран в Бренне и оставшуюся жизнь был известен как аббат Сен-Сиран. Янсен вернулся в Лёвенский университет, где в 1619 году защитил докторскую и был назначен профессором экзегезы. Янсен и Дюверже продолжали переписываться по поводу Августина, особенно учения Августина о благодати. По рекомендации короля Филиппа IV Испанского, Янсен был посвящен в епископ Ипра в 1636 году.

Янсен умер во время эпидемии 1638 года.. На смертном одре он передал рукопись своему капеллану, приказав ему проконсультироваться с Либертом Фроидмонтом, профессором теологии из Левена, и Генриком Каленом, канон в столичной церкви, и опубликовать рукопись, если они согласны, она должна быть опубликована, добавив: «Если, однако, Святой Престол желает каких-либо изменений, я послушный сын, и я подчиняться той церкви, которой я жил до последнего часа. Это мое последнее желание ».

Эта рукопись, опубликованная в 1640 году под названием Августин, излагает систему Августина и легла в основу последующий янсенистский спор. Книга состояла из трех томов:

  1. описывала историю пелагианства и его борьбу Августина против и против семипелагианства
  2. обсуждала Падение человека и Первородный грех
  3. осудил «современную тенденцию» (не названную Янсеном, но идентифицируемую как молинизм ) как семипелагское
янсенистское богословие
Титульный лист Августина автора Корнелиус Янсен, опубликовано посмертно в 1640 году. Книга легла в основу янсенистских споров.

Еще публикации до Августина Дюверже публично проповедовал янсенизм. Янсен одобряет прочтение идеи Августина о действенной благодати, в котором говорится, что только определенная часть человечества это на спасение. Янсен настаивал на том, что любовь к Богу является фундаментальной, и что только полное раская, а не несовершенное раскаяние (или истощение) может спасти человека (и что, в свою очередь, только действенная благодать могла склонить этого человека к Богу и такому раскаянию). Эти дебаты о соответствующих ролях раскаяния и истощения, которые не были урегулированы Трентским собором (1545–1563), были одним из мотивов заключения в мае 1638 года Дюверже, первого лидера. из Порт-Ройяля по приказу кардинала Ришелье. Дюверже был освобожден только после смерти Ришелье в 1642 году, и он умер после этого, в 1643 году.

Янсен также настаивал на оправдании верой, хотя он не оспаривал необходимость почитание святых, исповедания и частого причащения. противники Янсена осуждали его учение за предполагаемое сходство с кальвинизмом (хотя, отличие от кальвинизма, Янсен отвергал доктрину уверенности и учил, что даже оправданные потерять спасение). Écrits sur la grâce (французский) Блеза Паскаля попытка примирить противоречивые позиции молинистов и кальвинистов, заявив, что оба были частично правы: молинисты, кто утверждал, что выбор Бога в отношении греха и спасения человека был апостериори и условным, в то время как кальвинисты необходимы утверждали, что это априори и . Сам Паскаль утверждал, что молинисты были правы в отношении состояния человечества до грехопадения, в то время как кальвинисты были правы в отношении человечества после грехопадения.

ересь янсенизма, как указано в последовательности римско-католической доктрине, заключена в отрицании роли свободной воли в принятии и использовании благодати. Янсенизм утверждает, что Божьей роли вливании благодати нельзя сопротивляться и что не требуется человеческого согласия. Католическая доктрина в Катехизисе католической церкви гласит, что «свободная инициатива Бога требует свободного ответа человека», то есть люди свободно соглашаются или отвергают Божий дар благодати.

Споры и папское осуждение: 1640–1653
La mère - Мария Анжелик Арно (1591–1661), аббатиса из Порт-Ройял- des-Champs.

Августин был широко известен в богословских кругах в Франции, Бельгии и Нидерландах в 1640 году, и вскоре вышло новое издание появилось в Париже с одобрения десяти профессоров колледжа Сорбонны (теологический колледж Парижского университета ).

Однако 1 августа 1642 года Священная канцелярия издала указ, осуждающий Августина и запрещающий его чтение. В 1642 году Папа Урбан VIII ал последовал за папской буллой, которая осуждала Августина, поскольку она была опубликована в нарушении порядка, согласно которому никакие произведения, указанные благодати, не должны паться без предварительного разрешения. Святейшего Престола ; и возобновил порицание Папой Пием V в Ex omnibus afflictionibus в 1567 г. и Папой Григорием XIII в отношении положений байанства, которые были повторены в Августине.

В 1602 году Мария Анжелика Арно стала настойчивой Порт-Рояль-де-Шамп, цистерцианского монастыря в Маньи. Ле-Амо. Там она реформировала дисциплину после обращения в 1608 году. В 1625 году большинство монахинь переехали в Париж, образовав монастырь Порт-Рояль де Пари, который с тех пор стал широко известный как Порт-Рояль. В 1634 году Дювержье стал духовным наставником Порт-Рояль-де-Шамп и другом Хорошим Анжелики Арно ; он убедил ее в правоте мнения Янсена. Таким образом, два монастыря стали оплотами янсенизма. При Анжелике Арно, а затем при поддержке Дюверже, Порт-Рояль-де-Шам создал ряд начальных школ, известных как «Маленькие школы Порт-Рояля» (Les Petites-Écoles de Port-Royal); Самым известным продуктом этих школ был драматург Жан Расин.

Антуан Арно (1612–1694), ставший лидером янсенистов после смерти Дюверже в 1643 году.

Через Анжелик Арно Дюверже познакомился с ее братом, Антуаном Арно, и заставил его принять положение Янсена в Августине. После смерти Дюверже в 1643 году Антуан Арно стал главным сторонником янсенизма. В том же году он опубликовал De la fréquente Communion (Frequent Communion ), который представил идеи Янсена в более доступной для публики форме (например, он был написан на местном языке, тогда как Августин был написан на Латинский ). Книга посвящена дополнительной теме спора между иезуитами и янсенистами. Иезуиты вызываютли католиков, в том числе борющихся с грехом, часто принимать Святое Причастие, утверждая, что Христос установил его как средство к святости для грешников, и заявив, что единственным требованием для причастия (кроме крещения ) было то, что причащающийся был свободен от смертного греха во время принятия. Янсенисты, придерживаясь своего глубокого пессимистического богословия, одобряли частого причастия, утверждая, что высокая степень совершенства, включая очищение от привязанности к простительному греху, необходимо перед тем, как приступить к причастию.

. факультет Сорбоннского колледжа официально принял папскую буллу In eminenti в 1644 году, а кардинал Жан-Франсуа Поль де Гонди, архиепископ Парижа, формально запретил Августина; работа, тем не менее, продолжала распространяться.

Иезуиты затем напали на янсенистов, обвинив их в ереси, аналогичной кальвинизму.

Арно ответил теологией морального духа евреев («моральное богословие

Затем иезуиты поручили Николя Коссену (бывший духовник Людовика XIII ) написать Réponse au libelle intitulé La Théologie morale des Jésuites («Ответ на кету под названием «Моральное богословие иезуитов») в 1644 году. Другим ответом иезуитов были «Самозванцы и невежества дю libelle intitulé.») Франсуа Пинтеро, под псевдонимом «аббат де Буазик», также в 1644 году. Пинтеро также написал критическую историю янсенизма, La Naissance du Jansénisme découverte à Monsieur le Chancelier ("Рождение янсенизма, открытое канцлеру") в 1654 году.

В течение 1640-х годов племянник Дюверже, Мартин де Баркос, который был когда-то студентом богословия у Янсена, написал несколько работ в защите Дюверже.

В 1649 г. Николя Корне, синдик Сорбонны, разочарованный продолжающимся обращением Августина, составил список из пяти предложений Августина и двух предложений от частного причастия и попросил факультет Сорбонны осудить эти предложения. Прежде чем факультет смог это сделать, парламенту Парижа вмешался и запретил факультету рассматривать предложения. Затем факультет представил представлее французского духовенства в 1650 году, которая передала дело Папе Иннокенти X. Одиннадцать епископов выступили против этого и попросили Иннокентия X назначить комиссию, аналогичную Congregatio de Auxiliis, для разрешения ситуации. Иннокентий X согласился на просьбу, но, пытаясь учесть мнение меньшинства, назначил консультативный комитет, состоящий из кардиналов и тринадцати консультантов, чтобы сообщить о ситуации. В течение следующих двух лет этой провела 36 заседаний, в том числе 10 под председательством Иннокентия X.

Сторонники янсенизма в комиссии составили таблицу с тремя главами: первая перечислила кальвинистов (которые были осуждены как еретические), во втором перечислялась позиция пелагиан / полупелагиан (как учили молинисты ), а в третьем перечислялись правильные августинская позиция (по янсенистам).

Сторонники янсенизма потерпели решающее поражение, когда в 1653 году Иннокентий X провозгласил апостольскую конституцию Кончил случаю, которая осудила следующие пять положений:

  1. некоторые заповеди Бога, которые простые люди не могут соблюдать, как бы сильно они ни желали и ни старались, и им не дается благодать, позволяющая им соблюдать эти заповеди;
  2. что падшие люди не могут сопротивляться внутреннему благодать;
  3. , что люди, которых нет свободная воля, заслуживают ;
  4. , что семипелаги были правы, чтобы учить этот предупреждающая благодать была необходима для всех внутренних действий, в том числе для веры, но неверно учить, что падшее принимать или подавляться превратиться благодати; и
  5. , что это семипелагийцы, чтобы сказать, что Христос умер за всех.
Формулярное противоречие

История вопроса: 1654–1664

Антуан Арно осудил пять утверждений, перечисленных в Cum повод. Однако он утверждал, что Августин не приводил доводов в пользу пяти утверждений, признанных еретических в случае с Кумом. Напротив, он утверждал, что Янсен имел в виду свои утверждения в Августине в том же смысле, в каком Августин Гиппо высказывал свое мнение, и Арно утверждал, что, поскольку Иннокентий X определенно не хотел бы осуждать мнения Августина, Иннокентий X не осуждал фактическое мнение Янсена.

В ответ на Арно, в 1654 году 38 французских епископов осудили позицию Арно перед папой. Противники янсенизма в церкви отказа в отпущении грехов Роже дю Плесси, герцогу де Лианкур (фр.) за его постоянную защиту янсенистов. В ответ на это нападение Арно сформулировал различие в том, насколько Церковь может связывать разум католика. Он утверждал, что существует различие между де-юре и де-факто: католик был обязан соглашаться с мнением церкви в праве (то есть в отношении доктрины), но не в отношении фактов. Арно утверждал, что, хотя он и согласился с доктриной, изложенной в «Сперма случаю», он не был обязан соглашаться с фактами, установленными папой в работе, какие доктрины содержались в работе Янсена.

Блез Паскаль (1623–1662). Апология янсенистов Провинственные письма, написанные в 1656 и 1657 годах, литературный шедевр, написанный с янсенистской точки зрения, запомнившийся осуждением казуистики иезуитов.

в В ​​1656 г. теологический факультет Сорбонны выступил против Арно. В этом контексте Блез Паскаль написал свои знаменитые Lettres provinciales в защиту позиции Арно в споре в Сорбонне и осуждая «расслабленную мораль» иезуитизма (Однако, в отличие от Арно, Паскаль не соглашался с Камом, но считал, что осужденные доктрины были ортодоксальными.) Тем не менее, он особвал различие Арно в вопросах доктрины и фактов.) Письма также были едкими в своей критике казуистика иезуитов, перекликающаяся с « Теологией морального духа евреев »Арно.

Однако Паскаль не убедил богословский факультет Сорбонны, который проголосовал 138–68 за унижение Арно вместе с 60 другими теологами факультета. Позднее в том же году Французская ассамблея епископов проголосовала за осу того, что Арно выделил способность папы связывать разумные вопросы в доктрины, но не в вопросы фактов; они просили Папу Александра VII осудить предложение Арно как ересь. Александр VII ответил в апостольской конституции Ad sanctam beati Petri sedem, обнародованной в 1656 году, что «Мы заявляем и определяем, что пять положений взяты из книги Янсения, озаглавленной Августин, и что они были осуждены в смысле того же Янсения, и мы еще раз осуждаем их как таковых.

В 1657 году, опираясь на Ad sanctam beati Petri sedem, Французское собрание духовенстваало формулу веры, осуждающее янсенизм, и объявило, что подписка на формулу является обязательной. Многие янсенисты остались твердо привержены предложению Арно; они осудили предложения в Cum случаю, но не согласились с тем, что предложения содержались в Августине. В отместку Гонди запретил монастырю Порт-Ройял получить Таинства. В 1660 году начальные школы в Порт-Рояль-де-Шам были закрыты быком, а в 1661 году монастырь в Порт-Рояль-де-Шам было разрешено принимать новых послушников, что гарантировало, что монастырь в конечном итоге вымрет..

Формуляр: 1664

Четыре епископа встали на сторону Порт-Рояля, утверждая, что Собрание французского духовенства не может приказать французским католикам подписаться на то, чего не требовал Папа. По настоянию нескольких епископов и по личному настоянию короля Людовика XIV папа Александр VII послал во Францию ​​апостольскую конституцию Regiminis Apostolici в 1664 году, которая требовала, согласно Enchiridion symbolorum, «весь церковный персонал и учителя» должны подписаться на включенный в него формуляр, Формулу подчинения для янсенистов.

Формульное противоречие: 1664 –1669

Формула подчинения для янсенистов была основой Формулярного противоречия. Многие янсенисты отказались его подписать; хотя некоторые подписали, они дали понять, что согласны только с доктриной (вопросы права де-юре), а не с утверждениями, выдвинутыми быком (вопросы факта де-факто). Последняя категория включала четырех епископов, склонных к янсенистам, которые передавали быка своим стадам вместе с посланиями, которые поддерживали различие между доктриной и фактом. Это возмутило Людовика XIV и Александра VII. Александр VII поручил девяти французским епископам разобраться в ситуации.

Папа Климент IX (1600–1669), чье вмешательство в Формулярное противоречие привело к 32-летнему затишью (1669–1701) в полемике по янсенизму, известному как Климентский мир. IX.

Александр VII умер в 1667 году до того, как комиссия завершила свое расследование, и его преемник, Папа Климент IX, поначалу, казалось, был готов продолжить расследование в отношении девяти янсенистских епископов. Тем не менее, во Франции янсенисты провели кампанию, утверждая, что разрешение папской комиссии такого рода будет уступкой традиционных свобод галликанской церкви, тем самым играя на традиционной французской оппозиции ультрамонтанизму. Они убедили одного члена кабинета (Лион) и девятнадцать епископов в своей позиции; эти епископы в письме Клименту IX утверждали, что непогрешимость Церкви применима только к вопросам откровения, и не к сути дела. Они утверждали, что это была позиция Цезаря Барония и Роберта Беллармина. Они также утверждали в письме Людовику XIV, что продолжение расследованияприведет к политическим разногласиям.

В этих обстоятельствах папский нунций во Франции рекомендовал Клименту IX принять янсенистов. Климент согласился и назначил Сезара д'Эстреса, епископа Лаона посредником в этом вопросе. Д'Эстре убедил четырех епископов: Арно, Шоарта де Бузенваля, Коле и Павийона подписать Формулу подчинения для янсенистов (хотя, похоже, они, возможно, полагаются, что подписание формуляра не означало согласия с тем, что на самом деле было сделано).. Папа, поначалу обрадованный подписью четырех епископов, рассердился, когда ему сообщили, что они сделали это с оговорками. Климент IX приказал своему нунцию провести новое расследование. Отвечая на этот вопрос, нунций заявил: «Они осудили и вызвали к осуждению пять предложений со всей искренностью, без каких бы то ни было исключений или ограничений, во всех смыслах, в которых осудила Церковь». Однако он сообщил, что четыре епископа по-прежнему согласились от ответа на вопрос. В ответ Климент IX назначил комиссию из двенадцати кардиналов для дальнейшего расследования этого вопроса. Эта комиссия определила, что четыре епископа подписали формулу не вполне искренне, но рекомендовала оставить этот вопрос, чтобы предотвратить дальнейшее разделение в Церкви. Папа согласился и, таким образом, выпустил четыре записки, в которых объявил, что получение четырех епископов с формулой приемлемо, тем самым установив «Мир Климента IX» (1669–1701).

Случай совести и последствия: 1701–1709
Монахини насильственно выселены из монастыря в Порт-Рояль-де-Шам в 1709 году

Хотя мир Климента IX положил конец общественным богословским спорам, некоторые духов по-прежнему тянулось к янсенизму. Временные группы были:

  1. обманутые янсенисты, которые продолжали исповедовать пять утвержденных, осужденных в Кончить случаю
  2. плавников Янсенистес, принимали доктрину Кончить даже, но продолжали отрицают непогрешимость Церкви факта
  3. квази-янсенисты, которые формально признавали Cum случай, так и непогрешимость Церкви в вопросах факта, но кого, тем не менее, по-прежнему привлекали аспекты янсенизма, особенно его суровая мораль, приверженность добродетели и его противодействие ультрамонтанизму, что также было политическим вопросом во Франции в десятилетия, окружавшие Декларацию 1682 г. духовенство Франции.

Квази-янсенисты служили защитниками «одураченных янсенистов» и ластов Янсенистов.

Напряжение, вызванное продолжимся присутствием этих элементов во французской церкви, достигло апогея в деле о совести 1701 года. Дело касалось вопроса о том, следует ли отпущение грехов вручается священнослужителю, который отказался подтвердить непогрешимость Церкви фактов (хотя он не проповедовал против нее, а просто хранил «уважительное молчание»). Провинциальная конференция, состоящая из сорока профессоров богословия из Сорбонны во главе с Ноэлем Александром, заявила, что священнослужитель должен получить отпущение грехов.

Публикация этого «дела совести» вызвалаущение среди антиянсенистских элементов в католической церкви. Решение, данное учеными, было осуждено французскими епископами; кардинал Луи Антуан де Ноай, архиепископ Парижа ; богословскими факультетами Лёвена, Дуэ и, наконец, Парижа; и, наконец, в 1703 году Папой Климентом XI. Ученые, подписавшие «Дело совести», теперь отступили, и все подписавшие отозвали свои подписи, а теолог, отстаивавший результат «дела совести» [fr ], был исключен из Сорбонны..

Людовик XIV и его внук Филипп V Испанский теперь попросили папу издать папскую буллу, осуждающую сохранение почтительного молчания по вопросу о непогреости церкви в вопросах догматического факта.

Папа обязался, издав апостольскую конституцию Виним Домини Сабаот от 16 июля 1705 года. На последующем собрании французского духовенства все присутствующие, кроме П.-Жан-Фр. де Персен де Монтгайяр, епископ Сен-Понса, проголосовал за принятие Винема Домини Сабаот, и Людовик XIV провозгласил его обязательным законом во Франции.

Людовик также добивался роспуска Порт-Рояль-де-Шам, оплота янсенистской мысли, и это было достигнуто в 1708 году, когда папа издал буллу о роспуске Порт-Рояль-де-Шам. -Champs. Оставшиеся монахини были насильно выселены в 1709 году и рассредоточены по другим французским монастырям, а здания были снесены в 1709 году. Монастырь аббатства Порт-Рояль в Париже существовал до тех пор, пока он не был закрыт в ходе общей дехристианизации Франции во время Французская революция.

Дело Кенеля
Паскье Кенеля (1634–1719), чья книга Réflexions morales sur le Nouveau Testament положила начало последнему крупному повторению янсенистской полемики в 1692 году и была предметом апостольской конституции 1713 года Unigenitus Dei Filius.

Паскье Кенель был членом Оратории Иисуса в Париже 1657 по 1681 год, когда он был изгнан за янсенизм. Он искал защиты Пьера дю Камбу де Куазлена, епископа Орлеанского, который укрывал Кенеля в течение четырех лет, после чего Кенель присоединился к Антуану Арно в Брюсселе, Фландрия. В 1692 году Кеснель опубликовал «Моральные размышления о новом завете», религиозное руководство к Новому Завету, в котором четко изложена позиция янсенистов. После смерти Арно в 1694 году Кеснель был широко известен как лидер янсенистов. В 1703 году Кеснель был заключен в тюрьму Умбертусом Гильельмусом де Преципиано, архиепископом Мехеленского, но через несколько месяцев сбежал и прожил в Амстердаме оставшуюся жизнь.

Моральный дух рефлексии изначально не вызывал споров; фактически, он был одобрен к публикации Феликсом Виалар де Херс, епископом Шалон-сюр-Марн, и рекомендован Ноаем. Ни Виалар, ни Ноай, похоже, не осознавали, что книга имеет ярко выраженный янсенистский оттенок, и думали, что они просто одобряют благочестивое руководство преданности. Однако в последующие годы несколько епископов узнали о янсенистских тенденциях книги и выступили с осуждением: [fr ], епископ Апта в 1703 году; Шарль-Бенингн Эрве, епископ Гапа, в 1704 году; и оба [фр ], епископ Безансона, и [фр ], епископ Невера, в 1707 году. Когда Священная канцелярия привлекла внимание Климента XI к морали Réflexions, он выпустил папский свод Universi dominici (1708), предписывающий книгу для «смакования янсенистской ереси»; в результате в 1710 году Жан-Франсуа де Л'Эскюр де Вальдерил, епископ Люсона, и [fr ], епископ Ла-Рошели, запретили чтение книги в своих епархиях.

Однако Ноай, который теперь был кардинальным архиепископом Парижа, был смущен и не хотел осуждать книгу, которую он ранее рекомендовал, и поэтому колебался. В результате Людовик XIV попросил папу уладить дело. Результатом стала апостольская конституция Unigenitus Dei Filius, провозглашенная Папой Климентом XI 8 сентября 1713 года. Она была написана при участии Грегорио Селлери, лектора Колледжа Святого Томаса, будущего Папского университета Святого Томаса Фома Аквинский, Ангеликум, а позже Магистр Священного Дворца, способствовали осуждению янсенизма, осудив 101 предложение из морали Рефлексии Кенеля как еретический и идентичное предложения. уже осужден в трудах Янсена.

Папа Климент XI (1649–1721) провозгласил апостольскую конституцию Unigenitus Dei Filius в 1713 году, осудившую Кеснеля и янсенистов.

Янсенисты, которые приняли Unigenitus Dei Filius, стали известны как акцептанты.

Изучив 101 предложение, осужденное Unigenitus Dei Filius, Ноай определил, что, как изложено в Unigenitus Dei Filius и включает их контекста в моральном духе Рефлексии, некоторые из предложений, осужденных Unigenitus Dei Filius, на самом деле являются ортодальными.. Поэтому он отказался принять апостольскую конституцию и вместо этого попросил разъяснить у папы.

В разгар этого спора Людовик XIV умер в 1715 году, правительство Франции перешло к Филиппу II, герцогу Орлеанскому, регенту пятилетний Людовик XV Французский. В отличие от Людовика XIV, твердо стоявшего за Unigenitus Dei Filius, Филипп II в период Регентства выражал амбивалентность. В связи с изменением политического настроения несколько теологических факультетов, которые ранее голосовали за принятие Unigenitus Dei Filius - Париж, Нант и Реймс - проголосовали за то, чтобы отказаться от своего принятия.

В 1717 году четыре французских епископа попытались апеллировать к Unigenitus Dei Filius на генеральном совете ; к епископам присоединились к французским священникам, монахов и монахинь, и их поддержали парламенты. В 1718 году Климент XI решительно ответил на этот вызов своей власти, выпустив буллу Pastoralis officii, с помощью которого он отлучил от церкви всех, кто призывал обратиться к общему совету. Вместо того чтобы разоружить французское духовенство, настоящее апеллировало Unigenitus Dei Filius к общему совету, теперь апеллировало и Pastoralis officii к общему совету. Всего один кардинал, 18 епископов и 3000 духовенства Франции поддержали обращение к Генеральному собору. Однако большинство духовенства во Франции (четыре кардинала, 100 епископов, 100 000 священнослужителей) поддержали папу. Однако раскол продолжался некоторое время, и только в 1728 году Ноай подчинился папе.

Фракционализм

Янсенизм существовал во Франции много лет, но в конце 1720-х годов раскололся «на антагонистические фракции».

Одна фракция возникла из конвульсионеров Сен-Медара, которые были религиозными паломниками, которые впали в бешеный религиозный экстаз у могилы Франсуа де Пари, дьякон-янсенист на приходском кладбище Сен-Медар в Париже. Связь между более крупным французским янсенистским движением и меньшим, более радикальным феноменом конвульсий трудно установить с точностью. Брайан Страйер в своей книге «Страдающие святые» отметил, что почти все конвульсионеры были янсенистами, но очень немногие янсенисты приняли феномен конвульсионеров.

«Формат их сеансов заметно изменился после 1732 года», согласно Стрейеру. «Вместо того, чтобы делать упор на молитву, пение и чудеса исцеления, верующие теперь участвовали в« духовных браках »(которые иногда рожали земных детей), поощряли сильные судороги [...] и предавались секретам (эротические и жестокие формы пыток), все это показывает, насколько невротическим становилось движение ». Движение переросло в жестокую жестокость, которая «явно имела сексуальный подтекст» в их практике покаяния и умерщвления плоти. В 1735 году парламенты восстановили юрисдикцию над конвульсивным движением, которое превратилось в подпольное движение тайных сект. В следующем году «предполагаемый заговор» революционеров-конвульсионеров с целью свергнуть парламент и убить Людовика XV был пресечен. "Августинские судорожники" затем скрылись из Парижа, чтобы избежать наблюдения полиции. Это «еще больше раскололо движение янсенистов».

Согласно Страйеру, к 1741 году руководство было «мертвым, изгнанным или заключенным в тюрьму», и движение было разделено на три группы. Роль полиции возросла, а роль парламента снизилась «в социальном контроле янсенизма», но ячейки продолжали участвовать в сеансах, пытках и апокалиптической и предательской риторике. К 1755 году во Франции насчитывалось менее 800 конвульсионеров. В 1762 году парламенты криминализовали некоторые из своих действий «как« потенциально опасные »для жизни человека». Последнее распятие было зарегистрировано в 1788 году.

янсенисты продолжали публиковать анти-иезуитскую пропаганду в своем журнале Nouvelles ecclésiastiques и сыграли центральную роль в планировании и продвижении изгнания иезуитов из Франции в 1762–64.

В Испанских Нидерландах и Голландской Республике

Как отметил Джонатан Исраэль янсенизм изначально имел сильную поддержку в Испанских Нидерландах, где активно действовал сам Янсен, поддержанный такими главными фигурами церковной иерархии, как Якобус Бун, архиепископ Мехлен и Антони Триест, епископ Гентский. Хотя церковь в испанских Нидерландах в конце концов взялась за преследование янсенизма - духовенство янсенистов было заменено их противниками, а памятник Янсену в соборе Ипера был символически снесен в 1656 году, - испанские власти были менее ревностными. в этом преследовании, чем французские.

Где янсенизм существовал дольше всего как основная сила среди католиков, был в Голландской республике, где янсенизм активно поощрялся и поддерживался властями республики. Беженцы-янсенисты из Франции и испанских Нидерландов приветствовались, что усиливало влияние янсенистов среди голландских католиков. В политическом плане голландские янсенисты были более склонны, чем другие католики, к соглашению с протестантскими властями и стремились стать независимыми от папского контроля. Более того, с теологической точки зрения доктрины янсенизма считались более близкими к господствующему голландскому кальвинизму. Действительно, голландский янсенизм (иногда называемый «квенелизмом» в честь Паскье Кенеля, который выступил в качестве главного сторонника янсенизма в 1690-х годах) был обвинен его противниками в том, что он является «крипто-кальвинизмом внутри церкви». Споры между янсенистами и антиянсенистами (последними, естественно, руководили иезуиты) все больше и больше подрывали голландскую католическую церковь в конце 17 - начала 18 века - при активном участии властей Голландской республики, с одной стороны, и папства, и Короли Франции, Испании, Португалии и Польши - с другой. Более того, некоторые голландские католики, стремящиеся к большей независимости от папского контроля, были идентифицированы как «янсенисты», даже если они не обязательно придерживались богословских доктрин янсенизма.

В апреле 1723 года произошел явный раскол, когда сторонники, как известно, стало как Старая католическая церковь, отделились и назначили одного из своих членов, амстердамцев Корнелис Стинховен, как архиепископ Утрехта, чтобы соперничать с архиепископом, признанным Папой. На протяжении XVIII века эти две соперничающие католические церкви вели активную конкуренцию. Вопрос о том, была ли эта отколовшаяся церковь янсенистской и в какой степени, был весьма спорным - иезуиты явно полемически интересовались подчеркиванием ее идентичности как таковой.

Наследие

Unigenitus Dei Filius знаменует официальный конец терпимости к янсенизму в церкви во Франции, хотя в последующие десятилетия квази-янсенисты будут время от времени шевелиться. К середине 18 века собственно янсенизм полностью проиграл битву за прочное богословское положение в католицизме. Однако некоторые идеи, окрашенные янсенизмом, оставались в обращении гораздо дольше; в частности, идея янсенистов о том, что Святое Причастие должно приниматься очень редко, и что принятие требует большего, чем свобода от смертного греха, оставалась влиятельной, пока, наконец, не была осуждена Папой Пием X, поддерживал частое причастие, поскольку причастник был свободен от смертного греха в начале 20 века.

В 1677 году фракция сторонников баянизма из теологического факультета в Лувене представила 116 предложений о моральной распущенности для осуждения Папе Иннокентию XI, который выбрал 65 предложений из представления и «ограничил себя к осуждению от морального С другой стороны, критика Паскалем иезуитов также побудила Иннокентия XI осудила через Священную канцелярию те 65 утверждений в 1679 году, «без упоминания вероятности, распространенной в иезуитских кругах». сочинений иезуитов Антонио Эскобар-и-Мендоса и Франсиско Суарес. Все 65 предложений были осуждены и запрещены, «как минимум скандальные и пагубные на практике».

На псевдо - Синоде Пистойи, предложение, вдохновленное янсенистами, радикально реформировать латинскую литургию Римско-католической церкви, было принято вместе со всеми Синодом Пистойи было осуждено буллой Пия VI Auctorem Fide я несколько лет спустя.

янсенизм стал фактором формирования независимой Старой католической церкви Нидерландов из С 1702 по 1723 год, и, как говорят, продолжает жить в некоторых традициях ультраджентина, но это предложение началось с обвинений со стороны иезуитов.

В Квебеке, Канада, в 1960 году многие люди отвергли Церковь, и многие из ее институтов были секуляризованы. Этот процесс часто оправдывался обвинениями в том, что Церковь в Квебеке является «янсенистской». Например, Поль-Эмиль Бордуас 'Манифест 1948 года Le Refus global обвинил церковь в Квебеке как результат «колонии янсенистов».

См. Также
Примечания
Ссылки
Дополнительная литература
  • Аберкромби, Найджел (1936). Истоки янсенизма. Оксфордские исследования современных языков и литературы. Оксфорд: Clarendon Press. OCLC 599986225.
  • Хамшер, Альберт Н. (1977). «Парижский парламент и социальная интерпретация раннего французского янсенизма». Католическое историческое обозрение. Католический университет Америки Press. 63 (3): 392–410. ISSN 0008-8080. JSTOR 25020157.
  • Дойл, Уильям (1999). Янсенизм - католическое сопротивление силы от Реформации до Французской революции. Исследования по европейской истории. Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина. ISBN 9780312226763.
  • Хадсон, Дэвид (1984). «Новые экклезиастические книги, янсенизм и соборность, 1717-1735 гг.». Католическое историческое обозрение. Католический университет Америки Press. 70 (3): 389–406. ISSN 0008-8080. JSTOR 25021866.
  • Огг, Дэвид. Европа в 17 веке (8-е изд. 1960): 323- 364.
  • Шмальц, Тэд М. (январь 1999 г.). «Какое отношение картезианство имеет к янсенизму?». Журнал истории идей. Университет Пенсильвании Press. 60 (1): 37–56. doi : 10.1353 / jhi.1999.0009. ISSN 0022-5037. JSTOR 3653999.
  • Ван Клей, Дейл (осень 2006 г.). «Омоложение и отказ от янсенизма в истории и историографии: новейшая литература о янсенизме восемнадцатого века на французском языке». Французские исторические исследования. Издательство Duke University Press. 29 (4): 649–684. DOI : 10.1215 / 00161071-2006-016. ISSN 0016-1071.
  • Strayer, E. Brain, Suffering Saints: Jensenits and Convulsionaries in France, 1640–1799 (Eastborne, Sussex Academic Press, 2008)
  • Крайтон. DJ, святые или грешники ?: Янсенизм и янсенизеры во Франции семнадцатого века (Дублин, Veritas Publications, 1996)
  • Суонн Джулиан, Политика и парижа Парижа при Людовике XV 1754–1774 (Кембридж, Cambridge University Press, 1995)
  • Дойл Уильям, Янсенизм: католическое сопротивление силы от Реформации до Французской революции: исследования по европейской истории (Бейзингсток, Macmillan Press Ltd, 2000)
Внешние
На Wikimedia Commons есть медиа связанные с янсенизмом.
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: янсенизмом

.

Последняя правка сделана 2021-05-24 14:53:26
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте