Формуляр (образец документа)

редактировать

Формулы (единственное число формуляр ; латинское littera (e) formularis, -ares) представляют собой средневековые коллекции моделей для оформления документов (acta), государственных или частных; оставлено место для вставки имен, дат и обстоятельств, характерных для каждого случая. Их современный эквивалент - формы.

Содержание

  • 1 Обоснование
  • 2 Ранняя история
  • 3 Различные постримские традиции
  • 4 Более поздняя история
  • 5 Примечания
  • 6 Источники

Обоснование

Практически неизбежно, что документы одного и того же характера, выданные из одного и того же офиса или даже из разных офисов, будут очень похожи друг на друга. Лица, ответственные за оформление и ускорение таких документов, естественно, используют ту же формулу в аналогичных случаях; кроме того, использование таких формул позволяет доверить составление важных документов мелким должностным лицам, поскольку все, что им нужно сделать, это вставить в отведенное место конкретную информацию, которую они ранее предоставили. Наконец, таким образом каждый документ облачается со всей возможной эффективностью, поскольку каждый его пункт и почти каждое слово имеют ясное и определенное значение. Таким образом можно избежать неопределенностей и трудностей толкования, а нередко и судебных исков. Этот правовой формализм обычно известен как «стиль» или обычная дикция канцелярий и документов, которые из них выдаются. Он представляет собой долгие усилия по приведению в документ всех необходимых и полезных элементов в их наиболее подходящем порядке и использованию технических выражений, подходящих для конкретного случая, некоторые из них более или менее существенны, другие просто в силу традиции. Таким образом возникло настоящее искусство составления государственных документов или частных актов, которое превратилось в монополию канцелярий и нотариусов, которому простой мирянин мог лишь несовершенно подражать, и которое со временем развилось до такой степени, что простой «стиль» Мнимого деяния часто было достаточно, чтобы умелый критик мог обнаружить подделку.

Ранняя история

Ранние римские нотариусы (tabelliones) имели свои собственные традиционные формулы, и составление их актов требовало бесконечного количества деталей; императорские канцелярии Рима и Византии еще более примечательны своими формулами. Канцелярии варварских королевств и папства пошли по их стопам. Тем не менее, обычно формуляры, составленные в средние века, дошли до нас не напрямую из канцелярий, а, скорее, из монастырских и церковных школ. В ней преподавалось, что касается изучения права, искусство составления государственных и частных документов. Это называлось dictare в отличие от scribere, т.е. е. простое материальное оформление таких документов.

Чтобы обучить диктаторов, как их называли, перед ними были помещены образцы публичных и частных актов, и они должны были выслушивать комментарии к ним. Так возникли до сих пор существующие формуляры между V и IX веками. Иногда эти модели носили чисто академический характер, но их количество невелико; почти во всех случаях они взяты из реальных документов, в транскрипции которых индивидуализирующие ссылки были исключены, чтобы они принимали вид общих формул; во многих случаях ничего не подавлялось.

Формула касается публичных документов: королевских указов по гражданским делам, указов и т.д.; с документами, относящимися к судебным процессам и отправлению правосудия; или с частными актами, составленными нотариусом: продажи, обмен, подарки церквям и монастырям, передача церковной собственности, освобождение рабов, урегулирование супружеского приданого, исполнение завещаний и т. д. И, наконец, есть акты, которые касаются исключительно к церковным проблемам: освящение церквей, благословения разного рода, отлучение и т. д.

Изучение средневековых формуляров имеет важное значение для истории законодательства, становления институтов, развития нравов и обычаев, гражданской истории, прежде всего за критику грамот и дипломов, а также за исследования в средневековой филологии. В те времена церковные и гражданские порядки были тесно связаны. Многие гражданские функции и некоторые из высших государственных должностей выполнялись церковниками и монахами. ars dictandi преподавалось в школах, связанных с монастырями и находящихся под церковным контролем. Довольно долгое время все акты составлялись только на латыни, и поскольку народные языки в романских странах постепенно отошли от классической латыни, обращение к духовенству и монахам стало обычным делом. дело необходимости. Формулы - это, конечно, что угодно, только не образцы хорошей латиницы; за исключением Букв (Variæ) Кассиодора и собрания Св. Галла «Sub Salomone», они написаны небрежной или даже варварской латынью, хотя, возможно, их жалкий «стиль» намеренно, чтобы сделать их понятными для множества.

Формулы средневековья датируются 6-9 или 10 веками, и мы до сих пор обладаем многими, когда-то использовавшимися в том или ином варварском королевстве. Многие из них были отредактированы в 17 веке Жеромом Биньоном, Балузом, Мабийоном и другими; и многие другие в 19 веке, особенно двумя учеными, составившими их сборники:

  • , «Recueil général des formules usitées dans l'empire des Francs du cinquième au dixième siècle» (3 тома, Париж, 1859–71)). Он группирует эти раннесредневековые формулы под пятью основными разделами: «Formulæ ad jus publicum, ad jus privatum, ad judiciorum ordinem, ad jus canonicum и ad ritus ecclesiasticos Spectantes». И он дополняет это расположение очень полным набором таблиц соответствия.
  • , "Formulæ Merovingici et Karolini ævi" (Ганновер, 1886) в Monumenta Germaniae Historica : Leg. ", V; он воспроизводит формулу в своей работе и дает более полное исследование, чем де Розьер. На его страницах можно найти полную библиографию всего, что было написано по этому вопросу до того времени; или Chevalier, "Topo- Bibl. », Можно найти под словом« Formules ».

Различные постримские традиции

Здесь будет достаточно некоторых кратких наблюдений по формулам, которые использовались между VI и IX веками в различных варварских королевствах..

  1. Остготы - Кассиодор, секретарь и впоследствии премьер-министр короля Теодориха, включенный в его «Variarum (epistolarum) libri XII», в частности в шестую и седьмую книги, и, как он говорит, для руководства своих преемников огромное количество актов и писем, составленных им для своего королевского господина. Это настоящий формуляр, хотя стоящий отдельно. Эта коллекция датируется 538 годом (P. L., LXIX). Сервит Канчиани взял девяносто две из этих формул Кассиодора и включил их в свой "Barbarorum leges antiquæ" (Венеция, 1781, I, 19-56).
  2. вестготов - " Formulæ Visigothicæ ", собрание сорока шести формул, составленных при короле Сисебуте (612-621). Имя царя встречается дважды в любопытной формуле xx, урегулирование приданого в стихе гекзаметра. Римский и готский закон соблюдаются либо по отдельности, либо вместе, в зависимости от национальности участников завета. Этот сборник был опубликован в 1854 году де Розьер из Мадридской рукописи, которая, в свою очередь, была скопирована из рукописи Овьедо XII века, ныне утерянной.
  3. Формулы франков многочисленны:
    1. «Formulæ Andecavenses», собрание, сделанное в Анжере, состоящее из шестидесяти формул для частных актов, некоторые из которых относятся к VI веку, но большее количество - к началу VII века; последние три коллекции относятся к концу VII века. Впервые они были отредактированы Мабийоном в 1685 году из рукописи 8-го века, хранящейся в Фульде.
    2. "Formulæ Arvernenses" (также известная как "Baluzianæ", от Балузе, их первого редактора, выпустившего эти работы в 1713 году), собрание из восьми формул частных актов, сделанных в Клермоне в Оверни в 8 веке. Первый из них датируется консульством Гонория и Феодосия (407–422).
    3. «Marculfi monachi formularum libri duo», наиболее важный из этих сборников, посвященный автором, Маркульфом, епископу Ландри, несомненно тождественному Ландерику, епископу Парижа (650–656). Первая книга содержит тридцать семь формул царских документов; второй, cartœ pagenses, или private acta, до пятидесяти двух. Хорошо выполненная работа была встречена очень благосклонно и стала популярной как официальный учебник, если не во времена мэров дворца, то по крайней мере при первых каролингах. Во время правления Карла Великого он получил несколько дополнений и был перестроен под названием «Formulæ Marculfinæ ævi Karolini». Зеумер отредактировал шесть формул, тесно связанных с этим сборником.
    4. "Formulæ Turonenses", также известный как "Sirmondicæ". Этот сборник, сделанный в Туре, содержит сорок пять формул, два из которых являются королевскими документами, многие из которых являются судебными. решения, а остальное - частные акты. Похоже, что он относится к середине 8 века. Цоймер добавил к списку двенадцать других формул, взятых из различных рукописей.
    5. «Formul Bituricenses», название, данное девятнадцати формулам, взятым из разных сборников, но все они были составлены в Бурже; они датируются 720 годом до конца 8 века. добавил к ним двенадцать формул, взятых из аббатства Сен-Пьер-де-Вьерзон.
    6. «Formulæ Senonenses», два отдельных собрания, оба из которых были составлены в Сансе и сохранились в одной рукописи IX века. Первый, «Cartæ Senonicæ», датируется до 775 г. и содержит пятьдесят одну формулу, из которых семь относятся к королевским документам, два - к письмам королю и сорок два - к частным хартии. Зеумер добавил шесть формул Меровингов. Второй сборник, «Formulæ Senonenses Recentiores», относится ко времени правления Людовика Благочестивого и содержит восемнадцать формул, семь из которых относятся к судебным актам. Цоймер добавил пять метрических формул и две формулы Меровингов, написанные в тиронских примечаниях.
    7. «Formulæ Pithoei». В рукописи, предоставленной Питу Дю Канжу для его «Глоссариума» средневековой латыни, было богатое собрание по крайней мере одной сто восемь формул, первоначально составленных на территории, регулируемой законодательством Салика. Эта рукопись исчезла. Под заголовком выше Цоймер собрал различные цитаты, сделанные Дю Канжем из этого формуляра.
    8. «Formulæ Salicæ Bignonianæ», названная так по имени их первого редактора, Биньона. Он содержит двадцать семь формул, одна из которых предназначена для королевского указа; они были собраны в стране, где действует закон Салика, примерно в 770 году.
    9. «Formulæ Salicæ Merkelianæ», названный так по имени их редактора, Меркель (около 1850 г.), собрание из шестидесяти шести формул. взято из рукописи Ватикана; они не были завершены до 817 года. Первая часть (1-30) состоит из формул для частных актов, созданных по образцу «Маркульфа» и «Формулы туроненсенов»; вторая часть (31-42) следует за «Formulæ Bignonianæ», третья (43-45) содержит три формулы, составленные в каком-то аббатстве; четвертый (46-66) имеет формулы, датируемые концом VIII века и, вероятно, составленные в каком-то епископском городе. Две формулы указов парижских епископов были обнаружены Цоймером в одной рукописи.
    10. «Formul" Salicæ Lindenbrogianæ », названная так по имени их первого редактора Фридриха Линденброга, франкфуртского юриста (1613 г.), который редактировал их вместе с другими документами. Сборник содержит 21 формулу частных актов, составленных на территории Саликского права. Еще четыре были добавлены Цоймером.
    11. «Formulæ Imperiales e curia Ludovici Pii», также известная как «Carpenterian», по имени автора, впервые редактировавшего их в своем «Alphabetum Tironianum» (Париж, 1747). Это важный сборник из пятидесяти пяти формул, составленных по образцу хартий Людовика Благочестивого в аббатстве Святого Мартина Турского между 828 и 832 годами. Рукопись написана в основном тиронскими примечаниями. Эта коллекция использовалась каролингской канцелярией 9 века. Цоймер добавил к списку две формулы.
    12. "Collectio Flaviniensis", сто семнадцать формул, составленных в аббатстве Флавиньи в 9 веке; из них только десять нельзя встретить в другом месте.
    13. "Formulæ collectionis Sancti Dionysii", собрание из двадцати пяти формул, сделанных в Карле Великом ; по большей части он взят из архивов аббатства.
    14. "Formulæ codicis Laudunensis", Лаон (Пикардия) рукопись, содержащая семнадцать формул, из которых были составлены первые пять в аббатстве Сен-Бавон в Генте, а остальные в Лаоне.
  4. Самыми важными из аламаннских формул являются:
    1. «Formulæ Alsaticæ», под которым мы имеем две коллекции, одна сделана в аббатстве Мурбах (Formulæ Morbacenses) в конце 8 века и сохранилась в рукописи Святого Галла, содержащей двадцать семь формул, одна из которых предназначена для королевского указ; другой воплощает три формулы, составленные в Страсбурге (Formulæ Argentinenses) и сохраненные в рукописи Берна.
    2. «Formulæ Augienses» из аббатства Рейхенау, состоящий из трех отдельных коллекций: один из конец VIII века, содержащий двадцать три формулы частных актов; другой, относящийся к VIII и IX векам, содержит сорок три формулы частных документов; третий, «Formulæ epistolares Augienses», является «правильным составителем писем» с двадцатью шестью формулами.
    3. «Formulæ Sangallenses» (из аббатства Святого Галла ) в две коллекции этого имени. «Formulæ Sangallenses miscellaneæ» состоит из двадцати пяти формул, многие из которых сопровождаются инструкциями по их применению. Они датируются серединой восьмого - концом IX века. Важный «Collectio Sangallensis Salomonis III tempore conscripta» назван так потому, что, по всей видимости, он был составлен монахом Ноткером из Санкт-Галла при аббате Саломоне III (890-920), который также был Епископ Констанции. Ноткер умер в 912 году. Он содержит сорок семь формул королевских указов, частных документов, litterae formatae и других епископских документов. Цоймер добавил шесть формул, взятых из той же рукописи.
  5. Среди баварских формул:
    1. «Formulæ Salisburgenses», прекрасное собрание ста двадцати шести образцов документов и писем, опубликованное в 1858 году. Рокингера и составлен в Зальцбурге в начале IX века.
    2. "Collectio Pataviensis" (из Пассау ), содержащий семь формул, пять из которые представляют собой королевские указы, исполненные в Пассау при Людовике Немецком.
    3. «Formulæ codicis S. Emmerami», фрагменты большой коллекции, сделанной на Св. Эммерам в Регенсбурге (Ратисбон).
  6. В Риме самым важным из всех древних формуляров, безусловно, является Liber diurnus romanorum pontificum, собрание из ста тысяч экземпляров. семь формуляров, давно используемых Апостольской канцелярией. Если он не был составлен для папской канцелярии, но копирует его документы и в основном составлен из "Registrum" или записной книжки Св. Григорий Великий (590-604). Он, безусловно, официально использовался римской канцелярией с девятого до конца 11 века. Этот сборник был известен средневековым канонистам, и его часто цитировали кардинал Деусдедит и св. Ив Шартрский ; четыре его документа были включены в «Декретум» Грациана. Лучшая рукопись «Liber diurnus», написанная в начале 9 века, происходит из римского монастыря Санта-Кроче ин Джерусалемме и была обнаружена в библиотеке Ватикана. Примерно в середине 17 века ученый Лукас Холстениус использовал его при подготовке издания произведения, которое было официально остановлено и закрыто накануне его появления, поскольку оно содержало древнее исповедание веры, в которое Папы предали анафеме своего предшественника Гонория. В 1680 году иезуит Жан Гарнье, используя другую рукопись Коллегии Клермон (Париж), выпустил издание "Liber diurnus", не одобренное Римом (PL, CV).

Рукопись Ватикана 19 века использовалась для двух изданий: одного (Париж, 1869 г.), другого (Вена, 1889 г.). В 1891 г. аббат Чериани обнаружил в Амброзиане (Милан) третью рукопись, которая еще не использовалась. Полную библиографию последних исследований, касающихся "Liber diurnus", см. В "Topo-Bibl". Шевалье, с. v. Хотя в своей полной форме "Liberdiurnus" не может датироваться более чем 786 годом, самые ранние его формы восходят к концу 7 века. Фон Зикель считает, что его вводная формула (1-63) даже на пятьдесят лет раньше этой даты. Он плохо оформлен как собрание, но прекрасно завершен. После серии обращений и заключений для папских писем, варьируемых в зависимости от адресатов, появляются формулы, касающиеся установления епископов, освящения церквей, управления церковной собственностью, предоставления паллиума и различных других привилегий. Затем следуют образцы официальной переписки по случаю вакансии Святого Престола и избрания Папы, а также инструкции для посвящения и исповедания веры избранным Папой; наконец, группа формул, затрагивающих различные вопросы церковного управления.

Более поздняя история

В 10 веке эти формуляры перестают быть универсальными; в одиннадцатом к ним прибегают еще реже; внедряются другие методы обучения нотариусов. Копии писем перед ними больше не кладутся. Вместо них для этих должностных лиц готовятся специальные учебные трактаты и появляются руководства по эпистолярной риторике с примерами, разбросанными по всему тексту или собранными в отдельных книгах. Такие трактаты о композиции, artes dictaminis, до сих пор были изучены и классифицированы лишь частично, в частности, в "Briefsteller und Formelbücher des XI. Bis XIV. Jahrhunderts" (Мюнхен, 1863). Самым древним из этих наставлений, известных нам, является «Breviarium de dictamine» Альберика из Монте-Кассино, около 1075 г.; в XII веке подобные трактаты становятся все более частыми, сначала в Италии, затем во Франции, особенно вдоль Луары в Орлеане и в Тур.

Наряду с этими произведениями эпистолярной риторики мы встречаем специальные трактаты для использования клерками в различных канцеляриях и формуляры для руководства нотариусами. Таковы «Formularium tabellionum» Ирнерия Болонского в XII веке и «Summa artis notariæ» тринадцатого века; напечатанная в Страсбурге в 1516 году, и очень популярная книга Роландино, которая выдержала множество изданий, начиная с Туринского издания 1479 года.

В папской канцелярии, в целом очень верный своим обычаям и своему «стилю», после реформы Иннокентия III появилось много формул и практических трактатов, ни один из которых не имел официального значения. Произведения Дитриха Нихеймского (служащего канцелярии в 1380 г.), «Де Стило» и «Liber Cancellariæ» были предметом критических исследований. В последнее время мы встречаем множество трактатов о римской канцелярии и папских письмах, но они не являются формулярами, хотя их текст часто содержит множество моделей.

Однако появилось официальное издание некоторых формул Римской курии, т. Е. е. сборник формул для супружеских разрешений, предоставленный Dataria Apostolica, опубликованный в 1901 году как "Formulæ Apostolicæ Datariæ pro matrimonialibus dispensationibus, jussu Emi. Card. Pro Datarii Cajetani Aloisi-Masella reconat".

Наконец, в другом порядке идей было бы хорошо упомянуть сборник формул для использования в епископских судах, «Formularium legalepracticum» Франческо Моначелли (Венеция, 1737 г.), отредактированный камерой Апостолика (3 тт. Фол., Рим, 1834 г.).

С XII века и далее формуляры папской курии становятся более многочисленными, но менее интересными, поскольку больше нет необходимости прибегать к ним для дополнения документов.

Формулы Cancellaria Apostolica представляют собой собрания, составленные его клерками почти исключительно для их собственного руководства; они интересуют нас только своим отношением к «Правилам канцелярии». Формулы Poenitentiaria представляют для нас больший интерес; они появляются в XII веке, когда этот отдел римской администрации еще не ограничивался вопросами совести и forum internum, но служил своего рода центром обмена меньшими услугами, предоставляемыми Святым Престолом, особенно для диспенсаций. Эти интересные документы, включая справочники, были собраны и отредактированы Гёллером в «Die papstliche Poenitentiarie bis Eugen IV». (Рим, 1907 г.).

Ранее Ли опубликовала «Формуляр папской тюрьмы в тринадцатом веке» (Филадельфия, 1892 г.), вероятно, работа (умер в 1243 г.). «Summa de absolutionibus et dispensationibus» Николая IV также важен; Особую ценность представляет также формуляр Бенедикта XII (самое позднее 1336 г.), составленный по приказу этого Папы и давно используемый. Он содержит пятьсот семьдесят писем, из которых более двухсот взяты из собрания Томасия. Внимание также обращается на список "факультетов", присвоенный в 1357 г. кардиналу Альборносу, впервые отредактированный Лекаше в "Mélanges d'Archéologie et d'Histoire des écoles françaises de" "Рим и д'Атен", 1898 год; и более поздние тексты в Гёллер. Мы просто упоминаем налоги, или «налоги», используемые в Poenitentiaria, к которым иногда добавлялись налоги, взимаемые Канчелларией; предположительно они никак не связаны с формулярами.

Примечания

  1. ^См. «Романы» Юстиниана, xliv, lxvi.
  2. ^См. Дю Канж, "Glossarium med. Et infimæ Latinitatis", s. v. "Dictare"
  3. ^Балуз редактировал их под этим заголовком, потому что они были обнаружены Пером Сирмондом в рукописи Лангра.

Источники

Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Herbermann, Charles, ed. (1913). Католическая энциклопедия. Нью-Йорк: Robert Appleton Company. Отсутствует или пусто |title=()

Последняя правка сделана 2021-05-20 11:49:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте