Третий Константинопольский собор

редактировать
Синод - шестой Вселенский собор

Третий Константинопольский собор
45-manasses-chronicle.jpg Миниатюра 45 из Хроник Константина Манассии, 14 век : Шестой Вселенский Собор
Дата680–681
Принятие
Предыдущий соборВторой Константинопольский собор
Следующий соборВторой Никейский собор
СозванныйИмператор Константин IV
ПрезидентПатриарх Георгий I Константинопольский
ПосещаемостьВозможно 300; число подписавших документы варьировалось от 43 (первая сессия) до 174 (последняя сессия)
ТемыМонофелитство, человеческая и божественная воля Иисуса
Документы и заявленияосуждение монофелитства
Хронологический список Вселенских соборов

Третий Константинопольский собор, считающийся Шестым Вселенским собором православными и католические церкви, а также некоторые другие западные церкви, собравшись в 680/681 гг., Осудили моноэнергетику и монофелитизм как еретические и определил Иисус Христос как имеющий две энергии и две воли (божественную и человеческую).

Содержание

  • 1 Предпосылки
  • 2 Подготовка
  • 3 Ход работы
  • 4 См. также
  • 5 Ссылки
  • 6 Библиография
  • 7 Внешние ссылки

История вопроса

Совет разрешил ряд теологических споров, которые восходят к шестому веку, но усилились при императорах Ираклий (r. 610–641) и Константы II (r. 641–668). Ираклий намеревался вернуть большую часть своей империи, потерянной персами, и попытался преодолеть противоречие с монофизитством, которое было особенно сильным в Сирии и Египте, предлагая умеренную теологическую позицию, которая имела такая же хорошая поддержка в традициях, как и любая другая. Результатом был первый моноэнергетика, то есть то, что Христос, хотя и существовал в двух природах, имел одну энергию (божественную и человеческую), второй был монофелитизм, т.е. что Христос имел одну волю (что в том, что во Христе не было противоречия между его человеческой и божественной волей). Эта доктрина была принята в большей части византийского мира, но встретила возражения в Иерусалиме и Риме и вызвала споры, которые продолжались даже после потери отвоеванных провинций и смерти Ираклия. Когда внук Ираклия Констанс II занял трон, он увидел в споре угрозу стабильности Империи и попытался замолчать дискуссию, объявив вне закона высказывания за или против доктрины. Папа Мартин I. и монах Максим, главные противники монофелитства (который они истолковали как отрицание человеческой способности воли к Христу), провели в Риме синод в 649, осудив моноэнергетику. и монотелитизм. В Константинополе около 653 г. некоторые обвиняли Папу в поддержке революции, это было расценено как государственная измена, и Мартин был соответственно арестован, предан суду, осужден и отправлен в ссылку, где вскоре умер. Максимуса судили и замучили до смерти. Позиция Мартина и Максима была поддержана другими на Константинопольском соборе.

Подготовка

После того, как сын и преемник Константа, Константин IV преодолел мусульманскую осаду Константинополя в 678 г. он сразу же нацелился на восстановление общения с Римом: он написал Папе Дону с предложением провести конференцию по этому поводу. Когда письмо дошло до Рима, Донус умер, но его преемник, Папа Агафон, согласился с предложением императора и приказал проводить соборы по всему Западу, чтобы легаты могли представить традиции Западной церкви. В Милане был Синод при архиепископе Маусуэте; другой синод состоялся в 680 году в Хатфилде, на котором председательствовал Теодор, архиепископ Кентерберийский. Затем на Пасху 680 года Папа Агафон созвал синод в Риме с представителями региональных синодов.

Затем он послал делегацию встретить жителей Востока в Константинополе. Делегаты отправились с двумя письмами: одно от Папы Агафона императору, а другое от епископов Римского синода к собравшимся в Константинополе.

Тем временем Константин вызвал Патриарха Георгия I. Константинополя и всех епископов его юрисдикции Константинополя на собор. Он также вызвал Патриарха Антиохийского Макария, византийского назначенца, постоянно проживавшего в Константинополе из-за мусульманской оккупации его престола.

Судебные заседания

7 ноября 680 года всего 37 епископов и несколько пресвитеров собрались в императорском дворце в куполообразном зале, называемом Труллом. Патриархи Константинополя и Антиохии участвовали лично, тогда как патриархаты Александрии и Иерусалима были представлены византийскими назначенцами (из-за сарацинского мусульманского завоевания было на данный момент ни на одной из этих кафедр нет патриарха). Папа и собор, который он провел в Риме, были представлены (как это обычно бывает на восточных Вселенских соборах) несколькими священниками и епископами. На первом заседании совет принял на себя полномочия Вселенского собора. Император присутствовал и председательствовал на первых одиннадцати заседаниях, принял участие в дискуссиях и вернулся на заключительное заседание 16 сентября 681 года, на котором присутствовал 151 епископ.

Во время собора было зачитано письмо Папы Агафона, в котором утверждал как традиционное убеждение Церкви, что Христос был двух волей, божественной и человеческой. Большинство присутствующих епископов приняли письмо, в котором провозглашалось, что Петр говорил через Агафона, хотя этот собор также объявил анафемой другого исторического папу. Макарий Антиохийский защищал монофелитство, но был осужден и низложен вместе со своими сторонниками. Собор, в соответствии с письмом Агафона, определил, что Иисус Христос обладал двумя энергиями и двумя волями, но что человеческая воля «подчинялась Его божественной и всемогущей воле». Совет тщательно избегал упоминания Максима Исповедника, к которому все еще относились с подозрением. Он осудил моноэнергетику и монофелитизм как еретик и включил тех, кто поддерживал эту ересь, в том числе Папу Гонория I и четырех предыдущих патриархов Константинополь. Когда собор завершился, указы были отправлены в Рим, где они были приняты преемником Агафона, папой Львом II. В своем письме-подтверждении Собора Лев обвиняет Гонория в «нечестивом предательстве... который не пытался освятить эту Апостольскую Церковь учением Апостольской традиции».

В какой-то момент во время заседаний совета монофелитский священник заявил, что может воскрешать мертвых, тем самым доказав свою высшую веру. Он приказал принести труп, но после того, как он прошептал ему молитвы в уши, не смог воскресить тело.

См. Также

Ссылки

Библиография

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-11 08:59:05
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте