Федон

редактировать
Книга одного из разговоров Платона

Федо или Федон (; Греческий : Φαίδων, Phaidōn, Греческое произношение: ), также известный древним читателям как On The Душа - один из самых известных диалогов среднего периода Платона, наряду с Республикой и Симпозиумом. Философская тема диалога - бессмертие души. Действие происходит в последние часы перед смертью Сократа, и это четвертый и последний диалог Платона, подробно описывающий последние дни философа, следующий за Евтифроном, Извинение и Крито.

Одной из главных тем в «Федоне» является идея о том, что душа бессмертна. В диалоге Сократ обсуждает природу загробной жизни в свой последний день перед казнью, выпив болиголова. Сократ был заключен в тюрьму и приговорен к смерти афинским жюри присяжных за то, что он не верил в богов государства (хотя некоторые ученые считают, что это было больше за его поддержку «философа королей "в противоположность демократии) и за развращение молодежи города.

Занимаясь диалектикой с группой друзей Сократа, включая двух фиванцев, Кебов и Симмий, Сократ исследует различные аргументы в пользу бессмертия души, чтобы показать, что существует загробная жизнь, в которой душа будет жить после смерти. Федон рассказывает, что после обсуждения он и другие были свидетелями смерти Сократа.

Впервые «Федон» был переведен на латынь с греческого языка Генрихом Аристиппом в 1160 году. Сегодня он считается одним из величайших произведений Платона.

Содержание

  • 1 Резюме
    • 1.1 Вступительный разговор
    • 1.2 Циклический аргумент
    • 1.3 Аргумент теории воспоминаний
    • 1.4 Аргумент родства
    • 1.5 Аргумент от формы жизни
  • 2 Наследие
  • 3 См. Также
  • 4 Примечания
  • 5 Тексты и переводы
  • 6 Ссылки
  • 7 Дополнительная литература
  • 8 Внешние ссылки

Резюме

Диалог рассказывается с точки зрения одного из учеников Сократа, Федона из Элиды, который находился у смертного одра Сократа. Федон связывает диалог с того дня с Эхекратом, пифагорейским философом.

. Сократ предлагает четыре аргумента в пользу бессмертия души:

  • Циклический аргумент или аргумент противоположностей объясняет, что Формы вечны и неизменны, и поскольку душа всегда приносит жизнь, она не должна умирать и обязательно «нетленна». Поскольку тело смертно и подвержено физической смерти, душа должна быть его нерушимой противоположностью. Затем Платон предлагает аналогию огня и холода. Если форма холода нетленная, а огонь, его противоположность, находился в непосредственной близости, он должен был бы уйти в целости, как душа во время смерти. Это можно сравнить с идеей противоположных зарядов магнитов.
  • . Теория воспоминаний объясняет, что мы обладаем некоторыми неэмпирическими знаниями (например, Форма равенства) при рождении, подразумевая, что душа существовала до рождения, чтобы нести это знание. Другое изложение теории можно найти в «Меноне » Платона, хотя в этом случае Сократ подразумевает анамнез (предыдущее знание всего), тогда как в «Федоне» он не столь смел.
  • Аргумент родства объясняет, что невидимое, бессмертное, а бестелесные вещи отличны от видимых, смертных и материальных вещей. Наша душа принадлежит первому, а наше тело - второму, поэтому, когда наши тела умирают и разлагаются, наша душа будет продолжать жить.
  • Аргумент из Формы Жизни, или Последний аргумент объясняет, что Формы, бестелесные и статические сущности являются причиной всех вещей в мире, и все вещи участвуют в Формах. Например, красивые вещи участвуют в Форме красоты; число четыре участвует в Форме Четного и т. д. Душа по самой своей природе участвует в Форме Жизни, что означает, что душа никогда не может умереть.

Вступительный разговор

Сцена Действие происходит во Флиусе, где Эхекрат, встречая Федона, спрашивает новости о последних днях Сократа. Федон объясняет, почему между судом над ним и его смертью произошла задержка, и описывает сцену в тюрьме в Афинах в последний день, называя имена присутствующих. Он рассказывает, как рано утром посетил Сократа с другими. Жена Сократа Ксантиппа была там, но была очень огорчена, и Сократ попросил ее забрать. Сократ рассказывает, как, побуждаемый повторяющейся мечтой «создавать и развивать музыку», он написал гимн, а затем начал писать стихи на основе Басен Эзопа.

Сократ говорит Кебесу «проститься с ним (его другом) "Скажи, что я бы хотел, чтобы он пошел за мной, если бы он был мудрым человеком", - Симмий недоумевает, почему они должны поспешить за Сократом до смерти. Затем Сократ заявляет: «… тот, кто обладает философским духом, захочет умереть, но не покончит с собой». Кебес сомневается, почему самоубийство запрещено. Он спрашивает: «Почему вы говорите... что человек не должен покончить с собой, но что философ будет готов последовать за умирающим?» Сократ отвечает, что, хотя смерть является идеальным домом для души, человек, в частности философ, не должен совершать самоубийство, за исключением случаев, когда это становится необходимым.

Человек не должен убивать себя, потому что он не владеет собой в действительности, поскольку на самом деле он является собственностью богов. Он говорит: «Я тоже верю, что боги - наши хранители, а мы, люди, - их движимое имущество». Хотя философ всегда стремится избавиться от тела и сосредоточиться исключительно на вещах, касающихся души, совершать самоубийство запрещено, поскольку человек не является единственным владельцем своего тела. Ведь, как сказано в Федоне: «философ в большей степени, чем другие люди, освобождает душу от связи с телом, насколько это возможно». Значит, душа и тело разделены. Философ освобождает себя от тела, потому что тело является препятствием на пути к достижению истины.

О недостатках чувств Сократ говорит Симмию в «Федоне»:

Достигал ли ты их (истины) с любым телесным чутьем? - и я говорю не только об этом, но об абсолютном величии, здоровье, силе и, короче говоря, о реальности или истинной природе всего. Постигается ли правда о них когда-либо через органы тела? Или, скорее, не самый близкий подход к познанию их нескольких сущностей сделан тем, кто так упорядочивает свое интеллектуальное видение, чтобы иметь наиболее точное представление о сути каждой вещи, которую он рассматривает?

Философ, если он любит истину. мудрость, а не страсти и аппетиты тела, признает, что он может приблизиться к истинному знанию и мудрости в смерти, поскольку его больше не смущают тело и чувства. В жизни рациональные и разумные функции души ограничены телесными чувствами удовольствия, боли, зрения и звука. Смерть же - это обряд очищения от «заразы» тела. Поскольку философ практикует смерть всю свою жизнь, он должен приветствовать ее дружелюбно и не расстраиваться по ее прибытии, поскольку, поскольку вселенная, которую боги создали для нас при жизни, по существу «хороша», почему смерть может быть чем-то еще, кроме как ее продолжением? доброта? Смерть - это место, где правят лучшие и мудрые боги и где существуют самые благородные души: «И поэтому, что касается этого, я не только не горюю, но и очень надеюсь, что есть что-то для умерших..., что-то лучшее для добрых, чем для злых ".

Душа достигает добродетели, когда она очищается от тела:" Тот, кто избавился, насколько он может, от глаз и ушей и, так сказать, всего тела, эти, по его мнению, отвлекающие элементы, когда они связаны с душой, мешают ей обрести истину и знание - кто, если не он, вероятно, достигнет познания истинного бытия? "

Циклический аргумент

Кебет выражает Сократу свой страх смерти: «... они опасаются, что, когда она [душа] покинет тело, ее место может оказаться нигде, и что дальше в самый день смерти она может погибнуть и немедленно прекратить свое существование после выхода из тела... рассеиваясь и растворяясь в небытии в своем бегстве ».

В или Чтобы облегчить беспокойство Кебеса о том, что душа может погибнуть при смерти, Сократ приводит свой первый аргумент в пользу бессмертия души. Этот аргумент часто называют циклическим аргументом. Он предполагает, что душа должна быть бессмертной, поскольку живое происходит из мертвых. Сократ говорит: «Если правда, что живые происходят из мертвых, то наши души должны существовать в другом мире, иначе как они могли родиться свыше?». Далее он показывает на примерах отношений, таких как сон-бодрствование и горячее-холодное, что вещи, которые имеют противоположности, происходят от их противоположностей. Человек засыпает после того, как проснулся. И, заснув, он просыпается. Вещи, которые являются горячими, происходят от холода, и наоборот. Затем Сократ заставляет Кебеса сделать вывод, что мертвые порождаются живыми через смерть и что живые порождаются из мертвых посредством рождения. Души умерших должны существовать в каком-то месте, чтобы они могли вернуться к жизни.

Аргумент теории воспоминаний

Кебес осознает связь между аргументом цикличности и теорией Сократа. Воспоминание. Он прерывает Сократа, чтобы указать на это, говоря:

... твое любимое учение, Сократ, что наше обучение - это просто воспоминание, если оно истинно, также обязательно подразумевает предыдущий раз, когда мы узнали то, что сейчас вспоминаем. Но это было бы невозможно, если бы наша душа не была где-то до того, как существовала в этой форме человека; вот еще одно доказательство бессмертия души.

Второй аргумент Сократа, теория воспоминаний, показывает, что можно извлечь информацию из человека, который, кажется, ничего не знал о предмете до его допроса об этом (априори знание). Этот человек, должно быть, получил эти знания в прошлой жизни, а теперь просто вспоминает их по памяти. Поскольку человек в рассказе Сократа способен дать правильные ответы своему допрашивающему, должно быть так, что его ответы возникли на основе воспоминаний о знаниях, полученных в предыдущей жизни.

Аргумент родства

Сократ представляет свой третий аргумент в пользу бессмертия души, так называемый аргумент сродства, где он показывает, что душа больше всего похожа на то, что невидимо и божественно, а тело похоже на то, что видимое и смертное. Из этого можно сделать вывод, что, хотя тело может существовать после смерти в виде трупа, поскольку тело смертно, а душа божественна, душа должна пережить тело.

Что касается быть поистине добродетельным в течение жизни - это качество великого человека, который вечно живет душой в подземном мире. Однако о тех, кто не был добродетельным при жизни и поэтому предпочитал тело и удовольствия, относящиеся исключительно к нему, Сократ также говорит. Он говорит, что такая душа, как эта:

... осквернена, нечиста в момент своего отъезда, и всегда является спутником и слугой тела, любит и очаровывает тело и желания и удовольствия тела, пока она не будет приведена к убеждению, что истина существует только в телесной форме, которую человек может коснуться и увидеть, и пить, и есть, и использовать для своих похотей, души, я имею в виду привык ненавидеть и бояться и избегать того, что для телесного взора темное и невидимое, но является объектом разума и может быть достигнуто философией; Вы думаете, что такая душа уйдет чистой и беспримесной?

Согласно Сократу, люди с таким телосложением будут втянуты обратно в телесную жизнь. Эти люди будут наказаны даже в Аиде. Их наказание будет их собственным делом, так как они не смогут наслаждаться исключительным существованием души в смерти из-за их постоянной тяги к телу. В конце концов эти души «заключены в тюрьму в другом теле». Сократ приходит к выводу, что душа добродетельного человека бессмертна, и ее переход в подземный мир определяется тем, как он прожил свою жизнь. Философ, да и вообще любой человек, столь же добродетельный, не боясь смерти и не лелея телесную жизнь как нечто идиллическое, но любя истину и мудрость, его душа будет вечно невозмутима после смерти тела, и загробная жизнь будет полна

Симмий признается, что не желает беспокоить Сократа в его последние часы, расстраивая его веру в бессмертие души, и присутствующие неохотно высказывают свой скептицизм. Сократ осознает их сомнения и уверяет своих собеседников, что он действительно верит в бессмертие души, независимо от того, удалось ли ему это показать. По этой причине он не расстраивается перед смертью и уверяет их, что они должны выразить свои опасения по поводу аргументов. Затем Симмиас представляет свой случай, согласно которому душа подобна гармонии лиры. Тогда может быть так, что, поскольку душа похожа на гармонию в том, что она невидима и божественна, как только лира разрушена, гармония тоже исчезает, поэтому, когда умирает тело, исчезает и душа. Как только гармония исчезнет, ​​мы можем сделать вывод, что душа тоже рассеется, когда тело будет сломано, через смерть.

Сократ делает паузу и просит Кебеса высказать свое возражение. Он говорит: «Я готов признать, что существование души до вступления в телесную форму было... доказано; но существование души после смерти, по моему мнению, недоказано». Признавая, что душа - лучшая часть человека, а тело - более слабая, Кебес не готов сделать вывод, что, поскольку тело может восприниматься как существующее после смерти, душа, следовательно, также должна продолжать существовать. Кебес приводит в пример ткачиху. Когда плащ ткача изнашивается, он шьет новый. Однако, когда он умирает, его более свежие плащи продолжают существовать. Себес продолжает, что, хотя душа может пережить определенные тела и, таким образом, продолжать существовать после определенных смертей, она может в конечном итоге стать настолько слабой, что в какой-то момент полностью растворится. Затем он заключает, что бессмертие души еще предстоит показать и что мы все еще можем сомневаться в существовании души после смерти. Ибо может случиться так, что следующая смерть - это та смерть, при которой душа в конечном итоге разрушается и больше не существует. Тогда Кебес «... лучше не полагался бы на аргумент превосходящей силы, чтобы доказать продолжение существования души после смерти».

Видя, что Аргумент родства, возможно, не смог показать бессмертие души, Федон приостанавливает свое повествование. Федон замечает Эхекрату, что из-за этого возражения у присутствующих «пошатнулась вера» и что возникло «замешательство и неуверенность». Сократ тоже делает паузу после этого возражения, а затем предостерегает от мизологии, ненависти к аргументам.

Аргумент из формы жизни

Затем Сократ дает свое окончательное доказательство бессмертия души, показывая, что душа бессмертна, поскольку она причина жизни. Он начинает с того, что показывает, что «если есть что-то прекрасное, кроме абсолютной красоты, оно прекрасно лишь постольку, поскольку придает ему абсолютную красоту».

Следовательно, поскольку абсолютная красота является формой, как и Жизнь, то все, что имеет свойство одушевляться Жизнью, участвует в Форме Жизни. В качестве примера он говорит: «Разве число три не претерпит уничтожение или что-то еще раньше, чем превратится в четное число, а оставшиеся три?». Формы никогда не станут своей противоположностью. Поскольку душа - это то, что делает тело живым, и что противоположность жизни - смерть, отсюда следует, что «... душа никогда не допустит противоположного тому, что она всегда приносит». То, что не допускает смерти, считается бессмертным.

Таким образом, Сократ заключает: «Тогда, Кебес, несомненно, душа бессмертна и нетленная, и наши души действительно будут существовать в другом мире». душа человека отправится в ад и будет в компании, "как говорит Сократ,"... ушли люди, лучше тех, кого я оставил ". Ибо он будет жить среди тех, кто был правдой. философы, как и он сам.

Наследие

Платоновский «Федон» имел значительную читательскую аудиторию на протяжении всей древности, и его комментировали многие древние философы, такие как Гарпократ Аргосский, Порфирий, Ямвлих, Патерий, Плутарх Афинский, Сириан и Прокл. Два наиболее важных комментария к диалогу, которые дошли до нас. нам из древнего мира принадлежат те, что написаны Олимпиодором Александрийским и Дамаском Афинским.

Федон стал считаться оригинальной формулировкой, из которой " весь спектр двойственности, глубоко укоренившейся в западной философии, теологии и психологии за два тысячелетия, получили свое классическое определение: душа и тело, разум и материя, интеллект и чувство, разум и эмоции, реальность и внешний вид, единство и множественность, совершенство и несовершенство, бессмертное и смертное, постоянство и изменение, вечное и временное, божественное и человеческое, небо и земля ».

См. также

Примечания

Тексты и переводы

  • Греческий текст в Персей
  • Платон: Евтифрон, Апология, Критон, Федон, Федр. Греческий с переводом Гарольда Н. Фаулера. Классическая библиотека Леба 36. Harvard Univ. Press (первоначально опубликовано в 1914 году).
  • Перевод Фаулера на Персей
  • Платон: Евтифрон, Апология, Крито, Федон. Греческий с переводом Криса Эмлин-Джонса и Уильяма Предди. Классическая библиотека Леба 36. Harvard Univ. Press, 2017. ISBN 9780674996878 HUP листинг
  • Платон. Опера, том I. Классические тексты Оксфорда. ISBN 978-0198145691
  • Платон. Полное собрание сочинений. Hackett, 1997. ISBN 978-0872203495

Ссылки

Дополнительная литература

  • Бобонич, Кристофер. 2002. «Философы и нефилософы в Федоне и республике». В «Пересказе утопии: его поздняя этика и политика» Платона, 1–88. Оксфорд: Кларендон.
  • Дортер, Кеннет. 1982. Федон Платона: интерпретация. Торонто: Univ. of Toronto Press.
  • Фреде, Доротея. 1978. "Последнее доказательство бессмертия души в Платоновских Федонах 102a-107a". Phronesis, 23.1: 27–41.
  • Футтер, Д. 2014. «Миф о Тесее в платоновском« Федоне ». Akroterion, 59: 88-104.
  • Gosling, J.C.B. и C.C.W. Taylor. 1982. «Федон» [В] Греки о удовольствиях, 83–95. Оксфорд, Великобритания: Кларендон.
  • Холмс, Дэниел. 2008. «Практика смерти в« Сене Трималхионисе »Петрония и« Федоне Платона ». Classical Journal, 104 (1): 43-57.
  • Ирвин, Теренс. 1999. "Теория форм". [В] Платон 1: Метафизика и эпистемология, 143–170. Под редакцией Гейл Файн. Оксфордские чтения по философии. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
  • Мост, Гленн В. 1993. «Петух для Асклепия». Classical Quarterly, 43 (1): 96–111.
  • Накагава, Сумио. 2000. «Воспоминание и формы в платоновском Федоне». Герматена, 169: 57-68.
  • Седли, Дэвид. 1995. "Dramatis Personae Платоновского Федона". [В] Философские диалоги: Платон, Юм и Витгенштейн, 3–26 Под редакцией Тимоти Дж. Смайли. Труды Британской академии 85. Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press.

Внешние ссылки

Онлайн-версии
Последняя правка сделана 2021-06-01 11:37:45
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте