Ферекид Сиросский | |
---|---|
Ферекид, древнегреческий философ. | |
Родился | ок. 580 г. до н.э. |
Умер | ок. 520 г. до н.э. |
эпоха | досократическая философия |
регион | западная философия |
школа | досократическая |
основные интересы | космогония, мифология, теология |
Известные идеи | Метемпсихоз |
Влияния | |
Влияния | |
Ферекиды Сироса (; Греческий : Φερεκύδης ὁ Σύριος; fl. 6 век до н.э.) был греческим мыслителем с острова Сирос. Ферекид создал космогонию, основанную на трех божественных принципах: Зас (Зевс ), Хтония (Земля ) и Хронос (Время ), известный как «Pentemychos» (Πεντέμυχος, «пяти углублений»; иногда используется альтернативное название «Heptamychos», «семь углублений»). Он образовал мост между мифологической мыслью Гесиода и досократической философией. Его работа утеряна, но она дожила до эллинистического периода, и о части ее содержания нам известно косвенно. Говорят, что Ферекид был первым писателем, изложившим философские размышления в прозе. Аристотель считал его частично мифологическим писателем, а Плутарх, как и многие другие писатели, дали ему титул Теолога.
Согласно традиции Ферекид был уроженцем острова Сирос и процветал в 59-й Олимпиаде (544–541 до н.э.). Говорили, что он был сыном одного Младенца. Шибли (1990) датирует свое рождение в 49-й олимпиаде (584–581).
Анекдоты «неизвестной достоверности» рассказывают о Ферекиде на острове Самос и в городе Эфес, где он предположительно был похоронен, хотя еще один традиция утверждает, что он был похоронен на Делосе.
Аристотель написал в своей Метафизике Ферекида, отчасти писателя-мифолога, а Плутарх в своей Параллельной жизни вместо этого написал о нем. будучи теологом. Считалось, что он имел большее значение в преподавании темы метемпсихоза.
. Его сочинения сохранились в эллинистический период, хотя до наших дней сохранились лишь фрагменты. Его произведения были написаны прозой, а не стихом, и, как говорят, он был первым, кто высказал или передал философские размышления в этой форме. Согласно преданию, Ферекид жил в двух пещерах в северной части острова Сирос. Это летнее жилье и по сей день остается популярным туристическим направлением.
Некоторые источники говорят, что книга Ферекида называлась «Pentemychos» (Πεντέμυχος Pentemuchos), что переводится как пять (πέντε ) «ниш» (μυχός muchos, «укромный уголок, ниша, ниша», а также «святилище», как в «малом домашнем алтаре в углу»). в некоторых источниках называется «Heptamychos» («семь (ἑπτά ) углублений»). Похоже, что среди ученых нет полного согласия относительно того, каким источникам доверять в отношении названия книги Ферекида, стандартного обзора досократических философов Кирка, Рэйвена и Скофилда, выбирающего «Гептамихос». Автор единственной современной научной книги, полностью посвященной Ферекиду, Герман С. Сибли, утверждает, что «Pentemychos» было истинным названием. В этой работе Ферекид преподавал свою философию через мифические представления. Хотя он и утерян, сохранившихся фрагментов достаточно, чтобы восстановить базовый контур.
В более ранней космогонии Гесиода (8–7 века до н.э.) начальное состояние вселенной - Хаос, темная пустота. как божественное изначальное состояние, и творение есть ex nihilo (из ничего). Ферекид, вероятно, интерпретировал хаос как воду и не помещает его в самое начало. В его космогонии есть три божественных принципа: Зас (Ζάς, Зевс ), Хтония (Χθονίη, Земля ) и Хронос (Χρόνος, Время ), которое существовало всегда.
Семя (семена) Хроноса, которое, вероятно, можно рассматривать как водянистый хаос, было помещено в углубления и составило множество других потомков богов. Это описано во фрагменте, сохранившемся в Дамаск 'О первых принципах.
Считается, что между этими углублениями и Хтони существует тесная связь. Гесиод описал Тартар как находящийся «в углублении (muchos) широкой земли». Герман С. Шибли думает, что пять мудоев действительно укрывались в Хтонии, или, по крайней мере, так было изначально, когда Хронос разместил свое семя в пяти «укромных уголках».
Наряду с Хтонией и Хроносом Ферекид обладал силой, называемой Зас. Зас (Зевс), сравнимый с орфическим Эросом по функциям, и как таковой олицетворение мужского (сексуального) творчества. Прокл сказал, что «Ферекид говорил, что Зевс превратился в Эроса, когда собирался творить, по той причине, что, создав мир из противоположностей, он привел его к соглашению и миру и посеял во всем единообразие, и единство, пронизывающее вселенную ».
Сам акт творения (возможно, более точно сказать, что Хронос творит и что Зас приказывает и распределяет) мифо-поэтически описывается как Зас, создающий ткань, на которой он украшает землю и море, а затем преподносит ее Хтонии в качестве свадебного подарка и обвивает ее. Однако в другом фрагменте он оборачивает ткань не Хтония, а «крылатый дуб». «Крылатый дуб» в этой космологии не имеет прецедентов в греческой традиции.
Истории разные, но не исключающие друг друга, потому что во фрагментах многого не хватает, но кажется очевидным, что творению препятствуют хаотические силы.
Ферекид, изображенный как средневековый ученый в Нюрнбергских хрониках Бюст на СиросеПеред тем, как мир будет отдан приказу, происходит космическая битва с Кроносом во главе одной из сторон и Офионей как лидер другого. Та же история повсюду разыгрывается с Зевсом и Тифоном / Тифоном в качестве главных персонажей, а также имеет близкие параллели во многих мифах других культур, кроме греческой (Мардук vs. Тиамат и т. Д.). Офионей и его выводок часто изображают как правящих в течение некоторого времени, прежде чем лишиться власти. Хаотические силы вечны и не могут быть уничтожены; вместо этого они выбрасываются из упорядоченного мира и заперты в Тартаре в своего рода «назначении сфер», в котором победитель (Зевс-Кронос) овладевает небом, пространством и временем. Замки к Тартару вылеплены из железа Зевсом и, следовательно, могли быть связаны с его элементом aither, а в бронзе - Посейдоном, что могло указывать на связь с водой (которая часто рассматривалась как «первое дело»). Судя по некоторым древним фрагментам, Офионей брошен в Океан, а не в Тартар.
Точно неизвестно, какие именно сущности или силы были заперты в истории Ферекида. Возможно, основных фигур было пять. Офионей и Тифон - одно и то же, и Эвринома сражалась на стороне Офиона против Кроноса. Хтония - главная «вещь» преступного мира, но следует ли считать ее одной из пяти или пяти «общей суммы» - вопрос открытый. Помимо этого, известно, что Офионей-Тифон спаривался с Ехидной, и что сама Ехидна каким-то таинственным образом была "произведена" Каллирхо. Если Ферекид насчитал пять основных сущностей в ассоциации с доктриной пентемиха, то главными претендентами являются Офионей, Эвринома, Ехидна, Калирро и Хтония.
Кронос (или Зевс в более популярной версии) приказывает отправить потомство из космоса в Тартар. Там они хранятся за запертыми воротами, изготовленными из железа (ассоциируемого с Зевсом и его стихией неба / пространства) и бронзы (у Посейдона - силы воды). Нам рассказывают о хаотических существах, помещенных в пентемихов, и нам говорят, что у Тьмы есть потомство, брошенное в глубины Тартароса. Ни один из сохранившихся фрагментов не связывает их, но возможно, что тюрьма в Тартаросе и пентемихос - это способы обозначить одно и то же. Согласно Цельс, Ферекид сказал, что: «Ниже этой части находится часть Тартара; дочери Борея [северный ветер], Гарпии и Фуэлла [Буря], охраняют его; там Зевс изгнал любого из боги всякий раз, когда человек ведет себя дерзко ». Таким образом, идентичность тюрьмы Зевса и пентемихов кажется вероятной.
«Пентемихос» Ферекида, как полагали, содержал мистическое эзотерическое учение, трактованное аллегорически. Один древний комментатор сказал, что:
Кроме того, Ферекид, человек Сироса, говорит об углублениях, ямах, пещерах, дверях и воротах, и через них говорит загадками становления и смерти душ.
Сравнительно большое число. источники говорят, что Ферекид был первым, кто учил вечности и переселению (метемпсихоз ) человеческих душ. И Цицерон, и Августин думали, что он дал первое учение о «бессмертии души». Неудивительно, что некоторые считали Ферекида учителем Пифагора. То, что он был первым, кто научил этому, сомнительно, но то, что он был одним из первых и исповедовал это учение, несомненно. Герман С. Шибли заключает, что Ферекид «включил в свою книгу [« Pentemychos »] по крайней мере элементарное описание бессмертия души, ее странствий в подземном мире и причин воплощений души».
Иногда Ферекида причисляли к семи греческим мудрецам. Диоген Лаэртий сказал, что солнечный циферблат (гелиотропион), предположительно сделанный Ферекидом, «сохранился на острове Сирос».
Сам Басинг по сохранившимся фрагментам работы Ферекида, свидетельствам древних авторов относительно философии Ферекида, а также по темам из древнегреческой и ближневосточной мифологий Герман С. Шибли предлагает следующую реконструкцию основных элементов потерянной книги Ферекида:
ХРОНОС и Зас всегда были, а также Хтония (Ζὰς μὲν καὶ Χρόνος ἦσαν ἀεὶ καὶ Χθονίη). Однажды Хронос, один и без партнера, извергнул свое семя. Из своего семени он создал огонь, воздух и воду и поместил их в пять впадин. Вот, из смеси огня, воздуха и воды в лощинах возникло другое поколение богов. Огненные боги обитали в Уране, а сияющие Эйтры, боги ветра в порывистом Тартаросе, водные боги в Хаосе и боги тьмы обитали в черной Ночи.
После того, как поколение богов, рожденное от семени Времени, поселилось в их жилище, Зас стал Эросом и женился на Хтонии. Другие боги построили для него много больших дворцов; Они предоставили все необходимое, банкетные столы, слуг и горничных, а когда все необходимое было выполнено, они провели свадьбу. На третий день свадьбы Зас вылепил большую красивую одежду и вышил на ней Землю, Огенос и особняки Огеноса. Когда он закончил свою задачу, он подарил Хтонию мантию и сказал: «Поскольку я хочу жениться на тебе, я чествую тебя этой одеждой. Радуйся и будь моей супругой! Они говорят, что это был первый праздник открытия, и отсюда возник обычай как для богов, так и для людей. И она ответила, когда она получила от него одежду: «Я принимаю это как свою честь, и отныне меня будут называть Ге...» Боги праздновали, пируя амброзией. И Земля была подобна крылатому дубу, сильному и могучему; его корни уходили в глубины Тартароса, его ствол был окружен Огеносом, а его ветви доходили до Урана. Земля процветала, и Зас радовался.
Но под Землей, во впадине Тартарос, родился Офионей. Он и его чудовищные сыновья бросили вызов Кроносу. Были построены боевые порядки: Кронос командовал одной армией, а Офионей возглавлял Офионидов. Были сформулированы условия битвы: кто бы из них ни упал в Огенос, он будет побежден, а те, кто их вытеснит и победит, овладеют Ураном. Последовал ожесточенный конфликт. У Кроноса был сильный союзник в лице Заса; в единоборстве он сверг Офиона. Итак, Офионей и его выводки были брошены в Огенос, и они живут в особняках Огеноса до сего дня. Кронос, командующий победоносной армией, был коронован другими богами (отсюда и возник обычай ношения коронов победителями). Зевс почтил богов-победителей и назначил им их владения. Кронос выиграл Уран. Таковы доли других богов: под Ураном - огненный Эйтер; ниже Aither часть Земли; ниже этой части находится Тартарос; дочери Борея, Гарпии и Фуэлла, охраняют его; там Зевс изгоняет всех богов, которые ведут себя дерзко. Есть также души людей, которые совершили кровопролитие. Их души несут через врата и врата Тартара на текущей реке к рождению ; река подобна семени, ведущему к новой жизни. И души людей уходят от жизни и снова входят в пещеры и впадины Тартара через его порталы и врата. Рядом с Тартаросом находится Хаос и царства темной Ночи.
| 1 =
()| 1 =
()| 1 =
().