Ферекид Сиросский

редактировать
Ферекид Сиросский
Pherecydes.jpg Ферекид, древнегреческий философ.
Родилсяок. 580 г. до н.э.
Умерок. 520 г. до н.э.
эпохадосократическая философия
регионзападная философия
школа досократическая
основные интересыкосмогония, мифология, теология
Известные идеиМетемпсихоз
Влияния
Влияния

Ферекиды Сироса (; Греческий : Φερεκύδης ὁ Σύριος; fl. 6 век до н.э.) был греческим мыслителем с острова Сирос. Ферекид создал космогонию, основанную на трех божественных принципах: Зас (Зевс ), Хтония (Земля ) и Хронос (Время ), известный как «Pentemychos» (Πεντέμυχος, «пяти углублений»; иногда используется альтернативное название «Heptamychos», «семь углублений»). Он образовал мост между мифологической мыслью Гесиода и досократической философией. Его работа утеряна, но она дожила до эллинистического периода, и о части ее содержания нам известно косвенно. Говорят, что Ферекид был первым писателем, изложившим философские размышления в прозе. Аристотель считал его частично мифологическим писателем, а Плутарх, как и многие другие писатели, дали ему титул Теолога.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Космогония
  • 3 Влияние
  • 4 Реконструкция
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Жизнь

Согласно традиции Ферекид был уроженцем острова Сирос и процветал в 59-й Олимпиаде (544–541 до н.э.). Говорили, что он был сыном одного Младенца. Шибли (1990) датирует свое рождение в 49-й олимпиаде (584–581).

Анекдоты «неизвестной достоверности» рассказывают о Ферекиде на острове Самос и в городе Эфес, где он предположительно был похоронен, хотя еще один традиция утверждает, что он был похоронен на Делосе.

Аристотель написал в своей Метафизике Ферекида, отчасти писателя-мифолога, а Плутарх в своей Параллельной жизни вместо этого написал о нем. будучи теологом. Считалось, что он имел большее значение в преподавании темы метемпсихоза.

. Его сочинения сохранились в эллинистический период, хотя до наших дней сохранились лишь фрагменты. Его произведения были написаны прозой, а не стихом, и, как говорят, он был первым, кто высказал или передал философские размышления в этой форме. Согласно преданию, Ферекид жил в двух пещерах в северной части острова Сирос. Это летнее жилье и по сей день остается популярным туристическим направлением.

Космогония

Пещера Ферекида.

Некоторые источники говорят, что книга Ферекида называлась «Pentemychos» (Πεντέμυχος Pentemuchos), что переводится как пять (πέντε ) «ниш» (μυχός muchos, «укромный уголок, ниша, ниша», а также «святилище», как в «малом домашнем алтаре в углу»). в некоторых источниках называется «Heptamychos» («семь (ἑπτά ) углублений»). Похоже, что среди ученых нет полного согласия относительно того, каким источникам доверять в отношении названия книги Ферекида, стандартного обзора досократических философов Кирка, Рэйвена и Скофилда, выбирающего «Гептамихос». Автор единственной современной научной книги, полностью посвященной Ферекиду, Герман С. Сибли, утверждает, что «Pentemychos» было истинным названием. В этой работе Ферекид преподавал свою философию через мифические представления. Хотя он и утерян, сохранившихся фрагментов достаточно, чтобы восстановить базовый контур.

В более ранней космогонии Гесиода (8–7 века до н.э.) начальное состояние вселенной - Хаос, темная пустота. как божественное изначальное состояние, и творение есть ex nihilo (из ничего). Ферекид, вероятно, интерпретировал хаос как воду и не помещает его в самое начало. В его космогонии есть три божественных принципа: Зас (Ζάς, Зевс ), Хтония (Χθονίη, Земля ) и Хронос (Χρόνος, Время ), которое существовало всегда.

Семя (семена) Хроноса, которое, вероятно, можно рассматривать как водянистый хаос, было помещено в углубления и составило множество других потомков богов. Это описано во фрагменте, сохранившемся в Дамаск 'О первых принципах.

Считается, что между этими углублениями и Хтони существует тесная связь. Гесиод описал Тартар как находящийся «в углублении (muchos) широкой земли». Герман С. Шибли думает, что пять мудоев действительно укрывались в Хтонии, или, по крайней мере, так было изначально, когда Хронос разместил свое семя в пяти «укромных уголках».

Наряду с Хтонией и Хроносом Ферекид обладал силой, называемой Зас. Зас (Зевс), сравнимый с орфическим Эросом по функциям, и как таковой олицетворение мужского (сексуального) творчества. Прокл сказал, что «Ферекид говорил, что Зевс превратился в Эроса, когда собирался творить, по той причине, что, создав мир из противоположностей, он привел его к соглашению и миру и посеял во всем единообразие, и единство, пронизывающее вселенную ».

Сам акт творения (возможно, более точно сказать, что Хронос творит и что Зас приказывает и распределяет) мифо-поэтически описывается как Зас, создающий ткань, на которой он украшает землю и море, а затем преподносит ее Хтонии в качестве свадебного подарка и обвивает ее. Однако в другом фрагменте он оборачивает ткань не Хтония, а «крылатый дуб». «Крылатый дуб» в этой космологии не имеет прецедентов в греческой традиции.

Истории разные, но не исключающие друг друга, потому что во фрагментах многого не хватает, но кажется очевидным, что творению препятствуют хаотические силы.

Ферекид, изображенный как средневековый ученый в Нюрнбергских хрониках Бюст на Сиросе

Перед тем, как мир будет отдан приказу, происходит космическая битва с Кроносом во главе одной из сторон и Офионей как лидер другого. Та же история повсюду разыгрывается с Зевсом и Тифоном / Тифоном в качестве главных персонажей, а также имеет близкие параллели во многих мифах других культур, кроме греческой (Мардук vs. Тиамат и т. Д.). Офионей и его выводок часто изображают как правящих в течение некоторого времени, прежде чем лишиться власти. Хаотические силы вечны и не могут быть уничтожены; вместо этого они выбрасываются из упорядоченного мира и заперты в Тартаре в своего рода «назначении сфер», в котором победитель (Зевс-Кронос) овладевает небом, пространством и временем. Замки к Тартару вылеплены из железа Зевсом и, следовательно, могли быть связаны с его элементом aither, а в бронзе - Посейдоном, что могло указывать на связь с водой (которая часто рассматривалась как «первое дело»). Судя по некоторым древним фрагментам, Офионей брошен в Океан, а не в Тартар.

Точно неизвестно, какие именно сущности или силы были заперты в истории Ферекида. Возможно, основных фигур было пять. Офионей и Тифон - одно и то же, и Эвринома сражалась на стороне Офиона против Кроноса. Хтония - главная «вещь» преступного мира, но следует ли считать ее одной из пяти или пяти «общей суммы» - вопрос открытый. Помимо этого, известно, что Офионей-Тифон спаривался с Ехидной, и что сама Ехидна каким-то таинственным образом была "произведена" Каллирхо. Если Ферекид насчитал пять основных сущностей в ассоциации с доктриной пентемиха, то главными претендентами являются Офионей, Эвринома, Ехидна, Калирро и Хтония.

Кронос (или Зевс в более популярной версии) приказывает отправить потомство из космоса в Тартар. Там они хранятся за запертыми воротами, изготовленными из железа (ассоциируемого с Зевсом и его стихией неба / пространства) и бронзы (у Посейдона - силы воды). Нам рассказывают о хаотических существах, помещенных в пентемихов, и нам говорят, что у Тьмы есть потомство, брошенное в глубины Тартароса. Ни один из сохранившихся фрагментов не связывает их, но возможно, что тюрьма в Тартаросе и пентемихос - это способы обозначить одно и то же. Согласно Цельс, Ферекид сказал, что: «Ниже этой части находится часть Тартара; дочери Борея [северный ветер], Гарпии и Фуэлла [Буря], охраняют его; там Зевс изгнал любого из боги всякий раз, когда человек ведет себя дерзко ». Таким образом, идентичность тюрьмы Зевса и пентемихов кажется вероятной.

Влияние

«Пентемихос» Ферекида, как полагали, содержал мистическое эзотерическое учение, трактованное аллегорически. Один древний комментатор сказал, что:

Кроме того, Ферекид, человек Сироса, говорит об углублениях, ямах, пещерах, дверях и воротах, и через них говорит загадками становления и смерти душ.

Сравнительно большое число. источники говорят, что Ферекид был первым, кто учил вечности и переселению (метемпсихоз ) человеческих душ. И Цицерон, и Августин думали, что он дал первое учение о «бессмертии души». Неудивительно, что некоторые считали Ферекида учителем Пифагора. То, что он был первым, кто научил этому, сомнительно, но то, что он был одним из первых и исповедовал это учение, несомненно. Герман С. Шибли заключает, что Ферекид «включил в свою книгу [« Pentemychos »] по крайней мере элементарное описание бессмертия души, ее странствий в подземном мире и причин воплощений души».

Иногда Ферекида причисляли к семи греческим мудрецам. Диоген Лаэртий сказал, что солнечный циферблат (гелиотропион), предположительно сделанный Ферекидом, «сохранился на острове Сирос».

Реконструкция

Сам Басинг по сохранившимся фрагментам работы Ферекида, свидетельствам древних авторов относительно философии Ферекида, а также по темам из древнегреческой и ближневосточной мифологий Герман С. Шибли предлагает следующую реконструкцию основных элементов потерянной книги Ферекида:

ХРОНОС и Зас всегда были, а также Хтония (Ζὰς μὲν καὶ Χρόνος ἦσαν ἀεὶ καὶ Χθονίη). Однажды Хронос, один и без партнера, извергнул свое семя. Из своего семени он создал огонь, воздух и воду и поместил их в пять впадин. Вот, из смеси огня, воздуха и воды в лощинах возникло другое поколение богов. Огненные боги обитали в Уране, а сияющие Эйтры, боги ветра в порывистом Тартаросе, водные боги в Хаосе и боги тьмы обитали в черной Ночи.

После того, как поколение богов, рожденное от семени Времени, поселилось в их жилище, Зас стал Эросом и женился на Хтонии. Другие боги построили для него много больших дворцов; Они предоставили все необходимое, банкетные столы, слуг и горничных, а когда все необходимое было выполнено, они провели свадьбу. На третий день свадьбы Зас вылепил большую красивую одежду и вышил на ней Землю, Огенос и особняки Огеноса. Когда он закончил свою задачу, он подарил Хтонию мантию и сказал: «Поскольку я хочу жениться на тебе, я чествую тебя этой одеждой. Радуйся и будь моей супругой! Они говорят, что это был первый праздник открытия, и отсюда возник обычай как для богов, так и для людей. И она ответила, когда она получила от него одежду: «Я принимаю это как свою честь, и отныне меня будут называть Ге...» Боги праздновали, пируя амброзией. И Земля была подобна крылатому дубу, сильному и могучему; его корни уходили в глубины Тартароса, его ствол был окружен Огеносом, а его ветви доходили до Урана. Земля процветала, и Зас радовался.

Но под Землей, во впадине Тартарос, родился Офионей. Он и его чудовищные сыновья бросили вызов Кроносу. Были построены боевые порядки: Кронос командовал одной армией, а Офионей возглавлял Офионидов. Были сформулированы условия битвы: кто бы из них ни упал в Огенос, он будет побежден, а те, кто их вытеснит и победит, овладеют Ураном. Последовал ожесточенный конфликт. У Кроноса был сильный союзник в лице Заса; в единоборстве он сверг Офиона. Итак, Офионей и его выводки были брошены в Огенос, и они живут в особняках Огеноса до сего дня. Кронос, командующий победоносной армией, был коронован другими богами (отсюда и возник обычай ношения коронов победителями). Зевс почтил богов-победителей и назначил им их владения. Кронос выиграл Уран. Таковы доли других богов: под Ураном - огненный Эйтер; ниже Aither часть Земли; ниже этой части находится Тартарос; дочери Борея, Гарпии и Фуэлла, охраняют его; там Зевс изгоняет всех богов, которые ведут себя дерзко. Есть также души людей, которые совершили кровопролитие. Их души несут через врата и врата Тартара на текущей реке к рождению ; река подобна семени, ведущему к новой жизни. И души людей уходят от жизни и снова входят в пещеры и впадины Тартара через его порталы и врата. Рядом с Тартаросом находится Хаос и царства темной Ночи.

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

.

Последняя правка сделана 2021-06-01 12:04:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте