Ксенократ

редактировать
Ксенократ
Xenocrates.jpg Ксенократ
Родился396/5 г. до н.э.. Халкидон
Умер314/3 г. до н. Э.. Афины
ЭраАнтичная философия
РегионЗападная философия
Школа Платонизм
Основные интересыЛогика, Физика, Метафизика, Эпистемология, Математика, Этика
Известные идеиРазработал философию Платон
Влияния
Влияния

Ксенократ (; Греческий : Ξενοκράτης; ок. 396/5 - 314/3 до н.э.) из Халкидона был Греческий философ, математик и лидер (схоларх ) Платонической академии с 339/8 по 314/3 до н.э. Его учения следовали учениям Платона, которые он пытался дать более подробное определение, часто с математическими элементами. Он также был заядлым учеником совета тридцати трех. Он различал три формы бытия: чувственное, постижимое и третью, составленную из двух, которым соответствуют соответственно чувство, интеллект и мнение. Он считал единство и двойственность богами, которые правят вселенной, а душу - самодвижущимся числом. Бог пронизывает все вещи, и существуют демонические силы, промежуточные между божественными и смертными, которые заключаются в состояниях души.. Он считал, что математические объекты и Платоновские идеи идентичны, в отличие от Платона, который их различал. В этике он учил, что добродетель производит счастье, но внешние блага могут служить ему и позволять ему выполнять свою задачу.

Содержание
  • 1 Жизнь
  • 2 Письма
  • 3 Философия
    • 3.1 Эпистемология
    • 3.2 Метафизика
    • 3.3 Этика
    • 3.4 Математика
  • 4 См. Также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Жизнь

Ксенократ был уроженцем Халкидона. По наиболее вероятным подсчетам, он родился в 396/5 г. до н.э. и умер в 314/3 г. до н.э. в возрасте 82 лет. Его отца звали Агафон (древнегреческий : Ἀγάθωνος) или Агатанор (древнегреческий : Ἀγαθάνορος).

Переехав в Афины в ранней юности, он стал учеником Эсхина Сократика, но впоследствии присоединился к Платону, которого он сопровождал в Сицилию в 361 году. После смерти своего хозяина он нанес визит с Аристотелем Гермию Атарнеевскому. В 339/8 г. до н.э. Ксенократ сменил Спевсиппа на посту президента школы, победив своих конкурентов Менедема Пиррского и Гераклида Понтийского несколькими голосами. Трижды он был членом афинской миссии: один раз Филиппу, дважды Антипатру.

Ксенократ возмущался македонским влиянием, господствовавшим тогда в Афинах. Вскоре после смерти Демосфена (ок. 322 г. до н.э.) он отказался от предложенного ему гражданства по настоянию Фокиона в качестве награды за его услуги в мирных переговорах с Антипатр после неудачного восстания Афин. Урегулирование было достигнуто «ценой конституционных изменений: тысячи бедных афинян были лишены гражданских прав», и Ксенократ сказал, что «он не хотел становиться гражданином в рамках конституции, которую он изо всех сил пытался предотвратить». Будучи неспособным платить налог, взимаемый с иностранцев-резидентов, он, как говорят, был спасен только мужеством оратора Ликурга или даже был куплен Деметрием Фалереем, и затем освободился. В 314/3 он умер от удара головой, споткнувшись о бронзовый горшок в своем доме.

Ксенократа сменил схоларх Полемон, которого он оправился от распутной жизни. Помимо Полемона, государственный деятель Фокион, Херон (тиран Пеллен ), академик Крантор, стоик Зенон и Эпикур, как говорят, часто посещал его лекции.

Недостаток быстроты понимания и естественной грации он компенсировал настойчивым и усердным трудом, чистой доброжелательностью, чистотой нравов, бескорыстием и моральной серьезностью, которые вызывали уважение и доверие даже у афинян.

Ксенократ строго придерживался доктрины платонизма, и его считают типичным представителем Старой Академии. В своих многочисленных трудах он, кажется, охватил почти всю академическую программу; но метафизика и этика были темами, которые в основном занимали его мысли. Говорят, что он более четко обозначил разделение философии на три части: Физика, Диалектика и Этика.

Когда Александр Великий прислал ему 30 талантов золота, он отправил их обратно, сказав, что королю, а не философу нужны деньги.

Писания

С обширной работой по Диалектике ( τῆς περὶ τὸ διαλέγεσθαι πραγματείας βιϐλία ιδ΄) были также отдельные трактаты «О Знании », «О знании» (περὶ ἐπιστήμη α), παερὶ πιστςμης αη, παερ πιστήμης αη, περὶ πιστήμης αη, περ πιςςηομο περὶ γενῶν καὶ εἰδῶν α΄), «Об идеях» (περὶ ἰδεῶν), «На противоположном» (περὶ τοῦ ἐναντίου) и др., к которым, вероятно, принадлежала работа «О посреднической мысли» (τῶν περὶ τὴν δινοι). Упоминаются две работы Ксенократа по физике (περὶ φύσεως ϛ΄ - φυσικῆς ἀκροάσεως ϛ΄), а также книги «О богах (περὶ Θεῶν β΄),« О сущем »(περὶ τοῦ), Onτος Единое (περὶ τοῦ ἑνός), О неопределенном (περὶ τοῦ ἀορίστου), О душе (περὶ ψυχῆς), Об эмоциях (περὶ τῶν παθῶν αη), О μ, и т. д. Точно так же с более общими Этическими трактатами О Счастье (περὶ εὐδαιμονίας β΄) и Добродетель (περὶ ἀρετῆς) были связаны отдельные книги по личные добродетели, о добровольности и т. д. Свои четыре книги о королевской власти он адресовал Александру (στοιχεῖα πρὸς Ἀλέξανδρον περὶ βασιλείας δ΄). Кроме этого, он написал трактаты «О государстве» (περὶ πολιτείας α΄; πολιτικός α On), «О силе закона (περὶ δυνάμεως νόμου α΄) и т. Д., А также о геометрии., Арифметика и Астрология. Помимо философских трактатов, он писал стихи (epē) и paraenesis.

Философия

Эпистемология

Ксенократ провел более четкое разделение между тремя разделами философии, чем Спевсипп, но в то же время отказался от эвристического метода Платона, ведущего через сомнения (aporiai), и вместо этого принял способ выдвинуть вперед свои доктрины, в которых они были развиты догматически.

Ксенократ распознал три степени познания., каждый из которых соответствует своей области: знания, ощущения и мнения. Он относил знание (эпистему) к той сущности, которая является объектом чистого мышления и не включается в феноменальный мир; ощущение (аистезис) того, что переходит в мир явлений; мнение (doxa) о той сущности, которая является одновременно объектом чувственного восприятия и, математически, чистым разумом - сущностью неба или звезд ; так что он задумал докса в более высоком смысле и попытался более определенно, чем Платон, показать математику как посредника между знанием и чувственным восприятием. Все три способа постижения причастны к истине; но каким образом научное восприятие (eptemonike aisthesis) сделало это, мы, к сожалению, не узнаем. Даже здесь проявляется предпочтение Ксенократа символических способов чувственного восприятия или обозначения: он связал указанные выше три стадии познания с тремя Судьбами : Атропос, Клото и Лахезис. Мы больше ничего не знаем о способе, в котором Ксенократ осуществлял свою диалектику, поскольку вполне вероятно, что то, что было характерно для аристотелевской логики, не осталось в ней незамеченным, поскольку вряд ли это можно сделать. сомневался, что разделение существующего на абсолютно существующее и относительно существующее, приписываемое Ксенократу, противоречит аристотелевской таблице категорий.

Метафизика

Мы знаем из Плутарха что Ксенократ, хотя и не объяснил платоническое построение мировой души, как это делал Крантор после него, тем не менее в значительной степени опирался на Тимей ; и, кроме того, он был во главе тех, кто, считая вселенную первозданной и нетленной, рассматривал хронологическую последовательность в теории Платона как форму, в которой обозначены отношения концептуальной преемственности. Плутарх, к сожалению, не дает нам никаких дополнительных подробностей и ограничивается описанием хорошо известного предположения Ксенократа о том, что душа - это самодвижущееся число. Вероятно, мы должны связать с этим утверждение, что Ксенократ называл единство и двойственность (monas и duas) божествами, и характеризовал первое как первое мужское существование, правящее на небесах, как отец и Зевс, как нечетное число и дух; последний как женщина, как мать богов, и как душа вселенной, которая правит изменчивым миром под небом, или, как другие говорят, что он назвал Зевса, который всегда остается, как он сам, правящий в сфере из неизменного, наивысшего; тот, кто правит изменчивым, подлунным миром, последним или самым внешним.

Если, как и другие платоники, он обозначал материальный принцип как неопределенную двойственность, то мировая душа, вероятно, описывалась им как первая определяемая двойственность, обусловливающий или определяющий принцип каждого отдельного определения в сфере материального и изменчивого, но не выходящего за ее пределы. Он, кажется, назвал это в высшем смысле индивидуальной душой, в производном смысле самодвижущимся числом, то есть первым числом, наделенным движением. Этой мировой душе Зевс или мировой дух доверил - в какой степени и в какой степени мы не узнаем - господство над тем, что подвержено движению и изменению. Затем божественная сила мировой души снова представлена ​​в различных сферах вселенной как вливающая душу в планеты, Солнце и Луну, - в более чистой форме, в форме олимпийских богов. Как подлунная демоническая сила (как Гера, Посейдон, Деметра ), она обитает в элементах, и эти демонические сущности, находящиеся на полпути между богами и людьми связаны с ними, как равнобедренный треугольник с равносторонним и разносторонним. Божественную мировую душу, которая правит всей областью подлунных изменений, он, кажется, обозначил как последнего Зевса, последнюю божественную активность.

Только когда мы дойдем до сферы отдельных демонических сил природы, начинается противостояние добра и зла, и демоническая сила умиротворяется средства упрямства, которые он находит там близкими по духу; хорошая демоническая сила делает счастливыми тех, в ком она обитает, плохая губит их; ибо эвдемония - это место обитания хорошего демона, в противоположность обитанию плохого.

Как Ксенократ пытался установить и научно связать эти предположения, которые, по-видимому, были взяты в основном из его книги о природе богов, мы не изучаем, а можем только открыть одну фундаментальную идею, лежащую в их основе, что все уровни существования пронизаны божественной силой, и что она становится все менее и менее энергичной по мере того, как спускается к бренному и индивидуальному. Следовательно, он также, по-видимому, утверждал, что, насколько распространяется сознание, до такой степени также расширяется интуиция этой всевластной божественной силы, участниками которой он изображал даже иррациональных животных. Но ни толстая, ни тонкая, к различным комбинациям которых он, кажется, пытался отнести различные степени материального существования, не рассматривались им как сами по себе причастные к душе; несомненно, потому что он сразу же отнес их к божественной деятельности и был далек от попытки примирить двойственность принципов или разрешить их в изначальное единство. Следовательно, он также был за доказательство бестелесности души тем, что она не питается, как тело.

Вероятно, что, следуя примеру Платона, он обозначил божественное начало как единственное неделимое и оставшееся подобным самому себе; материальное как делимое, причастное к разнообразию и различное, и то, что из союза двух или из ограничения неограниченного абсолютным единством, он вывел число и по этой причине назвал душу вселенной, Подобно числу индивидуальных существ, самодвижущееся число, которое в силу своего двойного корня в одном и том же и различном, в равной степени разделяет постоянство и движение и достигает сознания посредством примирения этой противоположности.

Аристотель в своей Метафизике выделил среди современных платоников три основных взгляда на идеальные числа и их связь с идеями и математическими числами :

  1. теми, кто, подобно Платон выделял идеальные и математические числа;
  2. те, кто, подобно Ксенократу, отождествлял идеальные числа с математическими числами
  3. те, кто, как Спевсипп, постулировал только математические числа

Аристотель может многое сказать против ксенократской интерпретации теории и, в частности, указывает на то, что, если идеальные числа состоят из арифметических единиц, они не только перестают быть принципами, но также становятся предметом арифметических операций.

В выводе вещей по ряду чисел он, кажется, пошел дальше, чем любой из его предшественников. Он приблизился к пифагорейцам в том, что (как ясно из его объяснения души) он рассматривал число как обусловливающий принцип сознания, а следовательно, и знания; Однако он счел необходимым дополнить то, чего не хватало в пифагорейском предположении, более точным определением, заимствованным у Платона, что это лишь постольку, поскольку число примиряет оппозицию между одним и тем же и другим и возводит себя до самого себя. движение, что это душа. Мы находим аналогичную попытку дополнения доктрины Платона в предположении Ксенократа о неделимости линий. В них он думал, что открыл то, что, согласно Платону, знает только Бог и тот, кого любит он среди людей, а именно элементы или принципы платоновских треугольников. Похоже, он описал их как первые, оригинальные линии и в аналогичном смысле говорил об исходных простых фигурах и телах, убежденный, что принципы существующего следует искать не в материале, а не в делимом, которое достигает состояние явления, но просто в идеальной определенности формы. В соответствии с этим он вполне мог рассматривать эту точку зрения как чисто субъективно допустимую предпосылку, и отрывок Аристотеля, относящийся к этому предположению, возможно, следует отнести к нему.

Этика

Информация о его Этике скудна. Он пытался дополнить доктрину Платона в различных местах и ​​в то же время придать ей более прямое применение в жизни. Он отличал хорошее и плохое от того, что не является ни хорошим, ни плохим. Следуя идеям своих академических предшественников, он рассматривал хорошее как то, к чему следует стремиться само по себе, т. Е. То, что само по себе имеет ценность, в то время как плохое является противоположностью этого. Следовательно, то, что не является ни хорошим, ни плохим, - это то, к чему само по себе не следует ни стремиться, ни избегать, но извлекает ценность или противоположное в зависимости от того, что служит средством для того, что хорошо или плохо, или, скорее, используется нами. для этой цели.

Ксенократ, изображенный как средневековый ученый в Нюрнбергских хрониках

, однако, Ксенократ (а вместе с ним Спевсипп и другие философы старой Академии) не признали бы, что эти промежуточные вещи, такие как здоровье, красота, слава, удача удача и т. Д. Были ценны сами по себе, он не признавал, что они были абсолютно бесполезны или безразличны. Следовательно, поскольку то, что принадлежит промежуточной области, приспособлено вызывать или препятствовать добру, Ксенократ, по-видимому, обозначил это как добро или зло, вероятно, с той оговоркой, что при неправильном использовании добро может стать злом, и порок и наоборот, что по добродетели зло может стать добром.

Тем не менее он утверждал, что добродетель сама по себе ценна, и что ценность всего остального является условной. Согласно этому, счастье должно совпадать с сознанием добродетели, хотя его ссылка на отношения в человеческой жизни требует дополнительного условия, что только в наслаждении благами и обстоятельствами, изначально предназначенными для него природой, оно достигает завершение; однако к этим благам чувственное удовлетворение не относится. В этом смысле он, с одной стороны, обозначал (совершенное) счастье как обладание личной добродетелью и приспособленными к ней способностями и, следовательно, считал ее составными элементами, помимо условий и возможностей моральных действий, те движения и отношения, без которых внешние хорошие вещи не могут быть достигнуты, и, с другой стороны, не позволял, чтобы мудрость, понимаемая как наука о первопричинах или постижимой сущности, или как теоретическое понимание, сама по себе была истинной мудростью, к которой должны стремиться люди, и поэтому кажется рассматривать эту человеческую мудрость как одновременно проявленную в исследовании, определении и применении. Насколько решительно он настаивал не только на признании безусловной природы морального совершенства, но и на морали мысли, показывает его заявление, что все сводится к одному и тому же, бросает ли человек тоскующий взгляд или ступает ногой на свойство другие. Его моральная серьезность также выражается в предупреждении о том, что следует беречь уши детей от яда аморальных речей.

Математика

Ксенократ, как известно, написал книгу «О числах» и Теория чисел, помимо книг по геометрии. Плутарх пишет, что Ксенократ однажды попытался найти общее количество слогов, которые могли быть составлены из букв алфавита. Согласно Плутарху, результат Ксенократа был 1002000000000 («мириады - и двадцать раз мириады-мириады»). Возможно, это первый случай попытки комбинаторной задачи, связанной с перестановками. Ксенократ также поддерживал идею «неделимых линий» (и величин), чтобы противостоять парадоксу Зенона.

См. Также
Примечания
Ссылки
  • Доранди, Тициано (1999). «Глава 2: Хронология». В Альгре, Кеймпе; и другие. (ред.). Кембриджская история эллинистической философии. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 50. ISBN 9780521250283. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Джексон, Генри (1911). «Ксенократ». In Chisholm, Hugh (ed.). Encyclopædia Britannica. 28(11-е изд.). Cambridge University Press. Pp. 883–884. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Wikisource-logo.svg Лаэртиус, Диоген (1925). «Академики: Ксенократ». Жизни выдающихся философов. 1: 4 . Переведено Автор: Хикс, Роберт Дрю (двухтомное изд.). Классическая библиотека Леба. Цитата имеет пустой неизвестный параметр: | 1 =() CS1 maint: ref = harv (ссылка )
  • Хабихт, Кристиан (1988). «Эллинистические Афины и ее философы». Лекция Дэвида Мэги, Программа Принстонского университета по истории, археологии и религиям древнего мира. 14. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Плутарх (1902). «Phoc § 29.6». Academicorumphilusphorum index Herculanensis. Apud Weidmannos. P. 42. CS1 maint: ref = harv (ссылка )
    • Whitehead (1981). "Xenocrates the Met IC". Рейнский музей. 124 : 238–241. CS1 maint: ref = harv (ссылка )

Атрибуция

Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Ксенократом.
Последняя правка сделана 2021-06-22 07:23:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте