Пьер Гассенди | |
---|---|
Пьер Гассенди. после Луи- Эдуард Риуль. | |
Родился | (1592-01-22) 22 января 1592. Шамптерсье, Прованс |
Умер | 24 октября 1655 (1655 -10-24) (63 года). Париж |
Образование | Университет Экс-ан-Прованса. Университет Авиньона (DD, 1614) |
Эпоха | Философия 17 века |
Регион | Западная философия |
Школа | |
Учреждения | Университет Экс-ан-Прованса. Королевский колледж |
Основные интересы | Философская логика, физика, этика |
Известные идеи | Calor vitalis (жизненное тепло) |
Влияния | |
Влияния | |
Пьер Гассенди (французский: ; также Пьер Гассенд, Петрус Гассенди; 22 января 1592 - 24 октября 1655) был французским философом, католическим священником, астрономом и математиком. Хотя он занимал церковный пост на юго-востоке Франции, он также много времени проводил в Париже, где был лидером группы свободомыслящих интеллектуалов. Он также был активным наблюдателем ученым, опубликовав первые данные о прохождении Меркурия в 1631 году. Лунный кратер Гассенди назван в его честь.
Он написал множество философских работ, и некоторые из разработанных им позиций считаются важными, находя путь между скептицизмом и догматизмом. Ричард Попкин указывает на то, что Гассенди был одним из первых мыслителей, сформулировавших современное «научное мировоззрение», умеренное скептицизм и эмпиризм. Он спорил со своим современником Декартом по поводу возможности определенного знания. Его самый известный интеллектуальный проект попытался примирить эпикурейский атомизм с христианством.
Гассенди родился в Champtercier, около Динь, в Франции Антуану Гассену и Франсуазе Фабри. Его самое раннее образование было поручено его дяде по материнской линии, Томасу Фабри, кюре церкви Шамптерсье. Вундеркинд, в очень раннем возрасте он проявил академический потенциал и посетил колледж (городскую среднюю школу) в Дине, где проявил особые способности к языкам и математике. В 1609 году он поступил в Университет Экс-ан-Прованса, чтобы изучать философию у Филибера Фезай, О. Карма. в Королевском колледже Бурбона (факультет искусств Университета Экс). В 1612 году колледж Диня пригласил его читать лекции по теологии. Находясь в Дине, он отправился в Сенес, где получил незначительные приказы от епископа Жака Мартина. В 1614 году он получил степень доктора богословия в Университете Авиньона и был избран теологом в капитул собора Диня. 1 августа 1617 года он получил священный сан от епископа Марселя Жака Турричеллы. В том же году, в возрасте 24 лет, он принял кафедру философии в университете Экс-ан-Прованса и уступил кафедру богословия своему старому учителю Фезайе. Гассенди, кажется, постепенно отошел от богословия. Однако он сохранил свою позицию каноника богословия в Дине, и в сентябре 1619 года, когда епископ Рафаэль де Болонь стал владеть епархией Динь, Гассенди принял участие и выступил с речью от имени капитула.
Он читал лекцию в основном на аристотелевской философии, в максимально возможной степени соответствуя традиционным методам, в то время как он также с интересом следил за открытиями Галилея и Кеплера. Он вошел в контакт с астрономом Жозефом Готье де ла Валлеттом (1564–1647), Великим викарием архиепископства Экс.
В 1623 году Общество Иисуса захватило Университет Экс. Они заполнили все должности иезуитами, поэтому Гассенди пришлось искать другое учреждение. Он уехал, вернувшись в Динь 10 февраля 1623 года, а затем вернулся в Экс, чтобы засвидетельствовать лунное затмение 14 апреля и присутствие Марса в Стрельце 7 июня, из которого он снова вернулся в Динь. Он поехал в Гренобль от имени капитула Диня для судебного иска, очень неохотно, так как работал над своим проектом по парадоксу Аристотеля. В 1624 году он напечатал первую часть своих парадоксальных упражнений Аристотелеоса. Фрагмент второй книги позже был напечатан в Гааге (1659 г.), но Гассенди так и не составил оставшиеся пять, очевидно считая, что Discussiones Peripateticae Франческо Патрицци оставляют мало возможностей для ему.
Он провел некоторое время со своим покровителем Николя Пейреском. После 1628 года Гассенди путешествовал по Фландрии и Голландии, где он встретил Исаака Бекмана и. Он вернулся во Францию в 1631 году. В 1634 году капитул собора Динь почувствовал отвращение к расточительству ректора Блеза Оссе, и они проголосовали за его замену. Они получили постановление парламента Экс, датированное 19 декабря 1334 года, которое дает согласие на его смещение и на избрание Пьера Гассенди ректором капитула собора. Официально Гассенди был назначен 24 декабря 1634 года. Он занимал должность Провоста до своей смерти в 1655 году.
В это время он написал несколько работ по настоянию Марина Мерсенна. Они включали его исследование мистической философии Роберта Фладда, эссе о parhelia и некоторые наблюдения о транзите Меркурия.
В 1640 году Мерсенн помолвлен его в споре с Рене Декартом. Его возражения против основных положений Декарта появились в печати в 1641 году; они появляются как Пятый набор возражений в произведениях Декарта. Хотя Декарту часто приписывают открытие проблемы разума и тела, Гассенди, реагируя на дуализм разума и тела Декарта, был первым, кто это сформулировал. Тенденция Гассенди к эмпирической школе спекуляций здесь проявляется более ярко, чем в любых других его трудах. Жан-Батист Морен напал на его De motu impressiono a motore translato (1642). В 1643 году Мерсенн также пытался заручиться поддержкой немецких социнианцев и защитников религиозной терпимости Марчин Руар. Руар подробно ответил, что он уже читал Гассенди, но выступает за то, чтобы оставить науку науке, а не церкви.
В 1645 году он принял кафедру математики в Collège Royal в Париже., и несколько лет читал лекции с большим успехом. Помимо спорных работ по физическим вопросам, в этот период появились первые работы, за которые его помнят историки философии. В 1647 году он опубликовал хорошо принятый трактат De vita, moribus, et doctrina Epicuri libri octo. Двумя годами позже появился его комментарий к десятой книге Диогена Лаэртия. В том же году он опубликовал более важный комментарий Syntagmaphilusphiae Epicuri.
В 1648 году плохое здоровье вынудило его отказаться от лекций в Королевском колледже. Примерно в это же время он примирился с Декартом после долгих лет холодности благодаря добрым услугам Сезара д'Эстре.
Он путешествовал по югу Франции в компании его протеже, помощник и секретарь Франсуа Бернье, еще один ученик из Парижа. Он провел почти два года в Тулоне, где климат подходил ему. В 1653 году он вернулся в Париж и возобновил свою литературную деятельность, живя в доме Монмор, опубликовав в том году жизнеописания Коперника и Тихо Браге. Однако болезнь, от которой он страдал, - легочная жалоба - прочно удержала его. Его сила постепенно угасала, и он умер в Париже в 1655 году. Бронзовая статуя его (работы Джозефа Рамуса) была установлена по подписке в Дине в 1852 году.
Как часть его продвигая эмпирические методы и свои анти- аристотелевские и анти- картезианские взгляды, он был ответственен за ряд научных «первых»:
Кроме того, до этого он работал над определением долготы по лунным затмениям и над улучшением Таблиц Рудольфина. Он обратился к проблеме свободного падения в De motu (1642) и De ratioe qua gravia Decisionntia Accelerantur (1646).
Эдвард Гиббон назвал его «Le meilleur philosophe des littérateurs, et le meilleur littérateur des philosophes» (величайший философ среди литераторов и величайший литератор среди философов).
Анри Луи Абер де Монмор в 1658 году опубликовал собрание сочинений Гассенди, в первую очередь «Syntagma Философская» (Opera, I. и II) (6 томов, Лион). опубликовал еще одно издание, также в 6 томах фолио, в 1727 году. Первые два составляют целиком его Syntagmaphilusphicum; третья содержит его критические работы на Эпикура, Аристотеля, Декарта, Роберта Фладда и Герберта Черберийского, с некоторыми эпизодическими материалами по определенным проблемам физики ; четвертый, его Institutio astronomica и его Commentarii de rebus celestibus; пятый, его комментарий к десятой книге Диогена Лаэрция, биографии Эпикура, Николаса-Клода Фабри де Пейреска, Тихо Браге, Николая Коперник, Георг фон Пейербах и Региомонтан, с некоторыми трактатами о ценности древних денег, римском календаре и теории музыка с добавленным большим и многословным произведением под названием Notitia ecclesiae Diniensis; шестой том содержит его переписку. Жизни, особенно Коперника, Тихо и Пейреска, получили много похвал.
Упражнения вызвали большое внимание, хотя в них мало или ничего, кроме того, что другие уже выдвинули против Аристотеля. Первая книга ясно и с большой энергией излагает пагубные последствия слепого принятия аристотелевской дикты для физических и философских исследований; но, как это происходит со многими антиаристотелевскими работами этого периода, возражения показывают обычное незнание собственных сочинений Аристотеля. Вторая книга, которая содержит обзор диалектики или логики Аристотеля, повсюду отражает рамизм тоном и методом. Одно из возражений Декарта стало известным благодаря его заявлению Декарта в приложении возражений к «Размышлениям».
Его книга Animadversiones, опубликованная в 1649 году, содержит перевод Diogenes Laërtius, Книга X о Эпикуре, и появилась с комментарием в форме Синтагмы философии Эпикури. Его труды над Эпикуром имеют историческое значение, но его критиковали за то, что он придерживался доктрин, предположительно несовместимых с его сильным выражением эмпиризма.
В книге он поддерживает свою максиму «что в интеллекте нет ничего, что не было бы в чувствах» (nihil est in intellectu quod non prius fuerit in sensu), но он утверждает, что способность к воображению (phantasia ) - это аналог смысла, потому что он включает в себя материальные образы и, следовательно, по своей сути материален, и что он по существу одинаков как у людей, так и у животных. Однако он также признает, что классический определитель человечества, интеллект, который он утверждает как нематериальный и бессмертный, приходит к пониманию понятий и истин, которых невозможно достичь никаким усилием ощущения или воображения (соч. II). 383). Он показывает способность формировать «общие понятия»; концепция универсальности (ib. 384), в которой, по его словам, животные никогда не могут участвовать, хотя они используют фантазию так же верно, как и люди; понятие Бога, которого, по его словам, мы можем представить как телесный, но понимать как бестелесное; и, наконец, рефлекс, с помощью которого ум делает явления и операции внутри него объектами своего внимания.
Английский эпикурейец Уолтер Чарлтон выпустил английскую бесплатную адаптацию этой книги, Physiologia Epicuro-Gassendo-Charletonia, в 1654 году.
Синтагма философский подразделяется, в соответствии с обычной модой эпикурейцев, на логику (которая, как у Гассенди, так и у Эпикура, действительно канонична), физика и этика.
Логика содержит очерк истории науки De origine et varietate logicae и разделена на теорию правильного восприятия (Bene Imminari), теорию правильного суждения (Bene proponere), теорию правильного вывода ( Bene colligere), теория правильного метода (Bene ordinare). Первая часть содержит специально эмпирические позиции, которые Гассенди впоследствии игнорирует или не учитывает. Чувства, единственный источник знания, якобы дают нам непосредственное познание отдельных вещей; фантазия (которую Гассенди считает материальной по своей природе) воспроизводит эти идеи; понимание сравнивает эти идеи, каждую частную, и формирует общие идеи. Тем не менее он допускает, что чувства дают знание - не о вещах, а только о качествах, и что мы приходим к идее о предмете или субстанции с помощью индуктивного мышления. Он считает, что истинный метод исследования - это аналитический, восходящий от низших понятий к высшим; тем не менее он видит и допускает, что индуктивное рассуждение, задуманное Фрэнсисом Бэконом, основывается на общем утверждении, которое само по себе не доказывается индукцией. Вся доктрина суждения, силлогизма и метода смешивает аристотелевские и рамистские понятия.
Во второй части синтагмы, физике, появляется самое вопиющее противоречие между фундаментальными принципами Гассенди. Одобряя эпикурейскую физику, он отвергает эпикурейское отрицание Бога и. Он приводит различные доказательства существования нематериального, бесконечного, верховного Существа, утверждает, что это Существо является автором видимой вселенной, и решительно защищает доктрину предвидения и особого провидения Бога. В то же время он придерживается, в противоположность эпикурейству, доктрины нематериальной рациональной души, наделенной бессмертием и способной к свободному определению. Фридрих Альберт Ланге утверждал, что вся эта часть системы Гассенди не содержит ничего из его собственных мнений, а введена исключительно из соображений самообороны.
Позитивное описание атомизма имеет много привлекательного, но гипотеза calor vitalis (жизненного тепла), разновидность anima mundi (мир-душа), которую он вводит как физическое объяснение физических явлений, похоже, не проливает большого света на особые проблемы, для решения которых он призывает ее. И его теория веса, существенного для атомов, поскольку возникает из-за внутренней силы, побуждающей их двигаться, никоим образом не согласуется с его общей доктриной механических причин.
В третьей части этики, помимо обсуждения свободы, которая в целом неопределенна, есть немного, кроме более мягкого изложения морального кодекса эпикурейцев. Конечным концом жизни является счастье, а счастье - гармония души и тела (tranquillitas animi et индолентия корпорис). Возможно, думает Гассенди, совершенное счастье недостижимо в этой жизни, но может быть в жизни грядущей.
Согласно Габриэлю Даниэлю, Гассенди был немного пирронианцем в вопросах науки; но это было неплохо. Он писал против магического анимизма Роберта Фладда и судебной астрологии. Он стал недоволен перипатетической системой, ортодоксальным подходом к натурфилософии, основанным на трудах Аристотеля. Гассенди разделял эмпирические тенденции своего времени. Он участвовал в возражениях против аристотелевской философии, но ждал, чтобы опубликовать свои собственные мысли.
Остается спорным вопрос о том, в какой степени Гассенди был приверженцем так называемого libertinage érudit, ученого свободомыслящего, которое характеризовало Тетрейд, парижский круг, к которому он принадлежал, вместе с Габриэлем Науде и двумя другими (Эли Диодати и Франсуа де Ла Мот Ле Вайер ). Гассенди, по крайней мере, принадлежал к фидеистическому крылу скептиков, утверждая, что отсутствие определенных знаний подразумевает место для веры.
В своем споре с Декартом он, очевидно, считал, что свидетельство чувств остается единственным убедительным свидетельством; тем не менее, он утверждает, что естественно из его математической подготовки, что доказательства разума абсолютно удовлетворительны.
Самуэль Сорбьер, ученик, рассказывает о жизни Гассенди в первом собрании сочинений Ви де Гассенди (1737; 2-е изд., 1770); как и Жан Филибер Дамирон, Mémoire sur Gassendi (1839). Краткое изложение его философии дал его друг, знаменитый путешественник Франсуа Бернье («Abrégé de la Философия де Гассенди», 8 томов, 1678; 2 изд., 7 томов, 1684).