François de La Mothe Le Vayer (Французский:, август 1588 г. - 9 мая 1 672), был французским писателем, который, как известно, использовал псевдоним Орозиус Туберо . Он был принят в Французскую академию в 1639 году и был наставником Людовика XIV.
Ле Вайер родился и умер в Париже, член благородной семьи штата Мэн. Его отец был сторонником парламента Парижа и автором любопытного трактата о функциях послов, озаглавленного Legatus, seu De legatorum Privilegiis, officio et munere libellus (1579) и проиллюстрированного в основном из древней истории. Франсуа сменил своего отца на парламенте, но оставил свой пост около 1647 года и посвятил себя путешествиям и беллетристике.
Его Considérations sur l'éloquence française (1638) обеспечили ему допуск Французской академии и его De l'instruction de Mgr. ле Дофен (1640) привлек внимание Ришелье. В 1649 Анна Австрийская доверила ему воспитание своего второго сына, а затем и завершение Людовика XIV образования, которым очень пренебрегали. Результатом его педагогических трудов стала серия книг, включающая «Географию», «Реторику», «Мораль», «Экономику», «Политику», «Логику» и «Физика князя» (1651–1658). Король наградил своего наставника, назначив его историографом Франции и государственным советником. La Mothe Le Vayer унаследовал библиотеку Мари де Гурне, которая сама была передана от Мишеля де Монтеня.
Скромный, скептический, а иногда и непристойный в своих латинских пьесах и стихах, он заставил себя персоной грата при французском дворе, где либертинизм в идеях и морали приветствовался с восторгом. Помимо своих просветительских работ, он написал «Jugement sur les anciens et Principaux Historiens grecs et latins» (1646); трактат под названием Du peu de Certitude qu'il y a en histoire (1668 г.), который в определенном смысле знаменует начало исторической критики во Франции; и скептические «Диалоги», опубликованные посмертно под псевдонимом Оразиус Туберо. Неполное издание его произведений было опубликовано в Дрездене в 1756–1759 годах. Он сыграл важную роль в популяризации Скептицизма и Секста Эмпирика, в частности, которого он называл «божественным Секстом» (почти богохульство в католической Франции во времена Короля-Солнца, которое стоило ему
Мольер был его близким другом, и ходят слухи, что большая часть иконоборческой сатиры его пьес была вдохновлена эрудитом и дикой (если тщательно скрывать) критикой религиозного лицемерия Ле Вайера - как и выраженный во второй версии своего шедевра Тартюф (1667), который (по словам Роберта Макбрайда) Ла Мот Ле Вайер защищал в едком и анонимном Lettre sur la comédie de l'Imposteur (1667) против религиозных при дворе Людовика XIV. Мишель Фуко использовал эту работу в качестве важного материала в своем знаменитом эссе «Правительственность."
Недавнее издание избранных критических трактатов: