Франсуа Бернье

редактировать
Франсуа Бернье
BernierVoyageMogol.jpg Издание Voyages dans les États du Grand Mogol 1830 года
Гравюра из Voyage de François Bernier, Paul Maret, 1710.

Франсуа Бернье (25 сентября 1620 - 22 сентября 1688) был французским врачом и путешественником. Он родился в Жуэ-Этиу в Анжу. Некоторое время он был личным врачом принца Великих Моголов Дара Шико (28 октября 1615 - 30 августа 1659), старшего сына императора Великих Моголов Шаха Джахана, а затем Казнь Дара Шико была присуждена двору императора Великих Моголов Аурангзеба (14 октября 1618 - 20 февраля 1707) в течение примерно 12 лет во время его пребывания в Индии.

Его публикация 1684 года «Nouvelle Division de la terre par les différentes espèces ou races qui l'habitent» («Новое разделение Земли различными видами или« расами »человека, населяющими ее») считается первая опубликованная после классической классификации людей на отдельные расы. Он также написал «Путешествие в Империю Великих Моголов», в котором в основном рассказывается о временах правления Дара Шикоха и Аурангзеба. Он основан на его собственных обширных поездках и наблюдениях, а также на информации от выдающихся придворных Моголов, которые были свидетелями событий из первых рук.

Бернье сократил и перевел философские труды своего друга Пьера Гассенди с латыни на французский. Первые издания «Abregé de la Philosophie de Gassendi» Бернье были опубликованы в Париже в 1674 году семьей Ланглуа и в 1675 году Эстьеном Мишалле. Полное издание в восьми томах было опубликовано Аниссоном и Посуэлем в Лионе в 1678 году; Аниссон и Посуэль вместе с Риго опубликовали второе издание в семи томах в 1684 году. Бернье объективно и верно передал идеи Гассенди в своем Abregé, без редакционных вставок или изобретений. Однако Бернье по-прежнему не устраивали некоторые из представлений Гассенди: в 1682 году Эстьен Мишалле снова стал его издателем, выпустив свой «Doutes de Mr. Bernier sur quelques-uns des Principaux Chapitres de son Abregé de la Philosophie de Gassendi».

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Очерк разделения человечества на «расы»
  • 3 Текстиль
  • 4 Данишманд Хан
  • 5 Работ
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки
  • 9 Внешние ссылки

Жизнь

Источник : Это описание жизни Франсуа Бернье взято из французского введения Франсу Бхаттачарьи к изданию Voyage dans les Etats du Grand Mogol (Париж : Файард, 1981).

Сын фермера, Франсуа Бернье, в очень раннем возрасте остался сиротой, и о нем заботился его дядя, кюре де Шанзо. В возрасте 15 лет он переехал в Париж, чтобы учиться в Коллеж де Клермон (будущий Lycée Louis-le-Grand ), где его пригласили остаться в доме своего младшего друга Шапеля, естественного человека. сын Люильера, который был советником парламента в Меце. Здесь Бернье, скорее всего, встретил Сирано де Бержерака и Мольера, и, конечно же, философа Пьера Гассенди (1592–1655), помощником и секретарем которого он стал. Он развил вкус к путешествиям (1647) в компании господина д'Арпажона, французского посла в Польше и Германии.

В 1652 году во время длительного пребывания у Гассенди на юге Франции ему удалось стать врачом благодаря скоростному курсу в знаменитом Faculté de Монпелье : интенсив трехмесячный курс давал медицинскую степень, если человек не практиковал на территории Франции.

Освобожденный от связей с Францией смертью Гассенди в 1655 году, он отправился в свое двенадцатилетнее путешествие на Восток, в возрасте 36 лет: Палестина, Египет, один год в Каире, Аравия, и попытка проникнуть в Эфиопию, которая была сорвана гражданской войной внутри страны. В 1658 году он высадился в Сурат в Индии, в штате Гуджарат. Прикрепленный сначала и на короткое время к свите Дара Шико - историю падения которого он должен был записать - он был назначен врачом при дворе Аурангзеба, последний из великих Моголов императоров.

Инспекционная поездка Аурангзеба (1664–1665) дала Бернье возможность описать Кашмир, первого и долгое время единственного европейца, сделавшего это. В: "Voyages de F. Bernier (angevin) contenant la description des Etats du Grand Mogol, de l'Indoustan, du royaume de Kachemire" (изд. Давида-Поля Маре, Амстердам, 1699). Впоследствии он посетил другую крайность империи в Бенгалии. Европейское медицинское образование высоко ценилось среди Моголов и давало ему доступ ко всем слоям двора, даже в случаях, когда это требовалось с медицинской точки зрения, в гарем Императора.

После своего возвращения из Кашмира он путешествовал самостоятельно, встречаясь с Жан-Батистом Тавернье в Бенгалии и - во время подготовки к путешествию в Персию в Сурате - с Жаном Шарден, еще один великий путешественник по Востоку (1666 г.).

Он снова вернулся в Сурат (1668 г.), чтобы написать мемуары об индийской торговле для Жан-Батиста Кольбера (который недавно основал La Compagnie des Indes Orientales). В 1669 году Бернье уехал из Индии в Париж, чтобы остаться.

В 1671 году его чуть не посадили в тюрьму за то, что он писал в защиту идей Рене Декарта, против которого был вынесен судебный арест - подвиг, за которым он последовал с "Abrégé de la Philosophie de Гассенди », также не подлежавший официальному утверждению (1674 г.).

Между тем он был любимым гостем в некоторых крупных литературных салонах, например, у Маргариты де ла Саблиер, которая познакомила его с Жаном де Лафонтеном ; или Нинон де Ленкло. (Его широко обсуждаемое эссе 1684 года о «расах», «Новое разделение Земли» - вторая половина которого посвящена женской красоте - можно читать на этом фоне.)

В 1685 году Бернье посетил Лондон, где он встретился с некоторыми известными изгнанниками из Франции: Гортензией Манчини, герцогиней де Мазарини, племянницей грозного кардинала ; Сен-Эвремон ; другие. Он вернулся в Париж через Нидерланды, где, вероятно, посетил своего философского корреспондента Пьер Бейль.

Бернье умер в 1688 году в Париже, в год публикации его «Lettre sur le quiétisme des Индес ».

Прежде всего среди его корреспондентов, пока он был в Индии, были Жан Чапелэн, который отправлял ему ящики с книгами, Мелхиседек Тевено и Франсуа де ла Мот Ле Вайер. Из переписки Чапелена мы знаем о связи со старшим Петисом де ла Круа, чей сын Франсуа Петис де ла Круа был отправлен на языковые курсы в Персию через два года после возвращения Бернье из Индии.

Эссе о разделении человечества на «расы»

В 1684 году Бернье опубликовал краткое эссе, в котором человечество разделено на так называемые «расы» с выделением людей, в особенности женщин, по цвету кожи и некоторым другим параметрам. физические черты. Статья была анонимно опубликована в Journal des sçavans, самом раннем академическом журнале, издаваемом в Европе, под названием «Новое разделение Земли различными видами или« расами »человека, населяющими ее». В эссе он выделил четыре разные расы: 1) Первая раса включала население из Европы, Северной Африки, Ближнего Востока, Индии, Юго-Восточной Азии и Америки. 2) Вторая раса состояла из африканцев к югу от Сахары, 3) третья раса состояла из выходцев из восточной и северо-восточной Азии и 4) четвертая раса была народом саами. Акцент на различных видах женской красоты можно объяснить тем, что эссе было продуктом французской салонной культуры. Бернье подчеркнул, что его классификация нововведений основана на его личном опыте путешественника в разных частях света. Бернье предложил различать существенные генетические различия и случайные, зависящие от факторов окружающей среды. Он также предположил, что последний критерий может иметь значение для различения подтипов. Его биологическая классификация расовых типов никогда не стремилась выйти за рамки физических черт, и он также признал роль климата и диеты в объяснении степени человеческого разнообразия. Бернье был первым, кто расширил понятие «вид человека», чтобы классифицировать в расовом отношении все человечество, но он не установил культурную иерархию между так называемыми «расами», которую он задумал. С другой стороны, он четко поставил белых европейцев как норму, от которой отклонялись другие «расы». Качества, которые он приписывал каждой расе, не были строго европоцентричными, потому что он считал, что народы умеренного климата Европы, Америки и Индии, очень разные в культурном отношении, принадлежат примерно к одной и той же расовой группе, и объяснил различия между цивилизациями Индии его основная область знаний) и Европы через климат и институциональную историю. Напротив, он подчеркивал биологическое различие между европейцами и африканцами и очень негативно отзывался о саамах (саамах) с самым холодным климатом Северной Европы и об африканцах, живущих на мысе Доброй Надежды. Он написал, например, «Лаппоны составляют 4-ю расу. Это маленькая и короткая раса с толстыми ногами, широкими плечами, короткой шеей и лицом, которое я не знаю, как описать, за исключением того, что оно длинное, действительно ужасны и напоминают морду медведя. Я видел их только дважды в Данциге, но, судя по портретам, которые я видел, и тому, что я слышал от многих людей, они уродливые животные ». Значение Бернье для возникновения того, что Жоан-Пау Рубиес называет «современным расовым дискурсом», обсуждалось, причем Зип Стурман назвал его началом современной расовой мысли, в то время как Жоан-Пау Рубиес считает, что это менее важно, если Бернье полностью взглянул на него. человечности.

Текстиль

Одной из вещей, которую недавно прибывший врач Франсуа Бернье заметил в столице Аурангзеба, была вышитая одежда О подданных Императора Великих Моголов он пишет в своих Путешествиях по Империи Моголов: «Во многих местах можно увидеть большие залы, называемые Карканахами, или мастерскими для ремесленников. В одном зале заняты вышивальщицы под надзором мастера.. " Он продолжил: «Производство шелка, тонкой парчи и других тонких муслина, из которых делают тюрбаны, пояса из золотых цветов и панталоны. носили женщины Моголов, настолько тонкие, что изнашивались за одну ночь, «были одним из самых дорогих видов одежды в мире» или даже больше, когда вышивали тонким рукоделием ».

Дания Хан

В Индии Берньер попал под защиту Данешманд-хана (мулла Шафиа'и, уроженец Йезда ), важного чиновника при дворе Аурангзеба. Мулла Шафиаи был государственным секретарем по иностранным делам, гроссмейстером по конному делу, позже казначеем (Мир Бакши) и губернатором Дели (умер в 1670 г.). Бернье и Данешманд, кажется, были в отношениях взаимного уважения, и Бернье всегда называет его «мой ага».

Два отрывка из «Путешествий в Империю Великих Моголов » иллюстрируют последовавший за этим обмен. Важность этой детали можно было полностью оценить только в последние десятилетия 20-го века, после того, как Генри Корбин и Сейед Хоссейн Наср внесли свой вклад в историю исламской философии.

(Комментируя йогическую манеру медитации): «Однако я знаю, что это насилие и способ войти в него - великая тайна клики йогов, как и суфиев. Я говорю тайна, потому что они скрывают это. среди них, и если бы не мой Пандит, и этот Данишманд-Хан знал тайны клики суфиев, я бы не знал столько, сколько знал ».
«(...) не удивляйтесь, если без знания санскрита я расскажу вам много вещей, взятых из книг на этом языке; вы узнаете, что мой Ага Данизманд Хан заплатил за присутствие одного из самых знаменитых пандитов в Индии, которые раньше получали пенсию от Дара Шико, старшего сына Шаха Джахана, и что этот пандит, помимо привлечения в наш круг наиболее образованных ученых, был на моей стороне более трех лет. Когда я устал объяснять своей Аге последние открытия Уильяма Харви и Пеке в анатомии и рассуждать с ним о философии Гассенди и Декарт, который я перевел на персидский (потому что это то, что я делал в течение пяти или шести лет) спорить должен был наш пандит ».

Кандидат на то, чтобы стать «Пандит» Бернье, вероятно, происходил из круга индуистских ученых, таких как Джаганнатха Пандитараджа, который все еще работал при Шахе Джахане, или Кавиндрачарье, который обучал Дара Сикхох санскриту. Аргумент Годе о том, что этим пандитом был никто иной, как сам Кавиндрачарья Сарасвати, получил всеобщее признание. Его интеллектуальным партнером мог быть кто-то вроде Зульфакара Ардистани (умер в 1670 г.), автора Дабистан-и Мазахиб, обзора религиозного разнообразия (евреи, христиане, буддисты, индуисты, мусульмане...). Возможно, его воспитал Мир Абул-Касим Астрабади Финдириски, связавший аспект религиозной терпимости великого проекта персидских переводов, инициированный Акбаром и продолженный его правнуком Дара Шико и школа Исфахана в конце правления Сефевидов ; или, возможно, он получил образование у Хакима Камрана Ширази, которого Мир Финдириски называл «старшим братом», который изучал христианское богословие и Евангелие у португальских священников, ездил в Индию, чтобы изучать санскрит Шастра, жил с йогом Чатрупой в Бенаресе и умер, воспевая освобождение философов, в возрасте 100 лет. Это были ученые, которые знали греческий перипатетические философы (машша'ун, фаласифа - в арабских переводах), а также уважение к Ибн Сине и Шихабуддину Яхья Сухраварди Мактулу (Хикмат аль-Ишрак).

Франс Баттачарья отмечает, что она удалила в своем критическом издании, основанном на издании 1724 года, главу «Lettre à Chapelle sur les atomes» - как не имеющую отношения к контексту.

Работы

См. Также

Примечания

Ссылки

  • Фредерик Тингели (реж.), Un libertin dans l'Inde moghole - Les voyages de François Bernier (1656–1669), Edition intégrale, Chandeigne, Paris, 2008. ISBN 978-2-915540-33-8.
  • Франсуа Бернье, "Voyage dans les Etats du Grand" Mogol », введение de France Bhattacharya (Arthème Fayard ed. Paris, 1981).
  • François Bernier,« A New Division of the Earth », в Journal des sçavans (24 апреля 1684 г.). Перевод Т. Бендифа в "Мемуарах, прочитанных перед лондонским антропологическим обществом", том 1, 1863–64, стр. 360–64.
  • Сайид Атар Аббас Ризви, «Социально-интеллектуальная история Исны Ашари» Шииты в Индии, том II »(Munshiram Manoharlal Publishers Pvt. Ltd.; Ma'rifat Publishing House: Canberra Australia, 1986).
  • Тара Чанд,« Индийская мысль и суфии »(1961), в "Мир суфиев, антология" (Octagon Press ed. London, 1979).
  • Lens, "Les Correspondants de François Bernier pendant son voyage dans l'Inde - Lettres inédits de Chapelain", в Memoires de la Société nationale d'agriculture, Sciences et arts d'Angers (ancienne Académie d'Angers) Том XV, 1872.
  • Николас Дью. Ориентализм во Франции Людовика XIV (Oxford: Oxford University Press, 2009). ISBN 978-0-19-923484-4. С. 131–167.
  • Джайн, Сандхья, и Джайн, Минакши (2011). Индия, которую они увидели: иностранные счета. Нью-Дели: Ocean Books.

Внешние ссылки

Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Франсуа Бернье
Последняя правка сделана 2021-05-21 03:33:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте