Симплиций из Киликии (; Греческий : Σιμπλίκιος ὁ λιξ; c. 490 - ок. 560) был учеником Аммония Гермии и Дамаска и был одним из последних неоплатоников. Он был среди языческих философов, преследуемых Юстинианом в начале VI века, и на время был вынужден искать убежища при персидском дворе, прежде чем ему разрешили обратно в империю. Он много писал о трудах Аристотеля. Хотя все его сочинения - это комментарии к Аристотелю и другим авторам, а не оригинальные сочинения, его умная и потрясающая ученость сделала его последним великим философом языческой древности. В его трудах сохранилось много информации о более ранних философах, которая иначе была бы утеряна.
Симплиций был учеником Аммония Гермии и Дамаска и, следовательно, был одним из последних членов школы неоплатоников. Штаб-квартира школы находилась в Афинах. Он стал центром последних усилий по защите эллинистической религии от посягательств христианства. Имперские указы, принятые в V веке против язычества, давали язычникам юридическую защиту от жестокого обращения с людьми. В 528 году император Юстиниан приказал убрать язычников с государственных постов. У некоторых отняли имущество, некоторых казнили. В приказе указывалось, что если они не обратятся в христианство в течение трех месяцев, они будут изгнаны из Империи. Кроме того, в Афинах было запрещено преподавать философию и юриспруденцию. Вероятно, также было конфисковано имущество школы платоников, которое во времена Прокла оценивалось более чем в 1000 золотых; по крайней мере, Юстиниан лишил врачей и учителей гуманитарных наук провизионных денег, которые были назначены им предыдущими императорами, и конфисковал средства, которые граждане предоставили на зрелища и другие общественные цели.
Семь. философы, среди которых были Симплиций, Евламий, Прискиан и другие, во главе с Дамаском, последним президентом платонической школы в Афинах, решили искать защиты при дворе знаменитого персидского царя Хосроэса, вступившего на престол в 531 году. Но они не оправдали своих надежд. Хосроэ в мирном договоре, заключенном с Юстинианом ок. 533 предусматривал, что философам должно быть разрешено вернуться без риска и выполнять свои обряды, после чего они возвращались. О последующих удачах семи философов мы ничего не узнаем.
Мы мало знаем о том, где жил и учил Симплиций. То, что он не только писал, но и учил, подтверждается обращением к своим слушателям в комментарии к Physica Auscultatio Аристотеля, а также заголовком его комментария к категориям. Он получил свое образование частично в Александрии, у Аммония, частично в Афинах, как ученик Дамаския ; и, вероятно, именно в одном из этих двух городов он впоследствии поселился; ибо, за исключением этих городов и Константинополя, было бы трудно найти город, который обладал бы коллекциями книг, в которых он нуждался, и вряд ли он поехал бы в Константинополь. Что касается его личной истории, особенно его переселения в Персию, в сочинениях Симплиция нельзя найти никаких определенных намеков. Только в конце своего объяснения трактата Эпиктета Симплиций с благодарностью упоминает утешение, которое он нашел под тираническим притеснением в подобных этических размышлениях; что может означать, что оно было составлено во время или сразу после упомянутых преследований.
. Сохранившиеся работы - это его комментарии к трудам Аристотеля de Caelo, Physica Auscultatio и Категории, а также комментарий к Энхиридиону Эпиктета. Есть также комментарий к Аристотелю de Anima под его именем, но он стилистически неполноценен и ему не хватает широты исторической информации, обычно используемой Симплицием. Было высказано предположение, что он был написан Присцианом из Лидии, но другие ученые считают его подлинным.
Комментарий де Каэло был написан до этого в Physica Auscultatio, и, вероятно, не в Александрии, поскольку он упоминает в нем астрономическое наблюдение, сделанное во время его пребывания в этом городе Аммонием. Симплиций написал свой комментарий к Physica Auscultatio после смерти Дамаска и, следовательно, после его возвращения из Персии. Когда это было, когда он писал свои объяснения категорий, до или после описанных в вышеупомянутых трактатах Аристотеля, это невозможно установить. Помимо этих комментариев Симплициуса, которые были сохранены, комментарий де Анима упоминает объяснения к метафизическим книгам и воплощение Physica Теофраста.
Симплициуса, как неоплатоника, стремившегося показать, что Аристотель соглашается с Платоном даже в тех пунктах, которые он оспаривает, так что он может указать путь к их более глубокому, скрытому смыслу. По его мнению, не только Плотин, но также Сирий, Прокл и Аммоний - великие философы, проникшие в глубины мудрости Платона. Многие из наиболее древнегреческих философов он также связывает с платонизмом. Однако он отличается от своих предшественников, которыми он так восхищается, тем, что реже применяет орфический, герметический, халдейский и другие теологумены Восток; отчасти в том, чтобы действовать осторожно и скромно в объяснении и критике отдельных моментов, а также в стремлении извлечь из первоисточников глубокое знание древней греческой философии. Поэтому его комментарии можно рассматривать как самые богатые по содержанию из всех дошедших до нас в отношении Аристотеля. Но для них мы должны остаться без наиболее важных фрагментов писаний элеатов, Эмпедокла, Анаксагора, Диогена Аполлонийского и другие, которых в то время уже было очень мало, а также без многих выдержек из утерянных книг Аристотеля, Теофраста и Евдема : но для них мы вряд ли сможем разгадать учение о Категории, столь важные для системы стоиков. Правда, он сам жалуется, что в его время и школа, и труды последователей Зенона погибли. Но там, где он не может сразу извлечь из первоисточников, он ищет гидов, на которых он может положиться, которые использовали эти источники. Кроме того, мы должны поблагодарить его за такие обильные цитаты из греческих комментариев со времен Андроника Родосского до Аммония и Дамаския, что в отношении категорий и физики очертания истории интерпретация и критика этих книг могут быть составлены. Правильно представляя их важность, Симплиций очень старательно использовал комментарии Александра Афродисийского и Порфирия ; и хотя он достаточно часто борется со взглядами первых, он умел по достоинству ценить свое (в основном) здравое критическое чутье. Он также сохранил для нас сведения о нескольких более древних чтениях, которые теперь частично исчезли из рукописей, не оставив никаких следов, и в парафрастических разделах его интерпретаций дает нам ценный вклад для исправления или уточнения текста Аристотеля.. Не менее ценен вклад в познание древних астрономических систем, за что мы должны поблагодарить его в его комментариях к книгам де Каэло. Мы даже находим в его трудах некоторые следы склонности к наблюдению за природой.
Несмотря на отвращение к христианству, он воздерживается от нападок на христианские доктрины, даже когда он открыто борется с работами своего современника., Иоанн Филопон, направленный против аристотелевского учения о вечности Вселенной. В Этике он, кажется, отказался от мистической пантеистической теории очищения неоплатоников и нашел полное удовлетворение в этической системе поздних стоиков, как бы мало он ни относился к их логическим и физическим доктринам.
Хотя некоторые источники приписывают Симплициусу создание фразы πάντα ῥεῖ (panta rhei), означающей «все течет / находится в постоянном движении», чтобы охарактеризовать концепцию в философии Гераклита основная формулировка «все меняется» и ее вариации в контекстах, где упоминается мысль Гераклита, была актуальна как в трудах Платона, так и в трудах Аристотеля.