Теано из Кротоне (; Греческий : Θεανώ; эт. 6 век до н.э.) - это имя, данное, возможно, двум пифагорейским философам. Ее называли ученицей, дочерью или женой Пифагора, хотя другие сделали ее женой Бронтина. Ее место рождения и личность ее отца также неизвестны, что заставляет некоторых авторов предполагать, что было несколько человек, чьи данные были объединены (их иногда называют Theano I и Theano II). Сохранилось несколько приписываемых ей фрагментов и писем, авторство которых неизвестно.
Мало что известно о жизни Теано, и древние источники перепутаны. Согласно одной традиции, она происходила из Крита и была дочерью, но другие говорили, что она происходила из Кротона и была дочерью Бронтина. Многие говорили, что она была женой Пифагора, хотя другая традиция сделала ее женой Бронтина. Ямвлих, пытаясь разрешить путаницу, называет Дейно жена Бронтина.
Среди детей, которых по-разному приписывают Пифагору и Феано, были три дочери, Дамон, Мия и Ариньоте, а также сын, Telauges. Suda пишет, что ее детьми от Пифагора были Telauges, Mnesarkhos, Myia и Arignote.
Письма, приписываемые Theano, были : Пифагорейские апофтегмы, женский совет, о добродетели, о благочестии, о Пифагоре, философских комментариях и письмах. Ни одно из этих сочинений не сохранилось, за исключением нескольких фрагментов и писем с неопределенным авторством. Были предприняты попытки отнести некоторые из этих фрагментов и букв к первоначальному Теано (Теано I ), а некоторые - к более позднему Теано (Теано II ), но вполне вероятно, что они все псевдонимы беллетристики более поздних авторов, которые пытаются применить пифагорейскую философию к жизни женщины. Сохранившийся фрагмент «О благочестии» касается пифагорейской аналогии между числами и объектами; различные сохранившиеся письма касаются домашних забот: как женщина должна воспитывать детей, как она должна обращаться с слугами и как она должна вести себя добродетельно по отношению к своему мужу.
Согласно Теслеффу, Стобаю и Хирену, Теано писал в «О благочестии»:
Я узнал, что многие греки верят, что Пифагор сказал, что все вещи порождены числами. Само утверждение представляет собой трудность: как можно представить себе, что несуществующие вещи могут порождать? Но он не сказал, что все происходит из числа; скорее, в соответствии с числом - на том основании, что порядок в первичном смысле определяется числом, и именно по участию в порядке первый, второй и остальные последовательно назначаются предметам, которые учитываются.
Хотя некоторые источники утверждали, что Теано писал либо о доктрине золотой середины в философии, либо о золотом сечении в математике, с тех пор нет доказательств, подтверждающих это утверждение.
В Викицитатнике есть цитаты, связанные с: Теано (философ) |