Александр Афродисийский (греч. : Ἀλέξανδρος ὁ φροδισιεύς; эт. 200 г. н.э.) был перипатетиком философ и самый знаменитый из древнегреческих комментаторов сочинений Аристотеля. Он был уроженцем Афродисиаса в Карии, жил и преподавал в Афинах в начале III века, где занимал должность главы Перипатетическая школа. Он написал много комментариев к работам Аристотеля, сохранились комментарии к Prior Analytics, Topics, Meteorology, Sense и Сенсибилия, и Метафизика. Несколько оригинальных трактатов также сохранились и включают работу «О судьбе», в которой он выступает против стоической доктрины необходимости; и один «О душе». Его комментарии к Аристотелю считались настолько полезными, что его называли «комментатором» (ὁ ἐξηγητής).
Александр был уроженцем Афродисиаса в Карии (настоящее время - день Турция ) и пришла в Афины ближе к концу II века. Он был учеником двух стоиков или, возможно, перипатетиков, философов Сосигена и Гермина и, возможно, Аристотеля. Митилини. В Афинах он стал главой перипатетической школы и читал лекции по перипатетической философии. Посвящение Александром книги «О судьбе» Септимию Северу и Каракалле в благодарность за его положение в Афинах указывает на дату между 198 и 209 годами. Недавно опубликованная надпись Афродисия подтверждает, что он был главой. одной из школ в Афинах и дает свое полное имя Тит Аврелий Александр. Его полная номенклатура показывает, что его дед или другой предок, вероятно, получил римское гражданство от императора Антонина Пия, будучи проконсулом Азии. Надпись посвящена его отцу, также называемому Александром, а также философу. Этот факт делает правдоподобным то, что некоторые из подозрительных работ, которые составляют часть корпуса Александра, должны быть приписаны его отцу.
Александр составил несколько комментариев к произведениям Аристотеля, в которых он пытался избежать синкретическая тенденция и к восстановлению чистых доктрин Аристотеля. Его дошедшие до нас комментарии относятся к Prior Analytics (Книга 1), Topics, Meteorology, Sense and Sensibilia и Metaphysics (Книги 1-5). Комментарий к софистическим опровержениям считается ложным, как и комментарий к последним девяти книгам Метафизики. Утраченные комментарии включают работы по De Interpretatione, Posterior Analytics, Physics, On the Heavens, On Generation and Corruption., О душе и Памяти. Симплиций из Киликии упоминает, что Александр дал комментарий к квадратуре луночек, и соответствующая задача квадратуры круга. В апреле 2007 года сообщалось, что анализ изображений обнаружил ранний комментарий к Категории Аристотеля в Палимпсесте Архимеда, и Роберт Шарплс предположил, что Александр является наиболее вероятным автор.
Есть также несколько сохранившихся оригинальных сочинений Александра. К ним относятся: о душе, проблемах и решениях, этических проблемах, о судьбе и о смешении и росте. Три приписываемые ему работы считаются поддельными: «Медицинские вопросы», «Физические проблемы» и «О лихорадке». Дополнительные работы Александра сохранились в арабском переводе, в том числе: О принципах Вселенной, О провидении и Против Галена о движении.
О душе. (Де анима) - это трактат о душе, написанный в соответствии с принципами, предложенными Аристотелем в его собственном Де анима. Александр утверждает, что неразвитый разум человека материален (nous hylikos) и неотделим от тела. Он категорически возражал против учения о бессмертии души. Он отождествил активный интеллект (nous poietikos), посредством которого потенциальный интеллект в человеке становится актуальным, с Богом. Вторая книга известна как Приложение к «О душе» (Мантисса). Мантисса - это серия из двадцати пяти отдельных частей, первые пять из которых имеют прямое отношение к психологии. Остальные двадцать статей посвящены проблемам физики и этики, из которых самая большая группа связана с вопросами зрения и света, а последние четыре с судьбой и провидением. «Мантисса», вероятно, была написана не Александром в ее нынешнем виде, но большая часть фактического материала может принадлежать ему.
«Проблемы и решения» (Quaestiones) состоит из трех книг, которые, хотя и называются «проблемами и решениями физических вопросов», "лечить предметы, которые не только физические, и не все проблемы. Из шестидесяти девяти пунктов в этих трех книгах двадцать четыре посвящены физике, семнадцать - психологии, одиннадцать - логике и метафизике и шесть - вопросам судьбы и провидения. Маловероятно, что Александр написал все Quaestiones, некоторые из них могут быть собственными объяснениями Александра, а другие могут быть упражнениями его учеников.
Этические проблемы традиционно считались четвертой книгой Quaestiones. Работа представляет собой обсуждение этических проблем, основанных на Аристотеле, и содержит ответы на вопросы и проблемы, вытекающие из школы Александра. Вполне вероятно, что произведение было написано не самим Александром, а его учениками на основе дебатов с участием Александра.
«О судьбе» - трактат, в котором Александр выступает против стоиков учение о необходимости. В «О судьбе» Александр отрицал три вещи: необходимость (ἀνάγκη), предвидение судьбоносных событий, которое было частью стоической идентификации Бога и Природы, и детерминизм в смысле установленной последовательности причин. заранее (προκαταβεβλημένα αἴτια) или предопределено предшествующими (προηγούμενα αἴτια). Он отстаивал точку зрения о моральной ответственности, которую мы сегодня назвали бы либертарианством.
О смешении и росте обсуждает тему смешения физических тел. Это и расширенное обсуждение (и полемика) по стоической физике, и изложение аристотелевской мысли по этой теме.
О принципах Вселенной сохранилось в арабском переводе. Этот трактат не упоминается в сохранившихся греческих источниках, но он пользовался большой популярностью в мусульманском мире, и сохранилось большое количество копий. Основная цель этой работы - дать общее представление об аристотелевской космологии и метафизике, но она также имеет полемический тон и может быть направлена на конкурирующие взгляды внутри перипатетической школы. Александр был озабочен заполнением пробелов в аристотелевской системе и сглаживанием ее несоответствий, а также представлением единой картины мира, как физической, так и этической. Обсуждаемые темы - природа небесных движений и отношения между неизменным небесным царством и подлунным миром зарождения и распада. Его основными источниками являются Физика (книга 7), Метафизика (книга 12) и Псевдо-аристотелиан О Вселенной.
На Провидение сохранилось в двух арабских версиях. В этом трактате Александр выступает против стоической точки зрения, согласно которой божественное провидение распространяется на все аспекты мира; он считает эту идею недостойной богов. Напротив, провидение - это сила, которая исходит с небес в подлунную область и отвечает за порождение и разрушение земных вещей без какого-либо прямого участия в жизни людей.
К VI веку комментарии Александра к Аристотелю считались настолько полезными, что его называли «комментатором» (ὁ ἐξηγητής). Его комментарии были высоко оценены арабами, которые переводили многие из них, и его часто цитирует Маймонид.
. В 1210 году церковный совет Парижа вынес приговор, который, вероятно, был нацелен на труды Александра среди других.
В начале Возрождения его доктрина о смертности души была принята Пьетро Помпонацци (против Томисты и аверроисты ), а также его преемником Чезаре Кремонини. Эта школа известна как александристы.
полоса Александра, оптический феномен, названная в его честь.
Некоторые из работ Александра были опубликованы в издании Алдина Аристотеля, Венеция, 1495–1498; его Де Фато и Де Анима были напечатаны вместе с произведениями Фемистия в Венеции (1534 г.); предыдущая работа, переведенная на латинский Гроцием, а также Шультессом, редактировалась Дж. К. Орелли, Цюрих, 1824 г.; и его комментарии к «Метафизике» Х. Бонитц, Берлин, 1847 г. В 1989 г. первая часть его «Метафизики Аристотеля» была опубликована в английском переводе в рамках проекта Древних комментаторов. С тех пор другие его произведения были переведены на английский язык.