Дхармадхату (санскрит ) - это измерение ',' царство 'или' сфера '(дхату) Дхармы или Абсолютной Реальности.
В буддизме Махаяны дхармадхату (стандартный тибетский : chos kyi dbyings; китайский : 法界) означает «царство явлений »,« царство истины »и нумен. Он упоминается несколькими аналогичными терминами из буддийской философии Махаяны, такими как Татхата (Реальность «как она есть»), пустота, взаимозависимое со-возникновение и вечный Будда. Это «глубочайшая природа или сущность».
Дхармадхату - очищенный ум в его естественном состоянии, свободный от омрачений. Это сущностное качество или природа ума, фундаментальная основа сознания трикайи, доступ к которой осуществляется через поток ума.
, когда природа будды имеет реализовано, дхармадхату также упоминается как Дхармакая, Тело Истины Дхармы.
Он связан с Вайрочаной.
Канг-нам О прослеживает происхождение дхармадхату до Аватамсака сутры. Она получила дальнейшее развитие в школе Хуа-янь :
Эта идея дхармадхату- пратитйасамутпада, которая первоначально была обнаружена в Аватамсака-сутре или Хуа-янь цзин, была полностью развита школой Хуа-янь в систематическую доктрину, приемлемую для интеллектуального вкуса Китая. Можно сказать, что доктрина дхармадхату была в целом изложена в Ту-шуне (557 ~ 640 г. н.э.), сформулирована Чжи-янь (602 ~ 668), систематизирована Фа. -цанг (643 ~ 712) и разъяснен Ченг-куаном (примерно 737 ~ 838) и Цун-ми (780 ~ 841).
Шрималадеви Сутра (III век н.э.), также называемая Львиным Ревом королевы Шрималы, основана на учении татхагатагарбха как «высший сотериологический принцип». В нем говорится, что татхагата-гарбха - это «зародыш» Дхармадхату и Дхармакаи :
Господа, Татхагатагарбха - это ни я, ни живое существо, ни душа, ни личность. Татхагатагарбха - это не область существ, которые впадают в веру в настоящую личность, придерживаются своенравных взглядов, чьи мысли отвлекаются пустотностью. Господь, этот Татхагатагарбха является зародышем Прославленного Дхармадхату, зародышем Дхармакаи, зародышем надмирской дхармы, зародышем внутренне чистой дхармы.
В Шрималадэдеви есть две Суда. возможные состояния Татхагатагарбхи:
[Э] он охвачен загрязнениями, когда его называют только «зародышем Татхагаты»; или свободный от загрязнений, когда «зародыш Татхагаты» больше не «зародыш» (потенциальность), а Татхагата (= Дхармакая ) (действительность).
Сама сутра утверждает это следующим образом:
Эта Дхармакая Татхагаты, когда она не свободна от накопления скверны, упоминается как Татхагатагарбха.
Дхармадхатустава («Восхваление Дхармадхату» "), приписываемый Нагарджуне, хотя и подвергается сомнению, представляет собой трактат о дхармадхату. Согласно Дхармадхатуставу, дхармадхату - это основа, которая делает возможным освобождение:
Дхармадхату - это основа. для состояния будды, нирваны, чистоты и постоянства <157.>Согласно Дхармадхатуставу, дхармадхату виден, когда недуги очищены:
Как масло, хотя и присутствует в молоке,.
смешано с ним и, следовательно, не появляется,. Так и дхармадхату не виден., пока он смешан с недугами... И так же, как врожденная масляная эссенция. Когда молоко очищено, больше не скрывается,. Когда недуги были полностью очищены,.
Дхармадхату будет совершенно без пятен.
В Махаяна Махапаринирвана Сутра, Будда заявляет о себе, что он «безграничный Дхармадхату» - сама совокупность.
Дхармадхату постигается одной из Пяти мудростей :
В Дзогчен текст Золото, очищенное от руды, термин Дхармадхату переводится как «общее поле событий и значений» или «поле всех событий и значений».